Контрольные вопросы (тесты) для проверки знаний требований охраны труда. Нормативные требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда

В Российской Федерации действует система правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Эти требования содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ и устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В ТК закреплен наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда (разд. X "Охрана труда", разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" и др.). В федеральных законах содержатся государственные нормативные требования охраны труда, чаще всего направленные на обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при использовании атомной энергии, проведении работ на опасных производственных объектах, цехах, участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества, и др.*(8)

Разнообразие федеральных законов позволяет учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и наилучшим образом обеспечить охрану их труда.

Государственным нормативным требованиям к охране труда придан обязательный характер. Данные требования распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Значительная часть государственных нормативных требований охраны труда содержится в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном и региональном уровнях.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160*(9) утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее - Положение).

При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта РФ могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на пять лет (п. 4 , Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании).

Правила по охране труда обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки. Без соблюдения названных требований не допускается также передача в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования.

Для работников организации работодателем разрабатываются инструкции по охране труда. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной, ремонтной, технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются в инструкции применительно к должности, профессии или виду выполняемой работы. Инструкции по охране труда для работников утверждаются приказом работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда. Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться (разд. V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда):

При пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

При изменении условий труда работников; внедрении новой техники и технологии;

По результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

По требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

Работодатель обязан обеспечить ознакомление работников с требованиями охраны труда (ст. 212 ТК). Работники обязаны соблюдать требования охраны труда (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением инструкций по охране труда возложен на работодателя. Конкретные обязанности должностных лиц в этой сфере закрепляются в должностных инструкциях или определяются приказами руководителей.

Систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций. Работники этой службы вправе потребовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений - отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда.

Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда. Предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" ч. 3

Каждый российский работодатель обязан обеспечивать соблюдение государственных нормативных требований охраны труда в рамках ведения хозяйственной деятельности. Однако также требования охраны труда обязательны для исполнения не только работодателями, но и непосредственно сотрудниками. Общие требования охраны труда на предприятии регулируются значительным количеством нормативных документов и актов, и обеспечивать соблюдение их основ должен каждый работодатель.

Общие требования охраны труда на предприятии

Спектр требований охраны труда в Российской Федерации крайне широк и регулирует большое количество аспектов трудовых взаимоотношений сотрудников и работодателей. При этом определенные права и обязанности возлагаются на каждую из сторон трудовых взаимоотношений. Более того, определенную немаловажную роль в вопросах обеспечения соблюдения наличествующих требований играет государство в следующих аспектах:

  • Законодательное регулирование. Наличествующее законодательство содержит большое количество нормативной документации, затрагивающей вопросы охраны труда. Означенные документы могут иметь как вид федеральных законов, так и отдельных приказов либо всяческих методических рекомендаций, созданных исполнительными властными органами, преимущественно – Министерством труда.
  • Контроль. Отдельные государственные органы, например – инспекция по труду либо же прокуратура, занимаются контролем исполнения нормативных требований охраны труда. В ряде ситуаций они также могут налагать на работодателей определенные санкции.
  • Обеспечение социальных гарантий. В случае, когда нарушение наличествующих законодательных требований влечет за собой наступление негативных последствий для работников, законодательство часто предусматривает определенные дополнительные социальные гарантии и меры поддержки для пострадавших сотрудников.
  • Посредничество в трудовых спорах. Если в рассматриваемом контексте между работодателями и трудящимися либо их представителями возникают различные разногласия, они могут урегулироваться при поддержке государства. Также, различные вопросы, связанные с нарушениями требований законодательства, решаются в судебном порядке при помощи государственных органов судебной власти.

Существуют не только государственные нормативные требования охраны труда. Определенные ограничения и предписания могут устанавливаться и международными документами. Либо же, напротив – локальными требованиями отдельных работодателей, если они не противоречат наличествующему законодательству и не ущемляют в своих положениях законные права сотрудников.

Общие требования охраны труда – обязанности работодателей

Как уже упомянуто ранее, общие требования охраны труда обязательны для исполнения как сотрудниками, так и работодателями. Однако основной спектр ответственности возлагается именно на субъекты хозяйствования, которые обеспечивают формирование рабочих мест. Так, к обязанностям работодателя в контексте общих требований охраны труда можно отнести:

Обязанности работников в соответствии с требованиями охраны труда

Перечень требований законодательства в отношении сотрудников является куда более мягким, однако игнорировать его работники не имеют права. Ведь за нарушение установленных государством или работодателем нормативов работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию вплоть до увольнения, если проступок повлек или мог повлечь за собой какие-либо тяжкие последствия. К означенным требованиям в отношении трудящихся можно отнести:

  • Необходимость соблюдения конкретных правил охраны труда и предписаний работодателя в области своей сферы деятельности.
  • Использование в соответствии с инструкцией предоставляемых средств индивидуальной защиты.
  • Прохождение обязательных инструктажей и медосмотров, если они предписываются законодательством или локальными нормативными актами.
  • Извещение работодателя или ответственных лиц за охрану труда на предприятии о происхождении каких-либо аварий или иных несчастных случаев на производстве, а также предупреждение о собственном плохом самочувствии или ином ухудшении состояния здоровья.

За несоблюдение требований охраны труда работником, он может быть подвергнут в виде замечания или выговора. Увольнение работника за несоблюдение требований охраны труда допускается только в двух случаях – если его действия имели угрозу наступления тяжких последствий, или же если это не единственное дисциплинарное взыскание в виде выговора или замечания, полученное трудящимся в течение календарного года.

Увольнение работника и применение к нему дисциплинарных взысканий за несоблюдение нормативов и требований охраны труда является правом работодателя, а не обязанностью. То есть – окончательное решение о применении взысканий принимает сам работодатель, как и о виде взыскания.

Правовое регулирование государственных нормативных требований охраны труда

Так как рассматриваемые требования распространяются на большое количество различных сфер и аспектов трудовой деятельности, их правовое регулирование является достаточно комплексным, а правовая база состоит из различных по характеру и степени необходимости применения нормативных актов. В целом, правовое регулирование данного вопроса обеспечивается:

Комментарий к статье 211

1. Как следует из содержания ч. 1 ст. 211, государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда согласно ч. 10 ст. 209 ТК содержатся в правилах и инструкциях по охране труда, утверждаемых по общему правилу работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

2. Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда, закрепленных федеральным законом, содержится в Трудовом кодексе (в разделе X "Охрана труда", разделе XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" и др.).

Государственные нормативные требования охраны труда, закрепленные в других федеральных законах, чаще всего направлены на обеспечение безопасности граждан (включая работающих) и защиту окружающей среды при использовании атомной энергии, проведении работ на опасных производственных объектах, цехах, участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества, и др. (например, Закон об использовании атомной энергии, Закон о радиационной безопасности населения, Закон об уничтожении химического оружия, Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов).

3. Государственные нормативные требования охраны труда (а не просто требования охраны труда, как было указано в прежней редакции ч. 2 ст. 211) обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в т. ч. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

4. Значительная часть государственных нормативных требований охраны труда содержится в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном и региональном уровнях.

В соответствии с новой редакцией ч. 3 комментируемой статьи порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако к настоящему времени указанный порядок еще не разработан. В части, не противоречащей законодательству, сохраняют свое значение Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) и Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 5).

Так, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 проекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, должны направляться органами, разработавшими названные требования, для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

Утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты в месячный срок должны быть направлены Минздравсоцразвития России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда.

Разрабатывая нормативные акты по охране труда, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны исходить из того, что включаемые в них требования не могут быть ниже государственных, установленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут продлеваться, но не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока их действия либо досрочной отмене может быть принято органом, утвердившим эти требования, не позднее 9 месяцев до окончания срока их действия.

При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как и их разработка.

Федеральные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на 5 лет (п. п. 4, 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 (СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295)).

Правила по охране труда обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки. Без соблюдения названных требований не допускается также передача в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования.

Инструкции по охране труда для работников организации разрабатываются работодателем на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (а при их отсутствии - на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, утверждаемыми работодателями, руководителями структурных подразделений предприятия, и утверждаются приказом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно (раздел V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80).

Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК).

5. Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением инструкций по охране труда возложен на работодателя. Конкретные обязанности должностных лиц в этой сфере закрепляются в должностных инструкциях либо определяются приказами руководителей.

Непосредственный систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций.

Работники такой службы вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений - отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда. Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

6. Что касается функционирования системы нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в которую согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 входят: межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, свод правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, то они в настоящее время сохраняют свою силу лишь в определенной части.

Как предусмотрено п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании, со дня введения в действие этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

Защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

Охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

Предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Это правило распространяется также на государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г. (п. 1 Постановления Госстандарта России от 30 января 2004 г. N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" // БНА РФ. 2004. N 8). Этим же Постановлением Госстандарта России государственные и межгосударственные стандарты, принятые до 1 июля 2003 г., признаны национальными стандартами.

Согласно п. 2 ст. 15 Закона о техническом регулировании национальные стандарты применяются на добровольной основе. Их применение подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Программа разработки конкретных технических регламентов и сроки их разработки утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. N 1421-р (СЗ РФ. 2004. N 46. Ст. 4551).

Для обеспечения заинтересованных лиц информацией о технических регламентах, документах национальной системы стандартизации, международных стандартах, правилах стандартизации, нормах стандартизации и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств и международных договорах в области стандартизации и о правилах их применения создан информационный фонд технических регламентов и стандартов. Функционирование этого фонда обеспечивается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, взаимодействующим с федеральными органами исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3367).

Официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 594 // СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3773).

Государством устанавливаются нормативные стандарты безопасности труда и требования охраны труда. Такие требования должны быть учтены работодателем при разработке в своей компании соответствующих инструкций и правил.

Общие требования охраны труда

Руководство компании обязано обеспечить своим сотрудникам охрану их труда и безопасные условия для работы.

Основные требования
Направление

Конкретные обязанности работодателя по соответствующему направлению

Работодатель обязан обеспечить:

Обеспечение безопасных условий труда — безопасность при эксплуатации оборудования, зданий и используемых в процессе работы материалов и инструментов;
— применение средств защиты, прошедших декларирование соответствия или сертификацию;
соответствующие условия на каждом рабочем месте;
— выдачу средств индивидуальной защиты, обезвреживающих средств сотрудникам, которые работают в грязных условиях, при некомфортных температурных условиях или в небезопасных условиях;
— проведение спецоценки условий работы;
Контроль за соблюдением норм охраны труда — организацию системы управления и контроля за соблюдением и состоянием условий труда;
Соблюдение прав работников в сфере охраны труда — режим отдыха и труда сотрудников по трудовому законодательству;
— информирование всех сотрудников о возможном риске для здоровья, причитающихся им компенсациях и гарантиях;
— оказание пострадавшим на рабочем месте сотрудникам первой помощи, принятие мер по сохранению здоровья и жизни коллег;
— принятие мер по недопущению аварий на производстве;
медицинское обеспечение и санитарно-бытовое обслуживание;
— доставку сотрудника в медучреждение, если он заболел на рабочем месте;
— оказание работникам неотложной медицинской помощи (при такой необходимости);
— ознакомление всего штата с действующими в компании требованиями;
— обязательное соцстрахование сотрудников от профзаболеваний и несчастных случаев;
— учёт и расследование профзаболеваний и несчастных случаев;
Обучение и инструктаж по охране труда — обучение безопасным приёмам и методам выполнения работ;
— обучение оказанию первой помощи тем, кто пострадал на работе;
— проведение инструктажа;
— проведение стажировки;
— проверку полученных знаний;
— недопущение к труду сотрудников, которые не прошли инструктаж и обучение;
Медицинские осмотры — в предусмотренных законом случаях организацию за свой счёт прохождения обязательных медосмотров;
— недопущение к труду лиц без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований, обязательных медосмотров и если установлено наличие медицинских противопоказаний;
Госконтроль по условиям безопасности и охраны труда — предоставление госорганам, осуществляющим контроль (надзор) в этой сфере, информации и документов, необходимых для реализации этими органами своих полномочий;
— беспрепятственный допуск госпроверяющих и представителей общественного контроля при проведении ими проверок;
— рассмотрение представлений и выполнение предписаний в установленные законами сроки;
Разработка нормативных правовых актов по охране труда — наличие документов, включающих в себя все установленные требования;
— разработку и утверждение правил и инструкций (при их составлении нужно учитывать мнение профсоюзной организации).

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в:

  • федеральных законах и нормативных правовых актах РФ;
  • законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.

Такие требования направлены на сохранение здоровья и жизни сотрудников. Они регламентируют критерии, процедуры, правила и нормативы по охране труда.

Эти требования обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их вида деятельности, в том числе:

  • при строительстве, проектировании, эксплуатации и реконструкции объектов;
  • разработке технологических процессов;
  • конструировании механизмов, машин и иного оборудования;
  • организации труда и производства.

Подробно разработка, изменение и утверждение нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, регламентированы Положением , утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160.

Требования охраны труда перед началом работы

Для некоторых видов производств и работ утверждены инструкции, в которых подробно регламентированы требования, которые должны быть соблюдены работниками перед началом работ. Например, разработана подробная Инструкция, что должен выполнить слесарь перед тем, как приступить к ремонту электропоездов (ИОТ РЖД-4100612-ЦДМВ-13-2013). Также действует Инструкция, в которой прописаны обязательные условия, которые должны быть выполнены перед работами на высоте (ИОТ РЖД-4100612-ДЖВ-023-2013).

В каждой компании разрабатываются и утверждаются свои правила. Такие правила составляются с учётом специфики деятельности конкретной организации.

Руководителю каждого предприятия необходимо помнить, что обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, является обязанностью работодателя.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (ст.211 ТК РФ).

Пунктом 3 статьи 37 Конституции РФ установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статья 219 Трудового кодекса устанавливает право работника:

1. На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

2. На получение достоверной информации от работодателя:

  • об условиях и охране труда на рабочем месте,
  • о существующем риске повреждения здоровья,
  • о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
В соответствии с положениями статьи 209 Трудового кодекса, под охраной труда подразумевается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:
  • правовые,
  • социально - экономические,
  • организационно - технические,
  • санитарно - гигиенические,
  • лечебно - профилактические,
  • реабилитационные,
  • иные мероприятия.
Соблюдение требований охраны труда и контроль за их выполнением осуществляется работодателями в следующем порядке (ст.217 Трудового кодекса):

1. В компаниях, занимающихся производством, с численностью сотрудников свыше 50 человек, необходимо:

  • либо создать службу охраны труда,
  • либо ввести должность специалиста по охране труда (с соответствующей подготовкой или опытом работы в данной сфере).
2. В компаниях, занимающихся производством, с численностью сотрудников, не превышающей 50 человек, решение:
  • о создании службы по охране труда,
  • о введении должности специалиста по охране труда,
принимается с учетом специфики производственной деятельности такой компании.

3. При отсутствии:

  • службы охраны труда,
  • штатного специалиста по охране труда,
осуществляют их функции и несут ответственность:
  • работодатель - ИП (лично),
  • руководитель организации,
  • другой уполномоченный работодателем работник, организация, специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые по договору ГПХ.
В целях обеспечения:
  • правильной организации системы охраны труда,
  • безопасных условий труда, организации необходимо разработать локальные правовые акты по охране труда.
В соответствии со ст.8 Трудового кодекса, работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Эти локальные акты представляют собой правовую основу системы охраны труда в компании.

Так же эти нормативные акты могут помочь компании предотвратить несчастные случаи на производстве и значительно упростят процедуру рассмотрения таких случаев, если, не смотря на усилия работодателя, они будут иметь место.

Выполнение правил по охране труда обязательно как для работодателя, так и для работников организации.

В статье будут рассмотрены требования действующего законодательства к организации системы охраны труда на предприятиях, обязанности работодателей и работников в сфере охраны труда, а так же методология составления правил и инструкций по охране труда.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии со ст.211 Трудового кодекса, порядок:

  • разработки,
  • утверждения,
  • изменения
подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда , в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010г. №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся (п.2 Постановления №1160):

1. Стандарты безопасности труда (ГОСТы).

2. Правила и типовые инструкции по охране труда.

3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

  • санитарные правила и нормы,
  • санитарные нормы,
  • санитарные правила,
  • гигиенические нормативы,
устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса.

При разработке правил по охране труда необходимо учитывать положения системы ГОСТов по безопасности труда.

В частности, требования ГОСТа 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда», целью которого является:

  • содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов,
  • исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом,
  • профессиональных заболеваний на производстве.
ГОСТ 12.0.230-2007 содержит описание системы управления охраной труда в организации.

Согласно п.4 ГОСТ 12.0.230-2007, обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми актами, входит в обязанности работодателей.

В связи с этим работодатель должен продемонстрировать руководство и заинтересованность в деятельности по обеспечению охраны труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда.

Основные элементы управления охраной труда:

  • политика,
  • организация,
  • планирование и применение,
  • оценка,
  • действия по совершенствованию.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

При организации службы охраны труда, производственная компания должна руководствоваться Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000г. №14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».

В соответствии с п.1 Постановления №14, управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель.

Для организации работы по охране труда руководитель создает службу охраны труда.

Работники Службы в своей деятельности руководствуются (п.5 Постановления №14):

  • законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ,
  • соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым),
  • коллективным договором,
  • соглашением по охране труда,
  • другими локальными нормативными правовыми актами компании.
РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

В качестве базы, при разработке правил по охране труда в компании, можно использовать порядок разработки:

  • межотраслевых,
  • отраслевых
правил по охране труда, утвержденный Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ от 17. 12.2002г. №80).

1. составление перспективного плана разработки новых, пересмотра или отмены действующих правил;

2. утверждение технического задания на разработку правил;

3. разработка проекта первой редакции правил и рассылка его на отзыв заинтересованным организациям;

4. составление сводки отзывов от заинтересованных организаций и справки о разногласиях по проекту правил;

5. подготовка проекта окончательной редакции правил.

Изложение требований правил по охране труда рекомендуется делать кратким и четким, исключающим возможность различного толкования.

В правилах следует закреплять новые требования по охране труда и стремиться к минимуму отсылок к другим документам (СНиПам, СанПиНам, ГОСТам и др.).

При необходимости, для полноты изложения вопроса, в правилах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства РФ.

В виде приложений к правилам могут оформляться:

  • таблицы,
  • графики,
  • карты,
  • схемы,
  • и т.п.
В межотраслевые и отраслевые правила по охране труда рекомендуется включать следующие главы:

1. Общие требования.

В данном разделе указывается:

  • сфера действия правил;
  • описание опасных и вредных производственных факторов, характерных для данных производственных процессов;
  • допускаемые действующими нормативными правовыми актами параметры опасных и вредных производственных факторов.
2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ.

Этот раздел содержит:

  • требования охраны труда, предъявляемые к организации производственных процессов;
  • меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие;
  • меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны, а также меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов;
  • способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников и аварийное отключение оборудования, а также указания по применению средств индивидуальной защиты работников;
  • способы своевременного уведомления о возникновении опасных и вредных производственных факторов на отдельных технологических операциях;
  • меры по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, возникающих в аварийных случаях;
  • рациональную организацию труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии, а также ограничение тяжести труда.
3. Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников.

В главе приводятся допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов в производственных помещениях (на площадках - для процессов, выполняемых вне производственных помещений) и на рабочих местах, а также параметры освещенности, температурного режима, влажности и других факторов.

4. Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников.

В данном разделе приводятся общие требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению, обеспечивающие охрану труда работников.

5. Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников.

В данной главе отражаются особенности:

  • исходных материалов,
  • заготовок,
  • полуфабрикатов,
  • готовой продукции,
  • отходов производства,
рациональные способы их хранения, требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющих на обеспечение охраны труда работников.

При необходимости в правила по охране труда могут быть включены и другие главы.

Проект окончательной редакции правил по охране труда до его подписания проверяется на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и визируется руководителем юридической службы, при его наличии.

РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ

Инструкции по охране труда являются одним из основных документов, регламентирующих технику безопасности труда в компании.

Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002г. №80 утверждены «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда», которые регламентируют:

  • порядок разработки инструкций по охране труда,
  • порядок утверждения инструкций по охране труда,
  • требования к содержанию инструкций по охране труда.
Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из:
  • должности сотрудника,
  • профессии или вида выполняемой работы.
В соответствии с п.5.2. Разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется с учетом статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

5.2. Постановления №80, разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется с учетом ст.212 Трудового кодекса РФ.

Положениями ст.212 ТК РФ установлено, что на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В связи с этим работодатель обязан обеспечить в числе прочих мер безопасности:

  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда;
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
5.3. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе:

  • межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда),
  • требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства.
Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Примерный вид титульного листа инструкций по охране труда для работников при их издании рекомендуется оформлять в соответствии с приложением №8, содержащемся в Постановлении №80.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников.

Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают:

  • безопасное ведение технологических процессов (работ),
  • безопасную эксплуатацию оборудования.
Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

В соответствии с п.5.6 Постановления №80, проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель.

Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

Так же инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

  • при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • изменении условий труда работников;
  • внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.
Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок.

У руководителя каждого подразделения должны храниться:

  • действующие в подразделении инструкции по охране труда,
  • перечень этих инструкций.
Инструкции по охране труда для работников могут быть:
  • либо выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже,
  • либо вывешены на рабочих местах или участках,
  • либо хранятся в ином месте, доступном для работников.
Рекомендуемые формы журналов учета: приведены в приложениях №9 и №10 в Постановлении №80.
  • межотраслевых,
  • отраслевых
типовых инструкций по охране труда.

Разработка межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда осуществляется на основе:

  • действующих законов и иных нормативных правовых актов;
  • изучения вида работ, для которого инструкция разрабатывается;
  • изучения условий труда, характерных для соответствующей должности, профессии (вида работ);
  • определения опасных и вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
  • анализа типичных, наиболее вероятных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • определения наиболее безопасных методов и приемов выполнения работ.
4.3. Требования, предъявляемые к подготовке межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, аналогичны требованиям, предъявляемым к подготовке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.

Требования, предъявляемые к подготовке межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, аналогичны требованиям, предъявляемым к подготовке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.

В межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда рекомендуется включать разделы:

1. Общие требования охраны труда.

В разделе отражаются:

1.1. Указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка.

1.2. Требования по выполнению режимов труда и отдыха.

1.3. Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы.

1.4. Перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами.

1.5. Порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента.

1.6. Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

2. Требования охраны труда перед началом работы.

В данный раздел включаются:

2.1. Порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты.

2.2. Порядок проверки исправности:

  • оборудования,
  • приспособлений и инструмента,
  • ограждений,
  • сигнализации,
  • блокировочных и других устройств,
  • защитного заземления,
  • вентиляции,
  • местного освещения
  • и т.п.
2.3. Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты).

2.4. Порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.

3. Требования охраны труда во время работы.

Данный раздел может предусматривать:

3.1. Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов.

3.2. Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты).

3.3. Указания по безопасному содержанию рабочего места.

3.4. Действия, направленные на предотвращения аварийных ситуаций.

3.5. Требования, предъявляемые к использованию средств индивидуальной защиты работников.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. Перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие.

4.2. Действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций.

4.3. Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.

5. Требования охраны труда по окончании работы.

5.1. Порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры.

5.2. Порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности.

5.3. Требования соблюдения личной гигиены.

5.4. Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

При необходимости в типовую инструкцию по охране труда можно включать и другие разделы.

В разделе "Требования охраны труда по окончании работ" рекомендуется отражать:

4.5. В тексте межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда делается минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны. В инструкциях не следует применять слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции выполняются работниками в равной степени.

В тексте инструкций по охране труда делается минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны.

В инструкциях не следует применять слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции выполняются работниками в равной степени.

Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) может быть допущена при условии его предшествующей полной расшифровки.
Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то их указывают в инструкции (величина зазоров, расстояния и т.п.).

Сроки действия межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда устанавливаются с учетом сроков действия соответствующих правил по охране труда.

Обратите внимание: После того, как в организации будут разработаны и утверждены правила и инструкции по охране труда, с ними необходимо ознакомить каждого сотрудника под роспись.

    Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"