Правовое регулирование саморегулирования в сфере энергетики. Правовое регулирование деятельности в сфере энергетики

(Романова В. В.) («Юридический мир», 2013, N 4)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

В. В. РОМАНОВА

Романова Виктория Валерьевна, доцент кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), соискатель кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, партнер российско-британской юридической фирмы «Мусин, Ибрагимов и партнеры», кандидат юридических наук.

В настоящей статье автор проводит правовой анализ особенностей правовой природы отношений в сфере энергетики, субъектного состава правоотношений, объектов правоотношений в сфере энергетики, определяет круг общественных отношений, регулируемых нормами энергетического права.

Ключевые слова: право, частноправовые отношения, публично-правовые отношения, субъект, объект.

Peculiarities of legal character of relations in the sphere of energetic V. V. Romanova

In this article the author makes legal analysis of peculiarities of legal character of relations in the sphere of energetic, subject composition of legal relations, objects of legal relations in the sphere of energetic, shows up the sphere of social relations, which are regulated by energetic law.

Key words: law, private-legal relations, public-legal relations, subject, object.

Следует отметить, что вопрос о правовой природе отношений в сфере энергетики неоднократно поднимался в правовой литературе. Из представленных в правовой литературе позиций в отношении круга общественных отношений в сфере энергетики следует, что все позиции основаны на том, что соответствующие общественные отношения имеют «отраслевую» (энергетическую) общность. В. Ф. Попондопуло, рассматривая вопросы энергетического права и энергетического законодательства, определяет энергетические отношения как отношения по производству, передаче и потреблению энергии, включая электроэнергию и другие ее виды <1>. ——————————— <1> Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития. Энергетика и право. М.: Издательство «Юрист», 2008. С. 205.

В. Ф. Яковлев, П. Г. Лахно подчеркивают, что энергетика — это отрасль экономики и существующие в рамках данной отрасли отношения, в т. ч. и по поводу поиска, разведки, добычи первичных источников, выработки, передачи (транспортировки), распределения и использования (потребления) энергии, как раз они и представляют собой ту основу, на которую накладываются регулирующие их нормы энергетического права <2>. Необходимо обратить внимание, что В. Ф. Яковлевым, П. Г. Лахно дано определение топливно-энергетического комплекса страны как системы связанных энергетических отраслей, предприятий и организаций, имеющих в своей основе единство выполняемых ими функций по добыче (производству), переработке, преобразованию, хранению, транспортированию и распределению энергоносителей и энергетических ресурсов, включая сооружения и эксплуатацию объектов энергетики, с целью обеспечения потребностей населения и экономики страны энергетическими ресурсами, выполнения международных обязательств и охраной окружающей природной среды <3>. ——————————— <2> Энергетическое право России и Германии: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. П. Г. Лахно. М.: Издательская группа «Юрист», 2011. С. 49. <3> Там же. С. 59.

А. Г. Лисицын-Светланов при исследовании специфики правового регулирования нефтегазового комплекса России справедливо отмечает, что возникающие общественные отношения с участием хозяйствующих структур нефтегазового комплекса охватывают весь производственно-хозяйственный цикл, начиная с геологоразведки на площадке возможных месторождений нефти и газа, их освоения с добычей углеводородного сырья, его транспортировки до потребителя с использованием трубопроводных сетей не только в границах России, но и за ее пределами по условиям межгосударственных соглашений <4>. ——————————— <4> Лисицын-Светланов А. Г. Роль права в модернизации экономики России. М.: Учреждение Российской академии наук «Институт государства и права РАН», 2011. С. 16.

О. А. Городов отмечает, что ядром предметной области энергетического права выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере энергетики, которая представляет собой область народного хозяйства, охватывающую энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии, что к указанной группе тесно примыкают иные группы отношений, возникающих в связи с выработкой, преобразованием, передачей и использованием различных видов энергии, среди которых отношения, связанные с инвестированием в энергетику, с экологическими требованиями, предъявляемыми к организации деятельности предприятий энергетики, с обеспечением безопасности в сфере энергетики, с энергоснабжением и др. <5>. ——————————— <5> Городов О. А. Введение в энергетическое право: Учебное пособие. М.: Проспект, 2012. С. 7, 11.

Таким образом, определяясь с кругом отношений, регулируемых нормами энергетического права, можно сказать, что данные отношения охватывают отношения, возникающие в связи с поиском, добычей энергоресурсов, производством, переработкой, передачей, хранением, транспортированием, распределением различных видов энергии, проектированием, строительством энергетических объектов, обеспечением энергетической безопасности. Эти отношения складываются: 1) между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в данной сфере, между данными лицами и лицами, приобретающими различные виды энергоресурсов и которыми оказываются соответствующие услуги; 2) между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в энергетической сфере, уполномоченными государственными органами и соответствующими саморегулируемыми организациями. В первом случае речь идет о частноправовых отношениях, во втором — о публично-правовых отношениях. Следует отметить, что в настоящее время сфера публично-правового регулирования деятельности в сфере энергетики существенно расширена в связи с появлением, действием и развитием института саморегулирования <6>. ——————————— <6> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2005 N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева» // Российская газета. 2005. 28 декабря; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 461-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мисовца Василия Григорьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 15 и 24.6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2009. N 5.

Рассматривая вопросы правового регулирования нефтегазового комплекса, А. Г. Лисицын-Светланов верно отмечает, что отношения, складывающиеся в процессе функционирования нефтегазового комплекса, охватывают разнообразные отношения его участников как по вертикали, так и по горизонтали, а именно отношения публично-правового и частноправового характера с учетом специфики правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, в т. ч. в транснациональных масштабах <7>. ——————————— <7> Лисицын-Светланов А. Г. Указ. соч. С. 15.

Основным объектом частноправовых отношений в сфере энергетики является прежде всего тот или иной вид энергии или энергоресурса, например электрическая энергия, тепловая энергия, газ, нефтепродукты, уголь. В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <8> дано определение энергетического ресурса, под которым понимается энергетический ресурс — носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии). ——————————— <8> Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 48. Ст. 5711.

Согласно нормам § 6 главы 30 ГК РФ электроэнергия, газ, нефть, нефтепродукты относятся к товарам (ст. 548 ГК РФ). В соответствии с п. 26 ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <9> энергия также отнесена к товарам, которые являются предметом внешнеторговой деятельности: «Товар — являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии». ——————————— <9> Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850.

Следует отметить, что в правовой литературе имеется дискуссия по вопросу о принадлежности энергии к тому или иному виду объектов гражданских прав <10>. В. Ф. Яковлев, П. Г. Лахно, рассматривая данный вопрос, отмечают наличие четырех концепций — вещной, обязательственной, смешанной и автономной и предлагают определять энергию (в первую очередь электрическую) в качестве самостоятельного объекта гражданских и иных прав <11>. ——————————— <10> См., напр.: Зайченко Н. Электрическая энергия в гражданском праве: проблемы определения и классификации // Хозяйство и право. М., 2007. N 12; Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 6; Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 7; Матиящук С. В. Электрическая энергия: право требования или особый вид имущества // Цивилист. Научно-практический журнал. М.: АНО «Юридические программы», 2008. N 4; Матиящук С. В. Электрическая энергия и мощность как особые объекты гражданского оборота: вопросы теории и практики // Журнал российского права. М.: Норма, 2008. N 12. <11> Яковлев В. Ф., Лахно П. Г. Энергетическое право как комплексная отрасль права России. Энергетическое право России и Германии: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. П. Г. Лахно, русск. издание. М.: Издательская группа «Юрист», 2011. С. 43.

Объектом отношений в сфере энергетики могут быть также работы по строительству новых энергетических объектов, модернизации, реконструкции существующих энергетических объектов, проектные, изыскательские работы, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Объектом отношений в сфере энергетики могут быть также различные виды услуг. Что касается объектов публично-правовых отношений, то, как верно отмечают Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров, в каждом конкретном административно-правовом отношении объектом является то, на что направлены права и обязанности его участников, т. е. на то, ради чего возникает правоотношение <12>. Объектами публично-правовых отношений в сфере энергетики являются действия, поведение субъектов энергетических отношений. В случае, если действия субъектов энергетических отношений нарушают установленные законом требования, предусматривается административная и уголовная ответственность <13>. ——————————— <12> Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. С. 62. <13> См., напр.: ст. 9.6 — 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ст. 215, ст. 215.1 — 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.

На основании очерченного круга общественных отношений, складывающихся в сфере энергетики, представляется, что энергетическое право может быть определено как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения (как частноправовые, так и публично-правовые), возникающие в связи с поиском, добычей энергоресурсов, производством, переработкой, поставкой, хранением, транспортировкой различных видов энергии, проектированием, строительством энергетических объектов, обеспечением энергетической безопасности.

——————————————————————

В самом общем виде под энергетикой можно понимать сферу человеческой деятельности, связанную с преобразованием потенциала природных ресурсов в энергию. В этом качестве энергетика включает в себя широкий круг общественных отношений, складывающихся при осуществлении полного экономического цикла от разведки, поиска, добычи полезных ископаемых - природных энергетических ресурсов (газа, нефти, угля, торфа, урана, плутония), их переработки в целях получения энергоносителя, производства энергии (в конечном счете электрической и тепловой), ее передачи (распределения) от источников генерации к потребителям до потребления энергии. Кроме того, к энергетике относят деятельность в области магистрального трубопроводного транспорта, а также строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации энергетических объектов, производства энергетического оборудования и торговли им.

Следовательно, энергетика как отрасль экономики включает в себя топливно-энергетический и атомный энергетический комплексы, альтернативную энергетику (энергетику возобновляемых энергетических ресурсов), нефтяную, газовую и угольную промышленность, энергетическое строительство и иные сферы общественной деятельности, связанные с энергетическими ресурсами и соответствующими им полезными ископаемыми, энергией, энергетическими объектами и инфраструктурой.

Как видно, рассматриваемая сфера общественных отношений обладает предметным единством, которое обусловливается общей направленностью данных отношений на удовлетворение потребностей человека в таком экономическом благе, как энергия. Названное предметное единство и значимость потребности, на которой оно основано, предопределяют обособление энергетики от иных областей экономической деятельности. С политической точки зрения это обособление выражается в формировании отдельного направления государственной политики - энергетической политики . В юриспруденции же стремление обособить энергетические отношения от иных приводит к попыткам сформулировать концепцию энергетического права.

Относительно места энергетического права в системе российского права в юридической науке еще не сложилось внятного представления. Высказываются мнения об энергетическом праве как о комплексной отрасли права 1 , «комплексной межотраслевой интегрированной группе правовых норм», не характеризуемой как отрасль, институт или иной известный науке элемент системы права . Налицо и тенденция к обособлению энергетического права как науки и как учебной дисциплины. Такая тенденция - объективный исторически обусловленный и закономерный процесс развития российского юридического образования, призванного отвечать на запросы правоприменительной практики. Но юридическое научное сообщество неоднозначно воспринимает выделение новой научной специальности «энергетическое право». Возможно, более правильным являлось бы признание в ближайшей исторической перспективе такой науки, как экономическое право, в предмет которого включались бы все правовые образования, посвященные регулированию экономической деятельности, в том числе и в сфере энергетики .

Предмет энергетического права обычно характеризуется как весь комплекс общественных отношений в сфере энергетики, понимаемой в широком смысле.

Вместе с тем представляется, что отношения в сфере энергетики не обладают качественным отличием от отношений, которые рассматриваются как предмет предпринимательского и иных сложившихся отраслей права. Так, в части производства, передачи энергии и осуществления сопутствующей этим процессам деятельности речь идет о типичном именно для предпринимательского права сочетании предпринимательских и иных связанных с ними экономических «горизонтальных» отношений с «вертикальными» по регулированию, осуществляемому органами власти и уполномоченными организациями, в том числе СРО. Отсутствие приоритета частного интереса (к примеру, интереса организаций энергетики в получении прибыли) перед публичным (бесперебойное и качественное снабжение потребителей энергетическими ресурсами и их экономное использование) и наоборот свидетельствует о применении методов и принципов регулирования, присущих предпринимательскому праву.

Нормы, посвященные добыче природных энергетических ресурсов (характеризуемые иногда как «право первичных источников энергии»), могут быть отнесены к горному праву, которое согласно относительно устоявшейся точке зрения имеет собственное место в системе российского права.

Переработка минерального сырья с целью получения энергетических ресурсов, газовая и трубопроводная промышленность регулируются нормами предпринимательского права, составляющими институт правового регулирования промышленности, а строительство (реконструкция, ремонт) энергетических объектов - нормами, составляющими институт правового регулирования строительной деятельности.

Таким образом, с позиций предпринимательского права энергетику целесообразно рассматривать как область экономической деятельности, включающую в себя электроэнергетику и теплоснабжение, а также атомную энергетику как специфический способ производства электрической и тепловой энергии. В связи с этим представляется возможным утверждать о существовании институтов правового регулирования оптового, розничного рынков электроэнергии (мощности), сетевой деятельности и оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, деятельности в области атомной энергии, теплоснабжения, обеспечения энергосбережения и энергетической эффективности и др.

Вопрос об объединении указанных институтов в единую подотрасль энергетического права в условиях глубокой дифференциации правового регулирования постреформенной отрасли экономики, а также фактического отсутствия общих норм и единых правоприменительных подходов к различным видам деятельности в энергетике представляется преждевременным. Вместе с тем выделение общих понятий и особенностей, присущих правовому регулированию деятельности в электроэнергетике, безусловно, возможно.

Прежде всего, как было отмечено выше, конечной целью регулирования экономической деятельности в энергетике является создание гарантий обеспечения граждан и самих хозяйствующих субъектов энергией.

На основании единого понятия энергии, не дифференцированной на виды (электрическая, тепловая) в § 6 гл. 30 ГК РФ включены общие нормы о договоре энергоснабжения, в соответствии с которыми энергия является товаром. Значение такого обобщения, однако, нивелируется тем, что в соответствии с п. 4 ст. 539 и п. 1 ст. 548 ГК РФ специальные законы и иные правовые акты имеют приоритет перед ГК РФ в регулировании отношений по снабжению как электрической, так и тепловой энергией. Следовательно, нормы § 6 гл. 30 ГК РФ не могут рассматриваться как «общая часть» энергетического права.

Наличие у энергии экономических свойств товара, отраженных в ГК РФ, вовсе не означает однозначность юридической квалификации энергии как вещи и даже имущества. Вопрос о юридической природе энергии вызывает интерес у исследователей, некоторые из них соглашаются с вещной природой энергии как объекта гражданских прав.

Однако энергия является, по сути, физической величиной, и ее материальная природа весьма условна. В литературе верно отмечается, что энергия не существует отдельно от проводника (передающего оборудования) и потребляющих ее установок. Поэтому можно согласиться с мнением о том, что «правовое регулирование, следуя за экономикой... вынуждено прибегнуть к созданию товарной фикции энергии в целях распространения на нее права собственности..., правовая трактовка энергии в действующем законодательстве является по своей природе фикционной» . Следовательно, наиболее убедительным представляется подход, согласно которому энергия относится к «иному имуществу», помимо вещей, согласно представленной в ст. 128 ГК РФ классификации объектов гражданских прав. При этом характеристика энергии как имущества не является общеотраслевой. В частности, с точки зрения уголовного права незаконное присоединение к электросети не является хищением имущества .

Указанное свойство энергии как экономического блага - неотделимость от энергопередающего и энергопринимающего устройств - обусловливает взаимозависимость деятельности снабжающей организации и потребителя, в результате которой договорные отношения распространяются и на сферу использования соответствующего ресурса .

В качестве примеров проявления специфики энергии как объекта экономической деятельности можно привести следующие.

1. Возможность получения энергии только через сеть, соединяющую объект генерации с потребителем, обусловливает специфику договорных связей в энергетике, поскольку одного договора, направленного на приобретение энергии, для удовлетворения потребности в ней недостаточно. Для приобретения энергии необходимо в первую очередь присоединить объект потребителя к сети, для чего заключается договор о технологическом присоединении (подключении). Далее необходимо урегулировать отношения по передаче энергии по сети путем заключения договора оказания такого рода услуг. Лишь при соблюдении этих условий может быть исполнен договор, по которому потребитель физически приобретает энергию (договор купли-продажи).

При этом законодательство также предусматривает договорные модели, объединяющие в интересах потребителей разнородные обязательства (по обеспечению передачи энергии и ее продаже): договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, договор теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.

  • 2. На потребителя возлагаются обязанности по соблюдению режима потребления энергии ", нарушение которого может повлечь неблагоприятные последствия не только для снабжающей организации, но и для третьих лиц в силу технологической связи всех элементов энергосистемы.
  • 3. В процессе передачи энергии от производителя к потребителю возникают потери энергии в сетях , что порождает целый комплекс отношений, связанных с компенсацией таких потерь. Регулирование указанных отношений наглядно отражает взаимосвязь субъектов энергетики и сочетание различных методов регулирования в целях обеспечения баланса их интересов. Так, потребители компенсируют сетевой организации нормативные потери в составе тарифа на соответствующий ресурс или услугу («вертикальные» отношения), поскольку эти потери рассматриваются как технологически объективный фактор, сопутствующий ресурсоснабжению. Сверхнормативные потери (например, вследствие невыделенного бездоговорного потребления энергии) оплачиваются сетевой организацией самостоятельно путем обязательного заключения договоров, направленных на

приобретение энергии в объеме этих потерь («горизонтальные» отношения) .

4. Динамические свойства энергии обусловливают необходимость правовой регламентации учета ее количества на каждом этапе технологического процесса передачи к потребителю (отпуск в сеть, отбор от сети). Такая регламентация обеспечивается путем установления обязанности собственников объектов, потребляющих соответствующий ресурс, по установке приборов учета. В целях организации расчетов за потери во внутридомовых и иных внутренних сетях (например, в границах садового товарищества) также предусматривается обязанность по установке приборов учета на границе соответствующей централизованной сети. Такие приборы учета называются коллективными. В случае отсутствия приборов учета или невозможности использования их данных (например, если они не прошли в установленном порядке поверку) объем ресурса определяется расчетным путем в порядке, установленном подзаконными правовыми актами. Установление количества энергии с использованием данных приборов учета либо расчетным путем определяется как коммерческий учет энергетических ресурсов .

В литературе, однако, отмечается, что признак снабжения через присоединенную сеть, на котором основана регламентация отношений по договору энергоснабжения в ГК РФ и некоторые следствия из которого рассмотрены выше, в настоящее время утрачивает актуальность, поскольку тенденцией регулирования является дифференциация видов деятельности в энергетике как по виду ресурса (электричество или тепло), так и по содержанию деятельности (сетевая, торговая и снабженческая деятельность) .

Иными словами, для регулирования отношений по обороту энергии нормы части второй ГК РФ не имеют того основополагающего значения, которое проявляется во многих других частноправовых предпринимательских отношениях. Специфика рассматриваемых отношений отражена прежде всего в специальном энергетическом законодательстве.

Правовое положение субъектов, осуществляющих деятельность в области энергетики, и предъявляемые к ним требования крайне неоднородны.

Однако имеется общая особенность, связанная с тем, что по общему правилу экономическую деятельность в области энергетики вправе осуществлять лишь юридические лица. Это следует уже из законодательной терминологии. Например, Закон об электроэнергетике предусматривает среди субъектов электроэнергетики сетевые организации, энергосбытовые и энергоснабжающие организации, организации, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление.

В отношении гарантирующих поставщиков и субъектов оптового рынка электроэнергии и мощности прямо предусмотрено, что ими могут быть только коммерческие организации 1 . Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» объединяет хозяйствующих субъектов в понятие «эксплуатирующая организация». Закон о теплоснабжении предусматривает осуществление регулируемой деятельности в области теплоснабжения именно организациями, однако содержит оговорку о возможности применения правил о теплоснабжающих и теплосетевых организациях к индивидуальным предпринимателям по аналогии.

Некоторые виды деятельности, а именно оказание услуг по передаче электрической и тепловой энергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, являются естественно-монопольными .

При этом в действительности на монопольной основе осуществляется лишь оперативно-диспетчерское управление: в рамках Единой энергетической системы России и каждой технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы управление организовано на базе единого для каждой системы хозяйствующего субъекта, именуемого системным оператором .

Деятельность по передаче энергии, хотя и названа в законе естественно-монопольной, осуществляется в условиях более или менее развитой конкуренции между хозяйствующими субъектами. Например, в Москве осуществляют деятельность одновременно более 20 территориальных электросетевых организаций 1 .

На основании ст. 6 Закона о естественных монополиях в отношении услуг сетевых организаций и системного оператора осуществляется государственное регулирование тарифов. Но сферами деятельности субъектов естественных монополий ценовое регулирование в энергетике не ограничивается. Статья 23 1 Закона об электроэнергетике и ст. 8 Закона о теплоснабжении предусматривают разветвленную систему регулируемых государством цен (тарифов), которая охватывает в том числе генерирующую и сбытовую деятельность . Особенностью тарифов в энергетике является их адресный характер, т. е. установление тарифов в основном осуществляется применительно к деятельности каждого хозяйствующего субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность.

Особое положение сетевых организаций по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулируемую деятельность в энергетике, как представляется, обусловлено тем, что именно они организуют присоединение (подключение) объектов потребителей к соответствующей сети и, таким образом, именно от их действий зависит доступ конечного потребителя к энергетическим ресурсам, который должен быть равным. Энергетическое законодательство основано на принципе недискриминационного доступа к услугам, предоставляемым сетевыми организациями, который предполагает детальную регламентацию действий сетевой организации по факту поступившей от потребителя заявки на присоединение (подключение) его объекта к электрической или тепловой сети.

Для большинства видов деятельности в энергетике не требуется членство в СРО или лицензия. Исключениями являются проведение энергетических обследований (энергоаудит), требующее членства в СРО , а также деятельность в области атомной энергии, требующая лицензию 1 . Законом о теплоснабжении предусмотрено членство тепло- сетевых, теплоснабжающих организаций в СРО, однако, поскольку такое членство не является обязательным, в настоящее время соответствующие законоположения не имеют практического применения .

Вместе с тем нормативными правовыми актами предусматриваются иные условия допуска хозяйствующих субъектов к той или иной деятельности: включение в реестр (например, для субъекта оптового рынка электроэнергии и мощности), утверждение уполномоченным органом тарифа (например, для сетевой организации), конкурсный отбор (для гарантирующего поставщика или единой теплоснабжающей организации).

Характер государственного (муниципального) регулирования предпринимательской деятельности в энергетике обладает спецификой, обусловленной сложным сочетанием различных методов регулирования.

Доля прямого государственного управления деятельностью хозяйствующих субъектов, при котором государство выступает в качестве собственника, управляющего государственным имуществом, в результате реформирования энергетики существенно сократилась. Вместе с тем сохраняется доля участия государства в уставных капиталах многих хозяйствующих субъектов, образованных в результате реформирования ОАО РАО «ЕЭС России», а в некоторых случаях закон прямо предусматривает обязательный размер доли участия государства в уставном капитале хозяйствующего субъекта.

Например, в соответствии со ст. 8, 12 Закона об электроэнергетике доля прямого или косвенного участия Российской Федерации в уставном капитале организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью должна составлять не менее 50% плюс 1 акция, а в уставном капитале системного оператора - 100%. Атомный энергопромышленный комплекс находится в ведении обществ группы Государственной корпорации «Росатом», учрежденной Российской Федерацией.

Среди методов общего государственного (муниципального) регулирования значительная роль отводится косвенному регулированию, к которому помимо тарифного регулирования можно отнести:

  • - утверждение инвестиционных программ субъектов энергетики , на основе которых, во-первых, определяется объем компенсируемых через регулируемые цены (тарифы) капитальных вложений, а во-вторых, для сетевых организаций определяется техническая возможность сложных технологических присоединений к электрическим или тепловым сетям;
  • - утверждение схем и программ перспективного развития электроэнергетики 1 , схем теплоснабжения , представляющих собой документы государственного (муниципального) планирования, которым должны соответствовать инвестиционные программы хозяйствующих субъектов в целях обеспечения энергетического баланса производства и потребления;
  • - стимулирование энергосбережения, производства электрической энергии на основе возобновляемых источников, в том числе путем предоставления бюджетных субсидий .

В энергетике существует собственная система информационного обеспечения , основанная на положениях Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса». Указанный Закон предусматривает создание государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК), содержащей сведения о состоянии, прогнозе развития топливно-энергетического комплекса, об энергетических ресурсах, их потреблении, о тарифах, субъектах энергетики, об их финансовом положении, инвестиционных программах, энергетических объектах и т. п.

Законом предусматривается единая система представления информации хозяйствующими субъектами, которая, однако, не отменяет установленные иными нормативными правовыми актами обязанности субъектов энергетики по представлению информации или ее раскрытию в иных информационных ресурсах . В настоящее время ГИС ТЭК находится в стадии формирования .

  • См. распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года».
  • См.: Энергетическое право: учебник / под ред. В. В. Романовой. М., 2014. С. 37-39;Городов О. А. Введение в энергетическое право: учеб, пособие. М., 2012. С. 17; Мартынов П. А. Энергетическое право: учебник. М., 2014. С. 4.
  • См.: Лахно П. Г. Российская модель энергетического права. URL: http://files.enreg.eu/material/2013/08.07.2013.Lachno_rus.pdf.
  • Подробнее см.: Мацкевич И. М., Власенко Н. А. Формализация специальностей научных исследований в сфере права: содержание и перспективы // Журнал российскогоправа. 2013. № 6. С. 116-147.
  • О разобщенности правового регулирования отношений в энергетике см.: Азамат Ж. О проблеме дифференциации правового регулирования оборота энергии. URL:https://zakon.ru.
  • 2 Свирков С. А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборотаэнергии. М., 2013. С. 64.

М.: 2014. - 656 с.

В Общей части учебника рассматриваются общие положения об энергетическом праве, его понятии, источниках, правовом режиме энергетических ресурсов, правовом режиме энергетических объектов, правовом положении субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики, государственном регулировании и саморегулировании. В Общей части представлены теоретические взгляды по основным проблемам энергетического права с учётом правоприменительной практики и тенденций развития энергетического законодательства.

В Особенную часть включены разделы, посвящённые правовому регулированию в отдельных отраслях энергетики: газовой, нефтяной, угольной отраслях, в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, в области использования атомной энергии. Учебник подготовлен на основе современного законодательства с учётом правоприменительной практики. Учебник предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей юридических высших учебных заведений, для научных работников, практикующих юристов, государственных служащих, судей, специалистов, интересующихся вопросами правового регулирования в сфере энергетики.

Формат: pdf

Размер: 2,2 Мб

Скачать: Rghost

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 8
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Раздел I. Понятие и источники энергетического права
Глава 1. Понятие энергетического права 19
§ 1. Правовая природа отношений в сфере энергетики 19
§ 2. Методы энергетического права 26
§ 3. Принципы энергетического права 29
§ 4. Энергетическое право как наука 33
§ 5. Энергетическое право как учебная дисциплина 40
Глава 2. Источники энергетического права 43
§ 1. Общая характеристика источников энергетического права 43
§ 2. Нормативные правовые акты как источник энергетического права 44
§ 3. Международные договоры как источник энергетического права 55
§ 4. Обычаи как источник энергетического права 62
§ 5. Судебные акты высших судебных инстанций
как источник энергетического права 70
§ 6. Акты саморегулируемых организаций
как источник энергетического права 73
§ 7. Локальные акты юридических лиц
как источник энергетического права 76
§ 8. Доктрина как источник энергетического права 78
Раздел II. Частноправовые отношения в сфере энергетики
Глава 1. Общая характеристика частноправовых отношений
в сфере энергетики 81
§ 1. Общая характеристика и источники правового регулирования
частноправовых отношений в сфере энергетики 81
§ 2. Правовой режим энергетического ресурса 83
§ 3. Правовой режим энергетических объектов 91
§ 4. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в сфере энергетики 100
Глава 2. Договорное регулирование в сфере энергетики 116
§ 1. Общая характеристика договорного регулирования
в сфере энергетики 116
§ 2. Договоры поставки энергетических ресурсов 124
§ 3. Договоры, регулирующие отношения по передаче, транспортировке,
перевозке энергетических ресурсов 138
§ 4. Договоры на технологическое присоединение к электрическим сетям,
системам теплоснабжения, газораспределительным,
газотранспортным сетям, магистральным нефтепроводам 146
§ 5. Соглашения о разделе продукции 155
§ 6. Концессионные соглашения 156
§ 7. Договоры на хранение энергетических ресурсов 158
§ 8. Договоры на строительство, реконструкцию
и модернизацию энергетических объектов 160
§ 9. Договоры поставки энергетического оборудования 163
§ 10. Энергосервисный договор (контракт) 165
§11. Договорное регулирование инновационной деятельности
в сфере энергетики 167
Раздел III. Публичноправовые отношения в сфере энергетики
Глава 1. Государственное регулирование в сфере энергетики 172
§ 1. Государственная энергетическая политика и стратегия 172
§ 2. Принципы государственного регулирования в сфере энергетики 174
§ 3. Государственные органы, осуществляющие государственное
регулирование в сфере энергетики 180
Глава 2. Саморегулирование в сфере энергетики 224
§ 1. Общая характеристика, источники правового регулирования
саморегулирования и виды саморегулируемых организаций
в сфере энергетики 224
§ 2. Саморегулируемые организации в сфере электроэнергетики 231
§ 3. Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения 235
§ 4. Саморегулируемые организации в области
энергетического обследования 239
§ 5. Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц,
осуществляющих работы по инженерным изысканиям,
проектированию, строительству энергетических объектов 243
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Раздел I. Правовое регулирование газовой отрасли
Глава 1. Стратегия развития газовой отрасли и источники правового
регулирования общественных отношений в газовой отрасли 253
§ 1. Стратегия развития газовой отрасли 253

в газовой отрасли 256
Глава 2. Частноправовые отношения в газовой отрасли 266
§ 1. Правовой режим газа как энергетического ресурса 266
§ 2. Правовой режим энергетических объектов газовой отрасли 272

в газовой отрасли 278
§ 4. Договорное регулирование в газовой отрасли 289
Глава 3. Публичноправовые отношения в газовой отрасли 299
§ 1. Государственное регулирование в газовой отрасли 299
§ 2. Саморегулирование в газовой отрасли 315
Раздел II. Правовое регулирование нефтяной отрасли
Глава 1. Стратегия развития нефтяной отрасли и источники правового
регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли 325
§ 1. Стратегия развития нефтяной отрасли 325
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в нефтяной отрасли 328
Глава 2. Частноправовые отношения в нефтяной отрасли 336
§ 1.Правовой режим нефти и нефтепродуктов 366
§ 2. Правовой режим энергетических объектов нефтяной отрасли 347
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в нефтяной отрасли 354
§ 4. Договорное регулирование в нефтяной отрасли 364
Глава 3. Публичноправовые отношения в нефтяной отрасли 374
§ 1. Государственное регулирование в нефтяной отрасли 374
§ 2. Саморегулирование в нефтяной отрасли 382
Раздел III Правовое регулирование угольной отрасли
Глава 1. Стратегия развитияугольной отрасли и источники
правового регулирования общественных отношений в угольной отрасли 388
§ 1. Стратегия развития угольной отрасли 388
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в угольной отрасли 391
Глава 2. Частноправовые отношения в угольной отрасли 397
§ Шравовой режим угля 397
§ 2. Правовой режим энергетических объектов угольной отрасли 401
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в угольной отрасли 404
§ 4. Договорное регулирование в угольной отрасли 410
Глава 3. Публичноправовые отношения в угольной отрасли 415
§ 1. Государственное регулирование в угольной отрасли 415
§ 2. Саморегулирование в угольной отрасли 418
Раздел IV. Правовое регулирование в сфере электроэнергетики

Глава 1. Стратегия развития электроэнергетики и источники правового
регулирования общественных отношений в сфере электроэнергетики 424
§ 1. Стратегия развития электроэнергетики 424
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в сфере электроэнергетики 427
Глава 2. Частноправовые отношения в сфере электроэнергетики 438
§ 1.Правовой режим электрической энергии и мощности 438
§ 2. Правовой режим энергетических объектов в сфере электроэнергетики 446
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений в сфере
электроэнергетики 456
§ 4. Договорное регулирование в сфере электроэнергетики 465
Глава 3. Публичноправовые отношения в сфере электроэнергетики 475
§ 1. Государственное регулирование в сфере электроэнергетики 477
§ 2. Саморегулирование в сфере электроэнергетики 490
Раздел V. Правовое регулирование в сфере теплоснабжения

Глава 1. Стратегия развития теплоснабжения и источники правового
регулирования общественных отношений в сфере теплоснабжения 504
§ 1. Стратегия развития теплоснабжения 504
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в сфере теплоснабжения 507
Глава 2. Частноправовые отношения в сфере теплоснабжения 516
§ 1.Правовой режим тепловой энергии 516
§ 2. Правовой режим энергетических объектов в сфере теплоснабжения 521
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в сфере теплоснабжения 528
§ 4. Договорное регулирование в сфере теплоснабжения 537
Глава 3. Публичноправовые отношения в сфере теплоснабжения 547
§ 1. Государственное регулирование в сфере теплоснабжения 547
§ 2. Саморегулирование в сфере теплоснабжения 558
Раздел VI. Правовое регулирование в области использования атомной энергии
Глава 1. Стратегия развития атомной энергетика и источники правового
регулирования общественных отношений в области
использования атомной энергии 562
§ 1. Стратегия развития атомной энергетики 562
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в области использования атомной энергии 566
Глава 2. Частноправовые отношения в области
использования атомной энергии 583
§ 1.Правовой режим ядерных материалов, радиоактивных отходов 583
§ 2. Правовой режим энергетических объектов в области
использования атомной энергии 594
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в области использования атомной энергии 601
§ 4. Договорное регулирование в области использования атомной энергии 614
Глава 3. Публичноправовые отношения в области
использования атомной энергии 622
§ 1. Государственное регулирование в области использования
атомной энергии 622
§ 2. Саморегулирование в области использования атомной энергии 632
Библиография 638

Как верно отмечает Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин «мы гордимся тем, что Россия является одной из ведущих энергетических держав мира. Мы располагаем значительными запасами энергоресурсов, серьёзными мощностями для их переработки и транспортировки. И наша задача - с умом использовать это богатство на благо граждан России, для развития экономики, социальной сферы, укрепления экспортного потенциала нашей страны».

Понятие и предмет энергетического права

Определение 1

Энергетическое право является системой норм права, которые регулируют отношения в обществе, формирующиеся в связи с производством, преобразованием, отдачей, реализацией, применением и сбережением разнообразных видов ресурсов энергетического типа, а также по поводу обеспечения энергетической безопасности.

Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, которые складываются в сфере энергетики, являющейся одной из важнейших составляющих экономики любой страны современного периода времени, а также отношения в обществе, которые связаны с экологическими требованиями, инвестициями в сферу энергетики, антимонопольными мерами, мерами по обеспечению безопасности на объектах энергетики и мерами энергетической безопасности.

Энергетическое право как комплексная правовая отрасль системы права РФ

Энергетическое право сочетает в себе юридические нормы, входящие в комплексные образования гражданского, уголовного, административного и трудового права.

В соответствии со 2-ой статьей Федерального закона «Об электроэнергетике», законодательство России об энергетике базируется на Конституции РФ, и состоит из ГК РФ действующего ФЗ и иных федеральных законов, которые регулируют отношения в сфере электроэнергетики, а также указов президента государства и постановлений Правительства РФ, принимаемых в соответствии с указанным федеральным законам.

Отталкиваясь от этого, энергетическое право может рассматриваться в форме специальной части публичного права. Энергетическое право является правовой системой норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессии и в связи с реализацией деятельности экономического характера в сфере энергетики. Совместно с этим нужно отметить, что отнесение энергетического права к публичному или частному блоку в границах отечественной правовой системы в значительной мере соответствует отношениям к проблематике институционального фактора в применении права и правотворчестве.

Институционализация энергетического права, обусловленная единством целей и задач правового урегулирования, должна в себя включить взаимную связь правового института, нормы, отрасли и подотрасли права. Данные элементы системы права организованы по признакам преобладания предмета урегулирования права. Но в науке не образовалось общего подхода к осознанию предметности энергетического права.

Яковлев В.Ф. отметил, что энергетическое право представляется реальностью. Иной вопрос, какой же смысл в этот термин вкладывается. Чем же эта реальность является – подотраслью законодательства или правовой отраслью? Думаю, мы можем применять это словосочетание по аналогии тому, как мы можем говорить о сельскохозяйственном, промышленном, транспортном праве и т.п. На самом же деле, речь идет об общности норм, правовых источников, актов законодательства, которые обеспечивают урегулирование этой важнейшей экономической отрасли.

Замечание 1

П.Г. Лахно, в собственную очередь, рассмотрел энергетическое право в образе подотрасли предпринимательского права.

В.Ф. Попандопуло отмечает, что энергетическое право в форме одного из урегулировало имущественные и личные неимущественные отношения меж лицами, которые реализуют деятельность в сфере энергетики, либо иным образом принимают в ней участие. Здесь речь идет об энергетических отношениях, базирующихся на автономии воли, на имущественной самостоятельности и равенстве участников.

В то же время, О.А. Городов говорил о том, что энергетическое право выступает в образе комплексной правовой отрасли, которая объединяет в своей предметной области большой число разных групп отношений, существующих в сфере энергетики, а также тесно взаимно воздействует с профилирующими и специальными правовыми отраслями, и прежде всего с гражданским и административным правом.

На основании всего этого можно сделать вывод, что «энергетическое право является системой норм права, которые на комплексной базе регулируют запреты, дозволения, обязывания в сфере общественных отношений, которые формируются в связи с преобразованием, производством, реализацией, передачей, использованием различных видов энергоресурсов, их сохранением, обеспечением безопасности энергетического типа.

Согласившись с тем, что развитие энергетического права исходит от института гражданского права к комплексной отрасли автономности в границах отечественной системы права, необходимо образовать специфическую методику правового урегулирования. В последнее время применяются императивный и диспозитивный методы в форме универсальных для базисных отраслей отечественной системы права таких, как:

  • Административное право;
  • Гражданское право.

В связи с этим с институциональной стороны энергетическое право абсолютно точно вправе занять самостоятельное отдельное место в форме комплексной отрасли в границах российской системы права. Нормы, являющиеся свойственными энергетическому праву, управляют специфическими группировками отношений в сфере энергетики, формирующие обособленный независимый предмет урегулирования, но взаимно связанный тесным образом с иными правовыми отраслями. Это относимо и к гражданскому правовому аспекту в общественных отношениях, которые имеют отношение к энергетическим ресурсам в виде товара, и к административному правовому урегулированию отношений в обществе в сфере энергетики.

Необходимость государственного содействия становлению института саморегулирования нашла свое отражение в программных документах Правительства Российской Федерации и в выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева, полностью поддерживающего уже достаточно солидные по возрасту идеи передачи государственных функций общественным организациям, в том числе, саморегулируемым. Поддержка и идея саморегулирования бизнеса прозвучала в недавнем выступлении президента на заседании комиссии по модернизации технологического развития экономики в январе в городе Липецке. Развитие саморегулирования в целом и в отдельных отраслях экономики в частности выделяется в качестве одной из задач в документах, определяющих основные стратегические направления РФ в срочной и долгосрочной перспективе, таких как концепция социально-экономического развития и основные направления деятельности правительства РФ на период 2012 года.
27 ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон 261 об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, установивший требования к энергетическим обследованиям, которые могут проводить только организации или лица, являющиеся членами СРО. В силу 30 июля 2010 г. вступил Федеральный закон 190 о теплоснабжении, согласно которому предлагается с 1 января 2011 г. введение в силу нормы о необходимости наличия у теплоснабжающих и тепловых организаций свидетельства о допуске к работам СРО в сфере теплоснабжения.
Сегодня зарегистрированы 16 саморегулируемых организаций в области энергообследований не только в Москве, но и в других регионах РФ. Основная цель энергоаудита – это получение объективных данных об объеме используемых ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережений, повышение энергетической эффективности, разработка перечня типовых доступных мероприятий по энергосбережению, повышение энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки. По результатам энергетического обследования обязательно составляется энергетический паспорт, который является официальным документом, содержащим информацию об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, объеме используемых энергетических ресурсов и его изменениях, показателях энергетической эффективности.
По данным Ростехнадзора, более 80% энергоблоков, опасных производственных объектов тепло- и электроэнергетики отработали расчетный срок службы. К 2015 г. 90 электроблоков отработают уже парковый ресурс. В промышленной энергетике 34000 агрегатов под надзором Ростехнадзора, 40 из которых отработали нормативный срок службы. С целью получения объективных данных по показателям энергетической эффективности и потенциала энергосбережения, разработки перечня типовых доступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведения их стоимостной оценки, НТЦ «Промышленная безопасность» предложило Минэнерго России включить работы по оценке технического состояния оборудования, эксплуатируемого на опасных производственных объектах, в перечень обязательных работ по энергетическим обследованиям.
В перечень организаций, для которых проведение энергетического обследования является обязательным, входят органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц, организации с участием в государстве или муниципального образования и организации, осуществляющие регулированные виды деятельности. Кроме того, обязательному энергетическому обследованию подлежат организации, осуществляющие производство и транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, нефтепродуктов, фактически вся экономика РФ. Организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива превышают 10 млн руб. за календарный год. Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемой полностью или частично за счет Федерального, субъектов Федерации и местных бюджетов.
Федеральным законом государственное лицензирование в области энергетических обследований не предусмотрено. Оказывать услуги в этой области могут только лица, являющиеся членами СРО в области энергетического обследования, включенных в государственный реестр таких организаций. Постановлением Правительства РФ на Министерство энергетики РФ возложены функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и контроля за их деятельностью. Создание и функционирование СРО в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона 261 и ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях».
Некоммерческая организация может приобрести статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования при условии ее соответствия следующим требованиям: это объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее, чем 40 субъектов профессиональной деятельности. Наличие документов, в том числе стандартов правил, обязательных для выполнения всеми членами СРО в области энергетического обследования. Наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов СРО в области энергетического обследования как способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО в области энергетического обследования.
Фактически принцип создания СРО аналогичен тем организациям, которые в других отраслях промышленности сегодня созданы или создаются. С учетом мнения ведущих специалистов институтов, предприятий были выработаны приоритетные направления работы по ведению саморегулирования. Получила одобрение и идея создания СРО в области промышленной безопасности, объединяющая лиц, проводящих оценку соответствия, прежде всего, экспертизы промышленной безопасности.
В настоящее время уже созданы или находятся на стадии создания более 20 некоммерческих партнерств, будущих СРО в области промышленной безопасности. В октябре 2009 г. только началась, к сожалению, регистрация СРО в области промышленной безопасности в государственном реестре, ведение которого осуществляет Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии Росреестр. На 20 августа в Госреестре зарегистрированы 14 СРО в области промышленной безопасности. Чем больше становится таких организаций, тем громче слышны их обращения о необходимости введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве.
Сейчас уже стало ясно, что для того, чтобы механизмы саморегулирования в области промышленной безопасности работали на полную мощность, необходимо внесение соответствующих изменений в ФЗ РФ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Такая позиция поддержана и в части парламентских слушаний на тему о совершенствовании законодательной базы, обеспечения безопасности опасных производственных объектов, которая была рекомендована Федеральному Собранию РФ внести изменения в ФЗ №116, в том числе, в части разграничения ответственности государства и субъектов экономической деятельности, передачи отдельных функций СРО.
По словам Сергея Николаевича Мартюшова, ведущего советника аппарата Комитета по энергетике Государственной Думы РФ, если рассматривать механизмы энергетического обследования, то становится ясно, что хотя в законе и говорится, что энергетическое обследование проводится в общем случае в добровольном порядке, проведение его является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулирование деятельности, организаций, осуществляющих в производстве транспортировку воды и природного газа, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, нефтепродуктов, переработку природного газа, транспортировку нефти, нефтепродуктов, организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн рублей на календарный год. То есть, вот эти перечисленные пункты практически говорят, что вся экономика подлежит обязательному энергетическому обследованию. И не только экономика, а все сферы деятельности. Таким образом, в сферу проведения обязательных энергетических обследований попадают все мало-мальски значительные объекты экономики.
В законе сказано, что энергетическое обследование вправе проводить только лица, которые являются членами СРО в области энергетического обследования. Первое обязательное энергетическое обследование должно быть организовано и проведено до 31 декабря 2012 года, последующие – не меньше, чем 1 раз в каждые 5 лет. Таким образом, есть еще некоторое время для создания СРО в области проведения энергетических обследований и разработки нормативной базы, регулирующей их деятельность. Уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти, который должен разработать соответствующую нормативную базу, осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ данных энергетических паспортов. Каждая СРО в области энергетического обследования раз в три месяца обязана направлять заявления и копии энергетических паспортов, составленных ее членами по результату проведения ими за указанный период обязательных энергетических обследований. Уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти вправе запрашивать и получать у СРО в области энергетического обследования данные о добровольно проведенных энергетических обследованиях, а также данные по результатам добровольных обследований энергетических паспортов.
Вот все, что фактически в законе сказано о деятельности организаций в области энергетических обследований энергоаудита. Если требования к энергетической эффективности, составлению региональных, муниципальных программ к внедрению обязательных приборов учета прописаны в законе достаточно подробно, то работа организаций в области энергетических обследований, требует еще большой работы в области подзаконных актов. В частности, как будут организации обследовать органы государственной власти, режимные объекты, объекты атомной энергетики, объекты обороны. Что это будут за организации, как они будут объединяться в СРО? Все это требует уточнения в нормативной базе.

МАРТЮШОВ Сергей Николаевич, ведущий советник аппарата Комитета по энергетике Госдумы РФ

Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Что должно получаться по результатам энергетического обследования? В законе говорится: это получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения, повышение энергетической эффективности, разработка типовых доступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение их стоимостной оценки. Что нам даст перечень типовых общедоступных мероприятий? Даст он повышение энергоэффективности в 2- 2,5 раза, которое требуется для нашей экономики. С одной стороны, такая общая формулировка в законе требует значительных усилий при разработке подзаконных актов, конкретизирующих данное положение. С другой стороны, это позволяет наполнить эти положения закона значительным реальным содержанием и сделать их действенными механизмами повышения энергоэффективности отраслей отечественной экономики. С одной стороны, огромная ответственность ложится на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который должен организовать методическое обеспечение, регламентацию деятельности СРО в области энергетического обследования. С другой стороны, встает вопрос о специализированных СРО в области энергетического обследования.

ПРИДАННИКОВ С.П., заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора

Когда несколько лет назад были впервые поставлены вопросы сертификации электроэнергии, всплыл целый комплекс проблем, которые необходимо решить в данной области. Были необходимы сертифицированные лаборатории, которые замеряют параметры качества электрической энергии. Должна быть соответствующая техническая база для оборудования этих лабораторий, обученный персонал. Необходим орган сертификации качества электрической энергии.

СОЛОВЬЕВ А.Б., заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора

Для достижения должного уровня промышленной безопаности в Удмуртской Республике необходима масштабная модернизация промышленных мощностей. Эта сложная и комплексная государственная задача может быть решена через реализацию Закона по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Закон вводит комплексную систему государственного контроля. Вводится двухуровневая система государственного контроля – это федеральный и региональный государственный контроль. Следует обратить внимание на то, что объектом контроля являются не только организация в любой форме собственности, но и руководители, а также должностные лица.

КОТЕЛЬНИКОВ Владимир Семенович, генеральный директор ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность», председатель Координационного Совета НП «ЭНЕРГОАУДИТ»Актуальные вопросы в области энергетических обследований

Специалистами ряда крупных институтов были проанализированы нормативно-методические документы, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований. В результате рассмотрения было установлено, что при оценке энергетической эффективности обследуемого оборудования практически не учитывается его техническое состояние. В крайнем случае, энергоаудитор рассматривает работу по оценке технического состояния оборудования как дополнительную задачу, решаемую при энергетических обследованиях. В то же время одной из целей энергоаудита провозглашена оценка долей энергетических потерь, которые связаны с ухудшением технического состояния оборудования и систем. Опыт проведения работ по экспертизе промышленной безопасности оборудования, эксплуатирующегося на опасных производственных объектах тепло-, электроэнергетики, ТЭЦ, ГРЭС, котельных, площадках хранения мазутного топлива, трансформаторных подстанций и так далее, позволяет сделать вывод, что эта задача может быть решена только в рамках работ по технической диагностике такого оборудования, проводимой конкретными специализированными экспертными организациями с использованием современной аппаратуры в неразрушающем контроле нормативно-технических документов и конструкторских документациях заводов-изготовителей.

РАДИОНОВ О.В., министр промышленности и энергетики

Удмуртской РеспубликиПредприятиям, в первую очередь, необходимо до конца 2012 года провести энергоаудит, чтобы понять, на каком уровне энергопотребления на единицу продукции они находятся в настоящий момент. Это сразу покажет уровень их конкурентоспособности и определит необходимые меры, проводимые в данной сфере. Энергоэффективность сегодня - это вопрос выживания предприятий завтра.