Судебный надзор в гражданском процессе. Определения и постановления надзорных инстанций. Пределы прав надзорных инстанций

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Объект пересмотра в порядке надзорного производства:

1. Вступившие в законную силу решения областных, краевых и иных приравненных к ним судов по первой инстанции, если они являлись данные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

2. Вступившие в законную силу решения окружных военных судов по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

3. Вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения;

4. Определения Апелляционной коллегии ВС РФ;

5. Определения судебных коллегий ВС РФ по апелляционной инстанции;

6. Определения судебных коллегий ВС РФ по кассационной инстанции.

Субъекты:

1. Лица, участвующие в деле;

2. Другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями;

3. Генеральный прокурор, если в деле участвовал прокурор.

Надзорная жалоба (представление) подается непосредственно в Верховный Суд.

Срок подачи – 3 месяца со дня вступления в законную силу судебного постановления.

Надзорная жалоба (представление) должно содержать в себе сведения о том, какие судебные постановления обжалуются и основания их рассмотрения в порядке надзора. К жалобе прилагаются копии обжалуемых судебных постановлений. Должны быть приложены копии по количеству лиц, участвующих в деле. Должна быть оплачена государственная пошлина.

Вопрос 112 . Производство по надзорной жалобе или представлению прокурора

Производство по налзорной жалобе (представлению) включает в себя две составляющие:

3. Рассмотрение жалобы (представления) с целью решения вопроса о передаче или отказе в передаче жалобы (представления) для рассмотрения в судебном заседание;

4. Рассмотрение жалобы (представления) в судебной заседании суда.

На первом этапе жалоба (представление) подается непосредственно в Верховный суд РФ. Основания возвращения жалобы без рассмотрения по существу:

11. Подана субъектом, неуполномоченным на обжалование или принесение представления;

12. Нарушения требования, предъявляемые к жалобе, представлению;

13. Нарушен срок обжалования, а вопрос о восстановлении пропущенного срока не ставится;

14. Отзыв надзорной жалобы или представления;

15. Нарушены правила подсудности.

Если оснований для возвращения жалобы без рассмотрения по существу нет, то суд рассматривает жалобу. Срок рассмотрения кассационной жалобы или представления:

1. Если дело не истребовано 2 месяца;

2. Если дело истребовано 3 месяца.

Рассмотрев жалобу или представление, суд выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в суде надзорной инстанции или определение о передаче жалобы.

В данных определениях суд обязательно указывает основания и мотивы, по которым он отказал в передаче или передал жалобу для рассмотрения.

На основании постановления о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции Президиум верховного суда РФ принимает рассмотрение жалобы к своему производству.

Суд извещает лиц, участвующих в деле, о месте, времени рассмотрения жалобы в судебном заседании. Их неявка не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

Срок рассмотрения – 2 месяца.

Судебное заседание состоит из 3 частей – подготовительной, рассмотрения жалобы по существу, вынесения определения коллегией или постановления президиумом.

Решение о пересмотре дела или отклонении жалобы принимается большинством голосов.

Рассмотрев дело в порядке надзора, суд выносит постановление, в котором принимает одно из решений:

1) оставить постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, а надзорную жалобу или представление прокурора – без удовлетворения, если придет к выводу о законности постановления суда;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу по тем же основаниям и с теми же последствиями, что и в суде первой и второй инстанции;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений, признанное законным;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права .

Основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права . Из буквального смысла этой нормы следует, что лишь незаконность является основанием отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права являются основанием для отмены решения суда первой инстанции только при условии, если это нарушение или неправильное применение привели или могли привести к неправильному разрешению дела.

Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если:

  1. суд не применил закон , подлежащий применению;
  2. суд применил закон, не подлежащий применению;
  3. суд неправильно истолковал закон.

Суд надзорной инстанции выносит постановление по общим правилам вынесения решения, но при этом судья должен отметить, в связи с какими обстоятельствами решение было отменено или изменено, а также разъяснить, в связи с чем постановление суда первой, второй или надзорной инстанции было оставлено без изменения, а надзорная жалоба или представление прокурора – без удовлетворения.

Указание вышестоящего суда о толковании закона является обязательным для суда, вновь рассматривающего дело.

Надзорная инстанция, давая указания нижестоящим судам, должна строго соблюдать принцип независимости судей и подчинения их только закону, одним из проявлений которого является независимость нижестоящего суда от вышестоящего. При этом толкование закона, данное надзорной инстанцией, носит рекомендательный характер.

Определение суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения. Однако на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ могут быть поданы надзорная жалоба или представление прокурора в Президиум Верховного Суда РФ.

Изначально УПК установил, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса). Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5-Пподелуо проверке конституционности ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса, данная статья в той части, в которой она не допускает поворот к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора и тем самым не позволяет устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции РФ. По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма нарушает баланс конституционно защищаемых прав участников процесса на стороне обвинения и защиты и не согласовывается с принципами самостоятельности и независимости суда. Суд надзорной инстанции по итогам рассмотрения надзорной жалобы (представления) вправе принять следующие решения (ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса): 1. оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения; 2. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; 3. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело на новое судебное рассмотрение; 4. отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение; 5. отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать дело на новое кассационное рассмотрение; 6. внести изменения в приговор, определение или постановление суда. При рассмотрении дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или только в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовного дела в отношении всех осужденных. Суд при рассмотрении дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении. Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания. Суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела. 11.

Еще по теме Определения и постановления надзорных инстанций. Пределы прав надзорных инстанций.:

  1. 118. Понятие и значение пересмотра приговоров в порядке надзора. Пределы прав суда надзорной инстанции. Отличие надзорного производства от кассационного.
  2. Порядок рассмотрения дел в надзорной инстанции. Содержание постановления надзорной инстанции.
  3. 74. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ СУДОВ, РАССМАТРИВАЮЩИХ ДЕЛО В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ
  4. Полномочия надзорной инстанции и основания к отмене в порядке надзора решений, определений и постановлений
  5. 78.Полномочия суда надзорной инстанции и основания к отмене судебных постановлений.
  6. 26. Возбуждение надзорного производства и порядок рассмотрения. Решения судебно-надзорных инстанций.