Н. Вирко - Международное право

Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами внутригосударственного права.

Международное право нередко рассматривается как особая правовая система. В этом наиболее важную часть международного права составляют действующие и осуществляемые нормы. Особое значение имеет их осуществление, т. е. международно-правовая практика, которая наполняет нормы реальным содержанием. Возможны случаи, когда практика применения какой-либо нормы международного права приводит к возникновению новой, более конкретной нормы или обыкновения. Примером может служить правило, согласно которому воздержание при голосовании постоянного члена Совета Безопасности ООН не считается применением так называемого права вето. В Уставе ООН это правило не предусмотрено, но оно сложилось как международно-правовая норма в практике Совета Безопасности.

Функции международного права :

1) координирующая – в нормах международного права отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

2) регулирующая – установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия;

3) обеспечивающая – принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства;

4) охранительная – защита законных прав и интересов государства.

Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов (общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права). В этой системе имеют место и резолюции международных организаций, и решения арбитражных и судебных органов международных органов.

Общепризнанные принципы международного права – это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Международно-правовой институт – это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (институт признания государств, институт международной ответственности). При этом и подотрасли, и институты международного права являются его неотъемлемой составной частью.

2. Соотношение международного публичного и международного частного права

Международное публичное право и международное частное право тесно связаны между собой. Нормы международного публичного и международного частного права направлены на создание правовых условий всестороннего развития международного сотрудничества в различных областях. Международное частное право представляет собой совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, имеющие международный характер.

Различие между международным публичным и международным частным правом может быть проведено по следующим основаниям:

1) по содержанию регулируемых отношений – общественные отношения, регулируемые международным публичным правом, носят межгосударственный характер. Отличительной их особенностью является специфическое качество, присущее их основному субъекту (государству), – суверенитет. Международное частное право регулирует отношения, складывающиеся между иностранными физическими и юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами и иностранным государством в неполитической сфере;

2) по субъектам отношений – основными субъектами международного публичного права являются государства, а основными субъектами международного частного права выступают физические и юридические лица;

3) по источникам – источниками международного публичного права являются международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и акты международных конференций, в то время как источники международного частного права – это внутреннее законодательство каждого государства, международные договоры, международно-правовые обычаи и судебные прецеденты.

В состав международного частного права входят нормы двух видов: материально-правовые (непосредственно устанавливающие права и обязанности) и коллизионные (отсылающие к национальному праву конкретного государства).

Порядок рассмотрения споров . В международном публичном праве споры разрешаются либо на государственном уровне, либо в специализированных органах по защите прав человека.

Международное частное право, в отличие от международного публичного права и национально-правовых систем, не составляет особой правовой системы.

Отграничение международного частного права от международного публичного права не носит абсолютного характера. Тесная связь международного частного права и международного публичного права вытекает из того, что в международном частном праве речь идет хотя и не о межгосударственных отношениях, но все же о таких отношениях, которые имеют место в международной жизни. Отсюда следует ряд основных начал международного публичного права, имеющий определяющее значение и для международного частного права.

3. Понятие и классификация норм международного права

Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости, которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы – это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновений такой ответственности за собой не влечет. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Вступая в отношения между собой, субъекты международного права реализуют свои права и соблюдают обязанности, устанавливаемые международно-правовыми нормами. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений, т. е. играет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права.

Нормы международного права классифицируются по различным основаниям :

1) по действию в отношении круга участников международно-правовых отношений нормы делятся на:

а) универсальные – регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право;

б) партикулярные – локальные, или региональные, нормы, хотя они могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных по соседству либо водном регионе, но и находящихся в различных частях мира;

2) по способу (методу) правового регулирования нормы делятся на:

а) диспозитивные – нормы, в рамках которых субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств;

б) императивные – нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами.

Международная практика XX в. характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. Расшифровка в соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров: под нормой jus cogens понимается норма общего международного права. Она может быть изменена только последующей нормой такого же характера.

4. Понятие и виды источников международного права

Источники – совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право. В них закрепляются правила поведения.

В международно-правовой литературе утвердилось двоякое употребление термина «источник»:

1) в широком , или материальном , смысле это условия материальной жизни человеческого общества, которые и порождают право;

2) в узком , или формально-юридическом , смысле это различные формы, в которых субъекты международного права закрепляют согласованные правила собственного поведения в ходе общения между собой.

В последнем случае источники международного права принято делить на основные и вспомогательные . К числу основных относят международные договоры и международно-правовые обычаи.

Международный договор – международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный договор является основным источником международного права и важным инструментом осуществления внешней функции государств. На основе международных договоров учреждаются и функционируют межгосударственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли международного права. В силу этого право международных договоров занимает особое место в системе международного права, являясь одной из ведущих ее отраслей. В настоящее время в мире насчитывается более 500 тыс. многосторонних и двусторонних договоров.

Международный (международно-правовой) обычай – форма воплощения норм международного права, возникающих стихийно в практике межгосударственного общения, которая не является письменной. Международный обычай – термин, который используется как для обозначения одного из основных источников международного права, так и для обозначения самих норм международного права, возникающих не в результате целенаправленного правотворческого процесса и существующих не в письменной форме.

В качестве вспомогательных источников международного права рассматриваются документы, принимаемые органами международных организаций (это резолюции, декларации и др.), судебные решения, мнения наиболее видных специалистов в области международного права (доктрина). К судебным решениям, которые являются вспомогательными источниками, относятся решения Международного суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов.

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным. Международно-правовые нормы классифицируются:

1) по форме (документально закрепленные и документально не закрепленные);

2) по субъектно-территориальной сфере (универсальные и локальные);

3) по функциональному назначению (регулятивные и охранительные);

4) по характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).

Круг субъектов международного права составляют: государство, международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и государствоподобные образования.

Исходя из данного определения международного права можно выделить определенные его особенности. Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям:

1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера;

2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным;

3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нор-мообразования;

4) по способу защиты норм. В международном праве отсутствует какой-либо аппарат надгосударственного принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.

2. Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

В отрасль международного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.

Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.

Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права.

3. Соотношение международного права с внутригосударственным правом и международным частным правом

Международное право и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворческую деятельность в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Международное право, в свою очередь, влияет на внутригосударственное законодательство. В некоторых странах международное право является составной частью национального законодательства. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В законах многих государств устанавливается, что в случае расхождений между положениями закона и между народными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства.

В теории международного права существуют дуалистическая и монистическая концепции в отношении вопроса о взаимосвязи международного права и внутригосударственного права.

Дуалистическая концепция рассматривает международное право и внутригосударственное право как самостоятельные, не имеющие общих точек соприкосновения комплексы.

Монистическая теория предполагает, что международное право и внутригосударственное право являются составными частями единого правопорядка. В рамках монистической теории существует концепция примата международного права над внутригосударственным правом и концепция примата внутригосударственного права над международным правом.

Международное публичное право и международное частное право, хотя и имеют разные предметы регулирования, но все равно имеют общие точки соприкосновения. Международное частное право устанавливает общеобязательные правила поведения и взаимоотношений для участников международных отношений негосударственного характера. Однако указанные правила содержатся не только во внутригосударственном праве, под юрисдикцией которого находится физическое или юридическое лицо, но и в международных договорах, международных обычаях.

Международное частное право как совокупность правовых норм регулирует международные отношения гражданско-правового характера. Однако в процессе регулирования данных правоотношений не должны нарушаться нормы международного права. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях заключаются в развитии межгосударственных договоров.

Н. А. Вирко

Международное право

1. Понятие международного права, его особенности

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным. Международно-правовые нормы классифицируются:

1) по форме (документально закрепленные и документально не закрепленные);

2) по субъектно-территориальной сфере (универсальные и локальные);

3) по функциональному назначению (регулятивные и охранительные);

4) по характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).

Круг субъектов международного права составляют: государство, международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и государствоподобные образования.

Исходя из данного определения международного права можно выделить определенные его особенности. Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям:

1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера;

2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным;

3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нор-мообразования;

4) по способу защиты норм. В международном праве отсутствует какой-либо аппарат надгосударственного принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.

2. Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

В отрасль международного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.

Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.

Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права.

3. Соотношение международного права с внутригосударственным правом и международным частным правом

Международное право и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворческую деятельность в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Международное право, в свою очередь, влияет на внутригосударственное законодательство. В некоторых странах международное право является составной частью национального законодательства. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В законах многих государств устанавливается, что в случае расхождений между положениями закона и между народными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства.

В теории международного права существуют дуалистическая и монистическая концепции в отношении вопроса о взаимосвязи международного права и внутригосударственного права.

Международное право как правовая система

Конец второго тысячелетия совпал с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходимости сменились всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.

Международное право есть особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих отношения между его субъектами. В международно-правовых нормах проявляется сложный процесс взаимодействия государств, постоянного преобразования общественных отношений. Складывающееся на их основе правосознание находит отражение в международном праве, которое соответствует не субъективной воле народов, а объективным факторам общественного развития. Закономерности развития международного права соответствуют закономерностям международных отношений. Формируясь под влиянием международных отношений, международное право само оказывает на них активное воздействие.

На международные отношения влияют разнообразные объективные и субъективные факторы: уровень экономического развития государств, общественная мораль и нравственность, национальные интересы, экология, появление глобальных проблем, научно-технический прогресс и т. д. Международное право также относится к числу этих факторов. При этом роль международного права постоянно возрастает, и по необходимости оно выдвигается на первое место. Сегодняшнему уровню цивилизации и правосознания более всего соответствует тезис о примате международного права среди всех многочисленных факторов, влияющих на международные отношения.

Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. С помощью его норм государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений. Регулирующая функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение. Международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения, в чем проявляется его обеспечительная функция. За века существования в международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств и позволяющие говорить об охранительной функции международного права.

Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка. Международное право и внутригосударственное право являются самостоятельными системами права, но не существуют изолированно друг от друга. На нормообразование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

Норма международного права создает права и обязанности лишь для его субъектов, то есть прежде всего для государств. Официальные органы государства, его юридические и физические лица непосредственно нормам международного права не подчиняются. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне (имплементацию международного права), осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальные законы и правила.

Субъекты международного права в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства.

Международные отношения не ограничиваются межгосударственными, межвластными. Происходят постоянные контакты между физическими и юридическими лицами различных государств, на уровне международных неправительственных организаций; они регулируются либо национальным правом соответствующего государства, либо нормами международного частного права.

Вместе с тем наблюдается тесная взаимосвязь международного публичного и частного права. И то и другое в широком смысле регулируют международные отношения. Международное частное право как совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер, не должно противоречить общепризнанным принципам международного публичного права. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях заключаются в развитие межгосударственных договоров.

Исходя из того, что международное право – это особая система юридических норм, регулирующих межвластные международные отношения методом установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений, особенность нормообразования данной правовой системы состоит в том, что в этом процессе участвуют сами ее субъекты посредством добровольного волеизъявления. Это позволяет считать, что международное публичное право носит согласительный, координирующий характер.

Поскольку кроме самих субъектов данной системы права в процессе нормообразования не участвуют какие-либо «внешние» по отношению к системе субъекты, за данной правовой системой отрицается субординарный характер. Никто не вправе установить правила поведения субъектов данной системы вопреки их согласию. Соответственно, неверно употреблять применительно к международному праву такие понятия, как «законодательство», «международная законность» и т. п.

Нормообразование в международном праве происходит через заключение международных договоров и через формирование обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах нередко фиксируются уже сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются определенные действия субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев.

Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.).

Все упомянутые элементы системы в различных сочетаниях составляют отрасли международного права (морское право, дипломатическое право, право международных договоров и т. д.). Каждая отрасль представляет собой самостоятельную систему, которая может считаться подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.

Международное право испытывает влияние внешней политики, проводимой государствами. Дипломатия является важнейшим инструментом создания норм международного права. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права в системе международных отношений. Однако ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в противоречие с общепризнанными принципами международного права.

Международное право оказывает непосредственное влияние на внешнюю политику государств в том смысле, что они должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву. Что касается дипломатии, то на нее международное право воздействует как опосредованно (через влияние на внешнюю политику), так и непосредственно (дипломатия во многом осуществляется по правилам, содержащимся в нормах международного права).

Основным элементом международного права является правовая норма. Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений, то есть выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права.

Урегулированные международно-правовыми нормами международные отношения приобретают характер международно-правовых. Ряд норм международного права называют принципами. Среди принципов выделяются основные принципы международного права, составляющие фундамент международного правопорядка. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. К основным относятся принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и др.

Группы и комплексы однородных международно-правовых норм образуют институты и отрасли международного права. Под международно-правовым институтом понимается группа правовых норм, которая регулирует однородные международные отношения, тесно связанные между собой общим объектом таких отношений (например, институт международной ответственности за правонарушения). Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права.

Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений. Выделение отраслей международного права обусловлено заинтересованностью международного сообщества государств в более эффективном правовом регулировании соответствующего комплекса международных отношений, а также появлением больших групп однородных правовых норм, которые объективно связаны между собой общностью объекта регулирования.

Процесс, способы и формы создания норм международного права отличаются от создания норм внутреннего права. Единственным способом их создания является соглашение субъектов международного права. Соглашение субъектов международного права относительно международно-правовых норм может быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае они носят наименование договорных норм, а во втором – норм обычного права (обычаев).

По действию в отношении круга участников международно-правовых отношений нормы подразделяются на универсальные и партикулярные (действующие среди ограниченного числа участников). Последние именуются также локальными или региональными нормами. Универсальные нормы регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право.

По способу (методу) правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на диспозитивные и императивные. Диспозитивной является такая норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязательства в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств.

К императивным относятся нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами.

Международная практика XX в. характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. Под нормой jus cogens (императивной нормой общего международного права) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера.

Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Нормами jus cogens являются нормы общего международного права, его основные принципы. Отклонение от таких норм рассматривается как посягательство на общее международное право. Наличие императивных норм ставит на повестку дня вопрос об иерархии международно-правовых норм. Нормы jus cogens имеют наивысшую юридическую силу, и все остальные нормы должны им соответствовать. Выступая на международной арене, государства, безусловно, должны сообразовывать свое поведение прежде всего с нормами jus cogens.

Международное право базируется на ряде источников права. Ст. 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых суд должен решать переданные на его рассмотрение споры. К ним относятся:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат нормы общего международного права. К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.

Международным обычаем, составляющим норму международного права, является такое правило поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы. Для установления существования обычая используются вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения международных организаций и односторонние акты и действия государств. К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов.

Вспомогательным средством для определения существования обычая являются односторонние действия и акты государств. Они могут выступать как доказательство признания того или иного правила поведения в качестве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие нормативные акты. Международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссылкам на национальное законодательство.

Официальные заявления глав государств и правительств, других представителей, в том числе в международных органах, а также делегаций на международных конференциях также могут служить подобным доказательством. Вспомогательным средством для определения обычая могут считаться совместные заявления государств (например, коммюнике по итогам переговоров). Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других – обычными.

На основе источников происходит кодификация международного права. Под кодификацией понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права. Кодификация предполагает не только приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формулировку, отражение в договорной форме международных обычаев, изменения либо обновления действующих норм, а также выработки новых норм.

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в кодификационном процессе занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). В рамках ООН задачи по кодификации и прогрессивному развитию международного права выполняют и другие комитеты и комиссии, например Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Значительную роль в процессе кодификации и прогрессивного развития международного права играют другие международные организации, прежде всего специализированные учреждения ООН.

Неофициальная кодификация может осуществляться отдельными учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными организациями либо международными неправительственными организациями. Среди последних выделяются Ассоциация международного права и Институт международного права, которые оказали значительное влияние на кодификацию и прогрессивное развитие международного права путем проведения исследований и подготовки проектов конвенций по различным аспектам международных отношений.

- Учебник для ВУЗов - Игнатенко Г.В. - 1999.

В учебнике анализируются основные понятия, общие институты и отрасли международного права. Особое внимание уделяется проблемам взаимодействия международного и внутригосударственного права; исходя из этого международные договоры рассматриваются во взаимосвязи с Конституцией и законодательством Российской Федерации. Впервые в учебной литературе дана характеристика механизма реализации норм международного права, в том числе механизма их непосредственного применения в деятельности судов и других органов государства. Показана роль международных норм в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина. Учебник написан на основе новейших нормативных правовых актов и практики их применения.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для всех, кто интересуется вопросами международного права и международных отношений.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОБЩИЕ ИНСТИТУТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 8

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ 8
§ 1. Понятие международного права 8
§ 2. Предмет регулирования 8
§ 3. Международное право как особая правовая система 11
§ 4. Основные черты современного международного права 13
§ 5. Система международного права 15
§ 6. Международно-правовая терминология 16
Литература 18

ГЛАВА 2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 20
§ 1. Древний мир 20
§ 2. От падения Римской империи до Вестфальского мира 21
§ 3. От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира 24
§ 4. От Гаагских конференций мира к созданию ООН и формированию современного международного права 28
Литература 31

ГЛАВА 3 СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 32
§ 1. Понятие и виды субъектов международного права 32
§ 2. Международная правосубъектность 34
§ 3. Государства - основные субъекты международного права 36
§ 4. Постоянно-нейтральное государство 37
§ 5. Признание государств 39
§ 6. Правопреемство государств 41
§ 7. Федеративные государства как субъекты международного права 46
§ 8. Российская Федерация как субъект международного права 47
§ 9. Участие субъектов Российской Федерации в международных отношениях 50
§ 10. Государствоподобные образования 53
§ 11. Международная правосубъектность народов (наций) 54
§ 12. Правосубъектность международных организаций 55
§ 13. Международно-правовой статус индивидов 56
Литература 57

ГЛАВА 4 НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 59
§ 1. Понятие норм международного права 59
§ 2. Создание норм международного права 59
§ 3. Виды норм международного права 60
§ 4. Иерархия норм международного права 63
§ 5. Кодификация международного права 65
Литература 66

ГЛАВА 5 ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 68
§ 1. Понятие и виды 68
§ 2. Международный договор - основной источник международного права 70
§ 3. Международный обычай 71
§ 4. Акты международных конференций 72
§ 5. Акты международных организаций 73
Литература 75

ГЛАВА 6 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 76
§ 1. Суверенное равенство государств, 76
§ 2. Невмешательство во внутренние дела 77
§ 3. Равноправие и самоопределение народов 77
§ 4. Неприменение силы или угрозы силой 78
§ 5. Мирное урегулирование споров 79
§ 6. Нерушимость границ 80
§ 7. Территориальная целостность государств 80
§ 8. Уважение прав человека и основных свобод 81
§ 9. Сотрудничество государств 82
§ 10. Добросовестное выполнение международных обязательств 83
Литература 84

ГЛАВА 7 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 85
§ 1. Понятие международно-правовой ответственности 85
§ 2. Основания международно-правовой ответственности 85
§ 3. Признаки международного правонарушения 88
§ 4. Виды международных правонарушений 89
§ 5. Отграничение правонарушений от смежных деяний 90
§ 6. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности 91
§ 7. Ответственность за правомерную деятельность 92
§ 8. Виды и формы международно-правовой ответственности 93
§ 9. Осуществление ответственности 94
Литература 96

ГЛАВА 8 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО 98
§ 1. Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы 98
§ 2. Функции международного права во внутригосударственной сфере 99
§ 3. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства 102
§ 4. Взаимодействие международных договоров и национального законодательства в правоприменительном процессе 105
Литература 110

ГЛАВА 9 РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 111
§ 1. Понятие и формы реализации норм международного права 111
§ 2. Содержание процесса реализации норм 111
§ 3. Международный конвенционный механизм реализации 113
§ 4. Международный институционный механизм реализации 117
§ 5. Внутригосударственный нормативный механизм реализации 122
§ 6. Внутригосударственный 124
организационно-правовой механизм реализации международного права 124
Литература 126

ГЛАВА 10 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОСУДИЕ 128
§ 1. Международные судебные учреждения 128
§ 2. Международный Суд ООН 129
§ 3. Арбитражный (третейский) суд 132
§ 4. Международный трибунал по морскому праву 133
§ 5. Европейский Суд (Суд Европейского Союза) 134
§ 6. Экономический суд СНГ 136
§ 8. Международные трибуналы 139
Литература 142

ГЛАВА 11 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ, ПРОКУРАТУРЫ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 143
§ 1. Международные договоры Российской Федерации как правовая основа деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти 143
§ 2. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право 146
§ 3. Применение международно-правовых норм Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции 152
§ 4. Применение международно-правовых норм Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и другими арбитражными судами 156
§ 5. Международно-правовые нормы в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации 158
§ 6. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства юстиции Российской Федерации 160
§ 7. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации 162
§ 8. Международно-правовые нормы в деятельности Государственного таможенного комитета Российской Федерации 164
Литература 166

РАЗДЕЛ II

ОТРАСЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 168
ГЛАВА 12 ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ 168
§ 1. Понятие, источники 168
§ 2. Стороны в международном договоре 168
§ 3. Заключение международных договоров 170
§ 4. Опубликование и регистрация договоров 176
§ 5. Действие договора во времени и пространстве 176
§ 6. Договоры и третьи государства 177
§ 7. Толкование договоров 178
§ 8. Недействительность договоров 179
§ 9. Прекращение и приостановление действия договоров 179
Литература 181

ГЛАВА 13 ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ 183
§ 1. Понятие, источники 183
§ 2. Органы внешних сношений 184
§ 3. Дипломатические представительства: порядок создания, функции 185
§ 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты 186
§ 5. Консульские учреждения 189
§ 6. Торговые представительства 191
§ 7. Постоянные представительства при международных организациях 192
§ 8. Специальные миссии 192
§ 9. Международные конференции 192
Литература 195

ГЛАВА 14 ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 196
§ 1. Понятие, источники 196
§ 2. Виды международных организаций 197
§ 3. Юридическая природа международной организации 198
§ 4. Организация Объединенных Наций: Устав, цели и принципы, членство 199
§ 5. Система органов ООН 204
§ 6. Специализированные учреждения ООН 209
§ 7. Региональные международные организации (общая характеристика) 210
§ 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе 211
§ 9. Европейский Союз 213
§ 10. Совет Европы 215
§ 11. Содружество Независимых Государств 217
Литература 221

ГЛАВА 15 МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО 223
§ 1. Понятие 223
§ 2. Источники 224
§ 3. Международные стандарты прав и свобод человека 226
§ 4. Международные механизмы обеспечения и защиты прав человека 230
§ 5. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов 234
§ 6. Гражданство и международное право 235
§ 7. Статус иностранных граждан и международное право 240
§ 8. Статус беженцев и вынужденных переселенцев 242
§ 9. Право убежища 243
Литература 244

ГЛАВА 16 ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ И ИНЫЕ ФОРМЫ ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 246
§ 1. Понятие, источники 246
§ 2. Общие вопросы правовой помощи 247
§ 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам 248
§ 4. Правовая помощь по уголовным дела 249
§ 5. Правовое сотрудничество в области образования 253
§ 6. Правовое сотрудничество в области труда, налогообложения и социального обеспечения 256
Литература 259

ГЛАВА 17 МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО 260
§ 1. Понятие 260
§ 2. Источники 262
§ 3. Международные преступления, и преступления международного характера 264
§ 4. Обязательства государств в соответствии с международными конвенциями 267
§ 5. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в
борьбе с преступностью 268
Литература 270

ГЛАВА 18 ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 271
§ 1. Понятие, источники 271
§ 2. Роль международного права в предотвращении войны 272
§ 3. Коллективная безопасность 273
§ 4. Разоружение и ограничение вооружений 277
§ 5. Меры укрепления доверия, международный контроль 280
Литература 282

ГЛАВА 19 ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 283
§ 1. Понятие, источники 283
§ 2. Начало войны и его правовые последствия 284
§ 3. Участники вооруженного конфликта 285
§ 4. Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны 286
§ 5. Защита раненых, больных и военнопленных 287
§ 6. Правовой режим военной оккупации 288
§ 7. Защита культурных ценностей 289
§ 8. Окончание войны и его правовые последствия 289
Литература 291

ГЛАВА 20 ТЕРРИТОРИЯ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 292
§ 1. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму 292
§ 2. Государственная территория 292
§ 3. Государственные границы 294
§ 4. Международные реки 299
§ 5. Международные каналы 300
Литература 301

ГЛАВА 21 МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО 302
§ 1. Понятие, источники 302
§ 2. Внутренние морские воды 303
§ 3. Территориальное море 305
§ 4. Прилежащая зона 307
§ 5. Международные проливы 308
§ 6. Исключительная экономическая зона 309
§ 7. Континентальный шельф 311
§ 8. Открытое море 314
§ 9. Морское дно за пределами национальной юрисдикции 317
Литература 318

ГЛАВА 22 МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО 320
§ 1. Понятие, источники 320
§ 2. Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией 322
§ 3. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве 323
§ 4. Коммерческие права в международных воздушных сообщениях 324
Литература 325

ГЛАВА 23 МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО 326
§ 1. Понятие, источники 326
§ 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 327
§ 3. Правовой режим космических объектов 329
§ 4. Космические экипажи 331
§ 5. Правовые формы сотрудничества государств в космосе 331
Литература 332

ГЛАВА 24 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ 334
§ 1. Антарктика как международная территория 334
§ 2. Регламентация деятельности в Антарктике 334
Литература 335

ГЛАВА 25 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 336
§ 1. Понятие, источники 336
§ 2. Формы сотрудничества 337
§ 3. Охрана планетарной среды и космического пространства 338
§ 4. Охрана морской среды 339
§ 5. Охрана животного и растительного мира 340
Литература 341

ГЛАВА 26 МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО 342
§ 1. Понятие, источники 342
§ 2. Сотрудничество в области торговли 344
§ 3. Таможенное сотрудничество 345
Литература 345