Общая характеристика системы права франции. Франция - Французская Республика

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Захарова Мария Владимировна. Французская правовая система: проблемы теории: диссертация... доктора юридических наук: 12.00.01 / Захарова Мария Владимировна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)" http://msal.ru/general/academy/councils/collab/].- Москва, 2015.- 338 с.

Введение

Глава I. Французская правовая система и юридическая карта современного мира 23

1. Объекты и уровни структурирования мирового юридического пространства 23

2. Правовая система как объект компаративного анализа: теоретико-методологические подходы к познанию 42

3. Стиль правового мышления – основание выделения правовых систем мира 55

Глава II. Ценностное измерение французской правовой системы 72

1. Мировоззренческие платформы французской правовой системы: ретроспективный анализ 72

2. Юридический позитивизм – идеологический фундамент французского правопорядка 96

Глава III. Нормативные основания французской правовой системы 105

1. Развитие нормативного элемента французской правовой системы 105

2. Структура французского права 128

Глава IV. Организационный (институциональный) элемент французской правовой системы 155

1. Три измерения функциональности правовой системы: созидание права, применение права, толкование права 155

2. Парламент во Франции: пролонгации Пятой республики 168

3. Организация органов правосудия во Франции: исторические опыты и современное состояние 185

4. Юридическая профессия во Франции 206

Глава V. Распространение французского права 221

1. Заимствование в праве: понятие и виды 221

2. Дисперсия французской правовой системы в пространстве и по кругу лиц (на примере африканского колониального права Франции) 234

Глава VI. Влияние глобализации на эволюцию французской правовой системы 251

1. Теоретический анализ глобализации как явления общемировой практики 251

2. Глобализация и государственный суверенитет 275

3. Глобализация и юридический суверенитет 291

Заключение 303

Библиография

Правовая система как объект компаративного анализа: теоретико-методологические подходы к познанию

Цивилизация – это категория, используемая антропологами в противопоставление понятию примитивной или народной культуры. Как классификационная категория цивилизация включает культурные типы, которым присуща органическая гетерогенность и соответствующая ей сложная социальная структура. Цивилизованные общества имеют характерную социальную стратификацию и структуру, культуре цивилизационного типа присуща соответствующая диверсификация. Органическая гетерогенность означает наличие функциональной дифференциации субкультур, как высокой, так и низкой, иерархически упорядоченной и обыденной, городской и деревенской, составляющих целостную культурную систему единой цивилизации. С эволюционной точки зрения достижение цивилизации означает определенную ступень в развитии общества и культуры. По своей сущности цивилизация противостоит дикости и варварству – тем уровням формирования общества, которые предшествовали цивилизации в ходе развития человечества 20.

Что касается доктринальных опытов решения проблем сущностной оценки категории цивилизация, то их можно условно разделить на несколько крупных направлений.

Наиболее общее определение цивилизации дает английский историк А. Тойнби. Он представляет данный социальный феномен в виде «целостностей, части которых согласованы друг с другом и взаимосвязаны», при этом подчеркивая, что «все аспекты социальной жизни цивилизации, находящейся в стадии роста, скоординированы в единое социальное целое, где экономические, политические и культурные элементы согласованы в силу внутренней гармонии» 21.

В более узко локализированных подходах к проблеме авторы стремились отождествить цивилизации либо с уже разработанными в гуманитарной науке категориями и феноменами, либо с определенным уровнем развития общества.

Достаточно распространенным в гуманитарном наследии стало так называемое культорологическое направление в определении цивилизации. Так, для П. Сорокина цивилизации представляют собой не что иное, как «огромные му-зееподобные хранилища материальной культуры, выставленные на обозрение без какой-либо системы». О. Шпенглер употреблял термин «цивилизация» для определения стадии в развитии культуры, когда преобладают технико-механические элементы, которые приводят культуру к гибели. Самим же термином «культура» О. Шпенглер называл некие организмы, для которых мировая история выступает в качестве коллективной биографии. Он подчеркивал далее, что «эти организмы рождаются, растут и, выполнив свое назначение, умирают… Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов: детство, юность, зрелость и старость. Каждая культура имеет душу. Рождение культуры есть пробуждение великой души из протодуховности детского состояния человечества. Когда душа в полной мере реализовала всю совокупность своих потенций в форме народов,

При урбанистическом взгляде на проблему цивилизация отождевлялась с городскими обществами. Следуя этой традиции, П. Бэгби определяет цивилизацию как «культуру, связанную с городами» 23. Современный американский ученый Д. Уилкинсон также полагает, что «цивилизация – это городское общество» 24 с численностью населения не менее 10 000 человек, имеющих постоянную привязку к местности.

Не следует забывать, что в различных доктринальных системах координат категория «цивилизация» приобретала разное смысловое значение. Так, для Н.Я. Данилевского осевой категорией теоретического анализа стала категория культурно-исторического типа, тогда как термином «цивилизация» он называл вершину в развитии самого культурно-исторического типа.

В представленном диссертационном исследовании категория цивилизации употребляется в значении, приданном ей С. Хантингтоном. По его мнению, цивилизация – это самый широкой уровень культурной идентичности людей, связанный с наличием таких черт объективного порядка, как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективная самоидентификация людей…25

В контексте развития юридической компаративистики одно из заметных мест принадлежит изучению такого элемента цивилизации, как правовой менталитет 26. Правовая ментальность народа определяет специфику правового Правовой менталитет – совокупность (система) правовых архетипов и представлений, устойчивых, привычных образов, форм и стиля правового мышления, которые в разных социальных этносах, типах цивилизаций и т.п. имеют собственное содержание, различным образом сочетаются, но всегда лежат в основе компонентов национальной государственности (юридических и политических институтов, национальных и конфессиональных отношений и др.), определяют специфику правового поведения индивида, тех или иных социальных или профессиональных групп, государственных органов и должностных лиц (Мордов-30 ведения индивида, тех или иных социальных или профессиональных групп, государственных органов и должностных лиц. Во многом предопределяет развертывание и национальной правовой системы как таковой, и отдельных ее элементов. Например, институт «судебной защиты своих прав и законных интересов» для правовых сообществ западного типа – естественная и неоспоримая данность, завоевание человечества, призванное сделать жизнь каждого члена общества защищенной и гарантированной, тогда как для дальневосточного правового менталитета обращение в судебные органы власти за защитой свой интересов – поведенческая манера, не коррелирующая с традиционным миропониманием восточного человека, означающая, что он не смог проявить должную настойчивость и усердие в юрисдикционном поле досудебных примирительных процедур.

Общее учение о цивилизациях, на наш взгляд, может стать необходимой методологической базой для изучения национальных правовых феноменов различной групповой принадлежности в развитии, в эволюционной перспективе.

Как известно, наиболее классическим взглядом на развитие цивилизаций, а значит, и юридических бытийственностей, формируемых в их основе, стала так называемая органическая научная теория. В частности, А. Тойнби, продолжая во многом традиции ретроспективного анализа политико-правового пространства, заложенные еще Г. Спенсером, выделял следующие стадии развития цивилизаций: генезис, рост, надлом и распад, усматривая тем самым сходные закономерности эволюционного роста в биологическом и социальном феномене. Однако не стоит забывать, что данная научная платформа является отнюдь не единственным методологическим модулем, предложенным гуманитарной наукой по данной проблеме. С самых первых шагов своей институализации, пик которой приходится на начало ХХ века, она подвергалась достаточно весомой критике

Юридический позитивизм – идеологический фундамент французского правопорядка

В праве Европейского Союза рассматриваемый термин применяется изначально на всех уровнях системы его источников, начиная с учредительных договоров. Уже в первоначальной редакции Римского договора (Договор об учреждении ЕЭС 1957 года) мы можем его встретить, например, в таких сочетаниях, как «либерализация перемещений работников» (устранение препятствий свободе передвижения работников), «либерализация передвижения капиталов» (обеспечение свободы передвижения капиталов)17, «либерализация услуг» (освобождение от ограничений трансграничного оказания услуг различного характера в контексте свободы передвижения услуг) или «степень либерализации» (в отношении отмены количественных ограничений и равнозначных мер, препятствующих свободе передвижения товаров) 167.

Сферы социальных практик «либерализации» многообразны. В частности, в ст. 46 Договора о функционировании ЕС мы можем встретить следующие юридические предписания, относящиеся к регламентации свободного перемещения наемных работников: институты ЕС уполномочены принимать разнообразные меры, в том числе упраздняя вытекающие из внутреннего законодательства либо из соглашений, ранее заключенных между государствами-членами, виды административных процедур и административной практики... сохранение которых служило бы препятствием либерализации перемещений работников.

Наибольшая же активность данного социального течения в практике «единой Европы» была отмечена с самых первых шагов ее пролонгации в экономической сфере.

Исходя из этой посылки, либерализацию трансграничных отношений внутри ЕС было предложено сконцентрировать первоначально на экономике – создать единое экономическое пространство в форме общего рынка, которому предшествовало создание общего рынка угля и стали (в рамках ЕОУС) и таможенного союза. Общий рынок ЕЭС со временем (к началу 1990-х годов) был

Четвериков А.О. Либерализация и ограничения трансграничных отношений в современном интеграционном праве (сравнительно-правовое исследование). М., 2010. С. 10. трансформирован в единый внутренний рынок ЕС, дополненный на рубеже XX–XXI веков единой денежной единицей – евро – в рамках экономического и валютного союза168.

Что же касается современного периода развития континентально-европейского стиля правового мышления во Франции 169, то он, на наш субъективный взгляд, проходит под эгидой «неотечений» этического порядка. Мы имеем в виду прежде всего неореалистические правовые конструкции и идеологические базисы юридического неофетишизма. Своеобразие неореализма Франции заключается в том, что, с одной стороны, это течение, впитав в себя конструктивные основы нормативизма Ганса Кельзена, упрочило позиции системообразующей линии континентально-европейского стиля правового мышления, а с другой – явило юридическому миру достаточно своеобразную теорию толкования «Thorie raliste de l interprtation» (TRI) 170. Отправной точкой этой теории следует считать тезис о том, что тексты закона носят неопределенный характер («principe de l indetermination textuelle»), а нормы права – нет («principe de determination normative») 171. Таким образом, в эпоху современного неореализма французская правовая система столкнулась с опасностью, о которой предупреждал Ф. Жени еще в конце позапрошлого века, когда критиковал

Что касается оценки юридического неофетишизма, институализировавше-гося во Франции с середины ХХ века, то он, по нашему мнению, приобрел начиная с указанного периода прежде всего международно-правовой генезис. Если ранее в эпоху создания «Les cinq codes» национальное право становилось той панацеей, с которой французские юристы связывали решение всех проблем юридической зоны действия, то с середины ХХ века таким фетишем стало международное гуманитарное право. Окончание Второй мировой войны и начавшийся за ним динамический процесс генерации наднациональных правовых ин-струментариев, связанный прежде всего с созданием Организации Объединенных Наций, стали прямой причиной догматической институализации на французской правовой арене подобного фетиша. В статье 55 Конституции Франции прямо закреплено, что «международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной» 173. Продолжением избранного в 1958 году пути следует считать присоединение Франции в 1992 году к юрисдикции Европейского Союза 174 и в 1999 году 175 – к юрисдикции Международного уголовного трибунала. В данном отношении отрицательное голосование французов по вопросу принятия Европейской конституции 176 следует считать попыткой преодоления гражданским обществом того юридического неофетишизма наднационального характера действия, который последовательно насаждает государственная власть начиная с середины ХХ века. Однако указанные события, на

Данное голосование состоялось 29 мая 2005 года. наш взгляд, послужили основанием лишь к взятию определенной передышки в отношении пролонгации институализации на французской правовой арене общеевропейских юридических догм, но отнюдь не к затуханию активности по данном вопросу. ХХI век, несмотря на некоторое сопротивление гражданского общества Франции, станет для нее веком объективации юридического неофетишизма международного характера генезиса и действия. Весомую роль здесь сыграют как универсальные, так и региональные международные организации.

Итак, нами был дан репрезентативный анализ ценностных основ французской правовой системы современного типа. Подводя общие итоги по проблеме, отметим следующее.

С первых шагов французской правовой системы по институализации конти-нентально-европейского стиля правового мышления прошло достаточное количество времени. За этот эволюционный период французская правовая система испытала на себе влияние следующих крупных идеологических детерминант: – доктрина «рационалистического естественного права» – исторически одно из первых этических учений, оказавших первостепенное влияние на понимание государственно-властными структурами Франции сущности процессов правопонимания и правообразования; – «юридический мистицизм», имеющий соответственно две грани воплощения: естественно-правовую (натуралистическую), выраженную в трудах французских просветителей (в частности, Ж.-Ж. Руссо), и форму юридического фетишизма;

Структура французского права

Как и loi stricto sensu, французские регламенты, безусловно, имеют достаточно широкую палитру.

Наивысшую ранговую позицию в их системе занимают декреты, которые, в свою очередь, можно дифференцировать по следующим критериям оценки: Помимо декретов, палитра регламентационных актов современной Фран ции представлена также циркулярами и постановлениями. Конечно же, не только закон является конечной точкой правообразова-тельной деятельности, институализируемой во французской правовой системе.

Как уже отмечалось выше (в главе III диссертационного исследования), с середины ХХ века формальными основаниями французского правопорядка стали также общие принципы права и (с определенными ограничениями) «судейское право».

Не следует сбрасывать со счетов правовые обычаи как конечные точки выражения созидательной творческой энергии в правообразовательной сфере.

Напомним, что в учебной и научной литературе сложилось достаточно много определений понятия «правовой обычай». Например, А.В. Поляков определяет правовой обычай как «правовой текст, сложившийся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений и интерпретируемый как общезначимая и общеобязательная норма, имеющая представительно-обязывающий характер» 325. А авторы монографии «Обычное право: вопросы теории и современная практика» А.Д. Лопуха и И.М. Зельцер обращают наше внимание на то, что правовой обычай представляет собой «санкционируемое государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему оно закрепляется как устойчивая форма» 326.

В целом же, если проводить ретроспективу различных доктринальных взглядов на представленный выше источник права с позиций доминантных линий его гносеологической оценки, то имеет смысл говорить о следующих подходах к его сущности:

1. Спиритуалистический подход к проблеме стал наиболее известен в связи с работами представителей исторической школы права (Г. Пухты, К. Савиньи), образовавшейся в Германии в XIX веке. Согласно этой теории первостепенное значение в определении обычая должно отдаваться народному правоубеждению в необходимости и верности такого правила поведения, тогда как фактическое соблюдение нормы к существу правового обычая отношения не имеет, а относится только к средствам познания его существования.

2. Материальный подход к проблеме, выводящий не спиритуалистический компонент действия правового обычая, а так называемый diuturnus usus, то есть материальную сторону его воплощения (однообразное соблюдение определенного правила как таковое), на детерминантное место в определении его сущности.

3. Институциональный подход в трактовке правового обычая. Так, профессор Г.В. Мальцев полагает, что обычай не является ни правилом поведения, которое может быть наполнено различным по своему смысловому содержанию, ни психологической установкой исполнять и соблюдать правила, ставшие обыденными, привычными и необходимыми; правовой обычай представляет собой «сопутствующий развитию человечества от древнего состояния до современности социальный институт, выполняющий регулятивные функции в человеческих сообществах и группах в целях упорядочивания отношений между людьми» 327.

4. Антропологический подход к правовому обычаю предполагает выдвижение на передний план научного анализа непосредственной взаимосвязи самого правового обычая с тем типом правовой культуры и правового сознания, который свойственен социуму, внутри которого зарождается, функционирует и развивается этот обычай. Данный подход поддерживает, в частности, известный антрополог Б. Малиновский. Он подчеркивает, что правовой обычай представляет собой те манеры и правила, которые регулируют цикл повседневной жизни и сезонный порядок событий и которые: 1) являются самыми сложными и важными в жизни племени; 2) обладают признаком санкционированности, то есть оснащены некоторым механизмом принуждения или действительности не просто в форме наказания, но и через строго позитивное побуждение к уступчивости, и призваны контролировать путь каждого человека к богатству, престижу и любви 328. Таким образом, можно заключить, что на основе вышеуказанных признаков Малиновский различает обычай вообще и правовой обычай в частности. Он выделяет человека как звено в социальной жизни человеческой группы, чьи интересы, чаянья и права должен защищать правовой обычай.

По нашему же мнению, правовому обычаю можно дать следующее определение. Правовой обычай – сложившееся на практике и неоднократно и единообразно применяемое правило поведения, воспринимаемое в качестве обязательного для регулирования определенных групп отношений посредством санкции его со стороны государства. Таким образом, признаками такого правового феномена являются: неоднократность, единообразие и однородность применения; локальный 329 и обязательный характер действия.

Организация органов правосудия во Франции: исторические опыты и современное состояние

Для большинства туземных обществ доколониальной Африки основой их жизнедеятельности выступали природные силы: воздух, вода, земля и т.д. (за исключением ряда этносов, которые подверглись влиянию монорелигиозных концепций вроде христианства и ислама). В зависимости от качественного состава тех природных сил, которым поклонялись туземные социумы, языческие африканские вероисповедания можно условно разделить на плюралистические (признание разнообразных по своей сущности природных сил в качестве источника и хранителя жизни на Земле) и монистические (признание только одной из природных стихий в качестве таковой; например, у мальгашцев такой стихией являлась земля). По мнению туземцев, «естественные силы», которые даровали им жизнь, также непосредственным образом влияли и на регулирование общественных отношений в социуме, выступая в качестве непосредственного источника формирования норм социального регулирования – обычаев.

Пример влияния «естественных сил» на механизмы формирования и осуществления обычных регуляторов общественных отношений дают нам маль-гашские туземные обычаи. В частности, право собственности на землю у этих племен доколониального периода их развития носило ярко выраженный сакральный характер. Происходило поклонение земле как одной из естественных стихий, существующих в природе. Мальгашский обычай гласит: «земля – это первая женщина создателя, она и живым дает убежище, и мертвым пристанище» 509 (подробно суть этой речевой формулы объясняли в мальгашском доко-509 Raharinarivonirina A., Bertone A. Droit civil. Аntanarivo. 1983 P. 15. лониальном обществе три эпоса – о Земле как о супруге создателя; о Земле как о прародительнице рода человеческого; о Земле как языческом божестве).

Эти же «естественные силы» выступали и в качестве инструмента обеспечения обычных норм туземных этносов. На нарушителя туземных обычаев, кроме вполне земных кар (изгнание из племени, например), падала кара и небесная. Это выражалось и в наложении проклятия на человека, который посмел нарушить веками устоявшийся обычай, завещанный ему предками и дарованный природой.

Также непосредственный сакральный характер механизма обеспечения обычных норм выражался и в том, что всегда наказание члена этноса сопровождалось ритуальными действами, призванными вызвать «природные стихии» в качестве свидетелей и помощников в этом действе (танцами, взываниями к воле всемогущих природных сил и т.д.). По мнению туземцев, через их глашатаев на земле – вождей племени, старейшин, жрецов (а источник их власти также носил сакральный характер) – указывался правильный путь осуществления правосудия.

Одним из проявлений воли «естественных сил» на земле выступали ордалии. Такие поединки показывали скорее не то, кто прав в конкретном споре с точки зрения разума и законов справедливости, а то, кого считают правым земные стихии. Их же «воля» в данном случае исполнялась беспрекословно. Упование состязающегося на объективные посылы его правоты при сложившихся обстоятельствах были неуместны, ведь если ветер (огонь, вода и др.) указали на то, что прав его соперник, значит, это «правота последней инстанции» и обжалованию со стороны человека не подлежит.

Еще со времен возникновения первых концепций юридического позитивизма механизмы соблюдения правовых норм стали связывать с принудительной силой их осуществления и прежде всего с боязнью людей, нарушив закон, подвергнуться различного рода санкциям со стороны государства в лице его правоохранительных органов. Впоследствии, однако, в связи с появлением, в частности, в российской теории права юридической доктрины правомерного поведения и возникновения, говоря словами русского дореволюционного социолога права С. Муромцева, кроме так называемого «внешне правомерного поведения», еще и «идеально правомерного поведения», то есть поведения субъектов права, которые осознают необходимость, справедливость и обоснованность требований правовых норм и желают наступления социально полезного результата, соблюдение закона стали связывать с определенными социально активными действиями индивидов. Таким образом, можно сказать, что условно причины соблюдения закона делятся на те, которые связаны с боязнью возможного наказания со стороны государства за его неисполнение, и те, которые являются проявлениями социально активного правомерного поведения.

Механизм соблюдения обычных норм туземных обществ выглядит несколько иначе, чем тот, который применим в отношении закона. Во-первых, даже для племен, достигших стадии государственности, государственное принуждение было не единственным сдерживающим механизмом поддержания общественного порядка в социуме: сохраняли свое значение и «сакральные» механизмы соблюдения обычных норм, описанные нами выше. В отношении же этносов, находящихся на родоплеменной стадии исторического развития, помимо этих сакральных способов обеспечения действовали еще и иные методы поддержания социального порядка, носящие, как правило, коллективный характер: сила общественного мнения, выраженного на общих собраниях членов племени, с достаточной очевидностью проявляла себя в этих социумах. Во-вторых, существование социально активного правомерного поведения в отношении норм обычного права не представлялось возможным прежде всего потому, что обычай – это всегда правило поведения, которое применялось на практике предыдущими поколениями членов данного конкретного этноса, а значит, собственное мнение индивида о том, что представляет собой модель поведения, изложенная в обычае, является ли он справедливым или нет, не имеет никого значения для его соблюдения.

Франция имеет длительную правовую историю, в основе ее современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи. В гражданском кодексе общей части практически нет и имеется лишь краткий "Вводный титул об опубликовании, действии и применении законов вообще". Кодекс состоит из трех книг: "О лицах"; "Об имуществах и различных видоизменениях собственности"; "О различных способах, которыми приобретается собственность". Первая книга.включает семейное право.

Французской модели следуют гражданские кодексы Бельгии, Люксембурга, а также с некоторыми исключениями и испанский гражданский кодекс.

Во Франции, как и во многих других романских государствах, принят и действует торговый кодекс, хотя в юридической доктрине критикуется такая "дуалистическая" система, поскольку, как считают многие ученые-юристы, торговые отношения - это те же гражданско-правовые отношения.

На первых этапах развития рыночной экономики трудовые отношения весьма кратко регламентировались несколькими статьями гражданских кодексов (договор личного наймами это почти полное отсутствие регламентации открывало широкий простор для "хозяйской власти". Предприниматель практически произвольно определял длительность и условия труда, размер его оплаты. Развитие трудового законодательства в результате эволюции привело к появлению в западных странах трудового права как самостоятельной отрасли. Во Франции была предпринята попытка свести трудовое законодательство в "трудовой кодекс", но удалось это лишь частично; то, что обычно называют сегодня трудовым кодексом, представляет собой компилятивное собрание разнообразных законодательных актов.

Во Франции, стране классической кодификации, административное право никогда не было должным образом кодифицировано. В таких условиях судебные решения играют гораздо более важную роль, чем в области частного права. Судьи вырабатывают общие принципы и нередко создают концепции правовых институтов.

Несмотря на многочисленные поправки, французские кодексы во многом устарели, и в стране действует огромная масса правовых актов, лежащих за пределами традиционной кодификации. Основной формой упорядочения массива нормативных актов стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих нормы как законодательных, так и подзаконных актов. Начиная с 50-х годов принято несколько десятков таких кодексов, являющихся по своей юридической природе актами консолидации норм отдельных, весьма узких областей законодательства (например, кодексы кинематографической промышленности, морских портов, сберегательных касс и т.д.). Эти кодексы не преследуют цели усовершенствовать и модернизировать действующие нормы, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов.

Новая кодификационная форма ослабила принцип верховенства законов-кодексов в его традиционном понимании. Второй удар по престижу закона нанесла Конституция 1958 г., изменившая классическое распределение компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти. Конституция ограничила сферу законодательной деятельности парламента и значительно расширила полномочия правительственной власти. Тем самым существенно возросли удельный вес и значение актов правительства в системе источников права.

На практике существуют следующие виды актов исполнительной власти в порядке иерархии их юридической силы: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления. Особо важна роль ордонансов - актов делегированного законодательства. В начале действия конституции такие акты рассматривались как исключительная мера, вызванная чрезвычайными обстоятельствами. Впоследствии президент и правительство стали использовать эту процедуру как обычный метод управления страной. Таким образом, прослеживается тенденция размывания различий между законом и актами правительственных органов.

По французской доктрине источники права делятся на первичные (основные) - государственные нормативные акты и вторичные (дополнительные) - судебные решения. Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а современная правотворческая практика открывает ей широкую дорогу в виде индивидуальных и общих норм. Из толкователя законов судебная практика превратилась в источник права, хотя и дополнительный, или, как говорят французские авторы, в "источник в рамках закона". Решения Кассационного суда, Государственного совета, Конституционного совета в определенной степени начинают играть роль, близкую английскому прецеденту.

Справочная правовая система (информационно-правовая система) ‒ это компьютерная программа, содержащая полную, систематизированную и оперативно обновляющуюся информацию по законодательству с комментариями, совмещенную с компьютерными средствами поиска и анализа этой информации.

Решение проблемы доступа к правовой информации возможно за счет использования информационно-правовых систем по законодательству. Во второй половине 60-х годов на Западе начали использовать компьютерных технологий для работы с законодательной информацией. Развитие современных технологий и средств телекоммуникаций способствовало появлению справочных правовых систем, информационных баз данных, которых позволяли собирать, хранить и систематизировать огромное количество материалов. Практика показала, что компьютерные базы данных для хранения правовых актов должны иметь значительную специфику, поскольку они предназначены для хранения и обработки неструктурированной (текстовой) информации. Специфика информационно-правового обеспечения обусловила и появление специализированных компьютерных справочных правовых систем, с помощью которых конечный пользователь работает с текстами правовых актов. Эти компьютерные системы обеспечивают пользователю весь необходимый ему информационно-правовой сервис при работе с правовыми базами данных.

Необходимо отметить, что компьютерные технологии позволили провести систематизацию законодательства. Вообще систематизация законодательства не связана с компьютерными технологиями - она постоянно стояла (и до появления компьютеров) перед обществом - и обусловлена тем, что законодательные акты надо приводить в соответствие с требованиями сегодняшнего дня (отменять, изменять устаревшие акты, издавать новые, более совершенные и более обобщенные акты и т.д.). Однако без использования компьютерных технологий проводить систематизацию законодательства, включающего сотни тысяч текстов правовых актов, чрезвычайно затруднительно.

Именно компьютерные технологии предоставляют необходимый инструментарий для проведения всеобщей инвентаризации (ревизии) правовых актов, а затем инкорпорации и консолидации законодательства.

В последние годы растет число автоматизированных систем правовой информации как в нашей стране, так и за рубежом. Информационно-правовые системы разработаны и поддерживаются практически во всех странах, например: в США - WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS; в Великобритании - INFOLEX, PRESTEL; POLIS, LEXIS; в Италии – ITALGUIRE; в Бельгии – CREDOC; в Германии – Система Бундестага, LEXINFORM; в Финляндии – FINLEX; во Франции – IRETIV, CEDIJ, JURISDATA, SINDONI и т.д. Во многих странах предпринимались попытки создания государственных компьютерных систем юридической информации, но в настоящее время в большинстве случаев информационно-правовые системы носят негосударственный характер.

Первоначально информационно-правовые системы строились на основе стандартных систем управления базами данных (СУБД) по принципу элементарной картотеки и позволяли производить лишь простейший поиск документов по отдельным реквизитам. По мере совершенствования систем в них включались полные тексты документов, программные комплексы оснащались различными видами поиска, расширялись возможности аналитической работы с документами. Лучшие современные информационно-правовые системы - это не только и не столько компьютерные библиотеки, содержащие многие тысяч нормативных документов с развитыми средствами поиска необходимой информации, но и многофункциональные информационные системы, позволяющие оперативно решить конкретную правовую задачу. Не только найти подборку документов, но и определить их взаимосвязи между собой и с другими документами, выявить пробелы и противоречия в нормативных актах и т.д. При этом процедура поиска требуемой информации должна быть настолько проста и доступна пользователю любой квалификации, чтобы успешно завершиться даже при минимальной информации.

Важной вехой в развитии информационно-правовые системы стало использование в них технологии гипертекстовых ссылок. Суть этой технологии состоит в том, что форма представления текста изменяется таким образом, что для каждого фрагмента текста создаются переходы к родственным фрагментам с указанием типа взаимосвязи. Гиперссылки дают возможность мгновенного перехода между документами в пределах одного раздела базы данных (документа), а иногда и между различными базами данных. Для этого в системах отслеживаются логические связи между документами (редакции документа, бланкетные и отсылочные нормы). С целью упрощения работы пользователей для каждого документа формируются списки корреспондентов и респондентов.

Существенным дополнением к техническим возможностям информационно-правовые системы стала во всех системах юридическая обработка документов. Под этим понятием понимается аналитическая работа юристов по проверке и исследованию нормативных актов в целом и их отдельных частей, по выявлению места документа в правовой системе, определению прямых и косвенных связей между документами и правовыми нормами. Составной частью юридической обработки является составление редакций документа, подготовка комментариев и справок.

Таким образом, пройдя несколько этапов в своем развитии, современные информационно-правовые системы представляют собой совокупность массива правовой информации и программного комплекса, позволяющего специалисту эффективно работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, определять место документа в правовой системе, выводить информацию на печать и т.д.).

Разработка информационно-правовой системы США LEXIS, которая является автоматизированной системой поиска по полным текстам юридических документов, началась еще в 1967 г. с соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. С 1980 г. она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. – Австралии. В информационной базе системы находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст конституции США. Со временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 г.

– английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS – NEXIS и доступна в том числе и через сеть Интернет.

Среди пользователей юридической информации широкое распространение помимо информационной системы Lexis (разработка фирмы Mead Data Central) в настоящее время получила система Westlaw (фирмы West Publishing Co.). Эти системы являются сетевыми системами, обеспечивающими интерактивный удаленный доступ пользователей к информации в так называемом режиме работы "online". Системы Lexis и Westlaw постоянно развиваются, и информация в них пополняется. Обе системы обеспечивают пользователя полными текстами законодательных решений федеральных органов власти и органов власти всех штатов (Statute Law), а также включают тексты судебных решений федеральных судов и судов в штатах (Case Law). В системы включены обзоры и статьи из юридических журналов, различные материалы юридических организаций и т.д. Более того, пользователям этих систем доступны материалы информационных систем общего назначения: система Lexis объединена с информационной системой Nexis (это отражено и в названии системы: более точное современное ее название - Lexis/Nexis), а в системе Westlaw можно использовать системы Dialog и Dow Jones. Обе системы могут быть запущены для работы во всех наиболее распространенных современных операционных средах (: MS DOS, MS Windows для IBM и Macintosh), обеспечивают передачу документов результатов поиска не только на магнитный диск в виде обычного текстового файла (т.е. ASCII-файла), но и в редакторы текстов MS Word или WordPerfect, с которыми привык работать пользователь, а также в системах имеются демонстрационно-обучающие и информационные подсистемы. Различия систем связаны с важными, но часто не принципиальными особенностями организации баз данных и особенностями взаимодействия пользователя с системой - видом экрана, организацией пользовательских меню, а также языком запросов. По оценкам некоторых экспертов начать работать с системой Westlaw проще, чем с системой Lexis/Nexis, однако последняя система включает более полные базы данных, в частности, связанные с законодательством европейских стран. Для обучения на юридических факультетах американских университетов используются обе рассматриваемые системы. В конце 1994 года у системы Lexis/Nexis сменилась компания-владелец. Англо-датская издательская компания Reed Elsevier P.L.C. купила и фирму-разработчика Mead Data Central, и информационную систему Lexis/Nexis. Новый владелец планирует изменить название купленной фирмы и дать ей имя информационной системы Lexis/Nexis (ниже в тексте статьи, упоминая систему Lexis/Nexis, будем ссылаться на ее компанию-владельца, если речь идет о сегодняшнем использовании системы, и употреблять название фирмы-разработчика Mead Data Central, рассматривая прошлое системы). Системы Lexis/Nexis и Westlaw можно назвать специализированными публичными системами правовой информации.

В Соединенных Штатах создано и используется большое число информационных систем общего назначения.

Наиболее распространены из информационных систем общего назначения следующие:

1. Информационные системы общего назначения Dialog и Dialog on West содержат краткие и подробные аннотации и тексты газетных и журнальных статей, отчетов фирм, книг из самых разных областей точных наук, техники, технологии, социальных наук, медицины, статистики, бизнеса и финансов, права, культуры и образования с 1850 года до настоящего времени.

2. Информационная система Nexis создана фирмой Mead Data Central. Система Nexis отличается от других информационных систем тем, что в нее включены полные тексты статей, обзоров, документов, а не их аннотации, как это было сделано, например, в системе Dialog. В базы данных системы включены тексты статей важнейших газет с 1977 года и многих журналов с 1975 года.

3. Электронная библиотека Dow Jones является крупнейшей информационной системой в области бизнеса, экономики и финансов. В ней отражается (с 15-минутной задержкой) котировка ценных бумаг более 6 тысяч компаний и фирм. В нее включены материалы с анализом прошлого развития и анализом тенденций развития различных компаний, фирм и рынка в целом.

4. Электронная библиотека NewsNet обеспечивает работу с более чем 140 периодическими изданиями по современным областям науки и техники, предоставляя пользователям развернутый анализ и квалифицированное мнение специалистов.

5. Библиотека Newsletter Database включает 89 периодических изданий по вопросам сохранения окружающей среды, питания, лекарств и здоровья людей, финансовой сферы и законодательства в этих областях.

6. Система HRIN (Human Resources Information Network) содержит 24 периодических издания с информацией по трудовому и налоговому законодательству, страховым компаниям и их услугам и другим связанным с людскими ресурсами вопросам.

Система Compuserve включает более 100 баз данных, в которых выделено более 500 различных областей, обеспечивает информацию об акциях и ценных бумагах более 40 тысяч компаний и фирм, информацию о составе и пищевой ценности различных продуктов питания, банковском обслуживании, международные, национальные и местные новости, электронные игры, электронную почту, сообщения о погоде, общую финансовую и экономическую информацию, образовательные данные.

В настоящее время большинство информационных систем можно использовать через широко известное средство связи Интернет (Internet).

Как и во всем мире, в США предпринимались попытки создания государственных компьютерных систем юридической информации. Так, с 1971 г. в США для нужд Конгресса на государственные средства создавалась правовая система JURIS (Justice Retrieval and Inquiry System), которая является информационной системой Министерства Юстиции США и предназначена для использования федеральными атторнеями. Система является сетевой и работает в интерактивном режиме. Однако уже с 1982 г. государство вынуждено было договориться о совместном финансировании проекта с частной фирмой West Publishing Company. С октября 1993 г. система целиком передана в руки двух частных компаний – West Publishing Company и Mead Data Systems.

В настоящее время в США в ряде федеральных учреждений и учреждениях штатов используются государственные системы правовой информации:

Cистема FLITE (Federal Legal Information Through Electronics) Министерства Обороны, которая имеет наибольший период практического использования. Она функционировала в пакетном режиме, когда пользователь по почте посылал запрос в вычислительный центр, и по почте же получал ответ. Система FLITE позволяет использовать систему JURIS и систему Dialog.

Система RIRA включает материалы по налоговому законодательству и судебным решениям в этой области. Она предназначена для использования в Государственной налоговой службе (Internal Revenue Service).

Необходимость обращения к указанным государственным системам правовой информации может возникнуть в случае, когда вставшая перед пользователем проблема требует знакомства с решениями всех органов власти или требуемые данные не доступны в публичных системах правовой информации.

Система Law on Disc ("Право на диске") фирмы Michie Company - одна из первых (1990 год) появившихся на рынке систем правовой информации на компакт-диске, содержит информацию по штату Нью-Мексико. В базы данных системы включена информация по законодательству, действующему в штате, информация по судебным решениям в этом штате с 1945 года, а также определенная правовая информация с момента основания штата в 1848 году. Коммерческий успех системы вызван многими удачными решениями по организации баз данных и поиску информации в ней, которые привели к простоте ее использования и малому времени поиска данных. Например, каждый судебный случай имеет ряд характеристик: наименования сторон, дата судебного решения, его номер, фамилия судьи, готовившего решение, ссылки на другие судебные дела, текст, название суда, имена других судей. Список баз данных правовой информации, поставляемых на компакт-дисках, в 1994 году составил свыше 400 названий (это в два раза больше, чем в 1993 году). Компании Westlaw Publishing Co. и Reed Elsevier Inc. в настоящее время также предлагают базы данных на основе компактдисков. Они борются за пользователя и другим путем предлагают новый вид услуг "on-line": доступ к ограниченному набору баз данных по определенной тематике за меньшую стоимость. Например, в рамках системы Lexis для малых юридических фирм (фирм, где работает меньше 10 юристов), компания Reed Elsevier Inc. начала программу MVP (The Most Valuable Part of Lexis).

В Европе первой электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации стала бельгийская система CREDOC. Она появилась на свет в 1967 г. благодаря совместным усилиям университетов Бельгии и бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с информационной базой для получения интересующих данных. Изначально работа была построена таким образом, что пользователю в первую очередь необходимо было обращаться в специальное информационное бюро.

И уже из этого бюро приходил ответ, содержащий адресную информацию о законодательных документах. Причем срок ожидания ответа был довольно велик – от двух до восьми дней. Позднее некоторые юридические электронные картотеки начали работать в диалоговом режиме, обладая сетью терминов в библиотеках, и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике. Все электронные картотеки, при всех их достоинствах, отличает то, что они не дают возможности ознакомиться с полным текстом документов. Поэтому более удобно полнотекстовые системы, позволяющие не только моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с его текстом.

В Германии наиболее известны система JURIS, которая включает банки данных: федерального законодательства, документов по судопроизводству, административных актов, публикации в области права, система LEXINFORM, включающая полные тексты налоговых законов, судебные решения, рефераты статей.

В Австрии действует система RDB, содержащая банки данных полных текстов по судебным решениям и статьям судебного корпуса.

В Швейцарии создана собственная юридическая информация SWISSLEX, содержащая полные тексты судебных решений, налоговых разбирательств и решений федеральной администрации, планируется ввод свода законов.

Во Франции юридические банки данных объединены в одну государственную компанию, включающую системы CEDIJ (совет государственных служб), JURISDATA (используется Парижской адвокатурой) и SYDGNI (используется прокуратурой).

Большинство из действующих в настоящее время систем объединяет в себе глобальная сеть Internet.

В России первые правовые системы появились по инициативе государства, так как любая организация в своей деятельности должна опираться на нормативные акты: Законы, Указы Президента, Приказы и письма министерств и ведомств. Руководству предприятий, в том числе и контролирующие органы, ежедневно приходится принимать ответственные решения, требующие владения актуальной правовой информацией, для изучения которой может не хватать ни времени, ни квалификации. В рамках программы правовой информатизации в 1975 году был создан Научный центр правовой информатизации (НЦПИ). Основная задача Центра - разработка справочных систем и государственный учет правовых актов. Созданная Центром правовая система долгое время была доступна только узкому кругу органов государственной власти и научных организаций. В настоящее время она известна как база данных “Эталон” НЦПИ Министерства юстиции России. Сегодня “Эталон” распространяется и на коммерческой основе. Достаточной полнотой и известностью обладает база данных Федерального Собрания (Верховного Совета СССР), но возможность ее свободного использования закрыта.

Первоначально все правовые системы распространялись как “профессиональные”. Но жесткая конкуренция заставила некоторых производителей (АРБТ, Юрисконсульт, Референт, Дело и право, Ваше Право) перейти в разряд “массовых”.

Подавляющее большинство пользователей работает с негосударственными справочными правовыми системами, которые стали появляться в конце 80-х - начале 90-х годов. В 1989 году вышла первая версия системы “ЮСИС” (Агентство Intralex), в 1991 году - “Гарант” (“Гарант-Сервис”), в 1992 году - “Кодекс” (ГП “Центр Компьютерных разработок”, Санкт-Петербург), ”КонсультантПлюс” (АО “КонсультантПлюс”) и ряд других.

Всего на Российском рынке известно более десяти разработчиков коммерческих правовых систем, но упомянутые выше являются наиболее распространенными среди пользователей и оказывают максимальное влияние на формирование рынка правовых систем.

В настоящее время распространенные на рынке России профессиональные юридические справочные системы (среди них первые три места по распространенности принадлежат системам "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс") достигли высокого уровня развития. Все три отвечают профессиональному уровню и современным стандартам юридических систем.

Существует множество параметров описывающих особенности программной реализации компьютерной базы данных по законодательству или справочной правовой системы: объем информационного банка (количество документов в системе), возможность формирования пользовательской базы из произвольного набора тематических рубрик, скорость поиска документов, актуальность информации и оперативность поступления документов, отсутствие ошибок в текстах документов или степень их аутентичности оригиналу, организация удаленного доступа к базе через телекоммуникационные линии и ряд других важных характеристик, гипертекст – то есть такая организация текста, при которой отображение и доступ к информационным блокам представлены в виде логических связей и явно указанных переходов.

Практически каждый разработчик информационно-правовых систем предлагает несколько систем, имеющих различное информационное содержание и ориентированных на различные группы потребителей. В соответствии с вышесказанным информационно-правовые системы можно условно разбить на следующие группы:

1). Профессиональные юридические системы.

2). Системы арбитражной практики, содержащие обобщение практики применения законодательства.

3). Информационно-консультационные системы (информационно-справочные системы).

4) Отраслевые справочные системы.

5). Электронные правовые справочники.

Достаточно часто при комплектовании информационно-правовых систем, предоставляемых пользователю, используется комплексный подход, т.е. в них могут входить разделы с различными видами правовой информации.

1. Профессиональные юридические системы

В состав профессиональных юридических систем входят универсальные и специализированные разделы базы данных, содержащие документы международного права, России и СССР, выпущенные высшими органами государственной власти и управления, а также разделы с законодательством субъектов Российской Федерации. В универсальные разделы включаются документы, относящиеся ко всем отраслям права. Специализированные разделы содержат полный комплект документов и сопроводительную аналитическую информацию по определенной тематике.

2.Системы арбитражной практики

Эти системы содержат судебную, арбитражную и иную правоприменительную практику, нормативные акты, формы процессуальных документов, справочную информацию и т.д. Системы строятся по территориальному, тематическому принципу или по принципу принадлежности документов к определенной судебной инстанции.

3.Информационно-консультационные системы

Основу этих систем составляют комментарии к законодательству и консультации по его применению. Достаточно часто в них помещаются аналитические разработки, позволяющие эффективно применять законодательство в различных ситуациях (например, "Налоговый календарь", "Справочник курсов валют" и т.п.). Практически во всех системах есть раздел, состоящий из типовых бланков деловых бумаг, соответствующих действующему законодательству и отвечающих требованиям современного делопроизводства (формы бухгалтерской отчетности, грузовая таможенная декларация, договоры, контракты, формы исковых заявлений и др.).

4.Отраслевые справочные системы. Эти системы представляют собой полнотекстовые электронные библиотеки нормативно-правовых и нормативно-технических документов, справочного материала и другой необходимой информации для специалистов отдельных отраслей. Значительную часть материалов составляют документы, которые устанавливают комплексы норм, правил, требований, и являются обязательными для использования в определенных областях экономики.

В основу всех систем положены разделы с правовыми актами законодательных и исполнительных органов государственной власти России. В состав этих разделов включаются как основополагающие документы, касающиеся деятельности всех предприятий и граждан, так и ведомственные узкоотраслевые акты. При комплектовании этих разделов в обязательном порядке учитывается мнение специалистов, ведомств, а также наиболее авторитетных организаций. Большой интерес для специалистов представляют разделы с нормативно-техническими документами,

Важное значение при комплектовании систем придается подготовке разделов со справочной и аналитической информацией. В эти разделы включаются материалы справочного и консультационного характера, необходимые в повседневной деятельности, а также авторские разработки наиболее авторитетных специалистов. Все документы представлены в виде электронных копий официальных изданий, в полном объеме отражающих содержание оригиналов, включая формулы, таблицы, рисунки, схемы и т.д.

Обобщение и анализ требований, предъявляемых специалистами к информационным ресурсам, позволили создать ряд специализированных справочных систем для различных отраслей. Среди них наиболее динамично развивающиеся и "документоемкие". В отличие от традиционных информационно-правовых систем в специализированных системах, кроме текстовых, очень часто используются графические формы представления информации (графики, иллюстрации, чертежи и т.д.), что требует специальных технологий обработки документов.

5.Электронные правовые справочники

Каждый справочник представляет собой информационно-аналитическую систему многоцелевого назначения. Информация для справочников отбирается квалифицированными юристами таким образом, чтобы наиболее полно отразить позицию законодателя по тому или иному вопросу и предоставить пользователю максимум правовых материалов. В результате каждый электронный правовой справочник представляет собой своеобразный дайджест, сформированный по тематическому принципу. Это образцы правовых документов с подробными разъяснениями юристов по порядку их оформления, ответы юристов, разъясняющие порядок действий граждан в типичных ситуациях, обобщение судебной практики по отдельным вопросам, юридический словарь и т.д. Некоторые справочники содержат электронные версии печатных изданий. Особенностью этих систем является возможность одновременной работы с печатным и электронным текстами издания. Использование разделов с аналитическими авторскими материалами позволяет существенно упростить работу по сопоставлению экономических и юридических категорий и терминов, по установлению корректности использования норм законодательства в конкретных ситуациях.

Создание эффективной системы распространения правовой информации для современного общества является трудно актуальной проблемой, т.к. очевидно, что никакая реформа экономического уклада и политического устройства в стране невозможна без доступа к правовой информации. Можно выделить три основные проблемы, которые обычно приходится решать при создании эффективных механизмов распространения правовой информации.

Первая проблема обусловлена тем, что государственные структуры, выпускающие правовые документы, недостаточно открыты.

Вторая проблема связана с созданием действительно эффективных и доступных для массового потребителя каналов распространения правовой информации. Профессионально работающие государственные средства массовой информации играют важную роль в распространении правовой информации, но реальная доступность правовой информации широкому кругу потребителей сегодня достигнута прежде всего благодаря массовости тиражей независимых специализированных изданий. При этом определяющее значение для решения проблемы доступа к правовой информации приобретает распространение компьютерных электронных средств массовой информации.

Третья проблема - создания эффективных инструментов для работы с огромным массивом самой разнообразной правовой информации. Этими инструментами являются компьютерные справочные правовые системы.

Компьютерная информационно- правовая система – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.).

Технологии компьютерных информационно-правовых систем позволяют осуществлять эффективную повседневную работу с огромными массивами постоянно меняющейся правовой информации. В то же время следует четко представлять себе и границы реальных возможностей, и область применения информационно-правовых систем.

Во-первых, хотя эти системы и предоставляет возможность получить полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но при использовании текстов тех или иных правовых актов при обращении, например, в суд ссылаться необходимо не на информационно-правовых систем, а на официальный источник публикации.

Во-вторых, несмотря на то, что в информационно-правовые системы включен большой объем консультаций, комментариев, рекомендаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям, следует четко понимать, эти материалы не могут во всех деталях повторять конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений. Даже если среди консультаций, включенных в информационно-правовые системы, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации, необходима определенная квалификация пользователя, чтобы безошибочно установить само это соответствие.

Уникальные свойства компьютерных систем позволяют специалисту найти различные правовые акты и другие документы по интересующей его проблеме в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе с бумажными оригиналами. Учитывая вышесказанное, компьютерные информационно-правовые системы постепенно становятся стандартным программным обеспечением рабочих мест специалистов различного профиля. Лучшие современные информационно-правовые системы - это не только и не столько компьютерные библиотеки, содержащие многие тысячи нормативных документов с развитыми средствами поиска необходимой информации, но и многофункциональные информационные системы, позволяющие оперативно решить произвольно поставленную задачу. Постоянное совершенствование технических и программных средств, обеспечивающих доступ пользователей к информационно - правовым ресурсам для поиска необходимой информации, дальнейшее развитие новых технологий хранения больших объемов информации при высокой скорости ее обработки и передачи пользователям позволяют обеспечить полноту, достоверность и своевременную правовую информированность общества и граждан.

Современная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799-1814 гг.). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права - 5 кодексов, подготовленных под наблюдением, а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.
Большинство названных актов и поныне сохраняют свою юридическую силу: Декларация прав человека и гражданина считается составной частью действующей Конституции 1958 г., а из 5 наполеоновских кодексов 3 (Гражданский, Торговый и Уголовный), хотя и подверглись значительным изменениям, признаются действующими, и лишь 2 кодекса заменены новыми: Уголовно-процессуальный - полностью и Гражданский процессуальный - частично.
В эпоху "старого режима", предшествовавшую буржуазной революции, важнейшую роль среди источников права играли официально издававшиеся с XVI в. собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 собраний "общих обычаев", действовавших на территории одной или нескольких провинций (ведущими были "Обычаи Парижа"). Французские правовые обычаи, записи которых сохранились начиная с V в., в свою очередь формировались под сильным влиянием римского и канонического права (главным образом на юге страны) либо обычного права древнегерманских племен (на севере страны), но со временем приобрели самостоятельный и весьма противоречивый характер, что и привело к попыткам объединить правовые обычаи в масштабе если не всей Франции, то ее больших исторических областей.
Наряду с правовыми обычаями известную роль среди источников права в XVII-XVIII вв. стали играть законодательные акты, издававшиеся королевской властью. Среди них особое значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера, в том числе: о гражданском процессе (1667), об уголовном процессе (1670), о торговле (1673), а позднее и королевские ордонансы правительства д"Агессо: о договорах дарения (1731), о завещаниях (1735), об урегулировании семейных имущественных споров (1747) и др. Многие положения этих актов в более или менее переработанном виде вошли в Гражданский, Торговый и другие наполеоновские кодексы, а Гражданский процессуальный кодекс 1806 г. был в значительной мере воспроизведением кольберовского Ордонанса 1667 г. Известное, хотя и значительно меньшее влияние на кодификацию оказали нормы обычного права, прежде всего собранные в "Обычаях Парижа".
Составители наполеоновских кодексов, опираясь на многовековой опыт французского права, предприняли в сфере правового регулирования такие революционные преобразования, которые обеспечили максимально свободное развитие капиталистических отношений. При этом найденные ими формы изложения правовых институтов, и прежде всего при составлении Гражданского кодекса 1804 г., оказались в большинстве случаев настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве многих стран Европы и других континентов либо послужили ориентирами при подготовке там соответствующих кодексов.
В современной системе источников права центральное место занимают Конституция Французской Республики 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также содержащая развернутое изложение демократических прав и свобод граждан преамбула к Конституции 1946 г., вместе с Декларацией 1789 г. провозглашенная составной частью действующей Конституции страны. Среди законодательных актов, издаваемых французским Парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы - акты Парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных законов относятся и кодексы, соответствующие традиционной наполеоновской схеме законодательства: гражданский, уголовный и другие, изменения в которых также производятся путем издания законов, если законодатель не предписывает иного.
Действующая Конституция 1958 г. допускает широкие возможности правового регулирования путем издания регламентарных актов исполнительной властью - Правительством, министрами и уполномоченными на то органами администрации. В ст.34 Конституции определен перечень областей правового регулирования, находящихся в исключительной компетенции законодательной власти: права и свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок выборов в Парламент и местные органы самоуправления, уголовная ответственность и судопроизводство, а также определение основных принципов, существенных для обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового права, для трудового права и социального обеспечения и др.
Все остальные правовые вопросы, не входящие в область законодательства, охватываются регламентарными актами различного уровня. Среди них наиболее значимы ордонансы - акты, принимаемые Правительством с разрешения Парламента и по заключению Государственного совета в областях, обычно регулируемых законодательством. Ордонансы подлежат утверждению Парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона. Важное место в системе регламентарных актов занимают подписываемые Президентом правительственные декреты, часть которых может быть принята только после заключения Конституционного совета, либо декреты, издаваемые Президентом без предварительного обсуждения их в Совете министров.
Наряду с классическими кодексами, основное содержание которых было определено еще в наполеоновскую эпоху, в XX в. распространилась практика издания консолидированных законодательных актов по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты также именуются кодексами, хотя в отличие от "классических" они могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов. Ныне насчитывается несколько десятков таких кодексов - о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс здравоохранения и др. Известную роль в качестве источников права играют во Франции также правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В некоторых случаях эти постановления служат не только общим ориентиром для судебной практики по определенным категориям дел, но и указанием при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.

Современная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799-1814 гг.). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права - 5 кодексов, подготовленных под наблюдением, а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.

Большинство названных актов и поныне сохраняют свою юридическую силу: Декларация прав человека и гражданина считается составной частью действующей Конституции 1958 г., а из 5 наполеоновских кодексов 3 (Гражданский, Торговый и Уголовный), хотя и подверглись значительным изменениям, признаются действующими, и лишь 2 кодекса заменены новыми: Уголовно-процессуальный - полностью и Гражданский процессуальный - частично.

В эпоху "старого режима", предшествовавшую буржуазной революции, важнейшую роль среди источников права играли официально издававшиеся с XVI в. собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 собраний "общих обычаев", действовавших на территории одной или нескольких провинций (ведущими были "Обычаи Парижа"). Французские правовые обычаи, записи которых сохранились начиная с V в., в свою очередь формировались под сильным влиянием римского и канонического права (главным образом на юге страны) либо обычного права древнегерманских племен (на севере страны), но со временем приобрели самостоятельный и весьма противоречивый характер, что и привело к попыткам объединить правовые обычаи в масштабе если не всей Франции, то ее больших исторических областей.

Наряду с правовыми обычаями известную роль среди источников права в XVII-XVIII вв. стали играть законодательные акты, издававшиеся королевской властью. Среди них особое значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера, в том числе: о гражданском процессе (1667), об уголовном процессе (1670), о торговле (1673), а позднее и королевские ордонансы правительства д"Агессо: о договорах дарения (1731), о завещаниях (1735), об урегулировании семейных имущественных споров (1747) и др. Многие положения этих актов в более или менее переработанном виде вошли в Гражданский, Торговый и другие наполеоновские кодексы, а Гражданский процессуальный кодекс 1806 г. был в значительной мере воспроизведением кольберовского Ордонанса 1667 г. Известное, хотя и значительно меньшее влияние на кодификацию оказали нормы обычного права, прежде всего собранные в "Обычаях Парижа".

Составители наполеоновских кодексов, опираясь на многовековой опыт французского права, предприняли в сфере правового регулирования такие революционные преобразования, которые обеспечили максимально свободное развитие капиталистических отношений. При этом найденные ими формы изложения правовых институтов, и прежде всего при составлении Гражданского кодекса 1804 г., оказались в большинстве случаев настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве многих стран Европы и других континентов либо послужили ориентирами при подготовке там соответствующих кодексов.

В современной системе источников права центральное место занимают Конституция Французской Республики 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также содержащая развернутое изложение демократических прав и свобод граждан преамбула к Конституции 1946 г., вместе с Декларацией 1789 г. провозглашенная составной частью действующей Конституции страны. Среди законодательных актов, издаваемых французским Парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы - акты Парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных законов относятся и кодексы, соответствующие традиционной наполеоновской схеме законодательства: гражданский, уголовный и другие, изменения в которых также производятся путем издания законов, если законодатель не предписывает иного.

Действующая Конституция 1958 г. допускает широкие возможности правового регулирования путем издания регламентарных актов исполнительной властью - Правительством, министрами и уполномоченными на то органами администрации. В ст.34 Конституции определен перечень областей правового регулирования, находящихся в исключительной компетенции законодательной власти: права и свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок выборов в Парламент и местные органы самоуправления, уголовная ответственность и судопроизводство, а также определение основных принципов, существенных для обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового права, для трудового права и социального обеспечения и др.

Все остальные правовые вопросы, не входящие в область законодательства, охватываются регламентарными актами различного уровня. Среди них наиболее значимы ордонансы - акты, принимаемые Правительством с разрешения Парламента и по заключению Государственного совета в областях, обычно регулируемых законодательством. Ордонансы подлежат утверждению Парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона. Важное место в системе регламентарных актов занимают подписываемые Президентом правительственные декреты, часть которых может быть принята только после заключения Конституционного совета, либо декреты, издаваемые Президентом без предварительного обсуждения их в Совете министров. Наряду с классическими кодексами, основное содержание которых было определено еще в наполеоновскую эпоху, в XX в. распространилась практика издания консолидированных законодательных актов по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты также именуются кодексами, хотя в отличие от "классических" они могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов. Ныне насчитывается несколько десятков таких кодексов - о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс здравоохранения и др. Известную роль в качестве источников права играют во Франции также правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В некоторых случаях эти постановления служат не только общим ориентиром для судебной практики по определенным категориям дел, но и указанием при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.

Французское право как понятие возникло в XV веке. Правовая система современной Франции относится к группе романо-германского права. В основных чертах она сформировалась в период Великой французской революции 1789--1794 гг. и в первые, последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799--1814 гг.).

Благодаря особенностям исторического развития, в котором нашли себе выражение в совместной гармонической деятельности различные факторы правообразования, а в эпоху великой революции с особой ясностью определились основные устои социально-экономического быта Европы XIX века, -- отлилось в цельную и законченную систему норм, не превзойдённую и до сих пор ни в общем материальном содержании, ни в техническом совершенстве ни одним из законодательств континентальной Европы. Несмотря на то, что в его создании участвовали очень разнообразные влияния и разного рода исторические случайности, оно является, по существу и по происхождению, национальным, что не помешало ему оказать огромное влияние на юридическое развитие других стран Европы. Будучи в своем современном состоянии принципиальным и последовательным выражением нового порядка жизни XIX столетия, оно является, вместе с тем, продуктом долгого исторического развития и последовательной творческой деятельности судов и теоретической юриспруденции.

История французского права, как и история Франции, восходит к галльско-кельтским основам, но определить состав и влияние последних на дальнейшее юридическое развитие Франции нет возможности, за отсутствием данных. С гораздо большей отчетливостью установляются раннегерманские основы французского права, в древнейших памятниках германского права, правдах салических и рипуарских франков. К этим источникам непосредственно примыкает первоначальная законодательная деятельность французских королей дома Каролингов, выражавшаяся в капитуляриях. Больше, чем в Германии, заметны во Франции, в раннюю эпоху её развития, следы влияния римского права, проявляющиеся как в ряде юридических формул и грамот Каролингского периода, так и в некоторых литературных памятниках. Юг Франции и после разложения раннефранцузской монархии Карла Великого продолжал во многих отношениях жить по «писанному», то есть римскому праву, в особенности в области обязательственного права, более развитого здесь благодаря оживлённой торговой деятельности в городах Южной Франции.

Остальная Франция, подобно Германии, в эту эпоху почти целиком захватывается феодальными порядками и долгим процессом создания нового обычного права, в котором остатки старых культурных влияний часто составляют лишь форму, но не содержание норм. Дальнейшее юридическое развитие приурочивается именно к этому источнику, послужившему исходным пунктом и законодательной, творческой судебной и научной деятельности юриспруденции. Произвольный состав феодальных норм обычного права постепенно воспринимает в себя, благодаря этой деятельности, правомерные начала. Самые нормы становятся по содержанию все более и более схожими и общими, благодаря сравнительному уравнению основ феодального быта более позднего времени, и затем последовательно объединяются и в формальном выражении, которое дает официальная редакция кутюмов. С XVI века и законодательная власть, и юриспруденция ставят себе определенную задачу создать полное единство французского права как по составу норм, так и в особенности по их источнику, которым является исключительно единая государственная власть, освобождающаяся от феодальных и церковных оков. Обычное право приводится постепенно в единый и цельный вид деятельностью французских юристов, а королевские ордонансы восполняют пробелы этой работы или создают вместо отживших постановлений цельные и технически завершенные институты права. Кодификация всего права страны становится главной целью этой деятельности.

К концу XVIII века французское право оказывается вполне подготовленным для выполнения этой задачи, и творцам французского гражданского кодекса остается лишь подвести итоги предшествовавшей работы, чтобы создать этот замечательнейший образчик законодательного искусства нового времени. Чистота и ясность положенных в его основу принципов содействовали тому, что, несмотря на быстрое развитие различных сторон гражданско-правовой жизни XIX века, Кодекс подвергся лишь частичным изменениям, которые он воспринимал с замечательной эластичностью, без вреда для целости и логической стройности своих постановлений. Параллельно с гражданским кодексом шло развитие торгового права, составившего во Франции особую систему норм.

В своём содержании гражданское право Франции переживало, в связи с изменением состава своих источников и форм социально-экономического и культурного быта, различные стадии. Древнейшее право варварских правд, особенно салической, захватывало ещё очень раннюю эпоху развития, когда самоуправство и формализм проникли в юстицию, гражданское правонарушение не отличалось от уголовного, месть и денежные штрафы служили средствами восстановления правды, гражданско-правовые отношения были крайне неразвиты и регулировались законом лишь в очень незначительных случаях. В капитуляриях замечалось стремление поставить рядом с народным судом суд административный, облегчить древний формализм, смягчить самоуправство, взять под покровительство закона, короля и церкви некоторые интересы слабых (опека, наследование); но и этот источник права, как и ранние ордонансы, захватывал гражданское право в очень незначительном объеме. Юридическая сделка, произвол сильного и некоторые обычно-правовые устои -- в это время главнейшие творцы правоотношений. Эпоха нового обычного права дала уже гораздо более полную картину гражданско-правового развития страны. Право ранних кутюмов -- целиком право феодального порядка отношений, с его неравенством состояний (целая градация высших и низших в области гражданской правоспособности), дроблением форм обладания, носивших более или менее зависимый характер, неразвитый гражданский оборот, строгую отцовскую и супружескую власть, опеку в интересах опекунов, а не опекаемых и т. п.

В дальнейшем развитии, при сохранении, вплоть до революции, основ «старого порядка» и в области гражданского права, феодальное право подвергалось значительному смягчению. На первом плане стоял постепенный рост личной свободы в городах и образование начал общей гражданской правоспособности горожан, а затем, по мере прогресса освобождения крестьян -- и этих последних. Рядом с развитием свободы личности шёл рост свободной собственности в городах и затем в области сельского землевладения не только дворянского, освобождавшегося от обязательной службы, но и свободного крестьянского. Усиление торгового, а затем и гражданского оборота содействовало образованию развитого обязательственного права, опиравшегося на римские основы, и особых постановлений торгового права. В детальных нормах, развивавшихся юристами для регулирования отношений вещного и обязательственного права, явно была видна тенденция покровительства принципам свободы собственности, личности и оборота. В семейном праве этому движению соответствовало развитие эмансипации совершеннолетних детей, а в наследственном -- склонность к ровному разделу наследства и постепенное укрепление свободы завещаний и дарений, хотя в этом последнем отношении французское право и до сих пор осталось более консервативным. До конца старого порядка удерживались феодальные основы общего строя вещных отношений, с дроблением собственности на верховную и зависимую, и сохранялись институты наследственных рент и аренд, хотя предпринят был ряд мер к ограничению их, фидеикомиссов и т. п. В области семейного права замечалось господство церкви и церковного права в делах брачных и семейных и стоявшее в связи с этим ограничение личных прав не католиков, евреев и иностранцев. Революционному законодательству пришлось отсечь эти основы старого порядка энергичными мерами. Рядом законов 1789--1793 гг. произвелось уничтожение всех остатков феодальных вещных прав, провозглашено господство чистой собственности, в области брачного и семейного права было устранено всякое влияние церкви, провозглашено равноправие иностранцев, евреев и всех вероисповеданий. С отпадением этих ограничений получили полное признание все те нормы обычного и римского права, которые были выработаны или закреплены французской юриспруденцией для частных отношений с целью покровительства новому порядку отношений, основанных на свободе личности, собственности и договора.