Императивной и диспозитивной норм финансового права. Предмет финансового права и методы финансово-правового регулирования

Понятие метода регулирования финансового права

Прежде чем понять, что представляет собой метод финансового права, следует определиться относительно понятия самой категории «метод». Так, согласно юридической науке, метод обозначает совокупность различных приемов и средств по управлению государством общественными отношениями в той или иной сфере общественной жизни. Метод присущ каждой из отраслей права, которая позиционируется как самостоятельная. Таким образом, свой метод регулирования имеет и финансовое право.

Определение 1

Метод правового регулирования финансового права – это используемый государством способ по оказанию воздействия на общественные отношения в финансово-правовой сфере.

Суть метода финансового права состоит в том, что, включая в себя некую систему специфичных средств и приемов, он призван регулировать общественные отношения, устанавливать соответствующие правила поведения для субъектов финансовых отношений и наделять их обязанностями и правами.

Существенное значение имеет содержание упомянутых ранее средств и приемов. В качестве таковых общая юридическая доктрина предлагает рассматривать: запрет, обязывание и дозволение. Финансовое право в полной мере располагает данным набором правовых регуляторов, имея при этом свои особенности. Преимущественным в финансовом праве является обязывающий способ, диктующий субъектам отношений властные предписания. Дозволение и запрет, в свою очередь, выступают в роли обеспечительных средств.

Виды методов правового регулирования финансовых отношений

Финансовое законодательство предусматривает несколько классификаций методов правового регулирования финансовых отношений в зависимости от того или иного разграничительного критерия.

В зависимости от сферы общественных отношений:

  • гражданско-правовой метод;
  • административно-правовой метод.

Гражданско-правовой метод опирается на равенство сторон и подлежит регулированию при помощи экономических способов (пеня, штраф, неустойка)

Административно-правовой метод характеризуется известной системой «власти и подчинения». При этом в финансовом праве «власть», а точнее «властные предписания» в подавляющем числе случаев исходят от налоговых, финансовых органов, с которыми субъекты финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

В зависимости от предмета правового регулирования:

  • императивный метод;
  • диспозитивный метод.

Императивный метод рассматривается в качестве «метода властных предписаний». Данный метод присущ многим отраслям российского права. Однако данный метод в финансовом праве обладает определенной спецификой, которая кроется в содержании предписаний. В данном случае речь идет об «обязывании», о котором было упомянуто ранее. Так, нормы содержат предписания о порядке и размерах платежей в государственную казну или в казну муниципальных образований и т.п. Данный метод направлен на обеспечение полного и своевременного поступления денежных средств к государству, а также на использование их в необходимых целях.

Диспозитивный метод предоставляет субъектам финансовых правоотношений возможность выбора варианта своего поведения. Данный метод в финансовом праве характеризуется некоторыми особенностями. Например, в гражданском праве заключение договора между двумя сторонами разженивается в качестве волевого акта обеих, так как они могут сами выбирать варианты своих отношений, тогда как в финансовом праве соглашение представляет собой нечто иное. Здесь условия соглашения устанавливаются по принципу императивности, а диспозитивность для сторон прослеживается лишь в момент его заключения. Примером этого может послужить организация государственных лотерей, когда государство устанавливает условия такой лотереи, а граждане имеют право принять в ней участие.

Замечание 1

Диспозитивность финансового законодательства по большей части прослеживается в Бюджетном кодексе РФ.

Понятие финансового права

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов () государства и , необходимых для реализации их задач.

Предмет и метод финансового права

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое законодательство - Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Понятие «финансовое право» может употребляться в двух аспектах — как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

Финансовое право, являясь отраслью российского , регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

Понятие, предмет и метод финансового права

Функционирование финансовой системы, реализуемое в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обусловливает возникновение соответствующих финансовых отношений, которые подлежат четкому правовому регулированию: определению прав и обязанностей участвующих в них субъектов, а также их ответственности в случае нарушения установленного порядка. Таким образом, финансовое право — одна из основных отраслей российского права, и все они базируются на нормах Конституции РФ.

Область финансов и отдельные се стороны затрагиваются нормами и других отраслей права. Однако именно эта область входит в сферу финансового права в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что сферой финансового права охватываются государственные и муниципальные финансы, что обусловлено публичным характером тех и других. Однако она затрагивает и другие составные части финансовой системы -- финансы предприятий и иных организаций, основанных на негосударственной или немуниципальной (частной) форме собственности (например, в случае регулирования отношений, связанных с аккумуляцией средств, поступающих от негосударственных предприятий (к примеру, налогов) в денежные фонды государства и муниципальных образований, а также с их использованием). Под воздействием финансового права находится и функционирование негосударственных социальных фондов и финансовых ресурсов, имеющих публичный характер (в частности, в сфере страхового и банковского дела). По этому вопросу французский ученый П. М. Годме отметил: «Нив коем случае не следует забывать о фундаментальном различии и динамике между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики... Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти». Все эти отношения в разной степени связаны с финансовой деятельностью государства и муниципальных образований.

В процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, помимо финансовых, возникают и другие отношения, которые не относятся к предмету регулирования финансового права: трудовые, гражданские, административные и иные, подконтрольные соответствующим отраслям права. Отрасль финансового права, соприкасаясь с ними, распространяет свои нормы лишь на финансовые отношения.

Итак, финансовое право — отрасль российского права, нормы которого регулируют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по образованию (формированию), распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, а также иных финансовых ресурсов публичного характера, используемых для реализации соответствующих задач.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской

Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. На основе этих исходных норм оно регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач публичного характера.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства. Столь же широк и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления — с организациями и физическими лицами, государственные органы всех видов и уровней взаимодействуют с органами местного самоуправления, в том числе с финансовыми и кредитными в соответствии со своей компетенцией в области финансов.

Однако не всегда специалисты по финансовому праву включают в его предмет отношения, связанные с функционированием области муниципальных финансов, ограничиваясь упоминанием лишь сферы государственных финансов и финансовой деятельности государства. Вместе с тем, рассматривая содержание конкретных финансово-правовых институтов, они отражают в них и муниципальные финансы, и финансовую деятельность органов местного самоуправления (например, бюджетные права муниципальных образований или органов местного самоуправления), т. е. фактически не отрицают принадлежность упомянутых категорий к отрасли финансового права.

Существует и противоположное мнение, согласно которому в предмет финансового права не входят отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления (формирования и исполнения местных бюджетов, установления и взимания местных налогов и сборов и т. п.), поскольку эти органы не относятся к системе органов государственной власти.

Связь финансового права именно с государственными финансами подчеркивалась и в русской дореволюционной литературе. Вместе с тем обращалось внимание на то, что к сфере финансового права следует относить и соответствующую деятельность земств, т. е. органов местного самоуправления.

Представители современной зарубежной науки также высказывают суждения о взаимосвязи финансового права с государственными финансами. Французский ученый П. М. Годме, в частности, пишет: «Финансовое право — отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные финансы».

Таким образом, сформулированные в настоящем учебнике определения предмета и понятия финансового права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, кроме того, учитывается их классификация на централизованные и децентрализованные.

Исключение отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (органов местного самоуправления), противоречило бы принципу единства финансовой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, публичный характер тех и других.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:

  • между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами (в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти), возникающие в связи с распределением между ними финансовых ресурсов страны;
  • между финансовыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением последними обязанностей перед государством и муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды (в бюджет, внебюджетные государственные фонды);
  • между финансовыми и налоговыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;
  • между финансово-кредитными органами разных уровней и правового статуса в связи с их деятельностью по образованию, распределению и использованию соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);
  • между государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;
  • между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением иных публичных страховых и кредитных фондов и ресурсов;
  • между участниками финансового рынка и компетентными органами в связи с осуществлением государственного регулирования в этой сфере;
  • между компетентными органами государственной власти и местного самоуправления в связи с деятельностью по финансовому контролю, учету и отчетности.

Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т. д. Разнообразие подходов к рассмотрению финансовых отношений углубляет представление о предмете финансового права.

Классификация финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание - направленность на образование (аккумулирование), распределение и использование государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным руководством государства и (в рамках законодательства) органов местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований тесно связана с осуществляемыми государством в определенных сферах функциями по ценообразованию и установлению тарифов (на электроэнергию, газ, нефть и т. п.). Эти функции, будучи необходимым элементом механизма государственного регулирования экономики страны, непосредственно влияют на объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и муниципальных образований, а также отражаются на денежном выражении финансовых обязательств участников финансовых отношений. В связи с этим правовые нормы, касающиеся государственного регулирования цен и тарифов, также применимы к сфере финансового права.

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, обеспечение безопасности страны и на другие потребности общества. Оно должно организовывать указанную деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные, муниципальные и другие денежные фонды публичного характера, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств; определяют источники формирования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т. п., закрепляя права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Важное значение имеет четкость правового регулирования финансовых отношений не только в целях обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и в целях соблюдения интересов государства в целом, его территориальных подразделений, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений и в конечном счете обеспечения выполнения государством его функций, определенных Конституцией страны.

Предмет финансового права обусловил специфику метода регулирования , который свойствен данной отрасли права. Основной метод финансово-правового регулирования — императивный, т. е. метод властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления в процессе производства, распределения и использования публичных денежных фондов (ресурсов) в адрес других участников финансовых отношений. Такой метод свойствен и ряду других отраслей права, например административному. Однако в финансовом праве он имеет специфику: конкретное денежное содержание и определенный круг органов, уполномоченных государством на властные действия.

По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т. п. Такой метод способствует полному и своевременному поступлению средств в распоряжение государства (муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии.

При использовании государством или муниципальными образованиями для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т. п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Например, этим методом государство определяет условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Специфика основного метода финансового права отражается и на круге государственных органов , уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний реализуется финансовыми органами государства, созданными специально для осуществления финансовой деятельности. Участники финансовых отношений, которым адресованы данные предписания (различные органы государственного управления, организации и т. д.), находятся во взаимосвязи с указанными органами и подчинены им лишь по линии функции финансовой деятельности. Они не зависят от этих органов по всем направлениям, как при отраслевом управлении по вертикали (министерство, с одной стороны, и подведомственные ему организации — с другой).

Однако это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения вертикального соподчинения. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны вышестоящих инстанций. Но для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными органами.

Финансовому праву свойственны и иные способы регулирования - рекомендации, согласования, договоры и т. п. Так, в федеральном законодательстве содержатся рекомендации субъектам РФ о преобразовании их внебюджетных целевых фондов в бюджетные, устанавливаются некоторые налоги, правом введения которых наделены представительные органы государственной власти субъектов РФ. По вопросам общих принципов налогообложения согласно Конституции РФ должны быть рассмотрены предложения субъектов РФ в Федеральном Собрании. Финансовые органы вправе предоставлять предприятиям на условиях, установленных законодательством России, отсрочку и рассрочку платежа на основе соглашения между ними и т. д. Все эти способы находятся в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования — методом властных предписаний.

Четкость правового регулирования финансовых отношений, которую призван обеспечить упомянутый метод, важна не только для осуществления должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном счете — для выполнения государством его функций в целом.

Современное финансовое право Российской Федерации испытывает влияние новых социально-экономических и политических условий и развивается вместе с государством. В этом процессе можно отметить следующие наиболее существенные направления.

Во-первых, это изменения финансово-правовых норм, обусловленные переходом к рыночной экономике. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов финансовых правоотношении независимо от формы собственности и соответственно их финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, на самостоятельность хозяйствующих субъектов и т. д. При этом защита названных прав нуждается в усилении.

Во-вторых, на новом, современном, этапе требуется усиление нацеленности финансово-правовых институтов на стимулирование эффективности экономики, активизацию решения социальных задач.

В-третьих, применение специфической финансово-правовой ответственности за правонарушения в области финансов. Речь идет об ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, предприятий и организаций, предпринимателей и других физических лиц (например, при неуплате налогов). Данное направление также нуждается в усовершенствовании.

В-четвертых, финансово-правовое регулирование нуждается в большем разнообразии методов финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, поскольку в них все еще преобладает фискальная сторона (развитая система налогов и сборов для привлечения средств в казну при недостаточном участии социальной сферы в использовании финансовых ресурсов).

В-пятых, финансовое право отражает развитие в России федеративных отношении и местного самоуправления. Эти процессы сочетаются с мерами по укреплению вертикали власти, которое рассматривается как условие обеспечения в соответствии с Конституцией РФ (ст. 71, 114) единой финансовой политики в стране.

Вместе с тем требуется усиление внимания к местному самоуправлению в сфере финансовых правоотношений.

В-шестых, финансово-правовые нормы, закрепляющие полномочия государственных органов в области финансов, отражают конституционный принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Уточнение компетенции государственных органов (включая финансовые), их структуры и системы было целью административной реформы, предпринятой на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. на 22 июня 2010 г., № 773)".

Отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют своего углубления. Важно, чтобы это развитие в целом соответствовало нормам международного права, положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и способствовало созданию финансовой основы для их реализации, утверждению прав и свобод человека, защите чести и достоинства как высшей ценности общества и государства.

Е.А. Бондарь

Бондарь Елена Александровна - доцент кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук

E-mail: elena [email protected]

Императивные и диспозитивные начала в финансовом праве: дискуссионные вопросы их проявления в законодательстве и судебной практике

Данная статья посвящена императивному и диспозитивному регулированию в финансовом праве. Рассматриваются проблемные вопросы действующего российского финансового законодательства и судебной практики.

This article focuses on the binding and the soft regulation in financial law. Problem questions of the operating Russian financial legislation and judiciary practice are considered.

С позиций теории права все проявления регулирования в праве делятся на две группы: нормативное и индивидуальное.

Первое, на что необходимо обратить внимание в рамках рассмотрения нормативного регулирования, - это, конечно же, методы финансового права. В юриспруденции, наверное, сложно найти отрасль права, которая регулировалась бы одним методом. Как правило, имеют место как императивный, так и диспозитивный методы, и по ихсоот-ношению можно судить о принадлежности отрасли права к публичной или частной. Не является исключением и финансовое право, в котором применяется ряд методов.

Основным, безусловно, является императивный метод, который как бы составляет ядро правового регулирования финансовых отношений и обеспечивает условия для четкого исполнения участниками возложенных обязанностей и реализации прав.

Так в постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”»1 подчеркивается, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги имеет особый публично-правовой, а не частноправовой характер. Судебная практика исходит из того, что обязанность налогоплательщика прекращается только в связи с уплатой налога или с его отменой. В свою очередь, налоговое обязательство считается исполненным в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ:

1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Россий-

ской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открытлицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию Федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с Налоговым кодексом РФ на налогового агента;

6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом обупрощен-ном порядке декларирования доходов физическими лицами.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить налоговое обязательство, то есть от своего имени и за счет своих собственных средств2. Исключение сделано лишь для физическихлиц, которые уплачивают налоги в уведомительном порядке.

Конституционная обязанность налогоплательщика по уплате налога должна считаться исполнен-

ной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. Повторное списание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет. При этом истолкование статьи 57 Конституции РФ в системной связи с другими ее положениями не позволяет сделать вывод, что добросовестный налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет3.

Наряду с императивным методом, в финансовом праве имеет место и диспозитивный метод регулирования. Вопросы взаимодействия способов правового регулирования общественных отношений в сфере финансового права рассматриваются по-разному. Так, М.И. Пискотин, М.В. Карасева, указывая на гражданско-правовые «вкрапления» в императивном методе финансового права, называют его «лояльным»4.

Некоторые ученые выделяют отдельно согласовательный и рекомендательный методы (Н.И. Хи-мичева, М.Ф. Ивлева5), другие описывают метод координации (рекомендации и согласования) и частноправовые методы (М.Ю. Ильичева6).

Наиболее полную классификацию методов финансового права предлагает в монографии «Метод финансового права» И.В. Рукавишникова. В структуре метода финансового права, наряду с императивным методом, автор выделяет: способ юридических дозволений; способы правового запрещения и согласования; способы рекомендаций и поощрений; договорно-правовой способ7.

Не вступая вдискуссию о самостоятельности того или иного метода правового регулирования и его распространенности, необходимо отметить, что все ученые в той или иной степени говорят о наличии диспозитивных начал в финансово-правовом регулировании.

Например, И.И. Кучеров отмечает, чтотакиеспе-цифические черты налогового права проявляются в налоговых договорных отношениях по поводу заключения налоговых кредитов и налоговых инвестиционных кредитов (ст. 65-67 НК РФ)8. С указанной позицией согласны Ю.А. Крохина9, О.В. Староверова10, Н.А. Шевелева, О.А. Ногина, М.В. Кустова и др.11

Необходимо отметить, что перечисленными случаями примеры использования диспозитивного метода в финансовом праве не ограничиваются. Например, диспозитивность присутствует в нор-

мах налогового законодательства, регулирующих отношения по переходу на новый налоговый режим и выбору объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения, порядок ведения и выбор регистров налогового учета; пункт 1 статьи 26 Налогового кодекса РФ дозволяет субъектам налогового права участвовать в налоговых правоотношениях лично или через представителей, выбор способов сдачи налоговой отчетности и т. п.

Таким образом, понимание диспозитивности рассматривается в двух аспектах:

1) когда субъекту предоставляется право воспользоваться или отказаться отучастия в правоотношениях. В этом случае решение об использовании или отказе от таких правомочий лицом принимается самостоятельно, руководствуясь собственным усмотрением. Как говорили древнеримские юристы, «nemo jure suo uti cogitur» (никто не может вынуждаться к пользованию своим правом). В качестве примеров можно привести институты представительства в налоговых отношениях, инвестиционного налогового кредита, зачета и возврата налога, использования налоговых льгот, порядка обжалования. Дозволения диспозитивного типа встречаются также и в бюджетном законодательстве: отдельные нормы института бюджетного кредита, доходов бюджета. Так, например, согласно пункту 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ к безвозмездным поступлениям относятся безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. Причем в данных правоотношениях диспозитивный метод фактически доминирует над императивным;

2) когда субъекту предоставляется альтернатива в методах, формах осуществления деятельности. В этом случае участник финансовых правоотношений не вправе отказаться от осуществления возложенных на него полномочий, однако имеет право выбора способов поведения в установленных законом рамках. Как правило, подобные варианты диспозитивности можно встретить при анализе полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, реализуемых в рамках предоставленной ими компетенции. В качестве иллюстрации можно привести бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, закрепленные во второй главе Бюджетного кодекса РФ. Налоговое законодательство также содержит дозволения императивного типа. Например, статья 80 Налогового кодекса РФ устанавливает, что, по общему правилу, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправле-

Бондарь Е.А. Императивные и диспозитивные начала в финансовом праве: дискуссионные вопросы их проявления в законодательстве и судебной практике

Бондарь Е.А. Императивные и диспозитивные начала в финансовом праве: дискуссионные вопросы их проявления в законодательстве и судебной практике

ния с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Еще одним дискуссионным вопросом нормативного регулирования является сопоставление императивного метода финансового права с административно-правовым методом. По этому вопросу в юридической литературе также нет единства мнений. Некоторые авторы отождествляют метод финансового права с административно-правовым методом (М.И. Пискотин). Другие высказываются о некоторых особенностях финансово-правового метода (Н.И. Химичева, М.В. Карасева, Н.П. Кучерявенко). Некоторые авторы выделяют существенные различия между финансово-правовым и административным методами (Д.В. Винницкий, И.В. Рукавишникова). Подобная точка зрения представляется наиболее аргументированной по ряду обстоятельств:

а) ограничение законом форм проявления автономии воли субъектов. Так, например, федеративное устройство России обусловливает наделение субъектов РФ собственной компетенцией в сфере бюджетной деятельности, что вовсе не означает их полной автономии;

б) содержание общедозволительного и разрешительного типов правового регулирования. Причем в отношении физических и юридических лиц какучастников финансовых правоотношений в основном применяется принцип «все, что прямо не запрещено законом, - разрешено», а в отношении публичных субъектов (например, органов государственной власти) - «все, что прямо не разрешено законом, - запрещено»;

в) наличие позитивных обязанностей субъектов. В финансовом праве нередко один из субъектов обязан совершить четко определенные действия, а выполнение этой обязанности гарантируется обязанностью другого субъекта предпринять активные действия по обеспечению точного выполнения первым субъектом его обязанности. Например, в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»12 (в ред. от 7 февраля 2011 г.) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

Представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренную законодательством;

Вести вустановленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее 3 лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

Выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Выполнение ими данных обязанностей контролируется агентами валютного контроля, которые в

соответствии со статьей 23 вышеуказанного закона обязаны:

Осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

Представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Аналогичные нормы имеют место также в бюджетном и налоговом праве(обязанность налогоплательщика вставать на налоговый учет, обязанность налогового органа вести учет организаций и физических лиц, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах; органы государственной власти обязаны вести реестры расходных обязательств с последующим представлением реестра в финансовые органы для контроля ит. д.);

г) ограничение правовой инициативы субъектов финансового права. Так, участники финансовых отношений, наделенные властными полномочиями, в определенных случаях способны проявлять правовую инициативу. Например, налоговые органы по собственной инициативе могут приступить к выездной проверке налогоплательщика, однако действующее законодательство устанавливает определенные ограничения. В частности, пункт 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ указывает на то, что, по общему правилу, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.

В рамкаханализа нормативного регулирования в финансовых отношениях хотелось бы обратить внимание на еще одну актуальную проблему. Речь идет о ведомственных актах по вопросам, неурегулированным Налоговым кодексом РФ. В качестве иллюстрации несоответствия или противоречия действующему законодательству в части установления дополнительных обязанностей для налогоплательщиков можно привести достаточно много примеров, которые нарушают общедозволительные и разрешительные начала правового регулирования (все, что не запрещено законом, -дозволено). Это и поголовная сдача налоговых деклараций в электронном виде (в то время как НК РФ предусматривает такую обязанность только для индивидуальных предпринимателей и организаций, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек), это и невозможность воспользоваться отсрочкой по уплате налогов, и «толкование» норм налогового законодательства «в свою пользу» (снижение штрафных санкций ровно в два раза при наличии смягчающих обстоятельств, проблемы с получением имущественных

и социальных вычетов в рамках налога на доходы физических лиц и т. п.).

По вопросу об индивидуальном регулировании в финансовом праве необходимо отметить следующее. Прочитав практически любую книгу по вопросам налоговой оптимизации или финансово-правовую литературу соответствующей тематики, можно увидеть неоднозначность и противоречивость имеющейся арбитражной и судебной практики. По одному и тому же вопросу нередко встречаются диаметрально противоположные точки зрения. Так, например, в соответствии с постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2007 года № 17АП-160/07-АК при отсутствии выручки от реализации товаров можно использовать право на освобождение от обязанности плательщика налога на добавленную стоимость (в соответствии со ст. 145 НК РФ). Суд указал, что нормы Налогового кодекса РФ не лишают налогоплательщика с нулевой выручкой права на освобождение. Подобная точка зрения высказана также в Письме УФНС России по г. Москве от 7 сентября 2006 года № 19-11/07-7487. Однако позиция налоговых органов ряда субъектов РФ (например, города Екатеринбурга) иная.

В соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 ноября 2006 года № А-79-3966/2006 налоговый орган не может отказать в регистрации изменений в учредительных документах в части изменения юридического адреса на том основании, что фактически организация по этому адресу не находится. Суд указывает, что в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что сведения, содержащиеся в представленныхдокументах, достоверны, а налоговые органы не имеют права проводить проверку этих сведений. Однако Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что налогоплательщику могут отказать в регистрации, если сочтут указанный в документах адрес недостоверным.

Следующая группа актов индивидуального регулирования отражается в судебной практике посредством поддержания судами права субъектов налоговых правоотношений на альтернативные действия. Например, в соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда СевероЗападного округа от 3 ноября 2006 года № А-42-624/2006 (аналогичные решения принимались федеральными арбитражными судами Дальневосточного, Волго-Вятского, Западно-Сибирского, Уральского округов) налогоплательщик может представлять в суд документы независимо оттого, были ли они представлены налоговым органам или нет. Суды подчеркивают, что налогоплательщик не может быть лишен права на представление доказательств, подтверждающих правомерность его действий. Суд обязан принять и использовать такие доказательства.

И последний вопрос, на который считаем необходимым обратить внимание, -это статистика на-

логовых споров. Большинство налогоплательщиков не боятся отстаивать свои интересы в судах.

По данным Высшего арбитражного суда (ВАС РФ), в 2009 году суды рассмотрели 87,8 тысячи споров, «связанных с применением налогового законодательства». Долю споров, выигранных налоговыми органами в целом, ВАС РФ не определяет. Однако есть данные «в разбивке»: по делам об оспаривании правовых актов налоговиков (40% всех налоговых споров) в 2009 году они выигрывали лишь в 34% случаев, по делам о взыскании налогов, пеней и штрафов (56% споров) - в 59% случаев. Таким образом, по преобладающему числу споров (96% от общего числа) налоговики выиграли порядка 48%13.

Говоря о судебных решениях, вынесенных в пользу налогоплательщика, необходимо отметить, что достаточно большой процент проигранных налоговыми органами споров является следствием ряда причин, к которым, на наш взгляд, в первую очередь нужно отнести проблемы российского налогового законодательства. Общедозволительные начала нашего законодательства, презумпция добросовестности налогоплательщика и пробелы Налогового кодекса РФ фактически лишают суды возможности вынести решение в пользу налогового органа.

Подводя итог вышесказанному, заметим, что финансовое законодательство России достаточно молодое и динамичное. В современных экономических условиях диспозитивные начала нормативного регулирования общественных отношений приобретают все большее признание и распространение. Однако, учитывая ряд условий реализации финансовых отношений, российский менталитет, принимая во внимание зарубежный опыт, представляется, что данный вопрос нуждается в дальнейшей научной разработке, с помощью которой можно будет найти оптимальное соотношение императивных и диспозитивных начал в финансовом праве.

Примечания

1. Собрание законодательства РФ. - 1997. - №1. - Ст. 197.

2. По вопросу самостоятельности исполнения налогового обязательства см.: Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2004 года № 41-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества “Сибирский тяжпромэлктропро-ект” и гражданки Тарасовой Галины Михайловны на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации» // Экономика и жизнь. - 2004. - № 20.

3. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 года № 24-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества “Кемеровоспецстрой” на нарушение конституционных прав и свобод положением абзаца первого пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2002. - № 6;

Бондарь Е.А. Императивные и диспозитивные начала в финансовом праве: дискуссионные вопросы их проявления в законодательстве и судебной практике

Бондарь Е.А. Императивные и диспозитивные начала в финансовом праве: дискуссионные вопросы их проявления в законодательстве и судебной практике

Определения Конституционного Суда РФ от 10 января 2002 года № 4-О «По жалобе открытого акционерного общества “Пивовар - Живое пиво” на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца первого пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2002. - № 4, от 14 мая 2002 года № 108-О «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 42. - Ст. 5211.

4. См.: Пискотин М.И. Социализм и государственное управление. - М., 1984. - С. 145; Карасева М.В. Финансовое право: Общая часть: Учебник. - М., 1999. - С. 30.

5. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Хи-мичева. - М., 2002. - С. 43; Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. - Красноярск, 1998. - С. 92.

6. См.: Ильичева М.Ю. Налоговое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М., 2002. - С. 18-20.

7. См.: Рукавишникова И.В. Метод финансового права: Монография. - М., 2004. - С. 72-77.

8. См.: Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М., 2001. - С. 66.

9. См.: Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. - М., 2007. - С. 96-97.

10. См.: Староверова О.В. Налоговое право: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.М. Коршунова. - М., 2001. - С. 8-9.

11. См.: Кустова М.В. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / М.В. Кустова, О.А. Ногина, Н.А. Шевелева; Отв. ред. Н.А. Шевелева. - М., 2001. - С. 15-19.

12. Собрание законодательства РФ. - 2003. - №50. - Ст. 4859.

13. lawedication.ru/ifns-vyigrali-71-sporov.html

C.B. Власова

Власова Светлана Владимировна - преподаватель кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД

России, кандидат юридических наук

E-mail: [email protected]

Следственный осмотр как способ собирания доказательств по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспорта

Изучение практики, интервьюирование следователей показывают, что основной причиной прекращения уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях и нарушения сроков следствия явилось низкое качество осмотра места происшествия. Следственный осмотр - один из наиболее важных и сложных в исполнении способов собирания доказательств по делам о дорожно-транспортных преступлениях.

Practice studying, interviewing of inspectors show, that a principal cause of the termination of criminal cases

about road and transport crimes and infringements of terms of investigation was poor quality of survey of a scene. Investigatory survey is one of the most important and during too time difficult in execution of ways of collecting of proofs on affairs about road and transport crimes.

Следственный осмотр является одним из наиболее важных и в то же время сложных в исполнении способов собирания доказательств по делам о дорожно-транспортных преступлениях.

Целями следственного осмотра в соответствии со статьей 176 УПК РФ являются обнаружение следов преступления и выяснение других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. К обстоятельствам, имеющим значение для расследования дорожно-транспортных происшествий, можно отнести обстоятельства, характеризующие ход и механизм исследуемого события, то есть направление и другие характеристики движения объектов до их столкновения, рельеф местности, характер дорожного покрытия, характер разруше-

ний и повреждений транспортных средств и людей. В частности, к целям осмотра места ДТП можно отнести выявление обстановки происшествия или обстановки на ином объекте, получение образцов для сравнительного исследования (например, образцов почвы, микрочастиц и т. п.), обнаружение следов от преступления на участках местности, в районе которых было совершено преступление. Эти обстоятельства нельзя подвести под четкий исчерпывающий перечень, они могут явиться некоторыми из обстоятельств, перечисленных в статье 73 УПК РФ, но могут выходить за рамки и этих обстоятельств, то есть служить средством проверки достоверности показаний потерпевшего, свиде-телей-очевидцев и пр.

Понятие финансового права рассматривается в разных аспектах:

    как отрасль российского права (основная роль финансового права);

2) отрасль правоведения, правовая наука;

3) учебная дисциплина.

Финансовое право как отрасль права - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.

Финансовое право опирается на принципы:

    законность - весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств регулируется нормами финансового права;

2) федерализм - компетенция РФ и субъектов РФ в области финансов четко разграничена;

3) разделение властей - в соответствии с российским законодательством в сфере финансовой деятельности органы представительной (законодательной) власти имеют более широкие полномочия, чем органы исполнительной власти.

К компетенции органов исполнительной власти, органов местного самоуправления относятся составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществление других полномочий (ст. 154 Бюджетного кодекса РФ). Законодательные органы утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, контролируют исполнение бюджета;

4) плановость - вся финансовая деятельность государства построена на системе финансово-плановых актов (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, сметы бюджетных учреждений, балансы предприятий, балансы доходов и расходов населения и др.);

5) гласность - финансовая деятельность государства (проекты различных финансово-правовых актов и другие сведения) подлежит доведению до сведения физических и юридических лиц, в том числе и через средства массовой информации.

Предмет финансового права как науки - система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами.

По отношению к действующему финансовому законодательству наука финансового права выполняет функции:

1) аналитическая - состоит в анализе, классификации, комментарии финансово-правовых норм. Значение данной функции состоит в том, что она приводит финансово-правовые нормы в стройную и понятную систему;

2) критическая - выявляет дефекты и несоответствия в действующем финансовом законодательстве;

3) конструктивная - способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов. Ре-

зультаты действия данной функции используются государством в процессе нормотворческой деятельности.

Предмет финансового права как отрасли права - отношения, возникающие:

1) в процессе распределения государственного бюджета РФ между ее субъектами, которое осуществляется федеральными органами власти и управленческими органами субъектов;

2) между финансовыми органами РФ (которые являются представителями интересов государства в целом) и отдельными предприятиями (организациями, учреждениями) в связи с выполнением ими финансовых обязательств перед государством;

3) между финансово-кредитными органами (например, между Центральным банком России и коммерческими банками) в связи с образованием и распределением средств соответствующих фондов (бюджетных, кредитных, страховых);

4) между внебюджетными фондами (Пенсионным фондом, Фондом технологического развития, Фондом обязательного медицинского страхования и др.), предприятиями (организациями), гражданами в связи с распределением денежных средств на предусмотренные цели (например, выплату пенсий);

5) между государственными (муниципальными) предприятиями (организациями, учреждениями) в связи с образованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов, распределением и использованием ресурсов.

Такие отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений , являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной стороной в них всегда выступает государство или его орган.

Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Характерные особенности метода финансового права:

1) одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает орган государственной власти;

2) каждое юридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, поступившее от органа

государственной власти;

3) властные предписания не основаны на отношениях подчинения «по вертикали».

Основной метод финансово-правового регулирования - императивный метод, или метод властных

предписаний, предполагающий неравенство субъектов данных правоотношений. Суть данного метода состоит в том, что государство принимает решения в одностороннем порядке, давая обязательные для исполнения другой стороной финансового правоотношения предписания. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих

в систему государственных органов, которые наделены соответствующими полномочиями.

Финансовое право состоит из двух частей: к общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, вопросы финансового регулирования, финансового контроля в государстве; особенная часть включает в себя расположенные в определенном порядке институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основные институты финансового права: бюджетное право, налоговое право, право, регулирующее кредитные, эмиссионные, валютные и другие финансовые отношения.

Право представляет собой особую форму социального регулирования, имеет определенное целевое назначение. Одной из основных целей права является содействие достижению диалектического взаимодействия объективно обусловленных социальных интересов (как частных, так и публичных) в процессе их реализации в любой форме социального взаимодействия. Такой формой социального взаимодействия может выступать государство, то есть речь идет о существовании государственно-организованного общества. Правовые нормы в свою очередь служат средствами реализации социальных целей. Система права - это многогранное правовое явление, включающее различные по своему содержанию и объему структурные элементы.

Финансовое право - публичное отрасль права. Именно в области финансов требует проведения сложного, однако очень важного разграничения между необходимыми государственными расходами и определением способа надлежащего распределения налогового бремени между различными субъектами. Законы, применяемые в финансах, отражают государственную политику и могут несколько отличаться от чисто "юридических" законов. Основной акт в сфере финансов - закон о государственном бюджете. Это не изложение правил достойного поведения, а план действий определенной организации (государства), которая предоставляет полномочия конкретным участникам финансовых отношений на мобилизацию, распределение или использование фондов денежных средств.

Характеризуя финансовое право как отрасль права, в первую очередь следует раскрыть его предмет и метод. Предмет правового регулирования представляет собой качественно однородный вид общественных отношений, на который влияют нормы определенной отрасли права. Для этих отношений характерны следующие черты: 1) жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) волевые, целеустремленные (разумные) отношения; 3) устойчивые, повторяющиеся, и типичные отношения; 4) отношения поведения, по которым можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Предметом финансового права являются общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере финансовой деятельности государства. П.М.Годме отмечает, что финансовое право - это отрасль публичного права, предметом которого являются нормы, регулирующие государственные финансы. При этом автор вполне справедливо подчеркивает публичный характер финансового права в стране, имеющей развитую рыночную экономику.

В финансовых отношениях интересы государства представляют органы, наделенные ею властными полномочиями - Министерство финансов, Государственное казначейство, Государственная налоговая служба, Национальный банк и тому подобное. Другим участником финансовых отношений могут выступать как государственные органы, организации, учреждения (например, бюджетные организации), так и субъекты предпринимательской деятельности и граждане. Определяющим условием для отнесения таких отношений именно к финансовым является наличие деятельности по мобилизации, распределения или использования централизованных и децентрализованных фондов.

Метод финансово-правового регулирования - это совокупность средств воздействия со стороны государства на участников финансово-правовых отношений. Основным методом финансового права является метод властных предписаний, который по своей структуре является органически целостной системой непрерывного воздействия на участников финансово-правовых отношений в целях реализации ими своих функций.

Метод властных предписаний характерен для публичных отраслей права - конституционного, административного и уголовного. Однако в каждой отрасли он применяется в зависимости от предмета правового регулирования. Поскольку финансовое право связано с финансовой деятельностью государства, метод властных предписаний представляет собой органическую систему, олицетворяет целостность юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений, юридический статус их субъектов, распределение прав и обязанности " связей между ними, установление санкций за нарушение предписаний финансовых правовых норм и порядок их применения.

Хотя некоторые авторы считают, что метода финансово-правового регулирования присуща оперативная самостоятельность, поскольку субъекты правоприменения в финансовом праве, как и в административном, наделенные правом совершать действия по своему усмотрению. Например, право оперативной самостоятельности может выражаться в предоставлении субъекту финансового права возможности по его усмотрению оценивать юридические факты. Или к праву оперативной самостоятельности можно отнести принятие уполномоченным органом решения на основе норм, которые содержат гибкие неконкретные понятия и выражения. При этом субъект применения финансово-правовой нормы сам выясняет смысл и назначение общих понятий.

Наряду с методом властных предписаний, для финансового права характерны метод субординации, метод согласования, метод рекомендации и т.д., постепенно распространяются. Особенно это касается сферы муниципальных финансов, где органы местной власти и самоуправления получают большую самостоятельность в реализации своих полномочий, в том числе и в финансовой сфере. Хотя указанные методы, как правило, применяются вместе с основным методом финансового права - методом властных предписаний.

Следует отметить, что уже есть основания говорить о наличии сформированного в государстве финансового права. В подтверждение этого тезиса можно вспомнить нормотворческую деятельность парламента Украины, в частности принятие Бюджетного кодекса Украины, законов в сфере денежно-кредитной системы Украины, закрепленные на уровне законов компетенции специальных финансовых органов, рассмотрение проекта Налогового кодекса и тому подобное.

Контрольные вопросы и задания:

1. Понятие финансовой системы государства. Экономические и организационные основы создания финансовой системы государства