Публичные призывы к нарушению территориальной целостности рф. Человек осуждены в россии за призывы к сепаратизму

СТ 280.1 УК РФ .

1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение
территориальной целостности Российской Федерации, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести
месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо
электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), -
наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет.

Комментарий к Ст. 280.1 Уголовного кодекса

1. В ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" среди деяний, подпадающих под понятие экстремистской деятельности (экстремизма), указывается насильственное нарушение целостности Российской Федерации.

2. Объективная сторона выражается в форме действия - публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. О понятии публичных призывов см. комментарий к ст. 280 УК. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, могут выражаться в агитации незаконного отделения определенной территории государства, призывах к ее захвату со стороны другого государства и т.д. Указанные действия с использованием средств массовой информации, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (ч. 2), образуют квалифицированный состав преступления.

3. Преступление признается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения, независимо от достижения поставленных целей.

МОСКВА, 29 дек — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении наказания в размере до пяти лет заключения за публичные призывы к разделению России, соответствующий документ опубликован в "Российской газете " в номере за понедельник.

Что говорил Владимир Путин о сохранении единства страны О христианских ценностях, главной силе России и о том, будет ли снова баллотироваться в президенты, Владимир Путин рассказал в ходе юбилейного заседания клуба "Валдай". Ключевые заявления главы государства - в обзоре РИА Новости.

Закон дополняет Уголовный кодекс новой статьей, предусматривающей ответственность за "публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ". Документ был разработан думской фракцией КПРФ.

За правонарушение предусмотрен штраф в размере до 300 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 300 часов или лишение свободы на срок до трех лет.

Если публичные призывы к сепаратизму совершались с использованием СМИ, включая интернет, нарушитель может понести наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

"Под это дело можно косить ненужных людей"

Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов : "На мой взгляд, совершенно излишняя статья, потому что сегодня любая сепаратистская деятельность подпадает под действие других статей Уголовного кодекса. Таким образом мы просто увеличиваем число статей, но это увеличение никак не повлияет на защиту такой действительно важной ценности, как территориальная целостность государства".

Глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников : "Сепаратизм — это разновидность экстремизма, и у нас есть соответствующее законодательство, и закон о противодействии экстремизму, и создание экстремистского сообщества — статья в Уголовном кодексе".

Член президентского Совета по правам человека, тележурналист Николай Сванидзе : "Если этот закон, на мой взгляд, очень странный и очень нецелесообразный, если его принимать, то там должно быть очень четко, просто на пальцах объяснено, что есть пропаганда сепаратизма и что ей не является. Чтобы не оставлять простора для произвола при применении этих статей, если они будут приняты. Это очень важно. Но вообще, на мой взгляд, угроза не в пропаганде сепаратизма, высказываемой вслух, а в сепаратистских настроениях. Будут они публично высказываться или нет, но их угроза может быть очень велика, если разным регионам не будет выгодно оставаться в составе одной страны, от чего развалился Советский союз".

9 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 433-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации ». Закон принят Государственной Думой 20 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года.

Данный закон вводит новую статью в Уголовный кодекс Российской Федерации - 280.1 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации ». При этом само понятие «публичного призыва» как совокупности деяний законом не определяется. Статья состоит из двух частей: первая часть регулирует наказание за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности, а вторая часть - за то же деяние, но с использованием средств массовой информации, включая интернет.

Введенная Федеральным законом № 433-ФЗ статья 280.1 УК РФ ограничивает свободу выражения мнения, является политически мотивированной формой преследования несогласных, препятствует общественной дискуссии по спорным политическим вопросам и влечет наказание за мирное выражение позиции, не связанной с призывами к насильственными действиям. Статья является избыточной, противоречит как Конституции РФ, так и Европейской конвенции по правам человека. Статья 280.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации должна быть отменена.


Статья 280.1 Уголовного кодекса в своем первом варианте просуществовала два с половиной месяца, и уже 21 июля 2014 года она была изменена Федеральным законом от 21.07.2014 № 274-ФЗ « ». Этими изменениями было ужесточено наказание за совершение публичных призывов к сепаратизму. Совершение публичных призывов к совершению действий по нарушению территориальной целостности России без использования интернета и СМИ может наказываться:

    штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

    принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;

    лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

А те же деяния, совершенные с использованием СМИ или интернета, могут наказываться:

    обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

    лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Общественно-политический контекст

Вопреки сложившемуся мнению о прямой связи появления данной статьи Уголовного кодекса с присоединением Крыма к России, необходимо отметить, что разработка и внесение законопроекта начались осенью 2013 года, до начала крымских событий. С учетом наличия уголовной ответственности за призывы к осуществлению экстремистской деятельности, в определение которой входили призывы к насильственному изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности России, воля законодателя и мотивация к разработке и введению этой статьи в Уголовный кодекс не ясна. В пояснительной записке к законопроекту его авторы пишут, что потребность в данной норме вызвана необходимостью ликвидировать пробел в законодательстве, из-за которого «территориальная целостность государства не рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны». Является ли это намеренным искажением фактов или ошибкой парламентариев - неизвестно.

Тем не менее данная норма оказалась «миной замедленного действия», реальный репрессивный потенциал которой раскрылся после присоединения Крыма к России. Ввиду грубого нарушения Россией норм международного права и собственного законодательства не удивительно, что в российском обществе не было единой точки зрения по вопросу легальности и легитимности действий России. Однако несогласные с решением российских властей граждане оказались под угрозой привлечения к уголовной ответственности за свою точку зрения. Более того - после ужесточения нормы оказалось, что их взгляды приравнены к экстремистским и равны призывам к насильственным действиям. Таким образом, очевидно, российская власть пытается подавить общественную дискуссию и оказать репрессивное воздействие на несогласных.

Дискриминационность закона

Данная статья Уголовного кодекса носит дискриминационный характер по целому ряду оснований.

1. Нарушается принцип свободы выражения мнения

Введение в разряд уголовных преступлений мирного, ненасильственного выражения мнения, равно как и приравнивание этого мнения к насильственным действиям и экстремизму, является вопиющим нарушением неотъемлемых прав и свобод человека. Широкое толкование данной нормы приводит к тому, что под угрозу применения уголовных санкций попадают как ученые и эксперты, ведущие правовые и политические дискуссии по вопросу, так и простые граждане, поделившиеся неугодной правоохранительным органам статьей на своих страницах в социальных сетях.

2. Нарушается принцип справедливости уголовного наказания

Принцип справедливости определен ст. 6 Уголовного кодекса следующим образом: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. <…>».

Данным законом человек может быть осужден к серьезному штрафу или лишению свободы, с последующим поражением в правах за выражение мнения в интернете или другом публичном пространстве. Кроме того, содержание и форма призывов не определены и остаются на усмотрение правоохранительных органов. Под данную статью можно попасть за репост или лайк какой-либо картинки, в том числе носящей юмористический характер, или за высказывание о пересмотре статуса субъекта Российской Федерации без непосредственного призыва к сепаратизму.

3. Нарушается принцип гуманизма уголовного права

Согласно ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Ст. 2 Уголовного кодекса объявляет приоритетной задачей охрану от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина. При этом из анализа нормы и ее правоприменительной практики очевидно, что она грубо нарушает права и свободы человека и гражданина.

Противоречия с существующим законодательством

Данная статья Уголовного кодекса вступает в противоречие с следующими нормативными актами:

С частью 1 статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод:

«Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. <…>»Избыточность введенной нормы

рядом исследователей

с научной точки зрения данная статья не является криминализацией деяния или выделения разновидности уже предусмотренного преступного поведения с целью повышения или понижения строгости наказания за него.

Несмотря на то, что частью 2 статьи 10 Европейской конвенцией для государств предусмотрена возможность введения штрафных санкций для обеспечения «в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия», анализ исследуемой нормы Уголовного кодекса показывает, что она не является такой санкцией, так как преступления против безопасности, территориальной целостности и общественного спокойствия напрямую сопряжены с насилием, что проистекает из содержания иных норм Уголовного кодекса, посвященных вопросам территориальной целостности и безопасности. Напротив, широкое толкование положений статьи 280.1 УК, формы ответственности за ее нарушение делают ее репрессивным механизмом, угрожающим широчайшему спектру граждан, не посягающему на территориальную целостность или национальную безопасность.

В части 3 статьи 5

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации заложено право народов России на самоопределение в составе Российской Федерации. Это право может быть выражено в форме изменения статуса субъекта, выделения нового субъекта Федерации из другого, образования нового субъекта РФ. Следовательно, призывы к самоопределению в составе России являются не уголовным преступлением, а конституционным правом всех проживающих на ее территории народов.

В части 1 и части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.<…>

Избыточность введенной нормы

Анализ нормы и ее позиции в существующем законодательстве позволяет говорить о ее абсолютной избыточности. Более того, рядом исследователей само появление этой нормы рассматривается как юридико-техническая ошибка или как «результат следования политическим веяниям без глубокого изучения уже имеющихся уголовно-правовых средств, предназначенных для охраны территориальной целостности Российской Федерации».

К выводу об избыточности нормы можно прийти, сравнив исследуемую статью и статью 280 УК РФ «Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Сопоставление санкций, предусмотренных обеими статьями, позволяет установить, что они практически полностью идентичны. Это означает, что за призывы к экстремизму обвиняемому грозит то же тюремное заключение и те же суммы штрафов, что и за дискуссию об изменении статуса субъекта Федерации или возвращении Крыма Украине. Таким образом, с научной точки зрения данная статья не является криминализацией деяния или выделения разновидности уже предусмотренного преступного поведения с целью повышения или понижения строгости наказания за него.

Заключение

Данная статья ограничивает свободу выражения мнения, является политически мотивированной формой преследования несогласных, препятствует общественной дискуссии по спорным политическим вопросам и влечет наказание за мирное выражение позиции, не связанной с призывами к насильственными действиям. Статья является избыточной, противоречит как Конституции РФ, так и Европейской конвенции по правам человека. Статья 280.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации должна быть отменена.


Несмотря на то, что статья вступила в силу с 9 мая 2014 года, в 2014 году по ней не было вынесено ни одного приговора. Однако уже в 2015 году, по данным Судебного департамента Верховного Суда РФ, по статье 280.1 УК РФ было осуждено 5 человек.

Так, первый в России приговор за публичные призывы к сепаратизму был вынесен руководителю Татарского общественного центра Рафису Кашапову. Он был приговорен к трем годам колонии. Уголовное дело в отношении Кашапова было возбуждено из-за его записей в социальной сети «ВКонтакте», которые экспертиза признала «нацеленными на разжигание ненависти между группами, выделенными по признаку национальности, проживания не территории и отношению к власти, а также содержатся призывы к действиям по защите Крыма от российской оккупации». При этом эксперты центра «Сова» к сепаратизму, а Правозащитный центр «Мемориал» признал Рафиса Кашапова политзаключенным.

В ноябре 2015 года по статье 280.1 был осужден депутат Суоярвского района Карелии Владимир Заваркин. Он был приговорен к штрафу в 30 тысяч рублей, а также на него было наложено ограничение на занятие депутатской должности и создание общественных движений. По данным следствия, в мае 2014 года на митинге против республиканских властей Владимир Заваркин, критикуя ситуацию в коммунальной сфере в регионе, воскликнул: «Если мы не нужны РФ, то, может, нам стоит провести референдум и присоединиться к Финляндии?». Это и послужило основанием для возбуждения против него уголовного дела.

В декабре 2015 года Октябрьский районный суд Краснодара признал активистку Дарью Полюдову виновной в публичных призывах к сепаратизму и экстремизму и приговорил к двум годам колонии-поселения. Дарья Полюдова была одним из организаторов несостоявшейся в августе 2014 года акции «Марш за федерализацию Кубани». Проведя анализ высказываний Дарьи Полюдовой в социальных сетях, эксперты указали на наличие в них призывов, связанных с отделением территорий, входящих в состав Российской Федерации. 30 марта Краснодарский краевой суд отклонил апелляцию на приговор, и решение первой инстанции вступило в силу. 20 апреля Полюдова сообщила, что отправилась отбывать наказание в колонию. Правозащитный центр «Мемориал» внес Дарью Полюдову в список политзаключенных России, а Международная организация Amnesty International признала ее узником совести и потребовала немедленного освобождения.

В апреле 2016 было возбуждено уголовное дело по статье о призывах к нарушению территориальной целостности России в отношении журналиста Николая Семены. По мнению прокурора Крыма Натальи Поклонской, статьей о блокаде Крыма Семена совершил преступление в отношении крымчан и граждан России. Николай был отпущен под подписку о невыезде, он отвергает выдвинутые против него обвинения.

Также в мае 2016 года за призывы к действиям по нарушению территориальной целостности России на два года колонии был осужден тверской блогер Андрей Бубеев. Бубеев признан виновным в призывах к экстремизму и сепаратизму в связи с публикацией на своей странице в соцсети «ВКонтакте» двух репостов: картинки тюбика зубной пасты с надписью «Выдави из себя Россию» и статьи Бориса Стомахина «Крым - это Украина».

С 9 мая 2014 г. в Уголовный кодекс РФ вступила в действие новая статья 280.1, предусматривающая ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

Призывы, распространенные в СМИ или через Интернет наказываются обязательными работами (бесплатные общественно полезные работы) на срок до 480 часов либо лишением свободы на срок до 5 лет. К ответственности привлекается журналист или редактор в личном качестве, как физическое лицо.

1. Сепаратизм - стремление отделиться, обособиться; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.

2. Призывом будет считаться наличие в публикации обращения к любой группе граждан, в любой форме (устной, письменной, изобразительной, наглядно-демонстрационной (плакат, фотография, подпись под фотографией), с использованием технических средств), в котором выражено стремление к объединению граждан с целью воздействовать на их сознание, волю и поведение, побудить их к действиям (не обязательно насильственным!) , направленным на нарушение территориальной целостности страны .

3. Призывы к сепаратизму будут наказываться, если речь идет о разделении России, а не других стран и территорий . Например, в текущий момент призывы к действиям по возвращению Крыма Украине будут рассматриваться как сепаратизм, т.к. Крым официально объявлен частью России.

4. Неважно были бы в результате призыва совершены какие-либо действия, ответственность наступает уже за сам факт публикации текста (видео) с призывом. Призыв может вполне быть безадресным, абсурдным - главное, чтобы целью призыва было разделение России на разные части или передачи какой-то территории другому государству.

5. Формально призыв - это проявление целенаправленной деятельности (то есть как часть задуманного плана), которую следует отличать от выражения мнения, суждения, оценки, критики, в том числе политической деятельности тех или иных общественных деятелей, политиков и государства в целом.

6. Призыв формулируется в форме побудительного предложения. Например: «Парни, давайте возьмем оружие в руки и защитим свое право жить как нам хочется!». «Защитим наши традиции, создадим свое государство!». Депутаты Государственной Думы, комментируя данную норму, указывают, что призывы вернуть Крым Украине также должны рассматриваться как сепаратизм в понимании ст. 280.1 УК РФ.

Таким образом, во избежание уголовной ответственности не следует публиковать материалы, в которых содержатся обращения к гражданам (от имени любого лица, организации):

- о возможности (необходимости) разделения территории РФ на отдельные государства (автономные республики);

- об отсоединении (выходе из состава РФ), в том числе с помощью референдума, отдельных территорий;

- о присоединении части территории РФ к другим государствам;

- о любом другом нарушении территориальной целостности РФ.

Представляется, что любая публикация, критикующая либо ставящая под сомнение целесообразность поддержания территории России в пределах теперешних границ, поддержка высказываний об отделении Кавказа или даже выражения сомнения о присоединения Крыма к России, может быть потенциально опасной и влечь риск привлечения к уголовной ответственности. К сожалению, статья УК про сепаратизм сформулирована достаточно расплывчато, что оставляет широкий простор для злоупотребления на практике.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в призывах к осуществлению экстремистской деятельности.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в ст. 1 признает экстремистской деятельностью (экстремизмом):

1) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

2) публичное оправдание терроризма и иной террористической деятельности;

3) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

4) пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

5) нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

6) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

7) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

8) совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 УК;

9) пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

10) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

11) публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

12) организацию и подготовку указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

13) финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг’.

Таким образом, содержанием публичных призывов в смысле ст. 280 УК является облеченное в любую форму обращение, адресованное к другим лицам и направленное на побуждение их к модели поведения, компоненты которой представлены выше1 2. Квалифицируя содеянное, следует учитывать, что ст. 280 УК предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, надлежит квалифицировать по ст. 282 УК при наличии иных признаков этого состава преступления. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности в силу предписаний ч. 3 ст. 17 УК подлежат уголовно-правовой оценке не по ст. 280 УК, а в зависимости от обстоятельств дела по ч. 1 или 2 ст. 2052 УК (п. 5 пост. № 11 ПВС от 28 июня 2011 г.).

Состав преступления формальный. Оно окончено с момента выражения в той или иной форме публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Квалифицирует деяние его совершение с использованием определенных средств, а именно средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (ч. 2 ст. 280 УК).

Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ. Призыв - это обращение, облеченное в любую форму, адресованное к другим лицам и направленное на побуждение их к соответствующей модели поведения. Названные действия совершаются для того, чтобы сформировать в сознании людей сепаратистские настроения, породить стремление и желание их реализации в конкретной деятельности, способной привести к нарушению территориальной целостности государства.

Форма выражения призывов может быть различной: высказывания, выступления на собраниях, митингах, демонстрациях; выставление лозунгов, плакатов, распространение буклетов, брошюр, листовок и др. Но какой бы ни была эта форма, она должна обеспечивать такое свойство призывов, как публичность. Собственно, ее можно рассматривать как способ совершения рассматриваемого посягательства, имеющий многообразные проявления. Публичность означает, что призывы всегда имеют явный, открытый характер, обращены к неопределенному кругу лиц, по содержанию представляют собой абстрактные высказывания, побуждающие окружающих к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности РФ. Если они обращены к индивидуально определенным лицам и имеют целью склонение их к конкретным действиям, то при наличии иных указанных в законе обстоятельств это может расцениваться как подстрекательство к вооруженному мятежу.

Состав преступления формальный. Оно окончено с момента выражения в той или иной форме публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ.

Субъективная сторона посягательства характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицирует деяние его совершение с использованием определенных средств, а именно средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (ч. 2 ст. 2801 УК).

Диверсия.

Диверсия (ст. 281 УК РФ).

Дополнительными объектами преступления выступают жизнь и здоровье личности, отношения собственности, нормальная деятельность предприятий, учреждений, организаций.

Предмет преступления - предприятия (заводы, фабрики, торговые предприятия); сооружения (здания учреждений, организаций, аэропорты, порты, склады, плотины, трубопроводы, электростанции и т.д.); объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства (мосты, шоссейные дороги, железнодорожные пути, тоннели, различные виды транспорта и др.), средства связи (линии электропередач, объекты, обеспечивающие телефонную, телеграфную, радиосвязь и др.), объекты жизнеобеспечения населения (источники водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, коммунальнобытовые объекты и т.п.). Форма собственности, которую олицетворяет тот или иной объект, на признание его предметом преступления не влияет.

Объективная сторона выражается в альтернативных действиях: взрыве, поджоге и иных действиях, направленных на разрушение или повреждение перечисленных предметов преступления.

Состав преступления формальный. Оно окончено с момента совершения указанных действий независимо от того, были ли разрушены или повреждены указанные объекты.

Субъективная сторона посягательства характеризуется прямым умыслом. Конструктивным признаком состава является цель подрыва экономической безопасности или обороноспособности страны. Ее установление позволяет отграничивать диверсию от посягательств, предусмотренных ч. 2 ст. 167 и ст. 205 УК.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицирующими признаками I степени являются совершение преступления организованной группой (п. «а» ч. 2 ст. 281 УК); причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий (п. «б» ч. 2 ст. 281 УК). При наличии второго и третьего из названных обстоятельств состав диверсии является материальным. Обе категории - и значительный имущественный ущерб, и иные тяжкие последствия - являются оценочными. Их установление - вопрос факта. К иным тяжким последствиям можно, в частности, отнести причинение вреда здоровью граждан, длительную приостановку деятельности наиболее значимых промышленных и социально ориентированных объектов, движения транспорта, серьезные перебои в обеспечении населения товарами первой необходимости (продуктами питания, лекарственными средствами).

Квалифицирующий признак II степени - умышленное причинение в результате совершенных действий смерти человеку. Дополнительная квалификация по ст. 105 УК не требуется.