Административный арест: что это, возможные сроки и как он назначается. Что такое административный арест – основания назначения и сроки Административный арест за нарушение режима чрезвычайного положения

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей. 2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. 3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Консультации юриста по ст. 3.9 КоАП РФ

    Зинаида Романова

    Что такое административный арест? Мне что, прийдётся где-то сидеть?

    • Ответ юриста:
  • Дарья Орлова

    Что делать,если не составлялся протокол об административном правонарушении?(задержании)

    Анна Яковалева

    административный арест,это как и где его проводят?

    • Существенное место в системе административных наказаний Российской Федерации занимает одно из самых суровых наказаний - административный арест: лишение в качестве меры наказания для правонарушителя свободы и тем самым временная изоляция его...

  • Марина Беляева

    Что такое административный арест. Буду благодарен тем кто ответит

    • вид административного наказания, заключающегося в содержании лица, совершившего административное правонарушение в условиях изоляции от общества. Административный арест назначается только в судебном порядке и лишь за наиболее тяжкие проступки...

    Евгения Сидорова

    Дают ли какой-нибудь документ после административного ареста(3 суток). Вчера задавал вопрос о том, куда сажают на 15 суток, теперь вопрос другой - какой документ (постановление или что-то подобное) дают уже при отбытие срока?

    • Когда вас выпустят вам на руки дадут Постановление на основании которого к вам пременили административный арест.

    Валерия Федотова

    Привет!!!Может ли применятся к 17-летнему гражданину РФ административный арест за совершение Администр.правонарушения??

    • Ответ юриста:

      Не может Статья 3.9. Административный арест 2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и НЕ МОЖЕТ применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, НЕ ДОСТИГШИМ ВОРАСТА ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ...

    Юлия Киселева

    Если "дали" 15 суток административного ареста.Может человек отработать -на своей работе(извините за тавтологию)

    • Размечтались! Сейчас находящиеся под административным арестом практически не работают. Хотя, если Ваша "работа" сможет оплатить "работу" ещё парочки ментов, то всё возможно.

    Евдокия Федотова

    административный арест есть ли срок давности у административного ареста

    Виктор Маленин

    как обжаловать административный арест

    • как получилось если не секрет! Получите консультацию у юристов. Недорого стоит. по 30 статье Кодекса точно так же как и любое другое Постановление суда по делу об АПН

    Екатерина Данилова

    правомочно ли административное задержание за езду без прав

    • Ответ юриста:

      Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении [Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 25] [Статья 25.1] 2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. 3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным. В общем, Статья 12.7.


. Данную меру следует отличать от административного задержания и доставления в отделение милиции. Административное задержание и доставление – это меры по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях, которые производятся в целях их пресечения, установления личности правонарушителя, составления протокола, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и т. п. Административное задержание и доставление не являются мерами наказания, хотя они связаны с определенным ограничением свободы (о мерах обеспечения производства по делу об административном правонарушении, правах и обязанностях задержанного см. с. 74).
Административный арест – это мера наказания за уже совершенное административное правонарушение, которая заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток (ст. 3.9 КоАП).
При определении наказания в виде административного ареста правонарушитель содержится в условиях изоляции от общества, под стражей, в предназначенных для этих целей учреждениях – специальных приемниках при органе внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Арестованному обеспечиваются охрана и постоянный надзор в целях предотвращения совершения им новых правонарушений. Не допускается помещение правонарушителя в тюрьму, исправительную колонию или колонию-поселение.
Административный арест – единственное административное наказание, связанное с ограничением свободы, поэтому оно может быть назначено только судьей и только за отдельные виды наиболее общественно опасных административных правонарушений. К таким правонарушениям относятся:
невыполнение обязанности в связи с ДТП, а именно оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места ДТП, участником которого он являлся (ст. 12.27 КоАП);
неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП);
невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении него судом в соответствии с федеральным законом (ст. 19.24 КоАП);
мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП);
нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП);
нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5 КоАП);
самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст. 20.25 КоАП).
Административный арест назначается в исключительных случаях, когда по обстоятельствам дела и с учетом данных о личности нарушителя иной меры наказания недостаточно.
Часть 2 ст. 3.9 КоАП запрещает применение административного ареста к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (если женщина в установленном законом порядке не лишена родительских прав), лицам, не достигшим возраста 18 лет и инвалидам I и II групп.
Срок административного ареста исчисляется сутками, причем в этот срок включается срок административного задержания. Административный арест устанавливается на срок до 15 суток. Это означает, что судья с учетом характера правонарушения, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, вправе назначить наказание в виде административного ареста на срок менее 15 суток, но не более указанного срока. Исключение составляют случаи назначения административного ареста на срок до 30 суток за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции.
Административный арест, хотя и связан с определенным ограничением свободы, не считается лишением свободы и не влечет за собой судимости.
В отличие от иных видов административных наказаний постановление судьи об административном аресте подлежит немедленному исполнению органом внутренних дел, а не со дня его вступления в законную силу. Подача правонарушителем жалобы или принесение прокурорского протеста на данное постановление не приостанавливает его исполнения.

КоАП Статья 3.9. Административный арест

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Правовая регламентация административного ареста осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 726, Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2003 №627, Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденными приказом МВД России от 06.06.2000 № 605дсп.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режимов чрезвычайного положения и контртеррористической операции - до 30 суток (см. ст. 20.5, ч. 3 ст. 20.27 КоАП).

Административный арест назначается судьей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП), может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Административный арест - единственное административное наказание, ограничивающее свободу нарушителя.

Данная мера применяется только при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исчерпывающий перечень которых указан в ч. 1 ст. 4.3 КоАП; если таковые отсутствуют, должны быть применены иные, не столь обременительные административные наказания. КоАП существенно расширил возможность применения административного наказания в виде административного ареста и ужесточил предусмотренные этим наказанием ограничения.

Административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Данное административное наказание не может быть применено к должностным лицам правоохранительных органов - ОВД, органов Роснаркоконтроля, пенитенциарных, таможенных органов, должностным лицам системы Государственной противопожарной службы, а также к военнослужащим.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, подвергнутое аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр арестованного лица.

В случаях, установленных Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ "О чрезвычайном положении", административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст. 3 этого Закона. По смыслу п. "а", "в" ст. 12, ч. 1 ст. 31 и ч. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. При этом время задержания обусловлено истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя. Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ, ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.5 (нарушение требований режима чрезвычайного положения) и ч. 3 ст. 20.27 КоАП (нарушение должностным лицом правового режима контртеррористической операции).

Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. № 35-Φ3 "О противодействии терроризму" контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Еще вариант:

Административный арест является видом административного наказания за совершение административного правонарушения (п. 6 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ) и в соответствии с ч.1 ст. 3.9 КоАП РФ заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Административный арест применяется только за наиболее тяжкие проступки. Согласно п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 при назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

Основанием для применения административного ареста является наличие совершенного правонарушения.

В соответствии с ч.2 ст.3.9 КоАП РФ административный арест устанавливается и назначается лишь за совершение строго установленных КоАП РФ административных проступков и применяется только в качестве основного административного наказания (ч.1 ст.3.3 КоАП РФ).

На настоящий момент 27 составов административных правонарушений, содержащихся в КоАП РФ, предусматривают возможность назначения административного ареста в качестве наказания

Административному аресту не подлежат (часть 2 ст. 3.9 КоАП РФ):

  • беременные женщины;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет;
  • лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
  • инвалиды I и II групп;
  • военнослужащие;
  • граждане, призванные на военные сборы;
  • имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

По общему правилу административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток , а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции – до тридцати суток . Административный арест назначается исключительно судьей (ч.1 ст.3.9 КоАП РФ).

Административное задержание часто предшествует административному аресту. В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в том числе направлено на исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Срок административного задержания включается в срок административного ареста (ч. 3 ст. 3.9, ч. 3 ст. 32.8 КоАП РФ).

При этом следует учесть, что срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления лица в служебное помещение соответствующего органа, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (ч.4 ст.27.5 КоАП РФ).

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным (ч.3 ст.25.1 КоАП РФ).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч.2 ст.28.8 КоАП РФ), и дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).

Право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на рассмотрение дела по месту его жительства, установленное ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, может быть ограничено при совершении лицом административного правонарушения, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста, поскольку из системного толкования положений ч.3 ст.25.1, ч.4 ст.29.6, ст.32.8 КоАП РФ следует, что такие дела рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 г.).

Определение судьи об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела по административному правонарушению, влекущему административный арест, исполняется организациями незамедлительно при получении данного определения (ст.26.10 КоАП РФ). Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подается судье, которым вынесено постановление по делу и который обязан направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд в день получения жалобы (ч.2 ст.30.2 КоАП РФ).

Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента её подачи, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест (ч.3 ст.30.5 КоАП РФ).

Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения (ч.3 ст.30.8 КоАП РФ).

Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления (ч.2 ст.31.6 КоАП РФ).

Постановление судьи об административном аресте исполняется сотрудниками органов внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления (часть 1 ст.32.8 КоАП РФ).

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца (ч.1 ст.31.5 КоАП РФ). К числу данных обстоятельств можно отнести, например, болезнь лица, привлеченного к ответственности, наличие у него материальных трудностей и др.

В соответствии с ч.4 ст.32.8 КоАП РФ отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Реализуя свои полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением №726 от 02.10.2002 утвердило Положение о порядке отбывания административного ареста, которым регулируются доставка арестованных в специальный приемник, проведение первичного медицинского осмотра и оказание арестованным медицинской и санитарно-противоэпидемической помощи, а также обеспечение их питанием и получение передач (далее – Положение № 726), постановлением № 627 от 15.10.2003 утвердило Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц.

Министерством внутренних дел Российской Федерации 06.06.2000 издан приказ № 605дсп «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по исполнению административного законодательства», которым утверждены Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке (далее – Правила №605дсп).

Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел (ч. 2 ст.32.8 КоАП РФ).

В соответствии с Положением № 726 арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке (далее – специальные приемники).

Арестованные доставляются в специальный приемник органом внутренних дел, производившим их задержание. При поступлении в специальный приемник арестованные подлежат обязательному дактилоскопированию и фотографированию.

Арестованные, вновь поступившие в специальный приемник, проходят первичный медицинский осмотр, осуществляемый медицинским работником с целью выявления лиц, нуждающихся в медицинской помощи, и больных. Медицинская помощь оказывается арестованным в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Арестованные обеспечиваются питанием по норме №3 суточного довольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1992 №935 «Об утверждении норм суточного довольствия осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2010 № 41-В09-30).

Арестованные, содержащиеся в специальных приемниках, несут обязанности, пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными действующим законодательством. Не допускается дискриминация либо предоставление льгот и привилегий по признакам национальности, расы, языка, вероисповедания, имущественного положения, политических взглядов и принадлежности к партиям, организациям и движениям, прошлых заслуг и иных обстоятельств (п.24 Правил № 605дсп).

В соответствии с п.17 Правил № 605дсп в специальных приемниках арестованные содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной.

  • мужчины от женщин;
  • курящие от некурящих (при наличии соответствующих условий);
  • арестованные за незаконное приобретение наркотических средств в небольших размерах либо за приобретение наркотических средств без назначения врача;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • больные инфекционными заразными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе;
  • арестованные, которые решением начальника специального приемника переведены из общей камеры за нарушение режима содержания или по личному заявлению в случаях угрозы их жизни и здоровью.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. метров (п.19 Правил № 605дсп).

Арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна).

Согласно п.18 Правил № 605дсп камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 (далее – Правила № 950) и должны быть оборудованы: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В соответствии с п.25 Правил № 605дсп арестованные, содержащиеся в специальных приемниках,имеют право :

  • получать от руководящего и инспекторского состава специального приемника информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
  • получать питание, материально-бытовое обеспечение по установленным нормам и медико-санитарное обеспечение в соответствии с действующим законодательством
  • при возникновении угрозы жизни, здоровью либо угрозы совершения преступления против личности арестованного со стороны других лиц, содержащихся в специальном приемнике, обращаться к любому должностному лицу с заявлением о переводе в другое помещение. В этом случае должностное лицо обязано принять незамедлительные меры по переводу арестованного в другое безопасное помещение;
  • обращаться с просьбой о личном приеме к руководству специального приемника;
  • один раз в течение срока ареста пользоваться телефоном с продолжительностью разговора до 3 минут для связи с родственниками и близкими (кроме междугородних переговоров);
  • на восьмичасовой сон в ночное время;
  • иметь спальное место и постельные принадлежности во время сна;
  • пользоваться собственной одеждой и обувью по сезону, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами №605дсп (приложение № 6);
  • пользоваться настольными играми, читать газеты и журналы, слушать радио в установленное время до 22 часов;
  • отправлять религиозные обряды в помещении специального приемника, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа, соблюдая установленные правила и не ущемляя права других арестованных;
  • получать вещевые и продуктовые передачи, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви и одежды, которые арестованные могут иметь при себе, хранить, получать в передачах, определяются Правилами №605дсп (приложение № 6).
  • пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Арестованным разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника. На прогулку не выводятся больные, которым она не рекомендована врачом или фельдшером. Вывод арестованных на прогулку осуществляется в дневное время по графику, составленному начальником специального приемника или его заместителем. На прогулку выводятся раздельно женщины и мужчины. Прогулки арестованных проводятся на охраняемой территории специального приемника в течение всего светового дня покамерно. Прогулка может быть отменена или сокращена по распоряжению начальника специального приемника в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, при ликвидации чрезвычайных происшествий (побегов, попыток самоубийств и т.д.) и в режиме особых условий (стихийное бедствие, пожар и т.п.).

Порядок использования арестованных на физических работах установлен разделом VI Правил №605 дсп, согласно которому лица, подвергнутые административному аресту,могут быть использованы с их согласия на физических работах. При помещении арестованного в специальный приемник с него берется письменное согласие быть трудоиспользованным на протяжении срока ареста.

Организация трудового использования арестованных возлагается на местные органы исполнительной власти, которые по согласованию с руководителями органов внутренних дел, в структуре которых находятся специальные приемники, определяют перечень организаций, где арестованные могут быть использованы на физических работах. С руководителями этих организаций заключаются соответствующие договоры.

Орган внутренних дел, в структуре которого находится специальный приемник, заключает договоры (соглашения) с организациями, независимо от их организационно-правовой формы, и физическими лицами на выполнение различных работ арестованными.

Денежные средства, полученные в результате трудовой деятельности арестованных, могут быть использованы с их согласия на возмещение расходов, связанных с содержанием, питанием и медицинским обслуживанием арестованных в специальном приемнике.

заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - до 30 суток.

Административный арест назначается судьей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ).

Административный арест может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Административный арест - единственный из видов административных наказаний, который ограничивает свободу нарушителя. В случае совершения административных проступков иностранными физическими лицами соответствующие правовые последствия влечет также и применение наказания в виде административного выдворения.

Административный арест применяется только при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исчерпывающий перечень которых указан в ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ; если таковые отсутствуют, должны быть применены другие, менее тяжкие административные наказания. При совершении административного правонарушения, предусматривающего применение наказания в виде административного ареста, беременной женщиной, женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, лицом, не достигшим возраста 18 лет, инвалидом I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, к указанным лицам не может быть применено данное административное наказание.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

Назначение предельного срока административного ареста, предусмотренного ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ, возможно только за нарушение требований режима чрезвычайного положения.

В случаях, установленных Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. «а» ст. 2 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». По смыслу п. «а», «в» ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП РФ (нарушение требований режима чрезвычайного положения).

Согласно Федеральному закону от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» контртеррористическая операция представляет собой специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживающих террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Назначение, согласно ст. 3.9 КоАП РФ, административного ареста в указанных случаях на срок до 30 суток сопряжено с объективными трудностями, поскольку ст. 20.27 (невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию) не предусматривает наказания в виде административного ареста.

Еще по теме Административный арест:

  1. § 10. Исполнение постановлений об административном аресте
  2. Административные процедуры и административные регламенты как правовое средство обеспечения административной реформы

Современное общество не стоит на месте в своём развитии. Люди постоянно совершенствуются. Это приводит к тому, что противоправные деяния также эволюционировали. На сегодняшний день нарушения закона все чаще происходят в пределах административной юрисдикции. Подобный показатель доказывает просвещённость граждан и их уважение к закону, потому что преступлений, социально опасных деяний, стало намного меньше. Тем не менее административные правонарушения – это достаточно серьёзный вид правонарушений в целом, с которым следует бороться доступными правовыми методами. Основным органом, который осуществляет борьбу с ними, является МВД Российской Федерации. Данный орган действует на основе существующего законодательства и использует в своей работе определённые методы, например, административного прекращения. Административный арест, о котором пойдёт речь далее в статье, относится к данному виду методов, а также имеет свои особенности и сферу применения.

Общее понятие об административном аресте

Между мнениями учёных-теоретиков существует противоречие. Одни считают, что административный арест – это вид административного метода прекращения правонарушения, другие видят в нем вид наказания за административное правонарушение. Так или иначе, он подразумевает такой правовой режим, при котором нарушитель претерпевает некоторые ограничения.
При детальном анализе законодательства можно сделать вывод, что административный арест - это вид наказания за совершенные административные правонарушения, при котором лицо, совершившее их, изолируется от общества на определённый срок. Понятие детально расшифровывается в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Нужно отметить, что этот вид наказания является наиболее строгим, и поэтому применяется только в случае совершения наиболее серьёзных проступков.

Правовая регламентация

Данный вид наказания за административные правонарушения подразумевает серьёзный регламент со стороны законодателя. Существует целый ряд административно-правовых актов разной юридической силы, которые детально регламентируют суть, порядок исполнения и сроки административного ареста. Среди них стоит выделить:


Все представленные акты выдаются различными органами исполнительной и судебной власти Российской Федерации.

Общие условия для возможности наложения административного ареста

Нужно отметить тот факт, что административный арест возможен только на основе постановления суда. Назначается этот вид наказания за самые тяжкие правонарушения, прописанные в КоАП РФ. К таким можно отнести мелкое хулиганство, нарушение общественного порядка, неповиновение законным требованиям работника полиции, органов безопасности и т.п.
Административный арест назначается в том случае, если другие виды наказания, к примеру, штраф, не являются достаточными. Наказание в виде административного ареста может являться основным в санкциях некоторых статей КоАП РФ. Субъектом этого наказания может быть любое лицо, отвечающее общим требованиям. Другими словами, оно должно являться субъектом административной ответственности (возраст - 18 лет и старше).

Субъекты, не подлежащие административному аресту

Согласно части 2 статьи 3.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской федерации, существует ряд специальных субъектов, к которым данный вид наказания не применяется, например:

  • женщины, являющиеся матерями детей до четырнадцати лет;
  • беременные женщины;
  • не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
  • инвалиды первой и второй групп;
  • военнослужащие, а также сотрудники органов внутренних дел

Известны случаи, когда суды отказывали в назначении административного ареста как определённого вида наказания. При этом рассматривались различные обстоятельства, которые позволяли исключить подобную форму административной ответственности, например воспитание отцом-одиночкой нескольких малолетних детей. Таким образом, суд на основе субъективного понимания дела может отказать в назначении административного ареста при наличии определённых обстоятельств.

Срок административного ареста

Следует помнить, что административный арест нарушает основное конституционное право гражданина - на свободу и неприкосновенность. Поэтому срок административного ареста должен быть строго регламентирован. Сроки, на которые может быть установлено это ограничение, указаны в Кодексе об административных правонарушениях.
Согласно общему правилу, могут присудить 15 суток административного ареста. Однако существуют исключительные правила, которые позволяют устанавливать арест на больший срок. Если субъект нарушает правила чрезвычайного положения, правовой режим контртеррористической операции, то административный арест может быть назначен на срок не более тридцати суток. Вопрос об этом решается исключительно в судебном порядке. Никаким другим образом административный арест не может быть установлен в отношении субъекта, который совершил правонарушение.

Отличие административного задержания от ареста

Многие граждане совершенно не понимают сути административного задержания и административного ареста. Это совершенно разные понятия, имеющие различные правовые последствия. Административное задержание является методом прекращения правонарушения. Задержание также является мерой обеспечения производства в делах об административных правонарушениях. Очень часто административное задержание предшествует административному аресту. Его срок включается в срок ареста и исчисляется с момента доставления лица в помещение правоохранительного органа.

Порядок установления ареста

Если лицо совершает правонарушение, за которое предусмотрен административный арест, то подобного рода административные дела рассматриваются в день составления протокола. Во время рассмотрения дела, влекущего за собой административный арест, субъект, в отношение которого оно ведётся, обязан присутствовать. При этом протокол органов правопорядка о совершенном административном проступке подаётся судье на рассмотрение. Административные дела об осуществлении ареста рассматривают по месту жительства лица, в отношении которого хотят применить подобное наказание. Если лицо было предварительно задержано, то дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания. В конце рассмотрения дела судья может вынести постановление об административном аресте, освобождении от каких-либо наказаний или установить другой вид наказания, если подобное присутствует в санкции данной статьи об административном правонарушении.

Жалобы о незаконном назначении административного ареста

Лицо, которому было назначено такое наказание, вправе подать жалобу, если считает его незаконным. Она направляется тому судье, который вынес постановление. Тот, в свою очередь, самостоятельно направляет жалобу в вышестоящий суд. Ее рассматривают в течение суток после подачи. Решение по поводу рассмотренной жалобы направляется должностному лицу, которое является исполнителем административного ареста.

Исполнение административного ареста

После вынесения постановления суда органы внутренних дел арестовывают человека. Если до этого момента он был задержан, то после постановления об административном аресте правовая характеристика субъекта меняется. Отбывание административного ареста происходит в специальных приёмниках органов внутренних дел. Деятельность этих учреждений регламентирована законодательными актами. По прибытии поступившего осматривают и оказывают ему медицинскую помощь, если она необходима. Арестованных в обязательном порядке фотографируют и берут у них дактилоскопические отпечатки.
Во время административного ареста лица, которые претерпевают этот вид наказания, питаются согласно нормам, установленным законодательством. Не допускается дискриминация подобных лиц, а также угнетение их прав и свобод. Они содержатся в условиях, которые регулируются специальными инструкциями, например правилами внутреннего распорядка приёмников для арестованных.

Права арестованных

Если даже административный арест назначается, то этот факт не говорит о том, что у арестованного отсутствуют права. Напротив, лица, по отношению к которым применяется это наказание, имеют целый ряд прав, а именно:


Достаточно широкое количество прав обусловлено характером правонарушения. Арестованные получают наказание за административное нарушение, которое по своей сути не несёт такой опасности, как уголовные преступления.

Вывод

В заключение нужно отметить важность такого наказания, как административный арест. Назначается он исключительно за совершение административных правонарушений. Большое количество прав у арестованных лиц, а также достаточно маленькие сроки, на которые это наказание устанавливается, возможны благодаря его дифференциации с наказаниями, которые предусмотрены за совершение преступлений.