Основные мероприятия по охране земельных ресурсов. Курсовая работа: Защита земельных ресурсов от негативных природно-антропогенных процессов

Ст. 12 Земельного кодекса устанавливает, что использование земель должно осуществляться способам обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, с новой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности, и определяется целями охраны земли:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

С целью охраны земель разрабатываются соответствующие программы, предусматривающие перечень обязательных мероприятий по охране зе­мель. При этом учитываются особенности хозяйственной деятельности, природные и другие условия.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных меропри­ятий по охране земель осуществляются на основании экологической экспертизы, установленных санитарно - гигиенических и иных норм и требований. Для проведения проверки соответствия почвы экологичес­ким нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохими­ческие и иные обследования.

Внедрение новых технологий, реализация программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются, если они не соответству­ют установленным экологическим, санитарно - гигиеническим и иным требованиям. Чтобы предотвратить деградацию земель, восстановить плодородие почвы разрешается консервация земель с изъятием их из оборота.

Особый порядок использования установлен для земель, которые подвер­глись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обес­печивается производство продукции, соответствующей установленным требованиям. Такие земли подлежат ограничению в использовании, ис­ключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, они могут переводиться в земли запаса для консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохо­зяйственной продукции.

Эффективность мероприятий по охране земель во многом зависит от экономичес­ких факторов стимулирования рационального использования и береж­ного отношения к земельным ресурсам. Порядок такого стимулирова­ния устанавливается, в частности, бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Меры, повышающие заинтересо­ванность в охране земель, рассчитаны в первую очередь : на собственников земельных участков; землепользователей; землевладельцев; арендаторов земельных участков.


Экономическое стимулирование рационального использования и охра­ны земель предусматривает, в частности, следующие меры:

Освобождение от платы за земельные участки в период их освоения и период, предусмотренный проектом производства работ;

Поощрение работников сельскохозяйственных предприятий, руководи­телей и специалистов за реализацию мероприятий по улучшению каче­ства земель, повышению плодородия почв и их продуктивности;

Установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяй­ственную продукцию;

Компенсацию собственникам земель и другим пользователям произве­денных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв.

Ответственность за нарушения законодательства в сфере использо­вания и охраны земель. За нарушения требований земельного законода­тельства виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, матери­альной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственно­сти.

В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ основанием для наступ­ления дисциплинарной ответственности является неисполнение или ненад­лежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. При этом кроме предусмотренных Кодексом видов взысканий на отдельные категории работников могут быть наложены взыскания, уста­новленные в федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине. В случае, если совершенное работником деяние причинило ущерб работодате­лю, то согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ такой работник обязан нести материальную ответственность.

КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за совершение таких проступков, как :

самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);

уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ст. 7.2);

самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округ санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8);

самовольная переуступка права пользования землей (ст. 7.10);

незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16);

порча земель (ст. 8.6);

невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7);

использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и ряд других нарушений.

Ответственность за отдельные нарушения законодательства об использовании и охране земель может наступать и в соответствии с законодательные актами субъектов РФ.

Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за :

Регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ);

Отравление, загрязнение или порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращен с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иные опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (ст. 254 УК РФ).

Гражданско-правовая ответственность за совершение нарушений земельного законодательства наступает на основании решений суда и может выражаться в возмещении виновным причиненного вреда окружающей среде или здоровью граждан, в том числе в результате совершения преступления или административного проступка, либо в совершении (воздержании) каких-либо обязательных действий, например, освобождении самовольно занятого земельного участка.

Государственное управление в сфере использования и охра­ны земель в основном заключается в реализации таких мероприятий как:

1. Осуществление мониторинга земель;

2. Проведение землеустройства;

3. Ведение государственного земельного кадастра;

4. Осуществление государственного контроля;

5. Проведение мелиоративных мероприятий

1. Мониторинг земель (происходит от лат. monitor - наблюдающий, предостерегающий) согласно ст. 67 Земельного кодекса РФ - система наблюдения за состоянием земель на всей территории РФ. При этом основными задачами проведения мониторинга яв­ляются:

Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих из­менений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

Информационное обеспечение ведения государственного земельного ка­дастра, государственного земельного контроля за использованием и ох­раной земель, иных функций государственного и муниципального управ­ления земельными ресурсами, а также землеустройства;

Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

2. Феде­ральный закон «О землеустройстве» от 18.06.01 г. устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использо­вания земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Под землеустройством согласно ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» понимаются «мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также для организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство)».

Функции государственного управления землеустроительным процессом РФ в соответствии с Положением о Федеральной службе земельного кадастра России осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы.

Главной задачей землеустройства является организация рационального использования земель всех категорий, в том числе и сельскохозяйственного назначения.

Землеустройство - это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земель по наведению порядка в использовании и охране земель. Землеустройство включает в себя правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия.

  • ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН
  • ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ
  • МЕЛИОРАЦИЯ
  • РЕКУЛЬТИВАЦИЯ
  • ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Определены способы осуществления мер охраны земельных ресурсов. Рассмотрено понятие генерального плана как одного из видов землеустроительной документации.

  • Самостоятельность судебной власти и конституционные реформы в Республике Армения
  • Государственный кадастровый учёт и регистрация прав на объекты недвижимости
  • Физическая подготовка как часть профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел системы МВД РФ
  • Доктринальное толкование вины в гражданском праве России

Охрана земельных ресурсов юридическими мерами осуществляется тремя способами: сохранением (использованием земель такими способами и приемами, при которых не наступает ухудшение качеств состояния земельных участков), восстановлением (наиважнейшим здесь выступает рекультивация земель) и улучшением (при помощи мер мелиоративного характера, в результате которых земли повышают социальную ценность) благоприятного состояния земель.

В целях охраны, восстановления, защиты и мониторинга состояния земель должны разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Перечисленные программы призваны обеспечить правовые основы проведения охранительных мероприятий на соответствующей территории. Превентивное значение имеют мероприятия по охране земель, предусмотренные как Земельным Кодексом Российской Федерации, так и законодательством об охране окружающей среды.

В частности, для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ, несоблюдение которых может привести к загрязнению, засолению и уплотнению почв, негативным изменениям окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам предусмотрено проведение почвенных, геоботанических, агрохимических и иных обследований .

В основе правового регулирования использования земель населенных пунктов лежит принцип планирования. Согласно ст. 73 ЗК РФ все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки .

Градостроительная документация о планировании развития территорий городских и сельских поселений включает в себя территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов и сельских округов, генеральные планы городских и сельских поселений, проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований.

Генеральные планы определяют основные направления использования земель в целях промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения.

Картографические материалы по обоснованию генерального плана отображают:

1. границы поселения, городского округа;

2. границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;

3. местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;

4. особые экономические зоны;

5. особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

6. территории объектов культурного наследия;

6.1. территории исторических поселений федерального значения, территории исторических поселений регионального значения, границы которых утверждены в порядке, предусмотренном статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

7. зоны с особыми условиями использования территорий;

8. территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

8.1. границы лесничеств, лесопарков;

9. иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.

Генеральный план городов направлен на решение проблем их развития, а именно он дает ответ на такие вопросы, как: какие имеющиеся ресурсы должны быть востребованы и задействованы, «какие территории следует вовлечь в процесс роста городских земель и с какой целью.

В ведение генеральных планов входят вопросы территориального развития города, его функционального зонирования, использования его земель, совершенствования его пространственно-планировочной структуры. Генеральный план является сводом документации градостроительного характера, отражающим комплекс сложных социально-экономических условий, затрагивающих все стороны внутригородского развития и судьбы горожан.

В генеральном плане отражается уровень благоустройства инженерных коммуникаций города (водоотведение, теплоснабжение, канализация), преобразования планировочной структуры, озеленение и зоны планируемой застройки.

Выявляются территории, неблагоприятные по условиям для строительства, требующие разработки и проведение полного комплекса мероприятий по инженерной подготовке территории, исключают их из состава строительства.

Создается природный каркас территории города путем создания и развития зеленых зон общего пользования (лесопарковых территорий), а также сохраняя в естественном состоянии природоохранные территории с неустойчивыми к антропогенной нагрузке ландшафтами (пойменные территории, противоэрозионные леса, прибрежные защитные полосы водоемов).

Изучив материалы по данной тематике, выявлено, что во многих населенных пунктах отсутствует рациональная система организации сбора, утилизации и уничтожения твердых и жидких бытовых отходов, особенно в отдалённых от центра населенных пунктах, отсутствует централизованная система канализации в поселениях, присутствуют несанкционированные свалки отходов. Все это является причинами бактериологического загрязнения почв селитебных территорий.

Проектные решения по охране недр должны предусматривают рекультивацию нарушенных земляными и горными работами земель и приведение их в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Для рационального использования земельных ресурсов проектом предусматривается снос ветхого жилья и строительство на его месте нового, что позволяет сократить размер земельных участков, выделяемых под новое жилье и улучшить условия жизни населения. Предусмотренные проектами мероприятия обеспечивают минимальное воздействие на территорию и геологическую среду.

Таким образом, обобщим вышеизложенное. Среди основных решений применения мероприятий по охране окружающей среды выделяют резервирование селитебных территорий под развитие поселений, осуществление мероприятий по улучшению состояния окружающей среды (нормализация состояния земель), сохранение природных ландшафтов, создание единой системы зеленых насаждений, включая новые селитебные территории и природные комплексы, запрещение размещения новых промышленных и коммунально-складских предприятий I-II классов вредности, которые могут увеличить загрязнение окружающей среды и требующих больших разрывов от селитебных зон, рациональное использование территорий промышленно-коммунальных зон при реорганизации промышленности с выделением участков многоцелевого назначения, очередность освоения новых жилых территорий с учетом реальных результатов в проведении мероприятий по улучшению экологического состояния территории, создание полноценной системы учреждений культурно-бытового назначения поселкового значения, обеспечивающей потребность населения, организацию рациональной улично-дорожной сети, развитие различных видов транспорта, обеспечивающих оптимальное решение вопросов транспортного сообщения в поселке с учетом технической возможности реализации, обеспечение инженерного оборудования существующей и перспективной застройки.

Список литературы

  1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для студентов высших учебных заведений. // М.: Городец. - 2013. – С. 850 .
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017).
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017).
  4. Япаров Г.Х., Уляева А.Г. Решение земельного вопроса – главная и основная проблема аграрного сектора экономики Республики Башкортостан. // В мире научных открытий: Материалы II Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией С.П. Акутиной В.А. // Москва. 2012. – С. 174-182.
  5. Нормативная основа резервирования земель для развития населенных пунктов / И.Д. Стафийчук, А.Д. Лукманова // Научное обеспечение инновационного развития АПК: Материалы всероссийской научно-практической конференции в рамках XX юбилейной специализированной выставки "Агрокомплекс-2010". 2010. - С. 288-291.
  6. Лукманова А.Д. Совершенствование организации территории в условиях реформирования сельскохозяйственных предприятий / А.Д. Лукманова, И.Д. Стафийчук, Д.С. Аюпов // Инновационные технологии и технические средства для АПК: Материалы Международной научно-практической конференции молодых учёных и специалистов / Воронежский государственный аграрный университет - Воронеж, 2016 - С. 129 -133.
  7. Япаров Г.Х. Эффективное управление земельными ресурсами. Ватандаш. -2015. №7. – С. 11-24.
  8. Лукманова А.Д., Дидаева Е.К. Ландшафтно-архитектурные требования к организации территории. / Стафийчук И.Д., Лукманова А.Д. // Нормативная основарезервирования земель для развития населённых пунктов. В сборнике: Научное обеспечение инновационного развития АПК: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки "АгроКомплекс-2010". 2010. - С. 252-254.

Объектов растительного и животного мира на участке работ по капитальному ремонту занесённых в Красную Книгу, не отмечено. Территория проведения работ находится на урбанизированной территории, действующая дорога, состав фауны и флористический состав сообществ этой территории претерпел значительное антропогенное воздействие, поэтому видовой состав на данной территории уже устоявшийся.

Воздействие работ на наземные виды животного мира выражается в основномв шумовом воздействии и изменении условий обитания животных и птиц, воздействие является не значительным и временным.

На растительный мир воздействие осуществляется в пределах проведения работ. Основными мероприятиями по охране животного и растительного мира является соблюдение правил пожарной безопасности, глушение техники по окончании работы, ограничение числа одновременно работающих механизмов, а также осуществление работ в пределах необходимой полосы для осуществления намечаемой деятельности.

Воздействие на растительный и животный мир

Основными видами воздействия на растительный и животный мир в период проведения работ по реконструкции автомобильной дороги считается производство работ, шумовое воздействие, загрязнение прилегающей территории выбросами от строительной техники, а также создание барьерных факторов, способствующих нарушению перемещения животных по территории.

Влияние работ на животных будет выражаться через воздействие фактора беспокойства и потери части мест обитания.

Перечень мероприятий по снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации линейного объекта.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Для сокращения объемов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на период производства работ предусматриваются следующие мероприятия:

Соблюдение технологического регламента, обеспечивающего равномерный ритм работы дорожно-строительной техники;

Постоянный профилактический осмотр и регулировка топливной аппаратуры дизельной техники;

Сокращение времени производства работ связанных со значительными выделениями пыли (погрузочно-разгрузочные, бульдозерные работы) во время наступления неэффективной рассеивающей способности атмосферы (штили);

Использование исправных механизмов, исключающих загрязнение окружающей среды отработанными газами двигателей и горюче-смазочными материалами;

Контроль токсичности отработанных газов;

Недопущение длительной работы без нагрузки двигателей внутреннего сгорания.

Мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова.

При снятии, складировании и хранении плодородного слоя почвы следует принимать меры, исключающие ухудшение его качества (смешивание с подстилающими породами, загрязнение строительными материалами и т.д.), а также предотвращающие водную и ветровую эрозию. При необходимости хранения плодородного слоя почвы в отвале более трех месяцев поверхность отвала должна быть засеяна быстрорастущими травами.

В целях охраны земельных ресурсов в процессе производства работ участка необходимо предусмотреть следующие мероприятия:

Обеспечение исправности дорожно-строительной техники: все машины должны эксплуатироваться в строгом соответствии с техническими инструкциями и технологией работ, чтобы предотвратить утечку горюче-смазочных материалов;

Исключение движения строительной, землеройной и автомобильной техники вне существующих наездов или запроектированных подъездов;

Запрещение открытого хранения сыпучих, растворимых и размываемых материалов;

Во избежание захламления территории производства работ, предусматривается сбор бытового мусора в специальные контейнеры с последующим вывозом на полигон ТБО.

Мероприятия по охране почв и земельных ресурсов

Мероприятия по защите от шума

Компенсационные экологические мероприятия

Превентивные мероприятия

Организационно-контрольные мероприятия

Конструктивные и объёмно-планировочные мероприятия

1. Эффективное размещение оборудования;

2. Применение конструктивных и объёмно-планировочных решений, направленных на локализацию вредных производственных факторов (герметизация оборудования и инженерных сооружений);

3. Специальные мероприятия для этапа строительства (герметизация, выбор расположения строительной техники).

1. Соблюдение режимов водоохранных зон и прибрежных защитных полос

2. Соблюдение режима зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения

3. Программа мониторинга за водным объектом, ВОЗ, ПЗП и ЗСО.

1. Предотвращение аварийных разливов, изливов и пр.;

2. Предотвращение эрозий, размывов.

1. Создание нового водного объекта;

2. Удаление биомассы из водного объекта;

3. Реабилитация водоема (дноуглубление, дноочистка, удаление донных отложений, изоляция донных отложений, к примеру, засыпка песком);

4. Аэрация гиполимниона.

5. Возмещение ущербов (обычно рыбному хозяйству и реже животному миру) и природоохранные платежи.

6. Обеспечение населœения водой;

7. Строительство новых очистных сооружений;

8. Реконструкция сетей водоснабжения и канализации;

9. Создание рабочих мест;

10. Создание объектов социальной сферы.

Специальные регламентные мероприятия (для СПб):

В Санкт-Петербурге разрабатываются и утверждаются Комитетом по природопользованию технические регламенты на обращение со строительными отходами.

Разрешительные мероприятия:

1. Разработка нормативов допустимого воздействия на ОС;

2. Разработка проектов лимитов на размещение отходов.

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 ʼʼШум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройкиʼʼ.

Для определœения земель используется Земельный кодекс РФ.

Земля – это:

Природный ресурс

Недвижимое имущество

Охраняемый природный объект

Грунты – горные породы, почвы, техногенные образования, представляющие собой многокомпонентную и многообразную геологическую систему, и являющиеся объектом деятельности человека. ГОСТ 25100 – 95 Грунты. Классификация.

Почвы – самостоятельное естественноисторическое органоминœеральное природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минœеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия. ГОСТ 27593 – 98 Почвы. Термины и определœения.

Постановление Правительства №87. ПМООС:

Мероприятия по охране, рациональному использованию земельных ресурсов и почвенных покровов . В том числе мероприятия по рекультивации нарушений или загрязнений земельных участков и почвенного покрова.

На земли распространяется действие Земельного кодекса РФ, а на земли посœелœений – также и Градостроительного кодекса РФ.

Одним Воздействие на землю (7 статья):

Земли с/х назначения;

Земли населœенных пунктов;

Земли промышленности, энергетики, транспорта͵ связи, обороны и иного специального назначения;

Земли особо охраняемых природных территорий и объектов;

Земли лесного фонда;

Земли водного фонда;

Земли запаса.

Главный принцип охраны земель состоит в соблюдении принципа целœевого использования.

Москва и Санкт-Петербург: Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) принимаются органом законодательной власти соответствующего субъекта федерации.

Выплата компенсации землепользователям (ст. 14 ʼʼЗемельного кодекса РФʼʼ, 57 ст. (о компенсации))

Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 ᴦ. №262 ʼʼОб утверждении правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причинœенных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователœей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лицʼʼ

Мероприятия по охране почв и земельных ресурсов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мероприятия по охране почв и земельных ресурсов" 2017, 2018.

Рабочим проектом предусмотрено восстановление и благоустройство нарушенных земель производственной территории.

Благоустройство территории площадки проектируемого объекта предусматривает:

Устройство проездов и тротуаров;

Озеленение свободной от застройки территории.

Покрытие тротуаров предусматривается из асфальтобетона по слою предварительно уплотненного песка.

Для озеленения территории предусматривается устройство газона с использованием посева трав с предварительной планировкой растительного грунта толщиной 15 см.

Для обеспечения мер по предотвращению доступа посторонних лиц на территорию проектируемого объекта и возможного вмешательства их в ход технологических процессов имеется общее ограждение площадки очистных сооружений канализации.

Мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещения опасных отходов

Период строительства:

строительстве являются:

Исключение применения в процессе производства работ веществ, строительных материалов, не имеющих сертификатов качества России;

Допуск к эксплуатации машин и механизмов в исправном техническом состоянии;

Размещение на строительной площадке строительной техники, необходимой для выполнения конкретных технологических ситуаций;

Допуск к эксплуатации машины и механизмы в исправном состоянии, особенно тщательно следить за состоянием технических средств, способных вызвать загорание естественной растительности;

Для сбора строительных и бытовых отходов проектируется оборудовать строительную площадку передвижным оборудованием и мусоросборниками.

При удалении отходов должны соблюдаться следующие меры по защите окружающей среды: сведение до минимума объема отходов; сбор и вывоз металлолома на переработку в организации, имеющим лицензию.



Промасленная ветошь, отработанные масла направляются для дальнейшей утилизации организациям, имеющим лицензию. Запрещается утилизация отходов вне территорий полигонов ТБО.

После окончания строительно-монтажных работ, строительный мусор, содержащий токсичные вещества необходимо тщательно собирать и уничтожать во избежание поражения растительного и животного мира. Захоронение бытовых и промышленных отходов необходимо производить на уже существующих, специально созданных для этих целей полигонах.

Договора на сбор, транспортировку, утилизацию отходов заключаются заказчиком до начала работ. Заказчик в обязательном порядке обеспечивает исправное состояние устройств закрытой бункеровки, исключающих загрязнение окружающей среды.

После окончания строительства подрядчику необходимо очистить территорию от строительных и бытовых отходов и передать указанные отходы на утилизацию в соответствии с рекомендациями проекта.

Для предотвращения загрязнения почвы отходами предусматривается их своевременный сбор, временное хранение на специально подготовленной территории и транспортировка к местам утилизации. Для предотвращения аварийной ситуации условия хранения отходов должны соответствовать действующим документам.

При производстве работ на строительной площадке, будут организованы места временного хранения (накопления) отходов, откуда они по мере накопления вывозятся на предприятия, осуществляющие переработку, использование, обезвреживание или захоронение отходов по договорам с организациями, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности.

Для сбора строительных и бытовых отходов строительная площадка должна быть оснащена передвижным оборудованием и мусоросборниками.

Период эксплуатации

Основными мероприятиями по снижению количества образования опасных отходов при эксплуатации проектируемого объекта являются:

Лампы люминесцентные отработанные, лампы ртутные отработанные проектируется хранить и транспортировать в специальной таре в вертикальном положении, в специальном помещении, в котором должен быть исключен доступ посторонних лиц. Смет собирается в мусороприемных контейнерах, для которых предусмотрены специальные площадки, по мере накопления указанные отходы автотранспортом вывозятся на полигон ТБО.

По мере накопления (в соответствии с утвержденными нормами временного накопления отходов на территории предприятия) в период эксплуатации отходы передаются по договорам на обезвреживание, использование, переработку или захоронение сторонним организациям.

Транспортировка опасных отходов предусматривается согласно требованиям санитарных норм, правил и инструкций по транспортировке отходов. Транспортировка отходов осуществляется способами, исключающими возможность их потерь в процессе транспортировки, создания аварийных ситуаций, причинение вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам.

Код и класс токсичности отходов, образующихся в период эксплуатации ТКО ОСВ (одна технологическая линия мощностью 1.5 т/ч по сухому осадку, общая мощность 4,5 т/ч (38232,0 тонн в год) по сухому осадку.) определены по «Федеральному классификационному каталогу отходов», утвержденному Приказами МПР России от 02.12.2003 № 786 и 30.07.2003 г. № 663, письма «О паспортизации отходов» МПР и Экологии РФ федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.02.2010 г. № 00-07-12/308 и приведены в таблице 3.7.


Таблица 3.7 – Характеристика отходов и способов их удаления на период строительства ТКО ОСВ

Наименование отходов Код отходов Количество отходов, т/период
1 Остатки и огарки стальных сварочных электродов Cварка закладных деталей, фасонных частей, арматуры 35121601 01 99 5 Железо – 97 %, обмазка – 2 %, прочие – 1 % 0.1232 Втормет
2 Шлак сварочный 31404800 01 99 4 Fe2O3 – 99 %, прочие – 1 % 0.1478 Вывоз на полигон ТБО
3 Лом стальной несортированный Строительные работы 35120101 01 99 5 Сталь – 100 % 0.5295 Втормет
4 Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) Обслуживание машин и механизмов, обезжиривание 54902701 01 03 4 Ткань около 90%, масло – до 10% 0.0071 ЗАО «Полигон»
5 Масла моторные отработанные Обслуживание машин и механизмов 54100201 02 03 3 Масло – 78 %, продукты разложения–8%, вода – 4%, мех. примеси –3%, присадки – 1 %, горючее – 1 % 0.2870 ЗАО «Полигон»
6 Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) Бытовые отходы при строительстве 91200400 01 00 4 Мусор, бумага 0.5333 Вывоз на полигон ТБО
7 Жесткая пластмассовая тара, загрязненная неорганическими веществами Гидроизоляционные работы 51770000 00 00 4 ПВХ – 94-99%, гермокрон – 5-1% 0.0526 Вывоз на полигон ТБО
8 Отходы изолированных проводов и кабелей Строительные и демонтажные работы 92360000 13 00 5 ПВХ – 94-99%, медь, алюминий – 6-1% 0.5652 Вывоз на полигон ТБО
9 Бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме Демонтажные работы 35130100 01 99 5 Бетон – 12 % Сталь – 88 % 2.35 Вывоз на полигон ТБО
10 Лом черных металлов несортированный Демонтажные работы 31402702 01 99 5 Сталь – 100% 14.00 Втормет
11 Отходы полиэтилена в виде лома, литников Демонтажные работы 57102901 01 99 5 Полиэтилен – 100 1.193 Сдача на утилизацию организациям, имеющим лицензию (ООО «Мерк»)
Всего 19.7887

В период строительства объекта ТКО ОСВ образуется 19.7887 тонн отходов, в том числе:

Отходы 5 класса – 18.7609 тонны,

Отходы 4 класса – 0.7408 тонны,

Отходы 3 класса – 0.287 тонны.

Характеристика отходов и способов их удаления на период эксплуатации ТКО ОСВ приведена в таблице 3.8.

Таблица 3.8 – Характеристика отходов и способов их удаления на период эксплуатации ТКО ОСВ

Наименование отходов Место образования (технологический процесс) Код отходов Физико-химическая характеристика отходов Количество отходов, т/год Способ удаления, складирования отходов
1. Смет с территории организаций, не содержащий опасные компоненты в количестве, токсичном для окружающей среды (плитка тротуарная) Территория ТКО ОСВ 91200101 01 00 5 Земля – 95 % Мусор – 5 % 1.695 Вывоз полигон ТБО
2. Смет с территории организаций, содержащий опасные компоненты в количестве, соответствующем 4-му классу опасности (проезды) Территория ТКО ОСВ 91200102 01 01 4 Земля – 95 % Мусор – 5 % 4.455 Вывоз на полигон ТБО
3. Растительные отходы от ухода за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, не содержащие опасные компоненты в количестве, токсичном для окружающей среды Территория ТКО ОСВ 91500401 01 03 5 Ветки – 95 % Мусор – 5 % 0.223 Вывоз полигон ТБО
4. Золошлаки от установок сжигания отходов Установка ТКО ОСВ (циклон, ВОРТЭКС) 313100 0001004 Химический состав золы (на прокаленную массу, %): SiO2 – 54,8, Al2O3 - 9,5, Fe2O3 – 6,8, TiO2 – 0,7, CaO – 13,2, MgO - 3,4, MnO - 0,1, Na2O – 1,7, K2O – 1,8. 11462.72* Вывоз на илошламонакопители ОАО «Омск-Водоканала»
5. Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) Помещения установки ТКО ОСВ 91200400 01 00 4 Мусор – 10% Бумага – 90% 1.20 Вывоз полигон ТБО
6. Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак Освещение территории ТКО ОСВ 35330100 13 01 1 Стекло – 92 %, ртуть - 0,02 %, др. металлы – 2 %, прочее – 5,98 % 0.05264
7. Электрические лампы накаливания отработанные и брак Освещение помещений установки ТКО ОСВ 92310100 01 99 5 Стекло – 92 %, др. металлы – 2 %, прочее – 6,0% 0.00152 Вывоз на обезвреживание ООО «Мерк»
8. Изношенная рабочая одежда загрязненная производственной пылью (без выраженных специфических загрязнений) Установка ТКО ОСВ 582 009 09 13 07 4 Текстильные отходы – 99.%, прочее – 1 % 0.0846 Вывоз полигон ТБО
9. Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %) Установка ТКО ОСВ 582 009 09 13 07 4 Ткань - около 90%, масло - до 10% 0.850 ЗАО «Полигон»
10 Пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства Административные помещения ТКО ОСВ 57101800 13 00 5 Пластик - 90%, Провода и прочие – 10% 0.003 Вывоз на полигон ТБО
Всего 11471.28
  • - класс опасности подлежит уточнению.

Вывод: В период эксплуатации установки ТКО ОСВ образуется 11471.28 тонн отходов, в том числе.