Особенности государственной службы в налоговых органах. Органы государственной налоговой службы, их задачи и компетенции

Самарская Государственная Экономическая Академия

Реферат

по курсу :

Финансово-банковское право

на тему :

Государственная налоговая служба РФ

Самара 1999

Успехи экономической реформы во многом будут зависеть от деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации. К сожалению, ее еще не существовало в тот момент, когда начали создаваться кооперативы, расцветать индивидуаль­ная трудовая, а на самом деле предпринимательская деятель­ность. В целом к наступлению рыночных отношений Россий­ская Федерация, находившаяся в составе Советского Союза, оказалась неподготовленной. Отсюда перекосы и диспропорции в кооперативном движении, практика "отмывания" там денег, уклонение от уплаты налогов, пустившее корни в молодом рос­сийском предпринимательстве. Финансовые управления испол­комов местных Советов были не подготовлены к работе с пред­приятиями негосударственных форм собственности. Кадры для новой службы, совершенно необходимой государству, не готовил никто. По сути дела государство упустило три с половиной года, ничего не предпринимая для подготовки своего аппарата к рез­кому изменению экономического курса.

А между тем финансовая система страны претерпевала суще­ственные изменения. Вместо единой государственной формы собственности на основные средства производства (или огосударствленной колхозной собственности в сельском хозяйстве) стали возникать предприятия и организации различных форм собственности. Первыми появились кооперативы, затем акцио­нерные общества, товарищества, семейные предприятия, фер­мерские хозяйства, и, наконец, была легализована частная соб­ственность на средства производства, сначала под термином "индивидуальная". Для обслуживания потребностей новых предприятий, естественно, понадобилась соответствующая ре­альному положению рыночная инфраструктура. Стали образо­вываться и расти коммерческие банки, товарные биржи, страхо­вые компании, брокерские конторы, посреднические организа­ции. Помимо товарного рынка появились рынок ценных бумаг, рынок труда. Приватизация существенно ускорила все экономи­ческие процессы.

В связи с этим финансовая система страны претерпела суще­ственнейшие изменения, основой формирования доходной части бюджетов всех уровней стали налоговые поступления. Негосудар­ственные предприятия не выражали желания легко расставаться с частью своей прибыли, как раньше. Понадобился строгий и вы­сококвалифицированный государственный контроль.

Государственная налоговая служба (Госналогслужба, ГНС) была создана в соответствии с Постановлением Совета Минист­ров СССР от 24 января 1990 г. № 76 "О Государственной нало­говой службе СССР". Ее правовой статус был определен Зако­ном СССР от 21 мая 1990 г. "О правах, обязанностях и ответст­венности государственных налоговых инспекций".

21 марта 1991 г. был принят Закон РСФСР № 943-1 "О Госу­дарственной налоговой службе РСФСР". Основополагающим документом для практической деятельности налоговой службы России стал Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. № 340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации". Данным Указом утверждены положе­ние о Государственной налоговой службе РФ, гарантии право­вой и социальной защиты ее работников, положение о классных чинах работников Государственной налоговой службы.

Государственная налоговая служба Российской Федерации имеет инспекции по субъектам Федерации и по городам и рай­онам, включая районы в городах. Она является единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, осуще­ствляет свои функции как в отношении федеральных налогов, так и региональных и местных налогов. Это вытекает из прин­ципа единства государственной налоговой политики. Госналогслужба служит централизованной и независимой системой кон­троля за соблюдением налогового законодательства. Независи­мость понимается, в первую очередь, как независимость от ме­стных органов власти. Последние не могут изменять или отме­нять решения налоговых органов, давать им оперативные руко­водящие указания.

Госналогслужба имеет вертикальную структуру подчинения и назначения на руководящие должности. Двойное подчинение имеют лишь налоговые инспекции по республикам в составе России и по г. Москве: ГОСНАЛОГСЛУЖБА РФ и соответствующему Правительству.

В систему налоговых органов страны, кроме ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ, входят федеральные органы налоговой полиции, функционирующие на основании Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции".

Два налоговых органа осуществляют тесное взаимодействие между собой. Различие их функций определяется тем, что налого­вая полиция входит в систему правоохранительных структур.

Главная задача Государственной налоговой службы Россий­ской Федерации - контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевремен­ностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, органами госу­дарственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах в пределах их компетенции.

В этих целях государственные налоговые инспекции:

Обеспечивают полный учет налогоплательщиков, включая иностранных граждан и лиц без гражданства;

Контролируют своевременность представления плательщика­ми бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с ис­числением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности опре­деления прибыли, дохода, иных объектов обложения и ис­числения налогов и других платежей в бюджет;

Обеспечивают правильность применения финансовых санк­ций, предусмотренных законодательством Российской Феде­рации и республик в ее составе за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти наруше­ния, допущенные должностными лицами предприятий, уч­реждений, организаций и гражданами, и своевременность взыскания средств по ним;

Производят осмотр, фиксацию содержания и изъятие у пред­приятий, учреждений и организаций документов, свидетель­ствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотиви­рованное постановление должностного лица налоговой ин­спекции;

Осуществляют работу по учету, оценке и реализации конфи­скованного, бесхозного имущества и имущества, перешед­шего по праву наследования к государству, и кладов;

Получают от предприятий, учреждений, организаций, финан­совых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, под­лежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а так­же сумм финансовых санкций и административных штрафов:

Приостанавливают операции предприятий, учреждений, ор­ганизаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях не­представления (или отказа представить) государственным на­логовым инспекциям и их должностным лицам бухгалтер­ских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других доку­ментов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

Осуществляют возврат излишне уплаченных или взысканных налогов и сборов;

Составляют, анализируют и представляют вышестоящим го­сударственным налоговым органам установленную отчет­ность, а районным и городским органам казначейства –– ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

Контролируют выполнение хозяйствующими субъектами тре­бований законодательства в отношении наличного денеж­ного обращения и применения контрольно-кассовых машин.

Выполняя свои функции, государственные налоговые ин­спекции в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в уч­реждениях и организациях, основанных на любых формах собст­венности, производят проверки денежных документов, регист­ров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

При этом должностные лица инспекций имеют право обсле­довать любые производственные, торговые и складские помеще­ния, получать от налогоплательщиков и от кредитных учрежде­ний документы, касающиеся хозяйственной деятельности, тре­бовать от предприятий и индивидуальных работодателей, произ­водящих выплаты физическим лицам, представления сведений об этих выплатах и об удержанных с них налогах, требовать от налогоплательщика представления информации о всех открытых счетах в банках и других кредитных учреждениях и о финансо­во-хозяйственных операциях.

Проверки могут быть камеральными и документальными. Камеральная проверка практически производится ежеквартально при сдаче баланса (для иностранных фирм - ежегодно). Доку­ментальная проверка с выходом налоговых инспекторов в организацию осуществляется выборочно с определенной периодич­ностью.

В ходе контрольной работы государственные налоговые ин­спекции выявляют огромное количество умышленных и не­умышленных нарушений налогового законодательства, совер­шенных плательщиками.

Охарактеризуем типичные виды налоговых нарушений, при­держиваясь их классификации, предложенной проектом Налого­вого Кодекса РФ:

Нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах;

Уклонение от постановки на учет в налоговых органах;

Нарушение порядка предоставления налоговым органам све­ дений, необходимых для ведения учета налогоплательщиков;

Нарушение порядка представления информации об открытии счета в банке;

Уклонение от представления информации об открытии счета в банке;

Нарушение порядка представления налоговой декларации;

Уклонение от подачи налоговой декларации;

Нарушение порядка ведения учета объектов налогообложения, а также порядка составления отчетов об экономической дея­тельности предприятия, организации или предпринимателя;

Уклонение от ведения учета доходов и иных объектов налого­обложения, а также ведение заведомо недостоверного учета;

Нарушение порядка хранения документов, связанных с на­логообложением;

Действия, направленные на неправомерное уменьшение на­логов или сборов. Речь идет о представлении налогопла­тельщиком в налоговую инспекцию документов или сведе­ний, содержащих недостоверную информацию, на основании которых исчисленная сумма налогов (сборов) меньше факти­чески причитающейся к уплате;

Действия, направленные на неправомерный зачет либо воз­врат налога или сбора;

Воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;

Отказ от выдачи документов и иных сведений;

Уклонение от налогообложения, то есть совершение налого­плательщиком действий, которые заведомо направлены на исключение возможности осуществления в установленном порядке налогового контроля в отношении этого налогопла­тельщика;

Нарушение банком порядка открытия счета налогоплатель­щику, то есть открытие счета без предъявления последним сведений о постановке на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого юриди­ческого или физического лица;

Нарушение порядка исполнения поручения на перечисление налога или сбора;

Неисполнение банком решения налогового органа о приос­тановлении операций налогоплательщика;

Неисполнение банком решения налогового органа о взима­нии налога или сбора;

Несоблюдение порядка пользования имуществом, на которое наложен арест;

Непредставление налоговому органу информации о налого­плательщике;

Отказ от выдачи документов и иных предметов, необходимых для производства по делу о налоговом нарушении;

Отказ свидетеля от дачи объяснений. Речь идет о неявке либо уклонении от явки без уважительных причин лица, вызывае­мого для опроса по делу о налоговом нарушении в качестве свидетеля, а также о даче таким лицом заведомо ложных объяснений;

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в производстве по делу о налоговом нарушении или его рас­смотрении;

Незаконное воздействие на налоговый орган с целью повли­ять на принимаемое налоговым органом, а равно его долж­ностным лицом решение либо действие.

Все это типовые, часто встречающиеся на практике наруше­ния, пресечение которых позволяет резко увеличить налоговые сборы.

Уклонение от налогообложения подрывает основы рыночной конку­ренции, ставит недоимщика в более выгодное положение по сравнению с добросовестным налогоплательщиком. Кроме того, недоплата налога одним лицом осуществляется за счет других налогоплательщиков: государству приходится увеличивать ставки или прибегать к новым видам налогообложения.

Снижение удельного веса взысканных платежей в общих до­начислениях свидетельствует об ухудшившемся финансовом по­ложении предприятий и организаций. Но здесь также сказалось и предоставленное налоговым органам Указом Президента РФ право применять рассрочки и отсрочки платежей штрафных санкций, что положительно влияет на экономике предприятий и отдельных отраслей.

Рост доначисленных и взысканных платежей происходит по мере накопления у налоговой инспекции опыта работы и базы данных о плательщиках. Выбор предприятий и организаций для проведения документальной проверки перестал носить случай­ный характер. Например, в течение 1996 г. работниками Госу­дарственной налоговой инспекции по г. Москве проверено до­кументально более 31 тысячи юридических лиц, Нарушения на­логового законодательства установлены у 69,1 % из них. Но это не означает, как порой представляет пресса, что 7 из каждых 10 предпринимателей уклоняются от налогообложения. Высокие результаты приносят тематические проверки, проводимые одно­временно всеми налоговыми инспекциями города. Причем они не исчерпываются чисто фискальным эффектом, а дают богатый материал для аналитической и методологической работы.

В современных условиях структура и организация труда на­логового инспектора не должны быть единообразными и жестко регламентированными, по крайней мере пока служба находится в состоянии роста и развития. Структура зависит от подготовки работников в каждой конкретной инспекции, их квалификации, технической вооруженности и степени владения компьютерной техникой.

Три управления городской инспекции представляют собой своего рода "мозговой центр". Это Управление методики, Управ­ление анализа и прогнозирования, Юридическое управление - самое молодое из них. В Управлении методики сотрудники спе­циализируются по видам налогов: налог на прибыль и другие прямые налоги, косвенные налоги, налоги с физических лиц, налогообложение малого бизнеса, местные налоги и т. д. Это управление тесно сотрудничает с Московской Городской Думой, с аппаратом Правительства Москвы и аппаратом Российской налоговой службы. Вместе с Юридическим управлением, в со­став которого входит также Государственный реестр предпри­ятий, работники Управления методики должны найти ответ на любой вопрос, возникающий в ходе общения налоговой ин­спекции с налогоплательщиками, разрешить любое противоре­чие. Зачастую это бывает нелегко, учитывая многочисленные пробелы и разночтения в нашем налоговом законодательстве.

Созданное позже других в середине 1992 г. Управление ана­лиза и прогнозирования занимает в системе налоговой службы Москвы совершенно особое место - изучает экономическую ситуацию города, анализирует динамику налоговой базы. На этой основе делаются краткосрочные и долгосрочные (на год и более вперед) прогнозы поступления налогов по видам и по бюджетам. Управление готовит оценку деятельности территориальных налоговых инспекций, обобщает итоги контрольной ра­боты, в том числе проводимой совместно с налоговой полицией, готовит программы тематических проверок и обобщает их ре­зультаты, получая дополнительный материал для анализа ситуа­ции. Прогнозы делаются на основе многофакторного анализа, учитывающего темпы инфляции в стране и в городе, ожидаемую динамику производства, дина­мику товарооборота, влияние на налоговую базу новинок налогового законода­тельства, изменения платежеспособности предприятий через де­биторскую и кредиторскую задолженность, развитие финансо­вого капитала в городе - банки, страховые компании, биржи, рынки ценных бумаг, графики поступления налогов за ряд дет и т. д. Постоянно оценивается также влияние одних налогов на поступление других.

Управления анализа и прогнозирования носит очень ответственный характер и требует высочайшей ква­лификации и широкого экономического кругозора. Полученные прогнозы используются при разработке проектов бюджетов г. Москвы, бюджетных предназначений поступления налогов в федеральный бюджет, прогнозных годовых и квартальных зада­ний территориальным налоговым инспекциям.

Работникам налоговых инспекций нередко случается попа­дать в экстремальные ситуации, встречать активное противодей­ствие тех, кто злостно и преднамеренно уклоняется от уплаты налогов, слышать угрозы в свой адрес. В таких случаях в дело вступает Контрольное управление городской инспекции. Созданное задолго до появления налоговой полиции оно пополняется за счет выпускников Колледжа управления и права, бывших воен­нослужащих, подготовленных в Государственной академии управления им. С. Орджоникидзе, проявивших себя работников территориальных инспекций - мужчин. Многие проверки управления получили отнюдь не по инициативе налоговой ин­спекции широкий резонанс в средствах массовой информации. Достаточно вспомнить, например, что Московская налоговая инспекция еще в январе 1991 г. провела проверку известного кооператива МММ и не раз проверяла все ответвления этой разросшейся фирмы. А на рубеже 1995-1996 гг. широко осве­щалась в прессе проверка акционерного общества "Ферейн".

Контрольное управление взаимодействует достаточно тесно с правоохранительными органами и прежде всего с налоговой по­лицией. Функции управления постепенно разрастаются. Налого­вой службе был поручен контроль за применением в торговле контрольно-кассовых машин. Управление возглавило эту работу в городе. В 1997 г. важным участком работы стали проверки полноты уплаты налога производителями алкогольной продук­ции, а также предприятиями оптовой и розничной торговли спиртным. Возглавило в Москве эти работы Контрольное управ­ление городской инспекции.

Следует подчеркнуть, что Контрольное управление - это не силовая структура, хотя подобную роль порой приходится вы­полнять. Его работники - квалифицированные финансисты, хорошо знающие налоговое законодательство, самостоятельно проводящие проверки юридических лиц. Просто это те провер­ки, когда на проверяющих оказывается давление и надо ему противостоять. Контрольное управление уже сформировалось и действовало, когда в 1992 г. в Налоговой службе России были созданы управления налоговых расследований, затем перерос­шие в Федеральную налоговую полицию.

Работа современной налоговой службы немыслима без Управления информатизации. Широко ведутся разработка и вне­дрение компьютерных программ, учет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков, создание информационного банка данных.

Обеспечивают работу по налогообложению такие подразде­ления, как Управление учета и отчетности, Управление по взы­сканию недоимки по налогам и сборам, Управление делами, Управ­ление финансового обеспечения, Управление по режиму и безопасно­сти, Управление материально-технического снабжения, Управление капитального строительства.

Широкую связь с прессой, телевидением, радио, а через них с налогоплательщиками осуществляет Пресс-служба городской налоговой инспекции во взаимодействии с Учебно-информа­ционным центром. Она же занимается организацией пресс-конференций, интервью работников Инспекции, распростране­нием информационных сообщений, публикаций, когда необхо­димо - рекламы. Государственная налоговая инспекция по г. Москве учредила два печатных органа: газету "Налоги " и жур­нал "Налоговые известия Московского региона". Причем они не являются просто рупором Инспекции и совершенно не обязаны высказывать и поддерживать ее точку зрения по дискуссионным вопросам. Оба издания имеют самостоятельные и независимые редакции и пользуются популярностью налогоплательщиков.

Структура городской налоговой инспекции, как и территори­альных, подвижна и может оперативно приспосабливаться к реше­нию возникающих новых задач. Семь лет существования это был развивающийся организм. Думается, что предпринимаемые по­рой попытки "сверху" централизованно обязать региональные и местные инспекции внедрить у себя некую типовую единую для всех структуру нецелесообразны и не будут способствовать по­вышению эффективности сбора налогов. Хотя, конечно, обмен опытом, в том числе и во внутренней организации, необходим. Перенимать друг у друга оправдавшие себя методы нужно. Осо­бенно важен обмен опытом работы в области информатизации.

В настоящее время практике работы налоговой инспекции широко используются и развиваются системы автоматизированной обработки информации, а так же системы матема­тических моделей анализа и прогнозирования, они позволяют поднять деятельность по сбору налогов на качественно новый уровень, и это является серьезным этапом в развитии налоговой службы. Даль­нейшие стратегические меры потребуют немалых инвестиций, которые требуется вложить в структуру Госналогслужбы, но они быстро и с лихвой окупятся.

Используемая литература

1. Трушкин А.В. Налоги и налоговая система РФ. Изд. Cooling STEAM Ltd. Самара.1998.


Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

1. Какие явления характеризуют децентрализованные финансы
денежные отношения, связанные с формированием фондов денежных средств государства
денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятий
денежные отношения, опосредствующие движение доходов граждан

2. В процессе стоимостного распределения финансы взаимосвязаны с такими категориями как
прибыль и фонды предприятий
налоговые платежи и государственный бюджет
заработная плата, цена, кредит

3. Заработная плата
не может рассматриваться как процесс двустороннего движения стоимости
не взаимодействует с финансами в процессе стоимостного распределения
имеет одинаковую с финансами экономическую основу

4. Финансовые взаимосвязи характеризуются
натурализацией общественных отношений
движением денежных средств на первой стадии воспроизводственного процесса
движением денежных средств в процессе распределения и обмена

5. Признаками финансов как экономической категории являются
натуральный характер
финансовые отношения не всегда связанные с формированием финансовых ресурсов
распределительный характер финансовых отношений

6. Реальное формирование финансовых ресурсов осуществляется
на стадии производства
стоимостного распределения
на стадии обмена

7. Кто принимает участие в создании финансовых ресурсов общества
государство, юридические и физические лица
налогоплательщики
физические лица и любые субъекты хозяйствования

8. Определите правильную классификацию типов финансовой системы
централизованная и децентрализованная
банковская, бюджетная и рыночная

9. Определить основные направления финансовой политики
бюджетная, налоговая, управления государственным долгом
бюджетная, налоговая, фондовая, страховая
федеральная, региональная, муниципальная

10. Передача или переуступка кредитором своего права требования денег, вещей или иных ценностей другому лицу это
факторинг
цессия
форфетирование

11. Лизинговая компания – это
объект лизинга
лизингополучатель
лизингодатель

12. Определите подчиненность Государственной налоговой службы РФ
Правительству РФ
Министерству финансов РФ

13. Какой из перечисленных налогов является прямым
налог на добавленную стоимость
поступления по акцизам
подоходный налог с физических лиц

14. Какие основные функции выполняет государственный бюджет
мобилизация необходимых государству финансовых ресурсов и централизованное регулирование экономики
традиционные базовые функции финансов
регулирование экономики и, обслуживание государственного долга

15. Фискальная политика – это
налоговая политика
финансово-бюджетная политика
кредитная политика
все ответы не верны


1. В 80-х годах XIX века в ходе преобразования «податной» системы в Министерстве финансов Российской империи возникло предложение об учреждении должности податных инспекторов «для наблюдения за поступлением окладных сборов живого органа, близкого к населению, заботящегося об охранении его платежных сил и могущего быть представителем финансового ведомства на местах»1. Учреждение должности податных инспекторов было утверждено 30 апреля 1885 года Александром III. До этого, наряду с выполнением многих других обязанностей, контроль за поступлением налогов в казну осуществлялся казенными палатами. От указанной даты в Российской империи начинается становление специализированной «податной» службы, которое происходило при непосредственном участии Министра финансов Николая Христиановича Бунге (ранее профессора Киевского университета).
После Октябрьской революции 1917 года с введением командно-административной системы управления народным хозяйством деятельность налоговых органов в СССР постепенно угасала и не играла заметной роли. Только в 90-х годах она была вновь востребована, так как для финансового управления государством налоги стали иметь решающее значение.
Налоговая служба была создана в январе 1990 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 г. № 76 «О Государственной налоговой службе»2. До этого ее функции выполняли финансовые органы, на которые в настоящее время возложены вопросы планирования и исполнения бюджета.
2. Образование в 1991 году Государственной налоговой службы Российской Федерации (далее - ГНС РФ) в составе центральных органов государственного управления обусловлено развитием рыночных отношений и становлением налоговой системы в России. В настоящее время Государственная налоговая служба Российской Федерации - это единая централизованная система инспекционных органов, входящая в систему центральных органов государственного управления и осуществляющая контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных неналоговых платежей.
В соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР»3 правовое положение ГНС РСФСР определялось как обособленное структурное подразделение при Министерстве финансов РСФСР. Однако Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. № 340 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации»4 ГНС РФ был придан статус самостоятельного органа в целях повышения ее роли, укрепления и обеспечения независимости ее деятельности, а также сохранения и развития кадрового потенциала.
Систему органов ГНС РФ можно охарактеризовать следующим образом:
1) ГНС РФ - это централизованная система контроля за соблюдением налогового законодательства. Создание на местах самостоятельных налоговых органов, не входящих в систему ГНС РФ, не допускается. ГНС РФ состоит из вертикальной трехуровневой иерархии подчиненных органов. Руководитель ГНС РФ назначается на должность Президентом Российской Федерации. Назначение на должности руководителей регионального и местного уровня осуществляется руководителями вышестоящих налоговых органов. Структура и штатное расписание налоговых органов утверждаются руководителями соответствующих инспекций в пределах установленного фонда оплаты труда.
Постановлением Совета Министров Ингушской Республики от 19 августа 1994 г. № 153 была создана специальная налоговая инспекция зоны экономического благоприятствования «Ингушетия». Создание такого налогового органа не было предусмотрено федеральным законодательством о налоговой службе и подрывало принцип единства налоговой службы Российской Федерации (см. п. 1 Положения о ГНС РФ, утверждено Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340).
Кроме того, права, предоставленные Советом Министров Ингушской Республики созданному им налоговому органу, не соответствовали правовому положению органов ГНС РФ, установленному федеральным законодательством. В совместном письме от 8 ноября 1994 г. № 1-10/34-2931, ВГ-6-14/4205 Минфин РФ и ГНС РФ подвергли критике нарушение федерального законодательства и предложили Совету Министров Ингушской Республики привести свои нормативные акты в соответствие с российским законодательством.
2) Основной задачей деятельности ГНС РФ как единственного специализированного органа является контроль за соблюдением налогового законодательства всеми обязанными лицами-налогоплательщиками, банками, должностными лицами и т. д. Единство такой системы обеспечивается соблюдением принципа единой налоговой политики, являющейся в соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1735-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»6 составной частью бюджетно-финансовой политики. Соблюдение такого единства необходимо для однообразного применения налогового законодательства, причем в отношении всех налогов - федеральных региональных и местных.
3) Независимость ГНС РФ обеспечивается подчинением региональных и местных налоговых органов только вышестоящим налоговым органам. Нормативные акты, принятые с нарушением компетенции местных органов, а также иные решения местных органов власти не имеют обязательной силы для налоговых органов. Местные органы власти не вправе изменять или отменять решения налоговых органов, а также осуществлять оперативное руководство ими. Государственные налоговые инспекции (ГНИ) являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, бюджетное финансирование, текущие счета в учреждениях банков и печати.
Исключением из принципов централизованное™ и независимости является статус Госналогинспекции по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 г. «О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы»7 эта инспекция находится в двойном подчинении - вышестоящему органу и правительству Москвы.
3. По вертикали структура Госналогслужбы РФ как система органов делится на три уровня:
Федеральный уровень (центральный) - федеральный орган государственного управления (Госналогслужба РФ), возглавляемый руководителем в ранге Министра Российской Федерации, назначаемым на должность Президентом Российской Федерации.
Региональный уровень (региональный) - Государственные налоговые инспекции по субъектам федерации.
Местный уровень (местный) - Государственные налоговые инспекции по районам, городам и районам в городах.
Отметим, что термин «Государственная налоговая служба Российской Федерации» употребляется в двух значениях: для наименования всей системы налоговых органов и для обозначения налогового органа как органа управления системой.
На развитие структуры налоговых органов непосредственное влияние оказывает проводимая государством налоговая политика фискальных приоритетов. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 августа 1996 г. № 946 «О создании постоянно действующих налоговых постов в организациях, производящих спирт этиловый из всех видов сырья»8 в указанных организациях создаются постоянно действующие налоговые посты со специальными контрольными функциями, состав которых может формироваться помимо сотрудников ГНС РФ, в том числе из сотрудников Федеральной службы налоговой полиции РФ и МВД РФ.
По горизонтали центральный аппарат ГНС РФ, а также налоговые органы регионального и местного звена организованы по функциональному признаку. Например, в этих органах могут создаваться управления (отделы) косвенных налогов, камеральных проверок, налогов и сборов во внешнеэкономической деятельности, налогообложения физических лиц и т. п.
В структуре ГНС РФ существует совещательный орган - коллегия в составе двадцати двух человек.
4. Различным звеньям ГНС РФ свойственны различные функции.
Основные функции местного звена ГНС РФ:
- учет налогоплательщиков;
- контроль за выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений требований налогового законодательства;
- исчисление окладных налогов;
- оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов;
- контроль за выполнением требований законодательства в отношении наличного денежного обращения;
- применение мер по пресечению нарушений налогового законодательства;
- применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства;
- учет, оценка и реализация имущества, подлежащего обращению в собственность государства (конфискованное, бесхозное, клад и т. д.);
- контроль за соблюдением установленного порядка зачисления экспортной валютной выручки.
Данные функции являются общими для всех налоговых органов. Центральным аппаратом ГНС РФ дополнительно выполняются следующие функции".
- организация, координация и контроль работы ГНИ;
- аналитическая и статистическая деятельность;
- разработка и издание инструктивных и методических указаний по применению налогового законодательства;
- контроль за актами, издаваемыми министерствами и ведомствами и связанными с налогообложением;
- вьфаботка налоговой политики, подготовка проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении, решение вопросов международного сотрудничества в налоговой сфере.
Региональное звено ГНС РФ выполнят общие функции, а также ряд функций, присущих центральному звену: по организации, координации и контролю деятельности нижестоящих налоговых инспекций и обобщению практики.
5. Полномочия ГНС РФ установлены не только в Законе об основах налоговой системы и в Законе РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О государственной налоговой службе РСФСР», но также и в других многочисленных нормативных актах, в частности в Указах Президента Российской Федерации и Постановлениях Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем следует отметить, что многочисленные пробелы и противоречия в налоговом законодательстве приводят на практике к неоправданному расширению дискреционных (осуществляемых по своему усмотрению) полномочий налоговых органов как способу восполнения (компенсации) механизмов правового регулирования. Представляется, что данная проблема требует скорейшего разрешения путем четкой регламентации полномочий налоговых органов по многим направлениям их деятельности: изданию нормативных актов, процедурам проведения проверок и применения штрафных санкций, по возмещению налогоплательщикам убытков в случае совершения неправомерных действий и др.
Правовое положение налоговых органов является предметом исследования юридической науки. Наиболее полно данная проблема была рассмотрена в работе С. Пепеляева «Правовое положение органов Государственной налоговой службы Российской Федерации».9
Полномочия налоговых органов можно классифицировать по следующим основаниям:
- по функциональному признаку, т. е. в соответствии с возложенными на ГНС РФ законодательством функциями и задачами;
- по сфере действия, регулируемой соответствующей отраслью законодательства;
- по содержанию правоотношений: административные и гражданско-правовые;
- по субъектам применения - юридическим лицам, физическим лицам, банкам и т. д.;
- по организационной направленности: организация внешнего контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и организация внутреннего контроля за работой должностных лиц налоговых органов.
Исходя из функций налоговых органов можно выделить следующие группы полномочий.
1) Полномочия по учету налогоплательщиков.
2) Полномочия по контролю за выполнением налогоплательщиками налогового законодательства:
- производить проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей на предприятиях, учреждениях, организациях любых форм собственности и любых организационно-правовых форм, а также у граждан;
- обследовать с соблюдением установленных правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан;
- получать от предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан с их согласия справки, документы, копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщиков и необходимые для правильного налогообложения;
- требовать от банков, кредитных учреждений, бирж и иных предприятий предоставления данных о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год в порядке, установленном Минфином РФ;
- требовать от предприятий и предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, систематического предоставления сведений об этих выплатах;
- требовать от налогоплательщиков предоставления информации обо всех открытых ими счетах в банках и иных кредитных учреждениях;
- требовать и контролировать своевременное предоставление плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверять достоверность этих документов.
3) Полномочия налоговых органов по исчислению окладных налогов:
- требовать бесплатного предоставления информации, необходимой для исчисления налогов, от органов, осуществляющих учет и оценку налогооблагаемого имущества (ведение имущественных кадастров);
- требовать от органов, совершающих юридически значимые действия, являющиеся основанием для привлечения налогоплательщиков к уплате налогов, бесплатного своевременного предоставления информации об этих действиях;
- рассчитывать сумму налога, составлять и вручать налогоплательщику извещения об уплате налога.
4) Полномочия по ведению оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов и других платежей.
5) Полномочия по применению мер, направленных на пресечение (предотвращение) нарушений налогового законодательства:
- приостанавливать операции предприятий и граждан по расчетным и иным счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случае непредоставления или отказа предоставить государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением или уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- изымать у предприятий документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения;
- предъявлять в судебные органы иски, направленные на восстановление законности в предпринимательской деятельности;
- требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности;
- отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия их закону;
- контролировать издание министерствами, ведомствами и другими организациями нормативных документов, связанных с налогообложением.
6) Полномочия по применению восстановительных мер для предотвращения или ликвидации убытков, нанесенных налогоплательщику или бюджету:
- взыскивать недоимки по налогам;
- взыскивать пени за несвоевременную уплату налога;
- производить возврат или зачет в счет будущих платежей излишне взысканной или уплаченной суммы налога;
- предъявлять иски, направленные на компенсацию понесенных бюджетом убытков;
- определять сумму налога и сумму дохода по аналогии или условным методом;
- заключать договоры залога, поручительства, гарантии.
7) Полномочия по применению мер ответственности к нарушителям налогового законодательства:
- налагать административные взыскания;
- налагать финансовые санкции на юридических и физических лиц;
- взыскивать с юридических лиц суммы финансовых санкций в бесспорном порядке;
- предоставлять отсрочки и рассрочки уплаты штрафов, наложенных за нарушения налогового законодательства;
- предъявлять иски о взыскании штрафа в пятикратном размере умышленно сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли).
8) Полномочия по контролю выполнения субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства в отношении наличного денежного обращения:
- регистрировать контрольно-кассовые машины, используемые при осуществлении денежных расчетов с населением;
- проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовых машин, получать объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
- налагать штрафы на лиц, виновных в нарушении правил применения контрольно-кассовых машин;
- предъявлять в суд иск о ликвидации предприятия, в отношении которого выявлены факты повторного нарушения правил применения контрольно-кассовых машин;
- приостанавливать деятельность предприятия, связанную с денежными расчетами с населением;
- налагать административные взыскания (штрафы) за нарушения порядка расчетов наличными денежными средствами.
9) Полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля.
10) Полномочия налоговых инспекций по взысканию сумм штрафов, наложенных иными государственными инспекциями и контрольными органами, по исполнению судебных актов.
11) Полномочия по изданию инструктивных и методических указаний по применению законодательства о налогах.
По сфере действия полномочия ГНС РФ подразделяются следующим образом:
- налоговые, предоставленные в соответствии с налоговым законодательством;
- валютные: ГНС РФ, являясь агентом валютного контроля, вправе осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками валютного законодательства;
- расчетные: Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»10 предусмотрены штрафные санкции за нарушения в работе с денежной наличностью, которые налагаются ГНС РФ;
- внебюджетные: налоговым органам предоставлено право проверять соблюдение налогоплательщиками законодательства о государственных внебюджетных фондах и налагать взыскания за нарушения, связанные с исчислением и уплатой взносов во внебюджетные фонды.
При осуществлении полномочий ГНС РФ может вступать в правоотношения, которые по своему содержанию разделяются на административные и гражданско-правовые:
а) ГНС РФ является органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях. Такие дела рассматриваются по общим правилам, закрепленным в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РСФСР. Кроме того, к административным следует отнести и правоотношения, возникающие при нарушении Закона РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»", а также положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР»;
б) В соответствии с п. 11 ст. 12 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» налоговым органам предоставлено право обращаться в суд по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Например, налоговые органы вправе предъявить налогоплательщику иск о признании сделки недействительной и взыскании всего полученного в доход государства.
При осуществлении полномочий налоговых органов необходимо учитывать следующие особенности:
1) к должностным лицам налоговых служб неприменим принцип «разрешено все, что не запрещено законом», так как должностное лицо действует только в рамках своей компетенции по принципу «разрешено то, что прямо установлено законом»;
2) служебные права должностных лиц налоговых органов являются их обязанностями, и наоборот;
3) любые права должностных лиц налоговых органов реализуются только в пределах функций данного налогового звена и с учетом основной задачи ГНС РФ - контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов.
6. Полномочия служащих налоговых органов определены в основном Законом РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР», Законом об основах налоговой системы и Указом Президента РФ «О Государственной налоговой службе Российской Федерации». Кроме того, на деятельность налоговых служащих распространяется действие Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»12, а также от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»13. Действие указанных законов распространяется также на сотрудников налоговой полиции и таможенных органов.
Служащих налоговых органов в соответствии с занимаемыми должностями принято делить на должностных лиц, оперативный состав и вспомогательный персонал. Должностные лица отличаются по объему осуществляемых прав: начальники налоговых органов и инспекторы. Начальники налоговых органов и их заместители обладают специальными правами, осуществление которых возможно только этими должностными лицами (наложение финансовых и административных взысканий, приостановление операций по счетам в банке и др.). На инспекторов возложено выполнение основных видов контрольной работы. Оперативный состав включает в себя специалистов, профессионально обеспечивающих деятельность налоговых инспекций, - это работники бухгалтерий, юристы, программисты и др. К вспомогательному персоналу, обеспечивающему служебную деятельность должностных лиц и оперативного состава, относятся секретари, водители и др.
Должностным лицам и оперативному составу в соответствии с занимаемыми должностями присваиваются классные чины; кроме того, все работники налоговых органов подлежат обязательному медицинскому страхованию.
7. Налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности, предусмотренные Законом РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР». За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными
лицами государственных налоговых инспекций своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Наиболее актуален вопрос об ответственности налоговых органов и их должностных лиц перед налогоплательщиками. Статьей 13 Закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» установлено, что суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями ГНИ и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом.
Однако на практике данные положения закона не реализуются, так как возврат денежных средств налогоплательщику напрямую зависит от состояния бюджета соответствующего уровня. Кроме того, доказать наличие, размер и связь упущенной выгоды с неправомерными действиями налоговых органов достаточно сложно. Следует признать, что государство в данном случае неоправданно находится в более выгодном положении, так как применение мер ответственности за нарушение налогового законодательства осуществляется в бесспорном порядке, а сами потери государства в результате недополучения денежных средств в случае задержки уплаты налога признаются априори.
Статья 16 Закона об основах налоговой системы предусматривает возможность возмещения ущерба (включая упущенную выгоду), причиненного налогоплательщикам не только в результате незаконных действий, но и вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей. По смыслу данной статьи в тех случаях, когда налоговыми органами и их сотрудниками были даны какие-либо разъяснения, на основе которых налогоплательщик совершил определенные действия, оказавшиеся впоследствии незаконными с точки зрения налогового законодательства, налогоплательщик вправе предъявить иск о взыскании с налогового органа суммы ущерба. Однако в настоящее время таких дел практически нет.
1. Ровинский К. Податная инспекция в России. СПб., 1910. С. 14.
2. Собрание Постановлений Правительства СССР, 1990. № 7. Ст. 28.
3. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991. № 15. Ст. 492
4. «Российская газета» от 13 января 1992 г.
5. «Налоговый вестник», 1995, № 1.
6. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991. № 46. Ст. 1543.
7. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991. № 35. Ст. 1170.
8. «Российская газета» от 20 августа 1996 г.
9. Пепеляев С. Правовое положение органов Государственной налоговой службы Российской Федерации. М.: Инвест Фонд, 1995.
10. «Российская газета» от 24 мая 1994 г.
11. «Российская газета» от 2 июля 1993 г.
12. «Российская газета» от 3 августа 1995 г.
13. «Российская газета» от 26 апреля 1995 г.

Налоговая система государства и механизм ее реализации должны соответствовать проходящим экономическим реформам и способствовать достижению целей и задач государственной социально-экономической и финансово-бюджетной политики.

Государственная налоговая служба Российской Федерации — это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Соответственно ее задачами является учет налогоплательщиков и контроль за полнотой и своевременностью уплаты ими начисленных налогов и обязательных платежей. Важность данной службы заключается в том, что от стабильного поступления в казну государства налогов и других обязательных платежей зависит успешное функционирование государства, его дальнейшее экономическое и социальное развитие.

Основы организации и деятельности государственной налоговой службы определены Налоговым кодексом РФ, Законом РСФСР «О государственной налоговой службе в РСФСР», Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также Положением о государственной налоговой службе РФ, утвержденным Указом Президента РФ.

Государственная налоговая служба относится к центральным органам федеральной исполнительной власти и руководит налоговой сферой управления, в соответствии с предоставленными властными полномочиями и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства в пределах своей компетенции. При этом следует учитывать, что при выявлении нарушений налогового законодательства налоговая служба вправе осуществлять и правоохранительной деятельностью, в частности, привлекать нарушителей к административной ответственности, передавать налоговой полиции материалы по делам, отнесенным к ее компетенции, осуществлять оперативно-розыскные действий, производить дознание и предварительное следствие.

Представляя собой единую независимую централизованную систему Государственная налоговая служба Российской Федерации состоит из:

    центрального органа — Государственной налоговой службы при Министерстве финансов Российской Федерации;

    государственных налоговых инспекций республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов с районным делением;

    государственных налоговых инспекций по районам, городам без районного деления и районам в городах, о деления и районам в городах.

    Государственная налоговая служба РФ является центральным органом, возглавляющим систему органов государственной налоговой службы и осуществляющим их общее руководство. Ее возглавляет руководитель в ранге министра, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. При руководителе Государственной налоговой службы образуется коллегия в качестве совещательного органа, рассматривающего наиболее важные вопросы деятельности государственной налоговой службы. В состав коллегии входят руководитель Государственной налоговой службы, его заместители и другие руководящие работники этого органа.

    Государственная налоговая служба России получает, обобщает и анализирует отчеты налоговых инспекций, проводит непосредственное обследование и проверку деятельности нижестоящих налоговых инспекций, разрабатывает предложения по ее совершенствованию, распространяет положительный опыт среди работников налоговой службы, внедряет автоматизацию и компьютеризацию как современные методы контроля, активно участвует в разработке налоговой политики и налогового законодательства, контролирует издание министерствами, ведомствами нормативных актов по вопросам налогообложения и, если они не соответствуют законодательству, ставит вопрос об их отмене. В отдельных случаях Государственная налоговая служба осуществляет и работу, непосредственно связанную с контролем за соблюдением налогового законодательства: проводит дополнительную проверку соблюдения налогового законодательства, возвращает излишне взысканные налоги. Государственная налоговая служба России подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ, которых ежеквартально информирует о поступлении налогов в государственный бюджет, соблюдении налогового законодательства в стране.

    Государственные налоговые инспекции субъектов РФ и городов с районным делением выполняют аналогичные функции, но на определенной территории.

    Государственные налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах выполняют основную работу по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, поэтому они являются основным звеном в системе органов государственной налоговой службы.

    В соответствии с действующим законодательством деятельность государственных налоговых инспекций осуществляется по трем направлениям:

    учет налогоплательщиков;

    осуществление проверки соблюдения налогового законодательства;

    применение налоговых санкций за нарушение налогового законодательства.

    Государственные налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков .

    Соблюдение налогового законодательства осуществляется путем проведения документальных проверок . Такие проверки проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

    Применение налоговых санкций к налогоплательщикам осуществляется в случаях неуплаты или уклонения от уплаты налогов, несвоевременной уплаты налогов, отсутствия учета прибыли, непредставления или несвоевременного представления налоговым органам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов.

    Налоговые санкции носят финансовый и иной характер. Финансовые санкции бывают трех видов: недоимка, штраф, пеня.

    Недоимка
    — сумма сокрытого или заниженного дохода либо сумма налога за иной скрытый или неучтенный объект.

    Штраф
    — дополнительное денежное взыскание за указанное нарушение в размере суммы недоимки.

    Пени
    — сумма, взыскиваемая в случае задержки уплаты налога.

    Недоимки по налогам и другим обязательным платежам, суммы штрафов, пени взыскиваются с налогоплательщиков — юридических лиц в бесспорном порядке, с физических лиц — в судебном.

    При выявлении нарушений налогового законодательства, являющихся административным правонарушением, государственные налоговые инспекции осуществляют производство по ним, руководствуясь правилами, установленными Кодексом об административных правонарушениях, и налагают административное взыскание — предупреждение, штраф. В случае выявления признаков уголовного преступления, государственные налоговые инспекции обязаны сообщить об этом федеральным органам налоговой полиции, куда направляются все необходимые для возбуждения уголовного дела материалы.

    Правовой статус сотрудников государственной налоговой службы. Сотрудниками государственной налоговой службы могут быть граждане РФ, способные по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья исполнять служебные обязанности. Принятым в налоговые органы присваиваются классные чины и выдается форменная одежда. Материально-техническое обеспечение государственной налоговой службы осуществляется так же, как и соответствующее обеспечение органов внутренних дел, сотрудникам государственной налоговой службы установлены повышенные гарантии социальной и правовой защиты. Они обязаны хранить коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц, им запрещено заниматься иной оплачиваемой работой или предпринимательской деятельностью.

    Надзор и контроль за деятельностью государственной налоговой службы. Надзор за исполнением законов органами государственной налоговой службы осуществляется прокуратурой. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.

    Судебный контроль осуществляется при поступлении в суд исков из государственных налоговых инспекций, а также при обращении граждан в суд с жалобой на незаконные действия и решения органов государственной налоговой службы.

    Государственный контроль за государственной налоговой службой осуществляют Президент и Правительство РФ, ежеквартально заслушивающие ее руководителя.

    Вышестоящие органы государственной налоговой службы осуществляют ведомственный контроль за работой нижестоящих.

    Деятельность налоговой службы неразрывно связана с налоговой полицией, они функционируют в тесном взаимодействии, и налоговая полиция призвана довести до успешного завершения то, что не входит в компетенцию налоговой службы.

    2. ПОНЯТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ПРИЗНАКИ

    Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

    В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.

    Таким образом, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле — это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле — это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.

    Поэтому государство создает специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Данные органы имеют ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным:

    1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам, организации и деятельности этого органа.

    2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

    3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

    4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

    Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы правоохранительных органов, к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности, налоговой службы, налоговой полиции.

    Некоторые авторы относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации, как адвокатура, частные охранные и детективные службы. В тоже время, хотя адвокатура, частные охранные и детективные службы играют значительную роль в защите охраняемых интересов граждан и организаций, они не обладают теми признаками, которые были указаны выше, и в первую очередь не имеют права применять меры принуждения. К тому же в ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» прямо указано, что граждане, осуществляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительного органа. Существует и мнение, что суд в силу своего исключительного положения в государстве не относится к правоохранительным органам. Однако такое суждение не находит достаточной поддержки. Суд отвечает всем перечисленным признакам правоохранительного органа, а то, что он входит в систему этих органов, отнюдь не умаляет его исключительности и важности как субъекта судебной власти.

    Правоохранительная деятельность является многообразной и выражается в основных функциях (направлениях). Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.

    Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.

    Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Ряд функций тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

    Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

    Занимая важнейшее место среди направлений правоохранительной деятельности правосудие обладает рядом специфических признаков.

    1. Правосудие осуществляется только указанными в законе способами, а именно:

    рассмотрением гражданских дел;

    рассмотрением уголовных дел;

    рассмотрением административных дел.

    2. Правосудие реализуется с соблюдением особого порядка (процедуры), который установлен процессуальным законодательством.

    3. Правосудие осуществляется только особым органом-судом.

    История развития правоохранительных органов показала, что сосредоточение в одном органе нескольких правоохранительных функций, отрицательно сказывается на законности его деятельности. Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами. Так, функция исполнения судебных решений по уголовным делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Министерство юстиции РФ. Неоднократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занимающегося только предварительным следствием.

    Таким образом, правоохранительные органы – это такие государственные органы и общественные организации, которые всей своей деятельностью на основе закона, в соответствующих формах и на демократических принципах призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок.