Соотношение муниципального права с другими отраслями права. Соотношение муниципального права с другими отраслями российского права

Вопрос о месте муниципального права в системе других отраслей права является дискуссионным. Связано это с тем, что данная отрасль новая и находится в стадии формирования.

Ряд авторов в принципе отрицают существование муниципального права в качестве самостоятельной отрасли права. Так, например, В. А. Баранчиков говорит о том, что к муниципальному праву нельзя относиться как к отрасли права. Он считает его отраслью российского законодательства, которая включает в себя нормы многих отраслей права, юридически обеспечивающих функционирование всех институтов местного самоуправления. М. В. Баглай полагает, что муниципальное право является институтом конституционного права, так как его основными источниками являются Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Федерации, Законы РФ и ее субъектов, указы Президента России и др.

B. C. Четвериков, называя муниципальное право комплексной отраслью в силу отсутствия своих, специфических норм права
и использования правовых норм конституционного, гражданского, административного права, фактически также говорит о муниципальном праве как подотрасли административного права. Ю. Н. Старилов считает, что муниципальное право является подотраслью административного права. Наряду с милицейским, строительным, социальным, служебным, образовательным правом он относит муниципальное право к Особенной части административного права.

Чтобы определиться с вопросом о самостоятельности муниципального права как отрасли, необходимо рассмотреть критерии разделения права на отрасли и выделения на их основе новых отраслей в этой системе.

Отрасли права отличаются друг от друга предметом, методом и законодательством, т. е. системой источников. Другие исследователи добавляют иные признаки отрасли права: наличие системы (целостности), особых субъектов правоотношений, наличие государственной и общественной потребности в ней, высокая социальная значимость.

Как уже отмечалось, особенность муниципального права заключается в его комплексности. Эта новая отрасль зародилась на стыке нескольких отраслей публичного и частного права: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного, экологического. На первоначальном этапе формирования данная отрасль заимствует нормы этих отраслей, формируя при этом собственный, уникальный предмет правового регулирования.

По обоснованному мнению С. В. Полениной, превращение «пограничных» институтов в новую отрасль права возможно только тогда, «когда этот институт приобретает определенную „критическую массу“». В результате у него появится необходимая сумма новых свойств, касающихся предмета, методов, принципов и механизма правового регулирования, наличие которых позволяет констатировать, что перед нами новая отрасль права». Муниципальное право приобрело такую «критическую массу», которая соответствует указанным выше критериям.

Во-первых, необходимо признать специфический предмет правового регулирования муниципального права. Его особенности мы уже рассматривали выше. Отношения, составляющие предметную определенность муниципального права, имеют не только значительную количественную характеристику, но и, прежде всего, качественную уникальность. Эти отношения возникают в процессе осуществления особого уровня публичной власти, в них принимают участие особые субъекты , которых нет в других правоотношениях, - органы территориального общественного самоуправления, население муниципального образования (например, при проведении местного референдума) и др. Правовой статус органов и должностных лиц местного самоуправления во многом закрепляется муниципальными правовыми актами.

Во-вторых, у муниципального права сложился свой круг источников . К таковым можно отнести Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон от 2 марта 2007 г.
№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», иные федеральные законы, законы субъектов РФ о местном самоуправлении, уставы муниципальных образований и др. Эти источники в первую очередь являются источниками именно муниципального права. Самостоятельность законодательства о местном самоуправлении признается, например, в постановлении Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1394 «О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления». Предусматриваются два основных этапа исполнения данной программы, причем на втором этапе (2003-2014 гг.) в качестве одной из задач ставится выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении . Более того, нормативно-правовые акты о местном самоуправлении принимаются на трех уровнях: федеральном, субъектов Федерации и местном.

В-третьих, имеется государственная и общественная потребность в существовании муниципального права как отрасли, нормы которой регулируют общественные отношения в сфере нового публично-властного института - местного самоуправления. Институт местного самоуправления получил признание в качестве основы конституционного строя России (ст. 12 Конституции РФ), формы народовластия (ст. 3 Конституции РФ). Необходимо напомнить, что местное самоуправление в России появилось именно по инициативе государства. Упомянутая Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления и целый ряд других документов также свидетельствуют о такой потребности.

В-четвертых, муниципальное право имеет собственную устойчивую структуру , основанную на единстве муниципально-правовых отношений.

Что касается метода правового регулирования, то, как уже было отмечено, существует два универсальных метода воздействия права на общественные отношения, которые конкретизируют предмет отрасли по своему удельному весу в структуре норм данной отрасли. Ряд авторов отмечает, что правовое регулирование в муниципальном праве основано на сочетании диспозитивного и императивного методов при характерном преобладании в целом императивного метода, что и отличает его от других отраслей права.

Все указанные признаки муниципального права свидетельствуют о самостоятельности этой отрасли.

Комплексный характер муниципального права также не является основанием для отрицания его самостоятельности. Муниципальное право, используя нормы других отраслей права в целях обеспечения всесторонней регламентации отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, тем не менее в полной мере не тяготеет к какой-либо одной отрасли права. Кроме того, помимо комплексных муниципально-правовых норм (норм «двойного назначения») в отрасли муниципального права есть и свои, исключительно муниципально-правовые нормы, имеющие самостоятельное значение, собственную законодательную базу и потому не связанные напрямую с нормами других отраслей права. Такие нормы занимают значительное место в механизме муниципально-правового регулирования. Само их наличие, а также приоритетный характер по сравнению с нормами «двойного назначения» доказывают самостоятельность муниципального права как отрасли права. В данную группу норм включены, прежде всего, муниципально-правовые нормы, устанавливающие организационные основы местного самоуправления: модели местного самоуправления, статус субъектов местного самоуправления, некоторые формы осуществления местного самоуправления, гарантии местного самоуправления. Таким образом, комплексность как особенность муниципального права характерна не для всех муниципально-правовых норм.

Комплексный, пограничный характер муниципального права между отраслями публичного и частного права предопределяет особое место данной отрасли в системе российского права. Нормы и институты муниципального права сочетают в себе публичные
и частные начала, упорядочивая и закрепляя широкую сферу общественных отношений, имеющих непосредственное отношение не только к осуществлению власти на местах, но, прежде всего, к повседневным потребностям и интересам каждого человека по месту его жительства. Муниципальное право представляет собой микромодель национального права России, объединяя все отрасли, институты, нормы, работающие в муниципальных образованиях и обеспечивающие жизнедеятельность последних.

И. А. Конюхова считает, что муниципальное право сформировалось и развилось в качестве самостоятельной отрасли как ответвление от конституционного права. Отчасти это верно, потому что прежде всего Конституция закрепила положение о признании и гарантированности местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, формы народовластия, посвятила ей специальную главу. В то же время муниципальное право рождается на стыке нескольких отраслей - конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, земельного права, экологического права.

Наиболее сильное влияние на муниципальное право оказывает конституционное право, так каконо занимает ведущее место в правовой системе. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые являются основополагающими во всех областях жизни и служат основой формирования всех других общественных отношений. Нормы конституционного права закрепляют определяющие принципы, на которых основано устройство общества
и государства, которые характеризуют положение человека в обществе и государстве, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Они регулируют широкую сферу отношений между Федерацией и ее субъектами и закрепляют основные принципы системы органов государственной власти
и системы органов местного самоуправления. Конституционное право содержит нормы, являющиеся основополагающими для всех других отраслей права, и закрепляет его ведущие принципы. Именно его нормами регулируется процесс создания права. Они определяют виды правовых актов органов, их издающих, соотношение юридической силы таких актов.

Нельзя считать муниципальное право подотраслью конституционного только лишь в силу того, что его основными источниками являются Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Федерации, законы РФ и ее субъектов, указы Президента России. Все эти правовые акты - источники всех отраслей права. Действительно, общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, складываются во всех сферах государства и общества. Однако ими охватывается не весь комплекс общественных отношений в соответствующей сфере, а только те из них, которые являются базовыми для всех других отношений и предопределяют их содержание в той или иной области.

Конституционное право устанавливает лишь общие принципы, основы местного самоуправления, которые нуждаются в развитии
и конкретизации на уровне норм и институтов муниципального права.

Муниципальное право тесно взаимодействует с административным правом. Органы местного самоуправления в соответствии
с законодательством обладают административной правосубъектностью . Так, например, в соответствии со ст. 2.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности к числу органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах, городских округах Волгоградской области и районах городского округа город-герой Волгоград (муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), а согласно ч. 4 ст. 2.9 кодекса к числу должностных лиц, которым предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, кодекс относит должностных лиц органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация таких полномочий подконтрольна государству. В отдельных сферах государственного управления органы государственной и муниципальной власти могут осуществлять совместную деятельность, в т. ч. реализуя различного рода государственные программы. Подобного рода отношения одновременно будут регулироваться и нормами муниципального права, и нормами административного права. Взаимодействие двух этих отраслей проявляется также при регулировании института муниципальной службы.

Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом , определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления. Соприкасаются эти отрасли в вопросах владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, определения порядка и условий приватизации такого имущества и т. п. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ или субъектов РФ и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в т. ч. межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий. Процедуры такой деятельности установлены нормами гражданского права.

Муниципальное право соприкасается с финансовым правом
в вопросах формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, межбюджетных отношениях, при установлении местных налогов и сборов и т. п.

Взаимодействие с экологическим правом проявляется при осуществлении природоохранной деятельности органов местного самоуправления. Реализуя экологическую функцию, органы местного самоуправления продолжают общее государственное дело охраны окружающей среды, имея при этом возможность приспосабливать свои полномочия по осуществлению этой функции к специфическим местным условиям в комплексе с другими функциями.

С земельным правом муниципальное право взаимодействует
в сфереосуществления контроля за использованием земель, находящихся на территории муниципального образования, охраны земель поселений и т. п. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г.
№ 136-ФЗ к числу участников земельных отношений относит муниципальные образования (ст. 5). Меры по охране земель поселений подразумевают проведение комплекса мероприятий различного характера, включая установление ряда обязанностей для органов местного самоуправления.

Муниципальное право - новая отрасль российского права, находящаяся в процессе своего становления. На этом этапе оно использует нормы многих других отраслей права. Однако, как справедливо отмечает А. Н. Костюков, «развиваясь, муниципальное право демонстрирует новую комплексность, суть которой - в обеспечении приоритета муниципально-правового регулирования над другими правовыми регуляторами при помощи норм, имеющих исключительно муниципально-правовую прописку (например, закрепляющих организационные основы местного самоуправления)». По мере увеличения законодательства о местном самоуправлении, его возможной кодификации, с учетом иных рассмотренных выше факторов муниципальное право приобретает характер самостоятельной отрасли
в системе российского права.

  • 9. Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, основные направления совершенствования.
  • 3. Предмет и метод муниципального права как отрасли права.
  • 4. Муниципально-правовые нормы: понятие, особенности, виды.
  • 10. Законодательство субъектов рф о местном самоуправлении: современное состояние, основные направления совершенствования.
  • 11. Устав муниципального образования: структура, содержание, порядок принятия, регистрации и вступления в силу.
  • 14. Организация местной власти в советский период: положительные и негативные тенденции государственного строительства.
  • 16. Общая характеристика континентальной (французской) модели местного самоуправления.
  • 19. Понятие, сущность, назначение местного самоуправления.
  • 20.Продолжение
  • 21. Система местного самоуправления в России: понятие и основные элементы.
  • 16.Продолжение
  • 17. Общая характеристика смешанной (германской) модели местного самоуправления.
  • 18. Основные теории о сущности и природе местного самоуправления
  • 11.Продолжение
  • 12. Система, порядок подготовки, вступления в силу и отмена муниципальных правовых актов.
  • 13. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
  • 22. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • 23. Функции местного самоуправления.
  • 25. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • 27. Понятие территориальных основ местного самоуправления.
  • 28. Муниципальное образование: понятие, статус и виды.
  • 29. Границы муниципальных образований, их установление и изменение.
  • 30. Преобразование муниципальных образований.
  • 25.Продолжение
  • 26. Конституционно-правовые полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления.
  • 24. Вопросы местного значения: понятие, виды, правовое закрепление
  • 31. Межмуниципальное сотрудничество.
  • 32. Непосредственные формы осуществления местного самоуправления: понятие, виды, правовое регулирование.
  • 36. Публичные слушания. Правотворческая инициатива граждан.
  • 39. Территориальное общественное самоуправление.
  • 40. Органы местного самоуправления: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
  • 41. Компетенция органов местного самоуправления в рф: понятие, общая характеристика.
  • 42. Представительный орган муниципального образования: понятие, порядок формирования, структура, полномочия.
  • 36.Продолжение
  • 37. Сход граждан. Собрания, конференции граждан.
  • 38. Обращения граждан в органы местного самоуправления.
  • 32.Продолжение
  • 33. Местный референдум: понятие, правовое регулирование организации и проведения
  • 34. Муниципальные выборы: понятие, правовое регулирование организации и проведения.
  • 43. Заседания представительного органа муниципального образования: порядок подготовки и проведения.
  • 44. Постоянные комиссии представительного органа муниципального образования: виды, функции, организация работы.
  • 46. Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
  • 47. Глава местной администрации: порядок формирования, полномочия, ответственность.
  • 47.Продолжение
  • 48. Местная администрация: понятие, порядок формирования, внутренняя структура, полномочия.
  • 49. Контрольно-счетный орган местного самоуправления: порядок формирования, основные полномочия.
  • 46.Продолжение
  • 45. Статус депутата представительного органа муниципального образования: понятие, содержание, правовое регулирование
  • 50. Муниципальная служба: понятие, принципы, правовое регулирование.
  • 51. Понятие и виды муниципальных служащих.
  • 52. Муниципальный служащий: правовой статус.
  • 54. Поступление на муниципальную службу. Прохождение, прекращение муниципальной службы.
  • 56. Муниципальное имущество: понятие, виды, способы образования, правовое регулирование.
  • 56.Продолжение
  • 57. Местный бюджет: понятие, структура, правовая основа.
  • 54.Продолжение
  • 55. Экономическая основа местного самоуправления в рф: понятие, структура, юридическое закрепление.
  • 52.Продолжение
  • 53. Гарантии и социальные льготы муниципальных служащих.
  • 58. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании.
  • 59. Доходы местных бюджетов: общая характеристика.
  • 62. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере.
  • 64. Понятие и виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
  • 65. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
  • 62.Продолжение
  • 63. Понятие и система гарантий местного самоуправления.
  • 59.Продолжение
  • 60. Расходы местных бюджетов: общая характеристика.
  • 61. Муниципальный заказ: понятие, условия размещения, правовое регулирование.
  • 66. Ответственность органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.
  • 67.Ответственность органов и должностных лиц перед физическими и юридическими лицами.
  • 68. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.
  • 1. Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями права

    При определении места муниципального права (МП) в правовой системе РФ необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, как уже отмечалось, это - комплексный характер отрасли муниципального права. Поэтому муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права.

    МП организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

    Для МП характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

    Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы.

    Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового права; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву, и т.д.

    2. Муниципальное право как наука: понятие, источники и методы научных исследований

    Термин «муниципальное право» используется для обозначения отрасли права, науки и учебной дисциплины .

    Как наука, МП - это совокуп знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления. Это более широкое понятие, чем муниципальное право как отрасль права. Наука муниципального права помимо общепризнанных норм рассматривает дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы. В рамках научных исследований помимо действующих в РФ в настоящее время институтов местного самоуправления ученые изучают практику правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности, а также обращаются к зарубежному опыту в данной сфере.

    Теоретическими источниками муниципального права являются фундаментальные научные труды ученых-юристов и видных деятелей земского движения дореволюционной России, изучавших опыт организации земского и городского самоуправления. В первую очередь можно отметить такие работы, как «Государственное и общественное управление и самоуправление и судебная власть» В.П. Безобразова (1882 г.), «О самоуправлении. «История местного самоуправления в России» А.Д. Градовского (1899 г.), Однако в дореволюционной России не произошло выделения МП в самостоятельную отрасль права или научную дисциплину. Проблемы муниципальных отношений изучались в основном в рамках гос. или админист. права.

    В советское время МС было фактически ликвидировано и заменено системой местных советов, которые являлись местными органами гос власти. Однако не следует полностью отбрасывать изучение опыта функционирования этой системы, который получил отражение в юридической науке в период советского строительства.

    Наука МП изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, при этом используются присущие всему правоведению общенаучные методы (диалектический, системный, конкретно-социологичекий), а также специальные (сравнительно-правовой, статистический, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический и др.).

    Термин «муниципальное право» применяется также и в качестве названия учебной дисциплины. Задачи данного курса состоят в оказании помощи будущим юристам и менеджерам в изучении основ правового регулирования организации и функционирования местного самоуправления.

    Учебная дисциплина муниципального права представляет собой совокупность наиболее общих знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления.

    Можно выделить следующие основные отличия учебной дисциплины муниципального права от науки: 1) учебная дисциплина является вторичной по отношению к науке, так как базируется на ее достижениях; 2) учебная дисциплина не использует теорий и гипотез, а оперирует только общепризнанными положениями; 3) наука всегда обладает свойством проблемности, учебная дисциплина такого свойства иметь не может; 4)источником науки являются научные статьи, монографии, диссертационные исследования, источником учебной дисциплины - учебники и учебные пособия.

    "

    В настоящее время некоторые ученые не рассматривают муниципальное право в качестве самостоятельной отрасли права, так как изначально оно возникло как подотрасль конституционного праваКостюков А. Н. Муниципальное право России: учебник для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2012. С.11..

    В определённом смысле подхода промежуточного характера придерживается А.А. Сергеев, который выделяет муниципальное право в широком и узком смысле. В узком смысле он трактует муниципальное право как совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих организацию местного самоуправления. В широком смысле под муниципальным правом понимает то, что представители первого из вышеперечисленных подходов называют «комплексной отраслью муниципального права». Под муниципальным правом он понимает объединение муниципального права в узком значении с базовыми и локальными межотраслевыми институтами, причем рассмотрение его в этом смысле целесообразно в учебных целях.

    Таким образом, в российской юридической науке существуют следующие точки зрения о соотношении конституционного и муниципального права:

    муниципальное право - самостоятельная комплексная отрасль российского права;

    муниципальное право - подотрасль конституционного права;

    муниципальное право может пониматься в двух смыслах: в узком - это подотрасль конституционного права, в широком - комплексное правовое образование.

    Думается все же, что согласиться с несамостоятельным характером отрасли муниципального права нельзя. Конституционное право в силу специфики своего предмета регулирует, как правило, лишь базисные общественные отношения в соответствующей сфере, подробная же регламентация осуществляется нормами другой отрасли, хотя есть и исключения. В этом смысле конституционное право не регламентирует подробно, например, деятельность местных администраций - это задача именно муниципального права.

    В доктрине права рассматривается также положение о том, что муниципальное право является подотраслью административного права. Так, Ю.Н. Стари- лов наряду с милицейским, строительным, социальным, служебным, образовательным правом относит муниципальное право к особенной части административного праваСтарилов Ю. Н. Административное право: практикум. М.: Норма, 2010. С. 24.. Согласно точки зрения В.С. Четверикова, муниципальное право является комплексной отраслью в силу отсутствия специфических норм права и использования правовых норм конституционного, гражданского, административного права, тем самым автор фактически говорит о муниципальном праве как подотрасли административного праваЧетвериков В. С. Муниципальное право: учеб.пособие. М.: Инфра-М, РИОР. Серия: ВПО: Бакалавриат, 2013. С. 208..

    Следует признать, что муниципальное право имеет ряд точек пересечения с административным правом. Во-первых, муниципальное управление осуществляется, преимущественно, с использованием метода власти-подчинения. Во-вторых, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, выполняя при этом функции государственного управления. В- третьих, органы местного самоуправления могут являться органами административной юрисдикции, осуществляя при этом правоохранительную деятельность.

    Тем не менее, значительный объем в муниципальном праве норм конституционного, гражданского, финансового и некоторых других отраслей права позволяет считать его самостоятельной комплексной отраслью российского права.

    И.В. Выдрин полагает, что муниципальное право обладает присущим только ему предметом регулирования, специфическими правовыми конструкциями, своеобразной структурированностью норм, сочетанием различных методов юридического воздействия, т.е. совокупностью факторов внутреннего свойства Выдрин И. В. Муниципальное право России: учебник. М.: Инфра-М, Норма, 2012. С. 256..

    При этом, следует согласиться с мнением А.Н. Костюкова, что в юридической науке самостоятельность муниципального права как отрасли права доказана и не вызывает сомнений. Муниципальное право, как отрасль права, тесно взаимодействует с конституционным, административным, финансовым, налоговым, гражданским, коммерческим, экологическим отраслями права и др. Нормы данных отраслей права регулируют отдельные группы отношений, складывающихся в системе местного самоуправления. Взаимодействие муниципального права с другими отраслями права обусловлено также применением смежного метода правового регулирования отношений. При соотношении муниципального права с административным и гражданским правом смежными являются также нормы об ответственности субъектов муниципально-правовых отношений. Если рассматривать взаимосвязь муниципального права с гражданским, необходимо отметить, что муниципальные образования являются участниками гражданского оборота, при этом от их имени выступают органы местного самоуправления - как юридические лица. Муниципальное право взаимодействует также с земельным правом, так как органы местного самоуправления имеют непосредственное соприкосновение с управлением определенной частью земельных ресурсов. Муниципальное право соотносится также по предмету правового регулирования с финансовым правом в области бюджетно-финансовой деятельности органов местного самоуправления.

    Поэтому следует сделать вывод о том, что, несмотря на наличие тесной связи между отраслями конституционного и муниципального права, муниципальное право России является самостоятельной отраслью права, имеющей собственный предмет регулирования.

    Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права.

    Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

    Как уже отмечалось, муниципальное право – комплексная отрасль. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что многие нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права; во-вторых, входят во вторичную правовую структуру – комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

    Муниципальное право связано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия.

    Тем самым нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

    Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена, в частности, тем, что институты муниципальной и государственной службы, несмотря на принципиальные различия, имеют и общие черты.

    Таким образом, законами субъекта РФ устанавливается соотношение должностей муниципальной и государственной службы РФ; время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.

    Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

    Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления они формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения.

    Признание муниципального права в качестве правовой отрасли естественным образом порождает вопрос о месте данной отрасли в единой системе российского права, ее соотношении с другими, смежными отраслями. Чтоб ответить на эти вопросы, необходимо прежде всего уяснить особенности муниципального права как отрасли российского права.

    Вторичный (комплексный) характер муниципального права

    В основе данной его характеристики лежат особенности предмета : общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения.

    Уже эта особенность муниципального права как комплексной отрасли во многом предопределяет ее место и роль в единой системе российского права. Муниципальное право не претендует на статус профилирующей, основной отрасли, к которой относятся конституционное, административное, гражданское, уголовное и некоторые другие отрасли. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом "за счет" других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

    Однако вторичный характер муниципального права отнюдь не означает его низведение до отрасли второстепенной. Напротив, комплексная природа муниципального права, получившая обоснование в специальной литературе , предопределяет важное и весьма своеобразное место данной отрасли в единой системе права, что ярко проявляется, в частности, и в следующей особенности муниципального права.

    Заметим, однако, что такой подход по-прежнему вызывает дискуссии . В частности, как своего рода компромиссное высказывается предложение рассматривать муниципальное право в двух значениях – узком и широком, где муниципальное право в узком смысле – это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих организацию публичной власти на местном уровне, а в широком смысле – объединение муниципального права, понимаемого в узком значении, с базовыми и локальными межотраслевыми институтами . При этом в текущих условиях муниципальное право предлагается понимать именно в узком смысле, в котором оно, по существу, оказывается подотраслью конституционного права, а в самостоятельную отрасль может превратиться лишь тогда, когда: а) спектр регулируемых муниципальным правом отношений станет шире рамок подотрасли; б) качественные отличия местного самоуправления от государственной власти найдут убедительное подтверждение не только в теории, но и на практике.

    Однако, во-первых, "расширение рамок муниципального нрава как подотрасли" означает по существу муниципально-правовую экспансию – распространение муниципально-правового регулирования на общественные отношения, которые в настоящее время не относятся к предмету муниципального права (и, очевидно, регулируются иными отраслями права), что уже сомнительно с точки зрения принципов отраслевой структуризации национальной правовой системы. Кроме того, остается неясным, как расширение предмета регулирования муниципального права за счет немуниципальных отношений позволит консолидировать его в качестве самостоятельной отрасли права. Во-вторых, если исходить из того, что только практика может решить судьбу правового массива как отрасли права, то придется признать, что не только муниципальное право, но и право вообще является неким "заложником" социальной практики, полностью от нее зависимо и не способно оказывать на реальность эффективное организующее воздействие. Это неверно. Муниципальное право и муниципальная практика тесно взаимосвязаны, имея в виду, что муниципально-правовые нормы являются всеобщими и общеобязательными, не могут не исполняться без выхода за пределы правового поля, в плоскость правонарушения. Соответственно, логическая и формально-юридическая организация правового массива, его последовательное научно-теоретическое и законодательное разграничение с другими правовыми явлениями имеет для становления правовой отрасли не меньшее значение, чем юридическая практика.

    В этом плане следует учитывать, что понимание муниципального права как отрасли находит подтверждение не только в теории, но и на уровне актов федеральных органов государственной власти. В частности, соответствующая характеристика муниципального права прямо признается в Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации (подп, "и" п. 3 разд. III), утвержденных Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370, согласно которым решение задачи по обеспечению государственных гарантий местного самоуправления, а также обеспечению соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства РФ о местном самоуправлении и исполнения нормативных правовых актов органов местного самоуправления предполагает, среди прочего, формирование муниципального права как комплексной отрасли права и выработку стратегии законодательной деятельности в области местного самоуправления.

    Это означает, что многие правовые нормы муниципального права и даже институты изначально имеют не муниципальноправовую, а иную отраслевую принадлежность. Поэтому соответствующие нормы как бы "раздваиваются" между муниципальным правом, с одной стороны, и конституционным, административным, финансовым, гражданским правом и другими отраслями, откуда они "перекочевали" в комплексную отрасль муниципального права, – с другой. Но это не влияет на юридическую природу соответствующих предписаний как муниципально-правовых норм. При этом следует учитывать, что муниципально-правовое содержание соответствующих комплексных норм и институтов (как, например, института муниципальной собственности, который имеет прямое закрепление в ст. 215 и других статьях ГК РФ, а не только в специальных источниках муниципального права) не умаляется их закреплением в нормативных правовых актах иной, не муниципально-правовой принадлежности. Напротив, в этих актах они закрепляются одновременно как нормы основной отрасли (например, гражданского права) и как нормы комплексной отрасли муниципального права.

    Этим предопределяется и их юридическая сила в системе межотраслевых и иерархических связей. В силу коллизионного правила, закрепленного в п. 2 ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ, содержащиеся в нем нормативные положения обладают приоритетом в соотношении с другими законами, затрагивающими вопросы местного самоуправления. Тем самым на формально-юридическом уровне обеспечивается отраслевая целостность, однородность, идентичность муниципального права.

    • См., например: Выдрин И. В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект): дис. ... д-ра юрид, наук. Екатеринбург, 1998; Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2006. С. 12; Муниципальное право России / отв. ред. С. А. Авакьян. С. 3–5; Муниципальное право Российской Федерации: учебник / под ред. А. В. Колесникова. М.: Дашков и К°; IPR MEDIA, 2011. С. 8–11; Овчинников И. И., Писарев А. Н. Муниципальное право России. С. 12–23; Пешин Н. Л. Конституционные основы местного самоуправления // Конституционное законодательство России. М., 1999. С. 261–282.
    • См., например: Баранчиков В. Λ. Муниципальное право. М., 2000. С. 75–83; Васильев В. И. Муниципальное право России. М.: Юстицинформ, 2008. С. 9–26.
    • См.: Сергеев А. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. С. 11–19.