Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Частное и публичное право

  • Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
    • Теория государства и права как наука
    • Предмет науки теории государства и права
    • Структура науки теории государства и права
    • Методология науки теории государства и права
    • Теория государства и права в системе гуманитарных наук
    • Теория государства и права в системе юридических наук
    • Функции науки теории государства, и права
  • Происхождение государства и права
    • Основные теории происхождения государства и правя
    • Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
    • Происхождение государства (современные трактовки)
    • Происхождение права
  • Понятие, сущность, типология и функции государства
    • Понятие государства
    • Сущность государства
    • Социальное назначение и функции государства
  • Государственная власть и ее механизм
    • Понятие государственной власти
    • Структура государственной власти
    • Механизм государственной власти
    • Принципы организации и деятельности государственного аппарата
    • Понятие и классификация органов государства
    • Государственное управление и самоуправление
  • Формы государства
  • Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
  • Сущность права
    • Понятие и признаки права
    • Принципы права
    • Функции права
  • Нормы права
    • Понятие и признаки нормы права
    • Структура нормы права
    • Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
    • Виды норм права
  • Источники (формы) права
    • Понятие формы и источника права
    • Виды источников (форм) права
  • Система права
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Предмет и метод правого регулирования как основания деления системы права на отрасли
    • Частное и публичное право
    • Общая характеристика отраслей российского права
  • Правотворчество
    • Правотворчество: понятие, принципы и виды
    • Понятие и стадии законотворчества в РФ
    • Систематизация законодательства
    • Соотношение системы права и системы законодательства
  • Реализация права
    • Понятие и формы реализации права
    • Применение права как особая форма его реализации
    • Понятие акта применения права и его виды
  • Толкование права
    • Понятие толкования права
    • Способы толкования права
    • Виды толкования права
    • Аналогия в праве
    • Акты толкования права
  • Правоотношения
    • Правоотношение: понятие, признаки и структура
    • Субъекты правоотношений
    • Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения
    • Виды правоотношений
    • Юридические факты
  • Правомерное поведение
  • Правонарушение
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки и основания юридической ответственности
    • Цели и функции юридической ответственности
    • Общая характеристика видов юридической ответственности
  • Правосознание и правовая культура
    • Понятие, структура и виды правового сознания
    • Понятие и общая характеристика правовой культуры общества и личности
    • Правовой нигилизм
  • Законность и правопорядок
    • Понятие и принципы законности
    • Гарантии законности
    • Правопорядок: понятие и структура

Частное и публичное право

Последнее десятилетие характеризуется оживлением дискуссий о системе права, ее классифицирующих критериях, и актуальным становится вопрос деления права на публичное и частное. Возникший интерес к такой классификации среди российских ученых- правоведов объясняется тем, что в советский период развития правовых наук полностью отвергалось существование частного права, хотя вне социалистической системы его признание было весьма популярным. В структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: частное и публичное право.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения.

Частное и публичное право соотносятся между собой как две взаимодействующие системы. Ст. 2 Конституции России определяет права и свободы человека и гражданина как высшую ценность государства. Однако интересы общественного развития, обеспечения правопорядка и защиты общества от правонарушений требуют для защиты публичных интересов наличия механизма ограничения прав человека, т.е. определяются права общества, государства по отношению к конкретному лицу (ч. 3 ст. 55 Конституции). Поэтому всю систему норм условно можно разделить на две группы: нормы, определяющие права частных субъектов и отношения между ними, и нормы, определяющие статус публичных субъектов и реализацию их полномочий.

В современной России в качестве публичных субъектов могут выступать только органы, реализующие государственную власть либо муниципальные полномочия. Соответственно, те отрасли права, которые «обслуживают» данные правоотношения, являются публичными. Это конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнительное право и т.д., а также все процессуальные отрасли права. Остальные отрасли права, регулирующие общественные отношения с участием частных субъектов, действующих в своих собственных интересах, образуют блок так называемых частных отраслей права: гражданское, семейное и отчасти трудовое право.

Безусловно, не существует абсолютно публичных или абсолютно частных отраслей права. В любой отрасли права, относящейся к публично-правовому блоку, существуют отдельные элементы и механизмы, основанные на методе власти и подчинения и выражающие интересы не отдельных субъектов, а всего общества в целом и государственные интересы. Например, в семейном праве есть институт лишения и ограничения родительских прав, взыскания алиментов. В трудовом праве институт дисциплинарной ответственности, да и вся дисциплина труда основывается на императивном методе правового регулирования, который разумно сочетается с поощрительным методом.

Ученые выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать личные интересы, то публичное - общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному- неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо государственных органов между собой).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, частной собственности, возмещения морального ущерба и др.

Признавая важность и значение такой классификации, необходимо отметить, что выделение частного и публичного права имеет достаточно условный характер и ориентировано прежде всего на определение места и роли частного права в общем механизме правового регулирования. Нормы частного права, закрепляя права и обязанности человека, обеспечиваются соответствующим механизмом принуждения к соблюдению прав и обязанностей, однако, в отличие от публичного права, применение принуждения зависит от волеизъявления потерпевшей стороны.

Страница 2 из 2

4. Институт права: понятие и виды

Институт права - это упорядоченная совокупность юри­дических норм, регулирующих определенный вид (группу) об­щественных отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отно­шений, то институт - лишь их вид. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудо­вого права включаются институты дисциплины труда, матери­альной ответственности, охраны труда и т. п.

Виды институтов:

1) в зависимости от характера институты подразделяются на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

2) в зависимости от сферы распространения - на отрасле­вые (институт наследования) и межотраслевые (институт част­ной собственности);

3) в зависимости от функциональной роли - на регулятив­ные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Субинститут права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определен­ного института права. Субинститут - составная часть институ­та права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), здо­ровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных ви­дов телесных повреждений) и достоинства личности (клевета, оскорбление).

Однако далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут.

Вместе с тем сами институты могут "складываться" в та­кие более крупные подразделения системы права, как подот­расли.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует его подотрасль. Подотрасль права - это уже не институт, но еще и не отрасль. Так, авторское, изобретатель­ское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; налоговое право - подотраслью финансового права; му­ниципальное - подотраслью административного права.

5. Частное и публичное право

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и пуб­личное право.

Частное право - это упорядоченная совокупность юриди­ческих норм, охраняющих и регулирующих отношения част­ных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управ­ления.

Если частное право - область свободы и частной инициа­тивы, то публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда ча­стное право состоит из отраслей гражданского, предпринима­тельского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансово­го, уголовного и иных.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимо­сти от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1} интерес (если частное право призвано регулировать лич­ные интересы, то публичное - общественные, государствен­ные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субордина­ции);

4) субъектный состав (если частное право регулирует от­ношения частных лиц между собой, то публичное право - ча­стных лиц с государством либо государственных органов меж­ду собой).

В настоящее время в правовой системе России все больше "утверждаются такие институты частного права, как право на­следуемого пожизненного владения, интеллектуальной собст­венности, возмещения морального ущерба и другие.

6. Юридический процесс: понятие и виды

Юридический процесс - это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, призванные оптимально удовлетворять и гарантировать интересы субъек­тов права.

Данный процесс регулируется соответствующими право­выми нормами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах - официальных документах. Он присущ лю­бой юридически значимой деятельности (законотворческой, ис­полнительно-распорядительной, судебной), содержит ее програм­му и выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативной реализации правовых предписаний.

Юридический процесс, следовательно, призван нейтрали­зовать элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, суще­ствующие в правовой деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно зна­чимых интересов субъектов права.

Юридический процесс - это всегда определенная система, состоящая из последовательно совершаемых действий и при­нимаемых актов. В зависимости от предмета правового регули­рования (отраслевого признака) он подразделяется на граждан­ский, уголовный, административный, конституционный процессы.

Гражданско-процессуальное (ГПК РСФСР) и уголовно-про­цессуальное (УПК РСФСР) право регулируют соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследова­ние и судопроизводство по уголовным делам. Арбитражный про­цесс (АПК РФ) является разновидностью гражданского.

Административный процесс пока еще не выделился из гра­жданского процесса, хотя определенные предпосылки для это­го есть. В настоящее время административное судопроизводст­во регулируется главами 22-25 ГПК РСФСР.

Конституционный процесс находится в стадии правового формирования, поисков оптимальных средств и путей осуще­ствления конституционного контроля.

В зависимости от природы принимаемых решений юриди­ческий процесс может классифицироваться на правотворческий (воплощается, например, в Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации РФ), с помощью которого принимаются нормативные акты; правоприменительный (воплощается, напри­мер, в Указе Президента РФ о назначении на должность мини­стра), с помощью которого принимаются акты применения права, праворазъяснительный (воплощается, например, в Федераль­ном конституционном законе "О Конституционном Суде РФ"), с помощью которого принимаются интерпретационные акты.

7. Соотношение системы права и системы законодательства

Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение.

Однако данные понятия необходимо различать по следую­щим основаниям:

1) если первичным элементом системы права является нор­ма, то первичным элементом системы законодательства - нор­мативный акт;

2) если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства - в качестве формы;

3) если система права складывается объективно в соответ­ствии с существующими общественными отношениями, то сис­тема законодательства преимущественно субъективна, ибо за­висит от законодателя;

4) если система права имеет первичный характер, то сис­тема законодательства - производный (первая служит исход­ной базой для второй);

5) если система права имеет только горизонтальное (отрас­левое) строение, то система законодательства - еще и верти­кальное (федеративное, иерархическое);

6) система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь, кроме законодатель­ства, право оформляется и в юридических обычаях, и в норма­тивных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя, кроме формулировок норм, и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. п.

1. Понятие и особенности частного права. Развитие системы частного права в России.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между физическими и юридическими лицами, то есть те отношения, которые возникают между равными субъектами, не носят публичного характера. Предметом РЧП является система правовых норм.

Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права

Для частного права характерны:

Свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

Равенство сторон;

Преобладание диспозитивных норм;

Ориентация на удовлетворение частных интересов.

Предметом регулирования частного права является область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

1. Регулирование отношений частных лиц между собой. Экономическая независимость и самостоятельность участников частноправовых правоотношений закрепляются путем признания их юридического равенства. Юридическое, а не экономическое (фактическое) равенство означает лишь отсутствие принудительной власти одного участника частноправовых отношений над другим, и в то же время это неравенство в содержании конкретных прав сторон (например, в отношениях займа должник, как правило, вообще не обладает никакими правами, поскольку на нем лежит лишь обязанность вернуть долг).

2. Обеспечение частного интереса с акцентированием внимания на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственности от произвола государства.

Получение участниками частноправового правоотношения необходимых результатов в виде удовлетворения тех или иных имущественных или личных неимущественных благ зависит, прежде всего, от их инициативы и умения организовать свои отношения, что несет в себе известный имущественный или коммерческий риск.

3. Обеспечение свободного волеизъявления субъектов при реализации своих прав.

Здесь государственная власть принципиально воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений. Такими субъектами прав в большинстве случаев являются отдельные индивиды – люди, но, сверх того, и различные искусственные образования – корпорации или учреждения, так называемые лица юридические. Все эти маленькие центры предполагаются носителями собственной воли и собственной инициативы, и именно им предоставляется регулирование взаимных отношений между собой. Государство не определяет этих отношений от себя и принудительно, а лишь занимает позицию органа, охраняющего то, что будет определено другими.

4. Широкое использование договорной формы регулирования.

Самостоятельность и независимость участников, как правило, исключает возникновение между ними каких-либо правоотношений помимо их согласованной или общей воли. Поэтому наиболее часто встречающимся, однако не единственным основанием возникновения прав и обязанностей участников гражданского оборота является договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении изменений или прекращении прав и обязанностей.

5. Включение в себя норм, обращенных к субъективному праву и обеспечивающих судебную защиту.

Независимость и равенство участников предполагает, что возникающие споры между ними разрешают только независимые от них органы, не связанные с ними организационно-властными, имущественными, личными или иными отношениями. Поэтому защита гражданских прав и разбирательство возникающих конфликтов предусматривают судебную защиту, которая осуществляется судами общей юрисдикции, арбитражными или третейскими судами.

6. Преобладание диапозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям.

Предоставление сторонам права самим определять свои взаимоотношения и их содержание отражается в преобладании диспозитивных гражданско-правовых норм, позволяющих участникам самостоятельно избирать наиболее целесообразный для них вариант поведения и по своему усмотрению использовать или не использовать предоставляемые им гражданским правом средства защиты их интересов.

Метод частного права преимущественно диспозитивный: метод юридического равенства сторон, метод разрешения конфликтов в судебном порядке, метод договорного характера правоотношений.

Индивидуализм - (лат. idividuum - неделимое) - философско- этический принцип, утверждающий приоритет & и автономию личности перед любой формой социальной общности. Возможны два подхода к рассмотрению И.: концептуальный в совокупности философских, этических, идеологических, политических аспектов; и практический, выражающий реальную жизненную позицию.

Принцип индивидуализма включает следующие представления и идеи:

Все ценности (прав человека, свободы, демократии, справедливости) являются личностно-центрированными,

В моральном и правовом отношении все индивиды равны и равноценны в своих правах и обязанностях перед сообществом,

Естественная природа человека дает основание для веры в изначальную доброту и порядочность человека,

Никто и ничто не может никогда использовать индивида как средство для достижения целей других членов или структур сообщества,

Каждый индивид обладает свободой выбора,

Сообщество является средством для развития и реализации индивида, а не наоборот.

Частное право в России

Регулирование частно-правовых отношений в России берет свое начало с появления первого памятника российского права - Русской правды. Впоследствии частное право получило свое развитие в судебниках 1497 года и 1550 года, Соборном уложении 1649 года. Однако развитие частного права в России в период XVII - XVIII веков существенно тормозилось институтом крепостного права приводившим к отсутствию частнокапиталистического хозяйства. Право собственности - основная категория всего частного права - в Российском государстве воспринималось как привилегия дворянства. Лишь после реформы Александра II право собственности стало «общеправовой нормой» и частноправовые отношения начали развиваться в полной мере. Октябрьская революция 1917 года и приход к власти большевиков привел к политике отрицания частного права как такового и обоснованности его существования.

Лишь после перестройки, с переходом России на систему рыночной экономики, был осуществлен возврат к частно-правовым ценностям, нашедший свое воплощение в новом Гражданском кодексе и иных законах.

Следует иметь в виду, что для отечественного хозяйства эта проблема всегда имела и имеет особую остроту. Дело в том, что сферы частного права как области, по общему правилу закрытой для произвольного вмешательства государства, в истории России почти не было. Еще в конце XVII - начале XVIII в., когда в западноевроᴨȇйских государствах активно развивалось частнокапиталистическое хозяйство, русский царь был вправе по своему соизволению изъять любое имущество у любого подданного (как это, например, делал Петр I, требуя денег на ведение различных войн). Только во второй половине XVIII в. Екатерина II в виде особой привилегии разрешила дворянству иметь на праве частной собственности имущество, которое не могло стать объектом произвольного изъятия в пользу государства или каких-либо обременении "в казенном интересе". Для всех остальных сословий такое имущественное положение даже юридически стало возможным только после реформ Александра II, т.е. во второй половине 60-х гг. XIX в. и существовало лишь до 1918-1922 гг.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.Публичное жеправо образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществероль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами .

Нормы, обеспечивающие общезначимые (публичные) интересы - интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права.

Все остальные, т. е. те, которые имеют своим непосредственным назначением защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права.

Публичное право, писал в связи с этим известный римский юрист Ульпиан, «есть то, которое относится к положению государства, частное - которое относится к пользе отдельных лиц».

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц .

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.



Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерны:

Одностороннее волеизъявление;

Субординация субъектов и правовых актов;

Преобладание императивных норм;

Ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Для частного права характерны:

Свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

Равенство сторон;

Преобладание диспозитивных норм;

Ориентация на удовлетворение частных интересов.

Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

Интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные);

Предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные);

Метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации);

Субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

26226222 Юридический процесс: понятие, и виды.

Юридический процесс - это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е. по заранее установленным юридическим правилам.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем.

Во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;

в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

Юридический процесс - это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах. Например, в ходе расследования уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т. д., и выносит различные процессуальные решения - постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п. При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные действия, руководствуется требованиями уголовно-процессуального закона. На законодательном уровне регламентируются также принятие законов в парламенте, рассмотрение дел об административных правонарушениях, работа комиссий по назначению пенсий, деятельность всех иных органов правотворчества и правоприменения.

По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменителъным.

Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т. д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Результат правоприменительного процесса - принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т. п.). Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:

1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Такая процедура предусмотрена, например, нормами Гражданского процессуального кодекса (ст. 247-251);

2) процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);

3) процесс определения мер юридической ответственности (так Кодекс РСФСР об административных правонарушениях содержит раздел «Производство об административных правонарушениях» производство по уголовным делам осуществляется по нормам Уголовно-процессуального кодекса).

В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического процесса - праворазъяснительный. Для этого есть некоторые основания: в ходе право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения - интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.

Специфические особенности имеет также производство по исполнению правоприменительных решений: судебных приговоров, решений по гражданским делам, постановлений об административном аресте и других решений о применении мер государственного принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность государственных органов следует рассматривать как особую разновидность правоприменительного процесса.

Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку. В системе российского права есть две процессуальные отрасли: гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по административным делам, связанным с применением мер юридической ответственности, мер пресечения, предупредительных и иных мер государственного принуждения. Таким образом, по отраслевому признаку выделяются гражданский, уголовный и административный процесс. Разновидностью гражданского процесса является арбитражный процесс. Судопроизводство в арбитражном суде регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Для юридической деятельности характерен определенный порядок, который должен быть - и в большинстве случаев является - оптимальным для совершения тех или иных юридически значимых действий. Он устанавливается соответствующими нормативными предписаниями. Например, регламент работы представительных органов государственной власти, принятия законодательных актов, проведения выборов, защиты диссертаций, процедура выдачи ордера на жилье, получение наследства и т.п.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами.

Нормы, обеспечивающие общезначимые (публичные) интересы - интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права.

Все остальные, т.е. те, которые имеют своим непосредственным назначением защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права.

Публичное право, писал в связи с этим известный римский юрист Ульпиан, "есть то, которое относится к положению государства, частное - которое относится к пользе отдельных лиц" Карасева М.В., Серегин В. П.. Гражданское право. Москва - 2006 г, С. 43. .

Деление права на частное и публичное предпринималось еще древнеримскими юристами . В той или иной форме оно существует и в настоящее время. Суть указанного деления состоит в том, что в праве есть комплексы норм, призванные преимущественно обеспечить либо общественный, публичный интерес (конституционное, уголовное, административное, финансовое и другие отрасли права), либо интересы частных лиц (гражданское, семейное, торговое и иные отрасли права).

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть "изгоняется" из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерны:

одностороннее волеизъявление;

субординация субъектов и правовых актов;

преобладание императивных норм;

ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Для частного права характерны:

свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

равенство сторон;

преобладание диспозитивных норм;

ориентация на удовлетворение частных интересов.

Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право.

Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные);

предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные);

метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации);

субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

В сфере публичного права всегда доминирует государство, так как его нормы выражают прежде всего интересы государства и общества. Что же касается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участниками публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливаемым им в законах и подзаконных актах предписаниям.

В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вмешательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц - участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в качестве юридического лица и с другими частными лицами.

Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких отраслей права, как гражданское, семейное, трудовое, земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционною, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т.п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В предпринимательском праве, например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

В российской правовой мысли, как и в юридической науке других стран, отношение к делению права на частное и публичное было неоднозначным. До XIX в. этого деления вообще не наблюдалось, что во многом связано с высокой значимостью роли общинного права (а отчасти и обычая). В XIX в. в России ситуация изменилась и деление системы права на публичное и частное признавалось вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Оно поддерживалось и развивалось такими государствоведами и правоведами, как П.И. Новгородцев, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич и др.

С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение.

В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. отношение к этой проблематике изменилось, частное право стало рассматриваться как фактор общественного прогресса. В 1991 г. был создан Исследовательский институт частного права при Президенте РФ - государственное учреждение, осуществляющее научно-профессиональную разработку и экспертизу проектов правовых актов, направленных на установление общих правовых начал гражданского общества и развитие рыночных отношений.

В настоящее время в системе права России при сохранении её деления на отрасли и институты используется классификация права на публичное и частное, как и во многих других странах мира. Тем не менее нашей стране еще предстоит найти оптимальное соотношение между публично-правовыми (т.е. общественно-государственными) и частноправовыми интересами и соответствующим правовым регулированием. С одной стороны, традиционный приоритет публичного начала исторически пронизывает правовую и политическую идеологию (и даже психологию). С другой стороны, в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей жизни общества стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению и др.).