Наказание и иные меры уголовно правового характера. Иные меры уголовно правового характера

В результате изучения данной темы обучающийся должен:

знать

  • структуру иных мер уголовно-правового характера;
  • на какие ситуации рассчитаны нормы ст. 97–104 УК РФ;
  • в чем выражается принудительность мер медицинского характера и каковы цели их применения;
  • как определяются сроки принудительного лечения;
  • каков порядок применения, продления и прекращения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания;

уметь

  • выделять и обосновывать основания применения принудительных мер медицинского характера;
  • раскрывать особенности каждого из видов принудительных мер медицинского характера;
  • анализировать основания и порядок продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера;
  • анализировать правовую природу конфискации имущества;

владеть

  • навыками оперирования основными понятиями о критериях невменяемости, лицах, которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера, видах этих мер, вопросах, которые ставятся при назначении судебно-психиатрической экспертизы и подлежат оценке судом;
  • умением рассмотрения проблем конфискации имущества (ст. 104.1 УК РФ).

Принудительные меры медицинского характера

В соответствии с ч. 1 ст. 97 УК РФ принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

  • а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части, в состоянии невменяемости;
  • б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
  • в) совершившим преступления и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
  • д) совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (п. "в" и "д" были введены Федеральным законом от 29 февраля 2012 г.).

Общие условия применения принудительного лечения установлены Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях нрав граждан при ее оказании".

Согласно ст. 11 этого Закона принудительное лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным УК РФ, а также при недобровольной госпитализации.

Принудительные меры медицинского характера выражаются в принудительном психиатрическом наблюдении и лечении лиц, совершивших общественно опасные деяния (или преступления) и страдающих психическими расстройствами. Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, но имеют с ним сходство, поскольку являются мерами государственного принуждения, назначаемыми судом (ч. 1 ст. 97 УК РФ). Принудительность этих мер состоит в том, что их применение не зависит от желания лица, которому они назначаются, однако в отличие от наказания данные меры не содержат элементов кары, не выражают от имени государства отрицательной оценки деяния и лица, совершившего преступление, и не влекут судимости.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 7 апреля 2011 г. № 6 разъясняет судам, что принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно-правового характера и применяются только к лицам, которые совершили предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и лишь при условии, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 1 и 2 ст. 97 УК РФ). При этом цели применения принудительных мер медицинского характера отличаются от целей применения наказания и силу ст. 98 УК РФ заключаются в излечении или улучшении психического состояния указанных лиц, а также предупреждении совершения ими новых предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний (п. 2 постановления).

Применение принудительных мер медицинского характера не преследует достижение целей восстановления социальной справедливости, исправления и предупреждения преступлений. В соответствии со ст. 98 УК РФ целями таких мер являются излечение лиц, страдающих психическими расстройствами, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных Особенной частью УК РФ.

Основанием для назначения принудительных мер медицинского характера лицам, страдающим психическими расстройствами, является совокупность трех условий:

  • 1) совершение общественно опасного деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ (п. "а" ст. 97 УК РФ), или преступления (п. "б", "в" ч. 1 ст. 97 УК РФ);
  • 2) наличие в момент совершения общественно опасного деяния состояния невменяемости (п. "а" ч. 1 ст. 97 УК РФ) или психического расстройства, не исключающего вменяемости в момент совершения преступления (п. "в" ч. 1 ст. 97 УК РФ) либо наступление после совершения преступления психического расстройства, исключающего возможность назначения или исполнения наказания (п. "б" ч. 1 ст. 97 УК РФ);
  • 3) установление такого психического состояния субъекта, которое создает реальную возможность совершения им нового опасного деяния либо сопряжено с непосредственной опасностью для себя или других лиц.

К указанным лицам принудительные меры медицинского характера могут быть применены только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда или с опасностью для себя или других лиц. Если указанные лица по своему психическому состоянию не представляют опасности, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

При назначении принудительных мер медицинского характера суд не устанавливает конкретных сроков их применения, поскольку невозможно прогнозировать, в течение какого времени может наступить изменение психического состояния лица, при котором отпадет необходимость в применении назначенной ранее меры. В определении суда лишь указывается вид психиатрического стационара, где будет проводиться лечение, однако закон обеспечивает права лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера, определяя порядок продления, изменения и прекращения указанных мер.

В ст. 99 УК РФ закреплен исчерпывающий перечень видов принудительных мер медицинского характера:

  • 1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
  • 2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
  • 3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
  • 4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 УК РФ лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, в том числе лицам, указанным в п. "д" ч. 1 ст. 97 УК РФ, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ).

Основания для выбора того или иного вида принудительного лечения закреплены в ст. 100 и 101 УК РФ. Они зависят от психического состояния лица и возможности излечения либо улучшения состояния психического здоровья.

Назначение принудительного амбулаторного лечения необходимо только при наличии оснований, указанных в ч. 2 ст. 97 УК РФ.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре согласно ст. 101 УК РФ может назначаться, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в данном лечебном учреждении. Также в УК РФ регламентированы основания для выбора психиатрического стационара трех типов: общего, специализированного и с интенсивным наблюдением.

Отличие принудительных мер медицинского характера от наказания проявляется в содержании целей, в определении срока их применения, в порядке замены одного вида другим.

Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера зависит от результатов лечения и психического состояния лица на момент принятия решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 УК РФ продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, уголовно-исполнительной инспекцией, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 102 УК РФ лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращении ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, или уголовноисполнительную инспекцию.

Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление производится ежегодно. Согласно ч. 2.1 в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ суд на основании ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в п. "д" ч. 1 ст. 97 УК РФ, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. На основании заключения судебно-психиатрической экспертизы суд может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную п. "а" ч. 1 ст. 99 УК РФ, или прекратить ее применение. Действие этой части статьи распространяется на осужденных к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста.

Основанием изменения или прекращения применения принудительной меры медицинского характера является такое изменение психического состояния лица, при котором отпадает необходимость применения ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера как усиленного вида режима, так и более мягкого.

В случае прекращения применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

В соответствии со ст. 103 УК РФ в случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения, время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы. Следовательно, такой порядок зачета срока относится только к лицам, указанным в п. "б" ч. 1 ст. 97 УК РФ.

В соответствии со ст. 104 УК РФ в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 99 УК РФ, принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы. Если психическое состояние осужденного изменилось и требует стационарного лечения, это лицо помещается в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении (ч. 2 ст. 104 УК РФ). Время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания. Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Конфискация имущества

Конфискация имущества в настоящее время признана иной мерой уголовно-правового характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества – принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества: денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения определенных преступлений, указанных в п. "а" ч. 1 данной статьи (например, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 2–4 ст. 111, ч. 2 ст. 126, ст. 127.1, ч. 2 ст. 141, ст. 205, 206, 222, 228.1- 229, 285, 290, ч. 3 ст. 359 УК РФ или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, ответственность за которые установлена ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу).

Конфискации также подлежат деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, и доходы от этого имущества были полностью или частично превращены или преобразованы.

Кроме того, конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) (п. "в" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ). Наконец, конфискуются орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому (п. "г" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ).

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104.1 УК РФ, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по другой причине, судом выносится решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета (ст. 104.2 УК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 104.3 УК РФ при принятии решения о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу. При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч. 1 и 2 ст. 104.1 УК РФ, из его стоимости возмещается вред, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства.

Понятие наказания. Отличие наказания от иных мер уголовно-правового характера

В УК РФ есть легальное определение наказания:

1) Мера государственного принуждения

2) Назначаемая по приговору суда

3) Лицу, признанному виновным в совершении преступления

4) Заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица

Цели:1)восстановление соц справедливости; 2)исправления осужденного; 3)предупреждение совершения новых преступлений.

Наказание должно отвечать всем принципам уголовного права:

1) Законности – нет наказания без закона. Основание наказание – состав преступления.

2) Равенства – то есть пенализация – установление санкций за преступления независимо от пола, расы…

3) Вины – не допускается наказание за невиновные деяния. Наказание носит личный характер.

4) Справедливость – наказание должно быть соразмерным характеру деяния, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Нет двойного наказания за 1 преступление.

5) Гуманизм наказания – рациональное экономия репрессий. Более строгое наказание (в рамках предусмотренных санкции) возможно только, если менее строгий вид не смоет достижения целей наказания.

Признаки наказания:

1) Наказание – мера государственного принуждения. Никакие другие органы, кроме государства (в лице судебной власти) не могут выносить наказание. Приговоры – «Именем Российской Федерации….»

2) Наказание – принуждение. Его назначение и осуществление осуществляется вопреки воле осужденного.

Лишение свободы – лишение свободы и арест

Ограничение свободы – ограничение свободы и содержание в дисциплинарной воинской части.

Ограничение прав – исполнительные работы, ограничения по военной службе.

4) Основание назначения наказание – совершение преступление, то ест наказание является следствием преступления.

5) Наказанию подвергается только то лицо, которое признано судом виновным в совершении преступления

В УК предусмотрены помимо наказаний меры уголовно-правового характера. К ним относятся:

а) Принудительные меры воспитательного воздействия

Назначаются судом взамен наказания несовершеннолетнему лицу, виновному в совершении преступлении небольшой и средней тяжести

Не носят карательного характера

Адресатом этих мер – лица в возрасте от 14 до 18 лет

Не влекут судимости

б) Принудительные меры медицинского характера.

Это амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, а также принудительное лечение в психиатрическом стационаре (3 типа).

Невменяемые не совершают преступления

Цель – излечение или улучшение психического состояния лица, совершившего общественно опсаное деяния, а также для предупреждения совершения им нового опасного деяния.

ПММХ определяются судом в отношении лиц, которые после совершения преступления «тронулись» а так же к ограниченно вменяемым наркоманам и алкоголикам

Основания назначения :

1) Совершение деяния

2) Наличие псих. Расстройства, алкоголизма или наркомании

3) наличие опасности для себя и других лиц

ПММХ назначаются на неопределенный срок, который зависит от достижения цели излечения.

Наказание следует отличать также от иных правовых санкций - административных, гражданских, дисциплинарных. Различие проходит по основаниям ответственности, содержанию и последствиям. Имеются также процессуальные отличия.

Наказание следует отличать и от так называемых мер безопасности.

Общим между двумя видами уголовно-правового воздействия является то, что они представляют собой официальную (правовую) реакцию государства на совершение уголовно наказумого деяния и применяются в рамках уголовно-процессуальной деятельности с соблюдением всех предусмотренных для нее конституционных гарантий.

Формальное различие состоит в том, что основанием для применения иных мер уголовно-правового характера может служить совершение не только преступления, но и иных общественно опасных деяний (невменяемым лицом). При этом, если применение наказаний всегда является формой реализации уголовной ответственности, иные меры уголовно-правового характера могут применяться:

как форма реализации уголовной ответственности (конфискация орудия преступления, ограничение некоторых прав);

как форма освобождения от уголовной ответственности (например, применение воспитательных мер к несовершеннолетним);

к лицам, не подлежащим уголовной ответственности (невменяемым);

В отдельных случаях иные уголовные меры могут применяться к лицам, не совершившим преступления или общественно опасного деяния (например, конфискация преступно добытого имущества у третьих лиц, которым оно было передано виновным).

Далее, у иных мер уголовно-правового характера существуют собственные цели, которые лишь частично совпадают с целями наказания. Точкой этого совпадения является превенция (как правило, частная). В отличие от наказания, иные уголовные меры не преследуют целей воздаяния (кары) за совершенное преступление или устрашения.

Для некоторых из них целью является также устранение последствий преступной деятельности (например, для такой меры, как конфискация преступных доходов). Целью иных уголовных мер может быть также перевоспитание и социальная защита лица (это касается принудительных мер воспитательного характера, применяемых в отношении несовершеннолетних).

уголовный правовой воздействие

Иные меры уголовно-правового воздействия -- общее название для мер, принимаемых государством в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, которые не являются наказанием.

Разграничение наказания и иных мер уголовно-правового характера может производиться по формальным признакам и по содержанию. Поскольку перечень наказаний в уголовном законе, как правило, является исчерпывающим, все меры, которые не будут отнесены к мерам наказания, будут считаться иными мерами уголовно-правового воздействия. Кроме того, у иных мер уголовно-правового характера могут быть отличные от наказания основания, сущность и цели:

Иные меры уголовно-правового характера назначаются не только приговором суда (например, принудительные меры медицинского характера согласно ст. 443 УПК РФ назначаются постановлением суда);

Иные меры уголовно-правового характера могут быть применены к лицу, фактически совершившему преступное деяние, которое не является виновным в совершении преступления (принудительные меры медицинского характера применяются и к невменяемым лицам);

Иные меры уголовно-правового характера не обязательно включают в себя лишение или ограничение прав и свобод лица (например, не влияют на объём прав лица такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение или передача под надзор родителей);

Иные меры уголовно-правового воздействия могут иметь иные цели помимо восстановления справедливости, исправления осуждённого и предотвращения совершения новых преступлений (принудительные меры медицинского характера имеют целью улучшение психического здоровья лица).

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации включает раздел VI «Иные меры уголовно-правового характера». Однако данный раздел включает не все меры уголовно-правового характера, некоторые из них содержатся и в других главах УК.

В раздел VI УК РФ входят следующие меры уголовно-правового характера:

1) Принудительные меры медицинского характера, которые применяются к лицам, совершившим общественно опасные деяния, и нуждающимся в лечении психических расстройств. В Российской Федерации применяются следующие принудительные меры медицинского характера:

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Данный вид назначается в том случае, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Кроме того, назначение данного вида принудительных мер определяется не только психическим состоянием лица, но и категорий лиц, которым могут быть назначены принудительные меры медицинского характера. Только амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра назначается уменьшенно вменяемым, т. е. лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа. Психиатрический стационар общего типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения;

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа. Психиатрический стационар специализированного типа может быть назначен лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения;

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначен лицу, которое по психическому состоянию представляет опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.

В настоящее время в РФ не существует каких-либо мер уголовно-правового характера, применяемых к алкоголикам и наркоманам. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ к таким лицам может быть применено обязательное лечение.

2) Конфискация имущества, которая заключается в принудительном безвозмездном обращении по решению суда в собственность государства имущества лица, совершившего преступление. Конфискация имущества может быть полной или частичной.

В РФ конфискация имущества являлась одним из видов наказаний, однако в декабре 2003 года она была исключена из УК РФ. Она вновь появилась в уголовном законодательстве в июле 2006 года в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и касается не всех преступлений, а лишь тех, которые перечислены в законе (этот перечень включает террористический акт, деяния, связанные с терроризмом и организованной преступностью и т. д.). Конфискованы могут быть денежные средства, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения перечисленных в законе преступлений, либо используемые для финансирования терроризма или организованной преступности, орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу. Чучаев А.И. Конфискация возвращена в уголовный кодекс, но в другом качестве // Законность. - 2006, №9. - С. 23.

К иным мерам уголовно-правового воздействия также относятся:

1) Принудительные меры воспитательного воздействия. Данные меры могут применяться к несовершеннолетним, совершившим преступление, не являющееся тяжким, вместо наказания.

В УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90):

Предупреждение;

Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

Возложение обязанности загладить причинённый вред;

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

2) Условное осуждение. Если суд при рассмотрении уголовного дела приходит к выводу о возможности исправления осуждённого без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. На условно осуждённого могут быть возложены дополнительные обязанности, призванные способствовать его исправлению. Перечень таких обязанностей является открытым и может включать, например, обязанность не менять постоянного места жительства, работы, учёбы, не посещать определённые места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную

поддержку семьи (ст. 73 УК РФ).

Цели иных мер уголовно-правового воздействия не могут выходить за пределы целей уголовного права и должны вписываться в рамки целей мер уголовно-правового характера, то есть охраны общественных отношений и предупреждения преступлений. Они должны конкретизировать их, учитывая, что данные категории соотносятся между собой как общее и частное. Во-вторых, цели иных мер уголовно-правового характера должны отличаться от целей наказания и должны быть направлены на решение тех задач, выполнение которых не обеспечивает применение последних.

Охрана общественных отношений по смыслу предполагает предотвращение их нарушения в результате совершения преступных посягательств, а также восстановление их нормального функционирования, если такое нарушение было допущено. Наказание не обеспечивает решение второй задачи. С этим согласны многие авторы. М.Д. Шаргородский писал, что возмещение ущерба, причиненного преступлением, не имеет ничего общего с наказанием, которое «ничего не возмещает, не имеет этой цели и по своей природе не может ничего возместить». Стало быть, одной из целей иных мер уголовно-правового характера является восстановления ущерба, причиненного личности обществу и государству преступлением.

Указанный вред может выражаться по-разному, затрагивая различные элементы структуры общественных отношений. Он может иметь материальные последствия, заключаться в ущербе, нанесенном здоровью потерпевшего, его благосостоянию и т. д., а также представлять собой нарушение прав и обязанностей субъектов отношений. Отсюда и восстановление нормального функционирования общественных отношений может иметь несколько видов проявления. Реальное возмещение ущерба, причиненного преступлением, возможно не всегда. Говорить о восстановлении установленного в обществе порядка взаимоотношений, нарушенного преступлением, возможно только в двух случаях: 1) возмещения экономического ущерба, а также вреда здоровью и морального ущерба в материальном, денежном эквиваленте; 2) принуждения нарушителя выполнить возложенную на него обязанность в рамках тех или иных отношений.

Восстановление вреда, причиненного преступлением государство должно обеспечивать, прежде всего, через воздействие на преступника. Для этого оно может заставить его загладить материальный и моральный вред, а также выполнить то или иное обязательное для восстановления нарушенных общественных отношений действие. В противном случае, когда преступник отказывается возместить нанесенный ущерб, выполнить возложенную на него обязанность или это невозможно по объективным причинам, данную функцию осуществляет само государство, и в первую очередь, за счет лица, совершившего преступление (если это возможно). Это, думается, вполне соответствует принципу справедливости.

Что касается второй цели - предупреждения совершения преступлений, то при рассмотрении ее в проекции на иные меры уголовно-правового характера необходимо учитывать некоторые нюансы. Во-первых, превенция в уголовном праве раскрывается в нескольких значениях, рассматривается в широком и узком смысле. Цель общей превенции имеет в качестве своих адресатов неопределенный круг лиц, на которых факт реального применения средств уголовного права к нарушителям закона оказывает воспитательно-информативное воздействие. В узком понимании предупреждение преступлений представляет собой удержание конкретного лица от нежелательного поведения с помощью применения к нему специфических средств. Во-вторых, она, как считает большинство ученых, может достигаться путем устрашения, применения карательных мер воздействия к лицу, совершившему преступление (прежде всего изоляция его от общества), а также путем его исправления и перевоспитания. Наказанию присущи в большей степени карательные методы воздействия на преступника с целью предупреждения его дальнейшей преступной деятельности. Стало быть, иные меры уголовно-правового характера должны быть направлены в первую очередь на исправление нарушителя предписаний уголовного закона.

Признание исправления целью мер уголовно-правового характера довольно широко критикуется в литературе. Многие ученые полагают, что уголовное право по своей природе не располагает необходимыми средствами ее достижения. Как писал С. Будзинский, «государство как внешнее учреждение, не может врываться в чисто духовную область, в сферу мыслей, убеждений и мотивов». Исправление находится вне сферы досягаемости уголовного права.

Как считают другие авторы, если даже предположить, что исправление осужденного выступает такой целью, то возникает вопрос, на основании каких показателей и критериев в уголовном праве можно проверить степень ее достижения? До сих пор не установлено и не может быть установлено таких признаков, по которым можно было бы судить об исправлении как о результате принудительного воздействия. В данной связи исправление осужденного, как правило, относят лишь к целям уголовно-исполнительного права.

В какой-то мере данная позиция справедлива. Действительно достижение цели исправления преступника вызывает некоторые сомнения, а порой это просто невозможно, например, когда речь идет о рецидивистах. Однако сама идея реализации цели предупреждения преступлений методами, отличными от покарания, не связанными с жесткими ограничениями прав и свобод лиц, их совершивших, думается, не лишена права на существование, а в отдельных ситуациях более чем оправдана. Только термин «исправление» в данном случае не совсем точно отражает сущность и назначение такого воздействия. В некоторых случаях лицо, совершившее преступление, не требуется исправлять, к примеру, при превышении пределов необходимой обороны. Думается, для предотвращения повторного подобного поступка достаточно лишь дать ему возможность критического переосмысления своих действий и осознания своей ошибки путем применения мер социально-психологического воздействия, общественного порицания, но в пределах действия уголовного права.

Для обозначения этой частной цели больше всего подходит понятие «ресоциализация преступника», которое включает все, что связано с его исправлением и в какой-то мере подразумевает оценку степени достижения названной цели. Надо заметить, опыт использования указанного определения, в том числе и на законодательном уровне, уже имеется, прежде всего, за рубежом. Данный термин используется, например, в УК Франции, Швеции, Польши, США и ряда других стран. В уголовном законодательстве Швеции эта специфическая цель применения средств уголовно-правового воздействия должна «гарантировать, чтобы лицо, совершившее преступление не укоренилось в преступных привычках, а также содействовать его включению в общество», то есть принять принятый в нем порядок взаимоотношений и следовать его устоям.

Тем не менее, конечной целью иных мер уголовно-правового характера в рамках предупреждения преступлений является все же обеспечение надлежащего, правомерного с точки зрения уголовного закона поведения преступника в дальнейшем и именно ее, на наш взгляд, наиболее правильно рассматривать как основную цель иных мер уголовно-правового характера.

Важно отметить еще одно обстоятельство. Иным мерам уголовно-правового характера, применяемым за совершение преступлений, может быть присуща только цель частной превенции, поскольку обеспечение воздержания от совершения преступлений неопределенного круга лиц средствами, не связанными с существенным ограничением прав преступника, то есть, по сути, не представляющие для них угрозы, не достижимо по объективным причинам.

Применение лояльных, позитивных по своему характеру мер к лицу, совершившему преступления, вряд ли может повлиять на сознание криминально неустойчивых лиц и лиц, привыкших к антисоциальному образу жизни, выступить препятствием проявления преступного поведения с их стороны. Поэтому профилактическая цель рассматриваемых средств уголовного права должна иметь прежде всего индивидуальную направленность и предполагать соответствующее воздействие на конкретное лицо, совершившее преступление.

Отдельное значение в рамках частной превенции имеет предупреждение совершения общественно опасных деяний лицами, признанными невменяемыми в установленном законом порядке. Здесь не может идти речь о каком-либо информативно-воспитательном воздействии средств уголовного права, поскольку такие лица являются больными. Следовательно, для них не подходит использование терминов воспитание и исправление. Профилактика совершения преступлений такими лицами может быть связана только с их излечением, которое в необходимых случаях может потребовать изоляции от общества. Иные меры уголовно-правового характера: сущность и цели применения // Адвокатская ведомость , 06.02.2007

Таким образом, под иными мерами уголовно-правового воздействия следует понимать установленные уголовным законом меры государственного принуждения, применяемые к лицам, совершившим преступление, в целях восстановления нарушенных преступлением общественных отношений и предупреждения совершения новых преступлений, а также к невменяемым лицам, совершившим общественно опасное деяние, в целях улучшения их психического состояния и предупреждения совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

Принудительный характер мер уголовно-правового характера подчеркивает то, что назначение и исполнение таких мер осуществляется безотносительно воли соответствующего лица (хотя и не обязательно вопреки ей).

Иным мерам уголовно-правового характера не свойственно наличие карательной составляющей.

Иные меры уголовно-правового характера не являются наказанием и не ставят своей задачей исправление лица. Они могут заключаться в оказании лицу, совершившему преступное деяние, медицинской помощи, в том числе в условиях отбывания наказания, в его изоляции, если данное лицо представляет угрозу для окружающих, возвращении имущества законному владельцу или возмещении причиненного ему ущерба и т.д. Уголовно-правовой институт конфискации имущества, кроме того, призван служить целям противодействия финансированию терроризма, экстремизма и организованных преступных структур. Тем самым, целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе – охрана интересов общества и его членов) и частная превенция.

Содержание и цели применения иных мер уголовно-правового характера обусловливает и то, что закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения. Как принудительные меры медицинского характера, так и конфискация имущества могут применяться до тех пор, пока не будут достигнуты их непосредственные цели: излечение осужденного и изъятие имущества, неправомерно находящегося у лица. Более того, это единственные меры, предусмотренные уголовным законом, срок применения которых не ограничен.

В отличие от наказания и типичных мер уголовно-правового характера, применение иных мер находится вне связи с судимостью. Так, судимость является правовым последствием применения любого вида наказания; судимыми признаются лица, отбывающие условное осуждение, отсрочку и т.д. Назначение иных мер уголовно-правового характера не порождает судимости; равно как и погашение или снятие последней в связи, например, с отбытым наказанием не служит препятствием для исполнения отдельных принудительных мер медицинского характера или конфискации имущества.

Основанием применения иных мер уголовно-правового характера является не только обвинительный приговор суда, но и другие судебные решения. Принципиально и то, что иные меры уголовно-правового характера, в отличие от всех других уголовно-правовых мер, предусмотренных уголовным законом, могут назначаться самостоятельно, т.е. не в сочетании с наказанием.

Признаки иных мер уголовно-правового характера:

1. могут быть назначены обвинительным приговором и другим решением суда;

2. назначаются в связи с совершением общественного опасного деянии или преступления как лицам их, совершившим, так в предусмотренных законом случаях – в отношении третьих ли;



4. не обладают возмездным характером, не предусматривают лишения или ограничения прав и свобод адресата;

5. не влекут судимости и других юридических последствий;

6. целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе – охрана интересов общества и его членов) и частная превенция, а также иные специальные цели;

7. закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения.

Иная мера уголовно-правового характера может быть определена как предусмотренная уголовным законом некарательная мера государственного принуждения, назначаемая по решению суда в связи с совершением общественного опасного деянии или преступления как в отношении лиц их, совершивших, так и в предусмотренных законом случаях – в отношении третьих лиц. Мера уголовно-правового характера применяется в целях восстановления социальной справедливости, предупреждения совершения новых преступлений и других специальных целях.

УК РФ в гл. VI «Иные меры уголовно-правового характера» предусматривает возможность применения, помимо наказания, принудительных мер медицинского характера (далее - ПММХ). Таким образом, ПММХ являются одной из разновидностей мер уголовно-правового воздействия и выступают в роли формы реализации уголовной ответственности. При этом данным мерам присущи свойства, как указывающие на их сходство с наказанием, так и позволяющие говорить об их принципиальной нетождественное™.

Принудительными мерами медицинского характера являются, регламентированные УК РФ меры, назначаемые судом в целях излечения (улучшение психического состояния), а так же изоляции лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, либо совершивших преступления и при этом страдающих психическими расстройствами не исключающими вменяемости и нуждающихся в психиатрической помощи.

ПММХ, предусматривают ряд правоограничений (ограничение свободы, необходимость прохождения медицинского обследования и лечения и т.д.), носят принудительный характер. Применение ПММХ возможно за совершение общественно опасного деяния, указанного в качестве преступления в Особенной части УК РФ. ПММХ, как и наказание, применяются в целях предупреждения совершения новых преступлений.

В то же время, в отличие от наказания, ПММХ не влекут за собой судимости, не содержат выражения от имени государства отрицательной оценки действий лиц, страдающих психическим расстройством, не содержат элементов кары, не преследуют цели исправления. Кроме того, суд, назначая ПММХ, не устанавливает их продолжительности. Немаловажное отличие ПММХ наблюдается в целях применения и средствах их достижения. Так, согласно ст. 98 УК РФ ближайшие цели ПММХ заключаются в излечении лиц, страдающих психическими заболеваниями, или улучшении их психического состояния. Основная цель состоит в предупреждении совершения ими новых общественно опасных деяний, предусмотренных в Особенной части УК РФ. В связи с этим принудительность ПММХ и установленные законодательством правоограничения носят лишь вынужденный характер, обусловленный необходимостью обеспечения лечебного процесса.

Рассматривая социально-правовую природу принудительных мер медицинского характера, можно выделить два взаимообусловленных критерия (признака) - юридический и медицинский.

Юридический критерий выражается в том, что правовое регулирование оснований и целей применения, порядка назначения, изменения и прекращения ПММХ осуществляется в рамках уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Так, УК РФ в разд. VI закрепляет основания, цели, виды и порядок назначения ПММХ (ст. 97-104 УК РФ). УПК РФ устанавливает процессуальный порядок принятия судебного решения о назначении, изменении и прекращении ПММХ (гл. 51), а также процессуальное положение, круг нрав и обязанностей лиц, к которым применяются данные меры, и организаций, осуществляющих принудительное лечение. Кроме того, правовую основу применения данных мер составляет Закон РФ от 12 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», который предусматривает порядок и условия лечения больных, а также ведомственные подзаконные акты, регулирующие порядок функционирования медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь. Разъяснения применения принудительных мер медицинского характера содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. № 6 «О практике применения принудительных мер медицинского характера».

Необоснованное применение ПММХ, как и любой другой меры государственного принуждения, влечет существенное нарушение законных прав и интересов граждан. В целях недопущения указанных фактов в настоящее время в Российской Федерации созданы правовые гарантии для законного применения ПММХ. Одним из средств предупреждения необоснованного применения ПММХ выступает возможность привлечения к уголовной ответственности за незаконную госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 128 УК РФ).

Медицинский критерий ПММХ выражается в оказании медицинской помощи лицам, страдающим психическими заболеваниями, режимом прохождения лечения и медицинскими показаниями к его изменению, продлению, прекращению. Официальное заключение комиссии врачей- психиатров, в котором содержатся диагноз заболевания и конкретные рекомендации по проведению лечения, является фактической основой для выбора судом конкретного вида ПММХ, его изменения, продления либо отмены. Так, содержание конкретной меры, т.е. характер лечения, назначаемые процедуры, применяемые медикаменты, частота их применения, основываются исключительно на медицинских показаниях и находятся в ведении медицинского персонала лечебного заведения.

В зависимости от режима прохождения лечения ПММХ делятся на две группы:

  • - принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях;
  • - принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.