Конституционная система государственных органов российской федерации. Единство системы государственных органов РФ

Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данные органы власти самостоятельны.

Кэролайн фон Галл является младшим профессором в Институте Восточного права Университета Кельна. Ее исследовательские интересы включают конституционное право в России и Украине, юридическую философию в Восточной Европе, передачу правовых идей между Германией и Россией и защиту прав человека в Европе.

Особенности функционирования государственной власти в современной России

Конституционный суд проводит первую сессию после переезда из Москвы в Санкт-Петербург. Однако в российской правовой действительности эти права и принципы до сих пор оставались в значительной степени нереализованными. Всемирный банк также дает судебной системе России плохие показания.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией России Президент является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных соглашениях. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Во всемирно-близких наблюдаемых судебных процессах против бывшего нефтяного магната Михаила Ходорковского отчетливо видны дефициты российской судебной системы. В течение многих лет доверие граждан России к судьям и судам было соответственно низким. Тогдашний президент Путин встретил эти злоупотребления со спросом на «диктатуру закона». Однако это означает, что менее сильная независимая судебная система, чем безусловное правопорядок администрации. Не отрицая важности независимой судебной системы, Путин дал понять, что укрепляет и стабилизирует внутренний и внешний приоритет России по всем другим проблемам.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ различных НПА, решает споры о компетенции м/у органами власти, по запросам дает толкование конституции.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Он оправдывает плохую конституцию справедливости внешнему, если это необходимо, с трудностями общей трансформации. В качестве причины для неработающей судебной власти политическое руководство в конечном счете ссылается на коррупцию в судебной системе. Таким образом, администрация Путина рассматривает исторический скептицизм в отношении судей в России: на протяжении веков закон использовался прежде всего как инструмент сохранения власти правителей.

Президент Медведев начал новый термин с новым подходом. В отличие от своего предшественника, он резко критиковал русский «юридический нигилизм» и неоднократно призывал к укреплению независимости судебных органов. Но даже во время его пребывания в срочном порядке неотложные меры реформы еще не были решены.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления или через выборные и другие органы МСУ.

Хотя независимость судей в основном закреплена в конституции, существует отсутствие простых правил, которые реализуют этот принцип на практике. Таким образом, индивидуальный судья действительно сильно зависит от президента его суда. Например, отдельные дела в суде по-прежнему распространяются председателем суда по их усмотрению соответствующему судье. Он может таким образом влиять на прецедентное право, передавая дело конкретному судье. Такая процедура нарушает принцип судебного судьи и ставит под угрозу независимость судьи.

Эффективность государственной власти в современной России

Несмотря на то, что зарплаты судей увеличились, их зависимость от бонусов и жилищных субсидий остается, что также делает президент суда. Между тем условия для дисциплинарного производства и увольнения судей не всегда достаточно ясны. С другой стороны, сегодня существуют области юриспруденции, свободные от вмешательства государства. С другой стороны, свобода существует только там, где она не подвергает опасности могущественных.

Вопрос 16 Президент в рф

Президе́нт Росси́йской Федера́ции - высшая государственная должность Российской Федерации , а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства . Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы . Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации , прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации . В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления в Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Последнее положение являлось предметом публичного рассмотрения в Конституционном суде по запросу Государственной думы о толковании Конституции. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чём идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает .

В результате судебная система не является полностью независимой, но она предоставляется. В Советском Союзе Прокуратура была мощным авторитетом. В их обязанности входило не только защита интересов государства в уголовном судопроизводстве, но и обеспечение общего контроля за законностью администрации и судов. Таким образом, она была намного сильнее, чем судьи.

Эта сильная позиция должна была быть преодолена после поворота: полномочия прокурора были ограничены, права обвиняемого в уголовном судопроизводстве значительно укрепились. Фактически, российская Прокуратура оставалась мощным институтом с обширными компетенциями. Как правило, жалуются, что судьи слишком часто следуют ходатайствам прокурора без комментариев. Исключением являются акциты после сборов обвинения. Число оправдательных приговоров возрос только путем введения присяжных.

ПОРЯДОК ИЗБРАНИЕ

Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» .

Согласно этому закону для регистрации кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) минимум 2 миллиона подписей граждан РФ, которые его поддерживают. Закон позволяет приносить их с запасом в 5 %, то есть до 2 миллионов 100 тысяч подписей. ЦИК должен проверить не меньше 20 % из 2 млн подписей. Если количество брака превышает 5 %, то дополнительно проверяется ещё 10 % подписных листов. Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации - если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше 2 миллионов.

Исходя из своих традиционных компетенций, обвинение имеет право вести гражданский судебный процесс, когда сам человек не может осуществлять свои права. Кроме того, обвинение может по-прежнему сегодня, хотя и строго ограничено, протестовать против окончательного гражданского решения и повторного рассмотрения процедуры. В прошлом Европейский суд по правам человека критиковал за нарушение принципа правовой определенности как элемента справедливого судебного разбирательства.

Реформа профессии была долго отложена после поворота. Несколько лет назад юристы были коренным образом реформированы и введено самоуправление юристов. Тем не менее, случай с российским адвокатом Сергеем Магнитским показывает, что сегодня юридическая профессия в России может быть довольно опасной. Магнитский представлял международный инвестиционный фонд в России, обвиняя российские власти в массовом налоговом мошенничестве в экономической деятельности государственных предприятий. Затем он сам был покрыт обвинениями и арестован.

ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ

Первый президент России был избран в 1991 году сроком на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года ). В соответствии с изменением Конституции, вступившим в силу 31 декабря 2008 года , начиная с выборов 2012 года , Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок.

Дело до сих пор не разрешено. Российская судебная система знает некоторые особенности, такие как автономная военная юрисдикция, унаследованная от Советского Союза. Она отвечает за все правовые вопросы, касающиеся солдат. Только недавно это положение было отменено, согласно которому все судьи должны быть солдатами.

Ресурсы государственной власти в современной России

Советская традиция также является собственной экономической юрисдикцией. В Советском Союзе государственный арбитраж конфисковали споры между двумя государственными предприятиями. Хотя экономические агенты сегодня имеют формы частного права, экономические суды остались под новым знаком. Однако в настоящее время они в значительной степени прозрачны и эффективны, хотя коррупция здесь высока, как и в других отраслях судебной системы. С другой стороны, в России нет административной юрисдикции. Эксперты убеждены, что независимые административные суды важны для верховенства закона.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Список использованной литературы

Административные суды разъясняют юридические вопросы, вытекающие из отношений между государством и гражданином. Создание специальных административных судов будет отражать политическую волю, с тем чтобы сделать обязательство администрации проверять закон. Однако до сих пор такая реформа в России невозможна.

Новизной в российской системе правосудия является Конституционный суд. В первые годы независимости России суд оказался мощным фактором верховенства закона. В очень замечательных суждениях он обосновался с советской властью и укрепил недавно достигнутые принципы разделения властей и верховенства закона.

Единство системы государственных органов Российской Федерации проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, один подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Ресурсы государственной власти в современной России

В борьбе между президентом Ельциным и парламентом Конституционный суд выступил против президента. Из этого боя он был сильно ослаблен и потерял доверие как независимый орган. Во время правления Путина суд оказался надежным сторонником президента. Президент Конституционного суда Соркин оправдывает этот подход, указывая на сценарии внешнего и внутреннего угроз и сохраняющуюся опасность страновой нестабильности. Судья Кононов, известный как критический дух в Конституционном суде, должен был уйти в отставку.

Единство системы государственных органов Российской Федерации усиливается еще и тем, что ее составные части сами образуют системы органов. Так, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 77), в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В результате Конституционный суд сегодня является институтом, который в случае сомнений не принимает решения против могущественного, но в политическом процессе, а также из-за его влиятельного президента Суда, который хорошо воспринимается и принимает соответствующие решения. Примером этого является решение о смертной казни года. Здесь суд подчеркивает важность присоединения России к Европейской конвенции о правах человека, которая запрещает смертную казнь.

Россия и Европейский суд по правам человека

Сегодня Европейский суд по правам человека обеспечивает необходимую компенсацию за значительные недостатки российской системы правосудия. Поэтому спешка с судом из России огромна. Необычно высоки нарушения Российской Конвенции за бесчеловечное или унижающее достоинство обращение. К ним относятся главным образом жалобы на военные действия в Чечне, а также ситуация в российских тюрьмах. Также распространено жалобы на нарушения права на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство и эффективную жалобу.

Как уже ранее отмечалось, государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция Российской Федерации (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов, президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая в свою очередь может быть по различным признакам разделена на ряд иходящих в нее звеньев.

До сих пор Россия платит суммы возмещений, наложенных на нее Европейским судом. Однако недостатки, выявленные Судом в российской правовой системе, не всегда исправляются законодателем с необходимым определением. Тем не менее, членство России в Европейской конвенции о правах человека остается одной из величайших надежд на систему правосудия в России.

В то же время трудно себе представить, что не так давно в России не было ни президента, ни в Советском Союзе, ни в братских республиках - до тех пор, пока. Центральный комитет партии сформировал верховный орган, принимающий решения. Группа ведущих государственных чиновников, называя себя государственным комитетом по чрезвычайному положению, захватила власть с целью сдержать Советский Союз от краха. Но Борис Ельцин призвал к сопротивлению, тысячи людей присоединились и пошли по баррикадам. Провал попытки государственного переворота ускорил развал Советского Союза.

Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст. 80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы исполнительной власти подразделяются на

Партийная элита пыталась захватить эту власть: она объявила чрезвычайное положение и в Москве подняли танки. Но она потерпела неудачу. В то время как некоторые обвиняют реформы Горбачева в распаде, другие видят причины прежде всего в глобальной динамике.

Горбачев оказался в политическом небытии

Ситуация с Борисом Ельциным была совершенно иной. Борис Ельцин был первым демократически избранным президентом России. Ельцин начал масштабные реформы, в том числе программу приватизации государственной собственности и важную программу преобразования политической культуры. В начале своего пути в качестве главы государства России. Он не мог получить контроль над Коммунистической партией; он, вероятно, тоже этого не хотел. Ельцин смог получить власть над государственными структурами. Однако принципиальных изменений в политических институтах в России не произошло.

Органы законодательной власти это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания, республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти – Правительство Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти – президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство Российской Федерации образуется Президентом Россиискои Федерации, который назначается с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства – заместителей Председателя Правительства и федеральных министров Главы администраций, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российскои Федерации.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции Россиискои Федерации, конституций и уставов ее субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные – это Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Федерации, ко вторым – министерства, государственные комитеты и иные ведомства Федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру последней могут бьпь подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. Первые, – как правило, ми-нистерс тва, вторые – главным образом государственные комитеты.

Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные – это Правительство Российской Федерации и правительства ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы судебной власти – Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие Федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации.* Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и у головного судопроизводства.

* См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №1. Ст. 1.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд Российской Федерации

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 126), Верховный Суд Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Российской Федерации.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотвор-ческой деятельности государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 129), Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации».*

*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно состоят эти государственные органы. .

В число этих органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.

Смотрите также: