Социальная политика в отношении сотрудников овд. Характеристика социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел

Статья 66 . Оплата труда сотрудника органов внутренних дел

1. Оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

2. Обеспечение сотрудника органов внутренних дел денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 67 . Жилищное, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи

Обеспечение сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи жилым помещением, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника и членов его семьи осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 68 . Страховые гарантии сотруднику органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел

1. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

См. Инструкцию о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел РФ или их близким родственникам, утвержденную приказом МВД РФ от 18 июня 2012 г. N 590

2. При наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество сотрудника органов внутренних дел, членов его семьи в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника либо принуждения его к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность обеспечивается государственная защита в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Сотрудник органов внутренних дел независимо от места нахождения и времени суток считается выполняющим служебные обязанности в случае, если он:

1) совершает действия по предупреждению и пресечению правонарушений, оказанию помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни или здоровья, иные действия в интересах общества и государства;

2) следует к месту службы, командирования, медицинского освидетельствования (обследования) или лечения и обратно;

3) находится на лечении в медицинской организации в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными при выполнении служебных обязанностей;

4) захвачен и содержится в качестве заложника;

5) участвует в сборах, учениях, соревнованиях или других служебных мероприятиях.

4. Сотрудник органов внутренних дел не признается погибшим (умершим) вследствие увечья или иного повреждения здоровья (заболевания) либо получившим увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) при выполнении служебных обязанностей, если гибель (смерть), увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) наступили:

1) в связи с добровольным приведением себя в состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

2) вследствие совершения сотрудником умышленного преступления;

3) в результате доказанного в ходе служебной проверки либо установленного органами дознания, предварительного следствия или судом самоубийства, или покушения на самоубийство, или иного умышленного причинения вреда своему здоровью, не вызванного болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

5. Гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 , пунктом 8 , 11 или 12 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, стаж службы в органах внутренних дел и стаж военной службы засчитываются в непрерывный стаж службы для исчисления процентной надбавки за выслугу лет и предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

6. Гражданину, проходившему службу в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, при поступлении на работу в указанных районах и местностях после увольнения со службы по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 , пунктом 8 , 11 или 12 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения со службы и днем приема на работу стаж службы в указанных районах и местностях засчитывается в общий стаж работы для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 69 . Вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника органов внутренних дел

1. Сотрудник органов внутренних дел обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам , которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Сотруднику органов внутренних дел, который в связи с характером служебной деятельности не пользуется форменной одеждой , выплачивается денежная компенсация в размере , устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. В случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2 , 5 , 6 , 7 , 10 , 13 , 14 , 15 , 20 или 22 части 2 либо пунктом 4 , 5 , 7 или 9 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, сотрудник органов внутренних дел в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, возмещает указанному федеральному органу стоимость выданных ему предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки.

5. Сотруднику органов внутренних дел, проходящему службу в особых условиях в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдается продовольственный паек по нормам и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 70 . Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей

Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим систему социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел является - Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российский Федерации».

Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников органов внутренних дел, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Членами семьи сотрудника считаются:

1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;

2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция от 23.11.2015, с изм. от 14.12.2015) //СПС Консультант Плюс

Основным средством материального обеспечения и стимулирования сотрудников органов внутренних дел является денежное довольствие, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания.

Сотрудникам, направляемым в служебную командировку, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел, так же имеют право на дополнительные выплаты. (См. Приложение 3)

При переезде сотрудников на новое место службы в другой населенный пункт (в том числе на территорию и с территории иностранного государства) в связи с назначением на иную должность, или в связи с зачислением в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, срок обучения в котором составляет более одного года, или в связи с передислокацией органа (подразделения) сотрудникам и членам их семей производятся выплаты:

1) подъемного пособия - в размере одного оклада денежного содержания на сотрудника и одной четвертой части оклада денежного содержания на каждого члена его семьи, переехавшего в населенный пункт по новому месту службы сотрудника, либо в близлежащий от нового места службы населенный пункт, либо в другой населенный пункт в связи с отсутствием жилого помещения по новому месту службы сотрудника;

2) суточных - на сотрудника и каждого члена его семьи, переезжающего в связи с переводом сотрудника на новое место службы, в размере, определяемом Правительством Российской Федерации для командированных сотрудников за каждый день нахождения в пути.

Сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, не нарушающих установленной дисциплины, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция от 01.01.2016 N 317-ФЗ)

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на единовременные социальные выплаты, например, такие как «единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения».

Сотрудники, имеющие специальное звание полковника полиции и выше, уволенные со службы в органах внутренних дел в этих специальных званиях, а также сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров.

Сотрудник имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом, а также изделиями медицинского назначения в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. См.: Рагузина О.В. Законодательство Российской Федерации о социальной защите сотрудников органов внутренних дел // Правовая культура: научный журнал. - 2007. С.67

Пенсионное обеспечение является важнейшей сферой правового регулирования социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Он определяет категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, устанавливает виды пенсий, а также условия, дающие право на получение того или иного вида пенсий. (См. Приложение 4)

Сотрудники органов внутренних дел приобретают право на пенсию по государственному обеспечению:

1) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную законом выслугу на службе в органах внутренних дел;

2) по инвалидности, если они стали инвалидами при наличии условий, предусмотренных законом.

В случае гибели или смерти лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и органах уголовно-исполнительной системы, их семьи при наличии условий, предусмотренных законом, приобретают права на пенсию по случаю потери кормильца. Семьи умерших пенсионеров имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.

Сотрудникам органов внутренних дел и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, проходившие службу в органах внутренних дел:

1) имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в органах внутренних дел 20 лет и более;

2) уволенные со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет служба в органах внутренних дел. См.: Костенников М.В., Куракин А.В., Михайлюк П.А. Организация социальной защиты… с.12

Пенсия за выслугу лет не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии. Пенсии за выслугу лет, назначаемые сотрудникам, являющимся инвалидами, увеличиваются.

Право на государственную пенсию по инвалидности имеют сотрудники органов внутренних дел, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Пенсия по инвалидности устанавливается в следующих размерах:

1) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов, III группы - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия;

2) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75 процентов, III группы - 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.01.2016) // СПС Консультант Плюс

Влияние социально-экономических и социально-политических факторов развития общества на жизнедеятельность органов внутренних дел более всего проявляется через уровень денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, розничных цен на товары и услуги. Соотношение этих показателей и отражает реальный уровень жизни сотрудников органов внутренних дел. Социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел - совокупность мер политического, экономического, социального, административного и правового характера, устанавливаемых и применяемых государством, направленных на обеспечение нравственного, материального и физического благополучия сотрудников не только в период прохождения сотрудниками службы, но также после прекращения ими службы и в случае гибели (смерти) сотрудников, причинения вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества, а также создание надлежащих условий для эффективного выполнения ими возложенных обязанностей.

Социальная защита сотрудника органов внутренних дел

Для построения демократического и социального государства, необходимо полностью обеспечивать правовые и социальные основы общества. Многие процессы, проходящие в Российской Федерации, показывают стремление к новому этапу в развитии общественных отношений, к новому способу построения отношений между государством и обществом, обществом и личностью, государством и личностью. В этой непростой цепочке, государство обязано защищать права и свободы гражданина. Естественно, все это затрагивает все социальные слои и группы. Вниманием не обделены и государственные служащие, в том числе и сотрудники отделения внутренних дел.

Следует сказать, что кадровая ситуация в органах внутренних дел влияет на эффективность оперативно – служебной деятельности МВД России. На фоне всех проходящих событий, я заметила, что есть разрыв между уровнем материального обеспечения сотрудников и их уровнем социальной защиты. Рост преступности, внутренние конфликты сопровождаются возрастающей нагрузкой на личный состав органов внутренних дел. Это приводит и к текучести кадров, и к отсутствию резерва на замещение вакантных должностей.

Данные обстоятельства побуждают нас рассматривать социальную защиту сотрудников ОВД как одну из острых проблем на сегодняшний день. Для того, чтобы понять сущность и значение социального обеспечения сотрудников внутренних дел, необходимо рассмотреть основные меры и механизмы реализации социальной защиты в МВД.

Социальная защита состоит из совокупности конкретных мер, которые достаточно разнообразны: правовые, экономические, социальные, организационные. Меры осуществляются органами государственной власти, а осуществляются ведомствами, где находятся на службе сотрудники. Цель устанавливаемых мер – это обеспечение как физического, так и материального и нравственного благополучия сотрудников, их членов семей, детей, а так же, создание необходимых условий для эффективного выполнения их обязанностей.

По сути, социальная защита сотрудников внутренних дел, это право на материальную компенсацию в случае смерти сотрудника, причинения ему телесных повреждений или иного вреда здоровью (инвалидность), уничтожения его имущества в связи со служебной деятельностью.

Сотрудник ОВД выполняет определенные нормативно – служебные обязанности и получает за это вознаграждение в виде денежного содержания из средств федерального бюджета или из средств субъекта Российской Федерации. Согласно ФЗ от 7 февраля 2011 года № 3 – ФЗ «О полиции», Оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Следует заметить, что сотруднику запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а так же работать по совместительству на предприятиях, не входящих в систему МВД РФ, за исключением научной, преподавательской деятельности. Получается, что иных источников существования у сотрудников ОВД нет, и поэтому государство должно принимать меры по социальной защите сотрудников не только в период прохождения ими службы, но и после ее прекращения по определенным основаниям. Получается, что меры социальной защиты можно разделить на группы: в период прохождения службы, после прекращения службы и в случае смерти, причинения вреда здоровью или повреждения имущества.

Для создания условий эффективного выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел в многочисленных нормативных актах, действующих на территории Российской Федерации, устанавливаются для них отдельные социальные льготы, привилегии и компенсации, которые касаются: подоходного налога, денежного довольствия и других выплат в связи со службой в органах внутренних дел; продолжительности службы (выслуги лет); обязательное личного страхования, обеспечения жилой площадью; оплаты жилищно-коммунальных услуг (участникам боевых действий); отпусков; продолжительности рабочего дня во вредных условиях; санаторно-курортного обслуживания; приобретения (льготного) билетов на все виды транспорта (командировка, отпуск, новое место службы); увольнения из органов внутренних дел; медицинского обслуживания; использования личного автотранспорта в служебных целях; содержания детей в дошкольных учреждениях; отдельных категорий сотрудников (награждение особыми знаками, работающих в отдельных подразделениях и службах, беременных женщин и матерей и др.); семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также сотрудников, получивших увечья и телесные повреждения в результате участия в боевых действиях, вооруженных конфликтах, мероприятиях по ликвидации последствий катастроф.

Значимая гарантия социальной защиты - обеспечение денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел. Одной из главных задач реформирования органов внутренних дел является формирование достойного денежного довольствия, которое будет соответствовать сложным, рискованным условиям полицейской службы. Согласно приказу МВД России от 31 января 2013 г. № 65 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации состоит из должностного оклада и оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат. Сотрудникам устанавливаются 8 дополнительных выплат:

1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;

3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;

4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;

6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе;

7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время;

8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в размере от 10 до 40 процентов в зависимости от стажа службы.

Материальная помощь сотрудникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и представившим подтверждающие документы, выплачивается в размере до двух окладов денежного содержания в год.

Сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на пенсию, устанавливается в зависимости от стажа службы в ОВД ежемесячная доплата от 25 % до 50 % суммы пенсии, которая могла быть им назначена.

Гарантией социальной защиты сотрудников правоохранительных органов является также предоставление компенсаций за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дни, за работу в ночное время; возмещение ущерба, причиненного уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего сотруднику органов внутренних дел или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью; выплата компенсаций в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения им службы, после увольнения (ухода в отставку), вследствие нанесения ему телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его профессиональной деятельностью; другие меры материального стимулирования или компенсации (возмещения) нанесенного ущерба.

Таким образом, в Российской Федерации государством предусмотрен комплекс мер по обеспечению социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, предусматривающих оказание правовой, материальной, финансовой, социально-бытовой и иной помощи и защиты.

На примере Нижнего Новгорода, можно проанализировать работу по обеспечению социальной защиты личного состава и членов семей сотрудников, осуществляемую в Главном Управлении внутренних дел Нижегородской области. Можно сказать, что руководство Управления внутренних дел делает все возможное для того, чтобы облегчить положение нуждающихся в социальной помощи сотрудников. Побывавших в «горячих точках» сотрудникам предоставляют материальное стимулирование, оказывают психологическую помощь; членам семей погибших сотрудников при исполнении служебных обязанностей оказывают помощь при погребении, материальную помощь, помогают решить жилищный вопрос и вопросы трудоустройства неработающих членов семьи, для детей проводятся мероприятия по оздоровлению, предоставляют путевки в санатории и детские лагеря, так же оказывают помощь в решении бытовых проблем, увековечивании погибших; ветеранам и пенсионерам оказывается помощь в реабилитации после серьезных болезней, материальная помощь к памятным датам. О нуждах сотрудники отделения социальной работы узнают не только из прошений, просьб, которые оставляют, например, вдовы погибшего сотрудника, но и из выездов, производимых 2 раза в год, где члены семьи заполняют некоторые документы. Это комплексное обследование социально – бытовых условий семей сотрудников, погибших при исполнении обязанностей и анкета для социологического обследования. Вопросы, задаваемые в них, носят общий характер: ФИО членов семьи, вопросы про жилую площадь, про бытовые условия, естественно вопросы про здоровье и необходимость в лечении, в путевках в санаторий, вопросы про образование, так же вопросы, касающиеся выплат, пособий: вовремя ли, в каком размере, есть ли с этим проблемы.

Итак, рассматривая социальную защиту сотрудника внутренних дел, можно сказать, что это комплексное мероприятие, являющееся важнейшей задачей государства. Эти меры должны осуществляться посредством поддержания на высоком уровне социальных, экономических, общественных, политических и правовых условий обеспечения социальных гарантий и материальных компенсаций сотрудникам с учетом их трудных, зачастую специфических условий труда, связанных с риском для жизни.

Социальная работа в органах внутренних дел Российской Федерации должна постоянно усовершенствоваться, улучшаться. Она должна в полной мере обеспечивать надежную социальную защиту и создавать условия для роста благосостояния сотрудников, их семей, полноценного отдыха.

Отделение организации социальной работы

ОМПО УРЛС ГУ МВД России по Нижегородской области

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Теоретические основы Конституционного права сотрудников полиции на социальную защиту

Глава 3. Некоторые проблемы практической реализации прав сотрудников полиции на социальное обеспечение и социальную защиту

3.1 Проблемы социальной защищенности сотрудников полиции в условиях реформирования пути их разрешения

3.2 Совершенствование в сфере реализации прав сотрудников полиции на социальную защиту

Глава 4. Основы безопасности жизнедеятельности и охрана труда

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Конституционная практика последних десятилетий претерпела существенные изменения в гуманитарной сфере: Россия провозгласила права, свободы и обязанности человека 22 ноября 1991 года в Декларации прав и свобод человека и гражданина, а в 1993 году эти права, свободы и обязанности были закреплены в Конституции Российской Федерации, которая внесла в Российскую правовую систему и международные правовые стандарты .

Конституционно - правовое обеспечение социально - экономических прав сотрудников полиции в Российской Федерации исходит из конституционных прав, свобод и обязанностей и предполагает именно конституционное основание. Конституция Российской Федерации является основополагающим источником прав, свобод и обязанностей, в том числе и для сотрудников полиции.

Принятие в последнее время важнейших нормативных актов свидетельствует о совершенствовании законодательства в сфере социального обеспечения сотрудников полиции.

В 2011 году при подготовке и в ходе проводимой реформы органов внутренних дел был принят ряд федеральных законов и других нормативных правовых актов, которые изменили социально - правовой статус сотрудника полиции.

В системе социальной защиты населения социальная защита правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и правопорядок в стране занимает особое место.

Сотрудники полиции являются особой социальной группой, выполняющей специфические задачи охраны и защиты интересов общества и государства. Этим объясняется наличие некоторых ограничений в их правовом статусе. То есть, в отличие от иных граждан, не состоящих на государственной службе, сотрудники полиции в значительной степени лишены возможности собственными легальными действиями повысить свой уровень жизни, решить жилищные и другие социально - бытовые проблемы. Такое положение обусловлено ограничениями и запретами, связанными с прохождением государственной службы в полиции, напряженностью и интенсивностью их труда. Поэтому создание государством благоприятных и безопасных условий для служебной деятельности сотрудников полиции является одной из предпосылок эффективности деятельности органов внутренних дел в целом.

Основными направлениями реализации мер по социальной защите сотрудников полиции в Российской Федерации является медицинское, пенсионное и жилищное обеспечение, страхование жизни и здоровья, компенсации отдельных видов расходов самих сотрудников и членов их семей.

Создание эффективного «социального пакета» для сотрудников полиции - одна из главных задач государственной политики в этом направлении.

Существует несколько направлений в области реализации социальной защиты сотрудников полиции: политика в области заработанной платы, социальное страхование, в том числе медицинское, пенсионное страхование, жилищная политика, а также системы компенсаций и выплат социального характера.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена наличием организационно - правовых вопросов, связанных с проблемами реализации конституционного права сотрудников полиции на социальную защиту.

Необходимо решить такие важные задачи в правоохранительной сфере, как борьба с преступностью, повышение эффективности функционирования системы органов внутренних дел, формирование нового образа имиджа полиции и повышение престижа службы в полиции. Решение этих задач носит комплексный характер и одним из важнейших и значимых направлений выступает решение проблем социальной защиты сотрудников полиции.

Цель дипломного исследования: изучить особенности и проблемы реализации конституционных прав сотрудников полиции на социальную защиту, а также разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Раскрытие цели обусловлено решением следующих задач:

определить понятие и виды государственной социальной защиты сотрудников полиции;

рассмотреть особенности социальной защиты сотрудников полиции;

изучить уровни правового регулирования социальной защиты сотрудников полиции;

проанализировать современное законолательство и основные направления социальной защиты сотрудников полиции;

выявить некоторые проблемы реализации прав сотрудников полиции на социальное обеспечение и социальную защиту;

обосновать необходимости совершенствования нормативно - правовой базы в области социальной защиты сотрудников полиции.

Объектом исследования дипломной работы являются правовые нормы в сфере социальной защиты сотрудников полиции.

Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права сотрудников полиции на социальную защиту.

Методологическая база определяется поставленными целями и задачами. В процессе дипломного исследования применялись такие общие и частные методы как: логический, метод сбора первичной информации, диалектический (анализ, синтез, обобщение, классификация), исторический, сравнительно - правовой и системно - структурный.

Источниками дипломной работы являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 7.02.2011 №3 «О полиции»; Федеральный закон от 19.07.2011 № 247 - ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.

Глава 1. Теоретические основы конституционного права сотрудников полиции на социальную защиту

1.1 Понятие и виды государственной социальной защиты сотрудников полиции

Как следует из Конституции, Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека . Данные конституционные положения имеют непосредственное отношение к проблемам социальной защиты сотрудников органов внутренних дел на современном этапе развития социального государства Российской Федерации.

Социальная защита может быть рассмотрена в нескольких аспектах. В широком смысле социальная защита это совокупность разнообразных правовых средств, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Как отмечает Е.В. Абызыва: «Социальная защита это комплексная система мер, применяемая для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданами своих прав» .

По мнению же автора А.Н. Аверина: «Социальная защита представляет систему мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни»

Работники органов внутренних дел являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства, деятельность по обеспечению социальной защиты сотрудников полиции является функцией органов государственной власти, а также одной из основных функций органов исполнительной власти. В частности, одной из основных задач министерства внутренних дел России, в соответствии с Указом президента Российской Федерации «Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации», является обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы министерства внутренних дел России, а также социально правовое обеспечение работников системы министерства внутренних дел России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на министерство внутренних дел России .

Система государственной социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в настоящее время включает в себя три элемента: меры правовой защиты, меры направленные на обеспечение безопасности и меры социальной защиты.

Правовая защита сотрудников полиции заключается:

В защите его как гражданина, так как права сотрудника полиции как гражданина своей страны в полной мере гарантированы Конституцией Российской Федерации, законами и подзаконными актами так же, как и права любого другого гражданина;

В специальной правовой защите исходя из специфики деятельности органов внутренних дел как правоохранительных;

В защите прав и законных интересов сотрудников органов внутренних дел при прохождении ими службы.

Соответственно, меры правовой защиты сотрудников органов внутренних дел делятся на три группы: предоставление сотрудникам определенных прав для эффективного выполнения ими служебных обязанностей; ограничение вмешательства в служебную деятельность сотрудников; установление ответственности за действия, препятствующие выполнению возложенных на сотрудников обязанностей, за деяния, нарушающие их права и свободы.

Под обеспечением безопасности сотрудников полиции понимается совокупность мер, установленных и реализуемых государственными органами в целях защиты жизни, здоровья, жилья и имущества сотрудников и их близких.

Меры безопасности сотрудников можно разделить на общие и специальные.

Общими являются меры, которые государство и его органы устанавливают и применяют при приеме граждан на службу, а также в процессе прохождения ими службы в полиции. К ним относятся, например, обеспечение конфиденциальности сведений о сотруднике одновременно с его назначением его на должность; обеспечение при обострении оперативной обстановки круглосуточного патрулирования и усиленной охраны нарядами полиции мест компактного проживания семей сотрудников, а также зданий и помещений органов внутренних дел; периодическая проверка сотрудников на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Специальные меры обеспечивают безопасность сотрудников полиции и их близких родственников при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье, жилище и имущество. Они применяются при наличии угрозы, возникшей в связи с осуществлением их служебной деятельности. Специальные меры защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц полиции либо принудить их к изменению их характера, либо из мести, за указанную деятельность.

Федеральный закон «О полиции» определяет следующие меры по обеспечению безопасности сотрудников полиции:

Личная охрана, охрана жилища и имущества;

Выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

Обеспечение конфиденциальности сведений о сотрудниках и их близких;

Перевод на другую работу, изменение места работы или учебы;

Переселение на другое место жительства;

Замена документов, изменение внешности.

Перечисленные меры безопасности применяются с учетом конкретных обстоятельств. Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица являются:

Заявление указанного лица;

Обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя федерального органа государственной охраны;

Получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица[о полиции].

Под мерам социальной защиты, понимаются меры по оказанию субъектом социального взаимодействия, социальных благ и услуг для обеспечения минимально достаточных условий и общественно одобряемого уровня и качества жизни объекта социального воздействия сотрудников полиции относятся льготы, гарантии и компенсации, создающие сотрудникам условия для достойной жизни в период прохождения ими службы, а также после ее прекращения

Для создания условий эффективного выполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции в многочисленных нормативных актах, действующих на территории Российской Федерации, устанавливаются для них отдельные социальные льготы, привилегии и компенсации, которые касаются:

Продолжительности службы (выслуги лет);

Обязательное личного страхования;

Обеспечения жилой площадью;

Оплаты жилищно-коммунальных услуг (участникам боевых действий);

Отпусков;

Продолжительности рабочего дня во вредных условиях;

Санаторно-курортного обслуживания;

Приобретения билетов на все виды транспорта;

Увольнения из органов внутренних дел;

Медицинского обслуживания;

Использования личного автотранспорта в служебных целях;

Семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также сотрудников, получивших увечья и телесные повреждения в результате участия в боевых действиях, вооруженных конфликтах, мероприятиях по ликвидации последствий катастроф и другое (Приложение Б).

Одной из наиболее значимых гарантий социальной защиты является обеспечение денежным довольствием сотрудников полиции. Денежное довольствие включает в себя оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному специальному званию, процентную надбавку за выслугу лет, процентную надбавку за ученую степень, стоимость продовольственного пайка, другие денежные выплаты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации .

Материальная помощь сотрудникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и представившим подтверждающие документы, выплачивается в размере до двух окладов денежного содержания в год.

Сотрудникам полиции, имеющим право на пенсию, устанавливается в зависимости от стажа службы в органах внутренних дел ежемесячная доплата от 25 % до 50 % суммы пенсии, которая могла быть им назначена.

Представления о предоставлении материальной помощи либо об установлении доплаты вносится руководителем соответствующего отдела полиции на имя руководителя органа внутренних дел.

Гарантией социальной защиты сотрудников правоохранительных органов является также предоставление компенсаций за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дни, за работу в ночное время; предоставление льгот сотрудникам, имеющим квалификационные звания «Специалист 1 класса», «Специалист 1 класса наставник» и другое; возмещение ущерба, причиненного уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего сотруднику полиции или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью; выплата компенсаций в случае гибели сотрудника в период прохождения им службы, после увольнения, вследствие нанесения ему телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его профессиональной деятельностью; другие меры материального стимулирования или компенсации нанесенного ущерба .

Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации государством предусмотрен целый комплекс мер по обеспечению социальной защиты сотрудников полиции, предусматривающих оказание правовой, материальной, финансовой, социально бытовой и иной помощи и защиты.

1.2 Факторы социального риска и социальные проблемы сотрудников полиции

Каждое современное государство проводит определенную социальную политику в интересах граждан в наибольшей степени, нуждающихся в особой социальной защите и поддержке. Особый социальный статус отдельных категорий граждан обусловлен их возрастом, родом занятий, местом проживания, а также заслугами, которые они имеют перед обществом и государством. В этой связи социальная политика, которая реализуется в России, носит дифференцированный характер.

Специфическим направлением реализации социальной политики в частности, является сфера внутренних дел, субъектом управления которой выступает министерство внутренних дел России. В органах внутренних дел несут службу различные категории сотрудников, а также осуществляют свою служебную деятельность государственные гражданские служащие и работники социально правовой статус, которых весьма разнообразен и для его обеспечения требуются соответствующие средства.

Особый социальный статус имеют сотрудники полиции. Обусловлено это тем, что сотрудники несут службу, связанную с целым рядом рисков для жизни и здоровья, а также вынуждены выполнять возложенные на них обязанности в особых условиях, а также в условиях быстро меняющейся оперативной обстановки. Стрессы и перенапряжения, вызванные выполнением служебных обязанностей, неблагоприятно сказываются на здоровье сотрудников, а также на эффективности их служебной деятельности .

Министерство внутренних дел России проводит свою ведомственную социальную политику, которая касается как непосредственно сотрудника, так и членов его семьи. Это особенно важно тогда, когда сотрудник погибает при исполнении служебных обязанностей, получил увечье, травму или инвалидность, вследствие чего произошло снижение или утрата им трудоспособности.

Социальная политика и социальная защита, реализуемая в органах внутренних дел, опирается на Российское «социальное законодательство», а также на законодательство и иные нормативные правовые акты, которые касаются исключительно сотрудников полиции. Нормативные правовые акты, которые регламентируют ведомственную социальную политику, носят административно правовой характер. Поэтому социальная защита сотрудников полиции осуществляется в административно правовом режиме, что весьма принципиально отличает ее от общей социальной защиты граждан.

Социальная защита в системе министерства внутренних дел России, в отличие от общей социальной защиты носит адресный характер, а также позволяет учитывать ряд особенностей служебной деятельности сотрудников. В этой связи социальная работа в органах внутренних дел должна быть весьма принципиальным, а в некоторых случаях и приоритетным направлением деятельности полиции.

Рассматривая социальное положение сотрудников полиции по решению ряда вопросов, в обеспечении социальной защиты возникают социальные риски, сопутствующие в профессиональной деятельности сотрудников полиции, а также прямо или косвенно воздействующие на социальное самочувствие их родных и близких.

Социальные риски это такие действия, когда при выполнении профессиональных обязанностей работник достигает результата по предотвращению, либо раскрывает преступление, хотя и может при этом нанести определенный ущерб окружающим, их интересам или себе лично. Важно отметить, что любым другим способом результат недостижим.

Социальные риски подразумевают меру ожидаемого последствия определенного явления, наступление которого содержит вероятность потери или ограничение экономической самостоятельности и социального благополучия, учет и регулирование социальных факторов и последствий, которые нежелательны, социально неприемлемы, угрожают жизни и здоровью людей.

Оценка риска включает определение вероятности вреда, тяжести последствий производится путем выявления факторов риска, их интенсивности, величины ущерба. Под фактором риска понимается источник опасности, потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека. Схема оценки факторов социального риска включает их ранжирование на основе качественных и количественных сопоставлений, для чего необходимы как минимум натуральные показатели, характеризующие опасность .

Индикаторы социального риска - показатели, свидетельствующие об его наличии или вероятности наступления. Индикаторами социального риска могут выступать как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие особенности профессиональной деятельности и условия труда, взаимоотношения между коллегами и с потенциальными клиентами (пользователями предоставляемых благ и услуг), удовлетворенность человека занимаемой должностью и сопутствующими ей профессиональными обязанностями, правовой защищенностью и внутрисемейными отношениями, а также многое другое.

Социальные показатели помогают оценить уровень социальной защищенности людей, а экономические - позволяют сопоставить уровни и значимость социального риска, возможности минимизации ущерба от него.

Используя анализ нормативно - правовых актов по осуществлению социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, а так же риски с которыми связано данное направление деятельности, имеют место направления по обеспечению социальной защиты сотрудников полиции в следующих областях:

Семейном положении сотрудника и характер внутрисемейных отношений. Семья для сотрудника - это своеобразный тыл, обеспечивающий его работу. Специфика и содержание работы, как правило, в известной степени отрывает сотрудника от семьи. Если к этому прибавить плохие бытовые условия, отсутствие жилья, недостаточное материальное и финансовое обеспечение и тому подобное - в совокупности это может привести к нежелательному конфликту в семье, ее распаду.

Жилищно-бытовые условия жизни сотрудника, в том числе наличия постоянного жилья косвенно влияет на успешность выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей. Между тем, по данным министерства внутренних дел, в очередь на улучшение жилищных условий стоит от 30 до 40 % сотрудников органов внутренних дел. В большинстве своем - это молодые специалисты, окончившие учебные заведения или отслужившие в армии, и проживающие в настоящий момент в общежитиях, съемных квартирах. Около 10% сотрудников проживает в домах аварийных или подлежащих сносу .

Условия труда, в которых непосредственно трудятся сотрудники полиции. В настоящее время вынуждены выполнять свои профессиональные обязанности без необходимого количества специальной техники и средств индивидуальной защиты. Материально - техническое обеспечение командировок сотрудников полиции в «горячие точки» находится на среднем уровне, практически все необходимое продукты питания, питьевую воду, постельные принадлежности и тому подобное - приходится везти с собой.

Значительно увеличилась интенсивность труда сотрудников, которая оказывает отрицательное влияние на морально - психологическое состояние сотрудников и результативность их профессиональной деятельности. Так, за последние годы нагрузка на работников уголовного розыска и других подразделений полиции увеличилась в разы, заметно осложнилась работа сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями.

В дополнение к другим своим обязанностям, сотрудники полиции все чаще привлекаются к охране общественного порядка, в том числе в выходные и праздничные дни. В случае отъезда ряда сотрудников в республики Северного Кавказа, другие «горячие точки» для охраны конституционного строя и сохранения территориальной целостности России, увеличивается нагрузка на оставшихся работников отделов и подразделений правоохранительных органов.

Повышенная стрессовая опасность деятельности сотрудников полиции вызванная характером объекта деятельности особой категории населения, склонного к преступной и противоправной деятельности.

В том числе, риском для личной безопасности сотрудника и членов его семьи, родных и близких, вызванной характером профессиональной деятельности и вероятностью применения оружия со стороны правонарушителей. В дополнении ко всему ненормированный рабочий день, сверхурочные работы, усталость, действие «синдрома эмоционального сгорания» приводит к нарушению межличностных связей, конфликтности и разводам среди сотрудников правоохранительных органов.

Названные индикаторы социального риска были использованы для изучения направлений в области социального самочувствия сотрудников полиции, то есть ощущения человеком удовлетворенности его состоянием здоровья, материальным положением, социальным статусом, профессиональной деятельностью, правовой защищенностью, обустроенностью семьи и быта, межличностными отношениями, а также другими факторами.

Таким образом, в профессиональной деятельности сотрудников полиции имеется множество факторов социального риска (экономических, юридических, интеллектуальных, социально психологических), которые, в свою очередь, влекут за собой существование различных социальных проблем. Причины этого лежат в специфике деятельности правоохранительных органов, заключающейся в повышенной опасности для физического, психологического и материального благополучия сотрудников полиции, их родных и близких. Индикаторами социального риска в работе сотрудников полиции могут быть различные показатели объективного и субъективного характера. Игнорирование социальных рисков, а также факторов, их вызывающих, может привести к ухудшению социального самочувствия сотрудников полиции и к усугублению криминальной ситуации в нашей стране.

1.3 Методологические подходы к исследованию проблемы

Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации. Она представляет систему принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп и направлена против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.

Сотрудники полиции и члены их семей в силу специфики профессиональной деятельности правоохранительных органов относятся к группе социального риска. За последнее время правовой статус сотрудника полиции существенно изменился, и исследования в данной области должны основываться на последних изменениях законодательства и имеющейся юридической практике.

Анализ уровня защищенности сотрудников полиции затрагивает экономические, политические, социальные, исторические и другие проблемы. Поэтому невозможно провести целостный анализ государственной политики по защите интересов сотрудников полиции без знаний политологии, социологии, философии, истории, экономики и так далее. Отсюда и необходимость применения междисциплинарного метода анализа.

Основы современной концепции прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также конституционных гарантий прав и свобод были заложены в многочисленных трудах выдающихся зарубежных ученых - Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, а также российских сторонников теории естественного права: В.С. Соловьева, Б.Н. Чичерина, И.А. Кистяковского и другие.

Общетеоретические подходы к понятию основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России и гарантий их реализации разработали отечественные ученые-правоведы М.В. Баглай, А.Г. Бережнов, И.А. Боброва, С.П. Булавин, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, М.С. Гринберг, А.В. Ендольцева, И.Н. Зубов, А.Г. Чепурной, В.М. Чиквадзе, Б.С. Эбзеев, Л.С. Явич, Ц.А. Ямпольская и др.

Различные аспекты проблемы, рассматриваемой в данной дипломной работе, стали объектом исследования целого ряда таких теоретиков как: Ибрагимов М.Н., Куличенко В.В., Григорьев С.И., Демина Л.Д. - анализировали социально психологические особенности сотрудников полиции, Бигул Л.В, Фирсов М.В, Шапиро Б.Ю. - изучали теорию и практику медико-социальной работы, Савелий М.Н., Волоха А.С. - рассматривали формирование служебной медико-социальной помощи в системе правоохранительных органов .

В дипломной работе применены: методы анализа и синтеза, системного и сравнительно-правового анализа, логического сравнения и сопоставления, статистические и конкретно социологические методы исследования. Применение указанных методов позволяет комплексно проанализировать нормативно - правовую базу обеспечения конституционных прав сотрудников полиции на социальную защиту.

В исследовании темы применялся системный подход, на основе которого показаны связь и зависимость, наблюдаемые между элементами методов социальной защиты сотрудников полиции, систем сравнительного анализа, а также статистический подход к просмотру данных.

Глава 2. Правовое регулирование в области государственной социальной защиты сотрудников полиции

2.1 Уровни правового регулирования социальной защиты сотрудников полиции

В системе условий и средств защиты, конституционных прав и свобод сотрудников важное место принадлежит юридическим гарантиям. В строго юридическом их значении правовые гарантии это закрепленные в законодательстве средства, специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить реализацию и защиту правовых норм, закрепляющих права, свободы и обязанности сотрудников, удовлетворение их интересов, пользование благами, лежащими в основе того или иного права или свободы.

Юридические гарантии прав и свобод многочисленны и весьма разнообразны. Но их объединяет одно общее свойство: все они выражены, закреплены в законодательстве, прежде всего в Конституции Российской Федерации.

Основной закон гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией Российской Федерации в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в статьях 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61 .

Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище, государственную пенсию и социальные пособия, социальное страхование и создание дополнительных форм социального обеспечения, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также другие виды социальной защиты, определяет механизм реализации прав граждан, закрепляет общее положение об обеспечении в Российской Федерации гарантий социальной защиты.

Социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Названные установки Конституции означают ориентацию всех государственных органов на обеспечение, охрану и защиту прав человека, а общество - на осуществление контроля над тем, как эти права соблюдаются.

Гарантии социальной защиты сотрудников полиции и порядок их реализации определены федеральным законом Российской Федерации «О полиции». В частности, гарантии прав на охрану здоровья и медицинскую помощь; на государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника полиции; на обеспечение жилой площадью.

Обеспечение сотрудников полиции соответствующими социальными гарантиями обусловлено особенностями службы, которые связаны, в том числе, с ограничениями установленных федеральными законами некоторых общегражданских прав и свобод.

Гарантии социальной защиты, предусмотренные для сотрудников полиции, распространяются также на других лиц рядового и начальствующего состава полиции, а также на стажеров во время испытательного срока, привлекаемых к выполнению задач полиции .

Порядок реализации гарантий, прав и льгот, установленных законодательством для сотрудников полиции, лиц, уволенных со службы, и членов их семей, определяется целым рядом постановлений Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами министерств и ведомств Российской Федерации и ее субъектов.

Виды социальных гарантий и защиты сотрудников полиции определенные федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», гарантирующим сотрудникам оплату труда в виде денежного довольствия, которое является основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Жилищным, медицинским и санаторно-курортным обеспечением сотрудника и членов его семьи осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации .

Страховыми гарантиями и выплаты сотруднику в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, а также гарантии в связи с увольнением со службы в органов внутренних дел предусмотрены настоящим федеральным законом.

В частности, установлено, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые определены законодательством Российской Федерации.

Каждый сотрудник полиции обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества должен быть установлен министерством внутренних дел. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время общие положения о вещевом обеспечении сотрудников полиции Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» .

Если сотрудник в связи с характером служебной деятельности не пользуется форменной одеждой, ему выплачивается денежная компенсация в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и в порядке, определяемом министерством внутренних дел.

Сотрудникам полиции предоставляется жилье в соответствии с федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Сотрудник полиции не подпадающий под категорию удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы , имеет право по договору социального найма получать денежную компенсацию сотрудникам определенные в федеральном законе денежную компенсацию за поднаем жилищной площади .

Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников и членов их семей и стаж службы в полиции, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. На лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в полиции, распространяются положения Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» .

2.2 Анализ современного законодательства и основные направления социальной защиты сотрудников полиции

конституционный право полиция российский

Законодательными актами установлен определенный объем льгот и компенсаций, формирующих правовые основы для осуществления государственных гарантий защиты прав и интересов персонала органов внутренних дел, чья деятельность в значительной степени связана с риском для жизни и здоровья (Приложение А). Очень часто они становятся объектом посягательства преступников . В этой связи социальная защищенность сотрудников предполагает создание необходимых условий для нормальной деятельности персонала.

Социальная защита сотрудников правоохранительных органов характеризуется степенью реализации социальных прав и гарантий, реальным уровнем удовлетворения их материальных потребностей, интересов, соответствием целей и задач, которые призвана решать правоохранительная служба, той ролью, которую играют ее сотрудники в обществе, а также ограничениями и рисками, с которыми связана правоохранительная деятельность.

Одним из видов социальных гарантий полиции на основании Приказа министерства внутренних дел «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел российской Федерации» является денежное довольствие сотрудников полиции, которое состоит из должностного оклада и оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат .

Основанием для выплаты денежного довольствия является приказ руководителя. Должностные оклады и дополнительные выплаты сотрудникам устанавливаются и изменяются приказом руководителя с указанием оснований и конкретных размеров для каждого сотрудника и выплачиваются с даты, определенной этим приказом, а если дата не определена, то с даты его подписания. Должностные оклады по типовым должностям и оклады по специальным званиям выплачиваются в размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

Сотруднику, переведенному на нижестоящую должность в полиции, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность, если перевод осуществлен по следующим основаниям:

По состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

В связи с сокращением замещаемой сотрудником должности;

В связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник и отсутствует равнозначная должность.

Выплата сохраненного должностного оклада производится впредь до возникновения у сотрудника права на получение более высокого должностного оклада вследствие его повышения в установленном порядке или назначения сотрудника на должность в органах внутренних дел с более высоким должностным окладом.

Приказом предусмотрены ежемесячные дополнительные выплаты.

Ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в процентах в следующих размерах при стаже службы (выслуге):

От 2 до 5 лет - 10;

От 5 до 10 лет - 15;

От 10 до 15 лет - 20;

От 15 до 20 лет - 25;

От 20 до 25 лет - 30;

25 лет и более - 40.

Стаж службы (выслуга лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание устанавливается в процентах от должностного оклада в следующих размерах:

За квалификационное звание специалиста третьего класса - 5;

За квалификационное звание специалиста второго класса - 10;

За квалификационное звание специалиста первого класса - 20;

За квалификационное звание мастера (наивысшее звание) - 30.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается в размере до 100 процентов должностного оклада в соответствии с Перечнем особых условий службы сотрудников полиции Российской Федерации и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Если сотрудник имеет право на получение надбавок за особые условия по нескольким основаниям, то размер этих надбавок суммируется. Суммарный размер надбавки за особые условия не может превышать 100 процентов должностного оклада сотрудника.

Сотруднику, допущенному к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере до 65 процентов, в зависимости от степени секретности сведений, к которым он имеет доступ.

Надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100 процентов должностного оклада.

Надбавка за риск выплачивается в соответствии с перечнем должностей и в размерах, определенных приказом министерства внутренних дел России.

За добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам выплачиваются премии из расчета трех окладов денежного содержания в год.

Премия выплачивается ежемесячно из расчета двадцати пяти процентов оклада денежного содержания, установленного сотруднику на первое число месяца, за который производится выплата. Премия выплачивается пропорционально времени выполнения сотрудником служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце. В расчетный период для выплаты премии включается время обучения, отпусков с сохранением денежного довольствия, освобождения от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью.

На основании приказа руководителя премия не выплачивается сотрудникам, временно отстраненным от выполнения служебных обязанностей, сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание «строгий выговор», «предупреждение о неполном служебном соответствии», «перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел», премия не выплачивается в течение одного месяца со дня их привлечения к дисциплинарной ответственности.

Сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел, премия на основании приказа руководителя не выплачивается в месяце увольнения, если увольнение произведено по следующим основаниям:

Грубое нарушение сотрудником служебной дисциплины;

Неоднократное нарушение сотрудником служебной дисциплины при наличии у него дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

Отказ сотрудника от перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;

Нарушение условий контракта сотрудником;

Несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;

Утрата доверия;

Представление сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также представление сотрудником в период прохождения службы в органах внутренних дел подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в органах внутренних дел, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

Осуждение сотрудника за преступление, а также прекращение в отношении сотрудника уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

Совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел;

Нарушение сотрудником обязательных правил при заключении контракта.

В пределах средств, предусмотренных на выплату денежного довольствия, сотрудникам, успешно выполняющим особо сложные и важные задачи, могут дополнительно выплачиваться разовые премии.

К денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации .

Сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная «юридическая» надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада в зависимости от объема и сложности проводимых сотрудниками правовых экспертиз.

Сотрудникам, замещающим должности сотрудников шифровальной службы, либо осуществляющим в структурных подразделениях органов внутренних дел работу с шифрами, либо привлекаемым для этой работы по решению руководителей подразделений на основании утвержденных ими перечней должностей сотрудников шифровальной службы, а также руководящему, преподавательскому и учебно вспомогательному составу курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников шифровальных служб, занятому на работе с шифрами, выплачивается ежемесячная процентная надбавка за шифровальную работу:

Сотрудникам выплачивается единовременное поощрение в следующих размерах (в окладах денежного содержания):

При поощрении Правительством Российской Федерации - 1;

При поощрении Президентом Российской Федерации - 2;

При присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации - 3;

При награждении орденами и медалями Российской Федерации (за исключением юбилейных) - 5;

При награждении знаком особого отличия - медалью «Золотая Звезда» - 10.

Подобные документы

    Анализ правового статуса полиции как правоохранительного органа в системе действующих в Российской Федерации правоохранительных органов. Правовые основы деятельности полиции. Основные гарантии правовой защиты сотрудников полиции и их ответственность.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2016

    Полномочия нарядов полиции по предупреждению и пресечению преступлений. Правовое положение сотрудников органов внутренних дел, задачи, права и обязанности нарядов полиции. Действия нарядов полиции по обеспечению общественного порядка и безопасности.

    реферат , добавлен 19.11.2014

    Система полиции в Российской Федерации. Основные функции полиции. Понятие административно-правового статуса полиции. Особенности административно-правового статуса полиции в РФ. Основные направления деятельности полиции. Задачи криминальной полиции.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2014

    Назначение полиции и основные направления ее деятельности. Принципы деятельности полиции, ее обязанности и права. Правовое положение сотрудника полиции, особенности службы. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений.

    контрольная работа , добавлен 21.08.2015

    Способы гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников полиции. Компенсация морального вреда при защите чести, достоинства и деловой репутации. Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудников полиции.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2012

    Полиция в системе органов государства и местного самоуправления. Новая социальная роль и правовая оснащенность полиции, ее гарантированная правовая защищенность. Кодификация полицейского права как тенденция правового регулирования деятельности полиции.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2015

    Характеристика вербальных и невербальных средств и техник коммуникации сотрудника полиции с гражданами. Особенности речи сотрудников полиции в социально-ориентированном общении. Культурные нормы профессионального общения сотрудника полиции по телефону.

    контрольная работа , добавлен 02.01.2017

    Основные проблемы и задачи, с которыми сталкивается безработный при поступлении на службу в полицию. Основы профессиональной подготовки сотрудников полиции, пакет социальной защиты. Анализ основных гарантий для рабочих в связи с прохождением службы.

    отчет по практике , добавлен 13.06.2014

    Понятие государственного управления в области внутренних дел РФ, установление его целей, задач и функций. Рассмотрение основных направлений деятельности полиции. Определение предоставленных прав полиции в зависимости от возложенных на нее обязанностей.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Предпосылки создания полиции в Российской Федерации. Этапы создания полиции и источники регулирования ее правового статуса. Структура и назначение полиции. Определение предоставленных прав полиции в зависимости от возложенных на нее обязанностей.