Современное законодательство об административной ответственности. Ограничения и освобождение от

СОДЕРЖАНИЕ: Реферат на тему: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ. Введение Административная ответственность как разновидность правоприменения и вид правоохранительной деятельности является составной частью административного процесса, в пределах которой рассматриваются правовые нормы о признании действий субъектов административными правонарушениями и применение к ним мер административного воздействия.

Федеральный суд Федерального трибунала Федерального суда. Цель Расовая дискриминация; хорошо известный право быть услышанным. Обжалование решения Апелляционного суда кантонального суда кантона Во 27 мая. Кто собирается сжигать муз? Апеллянт утверждает, что термин «муз» не затрагивал мусульман в целом, а лишь их часть, а именно фанатичных авторов насильственных террористических актов. В первой просьбе заявитель утверждает, что нарушает его право быть услышанным.

Федеральный суд постановил, что, когда апелляционный суд намерен основывать свое решение на новых доказательствах, он должен сообщить сторонам и дать им возможность высказать свои мнения по ним. Печально известными фактами, которые нет необходимости утверждать или доказывать, являются те, чье существование наверняка доходит до победы над судимостью судьи, независимо от того, известны ли эти факты в целом из Федеральный суд постановил, что для того, чтобы быть хорошо известным, информация не должна постоянно учитываться; достаточно, чтобы его можно было контролировать публикациями, доступными для всех, например, показаниями в коммерческом регистре, доступными в Интернете.

Реферат на тему:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И

ОСОБЕННОСТИ.

Введение

Административная ответственность как разновидность правоприменения и вид правоохранительной деятельности является составной частью административного процесса, в пределах которой рассматриваются правовые нормы о признании действий субъектов административными правонарушениями и применение к ним мер административного воздействия. Основное содержание составляет производство по делам об административных правонарушениях. Помимо этого в разделе рассмотрим ряд таких важных проблем как понятия административного проступка и его состав, административные наказания и порядок их наложения, характеристика отдельных видов административных правонарушений, содержание административных производств и стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Ограничения и освобождение от

Однако из прецедентного права также ясно, что бесчисленную информацию в Интернете нельзя считать печально известной. Например, Федеральный суд постановил, что определенная информация, доступная в Интернете, является общеизвестным фактом, в то время как другие не соответствуют критериям, как иллюстрируют следующие примеры.

Считалось, что коэффициент конверсии валют является общеизвестным фактом, который нельзя изменять или доказывать. Федеральный суд постановил, что его действительно можно контролировать в Интернете, официальными публикациями и в письменной прессе, и, таким образом, они доступны для всех. Интернет также обеспечивал быстрый доступ к действующему коэффициенту конверсии. данной даты, нет необходимости получать банковское подтверждение или копию пресса, опубликованную в указанную дату.

Административная ответственность - это применение государственными органами, представителями власти и должностными лицами мер административного воздействия, определенных государством, к гражданам и организациям в надлежащих случаях за нарушение законности и государственной дисциплины.

В разной литературе термин “административная ответственность” разные авторы трактуют по-разному. Например, коллектив авторов административно-правовой литературы Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М., Алехин А. П. представляют административную ответственность как вид юридической ответственности, выражающуюся в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, которое совершило правонарушение. Авторы считают, что административная ответственность имеет признаки, характерные для юридической ответственности.

Печально известны элементы, полученные из калькуляторов, найденных в Интернете, фиксирующих «медианную зарплату» и социальные сборы, причитающиеся адвокатом. Кроме того, не выражая себя в связи с проблемой известных фактов, Федеральный суд сохранил Угол ответственности адвоката, который не мог требовать от него знать все указы, опубликованные на веб-сайте Федерального суда.

Аналогичным образом, процентные ставки обязательств Конфедерации в течение 15 или 30 лет являются хорошо известными фактами, поскольку они легко доступны на веб-сайте Федеральной администрации, статистической энциклопедии. Действительно, простой выбор этих сайтов может уже привести к обсуждению. Наконец, недавно Федеральный суд пришел к выводу, что приведя к фактам дела десятки статей в прессе, найденных в Интернете, предыдущий орган нарушил право быть заслушанным обвиняемым, хотя это нарушение не повлияло судьба дела.

Следует знать, что ответственность по нормам административного права предусматривает нормы и ряда других отраслей права, таких как трудового и финансового. Нормы административного права включают различные виды ответственности: дисциплинарную, уголовную, собственно административную и материальную (для тех лиц, на которых действие норм трудового права не распространяется), а также на основе норм административного права могут использоваться меры общественного воздействия и иные меры.

Учитывая простоту доступа к информации, предлагаемой в Интернете, если нужно придерживаться только этого критерия, любую информацию, доступную в Интернете, следует считать печально известной. Однако приведенные выше примеры показывают, что Федеральный суд отказался видеть в каждой информации, находящейся в Интернете, факт, который считается общеизвестным. Действительно, выбор посещенных сайтов может быть спорным и влиять на результат. Кроме того, информация, найденная в Интернете, не обязательно надежна, далека от нее.

Наконец, учитывая огромный объем информации, доступной в Интернете, мы не можем противостоять каждому из них кому-либо, как печально известному. Во всех случаях требуется определенная степень осторожности при характеристике факта, как общеизвестного для общественности, поскольку это порождает исключение из принципов управления доказательствами в уголовном судопроизводстве.

ПОНЯТИЕ и цель административной ответственности

Общественная жизнь, трудовая деятельность, отдых граждан регламентируется правовыми нормами, важное место среди которых занимают административные нормы (правила). К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, пожарной безопасности, санитарные и ветеринарные правила, правила охоты, правила рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила паспортной системы и многие другие, которые должны выполнять (соблюдать) граждане. Они устанавливаются в законах, указах, постановлениях правительства, решениях местных органов власти и их администрации.

В этом случае кантональный суд отметил, что единственное определение термина «муз» произошло от википедии, согласно которой «муз» - это «мусульманский апокод», последний согласный, вдохновленный произношением, а не оригинальным написанием. Апеллянт утверждает, что «Викисловарь» не является признанным словарем, лексикой или коллекцией авторитетных учреждений или органов власти в области языка и его использования.

Очевидно, что определение слова «муз», используемое предыдущей властью, не соответствует критериям известного факта. Источник этого определения, Викисловарь, не имеет официального характера. Предлагаемые определения могут быть свободными измененный кем пожелает, он не обеспечивает никаких гарантий конкретной надежности - без этого не означает, что он не может использоваться как обычный способ доказательства.

Нарушение таких правил, если это предусмотрено уголовным законодательством, может повлечь уголовную ответственность виновного. Но в большинстве своем вред от нарушения упомянутых правил не настолько велик, чтобы их нарушение считалось преступным. Для подобных случаев государство устанавливает административную ответственность. Административные правонарушения являются одним из наиболее распространенных видов правонарушений. Они посягают на разные виды общественных отношений, служат питательной средой для преступности. Борьбой с ними заняты многие государственные органы и общественные организации, в том числе органы внутренних дел, которые выполняют свои функции, используя определенные формы и способы правовой деятельности. Подавляющее большинство граждан соблюдают Конституцию, предписания других законов и подзаконных актов. Но в нашем обществе есть лица, игнорирующие нормы общественной жизни, не соблюдающие общеобязательные правовые предписания, т.е. допускающие правонарушения.

Поскольку определение слова «муз» не может считаться общеизвестным, кантональный суд должен был сообщить свое исследование сторонам, предложив им возможность выразить свои взгляды. нарушил право быть услышанным Заявителем. Также необходимо изучить, в какой степени обнаруженное нарушение повлияло на судьбу дела.

Право быть услышанным является конституционная гарантия формального характера, нарушение которого в принципе приводит к аннулированию решения, обжалованного, независимо от шансов на успех апелляции по существу. Право быть услышанным, однако, не самоцелью; это способ предотвратить судебное разбирательство, ведущее к отклоненному суждению, из-за нарушения права сторон участвовать в разбирательстве, включая ведение доказательств. нарушение права быть услышанным может иметься на этой процедуре, нет необходимости отменять решение, оспариваемое.

В отношении их государство вынуждено применять меры юридической ответственности.

В теории права юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его отдельных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований норм права.

Религия направлена ​​на группу людей, которые отличаются друг от друга своими трансцендентными убеждениями. Термин «уголовное право» относится к значению, которое средний получатель должен при обстоятельствах дела приписывать ему. Основываясь на определении Викисловаря, кантональный суд постановил, что слово «мудрец» относится ко всем мусульманам. Из этого следует, что нарушение права Апеллянта быть услышанным в связи с определением значения слова «муз» не влияет на судьбу дела, что, следовательно, ведет к признанию апелляции.

Дело переводится в предыдущий суд для принятия нового решения. В соответствии с вышесказанным, определение слова «муз»из Викисловаря не может полагаться исключительно на основе этого источника на тот факт, что пресловутый. Ввиду процедурного характера рассматриваемого дефекта, и поскольку Федеральный суд не рассматривал дело по существу, таким образом, не предопределяя исход дела, он может быть отклонен без предварительного распоряжения об обмене Апеллянт, который побеждает в своем деле, не будет нести никаких издержек, и Кантону Во нет.

В зависимости от характера деяний, посягающих на охраняемые отношения, правонарушитель может быть привлечен к уголовной, гражданско-правовой, административной или иной ответственности. Наличие разных видов ответственности обусловлено многими обстоятельствами: характером противоправных деяний, степенью их общественной опасностью, характером причиняемого ими вреда, видом охраняемых правом общественных отношений, а также задачами в области охраны правопорядка. Так, меньшая степень общественной опасности правонарушения влечет применение административной, а не уголовной ответственности; причинение имущественного вреда - гражданско-правовой ответственности, а нарушения по службе - дисциплинарной ответственности.

Апеллянт имеет право на расходы за счет кантона. По этим причинам Федеральный суд произносит. Апелляция разрешена, решение по апелляции отменяется, и дело передается кантональному органу для принятия нового решения. Нет никаких судебных издержек. Настоящее решение доводится до сведения сторон и в Уголовный апелляционный суд кантонального суда кантона Во.

От имени уголовного суда Швейцарского федерального суда. Ст. 195 Применение денежных административных санкций. Денежная административная санкция заключается в выплате суммы денег между минимальным и максимальным лимитом, установленным единым стандартом, всегда в пределах общего минимального лимита в 000 лир и общего максимального лимита. Этот общий максимальный предел может быть превышен только тогда, когда это пропорциональные санкции или больше нарушений в соответствии со статьей 198 или в гипотезе об обновлении, упомянутой в пункте.

Все виды ответственности имеют в принципе общие объективные и субъективные основания, каким является противоправность действия (без- действия), наличие вреда, причинная связь между действием и наступившим результатом, вина нарушителя.

Разные виды юридической ответственности имеют свои особенности. Они отличаются по органам, их применяющим, основаниям применения и методам воздействия на правонарушителя, выражающимся в степени осуждения и порицания его противоправного поведения и характера претерпеваемых им лишений.

При определении денежной административной санкции, установленной настоящим кодексом, между минимальным и максимальным лимитом, существует серьезность нарушения, к работе, выполняемой агентом по устранению или смягчению последствий нарушения, а также к личности правонарушителя и его экономических условий. С этой целью, по 1 декабря каждые два года министр милосердия и правосудия в консультации с министрами финансов, общественными работами, транспортом и проблемами городских районов устанавливает, следуя вышеуказанным критериям, новые пределы административных штрафных санкций, которые применяются с 1 января следующего года.

Возможно сформулировать два понятия административной ответственности. Первое указывает на специфику административной ответственности в сравнении с другими видами юридической ответственности. Второе в большей степени показывает особенности административной ответственности с точки зрения ее содержания как вида правоприменительной юрисдикционной деятельности.

Эти лимиты могут превышать максимальные пределы, указанные в пункте. Статья 196 Принцип солидарности. За нарушения, наказуемые денежной административной санкцией, владелец транспортного средства или, вместо него, пользователь, покупатель с зарезервированным доменным соглашением или пользователем посредством финансового лизинга, несет солидарную ответственность с автором от нарушения к уплате суммы, причитающейся с него, если это не доказывает, что обращение транспортного средства произошло против его воли.

В случаях, упомянутых в статье 84, лизингополучатель несет солидарную ответственность, а для мопедов - держатель идентификационного знака. Если нарушение совершено лицом, способным к пониманию и желанию, но с учетом другого органа, руководства или надзора лицо, наделенное полномочиями или отвечающее за управление или надзор, обязано совместно и единолично с нарушителем, к уплате суммы, причитающейся с них, если только она не докажет, что они не смогли предотвратить этот факт. Если нарушение совершается представителем или сотрудником юридического лица или организации или объединения без правосубъектности или в любом случае предпринимателем при исполнении своих обязанностей или обязанностей, юридическое лицо или орган или ассоциация или Работодатель обязан совместно и в отдельности с нарушителем нарушения уплатить причитающуюся им сумму.

Под административной ответственностью понимается возникшие в связи с административным правонарушением в сфере государственного управления правоотношение между государством в лице органа административной ответственности наложить на правонарушителя административное наказание, а также в обязанности правонарушителя претерпеть, понести определенные законом лишения личностного, материального, морального и организационного характера.

В случаях, упомянутых в пунктах 1, 2 и 3, уплативших сумму, установленную за нарушение, имеет право регресса на полное против автора нарушения. Когда несколько человек соревнуются в нарушении, для которого установлена ​​денежная административная санкция, каждый из них подлежит наказанию за предвиденное нарушение, если законом не предусмотрено иное. Если законом не предусмотрено иное, любое лицо, имеющее действие или бездействие, нарушает различные положения, предусматривающие административные денежные санкции, или совершает множественные нарушения одного и того же положения, при условии, что санкция, предусмотренная для более серьезного нарушения, увеличилась до трех раз.

С другой стороны под административной ответственностью следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения, в целях их наказания, воспитания, в целях восстановления нарушенных правоотношений, а также предупреждения новых правонарушений как со стороны нарушителей, так и других лиц.

Содержание административной ответственности с этой точки зрения двояко. С одной стороны, это деятельность уполномоченных государством субъектов по применению норм административного права в связи с конкретным нарушением административно-правовых норм. С другой стороны, содержание административной ответственности заключается в реализации, исполнении обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия в виде определенного административного наказания за административный проступок.

Цель административной ответственности состоит в наказании нарушителя, служит его воспитанию в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, предупреждению новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами, а также восстановлению нарушенных общественных отношений, ликвидации его последствий.

Оказываемое в результате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя связано с осуждением его противоправного деяния государством в лице полномочного органа, налагающего наказание. Применяемые при этом меры содержат элемент кары, выступают в качестве наказания: лишение определенной суммы денег (штраф), ограничение некоторых прав (управления автомототранспортом, охоты, приостановление действия лицензии, ее отзыв или аннулирование) и т. п. Назначение наказания влечет не только осуждение действий нарушителя, но и определенные отрицательные последствия, которые могут проявиться при совершении повторно однородного правонарушения в течение года.

Понятие административной ответственности не совпадает с административным принуждением. Если административное принуждение представляет совокупность всех принудительных мер, которые используют органы внутренних дел и другие полномочные органы в борьбе с правонарушениями, то ответственность - его составная часть, выражающаяся в применении лишь административных наказаний. В понятие административной ответственности включается применение не всех, а только материальных карательных санкций.

Особенности административной ответственности

Административная ответственность имеет специфические особенности. Она отличается по органам ее применяющим последствиям возложения, основаниям и процедуре применения. В законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом особенности административной ответственности сводятся к следующему :

1) Административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права.

2) Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный поступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

3) Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной - физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

4) Мера административной ответственности - административное наказание, т.е. за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные наказания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.

5) Административная ответственность реализуется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи). Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные наказания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке. В отличие от уголовной и гражданской правовой ответственности, определяемой лишь судом, административная ответственности чаще всего применяется органами государственного управления, с которыми нарушитель не находится в служебных или иных организационных отношениях. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры административной ответственности,.

6) Административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.).

7) Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока. Различные формы уголовной и административной ответственности. Первая выражается в большей репрессивности, более суровом характере мер уголовного наказания и наступлении более тяжких последствий для осужденных. Административные меры воздействия даже в том случае, когда они применяются су- дом и народными судьями, не влекут судимости нарушителя. Различны и сроки для наступления этих видов ответственности; они значительно короче (не позднее 2 месяцев) применительно к административной ответственности.

8) Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Отмеченные выше особенности административной ответственности касались в основном характеристики ее материального содержания. Однако рассматриваемый вид ответственности реализует не только на основе норм материального права. Административной ответственности, как и другим видам юридической ответственности, присущ свой процессуальный порядок ее осуществления. Полномочные органы и их должностные лица, применяя к правонарушителю меру административного наказания, вступает с ним в административно-процессуальные правоотношения. Эти правоотношения возникают с момента установления должностным лицом нарушения и правонарушителя, составления протокола, направления его по подведомственности и прекращаются с приведением в исполнение наложенного наказания. Материальные же правоотношения остаются до истечения предусмотренного годичного срока со дня окончания исполнения наказания. Если в течение этого срока лицо не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административному наказанию.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами реализации - административные наказания.

Принципы административной ответственности .

Под принципами административной ответственности понимаются основные требования, соблюдение которых обязательно при привлечении к административной ответственности и назначении административных наказаний.

К ним относятся: законность; ответственность за вину; индивидуальность ответственности (наказания); неотвратимость ответственности; целесообразность ответственности; гласность ответственности. Понятие содержания отдельных принципов.

Принцип законности наряду с требованием неуклонного исполнения законов и иных нормативных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами с точки зрения материального права заключается тем же и в том, чтобы административная ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные законом, и только в пределах закона.Принцип ответственности за вину предполагает привлечение к административной ответственности лишь лицо, виновно совершившее административный проступок, т.е. обладающее всеми признаками субъекта административного правонарушения и проявившее определенную степень осознания общественного деяния и последствий деяния в умышленной либо неосторожной форме.

Индивидуальность ответственности состоит в привлечении лица к административной ответственности исключительно за его деяния, и соразмерность вида и меры наказания содеянному.

Принцип неизбежности ответственности означает его неизбежность. Ни одно правонарушении не должно оставаться без реакции со стороны государства. Реальное претворение в практику данного принципа зависит от эффективности деятельности правоприменительных органов.

Целесообразность предполагает соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры воздействия целям административной ответственности (ст. 3.1).

Законодательные основы административной ответственности.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Конституция Российской Федерации разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности. Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами федерации, действует федеральный закон.

По смыслу конституции федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеет форму закона; субъектами федерации могут издаваться не только законы, но и другие акты.

Ответственность за административные правонарушения наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, совершенные до издания этих актов имеют обратную силу. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Однако в законодательстве еще не разрешен вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения. Хотя Кодекс РФ об административных правонарушениях в этой части пока не изменен, тем не менее он вошел в противоречие с Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором. В результате практика весьма противоречива и не поддается однозначной правовой оценке с точки зрения ее законности.

В зависимости от характеристик субъекта правонарушения в настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространяющегося на: а) физических лиц; б) коллективные образования - предприятия, учреждения и другие организации.

Специфика структуры состоит в том, что его составной частью являются нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о назначении административных наказаний.

Переход к рыночным отношениям, появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм закономерно возродили административную ответственность юридических лиц в виде штрафа. Это отчасти объясняется тем, что новые условия позволяют усилить влияние административного штрафа на укрепление законности в деятельности юридических лиц, ибо крупные размеры призваны ощутимо отражаться на их имущественном положении. В ряде случаев узаконена возможность сочетания административной ответственности юридических и должностных лиц.

Тем не менее законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой концепции законодателя. Как отмечено, действуют пока лишь от- дельные акты либо их нормы, содержащиеся в разных законах.

Действующим законодательством субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица. Из этого правила есть частные и конкретные исключения (например, филиалы предприятий могут привлекаться к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства).

Признаки субъекта административного правонарушения в виде организаций фокусируются в деяниях тех или иных физических лиц, должностных. Если деяния обезличены, то есть не обозначены лица, которые могут быть признаны виновными в совершении административного правонарушения, вина коллективного образования определяется по противоправным последствиям его деятельности. Например, когда речь идет об умышленном нарушении организацией законодательства, его норм, субъектами такого нарушения являются должностные лица или иные его работники. Субъектами такого правонарушения могут быть признаны одновременно соответствующие должностные лица и организация в целом.

Субъектами многих видов правонарушений признаются юридические лица, исключая их должностных лиц, загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами и других нарушений земельного законодательства, правонарушений в области строительства.

В настоящее время организации признаются субъектами нарушения, влекущих административную ответственность, в основном земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, правонарушений в области строительства. Виды правонарушений, а иногда их понятие, конкретизируется в законодательстве, устанавливающим за них административную ответственность. Так, под правонарушением в области понимается несоблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства, влекущие снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей и т.д.

Коллективные образования не всегда являются субъектами только специфических для них административных правонарушений. Субъектами определенных административных правонарушений признаются и граждане, и должностные лица, и юридические лица. Например, за нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного назначения может быть наложен штраф на граждан, должностных лиц, юридических лиц.

Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Его размеры за определенные виды право- нарушений подлежат индексации в установленном порядке. Предусматриваются также другие меры ответственности. Так, за правонарушения в области строительства, кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев.

ОГРАНИЧЕНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ

АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Существуют обстоятельства ограничивающие, освобождающие и смягчающие административную ответственность.Закон не раскрывает этих понятий. К обстоятельствам ограничивающим административную ответственность относятся обстоятельства, которые учитываются органом административной юрисдикции при вынесении постановления и назначении административного наказания. Они не освобождают от ответственности, т.е. в отношении лица производятся все действия, предусмотренные по делам об административных правонарушениях. Такие обстоятельства ограничивают возможности органа административной юрисдикции применить все возможные в санкции наказания и меры пресечения. К таким обстоятельствам относятся: возраст правонарушителя, его физическое состояние (инвалидность, беременность), особый правовой статус (депутат, прокурор, судья, военнослужащий и др.), основной вид профессиональной деятельности (занятие охотой).

К обстоятельствам освобождающим от административной ответственности относятся обстоятельства, при возникновении которых производство по делу об административной правонарушении прекращается (не начинается), а на правонарушителя наказание не налагается. К таким обстоятельствам относятся дипломатический иммунитет иностранного гражданина об административной юрисдикции Российской Федерации.

Следует иметь ввиду, что существуют еще и смягчающие обстоятельства ограничивающие ответственность. Они также носят обязательный характер для правоприменителя и влияют на выбор вида и размера наказания.

Основанием освобождения от административной ответственности является характер правонарушения и личность правонарушителя. Закон не раскрывает содержание этих понятий, но логично, что ими могут быть различные обстоятельства, смягчающие ответственность за административные правонарушения,в личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение.

Условиями освобождения от административной ответственности по этой статье являются: наличие в действиях (бездействие) нарушителя состава административного правонарушения; целесообразность применения к лицу, совершившему его, меры общественного воздействия); принятие решения об освобождении от административной ответственности органом (должностным лицом), уполномоченным решать дело о данном правонарушении.

Последствием освобождения от административной ответственности является передача материалов об административной ответственности для применения мер общественного воздействия. Это означает, что в подобных случаях лицо, совершившее административное правонарушение, не освобождается от реакции на него со стороны общественности. Не исключается, что применение мер общественного воздействия может быть преюдицией преступления, то есть совершенно аналогичного административного правонарушения в течение определенного законом срока может квалифицироваться как преступление.

Освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения; принятие решения органом (должностным лицом), уполномоченным решать дела. Им же определяется и характер правонарушения.

Последствия - устное замечание, которое не влечет за собой никаких правовых последствий.

Основаниями освобождения от административной ответственности являются обстоятельства, исключающие неправомерность действия (бездействия). Таким образом к обстоятельствам, освобождающим от административной ответственности относятся: невменяемость правонарушителя, крайняя необходимость, необходимая оборона, малозначительность правонарушения, целесообразность применения мер общественного воздействия.

Ограничение административной ответственности применения к тем или иным субъектам административных правонарушений наказаний либо оснований для их применения.

В первом случае лицо признается субъектом данного административного правонарушения, но к нему не может быть применено любое наказание из предусмотренных за данное правонарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам не достигшим 18 лет, к инвалидам I, II групп. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охоты является основным источником существования. Имеются и другие ограничения в применении конфискации, возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специальных прав.

Ограничение оснований для применения административных наказаний в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, прокуроров, лиц пользующихся депутатской неприкосновенностью, связанной с применением административных наказаний судом, и в других случаях, предусмотренных законодательством. Так, военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. На общих основаниях они несут ответственность лишь за нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и контрабанду. К ним не могут быть применены исправительные работы, административный арест, к военнослужащим срочной службы также штраф. Но они могут быть освобождены от административной ответственности за эти административные правонарушения органом (должностным лицом), решающим дело, с передачей материалов для решения вопроса о дисциплинарной ответственности.

Не подлежат ответственности за административные правонарушения иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции в Российской Федерации.

Литература:

1. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФА. М), 2001.

2. Административное право. Общая часть: Учебник./ Под ред. докт. юрид. наук, проф. В.А. Юсупов; канд. юрид. Наук, доц. В.Д. Симухина. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

3. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. 2-е изд., испр. И доп. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. Гос. Академия права», 2003.

4. Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

5. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Норма,2004.

  • § 3. Характеристика административно- правового статуса иностранцев и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
  • § 4. Понятие и виды коллективных субъектов административного права, основы их административно-правового статуса
  • § 5. Характеристика административно- правового статуса коммерческих юридических лиц
  • § 6. Характеристика административно- правового статуса некоммерческих организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц (в том числе общественных объединений и благотворительных организаций)
  • Тема 3. Правовой статус органов исполнительной власти
  • § 1. Понятие и признаки органа исполнительной власти
  • § 2. Классификация органов исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти
  • § 3. Система органов исполнительной власти
  • § 4. Полномочия Президента Российской Федерации в отношении системы органов исполнительной власти
  • § 5. Правовой статус Правительства Российской Федерации
  • § 6. Система органов исполнительной власти Красноярского края
  • § 7. Вопросы делегирования властных полномочий
  • § 8. Регламенты деятельности федеральных органов исполнительной власти
  • § 9. Взаимодействие между органами исполнительной власти, между органами исполнительной власти и органами иных ветвей власти
  • § 10. Структура и штаты органа
  • § 11. Административная реформа в Российской Федерации
  • Тема 4. Государственная служба и статус государственных служащих
  • § 1. Понятие, правовое регулирование, виды и система государственной службы
  • § 2. Государственная должность: понятие, виды
  • § 3. Понятие государственных служащих, определение их правового статуса, их основные права и обязанности
  • § 4. Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы
  • § 5. Требования к служебному поведению государственных служащих. Конфликт интересов на государственной службе
  • § 6. Прохождение государственной службы
  • Тема 5. Формы и методы деятельности органов исполнительной власти
  • § 1. Понятие форм деятельности органов исполнительной власти
  • § 2. Нормативные акты
  • § 3. Индивидуальные акты
  • § 4. Административные договоры
  • § 5. Понятие методов административного управления
  • § 6. Лицензирование в Российской Федерации
  • § 7. Контроль и надзор в деятельности органов исполнительной власти
  • § 8. Административное принуждение
  • Тема 6. Административная ответственность: понятие, характеристика, основания, меры, общие правила назначения
  • § 1. Понятие, признаки административной ответственности
  • § 2. Законодательство об административной ответственности
  • § 3. Субъекты административной ответственности
  • § 4. Понятие, признаки административного правонарушения
  • § 5. Состав административного правонарушения
  • § 6. Понятие и виды административных наказаний
  • § 7. Общие принципы и правила назначения административных наказаний
  • Тема 7. Производство по делам об административных правонарушениях
  • § 1. Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика
  • § 2. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях
  • § 3. Доказательства, используемые в производстве по делам об административных правонарушениях
  • § 4. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика
  • § 5. Лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях
  • § 6. Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях
  • Тема 8. Административный процесс
  • § 1. Понятие административного процесса
  • § 2. Принципы административного процесса
  • § 3. Понятие административного производства, их виды
  • § 4. Административно-процессуальное законодательство
  • § 5. Разрешение на покупку и ношение огнестрельного оружия
  • § 6. Разрешение на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну
  • Тема 9. Законность в деятельности органов исполнительной власти и способы её обеспечения
  • § 1. Понятие, сущность, условия и способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти
  • § 2. Президентский контроль
  • § 3. Парламентский контроль
  • § 4. Контроль органов исполнительной власти
  • § 5. Прокурорский надзор
  • § 6. Судебный контроль
  • § 7. Административная юстиция
  • § 8. Рассмотрение арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
  • Тема 10. Основы отраслевого государственного управления (особенная часть административного права)
  • § 1. Виды управления. Отраслевое управление
  • § 2. Понятие и содержание Особенной части административного права
  • § 3. Государственное управление в области экономики
  • § 4. Государственное управление в социально-культурной сфере
  • § 5. Государственное управление в сфере административной деятельности
  • Тема 11. Административное право зарубежных стран
  • § 1. Обзорная характеристика административного права в сша и Франции
  • § 2. Особенности организации органов исполнительной власти в сша и Франции
  • § 3. Особенности государственной службы во Франции
  • § 4. Особенности форм и методов деятельности органов исполнительной власти в сша и Франции
  • § 6. Особенности административной юстиции в зарубежных странах
  • Список рекомендованной литературы (нормативные акты указаны по состоянию на 06.05.2008) Основная литература ко всем темам курса:
  • Дополнительная литература к теме 1:
  • Дополнительная литература к теме 2:
  • Дополнительная литература к теме 3:
  • Дополнительная литература к теме 4:
  • Дополнительная литература к теме 5:
  • Дополнительная литература к теме 6:
  • Морозова, н. А. Понятие и критерии малозначительности административных правонарушений [Текст]/ н.А. Морозова // Арбитражная практика. –2003. –№ 12.
  • Дополнительная литература к теме 7:
  • Дополнительная литература к теме 8
  • Дополнительная литература к теме 9:
  • Дополнительная литература к теме 10:
  • Дополнительная литература к теме 11:
  • Федеральные органы исполнительной власти
  • Судебная власть
  • Морозова Наталья Александровна Административное право. Курс лекций
  • § 2. Законодательство об административной ответственности

    В соответствии со ст. 1.1 КоАП Российской Федерации на уровне Российской Федерации все вопросы, связанные с административной ответственностью, регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Иными законами, кодексами административная ответственность регулироваться не должна. В реальности это правило нарушается, так как параллельно действуют нормы Налогового кодекса, Бюджетного кодекса и ряда законов, устанавливающих ответственность за ряд нарушений одновременно с КоАП Российской Федерации.

    Согласно п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

    На уровне субъектов Российской Федерации административная ответственность устанавливается законами этих субъектов об административных правонарушениях. На территории Красноярского края действует Закон Красноярского края от 26.04.2004 № 10-1900 «Об административных правонарушениях».

    Статья 1.3 содержит правила, согласно которым распределяется компетенция между Российской Федерации и её субъектами в области административной ответственности.

    К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

    1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

    2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

    3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

    5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

    На уровне Российской Федерации определяется подсудность дел об административных правонарушениях судам, подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав и подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, федеральным органам исполнительной власти.

    Учитывая эти нормы и некоторые иные, к ведению субъектов Российской Федерации относятся:

    1) установление ответственности за нарушение тех норм, которые в свою очередь установлены законодательством этих субъектов и актами муниципальных органов;

    2) установление ответственности только в виде предупреждения и штрафа;

    3) отнесение к подведомственности органов исполнительной власти данного субъекта дел о тех нарушениях, которые установлены законом этого субъекта.

    К сожалению, субъекты Российской Федерации зачастую нарушают указанные правила.

    § 3. Субъекты административной ответственности

    Возможность лица понести административную ответственность предусмотрена законом. В теории права способность лица понести самостоятельную ответственность называется «деликтоспособностью ». В самом общем виде деликтоспособность – это часть дееспособности, которая вместе с правоспособностью составляет правосубъектность.

    Деликтоспособность является частью дееспособности и означает способность своими действиями создавать обязанности в виде ответственности 122 . Деликтоспособность является необходимым юридическим свойством лица, привлекаемого к административной ответственности. Деликтоспособность заключается в способности принять на себя ответственность за совершенный административный проступок 123 . Лицо должно обладать деликтоспособностью в момент совершения правонарушения. Признаки, позволяющие определить лицо в качестве деликтоспособного, закрепляются правом. Данная способность признается не за всеми лицами. Вопрос о том, кто конкретно может быть привлечен к административной ответственности – это вопрос о её субъектах.

    Общим субъектом может быть любое вменяемое физическое лицо , достигшее возраста 16 лет.

    Общим субъектом так же является юридическое лицо , которое может быть привлечено к ответственности в момента государственной регистрации. Иные виды коллективных субъектов административного права к административной ответственности привлекаться не могут.

    Институт административной ответственности юридических лиц является принципиально новым для российской правовой системы и свое полноценное правовое регулирование получил только с 2002 года – с принятием нового КоАП. До данного времени большинство ученых-административистов отвергало возможность привлечения юридических лиц к ответственности или предлагало относиться к данному институту с большой осторожностью.

    Наиболее заметными особенностями административной ответственности юридических лиц являются следующие:

    1) к ним применяются только пять наказаний: предупреждение, штраф, возмездное изъятие, конфискация, административное приостановление деятельности;

    2) размеры штрафов для юридических лиц достигают 1 млн. руб., для иных субъектов они значительно ниже;

    3) объективную сторону административного правонарушения, за которое к ответственности привлекается юридическое лицо, в реальности выполняет его работник, поэтому КоАП Российской Федерации закрепляет правило, согласно которому «назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо» (ч. 3 ст. 2.1 КоАП);

    4) юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, специально предусмотренных статьями раздела II (Особенная часть), то есть если в диспозиции или санкции статьи специально сказано, что эта статья применяется к юридическим лицам, то их можно привлекать к ответственности за это правонарушение. Если такого указания нет, значит по умолчанию на юридических лиц нормы этой статьи не распространяются. Сам законодатель не всегда придерживается этого правила;

    5) если в статьях иных разделов КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу;

    6) законодатель не дает понятия вины юридического лица, а только устанавливает правило определения его виновности;

    7) от имени юридических лиц в отношениях, связанных с привлечением юридического лица действует его законный представитель (руководитель);

    8) обязанность понести административную ответственность может быть передана при реорганизации юридического лица;

    9) в случае привлечения юридического лица к ответственности на него возлагается обязанность возмещения издержек по делу об административном правонарушении;

    10) постановления органов исполнительной власти, должностных лиц и административных комиссий о привлечении к административной ответственности юридических лиц обжалуются в арбитражные суды.

    Кроме «общего субъекта» выделяется так же категория «особенный субъект» административной ответственности. Особенные субъекты – это те субъекты, привлечение которых к ответственности связано с рядом особенностей, преимущественно процессуального характера. Согласно части 1 статьи 1.4 КоАП «лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств». Существование особенных субъектов не нарушает этот принцип.

    К особенным субъектам относятся:

    1) Несовершеннолетние . Согласно ч. 2 ст. 2.3 КоАП Российской Федерации «с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних». Основные особенности административной ответственности несовершеннолетних:

    Это лица с 16 до 18 лет;

    Привлечение их к ответственности производится комиссией по делам несовершеннолетних;

    Эти лица могут быть вообще освобождены от ответственности и комиссии могут применить к ним следующие меры воздействия 124:

    а) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;

    б) вынести предупреждение;

    в) объявить выговор или строгий выговор;

    г) возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и суммам ущерба не превышает одной второй минимального размера оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда;

    д) наложить на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельной заработок, штраф;

    е) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;

    ж) передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;

    з) направить несовершеннолетнего в специальное лечебно - воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;

    и) поместить несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение. Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет - в специальное профессионально - техническое училище. Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может установить также условно с годичным испытательным сроком.

    й) комиссии вправе входить в орган опеки и попечительства с предложениями об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией.

    О времени и месте рассмотрения дела о привлечении к ответственности несовершеннолетнего обязательно извещается прокурор;

    При рассмотрении дела должен присутствовать педагог;

    Обязательно извещаются законные представители несовершеннолетнего,

    Сам факт несовершеннолетия является смягчающим ответственность обстоятельством,

    Дела о привлечении к ответственности несовершеннолетних обязательно рассматриваются по месту их жительства, а не по месту совершения правонарушения в соответствии с общим правилом,

    Обязанность выплатить штраф, назначенный несовершеннолетнему, может быть возложена на его законных представителей.

    2) Должностные лица . Они несут ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП).

    Под должностным лицом согласно КоАП понимается:

    а) лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него,

    б) лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

    Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

    Таким образом, КоАП Российской Федерации в целом позаимствовал подход к определению сущности понятия «должностное лицо» УК Российской Федерации.

    3) Индивидуальные предприниматели . Они несут ответственность как должностные лица, что означает, что наказание к ним применяется в тех пределах, которые установлены санкцией статьи для должностных лиц. Многие статьи имеют собственные санкции для предпринимателей. Наиболее существенной особенностью их ответственности является то, что к ним применяются то нормы, установленные для физических лиц, то нормы, установленные для юридических лиц. Такая неопределенность в их правовом статусе способствует многочисленным нарушениям прав предпринимателей.

    4) Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания . Под категорию лиц, имеющих специальные звания, попадают сотрудники:

    Органов внутренних дел,

    Органов и учреждений уголовно-исполнительной системы,

    Государственной противопожарной службы,

    Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,

    Таможенных органов.

    По общему правилу, за совершение административных правонарушений все эти лица несут дисциплинарную ответственность, в соответствии с актами (Уставами), регламентирующими порядок прохождения ими службы.

    За несколько нарушений (предусмотренных статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1 - 18.4, 19.5.7, 19.7.2 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов)) эти лица несут ответственность на общих основаниях. Но при этом следует знать, что к этим лицам вообще не применяется такое наказание, как административный арест. Кроме того, к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы не может применяться административный штраф.

    5) Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица . По общему правилу, если эти лица находятся и совершили правонарушение на территории Российской Федерации или на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, эти лица подлежат административной ответственности на общих основаниях. Из основных особенностей их ответственности наиболее заметными являются две:

    К иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть применено выдворение;

    Как правило, эти лица не владеют русским языком, поэтому им обязательно должен предоставляться переводчик.

    Дополнительным последствием является возможность их депортации с территории Российской Федерации.

    Отдельного внимания заслуживает проблема об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение. Вопрос об ответственности такого лица разрешается в соответствии с нормами международного права.

    6) В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 210-ФЗ 125 с 1 июля 2008 года Кодекс будет дополнен статьей 2.6.1, устанавливающей особенности ответственностисобственников (владельцев) транспортных средств.

    К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств (независимо от того, кто был за рулем).

    Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

    7) Часть 2 статьи 1.4 КоАП устанавливает возможность существования особых условий применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц ). Такие условия устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. КоАП Российской Федерации не устанавливает таких особенностей, они содержатся в специальных законах, определяющих статус этих лиц.

    а) Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации,депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть привлечен к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

    Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации распространяется на используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж.

    Указанные ограничения не распространяются на действия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не связанные с осуществлением им своих полномочий.

    В случае возбуждения дела, предусматривающего административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не связанных с осуществлением им своих полномочий, по завершении производства по делу об административном правонарушении такое дело не может быть передано в суд без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации 126 .

    б) Зарегистрированный кандидат в депутаты органов местного самоуправления на территории муниципального образования не может быть подвергнут мерам административного наказания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации 127 .

    в) Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

    Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

    В отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

    В отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

    Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

    Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей 128 .

    г) Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя органов прокуратуры , досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей, а также задержания при совершении преступления 129 .

    д) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, без согласия Государственной Думы, а равно задержан, арестован либо подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы 130 .