Специальные субъекты административного права. Субъект административного правонарушения

Индивидуальными субъектами являются физические лица , т.е. граждане России, иностранные граждане , лица без гражданства , лица с двойным гражданством .

Может быть определен как правовое положение этого субъекта в административно-публичной сфере, в системе возникающих в ней административных правоотношений .

Административно-правовой статус индивидуального субъекта по своему содержанию представляет собой правовую характеристику этого субъекта как потенциального участника административных правоотношений .

В структуру административно-правового статуса индивидуального субъекта можно включить следующие элементы:

  • место и роль индивидуального субъекта в системе административных правоотношений;
  • общие и специальные административные права , имеющиеся у индивидуального субъекта в системе административных правоотношений;
  • общие и специальные административные обязанности, возложенные на индивидуального субъекта в системе административных правоотношений;
  • ограничения общих и специальных административных прав , принадлежащих индивидуальному субъекту в системе административных правоотношений;
  • юридическая ответственность за совершение индивидуальным субъектом правонарушений в административно-публичной сфере.

Рассмотрим каждый из названных элементов административно-правового статуса индивидуальных субъектов.

1. Место и роль индивидуального субъекта в системе административных правоотношений

В зависимости от этого можно выделить два вида субъектов:

  • властвующие индивидуальные субъекты, т.е. физические лица , а именно граждане Российской Федерации, действующие в административных правоотношениях от имени государства или муниципальных образований и реализующие в этих отношениях их непосредственные публично-властные полномочия либо публично-властные полномочия соответствующих государственных органов или — государственные должностные лица и должностные лица местного самоуправления (Президент РФ , Председатель Правительства РФ , федеральный министр, губернатор, начальник органа внутренних дел, государственный налоговый инспектор и т.п.);
  • невластвующие индивидуальные субъекты, т.е. все иные физические лица, действующие в административных правоотношениях от собственного имени либо от имени представляемых ими организаций, реализующие в этих отношениях принадлежащие им административные права и возложенные на них административные обязанности и не наделенные публично-властными полномочиями в отношении других субъектов названных отношений (государственные служащие , не являющиеся должностными лицами, рабочие, индивидуальные предприниматели , студенты, пенсионеры и т.п.).

Место и роль индивидуального субъекта в системе административных правоотношений влияют на характер и объем возникающих у него административных прав, обязанностей и юридической ответственности в этих отношениях.

2. Общие и специальные административные права индивидуального субъекта

Общими административными правами индивидуальный субъект обладает в административных правоотношениях как обычное физическое лицо наравне с другими физическими лицами, вступающими в эти отношения. К их числу можно, в частности, отнести права:

  • на обращение в административные органы с заявлениями и жалобами ;
  • на получение от административных органов необходимой для них информации;
  • на получение в компетентных административных органах заграничного паспорта;
  • на поступление в государственные образовательные учреждения на конкурсной основе.

Специальными административными правами индивидуальный субъект наделяется в определенных административных правоотношениях в связи с особенностями его правового положения в этих отношениях и которые отсутствуют у иных обычных физических лиц, вступающих в данные отношения. Такими правами, в частности, обладают властвующие индивидуальные субъекты — государственные должностные лица и должностные лица местного самоуправления, которые вправе совершать в отношении иных субъектов административных правоотношений властные юридически значимые действия, издавать в отношении них нормативные и (или) индивидуальные правовые акты.

Кроме того, специальными административными правами наделяются и некоторые другие категории физических лиц, например, иностранные граждане и лица без гражданства, военнослужащие , лица, совершившие административные правонарушения .

3. Общие и специальные административные обязанности, возложенные на индивидуального субъекта в системе административных правоотношений

Общие административные обязанности возлагаются на индивидуального субъекта в административных правоотношениях как на обычное физическое лицо наравне с другими физическими лицами, вступающими в эти отношения. Это, например, обязанность соблюдать правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, правила поведения в общественных местах.

Специальные административные обязанности возлагаются на индивидуального субъекта в определенных административных правоотношениях в связи с особенностями его правового положения в этих отношениях, но таковые отсутствуют у иных обычных физических лиц, вступающих в данные отношения.

Специальные административные обязанности возлагаются, в частности:

  • на властвующих субъектов административных правоотношений — государственных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления в процессе их административно-властной деятельности;
  • на государственных гражданских служащих, военнослужащих, владельцев транспортных средств, индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан и лиц без гражданства.

4. Ограничения общих и специальных административных прав, принадлежащих индивидуальному субъекту в системе административных правоотношений

Ограничения общих и специальных административных прав индивидуального субъекта — это установленные нормами административного права условия, при наличии которых временно приостанавливается реализация общих или специальных прав данного субъекта в административных правоотношениях. Они могут быть введены, в частности, в случае совершения индивидуальными субъектами админист-ративных правонарушений и применения к ним мер административного принуждения , а также при необходимости обеспечения государственной и общественной безопасности. Примерами являются лишение физического лица права на управление транспортным средством, аннулирование разрешения на право ношения и хранения огнестрельного оружия , аннулирование лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, ограничение движения транспортных средств и пешеходов на отдельных участках дорог или улиц.

5. Юридическая ответственность за совершение индивидуальным субъектом правонарушений в административно-публичной сфере

Индивидуальные субъекты могут совершать в административно-публичной сфере два вида правонарушений — административные и дисциплинарные. Соответственно они могут привлекаться за их совершение к административной и . При этом к могут быть привлечены любые категории индивидуальных субъектов, в то время как к дисциплинарной ответственности в соответствии с нормами административного права подлежат привлечению лишь отдельные категории индивидуальных субъектов, в частности государственные служащие, лица, обучающиеся в образовательных учреждениях, а также лица, принудительно содержащиеся в специальных государственных правоохранительных учреждениях.

Особенности привлечения индивидуальных субъектов к указанным видам юридической ответственности будут рассмотрены нами в соответствующих главах данного учебника.

В зависимости от особенностей правового положения индивидуальных субъектов в системе административных правоотношений можно выделить два вида их административно-правового статуса:

  • общий, характеризующийся наличием общих административных прав и общих административных обязанностей;
  • специальный, характеризующийся наличием специальных ад-министративных прав и специальных административных обязанностей.

Входящие в структуру административно-правового статуса индивидуальных субъектов административные права , обязанности и юридическая ответственность могут быть реализованы этими лицами только при наличии у них административной правосубъектности.

1. Общая административная правоспособность индивидуального субъекта , т.е. его способность иметь общие административные права и нести общие административные обязанности, возникает с момента рождения этого субъекта и прекращается его смертью. Так, с момента рождения у гражданина РФ возникают такие права в административно-публичной сфере, как право на бесплатное меди-цинское обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, на получение образования и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, на социальную защиту со стороны государства.

По мере взросления гражданина объем его общей административной правоспособности возрастает. Так, при поступлении в образовательное учреждение основного общего образования у гражданина возникают не только права, но и обязанности, связанные с соблюдением установленного в этом учреждении распорядка, учебной дисциплины, правил дорожного движения.

Общая административная правоспособность прекращается в случае смерти физического лица.

2. Специальная административная правоспособность индивидуального субъекта , т.е. его способность иметь специальные административные права и нести специальные административные обязанности, возникает не с момента рождения субъекта, а с момента возникновения у него специального административно-правового статуса, например, с момента назначения лица на должность государственной службы , с момента поступления его в высшее учебное заведение, с момента получения лицом удостоверения на право управления транспортным средством и т.п.

Прекращается специальная административная правоспособность с момента утраты индивидуальным субъектом специального административно-правового статуса, например, с момента увольнения с государственной службы, с момента окончания высшего учебного заведения, с момента лишения лица в установленном порядке права управления транспортным средством и т.п.

3. Общая административная дееспособность индивидуального субъекта , т.е. его способность самостоятельно, своими собственными действиями осуществлять общие административные права и исполнять общие административные обязанности, возникает в полном объеме с момента достижения этим субъектом 18 лет. До достижения совершеннолетия индивидуальный субъект обладает частичной общей административной дееспособностью, т.е. может са-мостоятельно, от своего имени осуществлять не все, а лишь некоторые общие административные права и исполнять некоторые общие административные обязанности.

4. Специальная административная дееспособность индивидуального субъекта , т.е. его способность самостоятельно, своими собственными действиями осуществлять специальные административные права и исполнять специальные административные обязанности, возникает у субъекта с момента наделения его в установленном законодательством порядке специальным административно-правовым статусом, т.е. с момента возникновения у него специальной административной правоспособности. Например, специальная административная дееспособность, которой обладает сотрудник милиции, возникает у гражданина с момента назначения его на соответствующую должность в органе внутренних дел.

5. Общая административная деликтоспособность , т.е. способность нести предусмотренную нормами административного права административную и дисциплинарную ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения, возникает у индивидуального субъекта с момента достижения им возраста 16 лет. При этом к дисциплинарной ответственности ин-дивидуальный субъект может быть привлечен и до достижения им возраста 16 лет. В частности, учащиеся образовательных учреждений как общего, так и профессионального образования за нарушение учебной дисциплины могут быть привлечены администрацией этих учреждений к дисциплинарной ответственности в виде объявления замечания, выговора или отчисления из соответствующего образовательного учреждения.

6. Специальная административная деликтоспособность , т.е. способность нести предусмотренную нормами административного права административную и дисциплинарную ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения с соблюдением специального порядка привлечения к этим видам ответственности, возникает у индивидуального субъекта с момента приобретения им специального административно-правового статуса определенного вида, в частности с момента назначения на отдельные государственные должности. Такой деликтоспобностью обладают, например, граждане Российской Федерации, замещающие должности государственной гражданской службы, воинские долж-ности, должности в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, должности судей и прокуроров , а также иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом. Перечисленные лица привлекаются к дисциплинарной и административной ответственности за совершенные ими дисциплинарные и административные правонарушения в особом порядке, с соблюдением специальных процедур.

Завершая общую характеристику административно-правового статуса индивидуальных субъектов, перечислим основные общие административные права и обязанности граждан Российской Федерации.

1. Основные общие административные права граждан Российской Федерации . В соответствии с действующим российским административным законодательством все совершеннолетние дееспособные граждане России имеют и могут осуществлять в административно-публичной сфере следующие основные права:

  • на государственную регистрацию в органах ЗАГСа актов гражданского состояния (рождения, брака, смерти, изменения фамилии и т.п.);
  • на выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;
  • поступления на государственную службу, в том числе на военную и правоохранительную, при соответствии установленным российским законодательством требованиям, предъявляемым к замещению той или иной государственной должности;
  • на создание общественных и религиозных объединений и участие в их деятельности;
  • на организацию массовых публичных мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и т.п.) и участие в них;
  • на получение бесплатного образования, медицинского и социального обслуживания в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях на условиях и в порядке, предусмотренных действующим российским законодательством;
  • на управление транспортными средствами после сдачи в установленном порядке соответствующих квалификационных экзаменов;
  • на занятие охотой после получения в установленном порядке соответствующего разрешения;
  • на приобретение, ношение и хранение холодного и огнестрельного оружия после получения при соблюдении установленных законодательством условий соответствующего разрешения;
  • на обращение в административные органы по различным вопросам с заявлениями и ходатайствами;
  • на обжалование в вышестоящие административные органы действий (бездействия) и решений нижестоящих административных органов;
  • на получение от компетентных административных органов информации по интересующим их вопросам.

2. Основные общие административные обязанности граждан Российской Федерации . В соответствии с действующим административным законодательством РФ на всех совершеннолетних дееспособных граждан РФ возлагаются следующие основные обязанности в административно-публичной сфере:

  • соблюдать установленные законодательством правила поведения в общественных местах, правила проведения массовых общественных мероприятий;
  • соблюдать правила дорожного движения и безопасной эксплуатации транспортных средств;
  • соблюдать установленные правила пожарной безопасности;
  • соблюдать установленные санитарные нормы и правила, правила охраны окружающей среды ;
  • соблюдать установленные правила охраны памятников истории и культуры;
  • соблюдать установленные правила проезда в городском и пригородном общественном транспорте, правила поведения в поездах дальнего следования, на борту воздушного, морского и речного судна;
  • соблюдать установленные правила регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, паспортные правила;
  • получать в компетентных административных органах специальные разрешения (лицензии) на совершение определенных действий, например, на перепланировку жилых помещений , на отстрел диких животных, на приобретение оружия и т.п.;
  • регистрировать в компетентных административных органах транспортные средства, огнестрельное и холодное оружие и другие объекты в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
  • представлять компетентным административным органам необходимую для их законной деятельности информацию, являться по их вызову для дачи объяснений по находящимся в их производстве делам об административных и иных публичных правонарушениях, исполнять законные требования и предписания этих органов;
  • своевременно и правильно уплачивать установленные действующим законодательством налоги , сборы и иные обязательные платежи в бюджет ;
  • проходить в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, военную или альтернативную гражданскую службу, соблюдать правила воинского учета граждан.

Особенности административно-правового статуса властвующих индивидуальных субъектов — должностных лиц

Термин «должностное лицо », которым обозначается один из видов специальных индивидуальных субъектов правоотношений , является универсальным юридическим термином, используемым практически во всех основных отраслях права . В частности, он используется в конституционном, административном, муниципальном, финансовом, уголовном праве .

Соответственно в действующих федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах независимо от их отраслевой принадлежности также широко используется термин «должностное лицо». При этом, как видно из анализа федерального законодательства, данным термином обозначаются не только государственные и муниципальные служащие, наделенные определенными публич-но-властными полномочиями, но и работники негосударственных и немуниципальных организаций, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в этих организациях. Так, в ст. 13 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» используется термин «должностные лица юридического лица». При этом имеются в виду юридические лица любых организационно-правовых форм. В широком смысле употребляется термин «должностное лицо» и в ст. 24 и 25-1 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации». По смыслу положений названного Закона прокурор вправе направлять представления и предостережения в адрес должностных лиц не только государственных органов и органов местного самоуправления , но и иных организаций, в том числе коммерческих.

При оценке действующего федерального законодательства и сложившейся в юридической науке и конкретно в науке административного права ситуации с пониманием должностного лица как субъекта правоотношений представляется возможным сделать вывод о том, что термином «должностное лицо» следует обозначать не только государственных и муниципальных служащих, наделенных публично-властными полномочиями, но и работников негосударственных и немуниципальных организаций, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в этих организациях. В этой связи можно выделить публичных и частных должностных лиц.

Публичным должностным лицом является физическое лицо , замещающее по основаниям и в порядке, установленным федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации , должность в государственном органе или органе местного самоуправления, в государственном или муниципальном учреждении, в иной государственной или муниципальной организации, иную государственную или муниципальную должность, реализующее компетенцию соответствующего органа, учреждения или организации или собственную компетенцию, действующее в отношениях с другими, в том числе не подчиненными ему организационно субъектами (физическими лицами и организациями) от его (ее) имени либо непосредственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и наделенное в этих отношениях внутренними и (или) внешними организационно-распорядительными и (или) охранительными публично-властными полномочиями, а также внешними представительскими полномочиями. К числу публичных должностных лиц представляется возможным отнести, в частности, Президента РФ , федеральных министров, глав исполнительной власти субъектов РФ, глав местных администраций, глав муниципальных образований, должностных лиц органов внутренних дел, налоговых органов и т.п.

Частным должностным лицом является физическое лицо, замещающее по основаниям и в порядке, установленным федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации, уставом конкретной коммерческой или некоммерческой организации должность, руководящее место в негосударственной и немуниципальной коммерческой или некоммерческой организации, действующее в отношениях с другими, в том числе не подчиненными ему организационно, субъектами (физическими лицами и организациями) от имени этой организации и наделенное в этих отношениях внутренними организационно-распорядительными и внешними представительскими полномочиями. В качестве примеров частных должностных лиц можно назвать генеральных директоров и директоров акционерных обществ , обществ с ограниченной ответственностью , арбитражных управляющих, руководителей общественных и религиозных объединений и т.п.

В то же время, как показывает анализ действующего федерального административного законодательства, имеются основания для выделения и третьего вида должностных лиц — частно-публичных должностных лиц.

Представляется, что частно-публичным должностным лицом может быть названо физическое лицо, замещающее по основаниям и в порядке, установленным федеральным законодательством, законодательством субъекта РФ, уставом конкретной коммерческой или некоммерческой организации должность, выполняющее работу в государственной или негосударственной коммерческой или некоммерческой организации, действующее в отношениях с другими, в том числе не подчиненными ему организационно, субъектами (физическими лицами и организациями) от имени этой организации, а также в некоторых случаях, предусмотренных действующим федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ, непосредственно от имени Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования и наделенное в этих отношениях как внутренними организационно-распорядительными, так и отдельными внешними организационно-распорядительными и (или) охранительными публично-властными полномочиями. Примерами таких должностных лиц являются начальники морских и речных портов, железнодорожных станций, поездов, капитаны морских, речных и воздушных судов .

Все названные выше виды должностных лиц — субъекты административных правоотношений . В зависимости от их места и роли в административных правоотношениях представляется возможным выделить:

  1. властвующих должностных лиц , которые реализуют в административных правоотношениях имеющиеся у них властные полномочия организационно-распорядительного и (или) охранительного характера, например, руководители органов исполнительной власти , сотрудники милиции, государственные инспекторы и т.п.;
  2. невластвующих должностных лиц , которые реализуют в административных правоотношениях лишь имеющиеся у них представительские полномочия и сами зависят от властвующих в этих отношениях должностных лиц, например, руководители акционерных обществ , обществ с ограниченной ответственностью, общественных объединений .

В зависимости от выполняемых в механизме административно-правового воздействия функций и характера реализуемых публично-властных полномочий все властвующие должностные лица, являющиеся субъектами административных правоотношений, в свою очередь, условно могут быть подразделены на два вида:

  • управляющие , т.е. должностные лица, наделенные организационно-распорядительными полномочиями, например, губернаторы субъектов РФ, главы местных администраций, руководители государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственные регистраторы и т.п.;
  • охраняющие должностные лица , т.е. должностные лица, наделенные правоохранительными полномочиями, например, сотрудники милиции, руководители органов государственного контроля (надзора), государственные инспекторы, сотрудники таможенных органов и т.п.

Рассмотрим более подробно особенности административно-правового статуса управляющих и охраняющих должностных лиц.

Управляющие должностные лица как субъекты административных правоотношений, по нашему мнению, характеризуются следующими основными особенностями.

1. Управляющие должностные лица, как правило, состоят в штате государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, иных государственных и негосударственных организаций, действуют в административных правоотношениях от их имени и реализуют компетенцию этих органов и организаций и (или) собственную управленческую компетенцию. Они действуют, например, от имени таких органов, как Правительство РФ , федеральное министерство, правительство субъекта РФ, администрация района, высшее учебное заведение и т.п. В некоторых случаях управляющие должностные лица не состоят в штате каких-либо организаций, действуют в административных правоотношениях от собственного имени и реализуют в этих отношениях только собственную управленческую компетенцию. К числу таковых можно отнести, в частности, Президента Российской Федерации, президентов республик , глав муниципальных образований.

2. Управляющие должностные лица выполняют в административных правоотношениях управленческие функции, к числу которых, по нашему мнению, необходимо относить следующие направления административной деятельности:

  • организация работы нижестоящих, подчиненных субъектов (работников, организаций);
  • рассмотрение и разрешение в пределах имеющейся компетенции текущих вопросов, возникающих у физических и юридических лиц в экономической и социально-культурной сферах;
  • регулирование поведения как подчиненных, так и не подчиненных организационно субъектов;
  • обеспечение взаимодействия с другими субъектами административных правоотношений.

3. В целях реализации указанных выше управленческих функций управляющие должностные лица наделяются в административных правоотношениях управленческими (организационно-распорядительными) полномочиями, к числу которых, по нашему мнению, можно отнести следующие права:

  • на издание в отношении как подчиненных, так и не подчиненных организационно физических и юридических лиц организационно-распорядительных административно-правовых актов (приказов, распоряжений, решений, заключений и т.п.);
  • на совершение в отношении как подчиненных, так и не подчиненных организационно физических и юридических лиц следующих властных административно-правовых действий: организационно-распорядительных (дача устных руководящих указаний, проведение инструктажей, прием заявлений, выдача справок и т.п.); лицензионно-разрешительных (выдача лицензий и иных специальных разрешений); согласовательных действий (согласование специальной документации, дача согласия на совершение определенных действий); регистрационных (регистрация физических и юридических лиц, иных объектов); экзаменационных (принятие квалификационных и иных экзаменов и испытаний, определение их ре-зультатов); удостоверительных (удостоверение и подтверждение определенных юридических фактов); на заключение с другими субъектами административных правоотношений административных договоров (соглашений), регулирующих порядок разрешения различных вопросов, возникающих в сфере публичного управления .

Охраняющие должностные лица как субъекты административных правоотношений характеризуются следующими особенностями.

1. Охраняющие должностные лица, как правило, состоят в штате соответствующих контрольно-надзорных и (или) правоохранительных административных органов, действуют в административных правоотношениях от их имени и реализуют охранительную компетенцию этих органов и (или) собственную охранительную компетенцию. В частности, они действуют от имени таких органов, как органы внутренних дел, таможенные и налоговые органы, органы Роспотребнадзора и т.п. В то же время в отдельных случаях охраняющие должностные лица не состоят в штате указанных выше органов и действуют непосредственно от имени государства (Российской Федерации или ее субъекта) и реализуют собственную компетенцию, установленную непосредственно для них соответствующими федеральными законами и законами субъектов РФ. К числу таких должностных лиц можно, в частности, отнести Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, капитанов морских и речных портов, начальников железнодорожных станций, должностных лиц муниципальных организаций, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.

2. Охраняющие должностные лица выполняют в административных правоотношениях охранительные функции, к числу которых, с нашей точки зрения, необходимо относить следующие направления административной деятельности:

  • обеспечение личной безопасности граждан ;
  • обеспечение общественной безопасности;
  • обеспечение безопасности государства;
  • выявление и пресечение преступлений с использованием ад-министративно-правовых методов;
  • выявление и пресечение административных правонарушений;
  • выявление и пресечение иных публичных правонарушений (налоговых, бюджетных, таможенных, банковских, исполнительских);
  • предупреждение преступлений с использованием админист-ративно-правовых методов;
  • предупреждение административных и иных публичных правонарушений.

3. В целях реализации указанных выше охранительных функций охраняющие должностные лица наделяются в административных правоотношениях охранительными полномочиями, к числу которых, по нашему мнению, можно отнести следующие права:

  • на проведение мероприятий по контролю (проверок) в отношении подконтрольных (поднадзорных) физических и юридических лиц;
  • на совершение контрольно-надзорных действий в ходе проведения проверок (осмотр, досмотр, изъятие предметов, образцов товаров, истребование документов, письменных объяснений и т.п.);
  • на применение в отношении физических и юридических лиц, совершивших преступления, административные и иные публичные правонарушения, мер административного пресечения, предусмотренных соответствующими федеральными нормативными правовыми актами (применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия , приостановление операций по счетам в кредитных организациях , аннулирование лицензий и иных разрешительных документов и т.п.);
  • на применение в отношении физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения, мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях , предусмотренных главой 27 КоАП РФ;
  • на применение в отношении физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения, мер административной ответственности, т.е. административных наказаний , предусмотренных главой 3 КоАП РФ (предупреждение и штраф);
  • на применение в отношении физических и юридических лиц, совершивших иные публичные правонарушения, не признаваемые федеральным законодательством административными, мер иных видов публично-правовой ответственности (налоговой, банковской, страховой, исполнительской, бюджетной);
  • на отмену незаконных индивидуальных административно-правовых актов, изданных (принятых) нижестоящими должностными лицами;
  • на применение в отношении физических и юридических лиц мер административного ограничения, направленных на обеспечение их собственной безопасности, а также безопасности других лиц (ограничение въезда и выезда, движения транспортных средств и пешеходов, досмотр ручной клади пассажиров в аэропортах и т.п.);
  • на применение в отношении физических и юридических лиц, не исполняющих добровольно возложенные на них в установленном порядке юридические обязанности , мер административного обеспечения исполнения этих обязанностей (наложение ареста на имущество должников по исполнительному производству , изъятие предметов у должников и передача их взыскателям, направление должникам требований об уплате недоимки по налогам , таможенным платежам, платежам в фонд обязательного пенсионного страхования и т.п.);
  • на применение в отношении организационно подчиненных субъектов, совершивших дисциплинарные правонарушения, мер дисциплинарной ответственности , т.е. дисциплинарных взысканий.

Как было отмечено выше, подразделение всех должностных лиц, участвующих в административных правоотношениях, на управляющих и охраняющих является условным. Это связано с тем, что некоторые должностные лица могут выступать в административных правоотношениях одновременно и в качестве управляющих, и в качестве охраняющих. В то же время подразделение всех должностных лиц как субъектов административных правоотношений на указанные выше виды, с нашей точки зрения, является весьма полезным, поскольку позволяет более полно и точно определить особенности административно-правового статуса отдельных категорий этих лиц.

Особенности административно-правового статуса индивидуальных предпринимателей

В силу ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица , т.е. индивидуальной предпринимательской деятельностью. Граждане, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность (далее — индивидуальные предприниматели), в силу особенностей их правового положения имеют спе-циальный административно-правовой статус, который отличается от административно-правового статуса обычного гражданина.

Особенности административно-правового статуса индивидуальных предпринимателей в целом сводятся к следующему.

1. Правовой статус индивидуального предпринимателя гражданин приобретает только после государственной регистрации его соответствующим налоговым органом в установленном федеральным законом порядке в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Соответственно с момента государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя у него возникает специальный административно-правовой статус, а соответственно специальные права и специальные обязанности в административно-публичной сфере.

2. Индивидуальные предприниматели в отличие от обычных физических лиц наделяются следующими специальными административными правами :

  • представлять и защищать права и законные интересы своих работников в соответствующих административных органах;
  • заниматься отдельными видами деятельности, право на осуществление которых в соответствии с действующим законодательством может быть предоставлено только индивидуальным предпринимателям (арбитражное управление юридическими лицами, проверка технического состояния транспортных средств, оказание некоторых видов услуг и т.п.).

Индивидуальные предприниматели несут также специальные административные обязанности :

  • соблюдать правила охраны труда , пожарной безопасности, санитарные и экологические нормы и правила, правила торговли и иные правила, регламентирующие порядок организации и осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, а также обеспечивать соблюдение указанных правил своими работниками;
  • своевременно и правильно исчислять и уплачивать в бюджет и в государственные внебюджетные фонды налоги , сборы и иные обязательные платежи, в том числе платежи во внебюджетные фонды за своих работников, являющихся застрахованными лицами;
  • получать в установленном законодательством порядке специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности или на совершение отдельных действий, например, на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, на транспортировку автомобильным транспортом опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
  • своевременно и в соответствии с установленными требованиями оформлять необходимую документацию на выполняемые в ходе предпринимательской деятельности операции с товарами, на оказываемые услуги и выполняемые работы (товаротранспортные накладные и справки к ним на алкогольную продукцию, сертификаты соответствия продукции, работ и услуг требованиям безопасности, гигиенические сертификаты и т.п.);
  • своевременно и в соответствии с установленными требованиями представлять в налоговые органы, органы государственного статистического учета , а также в иные административные органы соответствующие отчетные документы и сведения;
  • обеспечивать доступ должностных лиц контролирующих и надзорных органов на территорию и в помещения, используемые в ходе предпринимательской деятельности, представлять указанным должностным лицам необходимые для проверки документы и сведения, исполнять их законные требования и предписания;

3. Индивидуальные предприниматели в отличие от обычных граждан обладают специальной административной деликтоспособностью . В частности, в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ при совершении административных правонарушений , связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, привлекаются к административной ответственности граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ. Названные федеральные законы определяют и особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается физическое лицо , не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства , а под лицом без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В силу ч. 1 ст. 2 названного Федерального закона иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, подразделяются на три вида:

  • временно пребывающие в Российской Федерации — это лица, прибывшие в Российской Федерации на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающие в Российской Федерации — это лица, получившие разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающие в Российской Федерации — это лица, получившие вид на жительство.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности в том числе и в административно-публичной сфере наравне с гражданами страны, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, установленные названным Федеральным законом, а также иными федеральными законами сводятся главным образом к следующему.

  • быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • поступать на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации;
  • заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
  • Иностранные граждане не могут быть призваны также на военную службу или на альтернативную гражданскую службу.

    2. Действующим федеральным законодательством установлены определенные ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в административно-публичной сфере. Эти ограничения сводятся, в частности, к следующему:

    • иностранным гражданам и лицам без гражданства при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», может быть запрещен въезд в Россию;
    • иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть ограничен выезд из Российской Федерации в случаях, если они задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, уклоняются от исполнения обязательств , наложенных на них судом , или не выполнили предусмотренные российским законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов , привлечены к административной ответственности в соответствии с российским законодательством за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации;
    • иностранные граждане и лица без гражданства имеют право осуществлять на территории России трудовую деятельность только при наличии полученного в установленном порядке разрешения на работу;
    • иностранные граждане и лица без гражданства вправе находиться на территории России только в течение установленного для них срока проживания или временного пребывания;
    • иностранные граждане и лица без гражданства не вправе посещать территории, организации и объекты, расположенные на территории Российской Федерации, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение;
    • иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Российской Федерации, не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъектов РФ, на территории которых им разрешено временное проживание или избирать место своего проживания вне пределов указанных субъектов РФ;
    • транзитный проезд иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации разрешается только по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Россией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из России проездных билетов, или под-твержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории России.

    3. Действующим российским законодательством установлены специальные обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в административно-публичной сфере, а также предусматривается возможность освобождения указанных лиц от исполнения некоторых административных обязанностей, возлагаемых на граждан России.

    В частности, иностранные граждане и лица без гражданства несут следующие специальные обязанности в административно-публичной сфере:

    • обязанность зарегистрироваться в территориальном органе Федеральной миграционной службы в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию, а также ежегодно перерегистрироваться в указанном органе (для лиц постоянно или временно проживающих);
    • обязанность выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы, а также в случаях сокращения срока его проживания или временного пребывания, аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство;
    • обязанность соблюдать установленные федеральным законом ограничения прав и свобод на территории Российской Федерации.

    4. В случае нарушения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных российским законодательством для этой категории лиц правил пребывания и проживания на территории России к ним могут быть применены специальные меры административного принуждения . К числу таких мер относятся, в частности, депортация и административное выдворение за пределы Российской Федерации.

    Депортация — это принудительная высылка иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Депортация применяется органами внутренних дел к иностранным гражданам и лицам без гражданства в случае неисполнения ими обязанности выехать из Российской Федерации в случаях, предусмотренных Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

    Административное выдворение является административным наказанием , применяемым за совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административных правонарушений , предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях (нарушение режима пребывания в Российской Федерации, нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу , нарушение иммиграционных правил и т.п.). По сути это есть принудительное и контролируемое перемещение иностранного гражданина или лица без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы России. В случаях, предусмотренных российским законодательством, административное выдворение может осуществляться посредством контролируемого само-стоятельного выезда лица из России.

    Лекция 4. Субъекты административного права

    4.4. Специальный субъект административного права

    Административное право предусматривает также понятие специального субъекта, чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права.

    Члены административных коллективов;

    Субъекты административной опеки;

    Субъекты разрешительной системы;

    Жители территорий с особым административно-правовым режимом;

    Субъектов административного надзора и др.

    Понятие «административный коллектив» в юридической науке уже не используется. Но оно необходимо. Административным коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией, их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, студенческие и школьные коллективы и т.д. Отношения, в том числе и связанные с несением службы регулируются нормами административного права.

    К субъектам административной опеки относятся две категории лиц:

    Лица, нуждающиеся в помощи со стороны государства. Это сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей и т.п.;

    Жертвы экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).

    К субъектам разрешительной системы относятся лица и организации, получившие в соответствии с законодательством специальное разрешение (лицензию) на осуществление определенных действий (деятельности). К ним относятся владельцы огнестрельного оружия, лица, имеющие удостоверение на вождение автомототранспорта, занимающиеся фармацевтической и другими видами деятельности.

    Жители территорий, на которых введен специальный административный режим, пользуются определенным правовым статусом, позволяющим более свободно перемещаться на территории своего проживания. К ним относятся приграничные зоны, так называемые «закрытые города», зоны чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и т.д.

    К субъектам административного надзора относятся лица, к которым в соответствии с решением суда применяются определенные ограничения и которые находятся под надзором государственных органов. Это условно-осужденные, условно-досрочно освобожденные, а также лица, осужденные к некоторым видам наказания, не связанных с лишением свободы.

    Предыдущая

    Специальным субъектом административных правоотношений в отличие от общего субъекта - "обычных" граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, не обладающих международно-правовым статусом, - выступают лица, замещающие или осуществляющие определенные должности и функции соответственно. Это вызвано в первую очередь специализированным порядком привлечения их к административной ответственности (ст. 2.4 и 2.5 КоАП РФ).

    На основании ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, установлена ответственность при виновном как действии, так и бездействии должностного лица.

    В административном праве понятие "должностное лицо" обобщает лиц, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющих функции представителя власти. Такое лицо должно быть наделено на основании распоряжений Правительства РФ, ведомственных приказов, должностных инструкций (регламентов) и т.д. распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Следовательно, должностные лица должны иметь право в пределах своей компетенции совершать юридически значимые действия, например издавать нормативно-правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами и т.д. На основании этого должностными признаются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции:

    в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях;

    в Вооруженных Силах РФ, других ее войсках и воинских формированиях.

    В связи с тем, что, согласно КоАП РФ, должностное лицо является субъектом более половины правонарушений, его роль в административном праве огромна. Вопросы ответственности должностных лиц имеют большое значение при обеспечении законности, а также в механизме государственного управления.

    Административная ответственность должностных лиц может наступить только в случае получения конкретными физическими лицами определенного правового статуса. Например, статус судьи лицо может получить только при достижении им 25-летнего возраста, наличии высшего юридического образования и стаже работы по юридической специальности не менее 5 лет (ч. 1 ст. 119 Конституции РФ. Таким образом, возможность должностными лицами нести административную ответственность тесно связана с моментом наступления дееспособности у соответствующего физического лица на замещение определенной должности или обладание определенным статусом.

    Необходимо отметить, что ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей может одновременно, как носить административный характер, так и предусматривать дисциплинарную ответственность из иных отраслей права. Однако обычно это выражается в осуждении (уголовное судопроизводство) или наказании (трудовые правоотношения). Например, халатность (ст. 293 Уголовного кодекса РФ) - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе - наказывается исходя из принципов уголовного права, а в случае, если данное деяние не повлекло крупного ущерба (квалифицирующего признака состава уголовного преступления), на виновное лицо может быть наложено дисциплинарное взыскание (замечание, выговор или увольнение) в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ одновременно с административным штрафом при наличии состава административного правонарушения.

    Таким образом, российское административное право при юридическом определении состава административного правонарушения со специальным субъектом ответственности - должностным лицом содержит существенное ограничение: административным проступком будет признано нарушение исключительно таких служебных предписаний, которые охраняют государственный и общественный правопорядок. Это означает, что механизм государственной власти регулируется как административным правом, так и одновременно правовыми предписаниями из иных отраслей права, что указывает на взаимное дополнение и уточнение отдельных положений составов правонарушений в зависимости от тяжести наступления последствий - следствия виновного деяния физического лица.

    Следует также обратить внимание на тот факт, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законодательством РФ не установлено иное. Это означает, что руководители организаций и предприятий и их работники, а также частные предприниматели в целях отдельных статей КоАП РФ при определении конкретных правонарушений могут рассматриваться органами, компетентными рассматривать дела, вытекающие из административных правонарушений, в качестве, как должностных лиц, так и обычных физических лиц. Следовательно, квалифицирующей основой распределения (кем в конкретном случае будут признаваться физические лица при совершении ими административного проступка) будут являться момент и место совершения ими правонарушения - элементы объективной его стороны.

    Виновное деяние должностного лица зачастую носит социально опасный характер, вследствие того, что лица, облеченные властью, вправе решать самые различные вопросы, которые определяют соотношение баланса законных прав и интересов личности, общества и государства. В связи с этим занятие физическим лицом определенного должностного положения служит квалифицирующим признаком при законодательном закреплении санкций в отдельных статьях КоАП РФ.

    1. Понятие субъектов административного права, признаки.

    2. Виды субъектов административного права.

    1. Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

    Субъекты административного права могут стать субъектами адми-нистративных пр-ний при наличии 3-х условий:

    1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта

    2. административной правоспособности и дееспособности субъекта

    3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний (юридический факт)

    Административная правоспособность – это установенная. и охра-няемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния.

    Административная дееспособность = способность субъектов свои-ми действиями приобретать права и создавать для себя юридические обя-занности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

    В качестве субъекта административного права можно рассматри-вать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организа-ции. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

    Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых норма-ми административного права, наделены определенными правами и обязан-ностями в сфере государственного управления и способны их осуществ-лять.

    Признаки субъектов:

    1. вступают в правоотношения в сфере гос. управления

    2. отношения между ними урегулированы нормами административного права

    3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица

    4. не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права

    2. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.

    Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

    Индивидуальные субъекты

    1. Граждане

    · Граждане РФ

    · Иностранцы

    · Лица без гражданства

    2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом

    · должностные лица

    · военнослужащие

    · беженцы

    · вынужденные переселенцы

    · инвалиды

    Коллективные субъекты

    1. Органы исполнительной власти

    Органы исполнительной власти – это орган гос. управления (но не каждый орган гос. управления является органом исполнительной власти)

    Признаки органа исполнительной власти:

    · исполнительно – распорядительный характер деятельности

    · подзаконный характер деятельности

    · повседневный характер деятельности

    Органы исполнительной власти – это такая организация, которая является частью гос. аппарата, это коллектив людей (гос. служащих, обладающих компетенцией), осуществляющий гос. управление в 3 - х сферах.

    Органы исполнительной власти:

    1. Федеральные органы исполнительной власти

    Главенствующую роль играет Правительство РФ (ФКЗ «О Правительстве»)

    Законодательные полномочия:

    Право законодательной инициативы

    Издание подзаконных н.п.а.

    Одобрение проекта закона

    2. Органы исполнительной власти субъектов

    Правительства

    Администрации

    3. Территориальные органы исполнительной власти

    Под субъектами права, как правило, понимают участников общественных отношений, которых юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Соответственно субъектами административного права являются участники отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения.

    Все субъекты административного права, в зависимости от того, чью волю и чьи интересы они выражают, от чьего имени выступают, делятся на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся: граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица, государственные служащие. Более детальная классификация дает основания отдельно сказать о субъектах специальных административно-правовых статусов (членов административных коллективов, субъектов административной опеки, жителей территорий с особыми режимами, субъектов разрешительной системы).

    К коллективным субъектам относятся; организации (предприятия, органы государственной власти, учреждения), трудовые коллективы, структурные подразделения организаций, сложные организации (железная дорога).

    Коллективные субъекты - это организованные, обособленные самоуправляющиеся группы, имеют права вступать в отношения с другими субъектами как единое целое. Административная правоспособность и дееспособность этих субъектов наступает с момента регистрации и прекращается с их ликвидацией.

    Важное место среди индивидуальных субъектов административного права принадлежит гражданам, их административно-правовому статусу. Административно-правовой статус граждан является составной частью их общего правового статуса и содержит следующие элементы:

    Административную правоспособность и дееспособность (правосубъектность)

    Права и обязанности в сфере государственного управления;

    Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.

    Административная правоспособность - это способность индивида быть носителем субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица.

    Административная дееспособность - это признанная государством способность своими собственными действиями реализовать права и приобретать новых личных прав, выполнять обязанности в сфере государственного управления. В полном объеме она наступает с восемнадцати лет, а в отдельных случаях - с шестнадцати.

    Конкретный объем прав и обязанностей зависит от ряда факторов; возраста, образования, состояния здоровья, пола. Некоторые из них могут служить причиной полного или частичного ограничения административной правовой дееспособности: душевная болезнь, инвалидность, лишение права на управление транспортными средствами. Лица, имеющие судимость или не имеют специального образования, теряют возможность занимать определенные должности в государственном аппарате.

    Центральным элементом административно-правового статуса гражданина (индивидуального субъекта) является его права и обязанности.

    Поскольку административно-правовой статус тесно связан с конституционным, является производным от него, можно выделить общие права, относящиеся к конституционным: право на участие в управлении государственными делами; на равный доступ к государственной службе; на обжалование в судебном порядке актов (действий) государственных органов (должностных лиц).

    Все эти права не могут быть реализованы без участия органов государственной власти и местного самоуправления (органов публичной власти). Иные права в сфере государственного управления развивают (обеспечивают) конституционные права. Так, конституционное право на охрану здоровья конкретизируется в таких правах, что является частью административно-правового статуса граждан: право на медико-санитарную и медико-социальную помощь, обеспечение лекарствами, оказания ортопедической и протезной помощи, получения информации о состоянии здоровья.

    Права граждан в сфере государственного управления на:

    Приобретение оружия;

    Регистрацию брака, предпринимательской деятельности;

    Обращение в органы исполнительной власти и местного самоуправления;

    Управление транспортными средствами;

    Регистрацию средств массовой информации;

    Выражение убеждений и распространения информации и тому подобное.

    Вместе с правами на граждан возлагается и ряд обязанностей. Основным (общим) обязанностью граждан является обязанность соблюдать Конституцию Украины и законы государства. Другие обязанности являются производными и касаются различных сфер жизнедеятельности людей. Административно-правовые нормы устанавливают различные правила поведения и обязанности граждан их соблюдать, например: правила дорожного движения и пользования общественным транспортом; прохождения в установленных случаях обязательного медицинского осмотра и лечения; регистрацию транспортного средства и получение разрешения на занятие определенными видами деятельности.

    Нужно различать общий и специальный административно-правовой статус граждан. Первым обладают все граждане независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства и т.п.. Однако каждый человек в своей жизни может оказываться в разных ситуациях, определенных положениях, что обусловливает наличие специальных прав и обязанностей. Лицо может выступать субъектом так называемых специальных административно - правовых статусов. В теории административного права различают такие специальные административно-правовые статусы:

    Членов административных коллективов - это личный состав организаций, в которых отношения ее членов с администрацией регулируются административным правом (органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные части, студенческие коллективы). В связи с этим выделяют статусы: учеников (студентов, аспирантов, учащихся колледжей), милитаризированных служащих, лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (несовершеннолетние, за правонарушения находятся в специальных учебных заведениях; граждане, находящиеся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев)

    Субъектов административной опеки: сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, многодетные семьи; безработные, чернобыльцы, участники боевых действий в Афганистане, беженцы, те, которые пострадали в результате пожаров, наводнений, землетрясений, стихийных бедствий;

    Субъектов территорий с особыми режимами: а) лица, проживающие в приграничной территории; б) жители горных территорий; в) местностей, где объявлено чрезвычайное положение;

    Субъектов разрешительной системы - лица, имеющие зарегистрированное оружие, занимающихся определенными видами деятельности, на что требуется специальное разрешение органов внутренних дел и тому подобное.

    Еще одним элементом административно-правового статуса является административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. К ним относятся организационные гарантии (существование и деятельность органов, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод граждан); право на жалобу (административную и судебную). Он закреплен Законом "Об обращениях граждан", а также Кодексом административного судопроизводства.

    Субъектами административного права являются также иностранные граждане и лица без гражданства. их административно-правовой статус определяется ст. 26 Конституции Украины и Законом Украины "О правовом статусе иностранцев" от 5 марта 1994 В целом, объем их административно-правового статуса несколько уже, чем у граждан Украины. Так, они не могут быть государственными служащими, занимать должности в государственном аппарате; не несут воинской обязанности; не могут создавать политические партии. На них возложены дополнительные обязанности, не свойственные для граждан Украины. Они обязаны зарегистрировать свой паспорт, получить разрешение для проживания, сообщать органы внутренних дел о перемещении по территории государства и тому подобное. Несут административную ответственность наравне с гражданами Украины.

    Основной акцент в обновлении содержания административно правового статуса граждан необходимо делать на реальный действенный механизм обеспечения реализации этих прав, которые уже сегодня закреплены в Конституции и многочисленных законах. Этим механизмом должны стать нормы административно-процессуального законодательства, регулирующих порядок осуществления различных административных процедур и процессуальных действий.

    Среди коллективных субъектов административного права важное место занимают органы исполнительной власти, которые образуют самостоятельную сложную систему. Объединяющими факторами этой системы является содержание деятельности, методы и организационные обязанности ее структурных единиц. В систему органов исполнительной власти входят: Кабинет Министров Украины (высший орган исполнительной власти), Совет министров Автономной Республики Крым, министерства, государственные комитеты (центральные органы исполнительной власти), областные и районные государственные администрации, территориальные органы центральных органов исполнительной власти (местные органы) . В эту систему в определенном смысле можно отнести исполнительные органы местного самоуправления, когда речь идет о выполнении ими делегированных полномочий.

    Президент Украины как субъект административного права. Формально Президент Украины не входит в систему исполнительной власти, однако наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной деятельности. Его взаимоотношения с этой ветвью власти определяются ст. 106,112, 113, 114,115,116, 118 Конституции Украины. Правовой статус Президента Украины определяется также Законом Украины "О Президенте Украины" 1991

    В соответствии со ст. 106 Конституции Украины, Президент является главой государства и выступает от его имени, является гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности, соблюдения Конституции, прав и свобод человека. Президент вносит по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины представление о назначении Верховной Радой Премьер-министра Украины, также вносит в Верховную Раду представление о назначении Министра обороны, Министра иностранных дел и председателя Службы безопасности. Президент полномочия приостанавливать действие актов Кабинета Министров по мотивам несоответствия их Конституции с одновременным обращением в Конституционный Суд относительно их конституционности, отменять акты Совета министров АРК.

    Президент Украины является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны, которая является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины.

    Президент Украины подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины и имеет право вето (не под писания закона и возвращения его на повторное рассмотрение Верховной Рады). Реализуя свои полномочия, Президент Украины издает указы и распоряжения. При Президенте Украины создается вспомогательный орган - Секретариат Президента.

    Кабинет Министров (правительство) Украины. Согласно Конституции, Кабинет Министров является высшим органом в системе исполнительной власти, возглавляющий всю ее систему. В состав Кабинета Министров входят Премьер-министр, Первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министры и министры. Правовой статус правительства определяется Конституцией Украины. Согласно ст. 116 Конституции, Кабинет Министров направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти.

    Деятельность Кабинета Министров обеспечивает Секретариат - постоянно действующий орган, основной задачей которого является организационное, экспертно-аналитическое, информационное, материально-техническое и правовое обеспечение деятельности правительства. Возглавляет Секретариат министр Кабинета Министров. В своей деятельности он взаимодействует с Секретариатом Президента, Секретариатом Верховной Рады, другими государственными органами.

    Для более эффективной организации работы Кабинета Министров, координации работы центральных органов исполнительной власти в формировании и реализации государственной политики создано пять комитетов: Правительственный комитет по вопросам обороны, оборонно-промышленного комплекса и правоохранительной деятельности; Правительственный комитет по вопросам промышленной политики, топливно-энергетического комплекса, экологии и чрезвычайных ситуаций; Правительственный комитет экономического развития и по вопросам европейской интеграции; Правительственный комитет социального, научно-технического и гуманитарного развития; Правительственный комитет по реформированию аграрного сектора.

    В своих полномочий Кабинет Министров издает постановления и распоряжения.

    Центральные органы исполнительной власти. К ним относятся министерства, государственные комитеты и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом. Они непосредственно подчинены Кабинета Министров Украины.

    Министерство занимает ведущее место среди центральных органов исполнительной власти. Руководители министерств - министры - входят в состав Кабинета Министров. Они участвуют в формировании государственной политики, а также в реализации во всех сферах общественной жизни. Правовой статус министерства определяется Общим положением о министерстве, другом центральном органе исполнительной власти 1996 и положениями об отдельных министерства.

    На министра как политического деятеля возлагается политическое руководство в определенном секторе государственного управления. Обеспечение деятельности министерства возлагается на заместителя министра.

    В министерствах образуются коллегии в составе министр, заместителей министра, других руководителей министерства. Это совещательный орган, который обсуждает важнейшие вопросы, относящиеся к компетенции министерства. Решение коллегии проводятся в жизнь приказами министра.

    Государственный комитет - центральный орган исполнительной власти, который осуществляет координационно-функциональную управленческую деятельность межотраслевого характера. Деятельность государственного комитета направляет и координирует Премьер-министр Украины или один из вице-премьер-министров или министров. Государственный комитет возглавляет председатель, который имеет несколько заместителей, а центральный аппарат делится на главные управления, отделы, департаменты, сектора. В составе этого аппарата образуется коллегия как совещательно-консультативный орган, в который входят председатель, заместители, руководители структурных подразделений.

    Компетенция государственного комитета несколько уже, чем компетенция министерства и, как правило, отражена в его названии (например, Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики).

    Центральные органы исполнительной власти со специальным статусом. Создаются для реализации определенных Конституцией и законодательством особых задач и полномочий выполнения других управленческих функций специального характера. По ним может устанавливаться специальный порядок создания, реорганизации и ликвидации, подконтрольности и подотчетности, решение кадровых вопросов. К этим органам относятся: Антимонопольный комитет, Государственная налоговая администрация, Государственная таможенная служба, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Главное управление государственной службы, Служба безопасности Украины, Фонд государственного имущества и тому подобное.

    Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым. Согласно ст. 134 Конституции Украины, Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины. В пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, она решает вопросы, отнесенные к ее ведению.

    Для содействия в выполнении полномочий, возложенных на Президента Украины, в АРК создан Представительство Президента Украины (Закон Украины в 2000 г.). Органом исполнительной власти является Совет министров Автономной Республики Крым, которая формируется Верховной Радой АРК. Кандидатура на должность Председателя Совета министров согласовывается с Президентом Украины по представлению Председателя Верховной Рады АРК. Совет Министров АРК подчиняется Кабинету Министров Украины, министерства АРК - соответствующим министерствам Украины. Особенностью этого подчинения является то, что АРК свои полномочия, определенные Конституцией Украины, а также собственной Конституции, которую, согласно ст. 135, принимает Верховная Рада АРК, а утверждает Верховная Рада Украины.

    В АРК также министерства, республиканские комитеты, главные управления, а на местах - районные государственные администрации.

    Местные органы исполнительной власти. В местные органы исполнительной власти относятся местные государственные администрации на уровне областей, районов областей, районов Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя. Они размещены в областях и районных центрах, в городах Киеве и Севастополе, их деятельность регламентируется Законом Украины "О местных государственных администрациях" (1999 г..) И Законом Украины "О столице Украины - городе-герое Киеве" (1999 г.). Местные государственные администрации призваны обеспечивать комплексное развитие территории и защищать права и законные интересы граждан.

    Возглавляет государственную администрацию председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров. Администрации ответственны перед Президентом и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня. В части делегированных полномочий подотчетны и подконтрольны соответствующим советам.

    К ведению местных государственных администраций относится решение следующих основных вопросов:

    Обеспечение в пределах своей компетенции законности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан;

    Социально-экономического развития соответствующих территорий;

    Выполнение соответствующих бюджетов.