Земельное право. Земельное право Гражданско правовая ответственность за нарушение земельного законодательства

  • 11. Понятие земельного участка (зу).
  • 12. Возникновение и сохранение прав на вновь образованные и измененные земельные участки.
  • 13. Порядок перевода земель в другую категорию.
  • 14. Полномочия рф, субъектов рф и муниципальных образований.
  • 16. Федеральная собственность на землю.
  • 15. Понятие и общая характеристика права собственности на землю, ее формы и принципы разграничения.
  • 18. Муниципальная собственность.
  • 20. Понятие и виды прав на землю лиц, не являющихся собственниками земли.
  • 21. Право пожизненного наследуемого владения землей (пнв).
  • 22. Право постоянного бессрочного пользования землей.
  • 23. Право срочного пользования землей. Служебный надел.
  • 24. Аренда земельных участков.
  • 25. Субаренда зу.
  • 27. Основания возникновения прав граждан на землю.
  • 28. Основания прекращения прав на землю.
  • 29. Ограничение оборотоспособности зу.
  • 30 И 31. Порядок предоставления зу.
  • Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования
  • Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта:
  • Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием
  • Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
  • 32. Нормы предоставления зу для различных видов землепользования.
  • 33. Земельные торги.
  • 34. Права и обязанности владельцев зу.
  • Основания для государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 16 фз):
  • Порядок государственной регистрации прав:
  • В государственной регистрации прав может быть отказано:
  • 36. Порядок изъятия зу для государственных и муниципальных нужд.
  • 37. Конфискация и реквизиция.
  • 38. Купля-продажа зу.
  • 39. Залог зу.
  • 41. Рента и пожизненное содержание с иждивением.
  • 42. Доверительное управление зу.
  • 38. Купля-продажа зу.
  • 42. Понятие и общая характеристика государственного управления использования и охраны земель.
  • Виды управления в сфере исполь­зования и охраны земель:
  • Виды органов управления в сфере исполь­зования и охраны земель:
  • Общее управление в области использования и охраны земель
  • Специальное управление в области использования и охраны земель
  • Ведомственное управление в области использования и охраны земель
  • 43. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
  • 44. Понятие государственного кадастра недвижимости.
  • 45. Структура, состав и сведения документов гкн.
  • 46. Кадастровое деление территории рф.
  • 47. Мониторинг земель, назначение, виды, порядок проведения, использование.
  • 48. Землеустройство, понятие, виды, организация и порядок проведения.
  • 48. Понятие и виды земельного контроля.
  • 50. Понятие, цели, формы платы за землю.
  • 51. Субъекты и объекты налогообложения.
  • 52. Кадастровая оценка земель, порядок проведения иные способы и методы оценки земли.
  • 53. Нормативная цена земли, понятие, значение, применение.
  • 54. Понятие и состав земельного правонарушения.
  • 55. Дисциплинарная ответственность.
  • 56. Административная ответственность.
  • 57. Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения
  • 59. Земельные споры порядок рассмотрения.
  • 60. Правовой режим использования и оборот земель с/х назначения.
  • 61. Фонд перераспределения земель, понятие, назначение.
  • 62. Субъекты прав на земли с/х назначения.
  • 63. Порядок предоставления и использования земель для садоводства, огородничества и иных целей.
  • 65. Лпх граждан.
  • 66. Ижс и дачное строительство.
  • 67. Понятие и состав земель поселений.
  • 68. Понятие и особенности использования земель промышленности, транспорта, связи, информатики космического обеспечения и иного специального назначения.
  • 69. Земли запаса, понятие, особенности правового режима.
  • 57. Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения

    Основная форма гражданско-правовой ответственности – возмещение убытков. Причиненный гражданами и юридическими лицами вред подлежит возмещению в полном объеме во всех случаях (п. 1 ст. 46 ЗК РФ).

    Поскольку земля является не только недвижимостью, но и объектом природы, часто земельные правонарушения наносят ущерб не только конкретным собственникам, землевладельцам, землепользователям, но и окружающей среде (в том числе и земле как части экосистемы).

    Убытки, причиненные земельными правонарушениями, выражаются для отдельных собственников, землевладельцев, землепользователей в порче земельных участков, невозможности использовать их по целевому назначению и др. Размер причиненных убытков доказывает непосредственно лицо, в имущественной сфере которого они возникли.

    Несколько иной порядок (методика) расчета установлен для исчисления ущерба, причиненного земле как природному объекту. Существование специальной методики связано с тем, что земля – это часть окружающей среды, не имеющей экономической стоимости. Особенностью определения размера возмещения убытков (ущерба), причиненных земельными правонарушениями, является применение во многих случаях такс, методик.

    Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. При их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

    Согласно п. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, сносе зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

    58. Уголовная ответственность за земельные правонарушения

    Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ).В результате регистрации незаконных сделок с землей нарушаются правила оборота или учета земельных участков. Данное преступление может выражаться в трех различных составах, различаемых по объективной стороне.

    Объективную сторону составляют:

    а) регистрация заведомо незаконной сделки с земельным участком, т.е. придание сделке юридической силы без достаточных на то оснований. Данная регистрация возложена на регистрационные службы, и одна из функций этих служб – проверка законности совершаемой сделки. Несоответствие сделки, предмет которой – земельный участок, требованиям законодательства является основанием для отказа или приостановления ее государственной регистрации;

    б) искажение учетных записей земельного кадастра, т.е. их несоответствие фактическим (реальным) качественным, количественным, правовым характеристикам земельного участка как объекта кадастрового учета. Обязанность по ведению государственного кадастрового учета возложена на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его органы на местах;

    в) умышленное занижение размеров платежей за землю, т.е. размеров земельного налога или арендной платы.

    Объектом преступления являются общественные отношения в сфере учета земель и их оборота.

    Субъектом преступления могут быть только должностные лица, которые используют свое служебное положение: должностные лица, регистраторы прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должностные лица государственной налоговой службы и др.

    Субъективную сторону составляет прямой умысел.

    Наказание за это преступление предусмотрено в виде штрафа либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо обязательных работ.

    Порча земли (ст. 254 УК РФ).Различие между административно наказуемой порчей земель (например, ст. 51 кодекса РФ об административных правонарушениях) и уголовным преступлением проводится, в частности, по степени и характеру общественной опасности (в зависимости от вреда, причиненного окружающей среде; наличия вреда жизни и здоровью человека; формы умысла и др.). Порча земель выражается в ухудшении физических и биологических свойств почвы, снижении ценности земли.

    Объективную сторону преступления составляют действия или бездействие в форме отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Использование каких-либо других веществ, не названных в ст. 254 УК РФ, исключает ее применение. Состав этот материальный, и необходимым элементом является наступление предусмотренных в норме ст. 254 УК РФ последствий: причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

    Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам. Причинение вреда окружающей среде может выразиться в гибели диких животных и лесов, растений, загрязнении водных объектов и гибели водных биологических ресурсов, загрязнении атмосферы и т.п. С момента наступления одного из таких последствий преступление считается оконченным.

    Объектом преступления являются отношения в области использования и охраны земель.

    Субъектом порчи земель может быть только специальное лицо, осуществляющее хранение, использование или транспортировку опасных химических или биологических веществ и удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов.

    Субъективную сторону составляет умысел; при наличии смерти человека – неосторожность к данному последствию.

    Ст. 254 УК РФ предусматривает и квалифицирующие признаки:

    совершение деяния в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

    деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

    Наказание за порчу земли определено в виде штрафа либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо исправительных работ; ограничении свободы или лишении свободы. При неустранении землевладельцем, землепользователем последствий совершенного им деяния (например, при невосстановлении плодородного слоя) возможно изъятие у него испорченного земельного участка.

  • 11. Понятие земельного участка (зу).
  • 12. Возникновение и сохранение прав на вновь образованные и измененные земельные участки.
  • 13. Порядок перевода земель в другую категорию.
  • 14. Полномочия рф, субъектов рф и муниципальных образований.
  • 16. Федеральная собственность на землю.
  • 15. Понятие и общая характеристика права собственности на землю, ее формы и принципы разграничения.
  • 18. Муниципальная собственность.
  • 20. Понятие и виды прав на землю лиц, не являющихся собственниками земли.
  • 21. Право пожизненного наследуемого владения землей (пнв).
  • 22. Право постоянного бессрочного пользования землей.
  • 23. Право срочного пользования землей. Служебный надел.
  • 24. Аренда земельных участков.
  • 25. Субаренда зу.
  • 27. Основания возникновения прав граждан на землю.
  • 28. Основания прекращения прав на землю.
  • 29. Ограничение оборотоспособности зу.
  • 30 И 31. Порядок предоставления зу.
  • Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования
  • Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта:
  • Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием
  • Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
  • 32. Нормы предоставления зу для различных видов землепользования.
  • 33. Земельные торги.
  • 34. Права и обязанности владельцев зу.
  • Основания для государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 16 фз):
  • Порядок государственной регистрации прав:
  • В государственной регистрации прав может быть отказано:
  • 36. Порядок изъятия зу для государственных и муниципальных нужд.
  • 37. Конфискация и реквизиция.
  • 38. Купля-продажа зу.
  • 39. Залог зу.
  • 41. Рента и пожизненное содержание с иждивением.
  • 42. Доверительное управление зу.
  • 38. Купля-продажа зу.
  • 42. Понятие и общая характеристика государственного управления использования и охраны земель.
  • Виды управления в сфере исполь­зования и охраны земель:
  • Виды органов управления в сфере исполь­зования и охраны земель:
  • Общее управление в области использования и охраны земель
  • Специальное управление в области использования и охраны земель
  • Ведомственное управление в области использования и охраны земель
  • 43. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
  • 44. Понятие государственного кадастра недвижимости.
  • 45. Структура, состав и сведения документов гкн.
  • 46. Кадастровое деление территории рф.
  • 47. Мониторинг земель, назначение, виды, порядок проведения, использование.
  • 48. Землеустройство, понятие, виды, организация и порядок проведения.
  • 48. Понятие и виды земельного контроля.
  • 50. Понятие, цели, формы платы за землю.
  • 51. Субъекты и объекты налогообложения.
  • 52. Кадастровая оценка земель, порядок проведения иные способы и методы оценки земли.
  • 53. Нормативная цена земли, понятие, значение, применение.
  • 54. Понятие и состав земельного правонарушения.
  • 55. Дисциплинарная ответственность.
  • 56. Административная ответственность.
  • 57. Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения
  • 59. Земельные споры порядок рассмотрения.
  • 60. Правовой режим использования и оборот земель с/х назначения.
  • 61. Фонд перераспределения земель, понятие, назначение.
  • 62. Субъекты прав на земли с/х назначения.
  • 63. Порядок предоставления и использования земель для садоводства, огородничества и иных целей.
  • 65. Лпх граждан.
  • 66. Ижс и дачное строительство.
  • 67. Понятие и состав земель поселений.
  • 68. Понятие и особенности использования земель промышленности, транспорта, связи, информатики космического обеспечения и иного специального назначения.
  • 69. Земли запаса, понятие, особенности правового режима.
  • 57. Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения

    Основная форма гражданско-правовой ответственности – возмещение убытков. Причиненный гражданами и юридическими лицами вред подлежит возмещению в полном объеме во всех случаях (п. 1 ст. 46 ЗК РФ).

    Поскольку земля является не только недвижимостью, но и объектом природы, часто земельные правонарушения наносят ущерб не только конкретным собственникам, землевладельцам, землепользователям, но и окружающей среде (в том числе и земле как части экосистемы).

    Убытки, причиненные земельными правонарушениями, выражаются для отдельных собственников, землевладельцев, землепользователей в порче земельных участков, невозможности использовать их по целевому назначению и др. Размер причиненных убытков доказывает непосредственно лицо, в имущественной сфере которого они возникли.

    Несколько иной порядок (методика) расчета установлен для исчисления ущерба, причиненного земле как природному объекту. Существование специальной методики связано с тем, что земля – это часть окружающей среды, не имеющей экономической стоимости. Особенностью определения размера возмещения убытков (ущерба), причиненных земельными правонарушениями, является применение во многих случаях такс, методик.

    Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. При их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

    Согласно п. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, сносе зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

    58. Уголовная ответственность за земельные правонарушения

    Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ).В результате регистрации незаконных сделок с землей нарушаются правила оборота или учета земельных участков. Данное преступление может выражаться в трех различных составах, различаемых по объективной стороне.

    Объективную сторону составляют:

    а) регистрация заведомо незаконной сделки с земельным участком, т.е. придание сделке юридической силы без достаточных на то оснований. Данная регистрация возложена на регистрационные службы, и одна из функций этих служб – проверка законности совершаемой сделки. Несоответствие сделки, предмет которой – земельный участок, требованиям законодательства является основанием для отказа или приостановления ее государственной регистрации;

    б) искажение учетных записей земельного кадастра, т.е. их несоответствие фактическим (реальным) качественным, количественным, правовым характеристикам земельного участка как объекта кадастрового учета. Обязанность по ведению государственного кадастрового учета возложена на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его органы на местах;

    в) умышленное занижение размеров платежей за землю, т.е. размеров земельного налога или арендной платы.

    Объектом преступления являются общественные отношения в сфере учета земель и их оборота.

    Субъектом преступления могут быть только должностные лица, которые используют свое служебное положение: должностные лица, регистраторы прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должностные лица государственной налоговой службы и др.

    Субъективную сторону составляет прямой умысел.

    Наказание за это преступление предусмотрено в виде штрафа либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо обязательных работ.

    Порча земли (ст. 254 УК РФ).Различие между административно наказуемой порчей земель (например, ст. 51 кодекса РФ об административных правонарушениях) и уголовным преступлением проводится, в частности, по степени и характеру общественной опасности (в зависимости от вреда, причиненного окружающей среде; наличия вреда жизни и здоровью человека; формы умысла и др.). Порча земель выражается в ухудшении физических и биологических свойств почвы, снижении ценности земли.

    Объективную сторону преступления составляют действия или бездействие в форме отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Использование каких-либо других веществ, не названных в ст. 254 УК РФ, исключает ее применение. Состав этот материальный, и необходимым элементом является наступление предусмотренных в норме ст. 254 УК РФ последствий: причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

    Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам. Причинение вреда окружающей среде может выразиться в гибели диких животных и лесов, растений, загрязнении водных объектов и гибели водных биологических ресурсов, загрязнении атмосферы и т.п. С момента наступления одного из таких последствий преступление считается оконченным.

    Объектом преступления являются отношения в области использования и охраны земель.

    Субъектом порчи земель может быть только специальное лицо, осуществляющее хранение, использование или транспортировку опасных химических или биологических веществ и удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов.

    Субъективную сторону составляет умысел; при наличии смерти человека – неосторожность к данному последствию.

    Ст. 254 УК РФ предусматривает и квалифицирующие признаки:

    совершение деяния в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

    деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

    Наказание за порчу земли определено в виде штрафа либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо исправительных работ; ограничении свободы или лишении свободы. При неустранении землевладельцем, землепользователем последствий совершенного им деяния (например, при невосстановлении плодородного слоя) возможно изъятие у него испорченного земельного участка.

    4. Михайленко К. Роль и значение социального педагога в исправлении несовершеннолетнего осужденного, отбывающего наказание в воспитательной колонии // Закон и право. - 2009. - № 7. - С. 77-79.

    5. Осужденные и содержащиеся под стражей в России (Материалы специальной переписи осужденных 2009 г.) / Ю. И. Калинин, В. И. Селиверстов, В. И. Зубкова и др. - М.: Юриспруденция, 2012. - С. 559.

    7. Справка о работе воспитательных колоний за 2017 г. - М.: ФСИН России, 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fsin.su/structure/social/vosp%20kolonii/ (дата обращения: 12.12.2017)

    8. Тюрьмы и права человека. - Рязань: ВШ МВД РФ, 1997. - С. 60.

    9. Философский словарь. - M., 1997. - С. 136.

    И. С. Уханов

    К вопросу о применении гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства

    В соответствии с действующим земельным законодательством, за правонарушения в области использования и охраны земель устанавливается административная, уголовная, дисциплинарная ответственность, а также обязанность возместить причинный вред (гражданско-правовая ответственность). Дифференциация видов ответственности производится в зависимости от характера и степени общественной опасности совершённого противоправного деяния, от особенностей общественных отношений, на которые посягает правонарушитель, от размера причиненного вреда и других обстоятельств. Названные виды юридической ответственности обладают определенными характерными чертами и в соответствии с определёнными признаками отличаются друг от друга.

    Известно, что гражданско-правовая ответственность налагается не только при нарушении каких либо правил, установленных государством, но и закрепленных в соответствии с законом сторонами в договоре. Следовательно, гражданско-правовая ответственность представляет собой претерпевание правонарушителем установленных законом или договором мер государственно-принудительного воздействия, которые влекут для него отрицательные неблагоприятные (невыгодные) имущественные последствия .

    В настоящей статье отдельное внимание будет уделено вопросам гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства. Меры гражданско-правовой ответственности применяются в случаях нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда земле, как природному объекту и природному ресурсу, компоненту окружающей среды, а также правам и законным интересам субъектов земельных правоотношений

    (собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям, арендаторам, обладателям сервитута) .

    Нормами гражданского законодательства определяются общие положения, касающиеся возмещения вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства обладателю прав на земельный участок. Но не только Гражданский кодекс Российской Федерации выступает правовым основанием применения гражданской ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель. Также важную роль играют и Земельный кодекс Российской Федерации . В ст. 15 Гражданского кодекса РФ отмечается, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Статья 1064 Гражданского кодекса Рф, развивает это положение: «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Подобные правовые нормы, прописаны также в ст. 76 Земельного кодекса РФ. Здесь отмечается, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

    Причиненный вред выражается в убытках, под которыми понимают расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Следовательно, если лицом, нарушавшим закон или договор, были получены доходы, то лицо, право которого было нарушено, имеет право потребовать возмещения наряду с другими убытками, также и упущенной выгоды в размере не меньшем, чем полученные незаконно доходы.

    При регулировании земельных отношений мы также вполне можем применять подобное понятие убытков. В ст. 62 Земельного кодекса отмечается, что убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В соответствии с п. 2 данной статьи, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре

    (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных строений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

    О возмещении ущерба также говорится и в ст. 76 Земельного кодекса РФ. В положениях этой статьи указывается, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

    Немаловажным является и тот факт, что нарушение земельного законодательства может привести не только к имущественным потерям, но и причинить вред жизни и здоровью граждан, а также моральный вред, под которым законодатель понимает физические или нравственные страдания. Основания и порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью граждан, и компенсации морального вреда также установлены гражданским законодательством. При этом компенсация морального вреда физическому лицу осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ст. 1084-1094; 1099-1101 ГК РФ) .

    Своеобразие земельных отношений и специфика условий причинения вреда в случаях нарушения земельного законодательства формируют особенности правового регулирования данных вопросов. Утрата или повреждение имущества могут быть выражены в порче земель, невозможности ее обработки и использовании в определенных целях, принудительной консервации. А это, как правило, влечет за собой упущенную выгоду, под которой обычно понимается стоимость сельскохозяйственной продукции, которую потерпевший смог бы получить со своего участка, если бы его имущественные права не были нарушены.

    Таким образом, общее содержание убытков, причиненных в результате земельного правонарушения, заключается в следующем: это совокупность расходов, которые пострадавшее лицо произвело

    (должно будет произвести) для восстановления своих нарушенных прав.

    В действующем российском законодательстве предусмотрены случаи возмещения убытков, причиненных как правомерными действиями, так и вследствие правонарушения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.05.03 г. № 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» . Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

    а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

    б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

    в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

    г) решение суда.

    Список литературы

    1. Земельное право: курс лекций / под ред. И.А. Соболя. - СПб., 2013. -С. 99.

    2. Коряковцев Ю.Н., Николаева Л.Д. Содержание и основание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2013. - № 3. - С. 31-38.

    3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - № 32. -Ст. 3301.

    4. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. - № 44. -Ст. 4147.

    5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. - № 19. -Ст. 1843.

    6. Уханов И.С. О реализации прав граждан на получение земельных участков из государственных или муниципальных земель // Права человека и правоохранительная деятельность (посвящается памяти профессора А.В. Зиновьева): Материалы региональной науч.-практ. конф. 21 мая 2015 г. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - С. 279.

    Эта ответственность называется также имущественной ответственностью за ущерб, причиненный имуществу граждан и юридических лиц, а также жизни и здоровью людей. Ущерб возмещается в исковом порядке по решению судов - по спорам между гражданами и по решению арбитражных судов - по спорам между юридическими лицами и предпринимателями без юридического лица. В первом случае споры разрешаются в соответствии с ГК РФ и ГПКРФ, во втором - в соответствии с Законом об арбитражных судах и АПКРФ.

    Законодательство разграничивает основания и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда. Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Установлено, что принудительное изъятие земельного участка у собственника возможно в следующих случаях:

    • 1. обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (ст. 237);
    • 2. отчуждение участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу на праве собственности (ст. 238);
    • 3. конфискация земельного участка;
    • 4. изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

    Обращение взыскания на земельный участок может иметь место как санкция за невыполнение обязательств по договору залога земельного участка. В этом случае право собственности на участок переходит к залогодержателю в той части, в какой его стоимость достаточна для погашения долга. Земельным законодательством установлен ряд запретов на право частной собственности на землю. В частности, не могут быть объектом частной собственности участки лесного фонда, особо охраняемые территории, земли общего пользования в населенных пунктах и др. Несоблюдение этого требования закона влечет принудительное изъятие земельного участка.

    Отчуждение участка собственником возможно на основании договоров купли-продажи, пожизненной ренты, мены, дарения. Необходимо учитывать разницу между данными сделками и передачей прав на участок земли по завещанию, когда переход прав на участок земли происходит после смерти его собственника. При отказе от права собственности на участок он автоматически подпадает под правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую определен в Гражданском кодексе РФ.

    Конфискация земельного участка представляет собой безвозмездное изъятие его у собственника в виде санкции за совершение преступления и предусмотрена ст. 58 ЗК РФ. Она может быть произведена только по решению суда.

    Изъятие земельного участка, находящегося на праве частной собственности, в связи с нарушением собственником земельного законодательства, может осуществляться в следующих, предусмотренных законодательством (ст. 285 ГК РФ) случаях:

    • 1. нерациональное использование земель, т.е. когда использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования;
    • 2. использование земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием;
    • 3. использование земельного участка методами, приводящими к существенному снижению почвенного плодородия, либо к значительному ухудшению экологической обстановки в данной местности.

    В перечне оснований для прекращения прав на землю законодательство предусматривает возможность принудительного изъятия земельных участков у собственников земли и землепользователей в связи с нарушением ими земельного законодательства. Поскольку прекращение права на землю в этих случаях имеет характер санкций за неисполнение соответствующими субъектами требований законодательства, правомерно говорить о нем как об особом виде юридической ответственности. В земельно-правовой сфере, ее называют специальной земельно-правовой ответственностью. Она представляет собой принудительное изъятие земельных участков у собственников земли и землепользователей за совершение ими определенных неправомерных действий или за бездействие, влекущее негативные последствия.

    Принудительное изъятие земельного участка, находящегося на праве бессрочного (постоянного) пользования осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 45 и 54 ЗК РФ. Предусмотрены следующие случаи изъятия земельных участков:

    • 1) в случае использования земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием;
    • 2) при использовании земельного участка методами, приводящими к существенному снижению почвенного плодородия, либо к значительному ухудшению экологической обстановки в данной местности;
    • 3) в случае неустранения следующих умышленно совершенных правонарушений:
      • - отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с минеральными удобрениями, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами, повлекшие за собой причинение вреда здоровью людей или окружающей среде;
      • - нарушение установленного законодательством режима использования особо охраняемых природных территорий, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному заражению;
      • - систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
      • - систематическая неуплата земельного налога.

    В случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом.

    Во всех случаях решение о прекращении прав на земельный участок принимается судом.

    Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства, установлены ст. 54 ЗК РФ.

    При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельного правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

    О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель.

    Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок.

    В случае неустранения правонарушения в указанный в предупреждении срок, орган, вынесший предупреждение, оформляет и направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд.

    Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

    Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости земли и убытков, связанных с изъятием. В то же время, прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.

    Законодательным основанием применения гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства является норма ст. 211 ЗК.

    Гражданско-правовая ответственность, в т.ч. для земельных правонарушений, выполняет следующие основные функции: компенсаторно-восстановительную, организационно - стимулирующую, предупредительно-превентивную и наказательно-штрафную.

    Согласно ст. 6 ГК гражданско-правовая ответственность применяется, когда нарушенное субъективное гражданское право конкретного лица. Неблагоприятные имущественные последствия возлагаются путем возмещения убытков, которыми признается реальный ущерб или упущенная выгода.

    Так, самовольно занятые земельные участки, согласно ст. 212 ЗК, возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования ими. Отказ нарушителю земельного правопорядка в возмещении понесенных им расходов на освоение или обработку земельного участка и является земельно-имущественная ответственность в собственном ее понимании. Юридические и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства. Убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участков, причиняемых правомерными действиями, предусмотренными законом. За подобные действия имущественная ответственность не наступает, а производится компенсация потерь сельскохозяйственного производства, в объеме и порядке, предусмотренном в правовых актах.

    Так, в случае самовольного занятия земельных участков, повреждения сооружений, загрязнение земель и других нарушений земельного законодательства вред возмещается в соответствии со ст. 211 ЗК и ст. 203, 440, 441, 453 ГК. Круг лиц, на которых возлагаются обязанности по возмещению таких убытков, в определенной степени сужен по сравнению с кругом лиц, обязанных возместить убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. При причинении вреда земельным объектам источником повышенной опасности, вред возмещается владельцем этого источника по правилам ст.450 ГК в полном объеме. При возмещении собственникам земли и землепользователям ущерба, причиненного самовольным занятием земли или загрязнением земельных участков, а равно и других нарушениях земельного законодательства, следует исходить из того, что в соответствии со ст. 211 ЗК и ст. 203 или 440 ГК этот вред возмещается в полном объеме.

    Согласно требованиям гражданского законодательства лицо причинившее вред, обязан возместить ущерб ее владельцу земли или землепользователю в полном объеме.

    Это общее правило, с учетом специфики земли как объекта правонарушения, следует рассматривать в двух основных аспектах:

    1) причинение вреда физическим и юридическим лицам - владельцам земельных участков и землепользователям - другими физическими или юридическими лицами в результате нарушения последними земельного законодательства

    2) возмещение вреда, причиненного земле как природному ресурсу физическими и юридическими лицами как имеющими права на земельные участки, так и теми, которые не имеют таких прав.