Придорожная территория сколько метров. FAQ Важная информация о дорогах

<*> Abuzyarova D.F. Off-the-road shores of automobile roads as zones with special conditions of use.

Абузярова Д.Ф., юрисконсульт ООО "Саратовская городская юридическая контора N 1".

Статья посвящена правовым вопросам, возникающим в сфере нормативного регулирования придорожных полос автомобильных дорог. В статье освещены вопросы отнесения придорожных полос к зонам с особыми условиями использования.

Ключевые слова: придорожная полоса, автомобильная дорога, Земельный кодекс Российской Федерации.

The article is devoted to legal issues arising in the sphere of normative regulation of off-the-road shores of automobile roads. The article deals with the issues of attribution of off-the-road shores to the zones with special conditions of use.

Key words: off-the-road shores, automobile road, Land code of the Russian Federation.

Для всех земель промышленности и иного специального назначения характерным является наличие зон с особыми условиями использования. Как определено в п. 3 ст. 87 ЗК РФ, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, радиационно и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

В ЗК РФ отсутствуют нормы, содержащие определения охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования, а также исчерпывающий перечень случаев их установления. Для характеристики режима земель в этих зонах необходимо использовать либо отдельные нормы ЗК РФ, либо специальные нормативные правовые акты <1>.

<1> См.: Земельное право: Учебное пособие / Под ред. К.Г. Пандакова. Саратов: Ай Пи эр Медиа, 2010. С. 96.

В соответствии со ст. 1 ГсК РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов РФ, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые законодательством РФ. Из вышеизложенного следует, что зоны с особыми условиями использования могут иметь различные наименования (охранные, санитарно-защитные и т.д.) в зависимости от режима их использования.

Придорожные полосы автомобильных дорог имеют собственное наименование и не могут быть однозначно отнесены ни к санитарно-защитным зонам, ни к охранным зонам по следующим основаниям. Анализ нормативных правовых актов позволяет определить, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в целях охраны прилегающих территорий и иных компонентов окружающей среды от негативного воздействия, которое может быть оказано тем или иным объектом промышленности. Санитарно-защитные зоны представляют собой территории, которыми предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, отделяются от жилой застройки. Санитарно-защитные зоны - обязательный элемент любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека <2>. Придорожные полосы автомобильных дорог законодательством не относятся к санитарно-защитным зонам. Вместе с тем при осуществлении дорожной деятельности в придорожных полосах используется понятие "санитарный разрыв".

<2> См.: Трифонов А.С. Основные положения и характеристика правового режима земель промышленности // Имущественные отношения в РФ. 2006. N 1; СПС "КонсультантПлюс". 2010.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 (в ред. от 6 октября 2009 г.) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" <3> для автомагистралей устанавливаются санитарные разрывы. Санитарный разрыв определяется минимальным расстоянием от источника вредного воздействия до границы жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Санитарный разрыв имеет режим санитарно-защитной зоны, но не требует разработки проекта его организации. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации и др.).

Таким образом, санитарные разрывы автомобильных дорог устанавливаются не на всем протяжении прохождения трассы автомобильной дороги, а лишь в тех случаях, когда рядом расположена жилая застройка. Следовательно, отнести все придорожные полосы автомобильных дорог к санитарно-защитным зонам не представляется возможным.

Что касается охранных зон, то ими признаются территории (земельные участки) и акватории, прилегающие к охраняемым объектам и специальным трассам проезда и предназначенные для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов или поддержания необходимых условий их эксплуатации, в границах которых устанавливаются в соответствии с законодательством государства особые условия использования территорий и водных объектов <4>. В соответствии с приведенным определением основной целью установления охранных зон является охрана самих объектов государственной охраны, обеспечение нормальных условий их эксплуатации и исключения возможности их повреждения. Так, установление охранных зон предусмотрено для объектов системы газоснабжения <5>, объектов железнодорожного транспорта <6>, объектов культурного наследия <7> и т.д.

<4> Модельный закон о государственной охране // Информационный бюллетень. Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружеств Независимых Государств. 2007. N 39 (часть 1). С. 295 - 316.
<5> Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) "О газоснабжении в Российской Федерации".
<6> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ (в ред. от 28.04.2008) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
<7> Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (в ред. от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Определяя цели установления охранных зон, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <8> охранные зоны устанавливаются в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Следовательно, еще одной целью установления охранных зон, предусмотренной Законом "Об охране окружающей среды", является защита окружающей среды от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной деятельности.

<8> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133; 2004. N 35. Ст. 3607, N 27. Ст. 2711; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 26. Ст. 3012; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418.

Таким образом, анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что охранные зоны создаются как с целью защиты объектов государственной охраны и обеспечения нормальных условий их эксплуатации, так и с целью защиты окружающей среды от неблагоприятного воздействия, исходящего от указанных объектов.

В определении придорожных полос автомобильных дорог, содержащемся в п. 16 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9>, называется несколько целей установления последних: обеспечение безопасности дорожного движения; обеспечение сохранности автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры; обеспечение дальнейших перспектив развития автомобильной дороги. Такая основополагающая цель любой охранной зоны, как защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия самой автомобильной дороги, в определении не указана. Кроме того, ни земельное, ни градостроительное законодательство не называет придорожные полосы автомобильных дорог охранными зонами. На наш взгляд, на сегодняшний день это не вполне оправданно по следующим причинам: законодатель не использует по отношению к придорожным полосам автомобильных дорог понятие охранных зон; установление придорожных полос автомобильных дорог не в полной мере соответствует целям установления охранных зон.

<9> СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553; 2008. N 20. Ст. 2251, N 49. Ст. 5744; 2009. N 29. Ст. 3582.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что придорожные полосы автомобильных дорог следует рассматривать как иные зоны с особыми условиями использования, устанавливаемые в соответствии с законодательством. Вместе с тем, с нашей точки зрения, использование земель в придорожных полосах автомобильных дорог по своим характеристикам более схоже с режимом использования земель в охранных зонах. В связи с этим полагаем, что следует уточнить содержание и значение придорожных полос автомобильных дорог. Для этого следует дополнить законодательное определение придорожных полос автомобильных дорог указанием на то, что они являются охранными зонами, а в связи с этим указать такую основополагающую цель установления любой охранной зоны, как защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия со стороны объектов автомобильного транспорта.

Указанные изменения позволят внести ясность в определение статуса придорожных полос автомобильных дорог как зон с особыми условиями использования. Отнесение придорожных полос автомобильных дорог к охранным зонам будет способствовать более эффективному правовому регулированию отношений по использованию земельных участков в границах придорожных полос, учитывая при этом особый режим использования земельных участков в пределах таких зон.

Размещение объектов в полосе отвода и придорожной полосе - основные понятия и технические нормы

Единые правовые основы деятельности, связанной с использованием федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов РФ, муниципальных и частных автомобильных дорог, а также управления ими устанавливаются Федеральным законом Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статьей 3 (п.15 и 16) закона определены понятия "полосы отвода" и "придорожной полосы".
Полоса отвода - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;
Придорожная полоса - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, находящихся в собственности Оренбургской области утвержден Постановлением Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2009 года N238-п. .
Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области утвержден

Основные понятия и технические нормы размещения

Полоса отвода

Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются согласно Постановлению Правительства РФ от 02.09.2009 г. N717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса"

В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, связанных с производством работ в целях обеспечения безопасности дорожного движения, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги, запрещаются:

  • строительство жилых и общественных зданий, складов;
  • проведение строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений;
  • размещение зданий, строений, сооружений, устройств и объектов, не связанных с обслуживанием автомобильной дороги, ее строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием и эксплуатацией;
  • распашка земельных участков, покос травы, рубка и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта;
  • установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технического регламента и нормативных актов по вопросам безопасности движения транспорта, а также информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения.

Рекламные конструкции в полосе отвода автомобильной дороги размещаются в соответствии со ст.19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" и ст.25

В пределах полосы отвода автомобильной дороги могут размещаться:

  • инженерные коммуникации, автомобильные дороги (кроме относящихся к собственности Оренбургской области), железные дороги, линии электропередачи, линии связи, объекты трубопроводного и железнодорожного транспорта, а также иные сооружения и объекты, которые располагаются вдоль автомобильной дороги либо пересекают ее;
  • подъезды, съезды и примыкания (включая переходно-скоростные полосы) к объектам, расположенным вне полосы отвода автомобильной дороги и требующим доступа к ним/

Размещение таких объектов в пределах полосы отвода автомобильной дороги допускается в исключительных случаях по согласованию с организацией, которая осуществляет функции застройщика либо в оперативном управлении которой закреплена автомобильная дорога, если их размещение за пределами полосы отвода автомобильной дороги по условиям рельефа местности затруднительно или нецелесообразно либо если такое размещение не потребует переустройства указанных объектов в случае реконструкции автомобильной дороги. (Постановление Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2009 года N238-п)

Придорожная полоса

В границах придорожных полос автомобильной дороги запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением::

  • объектов, предназначенных для обслуживания; автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания;
  • объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации субъекта РФ
  • объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей;
  • инженерных коммуникаций.

В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог, с учетом перспектив их развития, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, ширина каждой придорожной полосы устанавливается от границы полосы отвода автомобильных дорог в размере:

  • семидесяти пяти метров для автомобильных дорог первой и второй категорий;
  • пятидесяти метров для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
  • двадцати пяти метров для автомобильных дорог пятой категории;
  • ста метров для подъездов к областному центру, а также для участков автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;
  • ста пятидесяти метров для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

Рекламные конструкции в придорожной полосе автомобильной дороги размещаются в соответствии со ст.19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" и ст.26 Федерального закона от 08.11.2007г. N257-ФЗ.

Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия, выданного в письменной форме государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области», содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия. (Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2014 года N1024-п.)

1. Технические нормы размещения объектов дорожного сервиса

Объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

  • при соблюдении условий доступа на автомобильную дорогу через пересечения в одном/разных уровнях и примыкания в одном уровне (с пересечением/без пересечения потоков движения транспортных средств прямого направления).(Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2014 года N1024-п.)
  • Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области», площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги. При примыкании к автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами в соответствии с и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Объекты дорожного сервиса в своем составе должны иметь: санитарную зону (общественный туалет, мусоросборники и т.д.); простейшие средства оказания первой медицинской помощи, средства связи.

    Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.

    Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. ()

    2. Технические нормы размещения конструкций наружной рекламы

    В границах полосы отвода запрещается:

    • установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения:
    • установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности:
    • установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильных дорог допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги:
    • вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным;
    • ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства;
    • иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта;
    • издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги лицами с нормальным слухом.
    • на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;
    • на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;
    • на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;
    • на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;
    • над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;
    • на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
    • на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;
    • на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м - в населенных пунктах;
    • ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;
    • в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;
    • сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах;
    • сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.

    На автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м.
    В зависимости от площади рекламного объявления расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее приведенного в Таблице 2.

    Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются её владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, уполномоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

    Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного масоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется на основании торгов в соответствии с нормами Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" и гражданского законодательства.

    3. Технические нормы размещения пересечения и примыканий к автомобильной дороге

    В соответствии с требованиями СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги" , в целях уменьшения помех от местного движения, повышения скоростей, удобства и безопасности движения основных потоков на автомобильных дорогах категорий I-III количество пересечений, съездов и въездов должно быть возможно меньшим. Пересечения и примыкания на дорогах категории IA вне пределов населенных пунктов предусматривают не чаще чем через 10 км, на дорогах категорий IБ и II - 5 км, а на дорогах категории III - 2 км с учетом конкретных условий (застройка, начертание существующей сети дорог и т.д.).

    Все съезды и въезды на подходах к дорогам категорий IБ, IB, II и III должны иметь твердые покрытия - на протяжении 100 м; к дорогам категорий на протяжении 50 м.

    Пересечения и примыкания в разных уровнях (транспортные развязки) надлежит принимать в следующих случаях:

    • на дорогах категорий IA и IБ - с автомобильными дорогами всех категорий;
    • на дорогах категории IВ - с дорогами, расчетная интенсивность движения на которых превышает 1000 ед./сут;
    • на дорогах категории IВ с числом полос движения шесть и более - с автомобильными дорогами всех категорий;
    • на дорогах категорий II и III - между собой при суммарной расчетной интенсивности движения более 12000 ед./сут.

    Транспортные развязки проектируют с таким расчетом, чтобы на дорогах категорий I и II не было левых поворотов, а также въездов и съездов с левыми поворотами, при которых пересекались бы в одном уровне потоки основных направлений движения.

    Путепроводы транспортных развязок через дороги всех категорий должны соответствовать требованиям СП 35.13330.2012.

    Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне проектируют в виде:

    • простых пересечений и примыканий при суммарной перспективной интенсивности движения менее 2000 приведенных ед./сут;
    • канализированных пересечений и примыканий с островками и зонами безопасности при суммарной перспективной интенсивности движения от 2000 до 8000 приведенных ед./сут;
    • кольцевых пересечений при суммарной перспективной интенсивности движения от 2000 до 8000 приведенных ед./сут и относительном равенстве интенсивностей движения на пересекающихся дорогах, при условии, что они отличаются не более чем на 20%, а количество автомобилей, совершающих левый поворот, составляет не менее 40% суммарной интенсивности движения на пересекающихся дорогах.

    Наименьший радиус кривых при сопряжениях дорог в местах пересечений или примыканий в одном уровне принимают в зависимости от категории дороги, с которой происходит съезд, независимо от угла пересечения и примыкания при съездах с дорог:

    • категорий I, II - не менее 25 м;
    • категории III - 20 м;
    • категорий IV, V - 15 м.

    На пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне должна быть обеспечена видимость пересекающего или примыкающего направления на расстояние, указанное в Таблице 3, в зависимости от категорий пересекающихся дорог.

    Расчетная скорость, км/ч Наименьшее расстояние видимости, м
    для остановки встречного автомобиля при обгоне
    150 300 - -
    120 250 450 800
    100 200 350 700
    80 150 250 600
    60 85 170 500
    50 75 130 400
    40 55 110 -
    30 45 90 -
    20 25 50 -

    Расположение примыканий на участках выпуклых кривых в продольном профиле и с внутренней стороны закруглений в плане допускается только при техническом обосновании.

    Переходно-скоростные полосы предусматривают на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах категорий I-III, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах категории I при интенсивности 50 приведенных ед./сут. и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах категорий II и III при интенсивности 200 приведенных ед./сут. и более. Ширину переходно-скоростных полос принимают равной ширине основных полос проезжей части. Длину полос разгона, торможения и отгона принимают по Таблице 4.

    Категории дорог Продольный уклон Длина полос полной ширины, м Длина отгона полос разгона и торможения, м
    на спуске на подъеме для разгона для торможения
    IБ, IВ и II 40 - 140 110 80
    20 - 160 105 80
    0 0 180 100 80
    - 20 200 95 80
    - 40 230 90 80
    III 40 - 110 85 60
    20 - 120 80 60
    0 0 130 75 60
    - 20 150 70 60
    - 40 170 65 60
    IV 40 - 30 50 30
    20 - 35 45 30
    0 0 40 40 30
    - 20 45 35 30
    - 40 50 30 30

    4. Технические нормы размещения пересечений автомобильной дороги с инженерными коммуникациями

    Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций. (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ)

    Пересечения автомобильных дорог с трубопроводами (водопровод, канализация, газопровод, нефтепровод, теплофикационные трубопроводы и т.п.), а также с кабелями линий связи и электропередачи предусматривают с соблюдением требований нормативных документов на эти коммуникации.

    Пересечения различных подземных коммуникаций с автомобильными дорогами рекомендуется предусматривать под прямым углом. Прокладка этих коммуникаций (кроме мест пересечений) под насыпями дорог не допускается.

    Размещение в пределах придорожных полос линий связи и высоковольтных линий электропередачи напряжением от 6 до 110 кВт, а также подземных коммуникаций (кабелей и трубопроводов) возможно только при соблюдении следующих условий:

    • размещение коммуникаций не требует их переустройства в случае реконструкции автомобильной дороги либо их переустройство будет осуществлено за счет средств владельцев таких объектов;
    • расстояние от границы полосы отвода автомобильной дороги до оснований опор воздушных линий связи и линий электропередачи, а также подземных коммуникаций (кабелей и трубопроводов) должно составлять не менее 25 метров;

    Вертикальное расстояние от проводов воздушных телефонных и телеграфных линий до проезжей части в местах пересечений автомобильных дорог должно быть не менее 5,5 м (в теплое время года). Возвышение проводов при пересечении с линиями электропередачи должно быть, м, не менее:

    • 6 - при напряжении до 1 кВ;
    • 7 - при напряжении до 110 кB;
    • 7,5 - при напряжении до 150 кВ;
    • 8 - при напряжении до 220 кВ;
    • 8,5 - при напряжении до 330 кВ;
    • 9 - при напряжении до 500 кВ;
    • 16 - при напряжении до 750 кВ.

    Расстояние от бровки земляного полотна до основания опор воздушных телефонных и телеграфных линий, а также высоковольтных линий электропередачи при пересечении дорог принимают не менее высоты опор.

    Наименьшее расстояние от бровки земляного полотна до опор высоковольтных линий электропередачи, расположенных параллельно автомобильным дорогам, принимают равным высоте опор плюс 5 м.

    5. Технические нормы размещения пересечений автомобильной дороги с железными дорогами

    Пересечения автомобильных дорог с магистральными железными дорогами предусматривают вне пределов станций и путей маневрового движения преимущественно на прямых участках пересекающихся дорог. Острый угол между пересекающимися дорогами в одном уровне должен быть не менее 60°.

    Пересечения автомобильных дорог категорий I-III с железными дорогами предусматривают в разных уровнях.

    Пересечения автомобильных дорог категорий IV и V с железными дорогами предусматривают в разных уровнях из условия обеспечения безопасности движения при:

    • пересечении трех и более главных железнодорожных путей или когда пересечение располагается на участках железных дорог со скоростным (свыше 120 км/ч) движением или при интенсивности движения более 100 поездов в сутки;
    • расположении пересекаемых железных дорог в выемках, а также в случаях, когда не обеспечены нормы видимости.
    • движении по автомобильным дорогам троллейбусов или устройстве на них совмещенных трамвайных путей.

    На неохраняемых переездах в одном уровне должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля, находящегося от переезда на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки (согласно в зависимости от категории дороги), мог видеть приближающийся к переезду поезд не менее чем за 400 м, а машинист приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 1000 м.(

    2. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:

    1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;

    2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

    3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;

    4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;

    5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

    3. Решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Решение об установлении придорожных полос частных автомобильных дорог или об изменении таких придорожных полос принимается:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

    2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

    3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района или строительство которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района, а также в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях сельских поселений (за исключением случая, установленного пунктом 3.1 настоящей части);

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.1) органом местного самоуправления сельского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территории сельского поселения (в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений);

    4) органом местного самоуправления городского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского поселения или строительство которых планируется осуществлять в границах городского поселения;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5) органом местного самоуправления городского округа в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского округа или строительство которых планируется осуществлять в границах городского округа.

    5. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7. Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8.2. В случае, если для размещения объекта капитального строительства требуется подготовка документации по планировке территории, документация по планировке территории, предусматривающая размещение такого объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги, до ее утверждения согласовывается с владельцем автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению. При этом получение согласия на строительство, реконструкцию объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги в соответствии с частью 8 настоящей статьи не требуется.

    8.3. Уведомление о согласии на строительство, реконструкцию предусмотренного частью 8 настоящей статьи объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги с документацией по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, или об отказе в согласовании строительства, реконструкции такого объекта, документации по планировке территории направляется владельцем автомобильной дороги лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении согласия на строительство, реконструкцию такого объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги или о согласовании документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, в течение тридцати дней со дня поступления указанного заявления. В уведомлении об отказе в согласовании строительства, реконструкции такого объекта, документации по планировке территории должны быть указаны все причины такого отказа.

    Статья 26. Придорожные полосы автомобильных дорог

    1. Для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.

    2. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:

    1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;

    2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

    3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;

    4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;

    5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

    3. Решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

    4. Решение об установлении придорожных полос частных автомобильных дорог или об изменении таких придорожных полос принимается:

    1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

    2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

    3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района или строительство которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района, а также в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях сельских поселений (за исключением случая, установленного пунктом 3.1 настоящей части);

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ часть 4 статьи 26 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1

    3.1) органом местного самоуправления сельского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территории сельского поселения (в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений);

    4) органом местного самоуправления городского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского поселения или строительство которых планируется осуществлять в границах городского поселения;

    5) органом местного самоуправления городского округа в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского округа или строительство которых планируется осуществлять в границах городского округа.

    5. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение.

    7. Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.

    Информация об изменениях:

    Статья 26 дополнена частью 8.2 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон

    8.2. В случае, если для размещения объекта капитального строительства требуется подготовка документации по планировке территории, документация по планировке территории, предусматривающая размещение такого объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги, до ее утверждения согласовывается с владельцем автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению. При этом получение согласия на строительство, реконструкцию объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги в соответствии с частью 8 настоящей статьи не требуется.

    Информация об изменениях:

    Статья 26 дополнена частью 8.3 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

    8.3. Уведомление о согласии на строительство, реконструкцию предусмотренного частью 8 настоящей статьи объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги с документацией по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, или об отказе в согласовании строительства, реконструкции такого объекта, документации по планировке территории направляется владельцем автомобильной дороги лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении согласия на строительство, реконструкцию такого объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги или о согласовании документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, в течение тридцати дней со дня поступления указанного заявления. В уведомлении об отказе в согласовании строительства, реконструкции такого объекта, документации по планировке территории должны быть указаны все причины такого отказа.

    Информация об изменениях:

    Статья 26 дополнена частью 8.4 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

    8.4. Отказ в согласовании строительства, реконструкции предусмотренного частью 8 настоящей статьи объекта в границах придорожных полос автомобильных дорог, документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожных полос автомобильных дорог, допускается по следующим основаниям:

    1) строительство, реконструкция объекта приведут к ухудшению видимости на автомобильной дороге и других условий безопасности дорожного движения;

    2) строительство, реконструкция объекта приведут к невозможности выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений;