Активное участие в выборах. Активное избирательное право - это что такое, кому оно дается? Активное избирательное право

Избирательное право - важная категория в системе демократического государства. Во многих странах, в т. ч. и в РФ, положения о нем вынесены в главный закон - Конституцию. Но что такое активное избирательное право? Какие имеет особенности, в чем его ключевые отличия от пассивного? Кто из граждан может обладать таким правом? Этим и сопутствующим вопросам и будет посвящена статья.

Разбор термина

Активное избирательное право - это право абсолютно любого гражданина избирать. Это право участвовать во всех общегражданских выборах власти - президента, депутатов в парламент, в органы местного самоуправления и проч.

Именно активное избирательное право является одной из важнейших составляющих системы управления государством демократического строя. Оно позволяет прийти к власти именно тем лицам, за которых выступает большинство избирателей.

Если мы посмотрим на мировые государства, то увидим, что в большинстве из них активным избирательным правом обладают все дееспособные и совершеннолетние граждане. Есть и исключения. В некоторых странах это право трансформировано в обязанность, долг. То есть за отклонение от его воплощения предусмотрено наказание, штрафы.

Активное избирательное право гражданина - это результат общественного прогресса, длившегося столетия, одно из важнейших достижений мировой цивилизации. Многие века это право, например, не распространялось на женщин, представителей некоторых рас. Где-то был в ходу имущественный ценз. К сожалению, даже сегодня в мире активным избирательным правом не во всех странах граждане обладают наравне. Порой голоса одних "весят" тяжелее выбора других.

Отметим, что активное избирательное право в РФ и других прогрессивных странах - не только выбор состава представительной и исполнительной власти. Это и принятие участия в референдумах - общенародных голосованиях по совместному решению важнейших для государства вопросов.

Активное и пассивное: различия

Давайте рассмотрим ключевые различия между пассивным и активным избирательным правом.

Активное Пассивное Право избирать. Право быть избранным. Иными словами, это право участвовать в выборах.Что касается РФ, то оно есть у всех дееспособных совершеннолетних (старше 18 лет) граждан вне зависимости от их возраста, расы, полы, национальности, вероисповедания.Активное избирательное право в РФ - это возможность, которую не имеют только граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, помещенные в места лишения свободы Правом избираться во властные структуры в Российской Федерации обладает любой из дееспособных граждан. Применяются только возрастные ограничения: Для кандидатов в депутаты Государственной думы - старше 21 года. Для кандидатов на пост Президента России - старше 35 лет. При этом важно, чтобы перед баллотированием гражданин не менее 10 лет проживал на территории РФ

Перейдем к следующей теме разговора.

Ограничение данного права в мире

Если мы рассмотрим мировые законодательства касательно активного и пассивного избирательного права граждан, то можем столкнуться с таким понятием, как ценз - обязательное условие, соблюдение которого допускает лицо к участию в голосовании.

Цензы можно разделить на несколько категорий:

  • Возрастные.
  • Образовательные.
  • Оседлости.
  • Религиозные.
  • Гражданства.
  • Имущественные.
  • Моральные.
  • Расовые.
  • Половые.

Давайте рассмотрим каждую категорию подробно.


Возрастной ценз

Это ограничение предполагает, что гражданин, обладающий активным избирательным правом, достиг определенного возраста.

Посмотрим на примеры:

  • Самый распространенный рубеж - 18 лет. Именно такой возрастной ценз характерен для России, Германии, Великобритании, Италии и проч.
  • 20 лет - с этого возраста допускается голосовать в Японии и Швейцарии.
  • 16 лет - ценз, характерный для государств Ближнего Востока.

Какая планка наиболее верная - сложный вопрос. Ведь указанный возрастной ценз более основывается на традиционные, культурные особенности народа.

Интересный факт: ни в одной цивилизованной стране мира не установлена верхняя планка - возраст, по достижении которого уже не допускается ни голосовать, ни быть избранным.

Ценз гражданства

Кроме возраста, активное избирательное право зависит и от того факта, насколько долго лицо было гражданином данной страны. Примером могут послужить Соединенные Штаты. Но тут ценз распространяется только на пассивное избирательное право. Конгрессменом может стать человек, являющийся гражданином США более 7 лет. А быть избранным в Сенат - только лицо, что считается подданным Соединенных Штатов Америки более 9 лет.


Ценз оседлости

Что это значит? Гражданин имеет возможность воспользоваться своим активным избирательным правом на выборах только после того, как проживет на территории данного государства определенный срок.

В России такого ценза не существует. Все граждане РФ, в том числе новоиспеченные, будучи совершеннолетними и дееспособными, имеют право голосовать. А вот во Франции данный ценз есть - в стране нужно прожить 6 месяцев перед участием в выборах в качестве избирателя. А, например, в Новой Зеландии право обретается спустя 3 месяца после проживания в стране в качестве подданного государства.

Имущественный ценз

Чем больше мировое сообщество продвигается в гуманистическом прогрессе, тем дальше мы уходим от имущественного ценза. Это ограничение на участие в выборах, референдумах тех лиц, кто не владеет имуществом на определенную сумму или не уплачивает налоги свыше обозначенной законом черты.

Хоть сегодня оно отменено практически во всех странах, надо помнить, что имущественный ценз был характерен для Европы еще прошлого века! Его наличие объяснялось просто: не допустить к власти неугодный малообеспеченный класс населения, дабы она держалась сконцентрированной только в руках обеспеченных граждан.


Образовательный ценз

Достаточно редко встречающееся ограничение. Здесь активное избирательное право отсутствует у человека, который не имеет какого-либо минимального уровня образования. Однако в большинстве государств образовательный ценз все же распространяется на избирательное пассивное право. Примером тут выступит Бразилия - неграмотный гражданин не может баллотироваться в этой стране на должность представителя государственной власти.

Характерно ограничение для государств "третьего мира" - чтобы участвовать в выборах, человек должен уметь читать и писать, а также понимать содержание Конституции.

Религиозный ценз

Объясняется как невозможность выбирать и быть избранными в отношении тех лиц, кто исповедует религию, отличную от государственной, или же является атеистом.

Религиозный ценз - не редкость в современности. В основном, речь идет о восточных странах. В Иране, например, немусульманин никак не может быть избранным в парламентский орган.

Расовый ценз

Здесь все просто - недопущение к участию в выборах и в качестве кандидата, и в качестве избирателя представителей отдельной расы. Сегодня найти такое ограничение - большая редкость. Весь мир - и цивилизованные страны, и развивающиеся, - стремится к расовому равенству на всей планете.

Но если мы посмотрим даже в недавнее прошлое, то увидим, что так было не всегда. Даже если взять во внимание самое демократичное государство в мире - США. В определенную веху истории к выборам там допускалось только белое население.


Половой ценз

Ограничение на владение активным избирательным правом по половому признаку сегодня тоже в мире почти искоренено. А в относительно недавнем прошлом практически все страны были приверженцами патриархата - у женщин не было прав ни избирать, ни быть избранными.

Моральный ценз

И последнее ограничение на избирательное право, о котором мы хотим вам рассказать. Приведем его примеры:

  • Российская Федерация. В нашей стране не имеют права голосовать преступники - лица, приговоренные к лишению свободы, чья вина предварительно была доказана судом. Однако после освобождения такой гражданин полностью восстанавливается в избирательных правах - даже может быть избран в парламент, президентом.
  • Мексика. Права голоса нет у граждан, злоупотребляющих наркотиками.
  • Голландия. Лица, лишенные родительских прав, автоматически теряют и избирательное.

Таким образом, моральный ценз будет самым прогрессивным из всех вышеперечисленных. Ведь он прямо направлен на то, чтобы оздоровить общество.

Прямое и косвенное избирательное право

Помимо разделения на активное и пассивное избирательное право, вы можете встретить и такую распространенную классификацию:

  • Прямое право. Это возможность гражданина отдать свой голос непосредственно за того кандидата, что ему кажется наиболее подходящим на определенную государственную роль. Так избирается президент РФ, представители местных органов власти.
  • Косвенное право. Здесь же избиратели своими отданными голосами формируют только коллегию, что признана проголосовать за назначение на должность того или иного кандидата. Выборы такого типа могут быть многоступенчатыми - система направлена на избрание самого компетентного лица. Каков же пример этого? Именно данным путем избирается президент Соединенных Штатов.

Свободное избирательное право и плюральный вотум

Широко встречается и такая классификация избирательного права. Разберем ее:

  • Свободное избирательное право. Голос любого избирателя будет равен по весу голосу иного гражданина.
  • Плюральный вотум. В этом случае голос конкретного лица будет цениться выше, чем голоса его соотечественников, принадлежащих к иной группе. Такой подход помогает защитить меньшинство. Например, если какая-то часть социума незначительна, но выборы прямо влияют на ее права и интересы, ситуацию как раз-таки и спасает плюральный вотум. Такая с первого взгляда несправедливость позволяет защитить меньшинство от мнений подавляющей группы населения, не ущемить его в правах.

Избирательное право - возможность или обязанность?

Что касается России, то в нашем государстве участие в выборах в качестве избирателя или кандидата - это возможность гражданина. Не будет никаких последствий для лица, если он ею не воспользуется.

Но такая ситуация характерна не для всех стран. Где-то граждан обязывают участвовать в политической жизни. Лицо, не явившееся на выборы, должно назвать уважительную причину, что не позволила ему воспользоваться активным избирательным правом, а также подтвердить ее. В противном случае гражданин выплачивает весомый денежный штраф. А где-то ему предстоит даже административный арест.

На фоне современной политической жизни такая обязанность рассматривается двояко. Во многих цивилизованных государствах налицо абсентеизм - нежелание гражданского общества участвовать в избирательном процессе. А так как порог явки на выборы почти повсеместно отменен, то они признаются состоявшимися даже при визите одного избирателя. Это ведет к тому, что выбор за все гражданское общество делает несущественная группа лиц, чье мнение вполне может расходиться с подавляющим.

Активное избирательное право - это возможность выбирать. Президента, депутатов парламента, оставлять свой голос при референдуме. Право характерно для всех современных демократических обществ.


Избирательное право зарубежных стран - это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам граждан. На практике проведение выборов является главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой политической борьбы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений. В демократических государствах проведение выборов является основной формой и способом мирной борьбы за обладание государственной властью или формой участия в контроле за ее осуществлением. Избирательное право - один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в большинстве развитых демократических стран представляют собой арену острой политической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства и сложившейся политической практикой. Поэтому под избирательным правом следует понимать один из основных институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти. В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанных действительными, а также недействительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах. Основным и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция государства. Она определяет круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения граждан этого права. Например, статья 4 Конституции Италии 1947 года декларирует, что избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане: мужчины и женщины, а голосование характеризуется как личное, равное, свободное и тайное. Конституция декларирует то, что голосование в Италии является общественным долгом. Объем регулируемых конституциями вопросов избирательного права довольно существенно различается. Одни конституции ограничиваются отдельными, формальными статьями декларативного характера, другие включают специальные главы или целые разделы о выборах. Как правило, более детальное регулирование норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К числу последних можно отнести специальные законы о выборах и порядке голосования и т.д. К числу источников избирательного права можно отнести регламенты палат законодательного органа власти, акты главы государства по этим вопросам, постановления исполнительных органов и решения судебных органов, акты органов местного самоуправления. Все эти документы в той или иной степени конкретизируют и дополняют конституционные положения о выборах, условия предоставления гражданам избирательных прав, порядок проведения выборов и т. д. Законодательство о выборах в зарубежных странах в последнее время стало более обширным и детализированным. Предметом его регулирования является не только сам порядок голосования, но и связанные с избирательной кампанией деятельность политических партий, финансирование расходов кандидатов, способы борьбы с коррупцией на выборах, деятельность специальных органов и должностных лиц, ведающих проведением выборов, порядок и пределы рекламно-агитационной деятельности, роль средств массовой информации и т.д. В отдельных странах, особенно англосаксонского права и в некоторых развивающихся странах, ряд вопросов избирательного права продолжает регулироваться обычаями. Избирательное право ряда стран включает в себя категории активного и пассивного права. Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума. Пассивное избирательное право - это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост. Предоставление активного и пассивного избирательного права обычно обусловлено рядом требований, установленных конституцией и специальным законодательством, в частности, это принадлежность к гражданству данной страны (некоторые страны предоставляют право голоса иностранцам при выборах органов местного самоуправления), определенный возрастной ценз (в пассивном избирательном праве он значительно выше, нежели в активном) и другие условия. Ряд демократических конституций, а также избирательное законодательство многих стран вводят дополнительные требования пассивного избирательного права о несовместимости постов, согласно которым гражданин, избранный в представительный орган или на определенную должность, не может по закону занимать никакую другую должность в государственном аппарате, административных органах и т.д. При назначении на такую должность мандат депутата должен быть прекращен. Если же гражданин занимает какой-либо административный пост на государственной службе и намеревается выставить свою кандидатуру на выборах, он обязан в установленный законом срок до дня голосования подать в отставку.Основные принципы. Важнейшими принципами избирательного права зарубежных стран являются принципы всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования, декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами (законами, кодексами и т.д.). Избирательное право формально провозглашается всеобщим, но фактически оно ограничено участием в выборах только так называемого "избирательного корпуса", т. е. совокупностью граждан, обладающих по закону правом голоса. "Избирательный корпус" и общее число граждан, достигших избирательного возраста, но в силу тех или иных причин лишенных права участия в голосовании, в различных странах значительно отличается. Иными словами, гражданская правоспособность автоматически не влечет за собой право на участие в голосовании, поскольку потенциальный избиратель должен отвечать еще целому ряду условий или цензов. В течение длительного периода времени во всех странах в той или иной степени велась политическая борьба за предоставление всем гражданам права голоса на выборах. В крупнейших европейских странах введение всеобщего избирательного права надолго затянулось. Так, во Франции все конституции вплоть до 1848 года лишали абсолютное число граждан избирательных прав. Например, в 1846 году из 35-миллионного населения Франции избирательным правом пользовались лишь 241 тысяча человек. Аналогичная картина наблюдалась и в Англии, где до 1823 года избирательное право включало в себя такие многочисленные ограничения, что им могло пользоваться не более 3% населения страны. В дальнейшем и в Англии и в других европейских странах постепенно проводилась демократизация избирательного права. Во Франции впервые в истории революция 1848 года ввела всеобщее избирательное право, увеличив сразу число избирателей с 241 тысячи до 8,2 миллиона человек. Такого огромного количества избирателей не было в то время ни в одной стране мира. Но после подавления восстания рабочих в июне 1848 года всеобщее избирательное право было отменено. В настоящее время всеобщность избирательного права, провозглашенная во многих зарубежных странах и завоеванная массовой политической борьбой, является важнейшим показателем степени демократизма избирательного права. Одним из важнейших принципов избирательного права является принцип равенства, закрепляемый текстами конституций. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям избирательных законов и не отстраненные от участия в голосовании по формальным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности как избиратели. Принцип равного избирательного права предусматривает возможность избирателя иметь только один голос, и, соответственно, голос одного избирателя формально равен голосу любого другого избирателя. При этом считается, что ни социально-экономические, ни политические факторы, ни личные качества избирателя, ни другие условия не должны влиять на общее положение гражданина как избирателя. Равное избирательное право включает в себя и требование равенства избирательных округов, в которых проводятся выборы, с тем чтобы каждый депутат избирался примерно равным числом избирателей. Вместе с тем формально декларируемое равенство избирательного права в политических целях часто нарушается. Делается это обычно при разбивке страны на избирательные округа. В ряде стран на практике обычно используется два вида избирательных округов: одномандатные, когда от округа избирается один депутат, и многомандатные, когда от округа избирается сразу несколько депутатов. Нарушение равенства избирательных округов имеет цель искусственно изменить соотношение политических сил в этих округах. Иногда, чтобы обеспечить искусственное преобладание своих сторонников в определенных округах, правящая партия так нарезает избирательные округа, что они могут принимать самые причудливые формы, часто противореча элементарной логике. На практике сторонники правящей политической партии оказываются искусственно сконцентрированными в одном или немногих избирательных округах, где и получают все мандаты, но зато в большинстве других избирательных округов они оказываются в меньшинстве и вынуждены отдать мандаты своим противникам. Эта система откровенного нарушения равного избирательного права получила название избирательной геометрии, избирательной географии или системы джерримен-деринг, по имени ее изобретателя губернатора американского штата Массачусетс Джерри, впервые успешно ее применившего еще в XIX веке. В большинстве зарубежных стран выборы подразделяются на прямые и косвенные (многостепенные). Прямое голосование за кандидатов на самые различные выборные должности является наиболее распространенным и наиболее демократичным. Оно означает, что между избирателем и кандидатом на выборную должность нет никаких промежуточных инстанций, опосредствующих волеизъявление избирателя. В данном случае он голосует непосредственно за кандидата на выборную должность. Косвенные выборы, чаще всего двухстепенные, означают, что воля избирателя опосредуется специальными лицами - выборщиками или специальными органами. В данном случае граждане избирают выборщиков или специальный орган, которые, в свою очередь, и избирают кандидата на данную выборную должность. Косвенные выборы применяются при избрании верхних палат (сената) в ряде зарубежных стран (Франции, Индии, Малайзии и т. д.). Система выборщиков применяется на президентских выборах в США. Прямым голосованием избираются нижние палаты большинства зарубежных парламентов, президенты почти во всех странах Латинской Америки. Система выборщиков при избрании президента в настоящее время безусловно является архаичной. Рассмотрим эту систему на примере выборов Президента США. В соответствии с американской Конституцией выборщики избираются прямым голосованием в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года, а в первый понедельник после второй среды в декабре того же года они собираются в столицах своих штатов или в иных местах, установленных законодательными собраниями этих штатов, и подают голоса за кандидатов в президенты и вице-президенты. Коллегия выборщиков никогда не собирается вместе в полном составе, а голосование происходит фактически в 51 коллегии (50 штатов и федеральный округ). Для избрания президента и вице-президента необходимо абсолютное большинство (больше половины) голосов всех выборщиков. Архаизм действующей системы президентских выборов в США стал особенно очевидным в эпоху научно-технической революции. Кандидаты на должность главы исполнительной власти вынуждены вести не одну общенациональную избирательную кампанию, как в других странах, а пятьдесят одну - по отдельности в каждом штате и в федеральном округе Колумбия. И хотя тотальное использование средств массовой информации и создает одну общенациональную политическую аудиторию, выборы проводятся по той же устарелой системе, что и полтора столетия назад. Развитие избирательного права шло через преодоление цензовых ограничений избирателей путем либерализации цензового барьера и прямой отмены целого ряда цензов в качестве вынужденной уступки в результате политической борьбы и дальнейшей демократизации избирательного права. Цензы, т.е. установленные законом обязательные условия, которым должен отвечать гражданин, претендующий на получение права голоса, вводятся с целью легального лишения определенной части населения избирательных прав. Цензы в той или иной степени искажают основные принципы избирательного права, поскольку ставят потенциальных избирателей в неравные положения и тем самым легально сужают избирательный корпус. В современный период большинство цензов избирательного права не действует или значительно сокращено. Отмена существовавших в течение длительного исторического периода цензовых барьеров для избирателей была вызвана еще и тем обстоятельством, что цензы в своей основе носят откровенно недемократический имущественный характер. Одним из старейших и распространенным длительное время цензом был прямой имущественный ценз, который отстранял от участия в голосовании лиц, не обладавших определенным имуществом в форме недвижимости, денежном выражении, в форме уплаты определенной суммы налога и т.д. В ряде штатов США, например, до 1964 г. действовало требование об уплате избирательного налога с голосующих. Прямой имущественный ценз носил совершенно недемократический характер, поэтому его существование стало противоречить основам всеобщего избирательного права. В настоящее время прямой имущественный ценз в развитых странах практически не встречается. В течение длительного времени избирательное право являлось привилегией только мужского населения. Достаточно сказать, что до 1917 г. женщины имели активное избирательное право лишь в нескольких странах - Австралии, Дании, Исландии, Новой Зеландии, Норвегии. Официальная трактовка этого ценза объяснялась широко распространенным мнением, что уделом женщины всегда должна быть рутина домашнего хозяйства (известное сочетание трех "К" - Kirche, Küche, Kinder.) Такое устоявшееся в общественном сознании мнение о роли женщины в обществе долго препятствовало вовлечению женщин в политический процесс. Однако по мере развития политических изменений в мире, роста политического самосознания женского населения, его втягивания в общественно-экономическую жизнь и активизации борьбы прогрессивных сил женщинам предоставлялось право голоса (Великобритания - 1918 г., США - 1920 г., Франция - 1944 г., Италия и Япония - 1945 г. и т. д.). Женское население Швейцарии получило право голоса только в 1971 году. До сих пор лишены права голоса женщины в некоторых мусульманских странах. В отдельных странах для женщин на выборах были установлены особые ограничения, не существовавшие для мужчин. По мере предоставления женщинам избирательных прав их роль в общественно-политической жизни возрастает. Однако в ряде стран с сильным влиянием религии женское население отдает на выборах свои голоса религиозно-консервативным, а иногда даже откровенно антидемократическим партиям. В течение длительного периода времени действовал высокий возрастной ценз, как правило, 21-23 года. Этот ценз отстранял от участия в образовании представительных органов миллионы граждан обоего пола. Официальная трактовка существования этого ценза сводилась к тому, что якобы только по достижении указанного возраста гражданин в состоянии правильно понять и достойно оценить всю значимость его действия (т.е. голосования) не только для него самого, но также и для общества. В действительности, путем введения высокого возрастного ценза исключались из политической жизни миллионы юношей и девушек, т.е. наиболее активная, целеустремленная, а в связи с массовой безработицей среди молодежи наиболее критически настроенная часть общества. По мере роста массового молодежного и студенческого движения, подкрепленного требованиями демократической общественности, в 70-е годы многие страны вынуждены были пойти на снижение возрастного ценза до 18 лет: Великобритания и ФРГ - в 1970 г., США - в 1971 г., Франция - в 1974 г., Италия - в 1975 г. и т.д. В настоящее время практически абсолютное большинство развитых стран предоставляют гражданам право голоса с 18 лет. В Бразилии, Никарагуа, на Кубе и в Иране право голоса предоставлено гражданам с 16 лет. Прямым продолжением имущественного ценза является действующий по настоящее время в ряде стран ценз грамотности, который особенно ощутимо сказывается на интересах избирателей в развивающихся странах, где процент неграмотного населения еще очень велик. В соответствии с данным цензом от избирателя требуется уметь читать и писать на государственном языке. Официальным предлогом для лишения неграмотных права голоса является утверждение о том, что голос грамотного человека абсолютно независим, а неграмотный человек вынужден был бы обращаться к посторонним лицам при оформлении избирательного бюллетеня и, таким образом, поневоле испытывал бы на себе чье-то политическое влияние. Такая аргументация представляется по меньшей мере несерьезной, особенно принимая во внимание практику проведения выборов в ряде стран, когда даже на грамотного избирателя оказывают прямое или замаскированное давление с целью заставить его голосовать за ту или иную политическую партию. Кроме того, избирательные законы не дают расшифровки того, что следует понимать под "умением читать и писать", и это, как правило, передается на усмотрение чиновников, ведающих проведением выборов. В последнее время в некоторых конституциях этот ценз получает определенные модификации. Например, Конституция Эквадора 1977 г. называет голосование обязательным для умеющих читать и писать и факультативным для неграмотных (ст. 33). Ряд стран в соответствии с принятыми в последнее время конституциями предоставляют неграмотным право голоса. Например, в Перу на первых после принятия новой конституции всеобщих выборах в 1980 году, впервые в истории страны к избирательным урнам были допущены неграмотные - их оказалось 857 тыс. человек. Одним из распространенных правовых средств, исключающих из политической жизни потенциальных избирателей, является ценз оседлости. Он включает в себя требование для избирателей непрерывного проживания в одной местности в течение установленного законом срока (от 1 месяца до 2 лет). Действием этого ценза лишаются права голоса сезонные рабочие, которые вынуждены менять место жительства в поисках временной работы. Традиционно во многих странах (Голландии, Турции, большинстве латиноамериканских государств) отстраняются от участия в голосовании военнослужащие. Конституция Эквадора 1977 г., например, прямо закрепляет положение, согласно которому лица, находящиеся на действительной военной службе, не могут пользоваться правом голоса. В других латиноамериканских странах (Перу, Панаме, Аргентине, Бразилии, Мексике и др.) лишены права участия в голосовании унтер-офицеры и рядовой состав армии, флота, полиции, служители тюрем, военнообязанные, не прошедшие обязательной военной подготовки, и т.д. Отстранение военнослужащих (в основном рядового состава) от участия в голосовании формально объясняется концепцией: "армия - вне политики". Эта концепция расходится с реальной действительностью, особенно в развивающихся странах, где вооруженные силы очень часто оказывают решающее воздействие на общественно-политическую жизнь, и поэтому юридическое отстранение армии от участия в избирательной кампании является скорее парадоксальной особенностью многих политических режимов, нежели действенным механизмом. В целом ряде стран в избирательной кампании не принимают участия служители церкви, поскольку официально провозглашается, что служение Богу не может быть совместимо с активным вмешательством в светскую политическую жизнь. Это не означает, что церковь абсолютно не участвует в избирательной кампании. Своим идеологическим воздействием на избирателей, особенно женщин, церковь иногда может изменить соотношение голосов избирателей в пользу определенных партий, особенно христианско-демократических. Кроме того, церковь обладает мощными финансовыми возможностями, которые она использует для оказания денежной помощи некоторым кандидатам. Законодательство ряда стран предусматривает легальные основания для лишения избирательных прав определенных категорий граждан: в частности, по решению суда (Бразилия, Аргентина, Уругвай и др.), лиц, отбывавших наказание в виде тюремного заключения, постоянно или временно лишенных политических прав и т.д. Легальное лишение большой категории граждан права голоса в результате действия многочисленных цензов искусственно сокращает избирательный корпус, в котором после этого остаются, как предполагается, самые достойные граждане. Но даже из этой категории граждан не все участвуют в голосовании. Значительная часть избирателей, удовлетворяющая всем установленным цензам и официально допущенная к участию в голосовании, тем не менее не является на избирательные участки в день выборов. Неявка избирателей на выборы получила название абсентеизма. Основная причина неявки избирателей на выборы - их безразличие и отсутствие веры в возможные результаты выборов. Часть избирателей, особенно в сельской местности, предпочитает в день выборов продолжать заниматься полевыми работами, рыболовством и т.д. Кроме того, в отдаленных районах обычно существует проблема транспорта, тем более если пункт для голосования расположен в неудобном для избирателей месте, голосование проводится в неудобные часы и т.д. Некоторые не участвуют в голосовании, опасаясь политических инцидентов и столкновений, другие - из-за шантажа и нажима со стороны политических противников. Избирательные кампании многих стран полны примеров, когда "нежелательных" избирателей путем письменных или устных угроз заставляли оставаться дома в день голосования, если не было уверенности в желательном результате его голосования. Официальная доктрина обвиняет абсентеистов в непонимании "ценности демократических выборов". Многие из них действительно не понимают вопросы предвыборной борьбы, конкретные программы и обещания кандидатов, свои собственные права и обязанности на выборах и т д. Таким образом, явление абсентеизма может являться показателем непопулярности самой избирательной кампании и ее участников, а также хорошей погоды в дачный сезон. С другой стороны, чтобы искусственно поднять активность избирателей на выборах, некоторые страны (Австралия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Италия, латиноамериканские страны) в законодательном порядке вводят обязательное голосование. В данном случае выборы квалифицируются в качестве "общественной функции", которая включает в себя не только право, но и обязанность граждан голосовать. Политический смысл введения заключается в искусственном увеличении числа голосующих и ликвидации явления абсентеизма. Обязательное голосование предполагает и обязательную регистрацию в качестве избирателя, причем в ряде случаев на обязательную регистрацию обращается большее внимание, чем на обязательное голосование (например, в США). Объясняется это просто: администрация таким способом определяет количество лиц, достигших минимального избирательного возраста, а следовательно - пригодных для военной службы. + принципы: законодательство содержит также принцип прямого избирательного права, который означает, что избиратель голосует на выборах «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Мировой опыт выборов знает и другие способы голосования, когда избиратели избирают выборщиков, которые уже и выбирают депутатов или должностных лиц (косвенные выборы), или нижестоящие органы избирают вышестоящие (многостепенные выборы). + Важное значение в обеспечении демократизма народного волеизъявления имеет тайное голосование. Голосование на выборах является тайным, т.е. исключающим возможность какого-либо контроля над волеизъявлением избирателя. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. В них при заполнении избирателем бюллетеня не допускается присутствие кого бы то ни было.

— организационная форма выражения суверенной воли народа. Избирательная система — неотъемлемый механизм российского демократического государства, его республиканского строя, ее задача состоит в обеспечении свободных выборов народных представителей.

В избирательной системе можно выделить три взаимосвязанных компонента: механизм избрания народного представителя; избирательное право граждан; порядок выборов.

Понятие и значение избирательного права

При характеристике избирательного права прежде всего необходимо учитывать, что традиционно оно рассматривается в двух значениях.

Во-первых, избирательное право является разновидностью субъективного права и представляет собой закрепленное в Конституции РФ (ст. 32) право российских граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, избирательное право в объективном смысле представлено совокупностью норм, закрепляющих субъективные избирательные права граждан и иных участников избирательных отношений и устанавливающих порядок их реализации и защиты (обеспечения) при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Субъективное избирательное право

Избирательное право (в субъективном, узком смысле слова) — конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Говоря о субъективном избирательном праве, следует различать активное избирательное право (право избирать ) и пассивное избирательное право (право быть избранным ). В своей совокупности они составляют главное содержание субъективного избирательного права российских граждан. Наряду с ними в структуру субъективного избирательного права входят и другие правомочия. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные права граждан включают в себя не только право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, предусмотренном законодательством о выборах.

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ:

  • признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ:

  • занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой несовместимы с выборной должностью;
  • осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке;
  • признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систему:

  • федеральное законодательство о выборах и референдуме;
  • законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ.

Объективное избирательное право

Избирательное право (в объективном, широком смысле слова) — совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Объективное избирательное право является одним из важнейших разделов конституционного права, выходящим по своему значению за рамки обычного конституционно-правового института. По кругу и характеру регулируемых отношений, своей внутренней организации и обилию источников, по влиянию на формирование и функционирование органов народовластия его правильнее рассматривать в качестве одной из базовых подотраслей конституционного права Российской Федерации. В этом смысле, представляя собой совокупность правовых норм, избирательное право главным своим предназначением имеет юридическое обеспечение организации и проведения выборов в целях осуществления права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право является универсальным регулятором всех видов выборов, связанных с реализацией субъективных избирательных прав российских граждан. Оно рассчитано на применение по отношению к любым избирательным кампаниям, ориентировано на обеспечение доверия граждан к выборным органам государственной и муниципальной власти, придание легитимного характера процедуре их формирования.

Для объективного избирательного нрава характерна естественная связь с субъективными избирательными правами, главными обладателями которых являются российские граждане. Вместе с тем важно учитывать, что избирательными правами в предусмотренных законом случаях могут быть наделены и иностранцы. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и российские граждане. На сегодняшний день Россия имеет такие договоры с четырьмя странами (Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией), что, безусловно, оказывает влияние на состояние современного российского избирательного права.

Основные избирательные права граждан

Избирательные права граждан РФ:

  • право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов;
  • участвовать в предвыборной агитации;
  • участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов;
  • принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Существенное значение для уяснения сущности и содержания избирательного права имеет и то обстоятельство, что избирательные права граждан, являясь разновидностью их конституционных прав, будучи реализованными на конкретных выборах, не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Как следствие, объективное избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических условий реализации и защиты избирательных прав российских граждан не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период.

Суммируя изложенное, можно предложить следующее определение современного российского избирательного права . Это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту нрава граждан (в установленных законом случаях — иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.

Являясь частью (подотраслью) конституционного права, избирательное право России само имеет достаточно сложное внутреннее строение. Система избирательного права представляет собой совокупность элементов, отражающих объективное рассредоточение образующих его норм по отдельным институтам, обусловленное различием их целевого предназначения в юридическом обеспечении реализации и защиты избирательных прав граждан.

Принимая во внимание то, что объективное избирательное право представлено совокупностью материально-правовых и процессуально-правовых предписаний (норм), представляется оправданным различать в его структуре соответственно материальные (статусные) и процессуальные (этапные) институты. Материальные институты опосредуют правовое положение различных субъектов (избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные комиссии, наблюдатели и др.) в качестве участников избирательных отношений. Что же касается процессуальных институтов, то они регламентируют процедуру избирательного процесса, очередность его этапов, последовательность совершения образующих избирательный процесс действий (от назначения выборов до определения и официального опубликования их результатов).

Организация и проведение выборов невозможны вне рамок избирательного процесса как закрепленного в нормах права порядка реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, включающего в себя ряд последовательных стадий, объединяющих всю совокупность юридически значимых действий, совершаемых различными субъектами избирательных отношений. Основные стадии избирательного процесса следующие:

  • назначение выборов;
  • образование избирательных округов, избирательных участков и составление списков избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;
  • предвыборная агитация;
  • голосование и определение результатов выборов.

Без них невозможно проведение выборов, так как они выступают необходимой юридической формой, обеспечивающей целостность и одновременно необходимую преемственность всех совершаемых в целях организации и проведения выборов избирательных действий. При этом важно учитывать, что наряду с основными (обязательными) стадиями следует различать и дополнительные (факультативные) стадии избирательного процесса. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относит к ним дополнительное выдвижение кандидатов, списков кандидатов (ст. 38) и повторное голосование (ст. 71). Зарубежный же опыт организации и проведения выборов свидетельствует, что набор факультативных стадий избирательного процесса может быть значительно шире и охватывать собой даже голосование. Так, в Великобритании и некоторых бывших британских колониях (Индия, Кения и др.) его проводить не нужно, если по избирательному округу баллотируется только один кандидат.

В зависимости от масштаба (охвата) различными нормами избирательного права отношений, связанных с осуществлением и защитой субъективных избирательных прав, оно может быть также разделено на общую и особенную части. Общая часть объединяет нормы, имеющие универсальное значение и распространяющие свое действие на избирательные отношения независимо от вида и уровня проводимых выборов. Особенная часть представляет собой совокупность правил, касающихся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых обязательно только при проведении соответствующих видов выборов.

В свою очередь, и общая, и особенная части избирательного права представлены рядом институтов, набор которых обусловлен как логикой правового регулирования избирательных отношений, так и действующим законодательством о выборах. Под этим углом зрения общая часть российского избирательного права включает в себя следующие институты: принципы избирательного права, субъекты избирательного права, избирательные системы, избирательный процесс, информационное обеспечение выборов, финансовое обеспечение выборов, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование нарушений избирательных прав граждан, ответственность за нарушение избирательных прав. Особенную же часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право обладает рядом особенностей. Для соискателя выборной должности устанавливаются дополнительные цензы по сравнению с активным избирательным правом, которые не считаются недемократическим ограничением. Общее правило сводится к тому, что чем выше замещаемая должность, тем более жесткие условия выдвигаются к кандидату. В то же время требования к кандидату ужесточаются в целях создания гарантий самостоятельности местного самоуправления. Поэтому на местных выборах возможно введение более жестких ограничений по сравнению с выборами федеральными, хотя до настоящего времени такие подходы не реализованы.

Для обладания пассивным избирательным правом по российскому избирательному праву надо соответствовать предусмотренным законодательством требованиям (цензам), которые формулируются как позитивно, так и негативно. Речь идет о наличии:

  • определенного возраста (возрастной ценз);
  • определенного срока проживания в стране (ценз оседлости);
  • определенных сроков пребывания в должности; об отсутствии: двойного гражданства (вида на жительство или права на постоянное проживание на территории иностранного государства);
  • неснятой или непогашенной судимости за совершение тяжких или особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности;
  • действия административного наказания за правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование фашистской атрибутики или символики);
  • установленного вступившим в силу решением суда факта нарушения ряда ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях избирательных прав.

Так, возрастной ценз предполагает наличие у кандидата на пост Президента РФ и депутата Государственной Думы возраста не моложе 35 лет и 21 года соответственно. Законами субъектов РФ может вводиться возрастной ценз для кандидатов, который не должен превышать установленные федеральным законом пределы минимального возраста кандидата: 21 год — на выборах в законодательные органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ.

Ценз оседлости для кандидата на пост Президента РФ означает установленное Конституцией РФ требование постоянного проживания в стране не менее 10 лет. Иных цензов оседлости российское законодательство в настоящее время не знает, что вызывает обоснованные возражения со стороны субъектов РФ и муниципальных образований, небезосновательно требующих возврата к возможности установления на данных выборах ценза оседлости (не более одного года проживания на данной территории), известной действовавшему ранее Федеральному закону от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Сроки пребывания в должности установлены только для кандидата на пост Президента РФ, которым не может быть в силу ч. 3 ст. 81 Конституции РФ лицо, занимавшее эту должность более двух сроков подряд.

В последние годы перечень цензов имеет тенденцию к расширению. В него включены лица, имеющие двойное гражданство, неснятую иди непогашенную судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, преступлений экстремисткой направленности, подвергнутые административному наказанию за демонстрацию фашистской атрибутики или символики, и др. Расширение перечня цензов ставит вопросы обоснованности каждого такого ограничения пассивного избирательного права и их дальнейшего расширения.

Как уже отмечалось, в статье 32 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это конституционное право граждан представляет собой гарантированную юридическую возможность для каждого гражданина участвовать в выборах в качестве избирателя, то есть лица, голосующего на выборах, а также баллотироваться в качестве кандидата в депутаты или кандидата на выборную должность. Закрепленные в Конституции избирательные права являются основными, базовыми и обеспечиваются целым рядом конкретных прав граждан , сфокусированных на отдельных стадиях избирательного процесса (образования избирательных округов, формирования избирательных комиссий, составления списков избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосования и т.д.). Использование гражданами указанных правомочий позволяет им свободно осуществлять конституционное право избирать и быть избранными. Вся совокупность конкретных избирательных прав граждан раскрывается в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации. Наиболее важные из этих прав и их гарантии установлены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Конституционное избирательное право граждан слагается из двух прав: активного избирательного права и пассивного избирательного права.

Активное избирательное право граждан означает право избирать в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Оно возникает при достижении гражданином 18 лет и отсутствии обстоятельств, исключающих в соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации участие граждан в выборах (недееспособность, нахождение в местах лишения свободы по приговору суда). Иных ограничений в осуществлении гражданином активного избирательного права федеральные законы не предусматривают.

Активное избирательное право реализуется путем голосования гражданина на выборах в Российской Федерации. Важнейшей предпосылкой реализации активного избирательного права является включение гражданина в списки избирателей.

Пассивное избирательное право обозначает право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Базовые условия осуществления пассивного избирательного права такие же, как и активного: не могут быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

История развития избирательного права такова, что признание за гражданином как пассивного, так и активного избирательного права ставилось в зависимость от значительного количества различного рода цензов. Это были имущественные, половые, образовательные, сословные цензы.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установил, что гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с мировой практикой проведения демократических выборов является общепризнанным, что для избрания в некоторые представительные органы и занятия ряда выборных должностей для кандидатов могут быть установлены определенные повышенные требования (цензы), связанные с достижением определенного возраста, а также длительностью проживания на соответствующей территории. Для осуществления пассивного избирательного права наиболее распространенным является использование возрастного ценза.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы устанавливают повышенные возрастные требования для кандидатов и некоторые другие условия для осуществления гражданами пассивного избирательного права. Так, согласно статье 81 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. В соответствии со статьей 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 8 ст. 4) предусматривает, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия для реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права , связанные с достижением гражданином определенного возраста. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может быть менее 21 года на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, 30 лет — на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и 21 года — на выборах в органы местного самоуправления.

Как было отмечено в главе 1, реализация пассивного избирательного права граждан при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации зависит от особенностей организации государственной власти в субъектах Федерации. Речь прежде всего идет об установлении законодательством субъекта Российской Федерации предельного количества сроков избрания высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации) в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Эти ограничения направлены на наиболее полную реализацию принципа народовластия, что подразумевает периодическую ротацию руководителей органов государственной власти.

До принятия в 1997 г. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 1994 г. у законодателей субъектов Российской Федерации существовала возможность установления так называемых «сроков обязательного проживания» на соответствующей территории в качестве условия приобретения пассивного избирательного права. Такого рода ограничения также называются цензами оседлости. Согласно статье 4 Федерального закона от 1994 г. сроки обязательного проживания не могли быть менее одного года. На практике в некоторых субъектах Федерации эти сроки не соблюдались. В принятом позднее Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было установлено, что ценз оседлости применим только в случаях, предусмотренных в Конституции Российской Федерации. Как известно, Конституция предусматривает такую возможность только в отношении выборов Президента Российской Федерации. Таким образом, при проведении иных выборов граждане Российской Федерации могут баллотироваться в качестве кандидатов независимо от места их проживания. В настоящее время практика, когда политики, проживающие в Москве, баллотируются на выборах, проводимых в субъектах Федерации, стала очень распространенной. В соответствии с законом для этого нет никаких ограничений.

Пассивное избирательное право возникает у гражданина не с момента его регистрации кандидатом, а принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, удовлетворяющему требованиям, содержащимся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации.

В отличие от активного избирательного права, реализация пассивного избирательного права гражданином не зависит только от воли гражданина. Избрание гражданина в органы государственной власти и в органы местного самоуправления возможно, если за его кандидатуру проголосует установленное число избирателей. Государство гарантирует гражданам лишь равные возможности быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

Условия осуществления пассивного избирательного права следует отличать от ограничений, связанных с несовместимостью депутатского мандата либо выборной должности с осуществлением определенной деятельности . Эти ограничения установлены в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, федеральных законах и законах субъектов Федерации. Данные ограничения прямо не связаны с реализацией гражданами пассивного избирательного права. Гражданину, являющемуся депутатом, находящемуся на определенной должности либо занимающемуся определенной деятельностью, не могут чиниться препятствия в осуществлении им пассивного избирательного права. Только после избрания гражданина депутатом (выборным должностным лицом) вступают в силу ограничения на занятие им соответствующей должности или на осуществление определенной деятельности. Лицо, избранное депутатом либо на выборную должность, после своего избрания должно освободить должность либо прекратить деятельность, которые согласно закону несовместимы со статусом депутата, выборного должностного лица.

Последствия несоблюдения требований несовместимости весьма серьезны. В соответствии с пунктом 6 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, если он не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования общих результатов выборов не представит в избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Каков же объем ограничений, связанных с несовместимостью депутатского мандата, занятием выборной должности? Согласно статье 97 Конституции Российской Федерации одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Несколько иные условия несовместимости депутатского мандата предусмотрены для депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации. Эти особенности связаны с тем, что в соответствии с конституцией (уставом) и законами субъектов Федерации депутаты могут выполнять свои обязанности как на профессиональной основе, так и без отрыва от основной деятельности. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 12) в течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности в Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Кроме того, в Федеральном законе предусмотрено, что если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Применительно к высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации вышеназванным Федеральным законом также установлены аналогичные ограничения. Указанное должностное лицо власти субъекта Российской Федерации не может быть одновременно депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Ограничения, связанные с несовместимостью нахождения на государственной службе с депутатским мандатом, зеркально отражают требования по несовместимости депутатского мандата. Они сформулированы в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Согласно статье 11 этого Федерального закона государственный служащий не вправе:

  • быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Федеральным законодательством также установлены правила несовместимости нахождения на муниципальной службе с депутатским мандатом, пребыванием на выборной должности. Согласно статье 11 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальный служащий не вправе:

  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
  • быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления.

Принципы избирательного права.

Под принципами избирательного права понимается прежде всего всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Кроме того, к принципам избирательного права относятся проведение выборов на периодической основе и свободное волеизъявление граждан. Эти принципы были выработаны многовековым всемирным опытом развития демократических институтов и получили воплощение в важнейших международно-правовых документах .

В Конституции Российской Федерации принципы всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании раскрываются только применительно к выборам Президента Российской Федерации (ст. 81), непосредственно в Конституции периодичность проведения выборов установлена только для Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы.

В полном объеме все вышеуказанные принципы избирательного права подробно раскрываются в нормах Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в качестве обязательных для всех выборов в Российской Федерации.

Принцип проведения свободных и периодических выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления закреплен в преамбуле Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Следует отметить, что принцип свободного волеизъявления граждан на выборах прямо вытекает из части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, по смыслу которой только свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Проведение свободных выборов прежде всего обеспечивается их альтернативностью, возможностью участия в них различных политических партий и кандидатов, стоящих на разнообразных политических позициях, равным доступом кандидатов к публичным средствам массовой информации, возможностью граждан и общественных объединений беспрепятственно вести предвыборную агитацию, осуществлять наблюдение за голосованием и подсчетом голосов. Свобода волеизъявления граждан также дополняется добровольностью их участия в выборах. Участие в выборах является правом, а не обязанностью граждан Российской Федерации . Действия, направленные на то, чтобы принудить гражданина к участию либо неучастию в выборах, являются в равной степени незаконными.

Голосование граждан на выборах является свободным, то есть каждый избиратель голосует сообразно своему внутреннему убеждению. Закон устанавливает недопустимость воздействия на свободное волеизъявление избирателей.

Периодичность выборов обеспечивается своевременным проведением выборов по истечении срока полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации сроки полномочий Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы составляют 4 года. Сроки полномочий высшего должностного лица (главы исполнительной власти) субъекта Федерации и однократно избранных депутатов законодательных органов субъектов Федерации устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъектов Российской Федерации. Однако в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» они не могут превышать 5 лет. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сроки полномочий выборных органов местного самоуправления не могут быть меньше 2 лет. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 8) устанавливает предельный срок полномочий органов местного самоуправления и депутатов представительных органов местного самоуправления равным 5 годам.

В случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления должно быть обеспечено своевременное проведение новых выборов. Если выборы не назначаются в установленные сроки уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, выборы проводятся избирательной комиссией соответствующего уровня. Если же и этот «страховочный механизм» не срабатывает, то в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 5 ст. 10) выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются судом. Периодичность выборов в органы местного самоуправления также обеспечивается в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Гарантией проведения периодических выборов является то, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут произвольно продлевать свои полномочия, в том числе и таким способом, как проведение референдума о продлении полномочий. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержат запрет вынесения на референдум вопросов продления полномочий действующих органов власти и должностных лиц, а также запрещают путем референдума формировать состав выборных органов власти, утверждать на должность выборных лиц. Невозможность демократического формирования выборных органов власти путем проведения референдума объясняется тем, что данная форма прямой демократии имеет принципиально иное назначение, чем выборы. Ее использование для целей формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления не обеспечивает альтернативности кандидатур, состязательности политических партий. Тем самым волеизъявление граждан утрачивает свободный, а следовательно, и демократический характер.

Всеобщее избирательное право. Избирательное право не всегда являлось всеобщим, то есть принадлежало каждому совершеннолетнему гражданину. Как правило, право избирать и быть избранным обусловливалось значительным количеством различных цензов. Наибольшее распространение имели имущественные цензы, цензы оседлости. До середины ХХ века от участия в выборах в большинстве стран мира были полностью отстранены женщины .

В Российской Федерации активное избирательное право возникает у граждан по достижении ими 18-летнего возраста. Избирательное право не принадлежит проживающим на территории России иностранцам и лицам без гражданства.

Единственным исключением является предусмотренная Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав...» возможность для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, принимать участие в выборах в органы местного самоуправления. Однако такое право возникает только в случае, если это оговорено в международном договоре Российской Федерации и соответствующего государства.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» устанавливает недопустимость ограничений избирательных прав граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Этот запрет вытекает из статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от вышеназванных обстоятельств.

Как уже отмечалось, не имеют пассивного и активного избирательного права граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Данные ограничения для гражданина носят временный характер: избирательные права гражданина восстанавливаются в полном объеме после его освобождения из мест лишения свободы, где он отбывал наказание по приговору суда, либо после признания гражданина дееспособным по решению суда.

Согласно статье 29 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Какие-либо ограничения их избирательных прав противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав...».

Не участвуют в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Лица, находящиеся под стражей до вступления в законную силу приговора суда, имеют право избирать и быть избранными. Граждане, находящиеся в следственном изоляторе и изоляторе временного содержания за административные правонарушения, а также задержанные или арестованные по подозрению в совершении преступления, также имеют право избирать и быть избранными. Осуществление указанными лицами отдельных избирательных действий (участие в предвыборных мероприятиях, посещение избирательных комиссий и т.д.) является ограниченным в силу нахождения этих лиц под стражей.

Независимо от места проживания граждан Российской Федерации их избирательные права обеспечиваются в равной мере. Этот принцип полностью распространяется и на граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами. Основные обязанности по созданию условий для участия в выборах граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, лежат на дипломатических и консульских учреждениях Российской Федерации. Эти учреждения ведут регистрацию (учет) избирателей на подведомственной им территории, оказывают образованным за границей участковым избирательным комиссиям необходимое организационное содействие и выполняют другие важные функции, позволяющие гражданам Российской Федерации, проживающим за ее пределами, реализовать свои конституционные избирательные права.

Принцип равного избирательного права в равной мере относится к реализации как пассивного, так и активного избирательного права. Применительно к пассивному избирательному праву он проявляется в установлении законами равных правовых условий для всех граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и в создании государственных гарантий реализации этих возможностей. Этот принцип также проявляется в законодательной норме о равенстве статуса всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Равенство активного избирательного права граждан заключается в обеспечении равного веса голоса каждого избирателя при выборах органа государственной власти или органа местного самоуправления. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» устанавливает, что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. В этих целях законами о выборах обеспечивается, чтобы все избиратели обладали равным числом голосов при голосовании по одному и тому же избирательному округу, а при проведении выборов в представительные органы производится образование избирательных округов с примерно равным числом избирателей. Закон устанавливает предельное отклонение (в процентах) от средней нормы представительства избирателей по отдельному избирательному округу.

Прямое избирательное право означает непосредственное голосование граждан за или против кандидата (списка кандидатов). Непрямое избирательное право представляет многоступенчатое формирование избираемого органа, когда за кандидатов в этот орган голосуют не непосредственно избиратели, а определенным образом избранные выборщики .

Голосование по общему правилу проходит в специально оборудованных закрытых кабинах для голосования либо иных местах (в случае голосования вне помещений для голосования). Во всех случаях члены избирательных комиссий и иные лица, присутствующие при голосовании, не вправе каким-либо образом воздействовать на волеизъявление гражданина. Тайна голосования обеспечивается тем, что данные о том, как голосовал тот или иной гражданин, не могут быть определены. Для этого предусматриваются четкие процедурные правила: все избирательные бюллетени имеют стандартную форму и помещаются в опечатанные ящики для голосования.

Необходимо отметить, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко закрепляет пределы ограничения активного и пассивного избирательного права. Согласно ст. 4 этого Закона законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Ограничения же пассивного избирательного права в законодательстве субъектов Российской Федерации могут быть связаны только с возрастным цензом. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления и 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Установление ценза оседлости для ограничения пассивного избирательного права не допускается.

Принцип прямого избирательного права означает, что в голосовании, результатом которого становится избрание лица на выборную должность, принимают участие все избиратели данной территории. Противоположностью прямым выборам являются косвенные выборы, когда лицо избирается либо каким-то государственным (муниципальным) органом, либо избиратели выбирают сначала выборщиков, а уже затем выборщики непосредственно голосуют за кандидатов.

Избирательные права иностранных граждан

Ранее действовавший Устав Союза Беларуси и России, ратифицированный Федеральным законом от 10 июня 1997 года № 89−ФЗ, содержал положения о праве граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Российской Федерации на территории соответствующего муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме. Однако он утратил свою силу в связи с подписанием Российской Федерацией и Республикой Беларусь Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. Договор о создании союзного государства не содержит прямых указаний на избирательные права (ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации России до 2020 года трактовал максимально широко содержащееся в Союзном договоре указание на национальный правовой режим в отношении граждан страны-партнера, но после назначения нового состава ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сведений о таком широком толковании не имеется).

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Статья 3

Реализация конституционного права граждан избирать и быть избранным влечет за собой определенные действия участников избирательного процесса: избирателей, избирательных комиссий, избирательных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления. И, поэтому, вполне естественно, что в качестве действий, помогающих участникам избирательного процесса реализовать свое право избирать и быть избранным, они имеют право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Потому что избирают в РФ, и ведь те кто в РФ они с самого начала понимают что здесь, и как здесь, а ты представляешь что будет если к нам пойдут избирать Немцы, Итальянцы, То получится не Россия а какой то Совсем другой город!! ! Другая Италия, Испания и т. д. Понял.

Гы! Однако ржу-ни-магу.. . А кто деньги давать будет, Латынина? А денег у неё хватит? У меня есть иное предложение: ввести принцип римской демократии, но боюсь что в данном случае подавляющее большинство крикунов придётся лишать гражданства, со всеми последующими проблемами.

Статья 32 Конституции РФ

Косвенной формой участия граждан в отправлении правосудия является также осуществление гражданами полномочий членов квалификационных коллегий судей, представляющих общественность или несудебные органы публичной власти*(418). Квалификационные коллегии судей выступают элементом организационного механизма обеспечения осуществления правосудия, а их члены реализуют функцию содействия надлежащему функционированию аппарата судебной власти и контроля над ним прежде всего с точки зрения профессионализма.

В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Иные формы участия граждан в отправлении правосудия, требования, которым эти граждане должны соответствовать, и особый правовой статус заседателей устанавливаются федеральным законодательством на основании принципов, закрепленных в ст. 32 Конституции и Законе о судебной системе РФ.

Статья 4

1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года № 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» и от 15 января 1998 года № 3-П по делу о проверке конституционности статей 80, 92 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708; 1998. № 4. Ст. 532.

5. Пассивное избирательное право относится к основным правам и свободам и является индивидуальным правом гражданина, важнейшим элементом его конституционного статуса. Регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не устанавливает связанные с достижением определенного возраста и продолжительностью проживания на территории субъекта Российской Федерации условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права при выборах депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. В части 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации установлены требования для кандидата на должность Президента Российской Федерации (постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет). Таким образом, ни для одной выборной должности, кроме должности Президента Российской Федерации, не может устанавливаться обязательное требование нахождения места жительства на определенной территории Российской Федерации.

Избирательное право -это

Есть такое явление - прямое избирательное право. Оно представляет собой процедуру, когда законы принимает не представительный орган (Совет или Дума), а сами жители страны или политического образования. Методы здесь могут быть разные: съезды, форумы и т.п. Исторически прямая демократия предшествовала представительной. Эта форма управления государства практиковалась во времена античных цивилизаций, в раннее средневековье (в том числе на Руси в виде народного вече).

Выборы главы российского государства назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 120 дней до даты голосования. Так же как и в случае с выборами депутатов Госдумы, голосование происходит в первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий президента. К слову, Совет Федерации может и не назначить выборы, но они будут проведены во второе или третье воскресенье месяца, в котором граждане выбирали президента в прошлый раз.

Особенности избирательного права военнослужащих (Назарова И

Таким образом, основная часть избирательного корпуса территориального публичного коллектива состоит из граждан РФ, имеющих регистрацию по месту жительства в пределах данного территориального образования. Следовательно, основным «ограничителем» активного избирательного права определен ценз места жительства.

Право граждан участвовать в управлении делами государства неразрывно связано с принципом народовластия — одной из основ конституционного строя. Оно юридически обеспечивает реализацию данного принципа, включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Часть 2 ст. 32 Конституции РФ закрепляет три конкретных политических права:

Кто не обладает избирательным правом

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе одного избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом. О выдвижении уведомляется окружная избирательная комиссия (при выдвижении кандидата в депутаты), избирательная комиссия муниципального образования (при выдвижении кандидата на пост главы муниципального образования).

Избиратель лично заполняет избирательные бюллетени, если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, он может воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, блока, наблюдателя .

Активное избирательное право: что это такое, и кто им обладает

Если рассматривать первый вариант, то для него характерной особенностью является то, что любой гражданин своей страны может прийти на выборы и сделать свой выбор в пользу того или иного кандидата. Если рассматривать пассивное избирательное право, то здесь уже подразумевается участвовать в выборах, как кандидат на избираемую должность.

Посещать избирательный участок для голосования на референдуме жители РФ имеют право, независимо от пола, расы и национальности. Но имеется категория людей, которым такое право не предоставляется. Например лица, которые по решению суда являются недееспособными или отбывают наказание в тюрьме, изъявлять свою волю не имеет права.

30 Июл 2018 1087