Через какой промежуток времени присваивается классный чин. Основы государственной службы и кадровой политики

Понятие уходит корнями в далекое прошлое. Еще в царские времена при Иване Грозном впервые появилась «разрядная книга», куда вносились записи о назначениях должностных лиц на высшие должности. Затем Петр I отменил разряды и ввел Табель о рангах, в которой закреплялись чины 14 классов. С тех пор это слово в русском языке обозначает категорию, степень отличия должностного лица. Советская власть упразднила классные чины, однако в 2004 году они были вновь введены .

Сегодня в нашей стране так называется установленная на основании федерального закона степень пригодности должностного лица для выполнения той или иной деятельности. Для определения пригодности проверяются необходимые навыки, знания и умения служащих.

Госслужба делится на:

  • гражданскую;
  • военную;
  • службу иных видов (ранее третий вид службы был четко определен — правоохранительная, однако в 2015 г. законодатель расширил список).

Остановимся подробнее на гражданской службе.

Согласно , существуют 5 групп должностей (в порядке возрастания):

  • секретарь (младшая группа);
  • референт (старшая группа);
  • советник (ведущая группа);
  • государственный советник (главная группа);
  • действительный государственный советник (высшая группа).

Чиновникам, занимающим относящуюся к одной из этих групп должность, присваиваются также классы: 1-й, 2-й или 3-й. Третий является самым низшим, соответственно, самым почетным считается 1-й класс.

Порядок присвоения

Рассмотрим, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины. Общие положения и условия их присвоения, а также присвоения дипломатических рангов и званий перечислены в статье 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации».

Такими условиями являются:

  • последовательность (вышестоящий статус присваивается по прошествии установленного времени пребывания в нижестоящем после его присвоения впервые);
  • соответствие должности, которую замещает государственный гражданский служащий;
  • возможность досрочного присвоения или присвоение звания на ступень выше положенного в качестве поощрения;
  • сохранение присвоенного звания при освобождении от должности или увольнении со службы.

Классный чин гражданский служащий получает персонально после сдачи обязательного квалификационного экзамена, на котором проверяется его уровень подготовки и соответствия занимаемой должности (ч. 2 ст. 11 ). Он присваивается либо в первый, либо в очередной раз.

То, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины впервые и в последующем, подробно изложено в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 (ред. от 30.09.2013).

Важно помнить, что обозначенный в этом указе порядок распространяется только на гражданских служащих федерального уровня. На уровне субъектов Федерации может быть установлен собственный порядок присвоения отличительных званий служащим.

Впервые

В первый раз классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему, занимающему соответствующую должность, после проведения испытания. Условие об испытании не является обязательным, и если испытание не было установлено, то впервые он может быть присвоен не раньше, чем через 3 месяца с момента назначения на должность.

Для каждой из 5 групп должностей (от младшей до высшей) первым присвоенным классом будет 3-й. Например, чиновник младшей группы, впервые удостоенный отличия, будет секретарем государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

В последующем

Впоследствии статус присваивается по прошествии определенного срока, который служащий должен отработать в нижестоящем статусе. При этом чиновник должен занимать должность, для которой предусмотрено повышение.

Приведем обязательные для последующего повышения сроки прохождения гражданской службы в соответствующих чинах в виде таблицы.

Исчисление срока службы начинается со дня присвоения статуса. Так, секретарь 3 кл. сможет стать секретарем 2 кл. не раньше, чем через год со дня присвоения ему секретаря 3 кл.

Служащий может быть в качестве повышения назначен на должность, относящуюся к более высокой группе. Например, должность чиновника ранее относилась к младшей группе, а после повышения попадает в старшую (бывший секретарь 2 кл. сразу становится референтом, не проходя стадию секретарь 1 кл.). В этом случае он получает чин без соблюдения последовательности и без учета срока службы в предыдущем статусе. Но присвоение происходит как впервые: только после успешного испытания или не ранее, чем через три месяца после назначения.

В порядке очереди даже при соблюдении срока новый статус не будет присвоен служащим, в отношении которых ведется служебная проверка, заведено уголовное дело, а также если к ним применено дисциплинарное взыскание.

Оклад за классный чин

Зарплата чиновника федерального уровня, помимо должностного оклада и различных поощрений, включает оклад за классный чин. Размер оклада за классный чин государственного гражданского служащего на федеральном уровне установлен Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763 о денежном содержании федеральных гражданских госслужащих.

Приведем размеры окладов за классный чин федеральных служащих в виде таблицы.

Наименование Размер оклада (рублей в месяц) с 01.01.2018 (в связи с Указом Президента РФ от 12.12.2017 N 594)
Секретарь 3 кл. 468
Секретарь 2 кл. 572
Секретарь 1 кл. 624
Референт 3 кл. 728
Референт 2 кл. 780
Референт 1 кл. 936
Советник 3 кл. 988
Советник 2 кл. 1092
Советник 1 кл. 1196
Государственный советник 3 кл. 1820
Государственный советник 2 кл. 1456
Государственный советник 1 кл. 1560
Действительный государственный советник 3 кл. 1716
Действительный государственный советник 2 кл. 1820
Действительный государственный советник 1 кл. 1924

Что происходит с классным чином после увольнения

После увольнения или при освобождении от занимаемой должности (при выходе на пенсию в том числе) он сохраняется. Если уволившийся чиновник вновь поступит на гражданскую службу, его статус будет таким же, как и перед увольнением.

Лишить чиновника его статуса может только суд при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Классификация государственных служащих Российской Федерации

Классификация государственных служащих - одна из сложных в административной науке и практике. Нормативно она решена лишь частично. Научные исследования данной проблемы свидетельствуют, что классификация государственных служащих многовариантна. Можно классифицировать российских государственных служащих по следующим признакам.

1. По уровням государственной власти:

  • федеральные государственные служащие;
  • государственные гражданские служащие субъектов РФ.

2. По ветвям государственной власти:

  • государственные служащие законодательной власти;
  • исполнительной власти;
  • судебной власти и прокуратуры;
  • иных высших государственных органов.

3. По видам государственной службы.

  • гражданский служащий;
  • военнослужащий;
  • служащий правоохранительных органов.

4. По условиям прохождения службы:

  • карьерные государственные служащие, работающие на основе бессрочного служебного контракта;
  • замещающие должности государственной службы по контракту на определенный срок.

5. По классным чинам, воинским и специальным званиям, (дипломатическим рангам. Эта классификация особо значима, поскольку имеет давние исторические традиции и в настоящий момент в большей степени нормативно урегулирована. В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ классные чины на гражданской службе введены в Российской Федерации вместо квалификационных разрядов, установленных еще в 1995 г. Классные чины, воинские и специальные звания - одна из фундаментальных основ государственной службы, поэтому на ней следует остановиться подробно.

Чины, ранги, звания. В современном российском законодательстве определено четыре вида классификации государственных служащих. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу РФ, присваиваются:

  • классные чины;
  • дипломатические ранги;
  • воинские звания;
  • специальные звания.

Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются только классные чины 1 Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Ст. 13. .

Законодательно установлены общие условия (принципы) присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий государственных служащих РФ:

  • их последовательное присвоение по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;
  • присвоение классного чина, воинского звания и т.д. государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью государственной службы;
  • досрочное присвоение классного чина воинского звания и т.д. либо присвоение классного чина и т.д. на одну ступень выше, предусмотренных для замещаемой должности государственной службы, в качестве меры поощрения;
  • учет классного чина воинского звания и т.д. при переводе или поступлении служащего с государственной службы одного вида на другой;
  • сохранение присвоенного классного чина, воинского звания и т.п. при освобождении от замещаемой должности государственной службы или увольнения с государственной службы;
  • лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания только по решению суда.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также пребывание в них учитываются при присвоении классного чина и т.д. по новому виду государственной службы. Заметим: учитываются, но не переносятся автоматически.

В частности, в указе Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими» 2005 г. № 113 говорится, что при поступлении на гражданскую службу гражданина РФ, имеющего классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, первый классный чин гражданской службы присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида службы, дипломатического ранга воинского или специального звания, то ему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Отдельным указом Президента России определяется и соответствие старых квалификационных разрядов федеральных государственных служащих новым классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации.

Классный чин гражданского служащего РФ - это персонально присваиваемый, как правило, на основании государственного квалификационного экзамена разряд, соответствующий служебному положению, занимаемой должности, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет и заслугам служащего.

Современное законодательство определяет пять наименований классных чинов гражданской службы:

  • секретарь государственной гражданской службы РФ;
  • референт государственной гражданской службы;
  • советник государственной гражданской службы РФ;
  • государственный советник Российской Федерации;
  • действительный государственный советник РФ 2 .

В каждой группе чинов предусматривается три класса - 1, 2, 3-й (1-й класс высший). Всего, таким образом, в гражданской службе России 15 классных чинов.

Классные чины строго дифференцированы по группам должностей гражданской службы. Присвоение классных чинов производится последовательно в строгом соответствии с замещаемой группой должностей гражданской службы:

  • чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует младшей группе должностей;
  • чин референта государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует старшей группе должностей;
  • чин советника государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует ведущей группе должностей;
  • чин государственного советника Российской Федерации 1-3-го класса соответствует главной группе должностей;
  • чин действительного государственного советника Российской Федерации 1-3-го класса соответствует высшей группе должностей.

Присвоение классных чинов гражданских служащих РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденным указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.

Высшие классные чины - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3-го класса - присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом РФ.

При этом:

  • в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. - по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти - по представлению Правительства РФ;
  • в иных федеральных государственных органах (законодательной, судебной власти) или их аппаратах - по представлению руководителей этих органов.

Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

  • в федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ;
  • в иных федеральных государственных органах - руководителями этих органов.

Классные чины советника государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, референта государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, секретаря государственной гражданской службы 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа либо представителя этого руководителя.

Гражданским служащим субъектов РФ классные чины присваиваются в соответствии с законами субъектов Федерации 3 Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 11. . Как правило, классные чины высших и главных групп должностей присваиваются губернаторами, а остальные - руководителями местных администраций и их структурных подразделений.

С момента присвоения гражданскому служащему классного чина ему устанавливается месячный оклад по классному чину, входящий в денежное содержание служащего, и делается запись в личное дело, учетную карточку и трудовую книжку чиновника.

Законодательство устанавливает основные требования к присвоению классных чинов гражданским служащим:

  • классные чины присваиваются гражданским служащим только в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы;
  • гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена;
  • классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, причем с соблюдением последовательности присвоения чина, с учетом профессионального уровня служащего и продолжительности государственной гражданской службы РФ в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина. При этом учитываются классный чин иного вида государственной службы, воинское, специальное звание, дипломатический ранг, присвоенные служащему на прежнем месте государственной службы России.

Например, первым классным чином для младшей группы должностей является секретарь государственной гражданской службы РФ 3-го класса для старшей группы должностей - референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса и т.д.

Первый классный чин федеральному гражданскому служащему присваивается после успешного завершения испытания. Если испытание не устанавливалось по условиям служебного контракта, то первый классный чин присваивается не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность.

Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый служащему.

Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

  • в классных чинах секретаря государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, референта государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса - не менее одного года;
  • в классных чинах советника государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, государственного советника РФ 3-го и 2-го класса - не менее двух лет;
  • в классных чинах действительного государственного советника РФ 3-го и 2-го класса - как правило, не менее одного года.

Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря гражданской службы 1-го класса референта гражданской службы 1-го класса, советника гражданской службы 1-го класса и государственного советника РФ 1-го класса сроки не устанавливаются.

При назначении гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а также должности категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, классные чины присваиваются после сдачи квалификационного экзамена, если решение о сдаче этого экзамена принято представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа.

В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:

  • до истечения срока, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в занимаемой должности и не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;
  • по истечении срока - на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы, но в пределах группы должностей, к которой относится занимаемая должность.

Важно, что очередной классный чин не присваивается гражданскому служащему, имеющему дисциплинарные взыскания, а также служащему, в отношении которого проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от занимаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы, в том числе с выходом на пенсию, а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина только судом за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Дипломатические ранги. В рамках гражданской службы свою специфику имеет служба дипломатических работников. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел РФ.

Законодательством установлено, что лицам, заметающим должности федеральной государственной службы в Министерстве иностранных дел РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях России, представительствах МИД РФ на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера присваиваются в соответствии с их квалификацией и занимаемой должностью дипломатические ранги. Они имеют следующие наименования: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1-го класса Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса советник 1-го класса советник 2-го класса, первый секретарь 1-го класса, первый секретарь 2-го класса, второй секретарь 1-го класса, второй секретарь 2-го класса, третий секретарь, атташе.

Воинские звания. На государственной военной службе традиционно существуют воинские звания. Они были и в армии императорской России, и в Советской Армии, есть и в современных Российских Вооруженных силах. Составы военнослужащих и их воинские звания Российской Федерации установлены Федеральным законом № 53-ФЭ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» и рядом других нормативных актов. Согласно действующему законодательству все воинские звания делятся на войсковые и корабельные. Их иерархический уровень и старшинство зависят от состава военнослужащих и замещаемых ими должностей. На военной службе существует три состава (группы) военнослужащих: солдаты (сержанты), прапорщики и офицеры.

Группе солдат, матросов, сержантов и старшин соответствуют следующие воинские звания:

  • войсковые - рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина;
  • корабельные - матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, старшина 1-й статьи, главный старшина, главный корабельный старшина.

Группе прапорщиков и мичманов соответствуют воинские звания:

  • войсковые - прапорщик и старший прапорщик;
  • корабельные - мичман и старший мичман.

Офицерский состав подразделяется на три категории: младшие,

старшие и высшие офицеры.

Воинские звания младших офицеров:

  • войсковые - младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан;
  • корабельные - младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант.

Воинские звания старших офицеров:

  • войсковые - майор, подполковник, полковник;
  • корабельные - капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга.

Воинские звания высших офицеров:

  • войсковые - генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал- полковник, генерал армии, маршал Российской Федерации;
  • корабельные - контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота.

Соответствие званий и чинов. Своя классификация специальных званий существует в правоохранительной государственной службе.

Сложный и пока до конца не решенный вопрос - правовое определение соответствия воинских званий званиям правоохранительной службы или классным чинам. Как уже отмечалось, они учитываются, но не переаттестуются автоматически. Все зависит от замещаемой должности в новом виде государственной службы.

Разработан табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам (теперь классным чинам) государственных служащих 4 Указ Президента РФ от 1 июня 2002 г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащего». .

Согласно нему соответствует:

  • генералу армии, адмиралу флота генерал-полковнику, адмиралу - квалификационный разряд (классный чин) действительного государственного советника РФ 1-го класса;
  • генерал-лейтенанту, вице-адмиралу - действительный государственный советник РФ 2-го класса;
  • генерал-майору, контр-адмиралу - действительный государственный советник РФ 3-го класса;
  • полковнику, капитану 1-го ранга - государственный советник РФ 2-го класса;
  • подполковнику, капитану 2-го ранга - государственный советник РФ 3-го класса;
  • майору, капитану 3-го ранга - советник РФ 1-го класса;
  • капитану, капитан-лейтенанту - советник РФ 2-го класса;
  • старшему лейтенанту - советник РФ 3-го класса;
  • лейтенанту - советник государственной службы 1-го класса;
  • младшему лейтенанту - советник государственной службы 2-го класса;
  • старшему прапорщику, старшему мичману, прапорщику, мичману - советник государственной службы 3-го класса;
  • старшине, главному корабельному старшине, старшему сержанту, главному старшине - референт государственной службы 1-го класса;
  • сержанту, старшине 1-й статьи, младшему сержанту, старшине 2-й статьи - референт государственной службы 2-го класса;
  • ефрейтору, старшему матросу, рядовому, матросу - референт государственной службы 3-го класса.

Следовательно, введение и присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий служащим являются фактором упорядочения государственно-служебных отношений, закрепления иерархии государственных должностей, стимулом повышения квалификации государственного служащего и фактом государственного признания его заслуг.

Одно из главных требований, которое предъявляется к государственным служащим, - их профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Данное требование вытекает из принципа современной государственной службы РФ - профессионализма и компетенции служащих. Возрастание сложности управленческого труда потребовало от служащего профессиональной специализации и квалификации, т.е. приобретения им специальных знаний, умений и навыков. Основные формы специализации персонала государственной службы - профессия, специальность, должность. Диагностика управленческих кадров по определению их профессиональной компетентности осуществляется с помощью специальных методов оценки персонала: конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов, испытаний, составления профессиограмм, индивидуальных собеседований, наблюдений и т.д.

Весьма важен вопрос мотивации поступления граждан на государственную службу. Что влечет их стать государственными служащими? Социологические опросы показывают, что федеральные гражданские служащие среди мотивов поступления на государственную службу на первое место ставят гарантию постоянности работы (44,7%), а далее - желание принести пользу государству и обществу, стремление реализовать свои способности, стремление сделать карьеру, повысить свой статус, заработать государственную пенсию 5 Актуальные проблемы государственной службы и кадровой политики. М.: РАГС. 2005. С. 36. .

Результаты исследования говорят о том, что в целом у российских государственных гражданских служащих превалирует личная и одновременно общественно-государственная мотивация поступления на государственную службу и ее прохождения. Абсолютное большинство чиновников вполне удовлетворены своим положением. Все это говорит о достаточно высоком социальном статусе российских государственных служащих.

Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьей 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяется порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - классные чины) федеральным государственным гражданским служащим (далее - федеральные гражданские служащие).

2. Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы):

Классные чины

Группы должностей гражданской службы

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

младшая группа

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

старшая группа

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

ведущая группа

Государственный советник Российской Федерации 3 класса

Государственный советник Российской Федерации 2 класса

Государственный советник Российской Федерации 1 класса

главная группа

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса

высшая группа

3. Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в пункте 2 настоящего Положения.

4. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

5. Классный чин может быть первым или очередным.

Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы и замещающему должность гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов гражданской службы. При этом в соответствии с пунктом 22 настоящего Положения учитываются воинское или специальное звание, классный чин юстиции, классный чин прокурорского работника, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.

6. Первыми классными чинами (в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, замещаемая федеральным гражданским служащим) являются:

а) для младшей группы должностей гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

б) для старшей группы должностей гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

в) для ведущей группы должностей гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

г) для главной группы должностей гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 3 класса;

д) для высшей группы должностей гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

7. Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

8. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

9. Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса - не менее одного года;

б) в классных чинах советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса - не менее двух лет.

10. Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года.

11. Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса и государственного советника Российской Федерации 1 класса сроки не устанавливаются.

12. Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

13. При назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный пунктом 9 или настоящего Положения для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

При назначении федерального гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет федеральный гражданский служащий. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине.

Классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему в соответствии с настоящим пунктом после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.

14. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий (за исключением федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации), классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Классные чины действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом Российской Федерации.

а) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, - по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти - по представлению Правительства Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах или их аппаратах - по представлению руководителей этих органов.

17. Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

а) в федеральных органах исполнительной власти - Правительством Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах - руководителями этих органов.

18. Классные чины советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

19. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим соответственно актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя федерального государственного органа или представителя указанного руководителя.

Гражданские служащие не только различаются по категориям и группам, но еще и по классным чинам. Они присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы по результатам квалификационного экзамена. Всего в гражданской службе имеется пять классных чинов и по три класса в каждом классном чине.

Именно за классные чины гражданских служащих нередко называют «чиновниками». Исторически это понятие используется обычно в двух смыслах: в положительном - как служебное звание, указывающее положение гражданского служащего в иерархии государственных должностей; в негативном - как свидетельство медлительности, нерасторопности, бюрократизма гражданских служащих. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин действительного государственного советника РФ 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин государственного советника РФ 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин советника государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин референта государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса.

Высшим классным чинам государственных должностей федеральной гражданской службы является действительный государственный советник РФ 1 класса, низшим - секретарь гражданской службы РФ 3 класса.

Классный чин гражданскому служащему присваивается в очередном и внеочередном порядке. Очередное присвоение классного чина производится на основании результатов квалификационного экзамена или аттестации.

Внеочередное присвоение классного чина гражданскому служащему может производиться по ходатайству его непосредственного руководителя (представителя нанимателя) на основании результатов квалификационного экзамена за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, выполнении заданий особой важности и сложности по истечении не менее половины срока пребывания гражданского служащего в предыдущем классном чине.



Внеочередное присвоение гражданскому служащему классного чина может производиться не более одного раза в течение периода его службы на государственных должностях гражданской службы каждой группы государственных должностей гражданской службы. Естественно, федеральным или региональным (субъектов РФ) законом устанавливаются определенные сроки пребывания в классном чине для присвоения гражданскому служащему очередного классного чина. Классный чин, присвоенный гражданскому служащему в соответствии с федеральными и субъектов РФ законами, сохраняется.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ с учетом положений настоящей статьи с указанием конституционного наименования субъекта РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим» от 1 февраля 2005 г. классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы. При этом учитываются классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы.

Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

При прохождении гражданской службы устанавливаются следующие сроки: а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса - не менее одного года; б) в классных чинах советника государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса, государственного советника РФ 3 и 2 класса - не менее двух лет. Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника РФ 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года. Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы РФ 1 класса, референта государственной гражданской службы РФ 1 класса, советника государственной гражданской службы РФ 1 класса и государственного советника РФ 1 класса сроки не устанавливаются.



Таким образом, теперь, наконец, на государственной гражданской службе созданы условия для карьерного роста государственных гражданских служащих. Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина. При назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а также должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

Классные чины действительного государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом РФ. При этом, классные чины в тех федеральных органах исполнительной власти руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ - по представлению руководителей этих органов; в иных федеральных органах исполнительной власти - по представлению Правительства РФ; и в прочих федеральных государственных органах или их аппаратах - также по представлению руководителей этих органов.

Классные чины государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим: а) в федеральных органах исполнительной власти Правительством РФ; б) в иных федеральных государственных органах руководителями этих органов. Классные чины советника государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3 класса, референта государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3 класса, секретаря государственной гражданской службы 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

Положение о классных чинах федеральной гражданской службы и их соотнесение воинским и специальным званиям, классным чинам правоохранительной службы утверждается указом Президента РФ. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь. Индивидуальные служебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов, рассматриваются в соответствии с законодательством РФ. Карьера гражданских служащих характеризуется статусно-ролевыми показателями, связанными с уровнем профессиональных знаний, навыков и умений, позволяющий замещать определенные должности гражданской службы. Основной целью управления карьерой является предоставление каждому гражданскому служащему таких служебных возможностей, которые обеспечивали бы наиболее полную реализацию его профессиональных способностей и стремлений в соответствии с интересами государства и общества.

Управление карьерой должно учитывать особенности самоорганизации конкретного гражданского служащего с тем, чтобы сформировать у него адекватную оценку собственных склонностей и способностей, особенностей замещаемой государственной должности гражданской службы, а также общественно-приемлемых форм планирования своего профессионального продвижения. На сегодняшний день существует социальная путаница в служебной терминологии: путают гражданскую службу и государственную власть, представленную политическими руководителями. Слово «чиновник» стало нарицательным и употребляется ко всем государственным работникам в основном в негативом контексте: недостатки, трудности, неудачи в стране, как плод деятельности, прежде всего, политических руководителей, списываются на неправильную деятельность гражданских служащих. Но политические руководители не имеют классных чинов. Они имеют только государственные должности. И эта путаница в значительной мере снижает социальный авторитет гражданских служащих, всего государственного управления в целом.

Государственная гражданская служба РФ – это разновидность государственной деятельности, которая выступает, как профессиональная работа подданных РФ по созданию условия для реализации полномочий органов управления на уровне всей РФ или ее субъектов, а также лиц, которые занимают государственные должности РФ и субъектов России.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Данное понятие представлено в ст.3 ФЗ №79 от 2004 года. Государственная гражданская служба существует наряду с правоохранительной и военной.

Гражданским служащим признает тот подданный РФ, который принял на себя обязанности по пребыванию на госслужбе (ст. 13 ФЗ №79).

Специальная служебная деятельность реализуется после оформления документов о назначении и подписания служебного контракта. Классные чины – это одно из базовых начал, на которой строится вся госслужба.

Они назначаются сотруднику при принятии во внимание должности, на которую он назначен, в границах групп должностей. Классные чины были введены после отмены разрядов.

Основные сведения

В период пребывания на госслужбе служащему назначаются классные чины. Работникам, с которыми были оформлены служебные договоры на определённый период, классные чины назначаются по итогам успешной сдачи квалификационного испытания.

А тем сотрудникам, с которым оформлены на неопределенный период, классные чины назначаются на базе ходатайства об уровне познаний, навыков и умений этого служащего и о допустимости назначения ему классного чина, от его руководителя.

Классные чины дают понимание о дальнейших перспективах и позволяют человеку увереннее себя чувствовать в определенной должности. Такая ясность в карьерном росте положительным образом влияет на мотивацию.

Что это такое

Классный чин – это степень, класс, квалификация пригодности сотрудника для определённой деятельности на основе его познаний, навыков и умений.

Данное понятие используется не только в современном законодательстве. Система классных чинов была изложена в Табеле о рангах. В советское время она применялась в отношении прокурорско-следственных работников.

Сегодня карьера государственного служащего связана с предоставлением конкретному человеку таких возможностей, которые бы в полной мере отражали его реализацию в соответствии со способностями, стремлением и интересами государства.

Негативным образом на данный процесс воздействуют два момента – опережение и запоздание в карьерном росте.

Если человек «растет» в быстром темпе, который не соответствует его развитию в плане работы, то это приводит к низкой продуктивности и становится причиной формирования неадекватной самооценки.

Когда сотрудника современно не поощряют повышением, то его трудовая мотивация снижается.

Процедура получения

Классные чины назначаются служащим индивидуально, с учетом принципа последовательности. Данный процесс сопровождается оценкой профессиональной степени сотрудника, длительности его деятельности.

Назначение классного чина может быть очередным или первичным (п.4 Указ Президента № 113). В первый раз он назначается служащему, который раньше не имел чины госслужбы.

При этом должны приниматься во внимание воинское или специальное звание, классный чин юстиции или прокурорского работника, которые были назначены данному сотруднику на предшествующем месте осуществления деятельности.

Очередной классный чин назначается служащему по прошествии периода, утвержденного для выполнения служебных обязанностей в действующем классном чине.

А также когда служащий занимает должность, для которой допустим классный чин, который равен или же он выше, чем тот, что назначается ему.

Законодательная база

Нормы о классных чинах содержатся в . В данного нормативно-правового акта содержатся статьи, которые раскрывают данное понятие.

Также в нем отражен общий процесс назначения чинов. Более подробно данные вопросы освящены в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов, которое было принято Указом Президента №113.

В данном акте представлена таблица классных чинов с учетом их иерархии, которая действует в нынешнее время. В п.4 определены принципы их назначения. В п.5 дан ответ на вопрос о том, как присваивается чин в первый раз, в п. 8 – в очередной.

Данный указ утвердил положение, которое наиболее полным образом регулирует все вопросы, обладающие связью с правилами назначения классных чинов и их оставления.

Таблица соответствия классных чинов государственной гражданской службы

Мы уже упоминали о том, что при изменении места работы на службу иного рода будет приниматься во внимание прежнее звание, ранг или чин.

Это требуется при первоначальном назначении, например, классного чина. Обратите внимание, что законодатель не обязуется автоматически переносить бывшие заслуги служащего. Он лишь говорит о необходимости учитывать их.

Что соотнести ранги, чины и звания была разработана специальная таблица. С ее помощью можно провести соответствие между данными понятиями.

В данной норме предусмотрено, что денежное довольствие включает следующие элементы:

  • месячный оклад, определяемый должностью;
  • месячный оклад, определяемый классным чином;
  • дополнительные выплаты (за выслугу лет, за специфические условия работы, за работу с государственной тайной и пр.)

Суммы денежных средств за классный чин устанавливаются документом, утверждённым Президентом РФ.

Если же сотрудник занимает государственную в субъекте РФ, то данная сумма определяется нормативно-правовыми актами, принятыми на уровне отдельного региона РФ.

Из этого следует, что за классный чин полагается не доплата, а утверждается определённый оклад.

Дополнительный выплаты служащий будет получать за стаж, работу в особых условиях, денежное поощрение, премии за реализацию особо важных миссий (п.5 ст. 50 ФЗ №79).

Размер оклада

Итак, размер окладов будет утвержден . В нем подробно дана информация о денежном содержании гражданских служащих.

В приложении №2 к данному Указу представлены сведения о размере оплаты за классный чин. Обратите внимание, что регулярно в данный документ вносятся изменения, которые необходимо при инфляционных процессах в РФ.

Так, размер окладов был увеличен в 2008, 2012 и 2013 годах. За чин устанавливается денежное довольствие в размере от 450 до 1850 рублей в месяц.

С повышение по службе увеличивается и размер окладов. Итак, это еще один ответ на вопрос о том, что дает классный чин.

Сроки присвоения

Мы уже упоминали о том, что очередной классный чин назначается по истечении определённого периода. Само по себе прошествии срока не является безусловным основанием для повышения сотрудника.

В Указе Президента уточняется, что такой служащий вступает на должность гражданской службы, для которой необходим классный чин, равный или более высокий, чем тот, что назначается ему.

Периоды для прохождения службы предусмотрены в п.9 Указа Президента №113:

Отсутствуют данные временные рамки для некоторых классных чинов:

  • секретаря 1 класса;
  • референт 1 класса;
  • советника государственной службы 1 класса;
  • государственный советник 1 класса.

Периоды, указанные в Указе Президента №113, начинают отсчитываться с момента назначения классного чина (п. 12).

Если гражданского служащего повышают, ему положен следующий классный чин при данных обстоятельствах:

Классификация званий

В соответствии со государственным служащим назначаются классные чины, дипломатические ранги, а также звания. В данной норме сказано, что для гражданских служащих применяются исключительно классные чины.

В пункте 3 данной нормы сказано о том, что при переводе служащего с одной государственной службы на иную (при условии, что они разного рода) назначение звания или классного чина осуществляется с учетом прежнего чина или звания, которое было получено на предыдущем месте службы.

Законодатель утвердил таблицы, в которой приведено соотношение классных чинов государственной гражданской службы и званий, а также связь между ними.

С ее помощью можно понять, какой именно ранг будет присвоен человеку. Данная таблица принята Указом Президента №113 (приложение №1).

Ведущий специалист

Был согласован реестр должностей гражданской службы. На основании данного документа «ведущий специалист» — это ведущая группа должностей, которая соответствует «обеспечивающим служащим».

Таким образом, согласно их основные функции – создание условий для полноценной деятельности государственных органов.

Период службы таких работников неограничен. Обратите внимание, что должности и чины связаны между собой. Так, первые классифицируются на 5 групп – высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

В соответствии с ними выявляются чины по п.2 Указа Президента №113. Например, ведущий специалист относится к ведущей группе.

Таким образом, его должности будут соотноситься с классным чином — Советник государственной гражданской службы РФ одного из классов.

Советник третьего класса – это классный чин, назначаемый впервые поступившим на службу в должности ведущей группы (п.6 Указа Президента №113).

Выделен период для прохождения службы в данном чине — не менее 2 лет. Данный классный чин назначается представителем работодателя, в роли которого выступает руководитель госоргана либо его полномочное лицо.