Табу обычай право норма мораль обобщающее понятие. Виды социальных норм

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, об-щественные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой обстановке. Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование — яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала. Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов — ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной дис-сертации. По мнению К. Лоренца , ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: а) запрета борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу.


Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей, связанных, в частности, с прикосновением к трупу.

Законы - нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе: совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические, законы, закрепленные Конституцией — главным политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь.

Чем различаются между собой норма, право и обычай ? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая. Норма — моральное предписание того, как следует поступать. Обычай — распространенная практика, типичные, массовые действия, то, что случается по обыкновению. Например, конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.

По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены. Оно фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное. Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия.

Существуют конкретные формы социального контроля в обществе: закон, табу, обычаи, традиции, привычки, этикет.

Закон – совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею. Устанавливая определенный порядок отношений в государстве, законы могут способствовать или препятствовать его развитию, влиять на снижение или повышение социального самочувствия населения, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жизни в обществе. Это особенно заметно в периоды дестабилизации социально-экономической и политический жизни государства в эпоху революционных преобразований, радикальных реформ. В периоды стабилизации общественных отношений большинство людей воспринимают действие правовых норм как должное.

Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествовавших появлению законов, являлось табу. Оно включает в себя систему запретов на определенные побуждения и мысли, совершение каких-либо действий и поступков людей, социально не приемлемых для общества в целом. В первобытном обществе табу регулировали некоторые стороны жизни людей. Считалось, например, что при нарушении определенных запретов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. В современных условиях табу чаще всего связаны с ограничениями морального и нравственного порядка. Например, все знают, что они могут делать и как не должны поступать, будучи законопослушными гражданами и порядочными людьми.

Мораль и нравственность регулирует неформальные отношения в обществе и часто противопоставляются законам как регулятору формальных отношений. Мораль и нравственность определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные и нравственные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются. Принципы морали и нравственности универсальны, поскольку отражают в себе абсолютные человеческие ценности. Последние усваиваются в процессе социального развития людей и совершенствования всего общества. Усвоение представлений о добре и зле происходит с самого раннего детства и способствует формированию представлений о сущности мироздания и идеала социально-ценностных отношений в нем.

Усвоение морали и нравственности происходит на уровне формирования и развития совести как интегрального социально-психологического и духовного качества людей. По мнению В. Даля, "совесть – это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития".

Иногда в основе "внутренних" табу людей – интериоризированных на уровне подсознания людей запретов, связанных с существовавшими в прошлом определенными социальными ограничениями, – могут лежать суеверия, предрассудки, ритуалы. Некоторые формы неврозов проявляются в навязчивых и повторяющихся ритуальных действиях субъекта, возникающих под влиянием страха возмездия. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия.

Весьма широко социальный контроль осуществляется через повторяющиеся, понятные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе, – обычаи. Они усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая – распространенность. Обычай определяется условиями развития общества в данный момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение.

Под традициями обычно понимаются такие обычаи, которые сложились исторически в тесной связи с культурой конкретного этноса, передаются из поколения в поколение на уровне социальной архетипии (терминология К. Г. Юнга) и определяются духовным и психологическим складом народа.

Традиции имеют глубокие исторические, социальные и психологические корни. Очень часто их трудно изменить или преодолеть. Иногда они несут в себе негативное содержание, не соответствуют времени. Можно сказать, что традиции – это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Однако и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально- экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в государстве (обществе) и влияющими на социальные нормы восприятия и поведения людей. "Так, традиция существования патриархальной семьи постепенно меняется во многих странах мира. Состав современной семьи, проживающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители – дети. Это обусловлено многими причинами, в частности материальными условиями и большими когортными (групповыми) различиями между поколениями" (Кабаченко Т. С., 2000).

Обычаи и традиции проявляются по законам и механизмам массовидного поведения людей и играют огромную роль в интеграции общества, осуществлении социального контроля за воспитанием его представителей. Они функционируют в соответствии с их социальной целесообразностью. "Далеко не все обычаи закрепились и модифицировались в традиции. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе. И хотя некоторые традиции у тех или иных народов и вызывают сомнения с точки зрения их социальной целесообразности, следует иметь в виду, что они не могли бы сохраниться, если бы такой целесообразности не существовало, поскольку это главное условие их существования. Постижение смысла традиции как формы социального контроля является весьма сложной задачей, связанной с постижением культуры того народа, чьи традиции рассматриваются. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа".

Важной формой социального контроля, наряду с традициями, являются привычки, представляющие закрепившиеся устойчивые способы действий, стереотипы поведения и образа жизни людей. Они функционируют как неосознаваемые действия, которые столько раз повторялись в жизни людей, что приобрели автоматизированный характер.

Формирование привычек лежит в основе практически всех процессов обучения и воспитания людей. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как у детей, так и взрослых), при появлении новых обязанностей или условий жизни формируются новые или изменяются старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, т.е. способствуют социальной адаптации, личностному росту людей, то последние относительно легко достигают поставленных целей. Если привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям.

Очень часто привычки могут превращаться в потребности, если они сформированы и закреплены. Они находятся в тесной связи с условиями экономического, политического и духовного развития людей, оказывают существенное влияние на принятие ими жизненно важных решений, способы поведения и деятельности. В ряде случаев некритическое восприятие жизненных ситуаций может вести к деформации, превращению привычек в предубеждения и предрассудки, которые могут не совпадать со шкалой общих ценностей, характерных для общества в целом или конкретных социальных групп. По этой причине они могут стать весьма раздражающим фактором, порождать противоречия и конфликты между людьми. Привычки входят в формы социального контроля, потому что, во-первых, они формируются под влиянием общественных норм, во-вторых, когда они уже сформированы, то буквально диктуют людям шаблоны социального поведения. "Конечно, если человеку необходимо продемонстрировать действие, которое не является привычным, он сможет это сделать, но только в том случае, если будет держать себя под строгим самоконтролем, что значительно осложняет сам процесс выполнения. Если же данное действие необходимо человеку усвоить, оно со временем, в процессе постоянных упражнений, превращается в привычку и тогда может осуществляться спонтанно, на неосознаваемом уровне, не отнимая у субъекта силы на самоконтроль" (Андриенко Е. В., 2010).

Особой формой социального контроля является этикет, представляющий собой установленный порядок поведения, а также совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. "Этикет можно рассматривать как чисто внешнюю, оторванную от нравственного содержания форму поведения, которая, с одной стороны, приобретает смысл благожелательного и уважительного отношения к людям, с другой – может вести к развитию неискренности и лицемерия".

Поскольку этикет выступает как составная часть культуры общества, он становится условным ритуалом, который регламентирует нормы поведения в различных социальных кругах от очень строгой регламентации до относительно свободной. Этикета стараются придерживаться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение правил или требований, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы.

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 100.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха !

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер.

1.1. Повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства – это

  1. девальвация
  2. ревальвация
  3. деноминация
  4. дефляция

1.2. Согласно кодексу общественной организации «В здоровом теле – здоровый дух» её члены должны воздерживаться от употребления табака и алкоголя, в общении друг с другом соблюдать правила вежливости, помогать престарелым членам организации, принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых организацией. Какие социальные нормы нашли своё отражение в данных положениях кодекса?

  1. корпоративные и моральные
  2. моральные и правовые
  3. правовые и корпоративные
  4. моральные и политические

1.3. Тоталитарный политический режим отличает от авторитарного

  1. ограничение прав и свобод граждан
  2. отсутствие ответственности власти перед обществом
  3. применение репрессий к противникам режима
  4. контроль государства за всеми сферами общественной жизни

Ответ :

1.1 1.2 1.3
2 1 4

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 3 балла .

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

2.1. Выберите из приведённого списка примеры восходящей вертикальной социальной мобильности.

  1. Депутат Государственной Думы шестого созыва М. был переизбран в Государственную Думу седьмого созыва.
  2. Бухгалтер В. ушёл на пенсию.
  3. Майору присвоено звание подполковника.
  4. Продавец назначена директором магазина.
  5. Студент Томского университета К. перевёлся с исторического факультета на филологический.
  6. Сантехник В. выиграл в лотерею 42 миллиона рублей.

2.2. Кто в Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы при принятии федеральных законов?

  1. Государственная Дума
  2. Совет Федерации
  3. Председатель Правительства РФ
  4. Президент РФ
  5. Генеральный Прокурор РФ
  6. законодательные органы субъектов Российской Федерации
  7. органы местного самоуправления

2.3. К направлениям философии относятся

  1. идеализм
  2. кубизм
  3. позитивизм
  4. марксизм
  5. абстракционизм
  6. классицизм

2.4. Брак расторгается в судебном порядке в случае

  1. возражений одного из супругов против расторжения брака
  2. наличия у супругов общих несовершеннолетних детей
  3. признания одного из супругов недееспособным
  4. несовершеннолетия одного из супругов
  5. осуждения одного из супругов к лишению свободы на срок более 3 лет

Ответ :

2.1 2.2 2.3 2.4
346 246 134 12

По 2 балла за полностью верный ответ , 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов , или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный ).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

3.1. Вексель, акция, облигация, чек.

Ответ : Ценные бумаги.

3.2. Обычай, традиция, табу, мораль.

Ответ : Виды социальных норм.

По 2 балла за каждый верный ответ .

Максимум за задание 4 балла .

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Область, край, город федерального значения, федеральный округ, автономный округ

Ответ : вид субъектов Российской Федерации, лишний элемент – федеральный округ.

4.2. Труд, земля, налоги, предпринимательские способности, капитал

Ответ : факторы производства, лишний элемент – налоги.

По 3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование , 1 балл за указание лишнего ).

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 5

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

5.1. Все мировые религии возникли в Древнем мире.

5.2. Роль государства в экономических процессах является предметом изучения макроэкономики.

5.3. Большинство государств мира являются унитарными.

5.4. «19 декабря 2016 г. коллегии выборщиков в 50 штатах США и округе Колумбия большинством голосов официально избрали Дональда Трампа президентом США». Данное сообщение отражает ступенчатый характер выборов на пост Президента США.

Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над тёмной клеветою. –
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальётся сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрёк,
И всё тошнит, и голова кружится.

(А.С. Пушкин)

В данном фрагменте отражён внешний социальный контроль.

Ответ:

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
Нет Да Да Да Нет

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 5 баллов .

Задание 6

Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.








Ответ :

1 балл за обобщающее понятие . По 1 баллу за каждый верный элемент ответа второго уровня .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 7

Прочитайте фрагмент работы Джона Локка «Два трактата о правлении».

Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, всё же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность. Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага; эта власть обязана охранять собственность каждого… И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашённым народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов и применять силу государства в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом – для предотвращения вреда или для получения возмещения за него и для охраны государства от вторжений и захватов. А всё это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа.

7.1. Для защиты каких своих естественных прав люди, по мнению автора, учреждают государственную власть? Укажите три права.

7.2. Какая теория происхождения государства находит отражение в этом тексте? Обоснуйте свой ответ цитатой из текста.

7.3. Автор говорит о том, что правитель должен «править согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов». Какие последствия могут быть, если это правило не соблюдается? Приведите три возможных последствия.

Ответ :

7.1. Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на собственность.

По 1 баллу за каждое названное право . Всего 3 балла .

7.2. Теория общественного договора. «Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества.»

3 балла за верно названную теорию . 3 балла за обоснование . Всего 6 баллов .

7.3. Произвол правителя, установление тирании, нарушением прав и свобод граждан (могут быть приведены иные последствия).

Ответы могут быть даны в иных , близких по смыслу формулировках .

2 балла за каждое названное последствие . Всего 6 баллов .

Максимум за задание 15 баллов .

Задание 8

Решите задачу

15-летний Антон пришёл в салон сотовой связи и сказал продавцу, что он хотел бы обменять свой старый сотовый телефон на новый с доплатой в рамках акции, которую проводит салон. Сумма доплаты должна была составить 3500 рублей. На вопрос продавца об источнике средств Антон ответил, что заработал эти средства на каникулах, работая курьером. Продавец произвёл обмен и выдал Антону кассовый чек на сумму доплаты. На следующий день мать Антона потребовала вернуть сданный Антоном в магазин телефон и уплаченные им денежные средства. Обязан ли магазин выполнить требования матери Антона? Ответ обоснуйте. Какой нормативно-правовой акт регулирует данную ситуацию?

Ответ:

Продавец обязан расторгнуть заключённый договор и вернуть денежные средства. Хотя Антон имел право самостоятельно распоряжаться заработанными им денежными средствами, распорядиться принадлежавшим ему телефоном без согласия законных представителей он не мог. Данная ситуация регулируется Гражданским кодексом РФ.

1 балл за ответ на первый вопрос . 3 балла за приведённое обоснование .

2 балла за верное указание нормативно правового акта .

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 9

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Такие постепенные поступательные изменения мы называем ______(А). Этот путь предполагает некатастрофичность развития общества и обходится гораздо меньшими издержками для людей. Его внешним проявлением, основным способом осуществления является ______(Б), властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости и ______(В).

Не все общества и не всегда могли решать задачи за счёт органичных постепенных преобразований. В условиях острого системного ______(Г) общества, когда накопившиеся ______(Д) буквально взрывают сложившиеся порядки, происходит ______(Е). Она предполагает ______(Ж) преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Значение этих форм развития по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, К. Маркс, основоположник научного ______(З), определял их как локомотивы ______(И). В то же время многие подчёркивали их ______(К), разрушительное воздействие на общество.

Список терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К
2 11 5 9 1 6 8 10 18 14

По 1 баллу за каждую верную вставку .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 10

Озаглавьте схему. Объедините следующие понятия в классификационную схему. (Понятия даны в мужском роде, единственном числе.)

Территориальный, федерация, децентрализованный, национальный, централизованный, унитарный, национально-территориальный, конфедерация.

Ответ :

По 1 баллу за каждый верный элемент .

Максимум за задание 9 баллов .

Задание 11

Прочитайте отрывок из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» и ответьте на вопросы.

Перетаскав за четыре года войны порядочно «языков» через линию фронта, я точно знал, как много может рассказать захваченный врасплох человек. В том, что его, этого захваченного мною бандита, удастся «разговорить» в МУРе, я совершенно не сомневался. И поэтому вся затея, где главная роль отводилась этому желторотому сосунку Векшину, казалась мне ненадёжной. Да и нецелесообразной. Я снова качнулся на стуле (он пронзительно взвизгнул – дурацкий стульчик, на гнутой спинке которого висела круглая жестяная бирка, похожая на медаль) и сказал, слегка откашлявшись:

– А может, есть смысл захватить этого бандита и потолковать с ним всерьёз здесь?

Все оглянулись на меня, мгновение в кабинете стояла недоуменная тишина, расколовшаяся затем оглушительным хохотом…

Жеглов положил руку мне на плечо и сказал:

– У нас здесь, друг ситный, не фронт! Нам «языки» без надобности…

И я удивился, как Жеглов точно угадал мою мысль. Конечно, лучше всего было бы промолчать и дать им возможность забыть о моем предложении, которое, судя по реакции, показалось им всем вопиющей глупостью, или нелепостью, или неграмотностью. Но я уже завёлся, а заводясь, я не впадаю в горячечное возбуждение, а становлюсь упорным, как танк. Потому и спросил, спокойно и негромко:

– А почему же вам «языки» без надобности?

Жеглов повертел папироску в руках, подул в неё со свистом, пожал плечами:

– Потому что на фронте закон простой: «язык», которого ты приволок, – противник, и вопрос с ним ясный до конца. А бандита, которого ты скрутишь, только тогда можешь назвать врагом, когда докажешь, что он совершил преступление. Вот мы возьмём его, а он нас пошлёт подальше.

– Как это «пошлёт»? Он на то и «язык», чтобы рассказывать, чего спрашивают. А доказать потом можно, – убеждённо сказал я.

Жеглов прикурил папироску, выпустил струю дыма, спросил без нажима:

– На фронте, если «язык» молчит, что с ним делают?

– Как что? – удивился я. – Поступают с ним, как говорится, по законам военного времени.

– Вот именно, – согласился Жеглов. – А почему? Потому что он солдат или офицер вражеской армии, воюет с тобой с оружием в руках и вина его не требует доказательств…

– А бандит без оружия, что ли? – упирался я.

– На встречу вполне может прийти без оружия.

– А то. В паспорте у него не написано, что он бандит. Наоборот даже – написано, что он гражданин. Прописка по какому-нибудь там Кривоколенному, пять. Возьми-ка его за рупь двадцать!

Вопросы

11.1. Какая отрасль российского права регулирует ситуацию, ставшую предметом спора между главными героями романа? Как называется раздел международного права, регулирующий обращение с военнопленными, в том числе с «языками»?

11.2. В соответствии с каким правовым принципом Жеглов отклоняет предложение рассказчика взять языка?

11.3. Раскройте три положения этого принципа, закреплённые в действующей Конституции РФ.

Элементы ответа Баллы
11.1. Должны быть названы: уголовно-процессуальное право, международное гуманитарное право По 2 балла за каждую верно указанную позицию.

Максимум 4 балла

11.2. Презумпция невиновности 3 балла за верно названный принцип
11.3. Могут быть названы следующие положения.

· Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

· Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

· Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

По 3 балла за каждое верно приведённое положение.

Максимум 9 баллов

Максимум за задание 16 баллов

Задание 12

Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

Высказывания Понятия
А ) Наполеон Бонапарт )

Н . Макиавелли )

Б ) Р . Даль )

У . Черчиль )

В ) Время – это ***. (Б . Франклин )

*** – хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф . Бэкон )

Г ) *** – это кража. (Ж . Прудон )

Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д . Локк )

Ответ

Высказывания Понятия
А ) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет кормить чужую. (Наполеон Бонапарт )

Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н . Макиавелли )

армия
Б ) Безмолвные граждане – это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р . Даль )

**** – худшая форма правления, не считая всех остальных. (У Школьный / Год: / Город: /

Он пробирался сквозь густые заросли, беспокойно озираясь по сторонам. Он чувствовал, как что-то неуклонно приближалось, что-то готовое поглотить его, и унести туда, откуда не возвращаются. Острая боль внезапно пронзила сердце, и он упал замертво. - Обряды и обычаи надо соблюдать - сказал старый шаман, и бросил сломанную фигурку в костёр. - А что он сделал? - полюбопытствовал человек, сидящий рядом с ним. - Произнёс имя нашего погибшего брата...

Вера в табу оказывает очень на человека, в сознании которого прочно закреплена некая установка. Так, например, у некоторых народов под запретом табу - произносить имя умершего человека. Вера в этот запрет, как и во множество других обрядов и обычаев сформировывалась на протяжении многих столетий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нарушителя - ведь он знает, что за ним "явится" дух умершего.

Обряды и обычаи друидов. Что запрещено "повелителям леса"

Всемогущие кельтские жрецы и мистики - друиды - также были должны подчиняться определённым законам. К примеру, им запрещалось записывать свои знания на бумаге - ведь друиды обладали Истинным Могуществом, и если бы такие сокровенные знания попали в руки невежд, то это привело бы к глобальной катастрофе.

Для друида власть - это в первую очередь искусство владеть собой. Друиды считали бессмысленной жестокостью причинять страдания живым существам, но, тем не менее, довольно сурово относились к нарушителям табу. Для нарушителя порядка исполнялась "злая песня" - своего рода на друидский манер. В зависимости от тяжести проступка эта "песня" могла иметь различные последствия - от заболевания жертвы до её смерти. У друидов существовал некий кодекс поведения, названный законом трёх требований, он включал в себя следующие непреложные Истины:

Три сущности человека:

Каким он себя считает.

Каким его считают другие.

Каков он на самом деле.

Три духовных правила, направляющих человека:

Владение собой (самоконтроль).

Владение миром.

Владение неведомым (магией).

Три вещи, которые всегда нужно контролировать:

Три признака жестокости:

Пугать без нужды животное.

Обрывать без нужды растения.

Гнаться без нужды за привилегиями и милостями.

Три ключа власти друида:

Обладать знанием

Хранить молчание.

Множество обрядов и обычаев друидов были связаны с натуральной магией. Поэтому "хранители леса" трепетно относились к природе, и человека, причиняющего ей вред, ждало наказание.

Обычаи и обряды Африки - вера в табу

Строжайше запрещалось охотиться на тотемных животных. У разных племён были разные тотемы - быки, крокодилы, львы, голубые антилопы. В некоторых случаях запрещалось не только убивать и есть тотемное животное, но даже и смотреть на него. В Африке живёт племя арара, его территория расположена северу от племён аравете и паракана. Мужчины этого племени охотятся только на обезьян. Интересный факт - название каждого из трёх племён можно перевести, как "настоящие люди" или просто "люди", а, следовательно, своих соседей они считают не совсем людьми.

Нубийцы, проживающие в восточной Африке, верят, что они умрут, если войдут в дом королевского священника. Избегнуть этой опасности можно одним способом - для этого нужно обнажить левое плечо при входе, и склонить короля прикоснуться к нему рукой. Отсюда пошло суеверие, что прикосновение королей обладает целебной силой, и . Большинство аналогичных обрядов и обычаев также было сформировано под воздействием суеверных представлений.

Следует отметить, что больше всего дикари опасаются колдовства, поэтому зачастую новоприбывшим европейцам строго запрещается контактировать с местными жителями, вступать с ними в общение. Сначала африканские колдуны должны исполнить все обряды и обычаи, чтобы чужеземцы не смогли принести с собой болезни и бедствия.

У некоторых племён существовали любопытные табу на убийства. В соответствии с ритуалом, они приносили головы убитых на войне врагов в своё поселение. Но чтобы духи убитых не мстили, у голов следовало попросить прощения. При этом произносился примерно следующий текст: "Не обижайся, ведь и наши головы могли сейчас находиться в твоей деревне, будь мы менее удачливы. Зачем ты стал нашим врагом? Нам следовало оставаться друзьями, и тогда твоя кровь не была бы пролита".

Человечество нелегко расстаётся с древними обрядами и обычаями. Одни традиции полностью изживают себя, а другие трансформируются в причудливые . И всё же вера в табу - совершенно неприемлемый пережиток прошлых времён, ограничивающий свободную волю человека.

Лекция 3. Историческое развитие нравственности

Основные понятия:

Табу; обычаи; принцип "око за око"; традиционная нравственность; принцип патриархальности; верность традиции; уважение к старшим; почитание отца; принцип коллективизма; "золотое правило нравственности"; принцип трудолюбия; нравственная иерархия видов труда; принцип патриотизма; борьба с врагами; любовь к своей земле; священное чувство Родины, патриотизм; служение государству; приверженность ко всему национальному; воинский этос; верность; побратимство; дружба; мужество; трусость; вежливость; этикет; щедрость; монотеизм; рыцарь; индивидуализация нравственной жизни; рациональные мотивы; равноправие от природы; общечеловеческие ценности; принцип индивидуализма; деньги; "человек, сделавший себя сам"; пролетарский нравственный образец; интернационализм; идеология; достижения советской морали; недостатки советской морали.

Донравственные формы социальной регуляции

Табу были первыми социальными регуляторами первобытного общества, они представляли собой запреты на определенные действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логическом объяснении) и опирающиеся на жесткую физическую санкцию (убийство или изгнание из рода). Табу отличаются от морали тем, что:

они запрещают, но не предписывают позитивного поведения;

они носят коллективный характер и не соблюдаются индивидуально;

они не требуют осознания и обоснования.

К числу основных относятся табу:

на пищу (мясо священного животного, пищу вождя и т.п.);

на браки между близкими родственниками;

на слова (священные имена, а со временем и матерные слова, т.е. описывающие мироздание в терминах полового акта).

Обычаи - следующий уровень социальной регуляции. По содержанию они часто похожи на мораль, но отличаются от нее по способу регуляции поведения:

1) обычай распространяется в локальном сообществе, а нормы морали претендуют на всеобщее значение;

3) обычай обосновывается аргументом "так принято", моральный поступок обосновывается аргументом "это добро";

4) при оценке поведения по обычаю мотивы поступка не учитываются, в моральной же оценке поступка учет мотивов обязателен;

5) за соблюдением обычая следит общественное мнение, моральный самоконтроль поведения осуществляется совестью индивида;

6) если обычай не выполняется, он исчезает, а при несоблюдении норм морали возникает чувство вины и раскаяния, т.е. моральные же переживания.

Основные обычаи образуют календарный цикл (встреча весны - праздник первого снопа - дожинки - колядки) и жизненный цикл (родинные - свадебные - похоронные).

Принцип обмена регулировал отношения между первобытными общинами (табу и обычаи распространялись только на "своих"):

1)"Око за око" - негативный вариант таких отношений. Действие по этому принципу предполагало возмездие:

симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь);

ответное (совершаемое в ответ на активность соседей);

коллективное ("всем миром" мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови - "кровная месть").

2) Дарение - позитивный вариант обмена между общинами. Церемониальное дарение предполагало, что впоследствии соседи ответят взаимностью, причем в большем объеме. Таким образом, если принцип "око за око" ограничивал бесконтрольное распространение зла, то принцип дарения предполагал нарастание объема добра.

Традиционная нравственность

Традиционная нравственность - исторически первая и фундаментальная форма человеческой нравственности, присущая всем доиндустриальным обществам. Ее содержание можно рассмотреть, обобщив его на основании следующих принципов.

Принцип патриархальности

Патриархальная культура основывалась на господстве мужского начала - именно к мужчине в ней предъявлялись основные нравственные требования. Первое из них - верность традиции, восходящей к культу предков. По отношению к умершим можно было судить о нравственности человека, в то же время сам характер захоронения человека определялся его нравственными заслугами. Закономерным следствием почитания предков стало уважение к старшим.

Младшим соплеменникам и членам семьи патриархальная мораль предписывала почитание отца как начальника (а впоследствии и начальника, как отца родного), почитание старшего брата и в целом всякого старшего.

Критерием нравственности женщины в патриархальной культуре выступало соблюдение правил половой морали: сохранение девственности до брака и верность мужу в браке.

Принцип коллективизма (общинности)

Для традиционной морали общность, а не личность является безусловной ценностью. Индивид здесь отождествляет свои интересы с благополучием социальной группы. Нравственный статус группы переносится на индивида, т.е. принадлежность к славному роду, семье, стране, профессии делает человека более значимым в нравственном отношении. В то же время заслуги индивида приписываются группе, достижения одного вызывают у всего общества гордость и чувство причастности к его деяниям. Человек всегда должен помнить, что по нему будут судить о добродетелях и пороках всей группы, а потому позорить ее своим поведением недопустимо.

Единство и взаимность в сообществе поддерживались по "золотому правилу нравственности":

чего себе не хочешь, того другим не делай (негативная формулировка);

относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе (позитивная формулировка).

Принцип трудолюбия

Оценка труда в традиционной нравственности противоречива.

С одной стороны, земной труд противопоставлялся священным ритуальным актам, он выступал как наказание, низкое занятие. Благородные сословия традиционного общества (воины, дворяне, священнослужители нехристианских конфессий) презирали физический труд как заботу о личном благополучии, противопоставляя ему бескорыстное служение "высшему".

С другой стороны, поскольку земля в традиционной культуре обладает священной ценностью, то и работа на ней считается высоконравственным занятием. Труд в общине является способом укрепления коллективизма, а тот, кто не работает, сидит на шее у других. Кроме того, без полезного занятия человек теряет ориентацию в жизни, "сбивается с пути истинного", ведет беспорядочный образ жизни. И наоборот, приобщение к профессии означает и смысложизненный выбор. Для женщины трудолюбие оказывается залогом ее целомудрия: домашняя работа препятствует легкомысленным развлечениям.

Таким образом, в традиционной культуре сложилась нравственная иерархия видов труда. На первом месте стоял труд крестьянина, на втором - ремесленника, если он не производил предметы на продажу. Далее шла торговля, которая оценивалась как занятие бесчестное, но постыднее всего в нравственном отношении - ростовщичество. Таким образом, все, связанное со сферой обмена и товарно-денежными отношениями, получало по преимуществу негативную нравственную оценку.

Принцип патриотизма

Принцип патриотизма имеет сложное содержание, одни его аспекты могут не согласовываться с другими.

1. Изначальный смысл слова патриотизм (по латыни patria - родина, pater - отец) предполагает верность традиции отцов, приверженность ценностям предков. Патриотизм - это форма связи времен, способ самоопределения индивида в череде поколений. Понимание, к какому роду ты принадлежишь, - в этом и состоял патриотизм.

2. Принадлежность к "своим" существует в рамках противопоставления "чужим". Потому патриотизм очень часто понимается как борьба с врагами, а патриотическое воспитание осуществляется как военно-патриотическое. В данном аспекте патриотизм обнаруживает свой агрессивный оттенок.

3. Поскольку традиционные общины были привязаны к своей земле, как в экономическом, так и в духовном плане, патриотизм предполагает любовь к своей земле, что выражается в труде на ней (перекличка с принципом трудолюбия) и в защите ее.

4. Любые ценности традиционного общества (в том числе, как уже отмечалось, земля) имели сакральное обоснование. В этом плане патриотизм - это священное чувство Родины, похожее на религиозное. Родина - это не историко-географическая общность, а символическая реальность, по отношению к которой человек осуществляет служение. Патриотизм здесь - не земная эгоистическая привязанность ко всему "своему", но привязанность к высшим моральным ценностям (свобода, смысл жизни), которые и олицетворяет Родина.

5. Существенные новации в содержании патриотизма происходят под влиянием государства. В рамках господствующей идеологии патриотизм понимается как служение государству. Здесь предполагается любовь не просто к стране, но к ее социально-политическому устройству. Пол влиянием борьбы с существующим политическим строем может сформироваться и альтернативный вариант патриотизма, где патриот - это борец за освобождение Родины от неправедных государственных деятелей.

6. Патриотизм может трактоваться и как приверженность ко всему национальному ("любовь к своему народу"), хотя выпячивание этнического фактора в содержании патриотизма может вести как к нравственному возрождению, так и к нравственному одичанию народа.

Воинский этос

Вопреки расхожему представлению о морали как сфере мирной и гуманной, многие понятия традиционной нравственности сформировались в воинских коллективах. Кодексы поведения, сложившиеся в этой среде, называются воинским этосом .

Этос воинов основан на представлении об избранности этой социальной группы среди других, о войне как занятии благородных, о нравственности как правой силе (военная победа понимается как свидетельство нравственной правоты). Воинская община строится по модели семьи, где вождь выступает в роли отца, по отношению к которому воин хранит верность , аналогичную патриархальной. Между соратниками устанавливаются взаимосвязанные отношения побратимства и соперничества. Побратимство как установление псевдородственных связей - это способ достойно выйти из боя, побратавшись с соперником, или способ укрепить отношения внутри воинской дружины. Побратимство стало прообразом такого высоко ценимого в этике отношения как дружба . Соперничество в воинской среде происходит среди "своих", равно благородных, за приобретение личных заслуг. Личная слава и честь достигаются благодаря ратным подвигам, поэтому мужество , храбрость, смелость - необходимые добродетели воинского этоса, а трусость - самый презренный порок. Чтобы нравственно упорядочить соперничество среди "своих", разрабатываются правила вежливости , изысканный этикет для избежания ситуаций, которые могли быть расценены как покушение на честь. Нравственность воинов существенно отличается от общего массива традиционной нравственности. Как уже упоминалось, воины с презрением относились к труду. Поскольку военный человек не привязан к собственности, его добродетелью стала щедрость . Воинам присущи прямота, честность, простота и ясность в определении критериев добра и зла.

В целом нужно отметить, что устойчивость традиционной нравственности связана с цикличностью сельскохозяйственных занятий, ее устойчивое существование сделало ее основой всех последующих нравственных форм, которые, модифицируя содержание традиции, наслаивались на нее.

Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью

Мировые религии привнесли в нравственную жизнь человечества новые моменты :

монотеизм предполагает единственность Бога, перед которым все люди предстают как равные (архаические же сообщества построены иерархически: старшие - младшие, мужчины - женщины);

бог мировых религий - духовный Бог (в отличие от архаических антропоморфных божеств или божеств, сливавшихся с природными стихиями), что способствует выдвижению моральных духовных ценностей на передний план системы регуляции;

бог в монотеизме предстает как личность, соответственно и верующий должен быть личностью, обладателем души с развитым внутренним миром;

человек в мировых религиях трактуется как "венец творения", нравственные нормы диктуют гуманное отношение к другому человеку, который понимается как "ближний" В традиционной культуре, как уже отмечалось, главные ценности были сакральными, а в социальной практике ценностью обладал коллектив, а не индивид. Гуманизм не входил в число принципов традиционной нравственности;

появилось Священное Писание с четкой фиксацией норм, что позволяет предъявлять их индивиду, требовать их осознания и самостоятельного выполнения в разнообразных ситуациях.

Мировые религии преобразовали традиционную нравственность . Изменилась категориальная и мотивационная структура морального сознания. Традиционные поступки осмысляются в новых категориях (например, традиционная взаимопомощь между людьми осмысляется в терминах "милосердия" к "ближнему"). Традиционные поступки получают новые мотивы (любовь, милосердие, очищение души от греха). Религиозная идеология углубляет содержание традиционных норм, делает акцент на их мотивации (требует не только "не убивай", "не кради", но и "не гневайся", "не желай…"). Традиционные нормы сортируются, исходя из положений религиозной доктрины, наиболее жестокие отвергаются, нравы смягчаются. В целом регуляция поднимается на новый, более сложный уровень, предполагающий мотивацию поведения духовными ценностями, рассчитанный на личность, а не на общину, выдвигающий единые, нравственные требования, по крайней мере, к единоверцам.

Однако потенциальные возможности религиозной морали исторически остались мало реализованными. Традиционная нравственность ассимилировала религиозные ценности и интерпретировала их в традиционном ключе. Под влиянием традиционных представлений содержание религиозной морали существенно изменилось, что и демонстрируют средневековые нравы.

Нравы средневековья

Нравы средневековья сформировались на основе :

традиционной нравственности;

религиозной морали;

влияния социальной структуры феодального общества.

Социальная структура феодального общества представляла собой пирамиду сословий со своими наборами прав и обязанностей, грехов и добродетелей. Согласно моральной иерархии этого общества существуют люди благородные и люди подлого рождения. Задача личности - знать свое место в иерархии и выполнять обязанности, подобающие своему социальному статусу.

Отношения между сословиями строились по патриархальному принципу "отцы" и "дети": низшие должны почитать высших, а высшие - заботиться о низших. Такие взаимные обязанности способствовали моральной сплоченности средневекового общества.

Типичным примером сословного нравственного образца является нравственный кодекс рыцаря , в котором сочетались традиционные, христианские и сословные черты. Рыцарь должен быть:

хорошего рода ("благородным");

верным своему господину;

верным данному слову (обету);

благородным в бою (этому способствовали правила проведения поединков);

Степень соответствия рыцарского образца христианским ценностям относительна. Рыцарь не мыслил простолюдина в качестве "ближнего", упомянутые добродетели он проявлял лишь по отношению к людям своего сословия. Убийства и грабежи не были чужды военному делу. Но в той степени, в какой рыцарь был набожен, выступал как "воин Христов", он был христианином своего времени. Тем более, что средневековье трактовало христианские истины не столько как нормы милосердия, сколько как ценности, приверженность которым позволит побеждать своих врагов на поле битвы.

Нравственность modernity. Буржуазная мораль

Modernity ("современность") - историческая эпоха, следующая за эпохой традиционных обществ, период формирования индустриальных обществ и культуры, существенно отличающейся от традиционной. В разных странах модернизация привела к построению различных социальных систем.

Капиталистический способ производства разрушил социальную базу традиционной нравственности (общину), изменилась как система ценностей, так и сам способ нравственной регуляции поведения.

Изменения в способе регуляции

С переходом от аграрного общества к индустриальному происходит изменение социальной структуры: общины и сословия распадаются на отдельных индивидов, общество "атомизируется". В результате:

появляется индивидуальный субъект моральной регуляции (в отличие от коллективного субъекта регуляции, свойственного традиционной нравственности);

появляется личность, способная к автономной саморегуляции на основе рациональных мотивов (а не эмоционального переживания ситуации); обладающая устойчивыми моральными принципами;

люди провозглашаются равноправными от природы;

утверждается идея общечеловеческих ценностей (которой не знала ни одна из предшествовавших нравственных систем).

Таким образом, способ нравственной регуляции достигает развитой формы, присущей современной морали.

Ценностные ориентации буржуазной морали

В противовес коллективистским ориентациям традиционной нравственности утверждается принцип индивидуализма, который предполагает следование нравственным нормам, исходя из индивидуальных мотивов и соображений, что отличает данный принцип от эгоизма, предполагающего следование собственным интересам, независимо от норм морали.

Закономерно, что идеалом такого сообщества становится "человек, сделавший себя сам" (self made man). Если человек традиционной нравственности гордился тем, что ему досталось от предков или сообщества, буржуазный моральный субъект гордится собственными моральными достижениями, добродетелями, которые он воспитал в себе сам.

Принцип трудолюбия оказывается обязательным для всех членов общества, земной труд полностью реабилитируется. В свете идей протестантизма тщательное исполнение своих профессиональных обязанностей становится формой религиозного служения, реализацией Божественного призвания. Трудом здесь именуется все, что приносит практическую пользу, измеряемую деньгами.

Деньги в системе буржуазной морали трактуются как нравственная ценность. С одной стороны, от наличия денег зависит добродетель: финансовое благополучие позволяет индивиду воздерживаться от особо аморальных деяний. С другой стороны, добродетель способствует обогащению: честный и трудолюбивый человек обогатится благодаря усердию и позитивной реакции на него окружающих.

Принцип патриотизма , известный и в традиционной нравственности, получил в буржуазной морали новое наполнение (и даже сам термин был изобретен в период Великой французской революции). В период формирования национальных государств, Родина стала пониматься не как историко-культурная данность, доставшаяся человеку по наследству, но как предмет его мировоззренческого выбора. Органический патриотизм сменяется гражданским патриотизмом , который предполагает сознательное участие индивида в делах общества, свободно основанного на единстве интересов, активное участие в формировании социально-политического строя своего государства (с помощью выборов и прочих демократических механизмов).

Буржуазный нравственный образец представляет достижение в нравственном развитии человечества (автономная саморегуляция личности, развитое моральное сознание, общечеловеческие ценности). В то же время, буржуазная система нравственности, как и всякая другая, несовершенна (индивидуализм все-таки вырождается в эгоизм, деньги из нравственной ценности становятся заменителем нравственных ценностей).

Нравственность modernity. Мораль советского общества

Советская система нравственности может быть представлена как разновидность нравственности modernity при сохранении многих элементов традиционной нравственности. Поэтому внравах советского общества можно выделить следующие составляющие:

1 . Образцы традиционной нравственности, что неудивительно для страны, экономика которой сохраняла аграрный характер почти до начала ХХ века, а проводимые модернизации оказались незаконченными или неудачными;

2. По способу регуляции советская мораль соответствовала критериям modernity, хотя по линии ценностей буржуазная и советская системы находились в открытой конфронтации. Проводимая политика по перемещению населения (миграция из деревни в город, направление людей на "стройки коммунизма", переселение народов) привела к исчезновению традиционных социальных структур (сословий, семей, общин). В СССР было провозглашено и осуществлено равноправие людей. Советский человек представлял собой индивидуального субъекта моральной регуляции, который руководствовался рациональными убеждениями (коммунистическими). Выработанные таким образом нравственные устои выдерживали почти любое жизненное испытание: человек продолжал держаться своей морали при любых обстоятельствах.

Общность советских людей была не локальной, как в традиционных обществах, а достаточно широкой, это была "вся страна", "пролетарии всех стран", "все прогрессивное человечество". Классовый характер морали считался преходящим, сущность же ее - общечеловеческой. Предполагалось, то коммунистическая мораль - это и есть будущая мораль всего человечества.

3. Пролетарский нравственный образец.

Поскольку пролетариат был провозглашен господствующим классом, то его нравственный образец получил широкое распространение. Он основывается на коллективизме , причем этот коллективизм эпохи modernity отличается от традиционного. Общность здесь является не органической, а механической, кроме того, интересы отдельного коллектива подчинены интересам более широкой общности (страны). Пролетариев характеризует солидарность с теми, кому "нечего терять, кроме своих цепей", отсутствие частной собственности стало предпосылкой равенства внутри этой социальной группы. Производственные условия закономерно приводят пролетария к принципу интернационализма , что представляет собой вторую после христианства историческую попытку утвердить моральное равенство между народами. Это не противоречило формированию принципа патриотизма , предполагавшего любовь к социалистической Родине. В целом пролетарский нравственный образец носит героический характер и напоминает некоторыми чертами нравственный образец рыцаря.

4. Марксистско-ленинская идеология, по функциям напоминающая религиозную. Обыденное моральное сознание (зачастую традиционное) оформлялось коммунистической идеологией с образованием таких понятий как "советский патриотизм", "социалистический коллективизм", "интернациональный долг", "честь коллектива" и. т.п.

высокое чувство долга, которое позволяло преодолевать личные склонности и внешние препятствия во имя нравственных целей;

наличие нравственного идеала (коммунизм), предполагающего реализацию в земной жизни;

неэгоистическую и бескорыстную мотивацию поступков;

общечеловеческую ориентацию.

Недостатки советской морали являются оборотной стороной ее достоинств и неотделимы от них:

смешивание собственно морального идеала с социально-политическим мешало проверять, морален ли сам политический идеал;

попытки осуществлять моральную регуляцию с помощью политических механизмов и социальных институтов (партийных организаций, собраний трудового коллектива, товарищеских судов, профсоюзных комитетов), разрушали моральную саморегуляцию личности;

некорректное решение проблемы моральных целей (коммунизм) и средств (репрессии), проводило к тому, что умение жертвовать собой оборачивалось принесением в жертву других людей;

коллективизм вырождался в "подчинение личных интересов общественным".

Современная нравственность и ее перспективы

В данном курсе историческое развитие нравственности рассмотрено как смена и взаимодействие исторических систем нравственности :

архаической системы регуляции;

традиционной нравственности;

традиционной религиозной морали;

нравственности modernity в буржуазном и советском вариантах.

Современное развитие человечества характеризуется взаимодействием нравственности modernity с традиционной нравственностью. При этом иногда традиционная нравственность модернизируется, а иногда ценности нравственности modernity усваиваются в рамках традиционного способа моральной регуляции. Становление постиндустриального, информационного общества породило тенденцию постмодернизации нравов, утверждение полного плюрализма нравственных ценностей при крайне неустойчивом механизме моральной регуляции. Реакцией на этот процесс стала фундаментализация морали, т.е. усиление консервативных сторон традиционной нравственности в тех странах и социальных слоях, которые не приемлют ценностей modernity.

Контрольные вопросы по теме №3

Каким аргументом обосновывается поведение по обычаю?

Какие виды табу Вы знаете?

К кому следует проявлять уважение, согласно традиционной нравственности?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип трудолюбия?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип патриотизма?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип патриархальности?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип коллективизма?

Какая историческая система нравственности называется традиционной?

Что предполагает принцип индивидуализма в этике?

Что предполагает принцип коллективизма в этике?