Пенсионное обеспечение водителей скорой помощи по кзот. Когда водители имеют право на досрочную пенсию

Елена Тарасова

Добрый день, спасибо за Ваш вопрос. Вы должны знать, что основным нормативным документом, регулирующим предоставление дополнительных отпусков медицинским работникам, является Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее - Список), утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298-П/22 (в редакции от 29.05.91).

В Разделе XL «Здравоохранение» Списка установлено, что при работе на станциях (в отделениях) скорой и неотложной медицинской помощи и в отделениях выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц право на дополнительный отпуск имеет:

· водитель автомобиля - 6 рабочих дней;

· водитель автомобиля при одновременном выполнении обязанностей санитара при эвакуации инфекционных больных - 12 рабочих дней;

· водитель автомобиля при одновременном выполнении обязанностей санитара при эвакуации психически больных - 30 рабочих дней.

В соответствии с п. 18 Инструкции о порядке применения Списка, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.75 № 273/П-20 (в редакции от 15.04.2004), если работник имеет право на получение дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда по нескольким основаниям, отпуск предоставляется по одному из этих оснований.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 23.02.91 № 116 «О повышении заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения» водителям выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи за непрерывную работу в этой должности свыше трех лет предоставляется также ежегодный дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск.

Данный отпуск предоставляется сверх дополнительного отпуска, установленного Списком. Отметим, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей в коллективном договоре или локальном нормативном акте могут предусматривать дополнительные отпуска большей продолжительности, чем установлено законодательством (ст. 41 и 116 ТК РФ). При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском полностью (ст. 120 ТК РФ , письмо Минтруда России от 12.08.2003 № 861-7).

Не пугайтесь "древности" законодательных актов.

Если У Вас проводилась специальная оценка условий труда, то в карте аттестации у Вас должны быть указаны степень вредности и положенные Вам компенсации (в том числе и количество дней дополнительного отпуска)

Если до проведения экспертизы рабочих мест, водители скорой помощи имели право на дополнительный отпуск и их условия труда не изменились, то отказать им вправе на такой отпуск нельзя, так как спецоценка не позволяет отменить ранее установленные работнику гарантии.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"

3. При реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер НЕ МОГУТ БЫТЬ УХУДШЕНЫ, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона ПРИ УСЛОВИИ СОХРАНЕНИЯ соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер."

Нет ничего важнее и ценней человеческой жизни. Никогда нельзя предугадать, как и в какое время, человеку станет плохо и понадобится квалифицированная медицинская помощь. За то, насколько быстро бригада скорой помощи доберется до больного, отвечает водитель скорой помощи.

Именно на него возлагаются надежды по преодолению городских нескончаемых пробок или загородного бездорожья. Такой работник должен обладать прекрасными картографическими знаниями и умением квалифицированно водить доверенный ему транспорт.

Так сколько же зарабатывает водитель скорой помощи? Является ли данная профессия актуальной на сегодняшний день? Какова перспектива развития в этой должности? Для ответа на поставленные вопросы необходимо детально рассмотреть специфику работы в данном направлении.

Работа и обязанности водителя скорой помощи

Для того, чтобы стать водителем скорой помощи не требуется высшее медицинское или какое-либо еще образование. Вполне хватит среднего или средне-специального образования. Главным условием для приема на работу является водительское удостоверение с открытой категорией «В». На данную должность можно устроиться студентом медицинской академии и начинать получать опыт с первых курсов обучения.

Каждый водитель скорой помощи должен прекрасно ориентироваться в дорожно-транспортных развязках города, суметь объехать пробки, а также должен знать все служебные подъезды к медицинским учреждениям.

Данный работник напрямую подчиняется фельдшеру или врачу, который его заменяет. Также в обязанности водителя на данной должности входят:

  • исполнять задания, оставленные врачом;
  • нести ответственность за медицинский транспорт;
  • смотреть за исправностью приборов, сигнализирующих о приближении скорой помощи;
  • помогать медицинскому работнику в процессе переноса, погрузки и разгрузки больных или пострадавших;
  • помогать медицинскому работнику в оказании первой медицинской помощи (наложение швов, жгута, подключение необходимых аппаратов, транспортировка больных, отличающихся психически-нестабильным состоянием);
  • нести ответственность за сохранность медицинских инструментов, которые находятся внутри кареты скорой помощи;
  • исправно исполнять правила медицинского распорядка, а также правила техники безопасности.

Водитель скорой помощи – это не просто специалист, который умеет быстро ездить. Это человек, который с полной ответственностью и сердечностью подходит к рабочей деятельности, осознавая, что именно от него в большинстве случаев зависит жизнь пострадавшего. Такой специалист должен быть:

  • ответственным;
  • исполнительным;
  • добросердечным;
  • порядочным;
  • иметь хорошую координацию;
  • уметь быстро ориентироваться на местности;
  • иметь рациональный склад ума;
  • уметь быстро принимать решения;
  • стрессоустойчивым;
  • хладнокровным;
  • выносливым;
  • сдержанным.

Также работник этой профессии должен уметь выполнять несложный ремонт при поломке автомобиля, а также уметь самостоятельно оказать первую медицинскую помощь.

Плюсами данной профессии является высокая социальная ответственность перед людьми. Также для тех, кто уже имеет большой стаж в работе, предусматриваются хорошие денежные надбавки за работу. Но и минусов в профессии предостаточно:

  • высокий риск попадания в ДТП;
  • невысокий заработок на старте карьеры;
  • повышенная физическая занятость и нагрузки, которые могут пагубно отразиться на здоровье;
  • вероятность стрессовых ситуаций из-за постоянного ненормированного рабочего распорядка.

Заработная плата

Заработная плата сотрудника состоит из фиксированного оклада, который и является основным доходом водителя скорой помощи. Премии бывают не чаще, чем один раз в квартал и по усмотрению начальства. При непрерывном стаже работы сроком в три года специалисту к окладной части делается надбавка 10%, которая по истечении двух лет может повышаться.

Данная надбавка не может быть выше 30% от оклада за все время работы. Каждый работник может уйти на ежегодный отпуск, который оплачивается организацией, и составляет 28 календарных дней, где предусмотрены шесть дополнительных дней.

При исполнении водителем скорой помощи обязанностей санитара в период перевозки инфекционных больных, то его отпуск может быть продлен на 12 дней, а в процессе перевозки психически больных людей – 30 дней. Досрочного выхода на пенсию у данной категории работников государством не предусматривается.

В городах и регионах России

В Российской Федерации средняя заработная плата водителя скорой помощи в 2017 году равняется 18400 рублей. Самым востребованным регионом является Тамбовская область, где эквивалент запросов на сайтах по поиску работу составляет 22.2%. Следом идет Московская область с запросами в 13.9%, а третье место занимает Краснодарский край – 11.1%.

Самую высокую заработную плату получают водители скорой помощи, которые работают в Московской области. Там средний доход специалистов данного профиля равняется 39160 рублей. На втором месте по доходности является Ленинградская область – 32500 рублей, а следом идет Республика Башкортостан , где представители данной профессии зарабатывают 30 тысяч рублей.

В западных странах

В западных странах специализация «водитель скорой помощи» имеет актуальную и востребованную направленность. Правда, в большинстве случаев, работник совмещает еще обязанности парамедика или санитара, в обязанности которого входит неотложная помощь пострадавшим людям.

  1. В Соединенных Штатах Америки специалист данной области зарабатывает 30-40 тысяч долларов год. Эта заработная плата является средней по всей стране. Плюсами для водителей «неотложки» в США являются большие скидки на медицинское обслуживание и страховку.
  2. В Германии водитель скорой помощи может рассчитывать на зарплату 1800—2000 евро. Заработок невелик, но работнику предоставляется бесплатная корпоративная мобильная связь, а также большая скидка на страхование и медицинские услуги.
  3. Во Франции ситуация схожа с германской: водители получают в среднем 1.5-2 тысячи в европейской валюте.
  4. В странах ближнего зарубежья водители скорой помощи всегда требуются, но наблюдается большая текучка кадров. Это обуславливается тем, что запрос на таких работников велик, а заработная плата не всегда удовлетворяет соискателей.

Так, например, на территории Украины водитель скорой помощи зарабатывает в среднем 3200 гривен, что в переводе на российские рубли составляет 7140. На такую зарплату достаточно сложно прожить, тем более, если у работника есть семья и дети. Самым высокооплачиваемым регионом является Киевская область. Так специалист зарабатывает 3400 гривен в месяц (около 7600 рублей).

Коллеги из Республики Беларусь зарабатывают в среднем 400 белорусских рублей за отработанный месяц (чуть меньше 12 тысяч рублей). На Минскую и Гомельскую области приходится самое большее количество запросов по поиску представителей данной профессии – 11%. Самым высокооплачиваемым городом для водителей скорой помощи является Минск, где заработок может достигать 550 белорусских рублей (чуть больше 16 тысяч рублей).

В России профессия водителя скорой помощи является крайне важной и востребованной, но из-за отсутствия достойной заработной платы и условий труда лишь малая часть специалистов данной области идут работать в данную сферу.

На досрочное установление страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда имеют право водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Кто может выйти на пенсию пораньше

Мужчины по достижении 55 лет и женщины 50 лет приобретают право на получение пенсии, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет — соответственно для мужчин и женщин.

Досрочная пенсия таким работникам назначается, если они постоянно в течение полного рабочего дня осуществляют перевозки на регулярных городских маршрутах. К данному виду перевозок относятся регулярные маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), выполняемые автотранспортными средствами с двигателем, предназначенным для перевозок пассажиров с числом мест для сидения (помимо водителя) более 8.

К регулярным пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. В этом случае автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно следовать через все промежуточные контрольные пункты и прибывать на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.

Указанные сведения могут содержаться в таком документе, как паспорт на маршрут. В паспорте на маршрут указана вся информация, которая свидетельствуют о принадлежности маршрута к регулярному городскому (в черте города) или же к маршруту, не относящемуся к таковому, например, пригородный маршрут.

Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным, обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы. При этом правом на льготное пенсионное обеспечение такие водители будут пользоваться только при условии документального подтверждения постоянной и полной занятости (не менее 80% рабочего времени) на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Как подтвердить право на льготную пенсию

Водитель приступает к работе на основании путевого листа. На оборотной стороне путевого листа имеются реквизиты для заполнения: время отправления (по графику и фактически) и время прибытия (по графику и фактически), на основании которых можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц. Рейс считается выполненным без нарушения расписания, если автобус отправился в рейс точно по расписанию, своевременно проследовал все промежуточные контрольные пункты и прибыл на конечный пункт маршрута по расписанию с учетом допустимых отклонений. По данным путевых листов считывается отработанное время водителя.

При отсутствии путевых листов как документа, на основании которого можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц, необходимо представить справки с предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).

Кто не имеет права на льготную пенсию

Стоит учесть, что маршрутные таксомоторные перевозки не относятся к регулярным пассажирским перевозкам, а являются специальными, так как для них не устанавливается регулярность. В этой связи водителям автобусов, работающих в режиме маршрутных таксомоторных перевозок, оснований для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение не имеется.

Не имеют права на пенсионные льготы водители, работающие на пригородных, междугородних, специализированных маршрутах, а также водители, выполняющие заказные перевозки пассажиров по маршрутам, не относящимся к регулярным городским, либо водители ведомственного транспорта, осуществляющие перевозку работников предприятия.

Пенсия

Размер досрочной трудовой пенсии по старости работникам автомобильного транспорта определяется по общим правилам. Он зависит от продолжительности общего трудового стажа и заработка до 1 января 2002 года, общей суммы страховых взносов, поступивших в ПФР за застрахованное лицо после 1 января 2002 года на лицевой счет в системе ОПС.

Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, в том числе водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, занятым на регулярных городских пассажирских маршрутах, утвержден Приказом МЗСР РФ от 31 марта 2011г. № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».

Разъяснило некоторые нюансы оплаты труда водителей выездных бригад.

Оплата труда водителя, работающего в выездной бригаде территориального медицинского объединения центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, осуществляется в соответствии с приказом Минтруда и Минздрава «Об упорядочении условий оплаты труда работников учреждений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения» (далее - Условия).

В штатных расписаниях должностные оклады (тарифные ставки) работникам устанавливаются с учетом повышений. В соответствии с пп. 2.4.4 Условий, водителям санитарных автомобилей месячные тарифные ставки (оклады) повышаются на 20%. Перечень автомобилей, отнесенных к санитарным, утвержден приказом Минздрава от 02.10.2000 г. № 232. Согласно этому перечню, к спецсанитарным транспортным средствам относятся: скорая медицинская помощь; неотложная медицинская помощь; реанимационный; оперативный медицины катастроф; оперативно-спасательный чрезвычайных ситуаций; специальные перевозки (трупов, анатомических материалов).

Как указано в пп. 4.5.3 Условий, водителям устанавливается ежемесячная надбавка за классность к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах:

  • водителям II класса - 10%;
  • водителям I класса - 25%.

Такая надбавка устанавливается за фактически отработанное водителем время к тарифной ставке (окладу), определенного в соответствии с пп. 2.1–2.2 Условий, без учета повышения за управление санитарным транспортом.

В случае если водитель работал в ночное время (с 22.00 до 06.00) производится доплата в размере 50% часовой тарифной ставки за каждый отработанный час в ночное время. Перечень должностей и подразделений, за работу в которых производится указанная доплата, утверждается руководителем учреждения по согласованию с профсоюзом. Доплата за работу в ночное время начисляется на должностной оклад с учетом повышения.

В соответствии с пп. 3.4.4 Условий, руководители учреждений по согласованию с профсоюзом могут устанавливать ненормированный рабочий день для водителей легковых и санитарных автомобилей, автомобилей скорой помощи с доплатой 25% тарифной ставки за отработанное время. Доплаты устанавливаются к должностному окладу с учетом повышения.

Работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени водителю в повышенном размере не оплачивается, а компенсацией за ненормированный рабочий день является предоставление дополнительного отпуска продолжительностью до 7 к. д. по списку должностей, работ и профессий, определенных колдоговором.

Поэтому для водителей, которые задержались на выезде и отработали свыше нормальной продолжительности рабочего времени, применяется такой вид компенсации, как доплата к тарифной ставке (окладу) за ненормированный рабочий день. Доплата за ненормированный рабочий день не может предоставляться водителю выездной бригады, для которого в соответствии со ст. 61 введен суммированный учет рабочего времени.