Эффективность правового регулирования. Критерии обеспечения эффективности правового регулирования и правового воздействия Эффективность реализации норм права понятие и критерии определения

Журнал российского права. 2004. №2. Некоторые проблемы видов эффективности норм права

С. А. Жинкин

Проблема эффективности правовых норм и ее видов достаточно многоаспектна. Это связано и с многообразием типов правопонимания, и с плюрализмом мнений о понятии эффективности юридических норм, и с множеством факторов, влияющих на результативность, действенность правовых предписаний.

Деление эффективности правовых норм на виды должно более точно определить сферы выражения правового эффекта. Кроме того, подобная классификация может быть полезной для поиска путей повышения действенности и социальной ценности правовых предписаний. Выделение тех или иных видов эффективности необходимо и для формирования методики ее измерения.

Исследуя виды результативности правовых предписаний, следует прежде всего определиться с понятием эффективности . В юридической литературе отмечается, что на первых порах, когда правовая наука еще только начинала обсуждение указанной проблемы, это понятие обычно полностью или частично отождествлялось с оптимальностью, правильностью, обоснованностью самих норм права. Такую позицию занимали, например, Д. А. Керимов и М. П. Лебедев. Но и позднее, когда понятие «эффективность правовых норм» стало неуклонно связываться с результативностью их действия, многие советские правоведы продолжали формулировать рассматриваемое понятие через потенциальную способность правового решения оказывать влияние на общественные отношения в определенном направлении (А. С. Пашков, Д. М. Чечот), обеспечивать достиже ние социально полезной и объективно обоснованной цели (В. А. Козлов), нормальный ход правосудия (Д. М. Чечот) и т. д.

Некоторые авторы эффективность правовых норм связывают с их действенностью, результативностью, то есть способностью оказывать влияние на общественные отношения в определенном, полезном для общества направлении». Один из сторонников такого подхода, О. Э. Лейст, под эффективностью права понимает его осуществимость, которая предопределяется общеизвестностью, понятностью и непротиворечивостью правовых норм, их системностью (хотя бы беспробельными связями материально-правовых и процессуальных норм), соразмерностью социальных целей норм и юридических средств их достижения, обеспеченностью права действенной системой органов правосудия и других правоохранительных органов.

Интересную позицию занимает В. В. Лапаева, считая, что в современных условиях, когда задача правового регулирования видится уже не в достижении заданных сверху целей, а в выражении и согласовании социальных интересов, способствующих нормальному, свободному развитию общественных отношений, должны быть соответствующим образом пересмотрены и положения теории эффективности законодательства. Подобные взгляды высказывались в той или иной форме и другими учеными. Например, В. П. Казимирчук связывал эффективность права с отражением экономических, политических и духовных потребностей и интересов классов и общества в целом, направленностью на охрану прав и свобод личности.

Немало авторов понимают эффективность норм права как достижение целей права, соответствие между целями законодателя и реально наступившими результатами. Соглашаясь с этим, хотелось бы заметить, что, к сожалению, далеко не все нормативные акты содержат указания на цели своего издания (в отношении конкретной нормы во многих случаях это вообще невозможно). Цели конкретных юридических норм могут быть выделены логическим путем, да и то не все их разновидности. В этой связи нуждается в конкретизации и принимается лишь с оговорками утверждение Н. М. Коркунова о том, что всякая норма есть правило, обусловленное определенной целью, другими словами - правило должного. Более того, зачастую сам законодатель не может четко сформулировать цели принимаемого акта и вынужден их впоследствии корректировать или, напротив, сознательно скрывает цели принятия того или иного акта, если они противоречат интересам большинства населения. Наконец, известны случаи, когда законы принимались исключительно в пропагандистских целях и правотворческий орган не рассчитывал на получение какого бы то ни было реального результата. При такой исходной ситуации исследование эффективности многих нормативных актов, включающих значительное число норм, требует специфического подхода либо вообще становится трудноосуществимым.

Классификация видов эффективности норм права может быть проведена по различным основаниям. Прежде всего, в ряде работ выделяются юридическая и социальная эффективность правовых норм. Представляется, что в соответствии с факторами (экономическими, социальными, юридическими и т. д.), оказывающими влияние на достижение эффекта, планируемого законодателем, такую классификацию можно было бы расширить. В этом контексте целесообразно выделить следующие виды эффективности норм права.

Социальная эффективность . Она вытекает из соответствия юридических предписаний социальным потребностям. Это и потребности общественного развития в целом, и потребности отдельных социальных групп.

Политическая эффективность . Она зависит от того, насколько нормы права способствуют достижению целей и задач государства и обеспечивают выполнение им своих функций.

Специально-юридическая эффективность . Специально-юридические факторы, влияющие на эффективность юридических норм, означают и реальную обеспеченность соответствующих предписаний санкциями либо поощрениями, и правильный выбор предмета регулирования, и соблюдение требований юридической техники в правотворчестве и правоприменении.

Формальная эффективность . Эффективность норм права зависит также от того, в какую форму они облечены, в каком источнике права выражены.

Процедурная эффективность . Данный вид эффективности можно рассматривать в двух аспектах. Во- первых, здесь имеется в виду соблюдение процедур подготовки и принятия правовых норм. Эти процедуры становятся препятствием для правотворческих ошибок, повышают качество принимаемых нормативных актов, а значит - и их эффективность. Во-вторых, принимаемые нормы должны быть снабжены процедурами контроля за их соблюдением, процедурами своей реализации и охраны.

Материально-организационная эффективность . Самые качественные нормативные акты останутся лишь на бумаге, не вызовут изменения в соответствующих общественных отношениях, если не будут обеспечены материальными средствами и кадровыми ресурсами.

Следующая проблема, касающаяся видов эффективности правовых норм, - их разграничение в соответствии с разграничением сфер правотворчества и правореализации. Каждое правовое предписание есть лишь возможность, которой предстоит реализоваться в той или иной мере. М. Д. Шаргородский указывал, что эффективность - это не особенность правового регулирования, а объективная возможность, которая для своего превращения в действительность требует соблюдения ряда правил. Представляется, что в процессе правотворчества можно говорить лишь о прогнозируемой, потенциальной эффективности. В процессе реализации соответствующей нормы становится ясной ее действительная, реальная эффективность . Она может быть выше прогнозируемой (при этом на эффект, производимый нормой, влияют обстоятельства, действие которых законодатель не учел или недооценил). Здесь имеет место случайная эффективность нормы. Однако чаще действительная эффективность правовой нормы ниже той, к которой стремился правотворческий орган.

Потенциальная эффективность правовых предписаний зависит от факторов, находящихся в сфере правотворчества. Это и учет законодателем потребностей общественного развития, правильный выбор предмета и методов правового регулирования, и соблюдение правил законодательной техники в процессе разработки и издания нормативного правового акта (непротиворечивость положений, содержащихся в данном акте, и самого акта - актам более высокой юридической силы, точность предписаний, ясность и понятность и т. д.).

Реальную эффективность определяют факторы, лежащие в сфере правореализации. Сюда можно отнести обеспеченность тех или иных предписаний материальными и организационными ресурсами, соответствие принятых норм общественному мнению, четкую работу правоприменительных органов и др.

Актуальной представляется проблема классификации эффективности норм права с позиций форм реализации права и характера самих правовых норм. В данном контексте можно говорить об их эффективном соблюдении, исполнении, использовании и применении. При этом характер эффекта зависит от специфики норм и от характера действий субъектов соответствующих отношений. Так, эффективность запрещающих норм, предполагающих их соблюдение, будет выражаться в правомерном бездействии.

В отечественной науке предметом обсуждения является проблема так называемой отрицательной эффективности норм права. В частности, в литературе предлагается использовать понятие отрицательной эффективности правовых предписаний. Однако представляется необходимым определить значение термина «отрицательная эффективность». Является ли эффективность нормы отрицательной, если эффект от нее прямо противоположен задуманному законодателем (например, вместо уменьшения числа определенных правонарушений издание данной нормы вызвало их рост), либо под отрицательной эффективностью следует понимать все неблагоприятные последствия, вызываемые этой нормой? Такие неблагоприятные последствия могут и не иметь отношения к целям принятия данной нормы, а представляют собой некий побочный эффект, хотя и не препятствующий достижению поставленных целей, но наносящий вред тем или иным общественным отношениям. Такое положение можно охарактеризовать как побочный отрицательный эффект.

На эффективность правовых предписаний оказывают влияние и психологические факторы. С этих позиций следует выделить и психологическую эффективность норм права. Правовые предписания воплотятся в поведении субъектов, если они осознаны, если выработано соответствующее психологическое отношение к ним. В то же время следует иметь в виду, что степень знания различных правовых норм различна. Так, В. М. Сырых отмечает, что при анкетировании по правовым проблемам граждане достаточно точно отвечают на вопросы, связанные с их повседневными отношениями, и затрудняются ответить на вопросы, далекие от их непосредственных интересов. В. П. Казимирчук считает, что «в общественном мнении имеет место существенное различие между относительно слабым знанием правовых норм и довольно прочным знанием общих принципов права». Можно ли в этом случае утверждать о большей эффективности общих принципов права по сравнению с конкретными предписаниями? Так или иначе, можно говорить о психологической эффективности правовых норм в плане информационно-ориентирующего, идеологического воздействия права на индивидуальное, групповое и массовое правосознание.

В отечественной литературе проблема эффективности правовых предписаний неоднократно исследовалась на уровне отдельных отраслей права. Поэтому представляется обоснованным говорить об отраслевой эффективности норм права. Это тем более актуально сегодня в связи с изменениями в системе отечественного права, снижением роли и удельного веса административного регулирования и ростом договорного, диспозитивного. Поскольку цели регулирования в разных отраслях различны, то эффективность их норм будет качественно специфичной в каждой отдельной отрасли. В связи с этим было бы некорректно сравнивать эффективность различных отраслей права.

Итак, необходимо четко разграничить виды эффективности правовых норм. Это будет способствовать более оперативному и глубокому анализу причин бездействия и нерезультативности принимаемых нормативных актов либо их отдельных положений.

§ 1. Правовые цели: понятие, признаки, виды

Правовая (юридическая) цель есть будущий результат , то, к чему стремятся субъекты правотворческой и правореализационной деятельности. Цель представляет собой особую форму знания, направленного на юридическое преобразование действительности, изменение существующих общественных отношений. Указанным понятием охватывается как цель в праве (официальный ориентир, закрепленный на нормативном уровне), так и цель в юридической практике (ориентир конкретного субъекта правореализационной деятельности), так как в идеале они должны совпадать.

Цели играют важную роль в процессе правового регулирования: отражая злободневные общественные потребности и стремления, они раскрывают содержание и значение юридических средств, ориентируют на те ценности, которые лежат в основе правовой политики конкретного государства.

Юридическая цель отличается от других видов целей следующими признаками.

1. Она устанавливается (закрепляется в юридических нормах) государством в лице его правотворческих органов. Государство - основной источник правовых ориентиров. Определенное исключение составляют цели, возникающие в рамках правоотношений, основанных на принципах свободы усмотрения и частной инициативы. Однако свобода субъектов в постановке таких ориентиров относительна, она имеет свои юридические, определенные государственной властью рамки.

2. Отражает общественные и государственно-значимые интересы и потребности, удовлетворить которые законодатель находит возможным и необходимым посредством юридических механизмов. В современных условиях в правовых ориентирах наряду с государственными и корпоративными интересами все более широкое воплощение получают общесоциальные потребности.

3. Формально выражается в специфических правовых средствах, которые являются объективной формой ее существования и одновременно образуют алгоритм ее достижения.

4. Отличается общеобязательной нормативностью, выступает как образец, эталон, императивно заданный стандарт, к достижению которых должны стремиться все субъекты права.

5. Единообразная практическая реализация правовых целей гарантирована государственной властью, в случае отклонения поведения субъектов права от приписываемого направления включаются меры государственного воздействия, призванные корректировать их активность, направляя ее к необходимым результатам (А.И. Экимов, К.В. Шундиков).

Юридические цели отличаются разнообразием конкретных признаков и свойств, что позволяет их классифицировать. Юридические цели подразделяются:

по степени распространенности - на общеправовые, специальные (отраслевые, подотраслевые, институтов, отдельных нормативных и правоприменительных актов и т.п.) и частные (первичных юридических средств и их комплексов - юридических норм, правовых режимов и т.д.);

по субъектам, ориентирами для которых они являются, - на государственные и негосударственные;

по времени наступления - на ближайшие и перспективные;

по характеру результата, на достижение которого направлено воздействие, - на предметные и функциональные;

по форме выражения в законодательстве и в сознании лиц - на цели-модели, цели-мотивы и цели-задачи.

Правовые цели могут быть также реальными и нереальными, истинными и ложными, прогрессивными и реакционными, гуманными и антигуманными, нравственными и безнравственными и т.п.

§ 3. Правовые средства: понятие, признаки, виды

В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей и т.п. Именно тот или иной арсенал, набор средств придает специфику отраслям и институтам права.

Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Общие признаки правовых средств:

1. Они выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в этом проявляется социальная ценность данных образований и права в целом);

2. Отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

3. Сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, функциональной стороны механизма правового регулирования, правовых режимов;

4. Приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования;

5. Обеспечиваются государством.

Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В зависимости от степени сложности их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные). Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п., то ко вторым - комбинированные, состоящие, в свою очередь, из простейших - договор, норма, институт, правовой режим и пр. По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования - на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.; по характеру - на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); по значимости последствий - на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия - на постоянные (гражданство) и временные (премия); по виду правового регулирования - на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-психологической направленности - на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т.д.

Правовые средства имеют синтетический, своего рода "компромиссный" характер, ибо призваны связывать идеальное (цель) с реальным (результатом). Этимологически термин "средство" происходит от слов "средний", "серединный". Средство - связующее среднее звено между субъектом и объектом деятельности, между идеальной, мысленной моделью и материальным результатом. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посредником, с неизбежностью включают как фрагменты идеального (инструменты, средства-установления - субъективные права, обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т.д.), так и фрагменты реального (технологию, средства-деяния, направленные на использование инструментов, - прежде всего акты реализации прав и обязанностей).

Признаки средств-установлений (инструментов):

1. Субстанциональность, которая призвана охарактеризовать само тело, вещество, плоть того или иного явления - то, из чего оно состоит как реальный факт окружающей действительности (С.С. Алексеев);

2. Информационный характер, означающий, что юридические инструменты - это прежде всего закрепленные в законодательстве сведения, выражающиеся в юридических фактах, субъективных правах, обязанностях, льготах, запретах, поощрениях, наказаниях и т.д.;

3. Статический характер, ориентирующий на то, что это предписания, а не деяния, что инструменты автоматически не действуют, их необходимо "взять в руки" и использовать;

4. Находятся преимущественно в сфере должного, ибо фиксируются прежде всего в законах, подзаконных актах, требующих определенного поведения;

5. Выступают в качестве моделей, которые только в потенциале и в процессе их использования могут привести к достижению поставленных целей.

Система установленных в законодательстве качественных юридических средств, адекватность и степень их использования выступают важнейшей характеристикой правовой культуры общества. Уровень данной культуры будет низок и в тех случаях, если "ассортимент" юридических средств в праве конкретного государства будет недостаточным, а также если субъекты не будут уметь пользоваться уже установленными средствами для решения многочисленных задач.

Признаки средств-деяний (технологии):

1) связаны с использованием инструментов, орудий, веществ (средств-установлений);

2) энергетический характер, означающий, что без активности, особой юридической силы невозможно ни преодолеть препятствия, стоящие на пути удовлетворения интересов субъектов права, ни осуществить любую юридически полезную деятельность, направленную на достижение социально значимой цели и получение нужного эффекта;

3) динамический характер, ориентирующий на соответствующую деятельность по использованию инструментов;

4) находятся в сфере сущего, ибо проявляются в реально осуществляемом поведении лиц;

5) выступают прежде всего в качестве актов реализации прав и обязанностей, которые обозначают завершающий этап достижения целей и удовлетворения соответствующих интересов.

К средствам-деяниям относятся акты реализации прав и обязанностей как самостоятельный элемент механизма правового регулирования. Причем практически всю юридическую деятельность (правотворческую, правоприменительную, интерпретационную), если ее брать через призму актов реализации прав и обязанностей, можно отнести к юридической технологии (средствам-деяниям). В частности, правотворческий орган, принимая нормативные документы, делает это, реализуя свои соответствующие права и обязанности. Точно так же осуществляется и иная юридическая деятельность, сердцевиной, стержнем которой опять же выступают акты реализации прав и обязанностей, результатом же являются совсем другие акты - правоприменительные и интерпретационные.

Если же мы попытаемся найти своего рода антоним, антипод понятию "правовое средство" (обозначающему правомерное явление), то им может быть лишь понятие "противоправное средство", которое опять же связано в большей мере с деянием (ибо противозаконные инструменты, естественно, официально не устанавливаются в законодательстве), но уже правонарушаемым по характеру.

Хорошильцев Александр Иванович

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права Регионального открытого социального института

(тел.: 89103137000)

Эффективность права: понятие и особенности

Аннотация

В статье анализируются основные подходы к понятию эффективности права, предлагается выделять две ее составляющие: статическую и динамическую. Разграничиваются эффективность действия права и эффективность его реализации, эффективность права в целом и его отдельных отраслей, норм. Выделяются три уровня эффективности права: информационный (непосредственный), организационный (опосредованный) и принудительный (конституирующий). При этом эффективность права рассматривается как проявление его власти.Вносятся предложения о мерах повышения эффективности права.

The author analyses the most popular approaches to the concept of effectiveness of Law and suggests to distinguish its two elements: static and dynamical. The author determines effectiveness of the force of Law and effectiveness of its realization, effectiveness of Law on the whole and its certain branches and norms. The author determines three levels of the effectiveness of Law: information (direct), organizational (mediated) and forced (constituent). Effectiveness of Law is hereby seen as demonstration of its power. The author suggests measures of increasing of effectiveness of Law.

Ключевые слова: эффективность права, эффективность конституции эффективность действия права, эффективность реализации права, уровни эффективности права, власть права, цель права, мотив правомерного поведения.

Key words: effectiveness of Law, effectiveness of the Constitution, effectiveness of the force of Law and effectiveness of its realization, levels of effectiveness of Law, power of Law, objective of Law, motivation of legally acceptable behavior.

Обычно эффективность права понимается как соотношение цели и результата его (права) действия. Так, профессор Л.А Морозова под эффективностью правового регулирования рассматривает "соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью" . Аналогичное определение дает А.С. Пиголкин .

В соответствии с другой точкой зрения эффективность права предполагает не только соответствие результата цели, но и сроки их реализации, затраты. В таком плане рассматривали эффективность права Л.И. Спиридонов , Пашков А.С., Явич Л.С. , Г.Н. Манов. В частности, профессор Г.Н. Манов, касаясь эффективности актов применения права, писал, что она связана с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерением результатов с целью и неизбежными издержками. "Полная

эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели - и ближайшие, и отдаленные, и конечные - достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки" . Профессор Л.И. Спиридонов отмечал, что "эффективность всегда связана с получением результата, являющегося следствием сознательной деятельности человека". При этом результат "всегда представляет собой реализованные затраты" .

Видимо, эффективность права предполагает две составляющие: статическую и динамическую. Статическая есть результативность, а динамическая затратность. Эффективностью "взвешивают" "измеряют" результат и по отношению к цели и по отношению к затратам на ее достижение, что позволяет рассматривать ее в качестве меры результативности и затратности достижения цели.

При этом трактовка самих целей оказывается

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА одной из проблем в теме эффективности права. Чаще под целью права, целью его действия видится правомерное поведение, т.е. поведение соответствующее нормативным установкам. В тех случаях, когда такое поведение осуществляется, достигается цель права, цель правого регулирования. "Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, тогда можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен" .

Сторонники другого подхода выделяют две группы целей: правовые и не правовые. К числу последних относят социальные, политические, идеологические, экономические и другие цели. При этом, как считают некоторые ученые, оценка эффективности права в современных условиях требует учета только правовых целей. Такую позицию, в частности, занимает профессор В.В. Лапаева, по мнению которой целью права является согласование социальных интересов .

Приведенные взгляды на понимание целей права в контексте его эффективности не противоречат, а дополняют друг друга. Разные уровни и этапы существования права предполагают свои цели и свои результаты. Соответственно с этим эффективность права на этапе его формирования отличается от эффективности права в процессе его реализации, действия. Согласование различных социальных интересов относится к этапу правотворчества, т.к. служит способом формирования правовых норм, соответствующих духу справедливости. Тогда как целями реализации, действия права служат формирование мотива правомерного поведения и само правомерное поведение. Но в этом случае возникает вопрос: уместно ли рассматривать эффективность права на этапе его формирования, т.е. на этапе, конечным результатом которого является не действие, а только формула правовой нормы? Можно ли говорить об эффективности правовой нормы до ее реализации? Думается, что отвечать на эти вопросы следует утвердительно и вот почему. Процесс правотворчества не фантазия, а правовая норма - не выдумка. Творение права есть процесс обнаружения объективно существующих потенциалов свободы, придания им формальной определенности в виде нормативного требования.

Моментом творения нормы права завершается первый этап движения права от его потенциального существования к действительному. Результатом такого движения является верное отражение потенциалов права в формальном предписание, которое имеет два значения. С одной стороны - это показатель

эффективности права на пути его движения от потенциальности к формальной определенности в виде нормативного предписания, с другой это условие эффективной реализации, эффективного действия данной нормы. При этом эффективность действия права отличается от эффективности его реализации.

Эффективность действия и эффективность реализации права

Их различия вытекают из того, что "действие права - это более широкое понятие, чем реализация правовых норм. В свою очередь реализация правовых норм - это более высокая ступень действия права" . У действия права можно выделить два значения: узкое и широкое. В узком смысле - это самодвижение права, проявляющее его собственную силу, активность, энергию. "Действие права есть проявление правом собственной энергии вовне, реализующая активность права, проявление им своей обязательности (или юридической силы) в отношении тех лиц (субъектов), которые находятся в зоне правового воздействия и вследствие такого воздействия, а также своих потребностей поступают согласно праву" . По мнению С.С. Алексеева "в объективном праве "велика собственная сила", не присущая властно-государственной деятельности как таковой, прежде всего сила, раскрывающаяся в важнейших сторонах его всеобщности, равновесности, определенности и прочности, а отсюда - общеобязательной нормативности, способности предельно точно и строго фиксировать должное и возможное поведение людей..." . Результатом действия права в этом смысле оказывается фиксация сознанием участников общественных отношений права как формы опережающего отражения, переходящей в мотив правомерного поведения. При этом самодвижение права не значит "автоматизм" его осуществления. Форма опережающего отражения может стать, а может и не стать мотивом поведения конкретного участника социального взаимодействия. Решающее значение здесь имеет свобода воли субъекта права.

Широкий смысл действия права включает в себя не только активность его самодвижения, но и его реализацию, т.е. деятельность субъектов права по его воплощению в действительность. Здесь самодвижение права дополняется их активностью, направленной на претворение правовых требований в жизнь. При этом самодвижение права исключает возможность обратного эффекта, т.к. в этом процессе мы имеем дело с совпадением содержания и формы,

фактического и юридического. Право в таком случае всегда эффективно. В процессе реализации обратный эффект возможен. И тогда право оказывается не только не эффективным, но и вызывает обратную реакцию общества. Процесс реализации п рава может вести к серьезным и даже принципиальным расхождениям содержательных и формальных сторон права. В частности возможно появление латентной эффективности. Ее примером служит сложившаяся в России ситуация. Принимая громадное число законов, российский законодатель в большей степени ориентирован на международные стандарты права и его мало беспокоит факт того, что эти законы не реализуются в действительности. Здесь эффективность права предполагает факт принятия закона соответствующего международным стандартам, но не ведущего к изменениям в жизни общества. Действенность права ограничивается его идеологической ролью в отношениях с другими государствами и международными организациями.

На обеих этапах движения права (правотворчество и реализация, действие права) его норма, если она верно отражает потенциалы развития общественных отношений, служит носителем эффективности права, посредством которой проявляется его власть. Одним из наиболее ярких примеров власти и эффективности права служит конституция.

О власти и эффективности конституции

В основе конституции в ее юридическом значении, как известно, лежит конституция фактическая явление естественного порядка, отражающее реальное соотношение сил в обществе. Ф.Лассаль писал по этому поводу: "Действительная конституция страны это фактические соотношения сил, существующих в стране; писаная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил" . В своей знаменитой речи он утверждал, что несоответствия между фактической и писаной конституциями неизбежно ведут к гибели последней. Юридическая конституция, как полагал Ф.Лассаль, "при этом может измениться в две противоположные стороны вправо или влево, но неизменной оставаться не может... Если правительство предпримет изменение конституции, чтобы согласовать ее с фактическими условиями организованной силы в обществе, то изменение произойдет вправо. Если на сцену выступит неорганизованная сила общества и докажет свое превосходство над организованной, то изменение

конституции будет сделано влево. Но, во всяком случае, конституция в прежнем виде существовать больше не может" .

Иными словами, юридическая конституция эффективна и обладает своей властью в той мере, в которой она соответствует фактической конституции, т.е. соотношению сил в обществе. Власть конституции скрыта. Она не во внешней, юридической форме, а в сущности, содержании.

В современных условиях фактор соотношения сил дополняется согласованием интересов сторон. Анализируя сущность современных конституций, Т.Я, Хабриева и В.Е. Чиркин справедливо отмечают, что они закрепляют "волю не какой-то одной стороны в обществе, а социальный компромисс различных классовых, социальных, а иногда и иных сил, но при доминировании определенного социального слоя или слоев. Содержание компромисса - объект конституционного регулирования и способы урегулирования основных общественных отношений с учетом тех или иных интересов" . При этом ученые отмечают, что позиция Ф. Лассаля и В.И. Ленина так же применима, но по отношению к конституциям, которые принимались после побед революций . Рассматриваемые варианты сущности конституции не только не противоречат, но и взаимно дополняют друг друга. Компромисс как объект и способ конституционного упорядочения основных общественных отношений - это тоже результат соотношения сил в обществе. Но он предполагает учет не только соотношения сил, но и интересов участников этих отношении. Т.Я, Хабриева и В.Е. Чиркин подчеркивают, что "говоря о компромиссе как сущностном признаке конституции (по общему правилу), нельзя забывать, что компромисс достигается при сохранении приоритета доминирующих в обществе сил" . А сам компромисс "достигается в ходе борьбы, состязательности, в противоборстве различных мнений при подготовке конституции" .

Разорвать в современных условиях такие элементы фактической конституции как соотношение сил в обществе и учет интересов можно только умозрительно, теоретически. На деле все эти элементы тесно переплетены между собой, взаимосвязаны. При согласовании интересов блокируется неправовой (силовой) вариант удовлетворения интересов одних групп населения за счет других, открывая возможность оптимального их удовлетворения в сложившихся условиях. Но сам фактор соотношения сил в обществе, уходя в тень, оказывает влияние на содержание компромисса.

Неоднозначность целей права

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА Возвращаясь к вопросу о цели права в контексте его эффективности, отметим необходимость разграничения цели права как явления в целом и цели, составляющих его элементов, в частности, отдельных отраслей, институтов права и правовых норм. В частности, целью права, видимо, следует рассматривать соответствующий ему и основанный на нем порядок в обществе. Целью каждой отдельной отрасли права служит упорядоченность однородных общественных отношений на основе п р а в о вы х т р е б о в аний. А ц ел я м и к а жд о й отдельной нормы права является формирование мотива правомерного поведения в сознании участников правоотношений и само правомерное поведение. Иными словами, цели права и составляющих его элементов соотносятся как целое и его части. Аналогично соотношение и их эффективности. Эффективность права явление более емкое по сравнению с эффективностью отдельной его отрасли или отдельной нормы права.

В тоже время эффективность права носит системный характер. Действенность права возможна только при условии учета этого обстоятельства. В частности, одной из причин неэффективности современного российского законодательства является искаженная "трансляция" правовых норм, их смысла и требований. Иерархия правовых актов, как известно, требует соответствия положений нижестоящих правовых актов вышестоящим. При этом положения правовых норм, их смысл и требования транслируются, перемещаются от конституции к законам, затем к подзаконным актам и далее в сферу реализации права. На практике не редко каждый из названных этапов движения права вносит свои "помехи". В результате конституционные и законодательные нормы не действуют или действуют малоэффективно. Существующие механизмы надзора за таким соответствием не достаточно продуктивны и, видимо, требуют коррекции. В частности, не помешало бы введение имущественной, административной, а в ряде случаев и уголовной ответственности за искажение в принимаемых правовых актах требований вышестоящих нормативных документов, их смысла и положений. Повышению эффективности действия правовых норм способствовало бы, на наш взгляд, и организационное усиление судебной власти и в частности формирование:

конституционных судов на уровне федеральных округов, административных судов,

уставных судов во всех субъектах федерации. Уровни эффективности права С точки зрения способов и средств, которые проявляют власть права, формируя мотивацию правомерного поведения, можно выделить три уровня его эффективности:

информационный (непосредственный), организационный (опосредованный) и принудительный (конституирующий). На информационном уровне мотивация правомерного поведения формируется исключительно информационными каналами и информационными ресурсами. Правомерное поведение мотивируется только тем, что оно предписано законом. Никаких иных аргументов для такой мотивации не требуется. Право есть право. Это идеальное качество власти и эффективности права, требующее безукоризненного правотворчества и совершенного правосознания. На этом уровне власть позитивного права проявляет себя как власть формы опережающего отражения, которая не нуждается ни в какой иной власти для обеспечения эффективности права. Такой уровень можно именовать уровнем непосредственной эффективности права.

В случаях, когда информационных ресурсов для формирования мотивации правомерного поведения недостаточно, включаются дополнительные организационные механизмы. В частности, для субъектов правомерного поведения могут предлагаться стимулы, поощрения, преимущества (налоговые, таможенные и прочие). В свою очередь для лиц, не выполняющих правовые предписания, могут "включаться" ограничения, сдерживающие их активность. Данный уровень эффективности права требует опосредованных механизмов воздействия, присущих организации, т.е. механизмов государственной власти, обладающей ресурсами для формирования определенного поведения участников общественных отношений. Здесь эффективность достигается не только властью самого права, но и властью, присущей государству.

И, наконец, в условиях недостаточности организационных и информационных средств для формирования мотивации правомерного поведения используются конституирующие (предельно возможные) механизмы власти права, связанные с принудительными мерами воздействия при несоблюдении требований нормативных предписаний. Этот уровень власти права менее других требует собственной власти права. Здесь основным фактором для мотивации правомерного поведения служит возможность

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2011 № 2 (34)

принуждения со стороны государства и его власти. Можно сказать, что на данном уровне эффективность права достигается не столько самим правом, сколько механизмами государственной власти.

На всех уровнях эффективности права ключевым моментом служит мотив правомерного поведения, т.е. непосредственный побудитель действия, в качестве которого могут быть эмоции, интересы, потребности, установки , привычки и т.п. Эффективность права проявляется, прежде всего, в формировании мотива правомерного поведения, а затем уже в самом правомерном поведении. Право "нацелено" в первую очередь на сознание, на формирование мотива правомерного поведения, а затем - на поведение. Психика, сознание опосредуют право на пути его реализации, воплощения в действительность.

С точки зрения синергетики мотив правомерного поведения уместно рассматривать в качестве точки бифуркации эффективности права, т.е. точки, в которой происходит качественное изменение динамики власти права. Власть права из ее объективированного состояния трансформируется в структуру личности, становится побудителем ее действий, соответствующих требованиям права.

1. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ. 2005. С. 319.

2. Теория государства и права: учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А.; под ред. А. С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - М.: Высшее образование, 2008. С.461.

3. Спиридонов Л.И. Эффективность права// Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 214 224.

Спиридонов Л.И. Об изучении эффективности социальной нормы как средства социализации // Избранные произведения: Философия и теория права. Социология уголовного права. Криминология. СПб.:Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2002. С. 145-153.

4. Пашков А.С., Явич Л.С. Эффективность действия правовой норы // Советское государство и право. №3, М., 1970, С. 41-45.

5. Теория права и государства. Под редакцией

Г.Н. Манова. М.,1996. С. 213

6. Спиридонов Л.И. Об изучении эффективности социальной нормы как средства социализации // Спиридонов Л.И. Избранные произведения: Философия и теория права. Социология уголовного права. Криминология. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2002, С. 147.

7. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ. 2005. С. 319.

8. Лапаева В.В. Понятие эффективности права // Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов /Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2008. С.503.

9. Керимов Д.А. Философские проблемы права. С. 171. Цит. по: В.И. Гойман Действие права. (Методологический анализ). М., 1992.

10. Гойман В.И. Действие права. (Методологический анализ). М., 1992. С. 41.

11. Алексеев С.С. Право: азбука - теория -философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 248

12. Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.; Молот, 1905, С.,33-34. Цит. по работе: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1. М., 1993, С.38.

Схожим с Ф. Лассалем образом понимал сущность конституции В.И. Ленин, который полагал, что она заключена в действительном соотношении сил в классовой борьбе. См.: Ленин В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам / / Полн. собр. соч. Т. 17, С. 345.

13. Лассаль Ф. О сущности конституции. // Конституционное право. Общая часть. Учебное пособие в 2-х частях. Хрестоматия. М., 1996, Т.2., С.49.

14. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е.. Теория современной конституции. / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2007. С. 43.

15. Там же. С. 42.

16. Там же. С. 45.

17. Там же. С. 45.

18. Установка готовность субъекта действовать определенным образом. См. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. С.164.

Страницы в журнале: 39-41

С.И. ПУНЧЕНКО,

соискатель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного университета

Исследуются различные аспекты социальной эффективности права и его норм. Проблема рассматривается в контексте социальных интересов и социальной ценности права.

Ключевые слова: социальные эффекты, социальные интересы, социальная ценность права, нормы права.

About social effects of norms of law

Punchenko S.

This article analyses some questions of social effects of norms of law. This problem is studied in connection with social interests and social value of law.

Keywords: social effects, social interests, social value of law, norms of law.

Классификация видов эффективности норм права не раз исследовалась в отечественной юридической науке. В частности, в ряде работ выделялись юридическая эффективность и социальная эффективность правовых норм. При этом в одних трудах они рассматривались не как виды, а как уровни, в других - указывалось на условность разграничения юридической и социальной эффективности, так как первая является также и социальной, т. е. представляющей собой более широкое понятие. Юридическая эффективность правовой нормы понималась при этом как соответствие поведения субъектов правоотношения требованиям, закрепленным нормами права. Одновременно отмечалось, что для социальной эффективности недостаточно простого исполнения нормы законодательства. Она характеризует глубинные процессы правового регулирования - степень достижения социальных целей, находящихся вне непосредственной сферы правового регулирования. При этом даже точно исполняемая норма может оказаться неэффективной. Все зависит от того, достигнута ли ее социальная цель.

Разграничение юридической и социальной эффективности права и норм законодательства, по сути, снимает противоречие между пониманием эффективности как соотношения

цели и результата и ее трактовкой как меры сбалансированности социальных интересов, обеспечения максимально возможной меры свободы. Соответствие результатов целям законодателя характеризует юридическую (инструментальную) эффективность, а обеспечение баланса социальных интересов, снижение уровня правового принуждения в обществе - социальную эффективность. С позиций значимости для духовного и социального развития социальная эффективность норм права и их групп гораздо выше юридической, поскольку относится к содержательным аспектам соответствующих предписаний, к их социальному назначению и его осуществлению, в то время как юридическая эффективность отражает формальное следование нормативным предписаниям, которые могут порой носить социально вредный и даже антиправовой, несправедливый и негуманный характер. Следует заметить, что далеко не каждая норма может быть охарактеризована и оценена с позиций своей социальной эффективности.

Думается, что в соответствии с факторами (экономическими, социальными, юридическими и т. п.), способствующими достижению эффекта, планируемого законодателем, а также со сферами, в которых достигается эффект, рассмотренную классификацию необходимо расширить. В данном контексте можно, по нашему мнению, выделить следующие виды эффективности норм законодательства.

Социальная эффективность возникает из соответствия нормативных предписаний социальным потребностям. Это как потребности общественного развития в целом, так и потребности отдельных социальных групп.

Политическая эффективность зависит от того, насколько конкретные нормы законодательства способствуют достижению целей и задач государства, обеспечивают выполнение государством своих функций.

Специально-юридическая эффективность выражается прежде всего в неуклонном соблюдении и исполнении конкретных правовых норм либо в их широком использовании. Специально-юридические факторы, влияющие на эффективность юридических норм, означают и реальную обеспеченность санкциями либо поощрениями соответствующих предписаний, и правильный выбор предмета регулирования, и соблюдение требований юридической техники в правотворчестве и правоприменении. Особую роль играет обеспеченность реализации закона юридическим инструментарием. В литературе указывается, что закон должен предусматривать четкий механизм реализации декларированных в нем норм, т. е. содержать нормы, которые обращены прямо к государственным и общественным органам, должностным лицам и гражданам, а также непосредственно применяются на практике. При этом чем конструктивнее сама идея закона, чем конкретнее и объективнее его положения, тем легче он воплощается в жизнь, тем эффективнее действует.

Психологическая эффективность связана с характером и степенью воздействия нормы на личность, на ее структуры, психические процессы. Психологическая эффективность нормы может рассматриваться и как степень ее психологического принятия, восприятия и солидаризации с ней, степень веры в нее каждой отдельной личностью. Вера, по справедливому замечанию И.А. Исаева, - «это первое основание для человеческого восприятия закона, для формирования правового сознания. Человек должен верить, что закон справедлив, и тогда закон действует, сомнение же в его истинности ведет к краху, тогда он гласит, но не работает».

В ряде работ выделяется воспитательная эффективность правоприменительных актов. Думается, что такой эффективностью обладают не только индивидуальные, но и общие предписания. На наш взгляд, воспитательному воздействию права в целом и конкретных норм законодательства в отечественной науке последних лет уделяется недостаточно внимания. Однако именно успех воспитательного воздействия права в конечном итоге определяет эффективность его регулятивного, охранительного воздействия, эффективность конкретных норм законодательства.

Очевидно, что рассмотренная выше социальная эффективность права и его норм представляет собой многоплановое явление, имеющее ряд аспектов. Данный вид эффективности не должен сводиться к простому удовлетворению социальных интересов либо к достижению широкой социальной базы законодательства и правотворческого процесса. Социальную эффективность норм права, на наш взгляд, следует, во-первых, понимать как их социальную востребованность, значимость в регулировании тех или иных общественных отношений. Во-вторых, ее можно рассматривать как социальную полезность, способность воздействовать на общественные отношения в нужном для общества и его групп направлениях. В-третьих, она способна проявляться как соответствие норм права балансу социальных интересов, снижая уровень деструктивной, социально вредной конфликтности в этнической или иной социальной группе. Социальная эффективность нормы права выражается и в обеспечении ею реализации тех или иных социальных отношений либо, напротив, в противодействии их развитию и осуществлению.

Полагаем, что социальную эффективность норм права следует отличать от социальных основ (предпосылок) эффективности норм права. Такими предпосылками являются их соответствие социальным потребностям населения, удовлетворение интересов различных социальных групп, социальная защищенность населения.

Социальную эффективность нормы необходимо отличать и от ее социальной ценности. Если социальная ценность нормы представляет собой ее полезность для развития общественных отношений и не может иметь негативный характер, то социальная эффективность может быть отрицательной, социальные эффекты нормы могут как способствовать развитию общества, его отдельных сфер, так и тормозить этот процесс.

Представляется, что важнейшим критерием социальной эффективности законодательства, в том числе субъектов Российской Федерации, является снижение уровня неконструктивной конфликтности в обществе, уменьшение количества актов государственного и иного социального принуждения.

Конечно, оценка социальной эффективности применима не к любой правовой норме. Однако любая норма права имеет определенную социальную значимость, выполняя назначение, связанное с реализацией социальных связей. Именно поэтому социальная эффективность норм права и права в целом требует дальнейшего научного исследования и уточнения в юридической практике.

Библиография

1 См., например: Эффективность правовых норм / В.Н. Кудрявцев, В.И. Никитинский, И.С. Самощенко, В.В. Глазырин. - М., 1980. С. 48-52; Эффективность гражданского законодательства / Под ред. В.П. Грибанова. - М., 1984. С. 19.

2 См.: Морозова И.С. Льготы в российском праве: проблемы эффективности // Правоведение. 2001. № 4. С. 45.

3 Законодательная техника: Науч.-практ. пособие. - М., 2000. С. 57.

4 Там же.

5 См.: Законотворчество в Российской Федерации: Науч.-практ. и учеб. пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 2000. С. 211.

6 Исаев И.А. Господство: очерки политической философии. - М., 2008. С. 219-220.

7 См., например: Маликов М.Ф. Эффективность приговора в советском уголовном процессе: вопросы теории и практики / Под ред. М.С. Брайнина. - Саратов, 1982. С. 121.

Эффективность права – одна из узловых теоретико-правовых отраслевых проблем современного правоведения. Эффективность права не является его априорной особенностью, поскольку отраслевые правовые установления могут устаревать или не полностью отражать потребности, цели и задачи правового регулирования общественных отношений. На основании этого проблема эффективности права становится весьма важной, определяя уровень продуктивности созданных правовых норм.

Есть много разных подходов к определению понятия эффективности правовых норм. Одно из них, самое распространенное, следующее: эффективность правовых норм – это отношение между фактическим результатом их действия и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были приняты. Это определение заключается в том, что оно рассматривает эффективность в качестве общенаучного понятия, которое выступает обобщенным выражением проблемы оптимальных способов достижения цели нормативно-правового регулирования общественных отношений.

В существующих определениях понятия эффективности правовых норм не рассматривается вопрос о заключающихся в них правовых и социальных целях, которые не являются тождественными. При этом первые связаны с обеспечением конкретных вариантов поведения субъектов, а вторые – соответствующих изменений в регулируемых сферах общественных отношений. Следовательно, эффективность права – это способность правовых норм обеспечивать при минимальных затратах достижение заложенных в них социально-правовых целей, которые состоят в программируемых позитивных изменениях регулируемых сфер общественных отношений посредством формирования требуемых для этого моделей поведения их участников.

Эффективность правовых норм обусловливается комплексом разнообразных условий, которые связаны с качеством самих норм и социальным механизмом их действия. Качества содержания правовых норм: их социальная ценность, адекватность социальным реалиям и потребностям, уровень юридико-технического изложения содержащихся в них предписаний.

К социальным (внешним) факторам, которые обусловливают эффективность правовых норм, относят:

1) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы;

2) макросоциальные условия (состояние общественного сознания, реальные возможности общества, и др.);

3) личностные условия субъектов, реализующих правовые нормы;

4) микросоциальные условия (трудовые коллективы, малые группы и др.).

Экономичность является качеством правовых норм, которые обусловливают эффективность права. В одних случаях это качество связывается с проблемой избыточности правовой информации. Таким образом, для эффективности правового регулирования общественных отношений требуется, чтобы воля законодателя, выраженная в праве, была полностью доведена до адресатов правовых норм, верно понята и воплощена в жизнь. Достижение этой цели зависит от характеристик правовой информации: объема и содержательности сообщений, их понятности, соотношения числа сигналов – носителей информации и ее смысла, помехоустойчивости сообщений. Все эти характеристики имеют место в категории избыточности информации. Все сказанное относится и к правовой информации.

Другие же авторы сосредоточивают основное внимание на юридико-технической проблематике: языке изложения правовых предписаний, стиле, их согласованности между собой. При этом важнейшее требование законодательного языка – краткость. Таким образом, закон не является повествованием или описанием, он должен быть лаконичным.

Всякая правовая норма принимается для достижения социально полезного результата. Иногда эта цель достигается полностью, иногда достигается лишь отчасти, а иногда устанавливается непредвиденный негативный результат. В связи с этим возникает проблема определения эффективности правовых норм и предупреждения возможных негативных последствий их реализации.

В юридической литературе преобладает мнение о том, что эффективность правовой нормы определяется соотношением между фактическим результатом ее действия и той социальной целыо, для достижения которой эта норма была принята.

Действие нормы вызывает не только юридические, но и иные, близкие и отдаленные, позитивные и негативные социальные последствия, выходящие за сферу правового регулирования. Поэтому можно говорить о поведенческой эффективности норм, когда достигаются ближайшие, тактические цели, связанные с поведением непосредственных адресатов норм, и фактической эффективности , когда достигаются отдаленные, стратегические цели, связанные с развитием экономики, культуры и т. д., а также о юридическом и социальном аспектах эффективности юридической нормы. При этом эффективность нормы следует отличать от таких се частных проявлений, как полезность , которая выражается в соотношении намеченных позитивных и побочных негативных результатов, возникших вне предвидения законодателя, и экономичность , выражающаяся в соотношении достигнутых результатов и средств, затраченных на их достижение.

Эффективная реализация правовых норм возможна лишь при условии их соответствия требованиям нравственности и закономерностям развития национально ориентированных регулируемых отношений. При выполнении этого требования основная масса населения соблюдает законы, даже не имея сведений об их конкретном содержании. Сложившаяся социальная среда может стимулировать или блокировать действие предписаний. Поэтому особую значимость для эффективности нормы имеет качество работы правотворческих органов, создающих норму и планирующих ее результативность. Социальная эффективность напрямую зависит от точности выявления и учета факторов, отражающих потребность в правовой регламентации. Для этого необходимо изучить закономерности развития регулируемого отношения, обобщить передовой опыт их нормирования, учесть сложившуюся на сегодняшний день социально-экономическую ситуацию и на этой основе определить четкие и реалистичные цели регулятивного воздействия.

Следует иметь в виду, что для достижения любой социально значимой цели необходим комплекс как правовых, так и неправовых (моральных, религиозных, политических и т. д.) средств, среди которых норма права порой имеет второстепенное значение, лишь косвенно влияя на желаемый результат. Кроме того, эффективность правовой нормы реально проявляется лишь в результате ее действия, которое происходит в составе сложного юридического механизма. В этот механизм включаются и обеспечивают его результативность не только другие юридические предписания, но и комплексы иных юридических средств (ведь право оказывает системное, согласованное регулятивное воздействие). При этом используемые средства, образующие своеобразную правовую среду, должны быть достаточны для достижения реальных и четко поставленных целей. В противном случае либо цели не будут достигнуты, либо издержки превысят пользу от реализации нормы. Необходимо установить не только оптимальный комплекс средств, способов и методов такого воздействия, но и обеспечить его должное технико-юридическое оформление и связь с иными нормативными предписаниями, а также выбрать надлежащий уровень и форму юридического документа.

К тому же применяемые средства должны быть адаптированы к своеобразию регулируемых отношений и особенностям адресата (уровень правосознания, образования, культуры и т. д.). Результативность действия норм во многом зависит и от характера деятельности правоприменителя, от уровня его профессионализма и относительной независимости при выполнении своего служебного долга.

Причем эффективность различных разновидностей правовых норм может проявляться по-разному. Так, чем больше используются предписания управомочиваюших норм, тем выше степень их эффективности, а эффективность запрещающих норм, наоборот, тем выше, чем реже применяются они правоприменительными органами, реализуясь в правомерном поведении субъектов.

Пути повышения эффективности правового регулирования

Таким образом, в современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:

1. совершенствование , в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в , т. е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу;

2. совершенствование , «дополняющее» действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;

3. повышение уровня субъектов права , которое также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Интересы человека — вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышение его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.