Главной особенностью международного права является. Понятие, особенности и основные черты современного международного права

Поговорим о том, каковы особенности международного права. Попробуем выявить основные моменты, связанные с данным вопросом.

Специфика международного права

Каковы особенности современного международного права? Под ним принято понимать систему норм и принципов, которые регулируют взаимоотношения властного уровня между государствами и иными субъектами международного общения. Среди его отличительных характеристик можно упомянуть специфические отношения, регулируемые специальной системой юридических норм и принципов.

Особенности международного права в использовании особого круга субъектов, участвующих в международном общении.

Виды взаимоотношений

К таким взаимоотношениям, которые связаны с международным правом, относят:

  • межгосударственные;
  • межправительственные;
  • межреспубликанские отношения.

Именно они и представляют предмет этого права.

Нормы сотрудничества

Особенности норм международного права в выполнении общеобязательных правил деятельности и отношений субъектов. Они определяют правила поведения всех участников отношений.

Классификация

Какова сущность, особенности международного права? В настоящее время пользуются следующей классификацией:

  • по видам закрепленных и незакрепленных документов;
  • по территориальности (локальные и универсальные);
  • по функциональному предназначению;
  • по виду обязанностей и субъективных прав (запрещающие, обязывающие).

В систему субъектов международного права входит государство, народы, нации, международные организации, которые борются за свободу и независимость.

Специфические черты международного права

Например, в российской Конституции, есть статья, согласно которой международные договоры считаются составной частью всей правовой системы.

В законодательской базе многих стран устанавливается, что при расхождении международными обязательствами и положениями закона преимущественной силой наделены международные обязательства.

В дуалистической концепции частное внутригосударственное и международное право имеют как общие, так и самостоятельные точки прикосновения.

Монистическая теория считает, что такие правовые отрасли - это составные части общего правового порядка.

У частного и публичного международного права, несмотря на сходство, используются различные предметы регулирования. Для частного вида выделяют четкие взаимоотношения и правила поведения, которые обязательны для всех участников взаимоотношений негосударственного характера.

Такие правила есть не только во внутригосударственном праве, которое осуществляет контроль над юридическими и физическими лицами, они касаются международных обычаев и договоров.

Частное международное право в виде совокупности правовых норм осуществляет регулировку взаимоотношений правового и гражданского характера. Но в процессе регулировки подобных отношений не должны нарушаться основные нормы установленного международного права.

В настоящее время частное и общее международное право характеризуется взаимосвязью и сближением.

Правосубъектность

Субъектом международного права считается участник отношений, регулируемых правовыми международными нормами, обладающий определенными обязанностями и нормами. Выделяют две категории субъектов: производные и первичные.

К первым причисляют народы, нации, государства, которые ведут активную борьбу за независимость.

Вторые субъекты образуются первичным видом права, основывающимся на учредительном договоре.

Под международной правосубъектностью понимают сумму обязанностей и прав всех субъектов. Одним из них выступает государство, характеризующееся тремя признаками: суверенитетом, населением, территорией.

В настоящее время выделяют внутренний и международный аспект суверенитета. Второй вид свидетельствует о том, что все действия должностных лиц и государственных органов представляют собой единое целое.

Среди основных государственных прав:

  • на самоопределение;
  • суверенное равенство;
  • создание стандартов международного права;
  • участие в организациях.

Основной обязанностью любого государства является уважительное отношение к суверенитету иных государств.

Народы и нации, которые ведут активную борьбу за независимость, имеют право на международную защиту.

В качестве учредительного документа, устанавливающего определенную структуру, выступает устав. Именно в общем правовом уставе указаны задачи, цели деятельности, перечислены основные права всех членов организации.

Заключение

Признание в международном праве является юридическим односторонним актом государства либо иного субъекта международного права. С его с помощью подтверждается определенный юридически важный факт в международном обществе, его законность и правомерность.

Протестом называют акт, который противоположен признанию. В нем выражается несогласие государства с определенными действиями. Признание появляется в том случае, если новое независимое государство появилось в результате войны, революции, разделения, объединения государств.

Существуют и определенные критерии, по которым выполняется признание независимости. В теории международного права выделяют две концепции, используемые для признания новых государств: конститутивную, декларативную.

Формами признания государств могут быть:

  • де-юре, связанное с установлением дипломатических отношений;
  • де-факто, состоящее в неполном признании;
  • специфическим вариантом является ad hoc.

В качестве основных критериев, которые необходимы для международного права, считают независимость, соблюдение свобод и прав населения, эффективность общественных организаций.

Введение

Понятие международного права и его особенности

Источники международного права

Заключение

Введение

Актуальность темы данной работы объясняется следующим. Особое место в системе правовых норм занимают нормы международного права. Именно нормы международного права регулируют сотрудничество государств в ряде важнейших сфер жизни человеческого общества. Это связано с тем, что лишь на основе согласованных усилий различных государств возможно достижение таких целей как обеспечение мирного сосуществования различных государств и народов, освоение космического пространства и мирового океана, борьба с глобальными проблемами современности и т.д. Нормы международного права получают закрепление в системе его источников. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение понятия международного права, его особенностей и источников.

Объектом рассмотрения в данной работе является понятие международного права, его особенности и источники.

Предметом рассмотрения в данной работе являются воззрения отечественных ученых относительно понятия международного права и его особенностей.

Целью данной работы является изучение понятия международного права, его особенностей и источников.

Для достижения указанной цели необходима реализация следующих задач: 1) рассмотреть понятие международного права и его особенности; 2) охарактеризовать источники международного права.

Методологию данной работы составляют такие методы как общенаучный диалектический метод познания, дедукция, индукция, описание, синтез, анализ, формально-юридический метод и т.д.

В теоретическую базу данного исследования входят работы К.А. Бекяшева, Р.М. Валеева, Г.И. Курдюкова и других ученых.

Структуру данной работы составляют два параграфа, а также введение, заключение и список использованной литературы.

Понятие международного права и его особенности

Международное право понимается как система обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного и юридически недозволенного, и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

В научной литературе справедливо отмечается, что термин «международное право» является не совсем корректным. Более правильным явилось бы использование термина «межгосударственное право», поскольку его нормы создаются не народами непосредственно, а государствами как суверенными политическими образованиями посредством взаимосогласованных решений, предназначены для регламентации межгосударственных взаимосвязей, реализуются и обеспечиваются действиями самих государств и межгосударственных механизмов. Однако в связи с тем, что в отечественной юридической науке преимущественно используется термин «международное право», именно он будет применяться при написании данной работы.

Относительно функций международного права в научной литературе имеет место дискуссия. Согласно одной точке зрения, основной функцией международного права является управление деятельностью субъектов в соответствующих сферах международных отношений. Иными словами, согласно данной точке зрения, международное право должно управлять международной деятельностью государств. Согласно другой точке зрения, международное право выполняет лишь координирующую функцию, заключающуюся в выработке стандартов взаимодействия государств в различных сферах. Однако наиболее верной представляется точка зрения, в соответствии с которой международное право реализует обе указанные функции.

В научной литературе отмечается, что с окончанием Второй мировой войны и принятием в 1945 году Устава ООН произошло изменение сущности международного права. Если ранее так называемое классическое международное право представляло собой право войны и мира, то современное, или новое, международное право называется правом мира, безопасности и сотрудничества.

В настоящее время международное право характеризуется следующими чертами:

) Запрет норм права войны, отсутствие права победителя, военных контрибуций и военных репрессалий, военной интервенции и аннексии, права завоевания. Нарушение этих норм признается агрессией;

) Антиколониальный характер. Современное международное право основано на принципе равноправия и самоопределения народов;

) Общедемократический характер. Современное международное право регулирует отношения между всеми государствами независимо от их политического, экономического, социального, культурного строя, от того, в каком регионе мира они находятся, независимо от их территории, населения, экономической и военной мощи. Таким образом, международное право постепенно преодолело характерный для него ранее дискриминационный характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов», исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны;

) Существование универсальных норм международного права, т.е. общепризнанных принципов и норм, имеющих обязательную силу для всех государств (jus cogens - «неоспоримое право»);

) Приоритет и верховенство норм современного международного права в международном сообществе и в национальных правовых системах государств. Конституции многих государств современного мира провозгласили, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы данных государств. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, то применяются правила международного договора;

) Направленность на обеспечение безопасности и применение мирных средств при разрешении международных споров. Современное международное право содержит нормы о неприменении силы, о разоружении, запрещении испытаний оружия массового уничтожения, нормы, устанавливающие безъядерный и ненасильственный мир;

) Закрепление в международном праве нормы «общего наследия и достояния человечества» (например, в международном космическом и морском праве, в праве охраны окружающей среды);

) Приоритетная направленность норм международного права на защиту прав и свобод человека;

) Расширение сфер правотворческой и правореализующей деятельности. За последние десятилетия кодифицированы новые отрасли международного права: право международной безопасности, права человека, космическое и экологическое право, право научно-технического прогресса и т.д. Кроме того, помимо норм материального права формируются нормы международного процессуального права, например, нормы, регулирующие порядок заключения международных договоров, мирного разрешения международных споров, оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и т.д.;

) Появление норм о международной правовой ответственности государств. Если по нормам международного классического права государства не несли реальной ответственности, то современное международное право предусматривает возможность применения принудительных мер к государствам, совершившим международные преступления и иные правонарушения;

) Трансграничный характер: происходит эволюция суверенитета государств, т.е. государства самоограничивают свои права в пользу международных организаций и наднациональных (надгосударственных) органов.

Таким образом, современное международное право с одной стороны аккумулирует достижения философской, правовой и политической мысли различных народов, и с другой стороны способствует их трансляции по всему миру. Значение международного права в современном мире и в международных отношениях заключается в том, что оно способствует обеспечению мира и безопасности, признанию, реализации и защите прав и свобод человека.

верховенство акт обычный договор

2. Источники международного права

Под источниками международного публичного права понимаются те внешние формы, в которых находят свое выражение его нормы. Источники международного права - это конечный результат (или способ) процесса нормообразования. Этот процесс включает в себя согласование воль, позиций, интересов государств и иных субъектов международного права. Согласование означает взаимообусловленность воль, т.е. согласие государства дается под условием аналогичного согласия другого государства. Процесс создания норм международного права имеет две стадии: согласование норм государств относительно содержания правил поведения и согласование воль относительно признания их в качестве юридически обязательных. Иногда эти стадии могут не совпадать. Так, например, в процессе разработки Конвенции по морскому праву на III Конференции по морскому праву государства согласовывали многие новые правила. В 1982 году Конвенция ООН по морскому праву была открыта для подписания и ратификации. Однако не все государства сразу дали согласие на юридическую обязательность ее норм. Указанная Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 года, а РФ ратифицировала ее 26 февраля 1997 года. Таким образом, прошло 15 лет до дачи согласия на обязательность Конвенции. На международное правотворчество, итогом которого является создание источников права, влияют многие факторы: внешняя политика и международно-правовая позиция государств, их национальные интересы и законодательство; соотношение сил между государствами и их фактическое, реальное влияние на международное правотворчество; мировое общественное движение и мнение.

При характеристике источников международного права целесообразно обратиться к ст. 38 Статута Международного суда ООН, предусматривающей решение судом переданных ему споров на основании международных конвенций, международного обычая, общих принципов права, признанных цивилизованными нациями, а также судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательных средств для определения правовых норм. Рассмотрим указанные источники международного права подробнее.

В Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года подчеркнуто все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе. Указанная конвенция определяет международный договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. В научной литературе отмечается, что договор является основным средством создания норм современного международного права. При этом источником международного права являются только правообразующие договоры, т.е. договоры, предусматривающие новые общие нормы будущего международного поведения, или подтверждающие, определяющие или отменяющие существующие обычные или конвенционные нормы общего характера.

Международно-правовой обычай понимается как молчаливое или подразумеваемое соглашение. Самое главное для понимания процесса формирования международно-правового обычая: практика государств и признание ими юридической силы обычая, или, иначе, должна быть юридическая убежденность, понимание того, что возникшее правило является нормой международного права. Не случайно в п. "b" ст. 38 Статута Международного суда ООН закреплено, что Суд применяет «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Практика должна быть определенной, единообразной, чтобы из нее можно было вывести общее правило. И если другие государства молчат, не протестуют, не возражают, то это означает, что сформировалась норма, признанная государствами как источник международного права.

Как уже упоминалось, Статут Международного суда ООН относит к числу источников международного права «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». В науке международного права имеет место дискуссия, что относится к общим принципам права. Сторонники одной точки зрения отмечают, что под общими принципами права следует понимать прежде всего основные принципы международного права. Согласно второй концепции под общими принципами права понимаются принципы внутригосударственного права различных государств. Более верной представляется первая из приведенных точек зрения. В научной литературе отмечается, что к рассматриваемым принципам относятся, например, законность, равенство, справедливость, добросовестность. Кроме того, к таким общим принципам относятся и юридические постулаты, правила юридической логики и юридической техники, в том числе пришедшие из римского классического права. Можно назвать некоторые из них: «специальный закон отменяет общий»; «последующий закон отменяет предыдущий»; «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет»; «бремя доказательств возлагается на другую сторону, предъявившую иск» и т.д.

Согласно ст. 59 Статута Международного суда ООН решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. В связи с этим в научной литературе отмечается, что судебные решения выступают лишь в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм, косвенного источника международного права. В число источником международного права помимо решений Международного суда ООН входят решения иных судов, например, Международного уголовного суда ООН, Европейского суда по правам человека и т.д.

В научной литературе в число источников международного права также включаются:

) Акты международных конференций. Международные конференции принимают акты как источники права и как рекомендации и политические договоренности. В качестве примера актов международных конференций как источников права могут быть названы Венские Конвенции о дипломатических сношениях и о консульских сношениях. Международные конференции созываются также для обсуждения вопросов политических, экономических, безопасности, для решения тех или иных глобальных проблем. Как правило, на таких конференциях принимаются акты, имеющие рекомендательное значение, или нормы политических договоренностей. Например, к ним относятся нормы Парижской хартии для новой Европы 1990 года;

) Акты международных организаций. Такие акты называются специальными, а правотворчество международных организаций - нетрадиционным. Правовая природа таких актов является неоднозначной. Особенно часто обсуждается вопрос о роли и значении Резолюций, деклараций Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюция является источником международного права, если она толкует и кодифицирует нормы Устава ООН (к ним, например, относится Всеобщая декларация прав человека 1948 года). Остальные Резолюции являются рекомендациями, морально-политическими нормами, и они оказывают влияние в последующем на создание и реализацию норм международного права;

) Односторонние акты государств. Не все односторонние акты государств содержат правила поведения.

К источникам международного права могут быть отнесены, например, заявления, ноты, признания, протесты, отказ от претензий, обещания и т.д. По этим актам государство берет на себя определенные обязательства.

Заключение

По результатам проведенного исследования могут быть сформулированы следующие выводы:

) Международное право понимается как система обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного и юридически недозволенного, и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права;

) Международное право реализует функцию управления деятельностью субъектов международных отношений и координирующую функцию, заключающуюся в выработке стандартов взаимодействия государств в различных сферах;

) Современное международное право характеризуется следующими чертами: запрет норм права войны; антиколониальный и общедемократический характер; направленность на обеспечение безопасности; приоритетная направленность на защиту прав и свобод человека; расширение сфер правотворческой и правореализующей деятельности; появление норм о международной правовой ответственности государств и т.д.;

) Под источниками международного публичного права понимаются те внешние формы, в которых находят свое выражение его нормы.

) К источникам международного права относятся: международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также судебные решения и доктрина. Кроме того, к источникам международного права относятся акты международных конференций, акты международных организаций, односторонние акты государств.

Список использованной литературы

1) Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 47-63.

) Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. № 67. 05.04.1995.

) Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18 апреля 1961 г.) // Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. № 18. Ст. 221.

) Венская конвенция о консульских сношениях (Заключена в г. Вене 24 апреля 1963 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124-147.

) Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23 мая 1969 г.) // Ведомости ВС СССР. 10.09.1986. № 37. Ст. 772.

) Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10 декабря 1982 г.) (с изм. от 23 июля 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 01.12.1997. № 48. Ст. 5493.

) Бекяшев К.А. О понятии международного публичного права // Lex Russica (Научные труды МГЮА). 2004. № 4. С. 987-1000.

) Капустин А.Я. Международное право и вызовы XXI века // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 5-19.

) Международное право. Общая часть: учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Статут, 2011. (СПС КонсультантПлюс).

) Международное право: учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. - М.: Норма, 2007. - 944 с.

) Международное публичное право: учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. - М.: Проспект, 2009. - 1008 с.

) Самхарадзе Д.Г. Источники современного международного права // Международное публичное и частное право. 2006. № 5. С.

) Сивцов А.С. Доктрина в системе источников публичного права (на примере международного права) // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2012. № 4. С. 126-147.

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения.

Особенности международного права заключаются в следующем:

1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.

3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).

4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.

5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права. Предметом международно-правового регулирования являются политические, экономические и другие отношения между государствами:

а) между государствами- двусторонние и многосторонние;

б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;

в) между государствами и государствоподобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;

г) между международными межправительственными организациями.

П р е д м е т о м правового регулирования в международном праве являются межгосударственные отношения, возникающие в той или иной сфере международной жизни. А м е т о д о м правового регулирования является метод согласования воль государств и других субъектов международного права.

2. Сущность современного международного права. Отличие «старого» (классического) от «нового» (современного) международного права.

Сущность МП - оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы.



Система действующих международно-правовых норм, = "современное международное право". Действующее МП претерпело значительные изменения. Сравнение современного МП с принципами и нормами того МП, которое действовало два столетия назад, выявляет существенные различия между ними. Система действовавших прежде норм и принципов традиционно получила название старого классического международного права в противоположность ныне действующей системе норм и принципов, которая в специальной литературе именуется современным международным правом.

Между старым классическим МП и современным МП не существует четко обозначенного разделения, что обусловлено преемственностью права. Так, в современном международном праве действуют нормы, которые возникли еще в старом классическом международном праве.

В доктрине нет общего понимания временной границы между старым классическим международным правом и современным международным правом: одни авторы связывают появление современного международного права с заключением Вестфальского мирного договора в 1648 г., другие привязывают возникновение международного права к концу XIX и началу XX в.

Наиболее существенным различием современного международного права и старого классического международного права является их отношение к вопросам войны и мира. Классическое международное право признавало войну в качестве правомерного средства решения споров между государствами. Так, известный юрист-международник Ф.Ф. Мартенс в начале XX в. полагал, что "война остается до настоящего времени обыкновенным способом для разрешения международных споров". Учебный курс международного права был издавна поделен на право войны и право мира, примером чего может служить знаменитый курс Гуго Гроция "О праве войны и мира".



Современное международное право характеризуется явным и недвусмысленным запретом применения силы или угрозы силой, а агрессивную войну современное международное право считает международным преступлением, что было закреплено в Уставе ООН.

Современное международное право также отличается от старого классического международного права территориальной сферой действия. Старое классическое международное право распространялось на территорию Европы и действовало в основном в отношениях между европейскими державами. Так, автор распространенного в России в конце XIX в. курса по международному праву Ф. Лист считал, что международное право в полном объеме действует только в отношениях между 43 государствами. Сюда он включал 21 европейское, 21 американское государство и Японию. Азиатские государства и Африка были исключены из сферы действия международного права.

Современное международное право характеризуется универсальностью, т.е. охватывает сферой своего действия все государства.

Современное международное право и классическое международное право различаются и по источникам. Классическое международное право было в основном обычным по своему происхождению. В настоящее время обычай остается одним из источников современного международного права, но в основном современное международное право характеризуется по своему происхождению, хотя роль международного обычая не умаляется.

В классическом международном праве единственным субъектом были государства. В современном международном праве государства остаются основным, первичным субъектом, но вместе с ними в современном международном праве действуют и новые субъекты, производные по своей природе, - международные организации.

Современное международное право уделяет значительно больше внимания индивиду и, в частности, правам человека. В современном международном праве сложилась специальная отрасль, нормы которой регулируют сотрудничество государств в области прав человека.

В современном международном праве также появились новые отрасли, которых не было в старом классическом международном праве, например, международное воздушное право, международное космическое право, право международной ответственности, право окружающей среды и др.

Особой формой сотрудничества, ярко характеризующей современное международное право, стало развитие мер доверия между государствами. Сложилась система целенаправленных действий государств по этим вопросам в рамках процесса, начало которому положил Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Обеспечение прав человека становится одним из главных критериев оценки деятельности государств. В современный период общей тенденцией стала демократизация норм международного права, их широкая кодификация и прогрессивное развитие, резкое расширение числа универсальных норм. Сложилась группа норм, имеющих императивный характер. Все это сказалось на содержании практически всех отраслей и институтов международного права. Например, существенно обогатились такие отрасли международного права, как право международных договоров, дипломатическое право, международное морское право.

Петрова Екатерина Алексеевна.

Понятие и особенности международного права.

Возникло с появлением первых государств. Возникла необходимость устанавливать отношения и регулировать их, в первую очередь торговых, консульских, дипломатических. Прообразом было то право, которое известно как jus gentium (право народов).

Выделяют несколько этапов в развитии и истории МП:

    Древний мир. Именно в этот период зарождается право внешних сношений (дипломатическое, консульское право). Формируется порядок заключения международных договоров, создаются военные союзы - прообразы международных организаций. Период формирования рабовладельческого права.

    Период средневековья. Нормы, регулирующие торговое мореплавание (международное морское право), формируется принцип мирного разрешения споров и суверенного равенства государств. Феодальное право - право отражает интересы феодалов.

    Новое время или классический период в развитии международного права. В этот период зарождается право международных организаций, возникает принцип демилитаризации (разоружения), запрещается работорговля. Буржуазное право.

    Новейшее время. Формируется современное международного право. Происходит кодификация международно-правовых норм. Формируются новые отрасли международного права - космическое право.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - это система правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права, выражающих согласованные воли этих субъектов и обеспечиваемых в строго определенных случаях мерами принуждения.

Учебная дисциплина - систематизированное изложение знаний науки.

Наука - система знаний об объективном мире.

Специфические черты МП как отрасли:

    Предмет - что? - круг общественных отношений - межгосударственные отношения межвластного характера (предмет публичного права). Именно предмет отличает международного публичное от международного частного права.

    Метод правового регулирования - как? - используется и императивный, и диспозитивный; но есть еще 2 метода - рекомендательный и поощрительный. В МП используется рекомендательный метод. Основная масса норм носит рекомендательный характер. Однако есть и некоторые общеобязательные нормы.

    Специфические источники. Внешнее закрепление правовых норм. Нас интересуют формально-юридические источники. В МП используется только 2 источника - нормативный договор (международный договор) и правовой обычай (международный обычай). Правовые обычаи, как правило, нигде не записаны. Нередко обращаются в международные инстанции за восстановлением текста или его существованием. Даже Европейская Конституция - это нормативный договор.

    Субъектный состав. Выделяют 4 группы субъектов:

    1. государства как суверенные образования

      международные организации - союзы государств на добровольной основе для достижения определенных целей; есть большие как ООН или региональные как ЕС или СНГ (которые еще называются в теории конфедерациями)

      нации и народы, не имеющие своей государственности и борющиеся за свою независимость

      субъекты особого рода (sui generis) - государственно-подобные образования, например, Ватикан (Святой Престол).

Здесь нет физических и юридических лиц. Западная доктрина признает индивида субъектом МП.

    Специфика нормообразования. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права путем согласования их воль, так как в МП нет специальных нормотворческого органов.

    Наличие специальных принципов - принцип территориальной целостности государства и принцип самоопределения народов, принцип суверенного равенства государств…

    В МП отсутствует единый централизованный аппарат принуждения, который заставлял бы применять нормы международного права в случае их нарушения. Нет правоохранительных органов, нет сил, которые могли бы посадить государство в тюрьму. Принуждение в МП осуществляется самими субъектами международного права. Виды международно-правовой ответственности специфичны.

    Отсутствуют судебные органы, которые бы без согласия самих субъектов международного права решали споры между ними.

    Функции МП. Регулятивная - МП призвано регулировать межгосударственные отношения с целью поддержания международного мира и безопасности. Охранительная - МП призвано охранять общечеловеческие ценности.

МП представляет собой не просто совокупность, а систему норм, основанную на общепризнанных принципах МП. В МП выделяется Общая и Особенная часть. Особенная часть - это отрасли международного права. Их количество не является постоянным.

Основные принципы международного права.

1. Понятие и особенности основных принципов международного права.

2. Юридическое содержание основных принципов.

Нормативный материал:

Устав ООН 1945 г.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г.

Декларация принципов заключительного акта СБСЕ в Хельсинки 1975 г.

Парижская Хартия для обновленной Европы 1990 г.

Вопрос №1. Понятие и особенности основных принципов международного права.

Принципы - основные исходные начала, на которых строится международно-правовое регулирование.

Особенности:

    Принципы международного права имеют общепризнанный характер. Общепризнанной считается норма, которая признана всеми государствами мира (большинством) и при этом активно применяется ими на практике. Принципы - нормы, необходимые для международно-правового регулирования.

    Императивность. Принципы международного права относятся к императивным нормам общего международного права, именуемым нормы jus cogens. Данные нормы обладают высшей юридической силой, не могут быть отменены или изменены одним или несколькими государствами, и любой договор, заключенный в их нарушение, считается ничтожным.

    Носят общий характер. Принципы международного права являются общими как для международной, так и для национальной правовой системы. Принципы международного права действуют во всех сферах международных отношений.

    Системность. Все принципы международного права взаимосвязаны и взаимообусловлены

    Принципы МП - важнейшие нормы, составляющие фундамент международного правопорядка.

Классификация.

    Принципы, направленные на поддержание международного мира и безопасности.

    Принципы международного сотрудничества.

    Принципы, направленные на защиту прав человека.

Принцип мирного сосуществования государств.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой.

Принцип мирного разрешения международных споров.

Принцип коллективной безопасности.

Принцип разоружения.

Принцип запрещения пропаганды войны.

Принцип нерушимости границ.

Принцип уважения государственного суверенитета.

Принцип суверенного равенства государств.

Принцип невмешательства во внутренние дела государства.

Принцип самоопределения народов.

Принцип территориальной целостности.

Принцип сотрудничества государств.

Принцип уважения основных прав и свобод человека.

Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств.

Вопрос №2. Юридическое содержание основных принципов.

Принцип мирного сосуществования государств.

Состоит в поддержании добрососедских отношений между государствами с различным политическим, экономическим строем и т.д. Данный принцип нашел отражение в преамбуле Устава ООН и ст.1. Он имеет общий характер, т.к. остальные 14 принципов базируются на нем.

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой.

Не всегда существовал в международном праве. Появился только в 1928 г. в Пакте Бриана-Келлога "Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики", в 1929 г. вступил в силу, СССР, Германия и Япония были его участниками. До 1928 г. война рассматривалась как законное средство разрешения споров.

Запрещение применения силы - запрещаются агрессивные войны. Понятие агрессии содержится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г. "Об определении агрессии". Резолюция запрещает применение не только вооруженной силы, но и любое иное принуждение.

Из этого принципа есть 2 важных исключения:

    в порядке самообороны (ст.51 Устава ООН)

    по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру или в нарушение мира (ст. 42 Устава ООН)

Принцип мирного разрешения международных споров.

Впервые был закреплен в Гаагских конвенциях "О мирном решении международных споров" 1899 и 1907 гг.

В Уставе ООН дается перечень мирных средств решения спора: переговоры, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и другие. Выбор этих средств осуществляется самими государствами. Иногда Совет Безопасности может сам указать какое избрать мирное средство в порядке исключения.

Принцип коллективной безопасности .

Предусматривает существование системы коллективной безопасности, в которую входят организации ООН, региональные военные блоки. Юридическое содержание принципа предполагает обязанность государств сотрудничать в отражение агрессии и обязанность не помогать агрессору (ст.2 устава ООН).

Принцип разоружения.

Сокращение вооружений до того уровня, который необходим для обороны страны.

Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

Принцип нерушимости границ .

Нашел отражение в заключительном акте СБСЕ 1970 г. 3 элемента содержания:

    признание существующих границ в качестве юридически установленных

    отказ от территориальных притязаний

    отказ от любых посягательств на установленные границы

Принцип нерушимости границ не означает их неизменности и они могут быть изменены по согласию между государствами.

Следует отличать от принципа неприкосновенности государственных границ , который заключается в том, что все государства обязаны соблюдать существующую линию границы на местности.

Принцип суверенного равенства государств.

Все государства юридически равны и имеют равные права и обязанности, как члены международного сообщества.

Внешняя сторона суверенитета не предполагает верховенства, а только независимость.

Принцип невмешательства во внутренние дела государства.

Запрет военной интервенции, запрет использования политических и экономически мер с целью оказать давление на другие государства, запрет подрывной и террористической деятельностью.

Ни в одном документе не сказано, что такое внутренние дела и только само государство решает, что есть внутреннее дело.

Исключения:

    Вмешательство будет правомерным, если деятельность государства является международным преступлением.

    Когда деятельность, хотя и внутренняя по своему характеру, но представляет угрозу всему мировому сообществу (когда США вторглись в Ирак, что там якобы есть оружие массового поражения).

Принцип самоопределения народов.

Не следует понимать буквально. Это право народа самостоятельно определять свою судьбу, вплоть до отделения и образования собственного государства. Изначально был сформирован в отношении колониальных народов.

Как быть с теми, кто уже находится в составе государства? В отношении этих народов международное право считает, что их право на самоопределение возможно только в рамках существующего государства, т.е. они могут иметь свою Конституцию, свои органы управления и т.д.

Свои претензии на выход из государства они могут предъявлять, если деятельность государства нарушает право на самоопределение.

Данный принцип должен применяться с учетом принципа территориальной целостности государства.

В эпоху Римской империи международное называлось «правом народов» (jusgentium). Как отмечал Эмердс Ваттель (Швейцария), римляне часто смешивали право народов с правом природы, называя право народов естественным правом, поскольку оно признано и применяется вообще всеми цивилизованными нациями, объединениями в государстве. Относительно права народов император Юстиниан говорил, что оно является общим для всего человеческого рода.

Вплоть до Второй мировой войны международное право аккумулировало нормы международного публичного и частного права. Тем не менее уже в начале XX в. наметился процесс стремительного роста принципов и отраслей международного частного права. После Второй мировой войны международное право как бы распалось на две части: международное публичное право и международное частное право. Термин «международное публичное право» закреплен в ст. 38 Статута Международного суда ООН, а также в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодификации от 11 декабря 1946 г. Однако в самом Уставе ООН применяется термин «международное право» (ст. 13).

По мнению авторов учебника МГУ, современное международное право можно определить как совокупность , которые регулируют отношения между субъектами международного права (прежде всего и главным образом между государствами), выражают согласованные участников этих отношений и обеспечиваются, в случае необходимости, принуждением, осуществляемым самими субъектами индивидуально или коллективно.

Международное право , указывается в учебнике ИГП РАН, - это система договорных и обычно-правовых норм, выражающих согласованную волю его субъектов и направленных на регулирование межгосударственных отношений в целях развития международного сотрудничества и укрепления мира и международной безопасности. В целом это наиболее удачное определение международного права. Однако следует иметь в виду, что нормы международного права управляют не только межгосударственными отношениями, а международными отношениями в целом. В противном случае этот процесс носил бы бессистемный, хаотичный характер.

В учебной литературе отмечается, что международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию.

По мнению Д. Н. Бахраха, социальное управление всегда есть упорядочение совместной деятельности людей. Международное право как социальное образование именно упорядочивает совместную и индивидуальную деятельность своих субъектов. Международное право представляет собой необходимый элемент организации международных отношений и управления ими.

Таким образом, международное публичное право можно определить как систему обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного, и через которые (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

Международное публичное право наиболее тесно соприкасается с международным частным правом.

Особенности международного права

Что касается специфических особенностей международного права, которые отличают его от внутригосударственного, то они сводятся к следующему.

Международное право имеет координационный характер , оно не знает законодательных, исполнительных и судебных органов, которые играют решающую роль в создании и реализации норм национального права.

Международно-правовые нормы создаются не органами, стоящими над субъектами права, а самими субъектами международного права , прежде всего государствами, путем добровольно явно выраженного (договор) или молчаливого (обычай) соглашения между ними. Причем воля одного государства юридически равнозначна воле другого государства.

Если во всех отраслях внутригосударственного права соблюдение норм права обеспечивается государственными органами, то в международных отношениях нет органов, которые в определенных случаях могли бы принуждать субъектов международного права к выполнению его норм . Суверенность государств-субъектов международного права исключает наличие над ними таких органов. Принуждение в международном праве осуществляется индивидуально или коллективно самими субъектами международного права, и прежде всего государствами. Так, например, в случае совершения одним государством акта против другого государства, последнее имеет право дать вооруженный отпор агрессору, т.е. реализовать свое право на самооборону.

При нарушении нормы международного права одним государством, другое государство или другие государства вправе применить по отношению к нарушителю следующие меры ограничения его прав и интересов: повысить таможенные , ограничить права государства-нарушителя, разорвать дипломатические, консульские и другие отношения, ограничить торговлю.

Таким образом, в современных международных отношениях разработан, создан и действует достаточно развитый механизм обеспечения исполнения международно-правовых норм.

Основой обязательности международного права является добровольное соглашение государств по поводу установления определенных правил международного общения, соответствующих современному правосознанию народов, интересам обеспечения мира и международной безопасности.

От состояния современного международного права зависит содержание и сущность международного правопорядка. Международное право, как и всякое право, - это правовая модель, тот эталон обязательного поведения, к которому должны стремиться субъекты этого права. Степень приближения к такому эталону зависит как от качеств модели, так и от деятельности социальных сил, заинтересованных в эффективной реализации правовых предписаний.