Высшая юридическая сила конституции рф понятие. Верховенство и высшая юридическая сила конституции РФ. Высшая юридическая сила

МЕСТО КОНСТИТУЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СТРАНЫ

ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА КОНСТИТУЦИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕСТО КОНСТИТУЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СТРАНЫ

Статья 15 Конституции Российской Федерации особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Кон­ституция формирует и закрепляет отправные принципы правового ре­гулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

§ Порядок принятия законов содержится в Законе о регулировании Рийгикогу. § Рийгикогу имеет право представить на референдум законопроект или другой вопрос, имеющий национальное значение. Решение народа принимается большинством голосов, поданных на референдуме.

Закон, принятый референдумом, незамедлительно обнародован президентом. Решение референдума является обязательным для всех государственных органов. Если законопроект, представленный на референдум, не получит большинства поданных голосов, Президент называет внеочередные выборы Рийгикогу.

«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не долж­ны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, долж­ностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

§ Вопросы, касающиеся бюджета, налогообложения, финансовых обязательств национального правительства, ратификации и денонсации международных договоров, заявления или прекращения чрезвычайного положения или национальной обороны, не могут быть представлены на референдум.

Высшая юридическая сила

Процедура проведения референдума предусмотрена в Законе о референдуме. § Законы обнародованы Президентом. Президент может отказать в принятии закона, принятого Рийгикогу, и в течение четырнадцати дней после его получения возвратить закон вместе с его или ее обоснованным решением в Рийгикогу для принятия новых дебатов и решений. Если Рийгикогу во второй раз и без поправок принимает закон, который был ему возвращен Президентом, Президент либо обнародует закон, либо обратится в Верховный суд с заявлением о неконституционности в отношении этого закона.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные за­коны не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право­вой системы. Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»(ст.15)

Если Верховный суд объявит закон в соответствии с Конституцией, президент обнародует закон. § Если Рийгикогу не может созвать, Президент может в вопросах национальной безотлагательности издавать указы, которые имеют силу закона и которые были подписаны Президентом Рийгикогу и Премьер-министром.

Когда Рийгикогу созывается, президент представляет постановления Рийгикогу, который незамедлительно принимает закон об их подтверждении или отмене. § Конституция, Акты, перечисленные в § 104 Конституции, законы, устанавливающие национальные налоги, и национальный бюджет не могут быть приняты, изменены или отменены указом Президента.

Известно, что под юридической силой акта понимают как его обя­зательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов. В на­стоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части: Конституцию, федеральные кон­ституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.

§ Банк Эстонии имеет исключительное право выпускать эстонскую валюту. Банк Эстонии управляет обращением и поддерживает стабильность валюты. § Банк Эстонии выполняет свои обязанности в соответствии с законом и отчитывается перед Рийгикогу. § Национальные налоги, обременения, пошлины, штрафы и обязательные страховые выплаты устанавливаются законом.

§ Порядок владения, пользования и распоряжения государственными активами предусмотрен законом. § За каждый год Рийгикогу проходит закон, который содержит бюджет, в котором изложены все статьи государственных доходов и расходов. Правительство Республики должно представить законопроект о бюджете Рийгикогу не позднее, чем за три месяца до начала финансового года.

Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции. Это означает, что она обладает вер­ховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юриди­ческой силы. Причем соответствовать Конституции должны не толь­ко акты федерального законодательства, но и акты органов государ­ственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государ­ственную целостность, единство системы государственной власти.

По предложению Правительства Республики Рийгикогу может в течение финансового года передать дополнительный бюджет. § Если предложение о внесении поправок в национальный бюджет или в законопроект о бюджете приводит к уменьшению сметной выручки или увеличению расходов или перераспределению расходов, создатель предложения должен добавить к финансовым расчетам поправки, которые показывают источники дохода, необходимые для покрыть расходы.

Рийгикогу не может удалять или сокращать статьи расходов, включение которых в национальный бюджет или законопроект о бюджете требуется другим законам. § Процедура составления и принятия национального бюджета предусмотрена законом. § Национальный бюджет, принятый Рийгикогу, вступает в силу в начале финансового года. Если Рийгикогу не передает национальный бюджет к началу финансового года, расходы в размере до одной двенадцатой ассигнований за предыдущий финансовый год могут быть разрешены каждый месяц.

Конституция имеет прямое действие. В то же время сам текст Кон­ституции содержит указания на необходимость принятия ряда феде­ральных конституционных законов и федеральных законов, чье дей­ствие будет способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важней­шие общественные отношения. С их помощью закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, госу­дарственное устройство, формы и виды собственности, основы уго­ловного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательст­ва, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства. Таким образом, их действие носит универ­сальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и про­странстве. Соответственно и обязанность соблюдать федеральные за­конодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы мест­ного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица независи­мо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения ими норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объ­единений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их по­тенциального восприятия как меры справедливости, применяемой ко всем гражданам в равной мере.

§ Если Рийгикогу не принял национальный бюджет в течение двух месяцев после начала финансового года, Президент называет внеочередные выборы Рийгикогу. § Порядок ведения отношений между Эстонской Республикой и другими государствами и между Эстонской Республикой и международными организациями предусмотрен законом.

§ Рийгикогу ратифицирует и денонсирует договоры Эстонской Республики. Морские и воздушные границы Эстонии определяются на основе соответствующих международных конвенций. Ратификация международных договоров, которые изменяют границы Эстонии, требует большинства в две трети членов Рийгикогу.

Следует отметить, что действие Конституции и законов Российс­кой Федерации распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (за исключениями, установленными действующим зако­нодательством).

В демократическом государстве крайне необходимо, чтобы закон был доведен до всеобщего сведения, поскольку гласность в сфере за­конодательства непосредственно затрагивает права и законные инте­ресы граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть привилегией избранных.

§ Эстонская Республика не может вступать в международные договоры, которые противоречат Конституции. Когда законы или иное законодательство Эстонии противоречат международному договору, ратифицированному Рийгикогу, применяются положения международного договора.

§ Граждане Эстонии обязаны участвовать в национальной обороне в соответствии с принципами и процедурами, предусмотренными законом. Лицо, которое отказывается служить в Силах обороны по религиозным или этическим соображениям, обязано выполнять альтернативную службу в порядке, предусмотренном законом.

Процесс все большей открытости российского общества не мог не затронуть и сферу обнародования нормативных актов. В данной об­ласти произошли существенные изменения, закрепленные конститу­ционными положениями, в соответствии с которыми опубликование законов и других нормативных актов тесно увязано с их введением в действие.

Лица, служившие в Силах обороны и лица, выполняющие альтернативную службу, пользуются всеми правами и свободами, предусмотренными в Конституции, и на них распространяются все обязанности, вытекающие из них, если иное не предусмотрено законом из-за особых интересов службы. Правовой статус лиц, работающих в Силах обороны, и лиц, выполняющих альтернативную службу, предусмотрен законом.

§ Лицо, находящееся на действительной службе, не может владеть другим избранным или назначенным должностным лицом или участвовать в деятельности какой-либо политической партии. § Организация национальной обороны предусмотрена Законом о национальной обороне в мирное время и Законом о национальной обороне во время войны.

Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затра­гивающие права, свободы и обязанности граждан (а это и постанов­ления Правительства, и огромный массив ведомственных актов), не могут применяться, если официально они не опубликованы для все­общего сведения. Данное конституционное положение, по сути дела, означает, что законы и другие акты, указанные в ч. 3 статьи (а вернее, их полные и точные тексты), должны публиковаться в газетах или спе­циальных изданиях правотворческих органов или по их поручению другими органами. Эти издания распространяются по подписке. Нор­мативные акты вступают в силу, т.е. могут применяться, действовать, только при условии их опубликования.

Законодательство предусматривается организацией эстонских сил обороны и национальных оборонных организаций. § Верховным командующим национальной обороны является Президент. § По предложению Президента Рийгикогу объявляет состояние войны, мобилизацию и демобилизацию приказов и решает использовать силы обороны для выполнения международных обязательств правительства Эстонии.

В случае агрессии против Эстонской Республики президент объявляет мобилизацию войны и заказов, не ожидая соответствующего решения Рийгикогу. § В случае угрозы конституционному порядку Эстонии Рийгикогу может, действуя по предложению Президента или Правительства Республики и большинством своих членов, объявить чрезвычайное положение на всей национальной территории для период, не превышающий трех месяцев.

Из сказанного следует и другое важное положение: никто не может быть осужден или подвергнут наказанию на основании закона, кото­рый официально не опубликован для всеобщего сведения.

В соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликова­ния и вступления в силу федеральных конституционных законов, фе­деральных законов, актов палат Федерального Собрания», принятым Государственной Думой 25 мая 1994 г. и одобренным Советом Федера­ции 1 июня 1994 г., официальным опубликованием федерального кон­ституционного закона, федерального закона, акта палаты Федераль­ного Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, органи­зациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночи­таемой форме. Кроме того, в Законе установлено, что законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубли­кованы также в виде отдельного издания. Если в федеральный кон­ституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания были внесены изменения или дополнения, они могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Подробные меры, касающиеся чрезвычайного положения, должны быть предусмотрены законом. § В состоянии чрезвычайного положения или состояния войны права и свободы отдельных лиц могут быть ограничены, и обязанности могут налагаться на физических лиц в интересах национальной безопасности и общественного порядка на условиях и в порядке, предусмотренных законом.

§ Рийгикогу, Президент и представительные органы местных органов власти не могут быть избраны, а также не могут быть прекращены их полномочия во время чрезвычайного положения или состояния войны. Если срок полномочий Рийгикогу, президент или представительные органы местных органов власти должны истечь во время чрезвычайного положения или состояния войны или в течение трех месяцев после прекращения чрезвычайного положения или состояния войны, этот термин продлен. В этих случаях новые выборы вызывают в течение трех месяцев после прекращения чрезвычайного положения или состояния войны.


Значение как основного закона государства придает ей характер документа, обладающего высшей юридической силой, занимающего верхнюю ступеньку в иерархии правовых актов. Все другие нормативные акты не должны противоречить ей, издаются в дополнение и развитие. Акты, противоречащие нормам основного закона и провозглашенным в нем принципам, не должны применяться, и при наличии специального органа конституционного надзора признаются им недействительными целиком либо в той их части, в которой имеет место указанное, противоречие.

§ Национальное контрольно-ревизионное управление является государственным органом, осуществляющим финансовые и финансовые проверки государственных расходов и независимыми в выполнении своих обязанностей. § Проверки Национального аудита. § Национальное аудиторское управление возглавляется Генеральным аудитором, который назначается и освобождается от должности Рийгикогу по предложению Президента.

Срок полномочий Генерального аудитора составляет пять лет. § В рамках обсуждения отчета об осуществлении национального бюджета в Рийгикогу Генеральный аудитор представляет Рийгикогу обзор использования и сохранения государственных активов в течение предыдущего финансового года.

Высшая юридическая сила и прямое действие конституции

Статья 15 Российской Федерации особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

§ Генеральный аудитор может участвовать в заседаниях Правительства Республики, в котором обсуждаются вопросы, связанные с его или ее обязанностями, с правом выступить. Как глава Национального аудиторского управления, Генеральный аудитор имеет тот же авторитет, который предоставляется законом министру правительства Республики для управления его или ее службой.

§ Организация Национального аудиторского управления обеспечивается законом. § Уголовные обвинения могут быть предъявлены Генеральному аудитору только по предложению Канцлера юстиции и с согласия большинства членов Рийгикогу. § Канцлер юстиции является государственным должностным лицом, которое изучает законодательные инструменты законодательной и исполнительной ветви власти и местных органов власти на предмет соответствия Конституции и законам и независимо от исполнения своих обязанностей.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Высшая юридическая сила Конституции РФ

РФ, включив общепризнанные нормы международного права в правовую систему России, не определила их юридическую силу. В российской юридической литературе высказываются неоднозначные мнения по вопросу о соотношении национального законодательства и общего международного права. Одни авторы пишут, что «общепризнанные нормы международного права не обладают приоритетом по отношению к внутригосударственным правовым актам»1.

Канцлер юстиции рассматривает предложения, сделанные ему или ей относительно изменения законов, принятия новых законов и работы правительственных учреждений и, при необходимости, сообщает о своих выводах Рийгикогу. § Канцлер юстиции назначается на должность Рийгикогу сроком на семь лет по рекомендации Президента.

Канцлер юстиции может быть снят с должности только по решению суда. § Как глава своего кабинета, канцлер юстиции обладает той же властью, которая предоставляется законом министру правительства Республики для управления его или ее службой. Канцлер юстиции может участвовать в заседаниях Рийгикогу и на заседаниях правительства Республики с правом выступить.

Высшая юридическая сила конституции

выделяется среди других источников права высокой значимостью регулируемых ею общественных отношений. Она закрепляет основные институты государства, статус гражданина и, тем самым, предопределяет содержание законов и иных нормативных актов.

Верховенство означает, что любой правовой акт, любое действие органа власти или его должностного лица должны соответствовать нормам Конституции, не противоречить их предписаниям.

§ Если канцлер юстиции считает, что законодательный акт, принятый законодательной или исполнительной ветвью власти или местным органом власти, противоречит Конституции или закону, он или она делает предложение органу, который передал этот документ, это в соответствии с Конституцией или законом в течение двадцати дней.

Если документ не приведен в соответствие с Конституцией или законом в течение двадцати дней, канцлер юстиции ссылается на этот вопрос в Верховный суд, который может объявить инструмент недействительным. § Канцлер юстиции представляет ежегодный отчет Рийгикогу о соответствии законодательства, принятого законодательной и исполнительной ветвью власти, а также местными органами власти с Конституцией и законами.

Высшая юридическая сила

18. Юридические свойства конституции. Верховенство и высшая юридическая сила (ч.2 ст.4, ч.1 ст.15). неуклонное соблюдение (выполнение) конституционных норм всеми, независимо от правового статуса; связанность всех действий и решений (смысл правового государства); следование органов государственной власти идеям (ценностям) РФ Федеральные законы и подзаконные правовые акты должны соответствовать РФ конституционные акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральной Конституции.

Конституция Российской Федерации (РФ)

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Образовательный портал — все для студента юриста.

— это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

Конституция РФ — это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.