Характерные черты общества как динамичной системы. Общество как сложная динамическая система

Билет № 1

Что такое общество?

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Признаки общества:

  • Совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием.
  • Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов.
  • Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов. Должна быть заинтересованность друг в друге дающая возможность осуществления интересов каждого.
  • Регулирование общественных интересов посредством обязательных правил поведения.
  • Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.



Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

  1. Политика и власть

Власть - право и возможность воздействовать на других людей, подчинять их своей воле. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Источники власти:

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, угроза применения силы)
  • Авторитет (семейные и социальные связи, глубокие познания в какой-то области и т.п.)
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Субъект власти - тот, кто отдает распоряжения

Объект власти - тот, кто выполняет.

На сегодняшний день исследователи выделяют различные общественной власти :
в зависимости от преобладающего ресурса власть делится на политическую, экономическую, социальную, информационную;
в зависимости от субъектов властвования власть подразделяют на государственную, военную, партийную, профсоюзную, семейную;
в зависимости от способов взаимодействия субъектов и объектов власти различают власть диктаторскую, тоталитарную и демократическую.

Политика - деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти. Часто под политической борьбой подразумевают борьбу за власть.

Выделяют следующие виды власти:

  • Законодательная (парламент)
  • Исполнительная (правительство)
  • Судебная (суды)
  • В последнее время средства массовой информации характеризуются как «четвёртая власть» (владение информацией)

Субъекты политики : индивиды, социальные группы, классы, организации, политические партии, государство

Объекты политики: 1. внутренние (общество в целом, экономика, социальная сфера, культура, национальные отношения, экология, кадры)

2. внешние (международные отношения, мировое сообщество(глобальные проблемы)

Функции политики: организационная база общества, контролирующая, коммуникативная, интегративная, воспитательная

Виды политики:

1. по направленности политических решений – экономическая, социальная, национальная, культурная, религиозная, государственно-правовая, молодежная

2. по масштабу воздействия – местная, региональная, общегосударственная (национальная), международная, мировая (глобальные проблемы)

3. по перспективам воздействия - стратегическая (долговременная), тактическая (неотложные задачи по достижению стратегии), конъюктурная или текущая (срочные)

Билет № 2

Общество как сложная динамическая система

Общество – сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни), которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Характерные черты (признаки) общества как динамической системы:

  • динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов).
  • комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты).
  • самодостаточность (способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей).
  • интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы).
  • самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе).

Билет № 3

  1. Природа человека

До настоящего времени нет ясности относительно того, какова природа человека, определяющая его сущность. Современная наука признает двойственную сущность человека, сочетание биологического и социального.

С точки зрения биологии, человек относится к классу млекопитающих, отряду приматов. Человек подвержен тем же биологическим закономерностям, что и животные: испытывает потребности в пище, двигательной активности, отдыхе. Человек растет, подвержен болезням, стареет и умирает.

«Животная» личность человека находится под влиянием врожденных программ поведения (инстинктов, безусловных рефлексов) и приобретаемых в течение жизни. Эта сторона личности «отвечает» за питание, сохранение жизни и здоровья, продолжение рода.

Сторонники теории происхождения человека от животных в результате эволюции
объясняют особенности внешнего облика и поведения человека длительной борьбой за существование (2,5 млн.лет), в результате которой выживали и оставляли потомство особи наиболее приспособленные.

Социальная сущность человека складывается под влиянием общественного образа жизни, общения с окружающими. Благодаря общению человек может передать другим то, что он осознает, о чем он думает. Средством общения людей в обществе является прежде всего язык. Известны случаи, когда маленькие дети воспитывались животными. Попав в человеческое общество уже во взрослом состоянии, они не могли овладеть членораздельной человеческой речью. Это может свидетельствовать о том, что речь и связанное с ней абстрактное мышление формируются только в социуме.

К социальным формам поведения можно отнести способность человека к сочувствию, заботу о слабых и нуждающихся в помощи членах общества, самопожертвование ради спасения других людей, борьба за правду, справедливость, и др.

Высшей формой проявления духовной стороны человеческой личности является любовь к ближнему, не связанная с материальным вознаграждением или общественным признанием.

Бескорыстная любовь, альтруизм являются основными условиями духовного роста, совершенствования собственной личности. Духовная личность, обогащаясь в процессе общения, ограничивает эгоизм биологической личности, так происходит нравственное совершенствование.

Характеризуя социальную сущность человека, как правило, называют: сознание, речь, трудовую деятельность.

  1. Социализация

Социализация – процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением.

Социализация – процесс, в ходе которого младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился.

Социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Выделяют агентов и институты социализации . Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации - социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. К агентам первичной социализации относят родителей, родственников, друзей и сверстников, учителей и врачей. Ко вторичным - должностных лица вуза, предприятия, армии, церкви, журналистов и т.д. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - социальных. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны, вторичной - невзаимозаменяемы и специализированы.

Наряду с социализацией возможна и десоциализация - утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей (совершение преступления, психическое заболевание). Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией (такова цель наказания как исправления) - изменение и пересмотр представлений, сформированных ранее.

Билет №4

Экономические системы

Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем:

  • традиционная;
  • рыночная (капитализм);
  • командная (социализм);
  • смешанная.

Билет №5

Билет № 6

Познание и знание

В словаре русского языка Ожегова С. И. даются два определения понятия знания :
1) постижение действительности сознанием;
2) совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.
Знание – это многоаспектный проверенный практикой результат, который был подтвержден логическим путем, процесс познания окружающего мира.
Можно назвать несколько критериев научного знания:
1) систематизированность знания;
2) непротиворечивость знания;
3) обоснованность знания.
Систематизированность научного знания означает, что весь накопленный опыт человечество приводит (или должно приводить) к определенной строгой системе.
Непротиворечивость научного знания означает, что знания в различных областях науки дополняют друг друга, а не исключают. Этот критерий непосредственно вытекает из предыдущего. Первый критерий в большей мере помогает устранять противоречие – строгая логичная система построения знания не даст одновременно существовать нескольким противоречивым законам.
Обоснованность научного знания . Научное знание может подтверждаться путем многократного повторения одного и того же действия (т. е. эмпирически). Обоснование научных концепций происходит путем обращения к данным эмпирического исследования либо путем обращения к возможности описывать и предсказывать явления (проще говоря, опираясь на интуицию).

Познание – это процесс приобретения знания путем эмпирического или чувственного исследования, а также постижение закономерностей объективного мира и совокупность знаний в какой-нибудь отрасли науки, искусства.
Выделяют следующие виды познания:
1) житейское познание;
2) художественное познание;
3) чувственное познание;
4) эмпирическое познание.
Житейское познание – это опыт, накопленный за многие века. Заключается оно в наблюдении и смекалке. Данное познание, без сомнения, приобретается только в результате практики.
Художественное познание. Специфика художественного познания заключается в том, что оно строится на зрительном образе, отображает мир и человека в целостном состоянии.
Чувственное познание – это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств (например, я слышу звонок мобильного телефона, я вижу красное яблоко и т. д.).
Главное отличие чувственного познания от эмпирического заключается в том, что эмпирическое познание осуществляется с помощью наблюдения или эксперимента. При проведении эксперимента используется компьютер или другой прибор.
Методы познания:
1) индукция;
2) дедукция;
3) анализ;
4) синтез.
Индукция – это умозаключение, сделанное на основе двух и более предпосылок. Индукция может приводить как к верному, так и к неверному выводу.
Дедукция – это переход, сделанный от общего к частному. Метод дедукции, в отличие от метода индукции, всегда ведет к истинным выводам.
Анализ – это деление изучаемого объекта или явления на части и составляющие.
Синтез – это процесс, противоположный анализу, т. е. соединение частей объекта или явления в единое целое.

Билет № 7

Юридическая ответственность

Юридическая ответственность - это способ, при помощи которого интересы личности, общества и государства получают реальную защиту. Юридическая ответственность означает применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них определенных мер взыскания. Это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение. Такая ответственность представляет собой своеобразное отношение государства и правонарушителя, где государство в лице своих правоохранительных органов имеет право наказать правонарушителя, восстановить нарушенный правопорядок, а правонарушитель призван быть осужденным, т.е. лишиться определенных благ, претерпеть те или иные установленные законом неблагоприятные последствия.

Эти последствия могут быть различны:

  • личные (смертная казнь, лишение свободы);
  • имущественные (штраф, конфискация имущества);
  • престижные (выговор, лишение наград);
  • организационные (закрытие предприятия, освобождение от должности);
  • их сочетание (признание договора незаконным, лишение водительских прав).

Билет №8

Человек на рынке труда

Особенной и неповторимой сферой социально-экономических отношений людей является сфера взаимоотношений по продаже людьми своей рабочей силы. Место, где продается и покупается рабочая сила - рынки труда. Здесь полновластным царит закон спроса и предложения. Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, взаимное приспособление объективных и субъективных факторов производства. На рынках труда человек получает возможность действовать в соответствии с собственными интересами, реализовать свои способности.

Рабочая сила – физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенный вид работ.
За продажу своей рабочей силы работник получает заработную плату.
Заработная плата – величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнения своих служебных обязанностей.
Значит, ценой рабочей силы является заработная плата.

Вместе с тем"рынок труда" означает для каждого конкуренцию за рабочие места, определенную свободу рук для нанимателя рабочей силы, что при неблагоприятных обстоятельствах (предложение превышает спрос) может вызвать весьма негативные социальные последствия - уменьшение зарплаты, безработица и т.д. Для того, кто ищет работу или работает по найму, это означает, что он должен путем повышения квалификации и переквалификации поддерживать и углублять интерес к себе в качестве рабочей силы. Это не только дает определенные гарантии от безработицы, но представляет собой основу для дальнейшего профессионального развития. Конечно - это не гарантия от безработицы, ведь в каждом конкретном случае следует учитывать разнообразные личные причины (например, желания и претензии на определенную деятельность), реальные условия (возраст человека, пол, возможные препятствия или ограничения, место жительства и многое другое). Следует отметить, что и ныне и в будущем наемные работники должны учиться приспосабливаться к требованиям, которые ставит перед ними рынок труда, и самих условий, которые быстро меняются. Чтобы соответствовать условиям современного рынка труда каждый должен быть готов к постоянным изменениям.

Билет № 9

  1. Нация и национальные отношения

Нация – это высшая форма этнической общности людей, наиболее развитая, исторически устойчивая, объединенная экономическими, территориально-государственными, культурными, психологическими и религиозными признаками.

Некоторые ученые считают, что нация – это согражданство, т.е. люди живущие в одном гос-ве. Принадлежность к той или иной нации называют национальностью. Национальность определяется не только происхождением, но и воспитанием, культурой и психологией человека.
Существуют 2 тенденции в развитии нации:
1.Национальная, которая проявляется в стремлении каждой нации к суверенитету, развитию своей экономики, науки и искусства. Национализм-это доктрина приоритета интересов и ценностей своей нации, идеология и политика, основанная на идеях превосходства и национальной исключительности. Национализм может перерасти в шовинизм и фашизм – агрессивные проявления национализма. Национализм может вести к национальной дискриминации (принижению и ущемлению прав человека).
2.Интернациональная – она отражает стремление наций к взаимодействию, взаимообогащению, расширению культурных, экономических, и др. связей.
Обе тенденции взаимосвязаны и способствуют прогрессу человеческих
цивилизаций.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это отношения между субъектами национально-этнического развития - нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями.

Эти отношения бывают трех типов: равноправие; господство и подчинение; уничтожение других субъектов.

Национальные отношения отражают всю полноту социальных отношений, определяются экономическими и политическими факторами. Основными являются политические аспекты. Это обусловлено значением государства как важнейшего фактора формирования и развития наций. К политической сфере относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структурах власти и др. В то же время исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия наций и народностей оказывают сильное воздействие на формирование политических установок, политического поведения, политической культуры.

Главные вопросы в национальных отношениях - равноправие или подчинение; неравенство уровней экономического и культурного развития; национальная рознь, распри, вражда.

  1. Социальные проблемы на рынке труда

Билет № 10

  1. Культура и духовная жизнь общества

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
- Технологический подход: культура - совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
- Деятельностный подход: культура - осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
- Ценностный подход: культура - практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura - уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII - начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура - это то, что создал человек, а природа - то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле - процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности - материальной и духовной - можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Критерий деления

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Основные функции культуры:
1) познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
2) оценочная - осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;
3) регулятивная (нормативная) - формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
4) информативная - осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
5) коммуникативная - сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;
6) социализации - усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Структура духовной жизни общества:

Духовные потребности
Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности

Духовная деятельность (духовное производство)
Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом

Духовные блага (ценности):
Идеи, теории, образы и духовные ценности

Духовные общественные связи индивидов

Сам человек как существо духовное

Воспроизводство общественного сознания в его целостности

Особенности

Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя

Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

  1. Право в системе социальных норм

Социальная норма - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

Признаки правовой нормы

Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли .

Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека .

Издается в конкретной форме .

Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.

Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства .

Всегда представляет собой властное предписание государства .

Является единственным государственным регулятором общественных отношений .

Представляет собой правило поведения общеобязательного характера , т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

Билет № 11

  1. Конституция РФ – основной закон страны

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина .

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.
Именно с понятием конституции связана ее сущность – основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в отношениях с человеком и обществом.

Конституция:

· закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;

· обладает высшей юридической силой;

· обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);

· отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;

· является базой для текущего законодательства.

Сущность конституции, в свою очередь, проявляется через ее основные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:
выступление в качестве основного закона государства;
юридическое верховенство;
выполнение роли основы всей правовой системы страны;
стабильность.
Иногда к свойствам конституции относят и другие признаки – легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.
Конституция Российской Федерации является основным законом страны. Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 года или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.
Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам, ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.
Конституция РФ является ядром правовой системы государства, основой развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и так далее, она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права.
Стабильность конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). С точки зрения порядка изменения российская Конституция является «жесткой» (в отличие от «мягких», или «гибких» конституций некоторых государств – Великобритании, Грузии, Индии, Новой Зеландии и других – где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или, по крайней мере, по достаточно простой процедуре).

  1. Социальная мобильность

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Социальная мобильность - это процесс изменения че­ловеком своего общественного статуса. Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества.

Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

"Общество как динамичная система".

Вариант – 1.

А. 1.Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1)систему

2) часть природы

3) материальный мир

4) цивилизацию

2.Общество в понимании ученых - это:

2) способы взаимодействия и формы объединения людей

3) часть живой природы, подчиняющаяся ее законам

4) материальный мир в целом

3.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаи­мосвязанных и взаимодействующих элементов.

Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

1)верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

4. В отличие от природы, общество

1) является системой 3) выступает в качестве творца культуры

2) находится в развитии 4) развивается по собственным законам

5. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1)производства, распределения, потребления и духовной сферы

2)экономики и политики

3) экономики и социальных отношений

4) экономики и культуры

6. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

1) становление социально-ориентированной экономики

2) возрождение культурных и нравственных ценностей

3) разрыв в уровне развития между регионами планеты

4) развитие международного сотрудничества

7.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся соци­альные институты.

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изме­нениям.

1)верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

8. Какой из названных признаков характеризует индустриаль­ное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства 3) слабый уровень разделения труда

2) преобладание промышленности 4) решающее значение сферы услуг в экономике

9. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) интенсивное развитие инфраструктуры 3) преобладание патриархального типа семьи

2) компьютеризация промышленности 4) светский характер культуры

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

1) формированием рыночной экономики 3) развитием средств массовой коммуникации

2) ограничением социальной мобильности 4) организацией фабричного производства

11. Характерной чертой западной цивилизации является:

1) низкая социальная мобильность

2) длительное сохранение традиционных правовых норм

3) активное внедрение новых технологий

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

12.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна­родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

13. Страна А. с населением в 25 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам постин­дустриального типа?

1) Страна имеет многоконфессиональный состав населения.

2) Страна имеет разветвленную сеть железнодорожного транспорта.

3) Управление обществом осуществляется посредством компьютерных сетей.

4) В средствах массовой информации пропагандируются традиционные семейные ценности.

14.Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1)революционный характер перемен 3) насильственные методы

2)скачкообразность 4) постепенность

В. 1 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Западную цивилизацию называют ____(1). Сло­жившееся в европейском регионе _____(2) производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда и способов воздействия на природу. В связи с этим сформировалась новая система ценностей: на первый план выдвигается активная творческая, ______(3) деятельность человека.

Безусловную ценность приобрело_______(4) познание, расширяющее интеллектуальные силы человека, его изобретательные возможности. Запад­ная цивилизация выдвинула в качестве важнейших ценностей _____(5) личности и ______(6) собственность. Главным регулятором общественных отношений являются_____(7).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

а) частная

б)коллективная

в)правовые нормы

г) индустриальная

д) приспосабливающаяся

ж) научное

з) преобразующая

и)свобода

к) религиозное

2. Найдите в приведенном списке черты общества как дина­мичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных инсти­тутов

3) способность к самоорганизации и саморазвитию

4) выделение из материального мира

5) постоянные изменения

6) возможность деградации отдельных элементов

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о цивилизации.

С2. Раскройте на трех примерах достоинства формационного подхода.

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет ав­тор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дото­ле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение авто­ра: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радуж­ных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть кон­траст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С4*Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз-вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления — особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения). С европоцентристской точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

По сравнению с природными системами человеческое общество более подвержено качественным и количественным изменениям. Они происходят быстрее и чаще. Это характеризует общество как динамическую систему.

Динамической называют систему, которая постоянно находится в состоянии движения. Она развивается, меняя собственные черты и признаки. Одной из таких систем является общество. Смена состояния общества может быть вызвана влиянием извне. Но в ее основе иногда лежит внутренняя потребность самой системы. Динамическая система отличается сложной структурой. Ее составляет множество подуровней и элементов. В мировом масштабе человеческое общество включает в себя много других обществ в виде государств. Государства составляют общественные группы. Единицей общественной группы является человек.

Общество постоянно взаимодействует с другими системами. Например, с природой. Оно использует ее ресурсы, потенциал и т.д. На протяжении всей истории человечества природная среда и природные катаклизмы не только помогали людям. Иногда они тормозили развитие общества. И даже становились причиной его гибели. Характер взаимодействия с другими системами формируется благодаря человеческому фактору. Под ним обычно понимают совокупность таких явлений, как воля, интерес и сознательная деятельность индивидуумов или социальных групп.

Характерные признаки общества как динамической системы:
- динамизм (изменение всего общества или его элементов);
- комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты и т.д.);
- самодостаточность (система сама создает условия для существования);
- интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы);- самоуправляемость (способность проявлять реакцию на события вне системы).

Общество как динамическая система состоит из элементов. Они могут быть материальными (здания, технические системы, учреждения и т.д.). И нематериальными или идеальными (собственно идеи, ценности, традиции, обычаи и т.д.). Так, экономическую подсистему составляют банки, транспорт, товары, услуги, законы и т.п. Особый системообразующий элемент - это человек. Он имеет возможность выбора, обладает свободной волей. В результате деятельности человека или группы людей могут происходить масштабные изменения в обществе или отдельных его группах. Это делает социальную систему более подвижной.

Темпы и качество изменений, происходящих в обществе, могут быть разными. Порой сложившиеся порядки существуют несколько сотен лет, а потом изменения происходят достаточно быстро. Их масштабы и качество могут быть различны. Общество постоянно находится в развитии. Оно является упорядоченной целостностью, в которой все элементы находятся в определенной взаимосвязи. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы. Еще одна особенность общества как динамической системы - самоуправляемость.



общество как сложная динамическая система (выбрать)

Самое привычное понимание общества связано с представлением о нем как о группе людей, объединенных определенными интересами. Так, мы говорим об обществе филателистов, об обществе охраны природы, часто под обществом имеют в виду круг друзей того или иного человека и т. д. Аналогичны были не только первые, но даже научные представления людей об обществе. Однако суть общества нельзя сводить к совокупности человеческих индивидов. Ее надо искать в связях и отношениях, возникающих в процессе совместной деятельности людей, носящей неиндивидуальный характер и обретающей силу, не подвластную отдельным людям. Общественные отношения устойчивы, постоянно повторяются и лежат в основе становления различных структурных частей, институтов, организаций общества. Общественные связи и отношения оказываются объективными, зависимыми не от конкретного человека, а от других, более фундаментальных и основательных сил и начал. Так, в античности такой силой предполагалась космическая идея справедливости, в Средние века - личность Бога, в Новое время - общественный договор и т. п. Они как бы упорядочивают и цементируют многообразные социальные явления, придают их сложной совокупности движение и развитие (динамику).

Из-за многообразия социальных форм и явлений общество пытаются объяснить экономические науки, история, социология, демография и многие другие науки об обществе. Но выявление наиболее общих, универсальных связей, фундаментальных оснований, первичных причин, ведущих закономерностей и тенденций - это задача философии. Науке важно знать не только, какова социальная структура данного конкретного общества, какие классы, нации, группы и т. п. действуют, каковы их общественные интересы и потребности или же какие экономические порядки доминируют в тот или иной период истории. Обществознание интересует также выявление того, что объединяет все существовавшие и возможные в будущем общества, каковы источники и движущие силы общественного развития, его ведущие тенденции и основные закономерности, его направление и т. п. Особенно важно рассмотрение общества в качестве единого организма или системной целостности, структурные элементы которой находятся в более или менее упорядоченных и устойчивых отношениях. В них можно даже выделить отношения соподчинения, где ведущей является связь материальных факторов и идеальных образований общественной жизни.



В обществознании известны несколько основательных взглядов на суть общества, различия между которыми заключаются в выделении в этой динамической системе в качестве ведущих различных структурных элементов. Социопсихологический подход в понимании общества слагается из нескольких постулатов. Общество есть совокупность индивидов и система социальных действий. Действия людей осмыслены и детерминированы физиологией организма. Истоки социального действия могут быть обнаружены даже в инстинктах (Фрейд).

Натуралистические концепции общества исходят из ведущей роли в развитии социума природных, географических и демографических факторов. Одни определяют развитие общества ритмами солнечной активности (Чижевский, Гумилев), другие - климатической средой (Монтескье, Мечников), третьи - генетическими, расовыми и половыми особенностями человека (Уилсон, Доккинс, Шеффле). Общество в этой концепции рассматривается несколько упрощенно, как естественное продолжение природы, имеющее лишь биологическую специфику, к которой сводятся особенности социального.

В материалистическом понимании общества (Маркс) людей в социальный организм связывают производительные силы и производственные отношения. Материальная жизнь людей, общественное бытие определяют всю социальную динамику - механизм функционирования и развития общества, социальные действия людей, их духовную и культурную жизнь. Общественное развитие обретает в этой концепции объективный, естественно-исторический характер, предстает как закономерная смена общественно-экономических формаций, определенных этапов мировой истории.

Во всех этих определениях есть нечто общее. Общество - это стабильное объединение людей, прочность и системность которого за-ключены во властной силе, пронизывающей все общественные отношения. Общество - самодостаточная структура, элементы и части которой находятся в сложной взаимосвязи, придающей ему характер динамической системы.

В современном обществе происходят качественные изменения общественных отношений и социальных связей между людьми, расширяющие их пространство и сжимающие время их протекания. Универсальными законами и ценностями охватывается все большее число людей, а события, происходящие в регионе или глухой провинции, оказывают влияние на мировые процессы, и наоборот. Формирующееся глобальное общество одновременно разрушает все границы и как бы "сжимает" мир.

ОБЩЕСТВО

Общество и природа

Культура и цивилизация

Важнейшие институты общества

общество – это определённая группа людей

Можно определить общество и как большую,



общества и природы.

Общество и природа

культуру

1. “Именно

встал вопрос о правовой защите природы .

Правовая защита природы

.

.

Общественные отношения

Важную роль в функционировании общества играют общественные отношения . Этим понятием обозначаются многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Материальные общественные отношения складываются в сфере производства, в ходе практической деятельности. Материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству.

Духовные отношения складываются в результате взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Их подразделяют на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные (т.е. отношения между отдельными индивидами).

Эволюция и революция

Существует два основных пути изменений – эволюция и революция. Эволюция происходит от латинского слова “развёртывание” -

это медленные, постоянные изменения предшествовавшего состояния. Революция (от латинского поворот, изменение) – это изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

На первый взгляд революция отличается от эволюции только темпом изменений. Однако в философии существует точка зрения о взаимосвязи этих двух явлений: нарастание количественных изменений в развитии (эволюция) в конце концов приводит к качественному изменению (революция).

В этом отношении к эволюционному пути в общественном развитии близко понятие реформа . Реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Реформы в марксизме противопоставлялись политической революции, как активному политическому действию народных масс, ведущему к переходу руководства обществом в руки нового класса. При этом более радикальным и прогрессивным путём преобразования в марксизме всегда признавались революции, а реформы рассматривались как половинчатые, мучительные для народных масс, преобразования, которые в большинстве были якобы обусловлены потенциальной угрозой революции. Революции неизбежны и закономерны в обществе, где не проводятся своевременные реформы.

Однако политические революции как правило ведут к большим социальным потрясениям и жертвам. Часть учёных вообще отказывали революциям в возможности созидательной деятельности. Так, один из историков XIX века сравнивал Великую французскую революцию с молотом, который лишь разбил старые глиняные формы, открыв миру уже отлитый колокол нового общественного строя. Т.е., по его мнению, новый общественный строй родился в ходе эволюционных преобразований, а революция лишь смела преграды для него,

С другой стороны, история знает реформы, которые приводили к коренным преобразованиям в обществе. Ф. Энгельс, например, называл “революцией сверху” реформы Бисмарка в Германии. “Революцией сверху” можно считать и реформы конца 80 - начала 90-х г.г. XX века, приведшие к изменению существующего строя в нашей стране.

Современные российские учёные признали равнозначность реформ и революций. При этом появилась критика революций, как крайне неэффективного, кровавого, изобилующего многочисленными издержками и приводящего к диктатуре пути. Более того, великие реформы (т.е. революции сверху) признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике “перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе”.

И реформы и революции лечат уже запущенную болезнь (первые – терапевтическими методами, вторые – хирургическим вмешательством. Поэтому необходимы постоянные инновации – как разовое однократное улучшение, связанное с повышением приспособляемости общества к меняющимся условиям. В этом смысле инновация похожа на профилактику возникновения болезни (т. е. социального противоречия). Инновации в этом отношении относятся к эволюционному пути развития.

Данная точка зрения исходит из возможностей альтернативности общественного развития . Ни революционный, ни эволюционный путь развития не может быть принят как единственно закономерный.

Культура и цивилизация долгое время отождествлялись. Однако Культура и цивилизация

уже в XIX веке научный смысл этих понятий различался. А в начале XX

столетия немецкий философ О. Шпенглер в своём труде “Закат Европы”

и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит её окончательный упадок. Культура – это цивилизация, не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.

Различия между понятиями “культура” и “цивилизация” подчёркивали и другие мыслители. Так, Н. К. Рерих сводил различие культуры и цивилизации к противопоставлению сердца разуму. Культуру он связывал с самоорганизацией духа, миром духовности, а цивилизацию - с гражданским, общественным устроением нашей жизни. Действительно, слово “культура” восходит к латинскому слову, означающему культивирование, возделывание, обработку. Однако к этому же корню (cult-) восходит и слово воспитание, почитание, а также культ (как поклонение и почитание чего-то). Слово “цивилизация” происходит от латинского civilis – гражданский, государственный, однако к этому же корню восходит и слово “горожанин, житель города”.

Культура – это ядро, душа, а цивилизация – оболочка, тело. П. К. Гречко считает, что цивилизация фиксирует уровень и результат прогрессивного развития общества, а культура выражает механизм и процесс освоения этого уровня – результата. Цивилизация обустраивает землю, нашу жизнь, делает её удобной, комфортной, приятной. Культура “ответственна” за постоянную неудовлетворённость достигнутым, поиск чего-то недостижимого, достойного прежде всего души, а не тела. Культура – это процесс гуманизации общественных отношений, человеческой жизнедеятельности, в то время как цивилизация – их постепенная, но неуклонная технологизация.

Без культуры цивилизация существовать не может, ибо система культурных ценностей есть тот признак, который отличает одну цивилизацию от другой. Однако культура – понятие многосложное, в него входит и культура производства, материальных отношений и политическая культура и духовные ценности. В зависимости от того, какой признак мы выделяем в качестве основного критерия, изменяется и деление цивилизаций на отдельные типы.

Типы цивилизации

В зависимости от своей концепции и выдвинутых критериев различные исследователи предлагают свои варианты типологии цивилизации.

Типы цивилизаций

Однако в публицистической литературе широко утвердилось деление на цивилизации западного (инновационного, рационалистического) и восточного (традиционного) типа . Иногда к ним добавляются ещё так называемые промежуточные цивилизации. Какие же черты их характеризуют? Рассмотрим это на примере следующей таблицы.

Основные черты традиционного общества и западного общества

Традиционное общество Западное общество
“Непрерывность” исторического процесса, отсутствие явных границ между отдельными эпохами, резких сдвигов и толчков История движется неравномерно, “скачками”, разрывы между эпохами очевидны, переходы от одной к другой часто принимают форму революций
Неприменимость концепции линейного прогресса Общественный прогресс достаточно очевиден, особенно в сфере материального производства
Отношения общества к природе строятся на принципе слияния с ней, а не господства над нею Общество стремится максимально использовать природные богатства для своих нужд
Основа экономической системы – общин- но-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности Основа экономики- частная собственность. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
Уровень социальной мобильности невысок, перегородки между кастами, сословиями мало проницаемы Социальная мобильность населения высока, социальный статус человека может существенно меняться на протяжении жизни
Государство подчиняет себе общество, контролирует многие стороны жизни людей. Общность (государство, этнос, социальная группа) обладают приоритетом перед отдельным человеком Сложилось гражданское общество, во многом автономное от государства. Права личности приоритетны и закреплены конституционно. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.
Главный регулятор общественной жизни – традиция, обычай Особенной ценностью обладает готовность к изменениям, новациям

Современные цивилизации

В настоящее время на Земле существуют цивилизации разного типа. В отдалённых уголках планеты развитие ряда народов ещё сохранило в себе черты первобытного общества, где жизнь целиком подчинена природному циклу (Центральная Африка, Амазония, Океания и т.д.). Часть народов в своём образе жизни сохранили черты восточных (традиционных) цивилизаций. Влияние постиндустриального общества на эти страны отражается в нарастании кризисных явлений, нестабильности жизни.

Активная пропаганда средствами массовой информации ценностей постиндустриального общества, возведение их в ранг общечеловеческих ценностей вызывает определённую негативную реакцию со стороны традиционных цивилизаций, стремящихся не только сохранить свои ценности, но и возродить ценности ушедшего прошлого.

Так, к арабо-исламской цивилизации относят Иран, Афганистан, Пакистан, ОАЭ, Саудовскую Аравию и др. Между отдельными исламскими странами и даже внутри этих стран обостряется борьба между сторонниками сближения с западной цивилизацией и исламскими фундаменталистами. Если первые допускают расширение светского образования, рационализацию жизни, широкое внедрение современных достижений науки и техники, то вторые считают, что основой (фундаментом) всех сфер жизни являются религиозные ценности ислама и занимают агрессивную позицию по отношению к любым новшествам и заимствованиям от западной цивилизации.

К индо-буддийской цивилизации можно отнести Индию, Монголию, Непал, Тайланд и др. Здесь преобладают традиции индуизма, буддизма, характерна религиозная терпимость. В этих странах с одной стороны сложились свойственные индустриальному обществу экономические и политические структуры, с другой – значительная часть населения живёт ценностями традиционного общества.

К дальневосточно-конфуцианской цивилизации относят Китай, Корею, Японию и др. Здесь преобладают культурные традиции даосизма, конфуцианства и синтоизма. Несмотря на сохранившиеся традиции, эти страны в последние годы сближаются и развитыми западными странами (особенно в экономической сфере).

К какому же типу цивилизационного развития можно отнести Россию? В науке существует несколько точек зрения по этому поводу:

Россия – европейская страна и российская цивилизация близка к западному типу, хотя и имеет свои особенности;

Россия – самобытная и самодостаточная цивилизация, занимающая своё особое место в мире. Это не восточная и не западная, а евразийская цивилизация, для которой характерны суперэтничность, межкультурный обмен, наднациональный характер духовных ценностей;

Россия – внутренне расколотая, “маятниковая” цивилизация, для которой характерно постоянное противоборство западных и восточных черт. В её истории чётко отмечаются циклы сближения то с западной, то с восточной цивилизациями;

Чтобы определить какая точка зрения более объективна, обратимся к характеристике западной цивилизации. Исследователи считают, что внутри неё существуют несколько локальных цивилизаций (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и т. д.). Современная западная цивилизация – это постиндустриальная цивилизация. Её особенности определяются последствиями научно-технической революции (НТР), происшедшей в 60-70-х г.г. XX века.

Глобальные проблемы

Глобальными проблемами человечества называются проблемы, касающиеся всех живущих на Земле людей, от решения которых зависит не только дальнейший социальный прогресс, но и судьба всего человечества.

Глобальные проблемы появились в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века, они взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех без исключения стран мира.

Перечислим основные проблемы и покажем их взаимосвязь друг с другом.

Угроза термоядерной катастрофы тесно взаимосвязана с угрозой ядерной войны, а также техногенными катастрофами. В свою очередь эти проблемы взаимосвязаны с угрозой третьей мировой войны. Всё это связано с истощением традиционных источников сырья и поиском альтернативных видов энергии. Нерешённость этой проблемы ведёт к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, продовольственной проблеме, нехватке питьевой воды и т.д.). Остро стоит проблема изменения климата на планете, которая может привести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис в свою очередь связан с демографической проблемой. Демографическая проблема характеризуется глубоким противоречием: в развивающихся странах идёт интенсивный рост населения, а в развитых странах происходит демографический спад, что порождает огромные трудности для экономического и социального развития.

Одновременно обостряется проблема “Север-Юг”, т.е. растут противоречия между развитыми странами и развивающимися странами “третьего мира”. Всё большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей.

После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом. Следующими невинными жертвами террористов могут стать жители любой страны мира.

В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам. Какова же стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем? Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.

При подготовке данной главы были использованы материалы из следующих учебных пособий:

  1. Гречко П.К. Введение в обществознание. – М.: Поматур, 2000.
  2. Кравченко А. И. Обществознание. – М.: “Русское слово – РС” - 2001.
  3. Курбатов В.И. Обществознание. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.
  4. Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл./Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.,2001г.
  5. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. – М.: Школа – Пресс, 2000.
  6. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов. – М.: 2000.
  7. Обществознание. 100 экзаменационных ответов./Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов-на-Дону.: “Мар.Т”, 2000.

ОБЩЕСТВО

Общество как динамичная система

Общество и природа

Культура и цивилизация

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

Важнейшие институты общества

Многообразие путей и форм общественного развития

Проблема общественного прогресса

Целостность современного мира, его противоречия

Глобальные проблемы человечества

Понятие “общество” многозначно. В своём первоначальном значении это некая общность, союз, сотрудничество, объединение отдельных людей.

С социологической точки зрения общество – это определённая группа людей , объединённая общими интересами (целью) для совместной деятельности (например, общество защиты животных или, наоборот, общество охотников и рыболовов).

Исторический подход к пониманию общества связан с выделением конкретного этапа в историческом развитии какого-либо народа или всего человечества (например: первобытное общество, средневековое общество и т.д.).

Этнографический смысл понятия “общество” акцентирует внимание на этнических особенностях и культурных традициях определённой совокупности людей (например: общество бушменов, общество американских индейцев и т.д.).

Можно определить общество и как большую, устойчивую группу людей, занимающих определённую территорию, имеющую общую культуру, испытывающую чувство единства и рассматривающую себя как вполне самостоятельное образование (например, российское общество, европейское общество и т.д.).

Что же объединяет вышеприведённые трактовки общества?

  • общество состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием;
  • нельзя назвать обществом просто определённое количество людей. Людей объединяет в общество совместная деятельность, общие интересы и цели;
  • любое общество есть способ организации человеческой жизнедеятельности;
  • связующим звеном общества, его каркасом, являются связи, устанавливающиеся между людьми в процессе их взаимодействия (общественные отношения).

Общество как сложная динамическая система

Вообще системой называется совокупность взаимосвязанных элементов. Например, груду кирпичей нельзя назвать системой, а вот построенный из них дом – это система, где каждый кирпич занимает своё место, взаимосвязан с другими элементами, имеет своё функциональное значение и служит общей цели – существованию прочного, тёплого, красивого здания. Но здание – это пример статичной системы. Ведь дом не может сам по себе совершенствоваться, развиваться (он может лишь обрушиться, если нарушатся функциональные связи между элементами – кирпичами).

Примером динамической саморазвивающейся системы можно назвать живой организм. Уже в зародыше любого живого организма заложены основные признаки, которые под влиянием окружающей среды определяют существенные стороны изменения организма на протяжении всей жизни.

Так и общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, только постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и качественную определённость.

Существует и широкая, философская точка зрения на общество.

Общество – это форма организации индивидуумов, которая возникла в противовес окружающей среде (природе), живёт и развивается по своим собственным объективным законам. В этом смысле общество – это совокупность форм объединения людей, “коллектив коллективов”, всё человечество в его прошлом, настоящем и будущем.

Исходя именно из этой широкой трактовки рассмотрим взаимосвязь общества и природы.

Общество и природа

И общество и природа – это часть реального мира. Природа – это основа, на которой возникло и развивается общество. Если под природой понимать всю действительность, мир в целом, то общество выступает её частью. Но нередко словом “природа” обозначают естественную среду обитания людей. При таком понимании природы общество можно рассматривать как обособившуюся от неё часть реального мира, Но общество и природа не потеряли своей взаимосвязи. Эта взаимосвязь существовала всегда, но изменялась на протяжении веков.

Когда-то в первобытные времена небольшие общества охотников и собирателей полностью зависели от катаклизмов природы. Пытаясь защититься от этих катаклизмов люди создали культуру , как совокупность всех материальных и духовных ценностей общества, имеющих искусственное (т.е. не природное) происхождение. Ниже мы ещё не раз будем говорить о многообразии понятия “культура”. Сейчас подчеркнём, что культура- это то, что создано обществом, но противоположно естественной среде, природе. Так, изготовление первых орудий труда, навыки добычи огня – это первые культурные достижения человечества. Появление земледелия и скотоводства – это тоже плоды культуры (само слово культура происходит от лат. “обработка почвы”, “возделывание”).

1. “Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру , призванную между прочим сделать возможной нашу общественную жизнь. – писал З. Фрейд. – В конце концов, главная задача культуры, подлинное обоснование – защита нас от природы”.

2. По мере развития культурных достижений общество уже не настолько зависело от природы. При этом общество не приспосабливалось к природе, а активно изменяло окружающую среду, преобразуя её в своих интересах . Это изменение природы привело к впечатляющим результатам. Вспомним тысячи видов окультуренных растений, новые виды животных, осушенные болота и цветущие пустыни. Однако общество, преобразуя природу, подвергая её культурному воздействию, часто руководствовалось сиюминутными выгодами . Так, первые экологические проблемы стали возникать ещё в древности: полностью исчезли многие виды растений и животных, большая часть лесов в Западной Европе была вырублена ещё в средневековье. В ХХ веке негативное воздействие общества на природу стало особо ощутимым. Сейчас речь идёт об экологической катастрофе, которая может привести к уничтожению и природы и общества. Поэтому встал вопрос о правовой защите природы .

Под охраной окружающей природной среды понимается сохранение такого её качества, при котором возможны, во-первых, сохранение, защита и восстановление здорового состояния и целостности экосистемы Земли, во-вторых – сохранение биологического разнообразия планеты.

Правовой защитой природы занимается экологическое право. Экология (от сло “экос” - дом, местопребывание; и “логос” знание) – это наука о взаимодействии человека и общества с природной средой обитания.

Экологическое законодательство Российской Федерации включает в себя ряд положений Конституции, 5 федеральных законов об охране окружающей природной среды, 11 природоресурсных законодательных актов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.

Правовая защита природы

Так в Конституции Российской Федерации в ст. 42 говорится о праве каждого человека на благоприятнуюокружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии. Статья 58 говорит об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам России.

Правовой защите природы посвящены федеральные законы “Об охране окружающей природной среды” (1991г.), “Об экологической экспертизе” (1995г.), “Об охране атмосферного воздуха” (1999 г.) и т.д. Предпринимаются попытки заключения международного договора о защите природы. 12 декабря 1997 года был подписан в городе Киото Международный протокол о регулировании выбросов промышленных отходов в атмосферу (Киотский протокол).

Таким образом, отношения природы, общества и культуры можно обозначить так:

общество и природа во взаимосвязи образуют материальный мир. Однако общество обособилось от природы, создав культуру, как вторую искусственную природу, новую среду обитания. Однако, даже оградив себя от природы своеобразной границей культурных традиций, общество не в состоянии разорвать связи с природой.

В. И. Вернадский писал о том, что с появлением и развитием общества биосфера (земная оболочка, охваченная жизнью) переходит в ноосферу (область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью) .

Природа и сейчас оказывает активное воздействие на общество. Так, А. Л. Чижевский установил зависимость между циклами активности Солнца и социальными потрясениями в обществе (войны, восстания, революции, социальные преобразования и т.д.). О воздействии природы на общество писал Л. Н. Гумилёв в своей работе “Этногенез и биосфера Земли”.

Взаимосвязь общества и природы мы видим в разнообразных проявлениях. Так, улучшение агротехнических приёмов возделывания почвы приводит к повышению урожайности, но увеличение загрязнения воздуха промышленными отходами может привести к гибели растений .

Общество является сложной динамической системой.