Является вышестоящей судебной инстанцией по. Звено и инстанция судебной системы российской федерации

Под судебной системой принято понимать совокупность всех действующих в Российской Федерации судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”. Она построена с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

– установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”;

– соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

– применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

– признания обязательности на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

– финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Определение судебной системы РФ как совокупности действующих судов дает представление о ней лишь в самом общем виде и нуждается в ряде уточнений.

Во-первых, в эту систему входят лишь соответствующие государственные судебные органы. Сюда не включаются третейские суды, товарищеские суды и другие общественные, негосударственные образования, имеющие в своем названии слово «суд».

Во-вторых, судебная система РФ представляет собой сложную иерархическую структуру, состоящую из отдельных подсистем, которые характеризуются присущими им задачами, различными методами осуществления установленных законом судебных функций.

В-третьих, судебная система РФ состоит из таких взаимосвязанных судов, которые, несмотря на различия полномочий их отдельных структурных подразделений, образуют единое целое, призванное осуществлять функции судебной власти в стране.

Судебная система России, как конституционное установление, представляющее совокупность судов различных уровней, в зависимости от целей их деятельности, их компетенции прежде всего подразделяются на следующие подсистемы: 1) Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Учитывая федеративное устройство, в Российской Федерации действуют: 1) федеральные суды; 2) суды субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (ст. 4 Закона «О судебной системе РФ»).

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, поэтому принято различать звенья судебной системы.

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями.

По этому признаку федеральные суды общей юрисдикции подразделяются на три судебных звена:

– основное звено – районные суды и военные суды гарнизонов;

– среднее звено – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды;

– высшее звено – Верховный Суд РФ.

В соответствии со ст. 26 Закона “О судебной системе РФ” путем внесения изменений и дополнений в указанный закон могут учреждаться специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, относящихся к федеральным судам общей юрисдикции.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 4 Закона “О судебной системе РФ”). Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Закона “О судебной системе РФ”).

Система арбитражных судов состоит из четырех звеньев:

– основное звено – арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

– второе звено – арбитражные апелляционные суды;

– третье звено – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

– высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй инстанции и суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, в том числе высшие суды (за исключением федерального арбитражного суда округа и арбитражного апелляционного суда).

Суд второй инстанции – это вышестоящий суд, призванный по жалобам участников процесса или представлению прокурора проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу.11 Такая проверка может проводиться в апелляционном (полностью по вопросам фактов и права) или кассационном (только по вопросам права) порядке.

В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления, вынесенные мировыми судьями, а также решения арбитражных судов первой инстанции (арбитражных судов субъектов РФ).

В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры (решения) и определения остальных судов, а также приговоры (решения) суда апелляционной инстанции.12

Суд надзорной инстанции – это подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также судебные коллегии по уголовным и гражданским делам и Президиум Верховного Суда РФ. Они пересматривают судебные решения в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В системе арбитражных судов надзорную функцию выполняет президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, проверяя в порядке надзора решения и постановления всех арбитражных судов в Российской Федерации;

Разновидностью (второй формой)13 пересмотра решений суда, вступивших в законную силу, является стадия пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу (главы 42 ГПК, 37 АПК)14. Сущность этой стадии процесса заключается в проверке соответствующим судом судебных решений ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, которые не были известны заявителю и суду по не зависящим от них причинам и имеют существенное значение для правильного разрешения дела. В соответствии со ст. 392 ГПК и 311 АПК к ним относятся следующие основания:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой постановление незаконного или необоснованного решения;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела,

4) отмена решения, приговора, определения суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послужившего основанием к вынесению обжалуемого решения, определения или постановления, и некоторые другие основания.

Пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судом, вынесшим это решение (ст. 393 ГПК, ст. 310 АПК).

Вышестоящая инстанция – суд, занимающий более высокую ступень по отношению к данному суду.

Высшая судебная инстанция – Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ.

Понятие судебного состава сложное и не имеет однозначного толкования. В теории процессуального права и в нормативных источниках под ним понимают:

– всех судей, работающих в конкретном суде;

личный состав судей, арбитражных заседателей и присяжных заседателей, рассматривающих на судебном заседании конкретное судебное дело;

– совокупность органов, наделенных правом рассматривать и разрешать дело по существу, осуществлять судебный надзор и контроль, а также выполнять организационные функции, непосредственно связанные с этой деятельностью.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 30 УПК РФ) уголовные дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально и единолично. Единолично рассматриваются уголовные дела, подсудные мировым судьям. Судьи федеральных судов (районных судов и других вышестоящих судов) тоже рассматривают подсудные им дела единолично, за исключением дел, которые могут рассматриваться коллегиальным составом: коллегией из трех профессиональных судей или судом с участием судьи и 12 присяжных заседателей. Коллегиально рассматриваются дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, если об этом будет заявлено ходатайство обвиняемым.

Рассмотрение уголовных дел в порядке апелляционного производства производится единолично судьей районного суда, а в порядке кассационного и надзорного – коллегиально в составе трех профессиональных судей.

Гражданские дела в суде первой инстанции, согласно ст. 7 ГПК РФ, рассматриваются коллегиально или единолично; коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе трех профессиональных судей.

В порядке апелляционного производства гражданские дела рассматриваются единолично судьей районного суда.

Рассмотрение дела в кассационном порядке осуществляется в составе трех членов суда, а в порядке судебного надзора – в составе не менее трех членов суда.

В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично или коллегиально. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей (ст. 17 АПК).

Коллегией из трех судей в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются: а) дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ; б) дела об оспаривании нормативно-правовых актов; в) дела о несостоятельности (банкротстве); г) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение.

Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит об этом соответствующее ходатайство.

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанции, а также в порядке надзора рассматривается коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей. Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально. По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально.

Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются арбитражным судом коллегиально. При этом в состав суда должны входить трое или другое нечетное количество судей.

Подведомственность – это совокупность признаков гражданского дела, в соответствии с которыми оно подлежит рассмотрению либо в суде общей юрисдикции, либо в арбитражном суде. К признакам подведомственности относятся:

1) персональный – характеристика участников процесса (истца и ответчика);

2) предметный – характер (содержание) спора.

Так, согласно ст. 27 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

а) организаций, являющихся юридическими лицами;

б) граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя (индивидуальное предпринимательство).

Арбитражные суды рассматривают также дела с участием:

в) Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица;

г) граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя;

д) российских организаций, граждан РФ, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями.

С учетом предметного признака подведомственности дел арбитражные суды рассматривают две категории дел:

а) экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских правоотношений, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Это так называемые дела, возникающие из искового производства;

б) экономические споры и иные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; об административных правонарушениях, отнесенных КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов и др.

Арбитражным судам подведомственны и другие дела, в том числе: об установлении фактов, имеющих юридическое значение (например, факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным); об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности; о несостоятельности (банкротстве); по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и т.д.

Все остальные дела в сфере гражданских, административных и иных правоотношений, не связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции. Судам общей юрисдикции подведомственны также все уголовные дела.

Подсудность – это совокупность признаков гражданского, уголовного или арбитражного дела, в соответствии с которыми оно подлежит рассмотрению по первой инстанции в том или ином звене судебной системы.

По закону в этом случае дела распределяются как по вертикали судебной системы (между основным, среднем и высшим звеньями), так и по горизонтали (между одноименными звеньями).

Согласно ст. 24 ГПК РФ, гражданские дела15, подведомственные судам общей юрисдикции, по общему правилу рассматриваются районными судами.

В связи с введением в 1996 году института мировых судей целый ряд гражданских дел из подсудных районных судов отнесены к компетенции этого нового судебного органа. В частности, мировые судьи рассматривают в качестве суда первой инстанции: а) дела о выдаче судебного приказа; б) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; в) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; г) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений (за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав). К подсудности мировых судей отнесен также ряд дел, вытекающих из земельных, трудовых, административных правоотношений (ст. 23 ГПК).

К подсудности судов среднего звена судов общей юрисдикции закон относит гражданские дела, связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений и т.д.

Верховный Суд РФ тоже наделен определенной компетенцией по рассмотрению гражданских дел первой по инстанции. К его подсудности отнесены дела об оспаривании: ненормативных правовых актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; нормативных правовых актов федеральных министерств, касающихся прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей; решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ряд других споров.

По общему правилу иск предъявляется в суде по месту жительства ответчика, а к юридическому лицу – по месту нахождения органа или имущества юридического лица – территориальная подсудность.

Помимо этого законом предусматривается: подсудность по выбору истца (ст. 29 ГПК РФ); исключительная подсудность (ст. 30 ГПК РФ); договорная подсудность (ст. 32 ГПК РФ) и подсудность нескольких связанных между собой дел (ст. 31 ГПК РФ).

В уголовном процессе важное значение имеет персональная подсудность. Она определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого). Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как принадлежность к числу военнослужащих, судей.

В РФ, существующие в настоящее время. Вся судебная система нашей страны установлена на основе Конституции страны, Федерального конституционного закона, касающегося данной сферы законодательства. В нашей стране системе уделяется особое внимание. Для того чтобы не оказывалось давление на ее представителей, работа их была честной и открытой, существует специальная программа защиты судейства.

О единстве судебной системы

Для этого все мировые и федеральные судьи соблюдают установленные ФЗ правила производства. Все виды судов в РФ используют в своей работе конституционные, федеральные законы, международные договоры РФ, иные документы, существующие в субъектах РФ. Статус судей закреплен законодательными актами, финансирование осуществляется за счет федеральных средств.

Рассмотрим основные виды высших судов РФ, их особенности. Проанализируем основные сферы деятельности различных видов системы, особенности их финансирования.

Функциональное предназначение

Рассматривая виды судов в РФ, остановимся на структуре общей юрисдикции. Относят к ним такой суд, который рассматривает вопросы по уголовным, гражданским делам, административным правонарушениям. Какие виды судов в РФ относят к данной категории? Это республиканские, областные, краевые. К ним причисляют Московский, Севастопольский, Санкт-Петербургский городские (районные) суды, а также военные.

Федеральные суды

Приведем основные виды федеральных судов РФ. В концепции законодательной системы предусмотрено создание ювенальных, административных, миграционных судов. Для того чтобы автоматизировать их работу, функционирует система РФ «Правосудие».

Суды субъектов Российской Федерации относятся к среднему звену. Они признаются вышестоящими и апелляционными инстанциями для районных судов, функционирующих в регионах РФ. Именно сюда подают жалобу при несогласии с решением судьи истцы.

Районный суд

Он рассматривается в нашей стране как связующее звено между Именно в нем рассматривают дела по первичной инстанции, а также он выполняет апелляционную функцию в отношении мировых судей, которые осуществляют свою деятельность на территории определенного судебного района.

Здесь рассматривают более трудные дела, чем в мировых судах. Образуют их в четком соответствии с основным федеральным законодательством. Если районный суд формируется на территории нескольких административно-территориальных образований, его именуют межрайонным судом. В районном суде работают судьи-профессионалы. Их численность определяется количеством подаваемых В настоящее время далеко не во всех судебных районах осуществляется деятельность мировых судей. В итоге в обязанности районных судов включают и рассмотрение дел, которые находятся в компетенции мирового судейства. В таком случае можно обжаловать постановления по подобным делам в апелляционной инстанции.

Входит в ведение районных инстанций и решение всех вопросов, касающихся досудебного производства. Они выносят решение об избрании следующих мер пресечения:

Районные судьи осуществляют и послесудебное разбирательство. Ими рассматриваются дела, касающиеся проверки подлинности документов, справедливости и обоснованности вынесения приговоров, выдачи взыскателю судебного приказа.

Судя по тому объему действий, который выполняют районные суды, можно уверенно говорить о том, что это инстанции среднего звена. В их компетенции любые гражданские дела, вне зависимости от Исключение составляют только те, которые подчинены военным судам, а также Верховному Суду РФ.

В основном гражданские дела рассматривают по месту постоянной прописки ответчика либо по адресу фактической регистрации юридического лица. Иногда подсудность связана с выбором самого истца. В настоящее время подобные инстанции занимаются спорами, касающимися жилищных, семейных, земельных, трудовых взаимоотношений, административными правонарушениями, жалобами от граждан о нарушении их прав и свобод.

Мировое судейство

До тех пор, пока подобной инстанции не существовало, дела рассматривались районными судьями. По ФЗ №137 от 2002 года на территории Российской Федерации появились мировые судьи. Они единолично рассматривают те дела, которые входят в их компетенцию по ФЗ. Рассматриваются дела по первой инстанции:

  • уголовные дела, связанные с преступлениями, наказание за которые не превышает трех лет лишения свободы;
  • дела о расторжении брака, при отсутствии между супругами спорных вопросов, связанных с детьми;
  • вопросы о выдаче судебного приказа;
  • установление отцовства, лишение родительских прав, усыновление (удочерение);
  • имущественные вопросы с ценой иска до пятидесяти тысяч рублей.

Окружные (военные) суды

Продолжим рассмотрение вопроса: «Виды судов в РФ и их характеристика». Отдельно стоит рассмотреть военные суды, которые функционируют в ВС РФ, включены в единую судебную систему страны. Их раньше именовали военными трибуналами. В данной системе предполагается своя классификация. Выделяют высшее звено (военную коллегию), а также первичные суды. Они занимаются рассмотрением между военнослужащими, правонарушениями военных.

Арбитражные суды

Проанализируем основные виды арбитражных судов РФ. Основной их задачей является разрешение экономических споров, возникающих между юридическими лицами из административных, гражданских, иных видов правоотношений. Апелляционные арбитражные суды функционируют в составе президиума, судебной коллегии по устранению споров, связанных с гражданскими и иными правонарушениями, а также судебной коллегии, рассматривающей споры, касающиеся административных правонарушений. В полномочия его входит проверка законности и обоснованности судебных актов, которые не вступили в законную силу. Именно эта инстанция пересматривает судебные акты, по которым открылись новые обстоятельства.

Конституционный суд

Какие виды Конституционных судов РФ функционируют в настоящее время? Это судебный орган, который осуществляет посредством специального судопроизводства независимую и самостоятельную судебную власть. Порядок образования, полномочия, алгоритм деятельности данной инстанции определяется Конституцией РФ. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Заключение

Судебная система, которая в настоящее время существует на территории Российской Федерации, представляет собой четкую продуманную структуру, в которой для каждого отдельного звена определено свое функциональное предназначение. При слаженной работе всех компонентов судебной структуры гражданские и иные рассматриваются в сроки, установленные Российским законодательством. При несогласии истца с решением, вынесенным судьей, у него есть право подачи апелляции в вышестоящую судебную инстанцию.

Судебной инстанцией именуется суд (или соответствующее подразделение суда), занимающий определенную ступень в судебной системе, и осуществляющий в пределах своей юрисдикции рассмотрение конкретных дел по существу либо проверку законности и обоснованности вынесенных нижестоящим судом судебных решений.

Об инстанциях можно говорить применительно лишь к судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Конституционный Суд РФ и

конституционные (уставные) суды субъектов РФ, как уже отмечалось, отличаются тем, что их решения окончательны и обжалованию не подлежат, поэтому инстанций в конституционном судопроизводстве нет.

Суд первой инстанции - это суд (подразделение суда), рассматривающий и разрешающий дело по существу. Это означает, что суд принимает решение по существу дела, т.е. по главному вопросу в правовом споре сторон - вопросу о

виновности лица и его наказании (применении административного взыскания) при разрешении уголовных и административных дел, вопросу о судьбе гражданского иска (полном или частичном удовлетворении исковых требований

истца или отказе в их удовлетворении) при разрешении гражданских дел. Судопроизводство в первой инстанции осуществляется с участием обеих сторон (обвинения и защиты, истца и ответчика) и с соблюдением довольно сложной

процедуры, состоящей из нескольких этапов, последовательно сменяющих друг друга. Например, судебное разбирательство по уголовному делу состоит из подготовительной части, судебного следствия, прений сторон, последнего слова подсудимого и постановления приговора. При этом главной, центральной частью

судебного разбирательства в суде первой инстанции выступает судебное следствие, в рамках которого осуществляется непосредственное исследование доказательств – допрашиваются свидетели, подсудимые, потерпевшие, эксперты,

осматриваются вещественные доказательства, оглашается содержание различных документов, проводятся иные следственные и процессуальные действия, а также исследуются и приобщаются к делу доказательства, представленные сторонами

непосредственно в судебном заседании или истребованные судом.

Суд первой инстанции чаще всего является судом, рассматривающим дело впервые. Однако, как будет указано ниже, процессуальное законодательство

предусматривает право вышестоящих инстанций возвращать дела на новое рассмотрение в суды первой инстанции. Большинство судов в судебной системе России (в т.ч числе и суды высшего звена) могут рассматривать дела в качестве суда первой инстанции в соответствии с подсудностью, установленной

процессуальным законом. Исключением являются арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), которые, как видно из их наименования, выступают только как суды

апелляционной и кассационной инстанции соответственно.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано сторонами и другими участниками процесса в порядке, установленном процессуальным

законом. Суд, рассматривающий дело по жалобе или представлению, выступает

судом второй инстанции. Акт, с помощью которого прокурор инициирует производство по пересмотру судебных решений именуется представлением. Остальные участники процесса (осужденный, оправданный, его защитник, потерпевший, его представитель, гражданский истец и гражданский ответчик и др.) подают на решения суда жалобы.

Судом второй инстанции может выступать только вышестоящий суд (подразделение суда) по отношению к суду (подразделению суда), вынесшему решение по первой инстанции.

Суд второй инстанции может рассматривать дело в двух формах - в

кассационном и в апелляционном порядке. Соответственно, суд, рассматривающий дело в кассационном порядке, именуется судом кассационной инстанции, а суд, рассматривающий дело в порядке апелляционного судопроизводства - судом апелляционной инстанции.

Рассмотрение дела в кассационной и апелляционной инстанциях возможно только при обжаловании решений суда, не вступивших еще в законную силу

(исключением является кассационная инстанция в арбитражном процессе). Для вступления судебных решений в силу в процессуальном законодательстве установлены определенные сроки. Срок вступления судебного решения в

законную силу имеет двойное значение. Во-первых, он определяет момент, после которого вынесенное судом решение подлежит исполнению (кроме случаев, когда в соответствии с процессуальным законом судебное решение подлежит

немедленному исполнению сразу после его вынесения). Так, после вступления судебного решения по гражданскому делу в законную силу, суд обязан выдать взыскателю исполнительный лист. Во-вторых, этот срок определяет период, в течение которого возможно обжалование судебного решения. Итак, приговор по

уголовному делу, вынесенный судом первой инстанции, вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня его провозглашения, если он не был обжалован, а осужденным, содержащимся под стражей - в тот же срок со дня

вручения ему копии приговора (ст. 356, 390 УПК РФ). Решение суда первой инстанции по гражданскому делу вступает в законную силу также по истечении 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, если оно не было обжаловано (ст. 209, 321 и 338 Гражданского процессуального кодекса РФ1). Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если оно не было обжаловано (ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ2). Таким образом, обжаловать судебное решение, вынесенное судом первой инстанции, в кассационном и апелляционном порядке можно лишь в сроки, указанные соответствующим процессуальным кодексом.

Чтобы уяснить сущность и особенности деятельности суда второй инстанции, необходимо дать краткую характеристику каждой из форм этой деятельности – апелляционному и кассационному производству, так как они имеют весьма существенные отличия как от судебного разбирательства в первой

инстанции, так и друг от друга.

Апелляционное производство - это пересмотр дела по жалобе или представлению на основе нового исследования доказательств, бывших

предметом рассмотрения суда первой инстанции, а также представленных сторонами в судебном разбирательстве или истребованных судом, т.е. с

проведением вновь судебного следствия. Практически судопроизводство в апелляционной инстанции ведется по тем же правилам, что установлены для первой инстанции с учетом некоторых особенностей. Апелляционное производство тем и отличается от кассационного, что предполагает повторное

разбирательство в полном объеме, а не только исследование письменных материалов, имеющимся в деле. Исключение имеется в уголовном процессе, где согласно ч. 2 ст. 360 УПК РФ суд, рассматривающий уголовное дело в как в

апелляционном, так и в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано. Тем не менее, если при рассмотрении уголовного дела

будут установлены обстоятельства, которые касаются интересов других лиц, осужденных или оправданных по этому же уголовному делу и в отношении которых жалоба или представление не были поданы, то уголовное дело должно

быть проверено и в отношении этих лиц. При этом ухудшение их положения не допустимо.

Ранее (с 1995 г.) апелляционная инстанция была предусмотрена лишь в

арбитражном процессе. Сейчас апелляционное производство введено также в гражданский и уголовный процесс. Это обусловлено, прежде всего, становлением института мировых судей и необходимостью, в связи с этим, предусмотреть в процессуальном законе возможность пересмотра решений, вынесенных ими. Решения мировых судей по гражданским и уголовным делам, не вступившие в законную силу, в настоящее время могут быть пересмотрены судьями районных судов в апелляционном порядке. Как уже было отмечено выше, в арбитражном процессе до создания апелляционных арбитражных судов решения арбитражного суда первой инстанции могут быть обжалованы в апелляционную инстанцию того же арбитражного суда субъекта РФ, который рассматривал дело по первой инстанции. Для этого в арбитражных судах субъектов РФ созданы специальные судебные составы.

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность (а в уголовном процессе также и справедливость) судебных решений, не вступивших

в законную силу, лишь по письменным материалам дела, которые уже имелись у суда первой инстанции. Процедура производства в кассационной инстанции значительно упрощена по сравнению с рассмотрением дела по существу судом

первой инстанции. Неявка в судебное заседание суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они

были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Главная особенность процедуры судебного разбирательства в суде кассационной инстанции заключается в том, что по общему правилу

доказательства в кассационной инстанции непосредственно не исследуются,

свидетели не допрашиваются, новые доказательства представлены не представляются и т.п., т.е. судебное следствие не проводится. Однако здесь имеются исключения – например, в уголовном процессе суд по ходатайству сторон может провести непосредственное исследование тех или иных доказательств (п. 4, 5 ст. 377 УПК РФ). По общему правилу пределы рассмотрения судом дела в кассационном порядке ограничены требованиями, содержащимися в жалобе или представлении. Советское процессуальное законодательство содержало обратное правило, предписывающее судам кассационной инстанции проверять судебные решения в полном объеме не зависимо от желания сторон (принцип ревизионной проверки). Тем не менее действующие процессуальные кодексы содержат ряд исключений из общего правила проверки судебных решений в объеме требований, содержащихся в жалобе или представлении. Так, суд кассационной инстанции в гражданском процессе может проверить решение в полном объеме в интересах законности (ч. 2 ст. 347 ГПК РФ). В уголовном процессе, как уже было отмечено, кассационная инстанция имеет право проверки приговора в отношении лиц, жалоб непосредственно не подавших, если жалоба или представление касаются их интересов (ч. 2 ст. 360 УПК РФ). Арбитражный суд кассационной инстанции независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, проверяет, не нарушены ли нормы процессуального права, являющиеся основанием для отмены решения нижестоящего суда (ч. 2 ст. 286 АПК РФ).

В кассационной инстанции в уголовном судопроизводстве рассматриваются дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанции. В гражданском процессе в кассационной инстанции проверяются только решения судов первой инстанции, так как решения апелляционной инстанции вступают в силу немедленно после их провозглашения и обжалованию в кассационном порядке не подлежат. Таким образом, в уголовном судопроизводстве, в отличие от гражданского, решение мирового судьи во второй инстанции можно обжаловать дважды – сначала в апелляционной, а затем и в кассационной инстанции.

В системе судов общей юрисдикции судами кассационной инстанции выступают суды областного звена в лице их судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, и Верховный Суд РФ (Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия и Кассационная коллегия).

Необходимо отметить, что особенностью арбитражного судопроизводства, в отличие от гражданского и уголовного процесса, является то, что в

кассационном порядке может быть обжаловано решение арбитражного суда, вступившее в законную силу (в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции или

постановления апелляционной инстанции). Функции кассационной инстанции в арбитражном процессе выполняют федеральные арбитражные суды округов.

Помимо апелляционной и кассационной в гражданском, арбитражном и

уголовном процессе действует еще и надзорная инстанция. Этим понятием

обозначают суды или структурные подразделения соответствующих судов, которые по закону могут проверять законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу. Т.е. любое решение суда общей юрисдикции или арбитражного суда, даже если оно вступило в законную силу по истечении срока на обжалование либо по нему было принято решение судом апелляционной или кассационной инстанции, возможно обжаловать в порядке надзора (кроме решений, принятых Президиумами Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ).

Правила судопроизводства в надзорной инстанции существенно отличаются от процедуры рассмотрения дел во второй инстанции. Рассмотрение

дел в порядке надзора является процессуальной формой реализации функции судов среднего и высшего звена по надзору за деятельностью нижестоящих судов.

Ранее, до принятия новых Уголовно-процессуального, Арбитражного процессуального и Гражданского процессуального кодексов РФ, пересмотр судебных решений в порядке надзора был возможен лишь по протестам узкого

круга должностных лиц – генерального прокурора РФ и его заместителей, председателя Верховного Суда РФ и председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместителей, а также (в уголовном и гражданском процессе) прокуроров

субъектов РФ и председателей судов областного звена. Для того, что инициировать надзорное производство, участники процесса и иные лица могли обращаться с письмами, ходатайствами о принесении протеста на решения судов

указанным должностным лицам. На практике такие обращения зачастую именовались надзорными жалобами, хотя и не имели свойств соответствующего процессуального документа, так как не связывали ответ заявителю какими-либо процессуальными правилами и формой. Поэтому все производство по этим

сообщениям не носило процессуального характера до момента принесения уполномоченными на то должностными лицами протеста и рассмотрения этого протеста соответствующим судом (подразделением суда).

В судебное заседание

участники процесса, которые ходатайствовали о возбуждении надзорного производства или подали возражения на протест, вызывались, только тогда, когда суд надзорной инстанции усматривал в этом необходимость, что на практике

имело место крайне редко.

Сейчас порядок надзорного производства подвергся существенным изменениям, призванным усилить состязательные начала в этой стадии процесса.

В системе судов общей юрисдикции судами, рассматривающими надзорные жалобы и представления, являются президиумы судов областного звена, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ, а также Президиум

Верховного Суда РФ. Внесение повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, однако решение надзорной инстанции можно обжаловать в

вышестоящую надзорную инстанцию (например, решение Президиума областного суда – в соответствующую судебную коллегию Верховного Суда РФ).

Рассмотрим особенности производства в надзорной инстанции на примере

уголовного процесса. В соответствии с нормами главы 48 УПК РФ,

подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке надзора. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением, а ходатайства остальных участников процесса именуются надзорными жалобами. Пересмотр приговора по уголовному делу в порядке надзора какими-либо сроками не ограничен. Необходимо отметить, что ст. 405 УПК РФ закрепляет правило о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора, т.е. не допускаются пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела. Надзорная жалоба или представление предварительно рассматриваются судьей суда надзорной инстанции, в который они внесены. Изучив надзорные жалобу или представление, судья может либо отказать в их удовлетворении, либо возбудить надзорное производство. В последнем случае надзорная жалоба или представление рассматриваются коллегиально судом надзорной инстанции в судебном заседании с участием прокурора, осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, а также иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.

В гражданском процессе правовое регулирование пересмотра судебных решений в порядке надзора в основном аналогично за исключением ряда

особенностей. Так, возможность пересмотра решения суда в порядке надзора ограничена определенным сроком. Судебные решения по гражданским делам могут быть обжалованы в порядке надзора в течение года со дня их вступления в

законную силу. Весьма спорным представляется решение законодателя предусмотреть в новом ГПК РФ норму, позволяющую Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю вносить в Президиум Верховного Суда РФ

мотивированное представление о пересмотре судебных решений в порядке надзора «в целях обеспечения единства судебной практики и законности» (ст. 389 ГПК РФ). Она, по существу, является рудиментом прежнего порядка надзорного производства и не согласуется с принципами диспозитивности и состязательности

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора только Президиумом Высшего

Арбитражного Суда РФ по заявлениям лиц, участвующих в деле, и по представлению прокурора. Согласно п. 3 ст. 292 АПК РФ, заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано

в Высший Арбитражный Суд РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня

вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности этого акта. При рассмотрении дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в заседании могут участвовать и давать свои устные объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, и другие лица, участвующие в деле.

Надзорная инстанция не является последним этапом, на котором исчерпывается возможность пересмотра судебных решений. Такое ограничение сделало бы невозможным исправление многих судебных ошибок и

восстановление нарушенных вследствие этого прав и законных интересов граждан. Особенно это важно в уголовном судопроизводстве, где осужденное лицо может быть подвергнуто суровому наказанию, вплоть до пожизненного

лишения свободы. «Правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах (статья 14 Международного пакта о

гражданских и политических правах 1966 года; статья 8 Всеобщей декларации прав человека 1948 года). Справедливость как основополагающая идея находит свое закрепление и во вводных положениях к Конституции Российской

Федерации. Ошибочное судебное решение не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено»1. Часть 3 ст. 50 Конституции РФ гарантирует каждому осужденному право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом. Пункт 6 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах подчеркивает, что цель исправления судебных ошибок служит основанием для пересмотра окончательных решений судов, «если какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной

В связи с этим существует такой институт как пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам2. Этот порядок предусматривает основания и процедуру устранения допущенных судебных ошибок, которые не были или не могли быть выявлены ранее при рассмотрении судами дел в первой, второй или надзорной

инстанции. «По своему содержанию и предназначению возобновление дел, т.е. их новое рассмотрение, выступает в качестве механизма, дополняющего все обычные способы обеспечения правосудности приговоров. Этот вид производства, имеющий как бы резервное значение, используется, когда неприменимы или были исчерпаны другие средства процессуально-правовой защиты. Поэтому на него не распространяются некоторые существенные

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. №4-П по делу о проверке конституционности п. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №7.

2 В УПК РФ, в отличие от других процессуальных кодексов, данный институт именуется

«возобновлением производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств».

процессуальные условия, присущие обычному порядку судопроизводства: нет такой судебной инстанции, решения которой считались бы окончательными и не могли бы пересматриваться, не действуют ни запрет пересмотра той же самой инстанцией ее собственных решений, ни запрет повторного участия судей в рассмотрении дела»1.

Перечень оснований для пересмотра судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам устанавливается процессуальным законодательством (ст. 413 УПК РФ, ст. 311 АПК РФ, ст. 392 ГПК РФ). Такими обстоятельствами являются, например, установленные приговором суда преступные действия прокурора, следователя, дознавателя, заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий, заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного или необоснованного судебного решения, преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении дела, признание Конституционным Судом РФ закона, примененного судом в данном деле, не соответствующим Конституции РФ. Новым для отечественного судопроизводства основанием для пересмотра судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам является такое основание, как установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека.

Судебное разбирательство после отмены судебного решения по нему ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а также обжалование новых судебных решений производятся в общем порядке. Т.е. вступившее в законную

силу судебное решение суда первой, второй или надзорной инстанции пересматривается по вновь открывшимся обстоятельствам тем же судом, который принял это решение. В дальнейшем вновь принятое решение может быть

обжаловано в том же порядке, как и решение суда, принятое по делу ранее.

Особенностью уголовного процесса является наличие досудебного производства, основным содержанием которого выступает предварительное

расследование. Это предопределяет и специфику рассматриваемого института, который именуется в УПК РФ как «возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств». Главное отличие от

гражданского и арбитражного судопроизводства в правовом регулировании рассматриваемого института применительно к уголовному процессу заключается в том, что возобновление производства по уголовному делу включает не только деятельность суда, но и досудебное производство, которое осуществляется

прокурором. Прокурор имеет право возбуждения такого производства и проводит проверку вновь открывшихся обстоятельств или расследование новых обстоятельств. Причем, при расследовании прокурором новых обстоятельств

могут производиться следственные и иные процессуальные действия в порядке, установленном УПК РФ. По окончании проверки или расследования и при

наличии основания возобновления производства по уголовному делу прокурор направляет уголовное дело со своим заключением, а также с копией приговора и материалами проверки или расследования в суд, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему судебное решение, подлежащее пересмотру. Заключение прокурора рассматривается в судебном заседании по правилам рассмотрения дела в надзорной инстанции. Судебное разбирательство по уголовному делу после отмены судебных решений по нему ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а также обжалование новых судебных решений производятся в общем порядке.

При этом в отношении уголовного судопроизводства необходимо учитывать Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. № 4- П, согласно которому положение п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК РСФСР, которое ограничивало круг оснований к возобновлению уголовного дела лишь обстоятельствами, «неизвестными суду при постановлении приговора или определения», и в силу этого препятствовало в случаях исчерпания возможностей судебного надзора исправлению судебных ошибок, нарушающих права и свободы человека и гражданина, было признано не соответствующим Конституции РФ. К сожалению, в ч. 2 ст. 413 действующего УПК РФ содержится положение по сути аналогичное норме, закрепленной ранее в статье 384 УПК РСФСР, и признанной неконституционным указанным выше Постановлением Конституционного Суда РФ. Под вновь открывшимися обстоятельствами ч. 2 ст. 413 УПК РФ понимает обстоятельства, которые «существовали на момент вступления приговора или иного судебного решения в законную силу, но не были известны суду», а под новыми - «обстоятельства, не известные суду на момент вынесения судебного решения, устраняющие преступность и наказуемость деяния». Исходя из смысла данного Постановления Конституционного Суда, законодатель не вправе ограничивать возможность пересмотра приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам путем определения их лишь как обстоятельств, неизвестных суду при постановлении приговора. Неправосудность вынесенных по делу решений, если она явилась результатом либо игнорирования собранных доказательств, нашедших отражение в материалах дела, либо их ошибочной оценки, либо неправильного применения закона также должна являться основанием для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. П. 6 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает возможность пересмотра окончательных решений судов, если какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки, т.е. закрепляет более широкие возможности для исправления судебных ошибок, чем уголовно-процессуальное законодательство России. В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ данная международно-правовая норма, являясь составной частью правовой системы России, имеет приоритет перед внутренним законодательством по вопросам защиты прав и свобод, нарушенных в результате судебных ошибок. Поскольку юридическую силу решения Конституционного Суда РФ невозможно преодолеть повторным принятием того же акта (ч. 2 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»), то, следовательно, ч. 2 ст. 413 УПК РФ

3. Понятие и виды злоупотребления правом

Высшей судебной инстанцией называют Верховный Суд РФ, а также Высший арбитражный суд РФ.

Верховный суд

В соответствии со ст. 128 Конституции РФ, ст. 19 ФКЗ «О судебной системе РФ» Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды, а также в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Содержащееся в п. 1 ст. 19 положение вытекает из ст. 126 Конституции РФ. Оно определяет предназначение Верховного Суда как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции. Юридическое значение понятия "высший судебный орган" заключается в окончательности решений Верховного Суда РФ по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, а также в его праве проверить в порядке надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела, рассмотренные военными и специализированными судами.

Коллегии Верховного Суда РФ в порядке, установленном уголовно - процессуальным и гражданским процессуальным законодательством, рассматривают в качестве суда второй инстанции уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции областными, военными окружными и приравненными к ним судами.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские дела по первой инстанции. Вынесенные при этом приговоры, решения и другие судебные постановления являются окончательными и не могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке.

Арбитражный суд

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

В России судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Подведомственность дел арбитражным судам устанавливается федеральными законами и прежде всего Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 22). Определено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений исходя из субъектного состава участников спора. Статья 22 Арбитражного процессуального кодекса дает примерный перечень видов экономических споров, подведомственных арбитражным судам.

Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Федерации, поэтому Высшим Арбитражным Судом может быть пересмотрен любой судебный акт этих судов. Однако делается это через процедуру надзорного производства.

Осуществляемый Высшим Арбитражным Судом судебный надзор за деятельностью арбитражных судов позволяет не только исправлять ошибки, допущенные арбитражными судами при рассмотрении конкретных дел, но и влиять на обеспечение единства судебной практики в применении законодательства.

Система федеральных судов общей юрисдикции включает:

- основное звено - районные, городские (в городах без районного деления);

- среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские (в Москве и Санкт-Петербурге), суды автономной области и автономных округов;

- высшее звено - Верховный Суд РФ.

Военные суды включают следующие подсистемы:

- основное звено - гарнизонные военные суды;

- среднее звено -окружные (флотские) военные суды;

- высшее звено - Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Система федеральных арбитражных судов включает:

- основное звено - арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;

- среднее звено - арбитражные апелляционные суды (всего таких судов предполагается образовать двадцать); федеральные арбитражные суды округов (всего таких образовано десять);

- высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ

Судебная система России представлена широким спектром и многоуровневой структурой органов соответствующей ветви власти, которая, как предполагается, должна быть независимой от законодательной и исполнительной. Какие типы судов функционируют в РФ? Каковы механизмы взаимодействия между ними? Каковы критерии классификации соответствующих органов власти?

О судебной системе РФ

Какие виды судов представлены в системе соответствующей ветви власти? Согласно текущим законам, их классификация такова. Есть федеральные суды. Они представлены широким спектром органов. Это суды общей юрисдикции, арбитражи, а также КС РФ. Есть, в свою очередь, органы, функционирующие на уровне субъектов федерации. Прежде всего в числе таковых следует отметить региональные конституционные суды: их функции схожи с теми, что характерны для КС РФ, однако юрисдикция уровнем ниже. В регионах есть также мировые суды.

Рассмотрим специфику работы органов отмеченных типов подробнее. Начнем с федеральных структур.

Органы общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции рассматривают дела в рамках гражданских и уголовных процессов, а также проводят слушания, связанные с административными правонарушениями. Какие конкретно органы относятся к этой категории? Прежде всего, это Верховный Суд РФ, а также ВС национальных республик, входящих в состав России. Это краевые, а также областные органы. Это суды, работающие в автономных областях и округах. Это органы, функционирующие в городах федерального значения, в районах.

Таким образом, фактически на уровне регионов есть и федеральные органы. Однако не стоит путать их статус КС в субъектах с РФ и мировыми судами, которые, в свою очередь, действуют только локально. Военные суды также относятся к категории общей юрисдикции. Рассмотрим, что это за органы, более подробно.

Суды военного профиля

Военные суды РФ образуют систему, в которую входят органы, привязанные к округам, а также к гарнизонам. Рассматриваются в них разные дела - уголовные, гражданские, административные. Но только те, что имеют отношение к армии, к конкретному округу или войсковой части. Относительно подобных дел спектр полномочий у военных судов, в принципе, тот же, что и у других органов общей юрисдикции. Фактическое расположение рассматриваемых органов зависит от дислокации военных объектов, входящих в систему Вооруженных Сил России.

О Верховном Суде

Высший орган общей юрисдикции - Верховный Суд РФ. Может выполнять функции первой, второй инстанции, а также осуществлять надзор (специфику этих процедур мы изучим чуть позже). Верховный суд - вышестоящий относительно ВС национальных республик и других субъектов РФ, органов в городах федерального значения, а также военного профиля учреждений. В компетенции ВС РФ - разъяснения, касающиеся судебной практики. Деятельность ВС РФ регулируется на уровне федеральных конституционных законов.

Суды по специализации

Можно отметить тот факт, что законами РФ предусмотрен институт так называемых специализированных судов. Они могут заниматься рассмотрением дел административного характера, осуществлять правосудие в рамках ювенальных дел, миграционных вопросов. Правда, сейчас в России специализированные суды на практике не функционируют, но они в законном порядке могут формироваться. Нужно отметить, что данного рода органы не имеют ничего общего с так называемыми чрезвычайными судами, работа в которых по закону не разрешена.

КС РФ

Конституционный Суд России - важнейший с точки зрения организации суверенной модели политического управления орган соответствующей ветви государственной власти. Относится КС РФ, как мы уже отметили выше, к категории федеральных. Каковы особенности его статуса? Юристы склонны считать, что КС РФ занимает совершенно уникальное место в национальной судебной системе. Его главная функция - защита конституционных принципов, на базе которых существует российская государственность. КС РФ независим от других органов судебной ветви власти и других госструктур.

Арбитражи

Арбитражный суд - институт власти, также относящийся к категории федеральных. В его компетенции - решение споров, как правило, с участием юридических лиц. Это могут быть проблемные ситуации, связанные с расчетами, поставками, тарифами и прочими аспектами бизнеса.

Рассмотрев основные виды судов на федеральном уровне, мы можем перейти к исследованию особенностей работы типично региональных органов. Это КС или, как в некоторых регионах, уставные органы, а также те, в которых ведут работу мировые судьи.

Региональные КС

Конституционные, или же уставные суды, как мы уже отметили выше, локальны. Они создаются самими регионами, так же, как и финансируются. В их компетенции - вопросы, касающиеся соответствия в субъектах РФ основным законам соответствующих регионов - Конституциям, если речь идет о национальных республиках, или же Уставам. Также региональные КС занимаются толкованием норм локальных Конституций. То, в каком порядке КС субъектов РФ рассматривают дела, также определяется органами власти в конкретной республике, области, крае. При этом решения, принятые региональным КС в пределах соответствующих полномочий, не подлежат пересмотру другими судами.

Мировые судьи

Рассмотрим специфику функционирования института мировых судей в РФ. В их компетенции - дела, касающиеся некоторых споров имущественного характера, семейного права, трудовых взаимоотношений, административных правонарушений, уголовных деяний, относимых к категории менее опасных, чем при рассмотрении федеральными органами общей юрисдикции.

Виды судов, рассмотренные нами, могут активно взаимодействовать между собой. Каким образом? Рассмотрим этот аспект подробнее.

Взаимодействие судов

В российской судебной системе работают, таким образом, суды, отличающиеся по компетенции. Вместе с тем, во многих случаях разные органы могут выполнять сходные задачи, связанные с правоохранительной функцией. Отдельные юристы предпочитают говорить о некотором единстве судебных органов России. В чем оно может выражаться, по мнению экспертов?

Прежде всего, это обязательные для всех органов правила и нормы, касающиеся судопроизводства. Соблюдать их должны все федеральные и мировые суды. Это обязательность применения всеми органами соответствующей ветви власти российских ФЗ, конституционных законов, норм, изложенных в международных договорах России, а также региональных правовых актов.

Индикаторами единства российской судебной системы, как считают эксперты, являются два типа связей - организационные, а также функциональные. К первым относятся те, что регулируются законами, касающимися аспектов, отражающих принципы создания и соподчинения органов утверждения судей, комплектования штата специалистов иных профилей, механизмов взаимодействия между двумя самостоятельными органами. Ко вторым - правовые акты, регулирующие процессуальный аспект по различным отраслям права - гражданскому, уголовному, арбитражному, или же административному.

Структура судебной системы

Судебная система РФ, как мы определили выше, представлена судами на двух базовых уровнях - федеральном и региональном. Но это не единственный механизм классификации органов соответствующей ветви власти. В российской правовой практике закрепилось деление судов на звенья. Что это значит? Под отдельным звеном, являющимся структурной частью судебной системы, понимаются органы с одной и той же компетенцией. Таковых в российской системе юристы выделяют три - основное, среднее, а также высшее. В свою очередь деление на звенья может осуществляться как на уровне всей системы, так и в аспекте отдельных категорий органов. Рассмотрим примеры.

Если речь идет об уровне всей системы, то основным звеном можно считать районные суды, средним - ВС субъектов и городов федерального значения, высшим - ВС РФ. Если рассматривать уровень, скажем, военных органов, то основным звеном будут, вероятно, гарнизонные суды, средним - окружные, высшим, в свою очередь, уже ВС РФ. Относительно арбитражей система такая: основное звено - это арбитражи субъектов, среднее - апелляционные органы соответствующей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд - на верхней ступени. Данная схема, как полагают эксперты, позволяет наладить между органами эффективное взаимодействие в обоих аспектах - организационном и функциональном.

Отметим, что в российской правовой практике для обозначения положения одного звена суда относительно другого принято использовать термин "инстанция" - в значении, обозначающем тот или иной уровень осуществления соответствующим органом функций правосудия. Что это значит? Как правило, то, что уровень основного звена именуется "первой инстанцией", среднего - кассационной или апелляционной, либо надзорной. Но это не всегда так. Рассмотрим особенности реализации соответствующего взаимодействия между судами.

Суды по инстанциям

В органах первой инстанции, часто - на уровне основного звена, дела рассматриваются с целью вынесения решения, предусматривающего обвинение или оправдание, если процесс уголовный, удовлетворение или же отказ в иске - если дело гражданское или арбитражное. Следует отметить: совсем не обязательно, что первой инстанцией будет орган, расположенный на уровне основного звена. Это может быть совершенно любой суд. Но с наибольшей частотой подобные функции выполняют именно те органы, которые располагаются в рамках основного звена. Реже - среднего. В ряде случаев - высшего. Пример органа, функционирующего на данном уровне - Верховный Суд РФ.

Кассационный суд - это вторая инстанция, как правило, орган среднего звена. В рамках соответствующих слушаний проверяются приговоры и решения, вынесенные предыдущими судьями. Основание - кассационная жалоба или же представление прокурора по установленной форме. По итогам соответствующей проверки кассационный суд выносит особое определение, в соответствии с которым предыдущий приговор или решение оцениваются на предмет законности. Как результат, они могут быть оставлены в силе или же будет инициировано рассмотрение судебного дела снова.

Дело также может быть направлено в апелляционный суд. Это также вторая инстанция. Как правило - среднего звена, иногда - высшего. Особенность рассмотрения дел здесь в том, что соответствующее дело может сопровождаться не только отменой решения предыдущего суда, но также может быть пересмотрено в рамках полноценного слушания, в результате которого апелляционный орган вынесет новое решение.

В некоторых случаях дела могут быть рассмотрены в порядке процедуры, именуемой надзором. Это возможно, если приговор или решение предыдущего суда уже вступили в силу и прошли проверку на уровне кассационной инстанции. Цель надзора - изучить дела на предмет возможных нарушений или же пересмотреть их в силу новых обстоятельств, которые ранее были не известны судьям. Надзор проводится на уровне органов среднего или высшего звена.

Третейские суды

К какой категории можно отнести третейский суд? Дело в том, что данные организации не относятся к системе государственной власти. Другое их наименование - коммерческие арбитражи. Создаются они фактически на добровольных началах различными организациями, имеющими, как правило, отношение к бизнесу. Призваны третейские суды содействовать разрешению споров, главным образом, хозяйствующих субъектов. Но нередко к их помощи прибегают также и граждане.

Особенности работы российских судов

Какова специфика деятельности, которую рассмотренные нами виды судов осуществляют в России? Прежде всего, можно отметить тот факт, что, как и во многих других странах, в отношении соответствующей ветви власти гарантируются условия для стабильной работы и воспроизводства функций с течением времени. Изменения, касающиеся судебной системы России, могут осуществляться посредством единственного допустимого механизма - внесения поправок в основной закон страны, Конституцию. Упразднить какой-либо работающий суд нельзя, пока его функции не были переведены в юрисдикцию иных инстанций.

Система органов судебной власти РФ функционирует в рамках в достаточной мере корректного, как считают многие эксперты, распределения полномочий между отдельными инстанциями, и одновременно при наличии механизмов контроля деятельности нижестоящих органов вышестоящими.