Порядок исполнения обязанностей военной службы. Под исполнением военнослужащим обязанностей военной службы понимается? Призыв на военную службу

Военная служба Российской Федерации – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (ст. 6 Федерального закона № 58-ФЗ).

Функции по обеспечению обороны и безопасности являются одними из важнейших государственных функций.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, специальных, правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от реальных угроз.

Организация военной службы – комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в целях реализации гражданами воинской обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции РФ.

Воинская обязанность граждан предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Прохождение военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом о воинской обязанности и военной службе, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области. Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с вышеуказанным Законом, другими федеральными законами и вышеупомянутым Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих.

Закон о воинской обязанности и военной службе устанавливает два порядка прохождения военной службы – по призыву (в обязательном порядке) и по контракту (в добровольном порядке) (п. 2 ст. 2). Прохождение военной службы осуществляется:

  • – солдатами, матросами, сержантами, старшинами – по призыву или но контракту;
  • – прапорщиками и мичманами – по контракту;
  • – офицерами – по призыву или по контракту.

При этом на граждан Российской Федерации распространяются две формы прохождения военной службы (сначала – по призыву, затем – по контракту), а иностранные граждане могут проходить военную службу только по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Согласно указанному Закону призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, по обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее – граждане, не пребывающие в запасе).

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Согласно п.1 ст. 38 срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту, устанавливается:

  • а) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 г., за исключением военнослужащих, указанных в подп. "в" данного пункта, – 24 месяца;
  • б) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, за исключением военнослужащих, указанных в подп, "в" данного пункта, – 18 месяцев;
  • в) для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., – 12 месяцев;
  • г) для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., – 24 месяца;
  • д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., – 12 месяцев;
  • е) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

В срок военной службы не засчитывается время:

  • – пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
  • – отбывания ареста осужденным военнослужащим; отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;
  • – самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.

В Вооруженных Силах РФ основную часть личного состава составляют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (далее – военнослужащие-контрактники). Это офицеры, прапорщики, мичманы и другие специалисты, имеющие соответствующую профессиональную подготовку. Поступать в военные учреждения профессионального образования имеют право граждане, не проходившие военную службу, – в возрасте от 16 до 22 лет; прошедшие или проходящие военную службу по призыву, – в возрасте до 24 лет. Они должны соответствовать требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту. Курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, не проходившие военную службу и не достигшие 18 лет, приобретают статус военнослужащих-срочников.

Для военнослужащих-контрактников срок службы указывается в контракте о прохождении военной службы. В контракте закрепляются также добровольность поступления на военную службу и условия контракта. Нормативными правовыми актами определены требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Первый контракт о прохождении военной службы согласно п. 3 ст. 38 Закона о воинской обязанности и военной службе заключается:

  • – с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, – на три года, а с иностранным гражданином, поступающим на такую должность, – на пять лет;
  • – с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, – на пять лет;
  • – с военнослужащим, обучающимся в военном учреждении профессионального образования, – на время обучения в указанном образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания;
  • – с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования и поступающим непосредственно после окончания указанного образовательного учреждения на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, – па три года или пять лет.

Новый контракт о прохождении военной службы может заключаться с военнослужащим, являющимся гражданином, на срок три года, пять лет, десять лет или на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе); кроме того, на время обучения в военном учреждении профессионального образования и пять лет после его окончания (и. 5 указанной выше статьи).

Для замещения воинских должностей офицерами и прапорщиками (мичманами), а также гражданами, прошедшими и не прошедшими службу по призыву, установлены следующие требования :

  • а) по уровню образования:
    • – на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, кандидат должен иметь высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности;
    • – на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), иметь образование не ниже среднего профессионального, родственное соответствующей военно-учетной специальности;
  • б) по уровню профессиональной подготовки:
    • – на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, иметь опыт не менее :

одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности для граждан, прошедших военную службу по призыву;

двух лет стажа работы по соответствующей родственной военно-учетной специальности для граждан, не прошедших военную службу по призыву;

на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), иметь опыт не менее одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности – для граждан, прошедших военную службу по призыву, или одного года стажа работы по соответствующей родственной военноучетной специальности – для граждан, не прошедших военную службу но призыву;

  • в) по уровню физической подготовки:
    • – выполнять не ниже оценки "удовлетворительно" соответствующие нормативы по упражнениям, характеризующим развитие основных физических качеств (быстроты, выносливости и силы).

Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям.

Требования по уровню образования и профессиональной подготовки не распространяются на граждан, поступающих на военную службу по контракту, имеющих воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов) запаса.

Таким образом, характер требований , установленных к гражданам для замещения воинских должностей , отличается от требований, установленных для замещения должностей гражданской службы. Военнослужащие, кроме определенного уровня образования и профессиональной подготовки (стажа службы по специальности, опыта работы по родственной военно-учетной специальности), должны иметь необходимый уровень физической подготовки, а также соответствовать определенным требованиям, обусловленным спецификой и условиями военной службы.

Военнослужащий, являющийся гражданином, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военную службу и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом РФ и Боевым знаменем воинской части. До принятия Военной присяги военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач и задач при введении чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника.

Согласно ст. 42 Закона о воинской обязанности и военной службе военнослужащий проходит военную службу на воинской должности. Каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание.

В соответствии со ст. 46 указанного Закона в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах устанавливаются следующие составы военнослужащих и воинские звания (см. табл. 4.1).

Воинские звания военнослужащим присваиваются :

  • – высших офицеров – Президентом РФ;
  • – до полковника или капитана 1-го ранга включительно – должностными лицами в соответствии с ранее упомянутым Положением о порядке прохождения военной службы.

Сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

Статья 49 Закона о воинской обязанности и военной службе устанавливает предельный возраст пребывания на военной службе :

  • – маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала – 60 лет;
  • – генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала – 55 лет;
  • – полковника, капитана 1-го ранга – 50 лет; военнослужащего, имеющего иное воинское звание, – 45 лет.

С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении

военной службы может заключаться на срок до 10 лет, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.

Военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные негодными к военной службе – в отставку.

Статус военнослужащих установлен Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Закон о статусе военнослужащих) и Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-Φ3 "О воинской обязанности и военной службе" (Закон о воинской обязанности и военной службе).

Таблица 4.1

Составы военнослужащих и воинские звания

Составы военнослужащих

Воинские звания

Войсковые

Корабельные

сержанты,

старшины

Ефрейтор,

младший сержант,

старший сержант,

старшина

Старший матрос,

старшина 2-й статьи,

старшина 1-й статьи,

главный старшина,

главный корабельный

Прапорщики,

Прапорщик,

старший прапорщик

старший мичман

Младшие офицеры

Младший лейтенант,

лейтенант,

старший лейтенант,

Младший лейтенант,

лейтенант,

старший лейтенант,

капитан-лейтенант

Старшие офицеры

подполковник,

полковник

Капитан 3-го ранга,

капитан 2-го ранга,

капитан 1-го ранга

Высшие офицеры

Генерал-майор,

генерал -лейтенант,

генерал-полковник,

генерал армии,

Контр-адмирал,

вице-адмирал,

адмирал флота

Маршал Российской Федерации

Правовое положение (статус) военнослужащих совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих.

Правовое положение военнослужащих в определенной мере отличается от правового положения государственных гражданских служащих. Это отличие обусловлено, прежде всего, функционально-целевым предназначением и условиями военной службы. Долг военнослужащего – быть вооруженным защитником Отечества, обеспечивать оборону и безопасность государства. Профессиональная служебная деятельность военнослужащих постоянно связана не только с критическими физическими и психологическими нагрузками, но и с реальным риском для жизни и здоровья, особенно при ведении боевых действий.

Права и обязанности военнослужащих, возникающие в связи с прохождением военной службы, в основном такие же, как и у государственных гражданских служащих. Однако права и обязанности военнослужащих пока не приведены в определенную систему, изложены как в федеральных законах, так и в общевоинских уставах и различных подзаконных актах. К тому же содержание некоторых прав и обязанностей военнослужащих не в полной мере совпадает с содержанием аналогичных прав и обязанностей государственных гражданских служащих.

Например, в ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено право государственного гражданского служащего на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста. В Вооруженных Силах РФ таким правом обладают только военнослужащие-контрактники, т.е. профессионалы. Право военнослужащих на отдых, предусмотренное ст. 11 Закона о статусе военнослужащих, реализуется с учетом многих обстоятельств.

Право военнослужащих на должностной рост на конкурсной основе реализуется лишь при замещении воинских должностей, перечень которых ограничен.

Нормативными правовыми актами по вопросам военной службы не предусмотрено право военнослужащих выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов, тогда как такое право теперь предоставлено государственным гражданским служащим Федеральным законом № 79-ФЗ.

Характер общих обязанностей военнослужащих вытекает из существа военной службы:

  • – быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить пароду Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • – строго соблюдать Конституцию РФ и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • – дорожить воинской честыо, боевой славой и войсковым товариществом;
  • – совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • – быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну;
  • – соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Статьей 37 Закона о воинской обязанности и военной службе точно определяются случаи, когда военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы. Это узаконение имеет важное значение при решении всех вопросов прохождения военной службы и ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что же касается обязанностей военнослужащих, связанных с прохождением службы, то они в основном аналогичны обязанностям государственных гражданских служащих, изложенным в ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ.

Ограничения и запреты, указанные в ст. 16 и 17 этого Закона, также аналогичны тем, которые предусмотрены соответствующими нормативными правовыми актами но вопросам военной службы.

Военнослужащему запрещается обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников); участвовать в забастовках; отказываться от выполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статус военнослужащих, проходящих службу на территориях других государств, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Вопросы денежного довольствия военнослужащих регулируются Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Кроме того, ряд мер, направленных на совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих и усиление их социальной защищенности, определен:

  • – указами Президента РФ (например, Указом от 21 января 2012 г. № 100 "О проведении в Вооруженных Силах Российской Федерации эксперимента по унификации денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву");
  • постановлениями Правительства РФ (например, постановлением от 5 декабря 2011 г. № 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту";
  • приказами министра обороны РФ и руководителей других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (например, Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденный приказом министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700).

В соответствии с вышеназванным Федеральным законом № 306-Φ3 с 1 января 2012 г. установлена новая система денежного довольствия военнослужащих. Данный Федеральный закон устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы. Предусмотрено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат. Единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством РФ. Размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) по решению Правительства РФ. В частности, военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, устанавливаются следующие ежемесячные надбавки:

  • – за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс);
  • – за особые условия военной службы;
  • – за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;
  • – за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются в том числе:

  • ежемесячная надбавка за выслугу лет;
  • – ежемесячная надбавка за классную квалификацию;
  • – ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • – ежемесячная надбавка за особые условия военной службы;
  • – ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;
  • – ежемесячная надбавка за особые достижения в службе;
  • – премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
  • – ежегодная материальная помощь;
  • – повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию отдельным категориям военнослужащих.

Со дня вступления в силу указанного Федерального закона законодательные и иные нормативные правовые акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются в части, ему не противоречащей. Законодательные и иные нормативные правовые акты Союза ССР по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат действуют на территории России в части, не противоречащей этому Федеральному закону.

Наряду с рассмотренным порядком денежного довольствия для военнослужащих, членов их семей и граждан, уволенных с военной службы, федеральными законами установлены социальные гарантии и компенсации.

Согласно ст. 14 Закона о статусе военнослужащих продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется в одной из следующих форм:

  • – организация питания по месту военной службы, месту прохождения военных сборов – для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • – выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • – выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, в местах использования установленных законодательством Российской Федерации отпусков, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.

Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы, военных сборов по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Минобороны России (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством РФ.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, устанавливаемым Правительством РФ.

Законом о статусе военнослужащих определен порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

Согласно ст. 15 этого Закона военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

  • – военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • – офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • – прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (нс считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

Военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством РФ. Военнослужащие – граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Минобороны России (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие – иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках).

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. №512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" утверждены Правила признания военнослужащих – граждан России , обеспечиваемых на весь срок службы служебными жилыми помещениями , нуждающимися в жилье и его бесплатного предоставления данным лицам.

Правила касаются лиц с общей продолжительностью службы 20 лет и более, а также 10 лет и более при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Они признаются нуждающимися уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом применяется учетная норма площади жилья, установленная по избранному постоянному месту жительства.

Для признания нуждающимся военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление установленной формы.

В нем указывается избранное постоянное место жительства (наименование региона и его административно-территориального образования (для городов федерального значения – только город)). К заявлению прикладываются копии паспортов военнослужащего и всех членов его семьи, свидетельств о рождении детей до 14 лет, заключении (расторжении) брака, документов, подтверждающих право на дополнительные соцгарантии в части жилищного обеспечения. Также подаются выписки из послужного списка, справки о прохождении службы, общей ее продолжительности и составе семьи, а для увольняемых но состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями – о планируемом сроке увольнения; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет.

Решение но заявлению принимается не позднее чем через 30 рабочих дней со дня его представления. В случае признания нуждающимися военнослужащие ставятся на учет.

Кроме указанных лиц жилье дается бесплатно военнослужащим, которые на момент увольнения им нс обеспечены. Право собственности оформляется на основе выписок из решений о предоставлении жилья.

Военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь. В соответствии со ст. 16 Закона о статусе военнослужащих военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством РФ.

Члены семей офицеров, а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие с ними совместно, имеют право на медицинскую помощь в порядке, установленном Правительством РФ, в военно-медицинских учреждениях.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории для продолжения госпитального лечения в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Проанализировав организационные и правовые основы военной службы Российской Федерации, следует отметить, что эта служба, в силу ее специфического предназначения, имеет существенные отличия от правоохранительной и тем более от гражданской службы.

Первое из них состоит в том, что для военной службы главная цель – защита страны от посягательств других государств на конституционный строй , суверенитету территориальную целостности военный и экономический потенцией.

Второе – военная служба, исходя из оснований формирования личного состава, условий и порядка ее прохождения, делится на два вида: военную службу по контракту и военную службу по призыву.

Третье – оснащенность военной службы вооружением.

Четвертое – все виды юридической ответственности за правонарушения, связанные с военной службой, регули-

руются специальными правовыми актами или специальными нормами в общих актах. Так, дисциплинарная ответственность регламентирована Дисциплинарным уставом Вооруженных сил РФ, материальная ответственность – нормами Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", уголовная – нормами гл. 33 УК РФ "Преступления против военной службы", особенности административной ответственности – ст. 2.5 КоАП РФ "Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания".

Пятое отличие состоит в том, что военная служба имеет свою лестницу специальных званий от солдата до маршала.

Прохождение военной службы – это регулируемый федеральным законодательством, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания.

Прохождение военной службы влечет изменение служебно-правового положения военнослужащих, обусловленное определенными юридическими фактами, в период исполнения военной службы. Под условиями прохождения военной службы следует понимать урегулированные правовыми нормами обстоятельства и факты, образующие в своей совокупности порядок прохождения военной службы.

– с определением должностного положения военнослужащих;

– с присвоением, лишением воинских званий, снижением и восстановлением в воинских званиях военнослужащих;

– с военно-профессиональным обучением, подготовкой и переподготовкой (повышением квалификации) военнослужащих;

– с исполнением военнослужащими обязанностей военной службы, определением и предоставлением им времени отдыха;

– с аттестацией военнослужащих;

– с увольнением военнослужащих с военной службы и восстановлением граждан на военной службе;

– с выполнением военнослужащими особых обязанностей при введении чрезвычайного положения, военного положения и в условиях вооруженных конфликтов;

– с другими обстоятельствами (событиями), с которыми связано изменение служебно-правового положения военнослужащих.

Наступление юридических фактов в период прохождения военной службы и при исполнении обязанностей военной службы имеет разные правовые последствия.

Так, например, в случае гибели (смерти) или повреждения здоровья военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступивших при исполнении обязанностей военной службы, им дополнительно к страховым суммам выплачивается единовременное пособие в размерах, указанных в ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 8 ноября 2011 г. № 306-ФЗ. Наступление указанных последствий в период прохождения военной службы влечет только выплату им страховых сумм.

Таким образом, в законодательстве закреплен общий подход, в соответствии с которым наступление юридических фактов при исполнении обязанностей военной службы влечет более благоприятные правовые последствия, чем их наступление в период прохождения военной службы, но неисполнения при этом военнослужащим обязанностей военной службы.


Четкое установление случаев исполнения обязанностей военной службы позволяет конкретизировать условия наступления отдельных видов юридической ответственности военнослужащих. Период прохождения военной службы ограничен моментами начала военной службы и окончания военной службы.

Случаи исполнения военнослужащим обязанностей военной службы перечислены в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 37).

Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы (исполняют военную службу) в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия – до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

По общему правилу военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы;

б) добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения;

в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.

Перечисленные обстоятельства подлежат применению только к строго ограниченным правоотношениям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью военнослужащих (их гибель или смерть, получение ими увечья, ранения, травмы, контузии или заболевания). В указанных случаях на военнослужащих не будут распространяться социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (например, выплата страхового обеспечения и др.).

По действующему законодательству военная служба проходит в течение определенного законом срока. Понятие «срок» имеет двоякое значение. Так называют либо определенный период времени, либо определенный момент. В военно-служебных отношениях соответствующее понятие используется и в том и в другом смысле. Например, сроки военной службы военнослужащих, призываемых на военную службу, исчисляются в месяцах – определенный период, а день приобретения гражданином статуса военнослужащего, т. е. срок начала военной службы, – определенный момент.

Со сроком обычно связано возникновение, изменение или прекращение военно-служебных правоотношений. Срок военной службы представляет собой время, в течение которого действуют военно-служебные правоотношения.

Для военнослужащих, призванных на военную службу, продолжительность военной службы императивно определена Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и составляет 12 месяцев. Срок военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяется сроком, указанным в контракте о прохождении военной службы (срок контракта).

Указанным Законом и иными нормативными правовыми актами в зависимости от вида контракта предусмотрены три способа установления его срока:

1) самостоятельно военнослужащим:

а) в случаях заключения военнослужащим нового контракта:

– при окончании срока предыдущего контракта (п. 5 ст. 38);

– при отчислении из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры (подп. «в» п. 1 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы);

– при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой (п. 2 ст. 44);

– при освобождении его от должности руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (п. 6 ст. 32);

– ранее проходившим военную службу по контракту при прекращении оснований для приостановления военной службы (ст. 45);

б) в случаях заключения нового контракта с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту (п. 4 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы);

в) случаях заключения нового контракта на срок от шести месяцев до одного года (краткосрочного контракта) с гражданином, ранее проходившим военную службу по контракту, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и в иных чрезвычайных ситуациях (п. 7 ст. 38);

г) в случае заключения первого контракта военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (п. 4 ст. 38);

2) императивно для военнослужащих, заключивших:

а) первый контракт (п. 3 ст. 38);

б) новый контракт – военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру или военную докторантуру (для граждан, проходивших военную службу по контракту, при зачислении в военно-учебное заведение) на время обучения в указанном учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания (п. 5 ст. 38);

3) должностным лицом, указанным в п. 4 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, срок военной службы устанавливается военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившим желание продолжать военную службу.

В отличие от гражданского, гражданского процессуального и других отраслей права, в которых сроки определяются исчислением периода времени и календарной датой, срок военной службы устанавливается только истечением периода времени, исчисляемого годами, месяцами, днями.

Допускается установление срока с помощью указания на событие, т. е. не зависящее от лица (лиц) обстоятельство. В данном случае к событию предъявляется и еще одно требование: имеется в виду обстоятельство, которое неизбежно должно произойти. Примером может служить достижение военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе.

В срок военной службы не засчитываются:

– время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

– время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.

Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

Специфика военно-служебных отношений обусловила особенности исчисления сроков прохождения военной службы. С момента начала течения срока военной службы гражданин становится военнослужащим с присущим ему особым правовым статусом, т. е. он приобретает права и обязанности и на него возлагается ответственность.

В отличие от гражданского законодательства (ст. 191 ГК РФ), которым установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий после наступления календарной даты или соответствующего события день, течение срока военной службы начинается в 00 часов 00 минут наступления соответствующего дня (например, день вступления в силу контракта, день убытия к месту прохождения военной службы и др.).

Началом течения срока военной службы считается:

а) для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, – день присвоения воинского звания рядового;

б) для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, – день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;

в) для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, – дата зачисления в указанные образовательные учреждения.

Положением о порядке прохождения военной службы (п. 3 ст. 3) установлены особые правила для определения момента истечения срока военной службы.

Срок военной службы истекает:

а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву. Так, если срок военной службы начал течь в 00 часов 00 минут 30 мая 2012 г. (день присвоения военнослужащему воинского звания «рядовой»), то 12-месячному сроку военной службы по призыву будет соответствовать 24 часа 00 минут 29 мая 2013 г.;

б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года. Таким образом, срок контракта, установленный в три года, исчисляемый с 1 февраля 2012 г., будет считаться истекшим 31 января 2013 г.; в шесть месяцев, начавшийся 30 апреля, будет считаться истекшим 29 октября.

В случаях когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца. Так, с учетом того что в марте 31 день, а в сентябре 30 дней, шестимесячный срок контракта, начатый 31 марта, завершится 30 сентября.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:

– военнослужащий находится на стационарном лечении;

– военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;

– военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;

– военнослужащий участвует в походах кораблей;

– военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного;

– военнослужащий безвестно отсутствует – до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

– в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.

Продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все сроки его военной службы как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.

Определение продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.

В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.

В сроки военной службы включается также продолжительность предоставляемых военнослужащим отпусков, которые являются юридическими фактами (событиями), входящими в содержание прохождения военной службы.

В определенных случаях сроки военной службы могут быть увеличены. Так, в срок военной службы не засчитывается:

а) время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;

б) время отбывания ареста осужденным военнослужащим;

в) время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

г) время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин.

Контрольные вопросы и задания :

1. Раскройте содержание понятия «прохождение военной службы».

2. Перечислите случаи, когда военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы.

3. Охарактеризуйте порядок исчисления сроков военной службы, их начала и окончания.

4. Назовите периоды, которые не включаются в срок военной службы.


Как доказать юридический факт, что гибель военнослужащего, его травма или болезнь получены им при исполнении обязанностей военной службы?

Формулировка, «погиб при исполнении служебных обязанностей», не дает право родителям погибшего солдата на получение компенсации вреда от государства согласно п.8 ст.3 ФЗ от 07.11.2011 г. №306-ФЗ, а это около 3 000 000 рублей. Так считает начальник Управления труда и социальной защиты населения Минтруда РБ по г. Стерлитамаку.

Запись, в свидетельстве о болезни, что заболевание получено военнослужащим в период прохождения военной службы, тоже, по мнению военкомата, не является основанием для назначении 40 процентов пенсии по случаю потери кормильца, основании абзац 2 ст.7 ФЗ №4468, дополнительно к имеющейся пенсии его вдове. В этом уверен начальник отдела военного комиссариата Курской области по Горшеченскому, Касторенскому и Советскому районам.

Как видим, разновидностей формулировок в документах может быть много. А формулировка для отказа в предоставлении пособий и выплат от государства, на службе которому человек потерял здоровье или жизнь у чиновников одна «не находился при исполнении обязанностей военной службы» и при этом ссылаются на статью закона где она приведена, а раз формулировки в документах и в законе не совпадают, то и оснований для выплаты, или пенсии нет. Или попробуйте доказать обратное.

Как доказать юридический факт, что гибель военнослужащего, его травма или болезнь получены им при исполнении им обязанностей военной службы?

Первая мысль, обратиться в архив! Это тот, что в г. Подольск, Московской области, к тому-же к этому любезно подталкивают к этой идее тот чинуша, что только, что отказал заявителю в законной просьбе.
Цель у чиновника в данном случае одна, не дать денег вообще и никогда и он целенаправленно её добивается под маской доброжелательности и стремлении оказать «помощь», а точнее лишить заявителя права на положенные от государства выплаты.

Обратившись в архив Вы не получите ничего нового, кроме того чем вы и так располагаете, а потеряете ВРЕМЯ, а точнее, пропустите трех месячный срок, который вам дается на обжаловение действий (бездействий), решений органов гос. власти (ст.256 ГПК РФ), восстановить который будет проблематично.

Так, что-же делать? Самым разумным, видится это обращение с заявлением в суд по месту жительства или месту нахождения гос. органа (ч.2 ст.254 ГПК РФ).

Закрытый перечень оснований считать, что военнослужащий не признается погибшим, заболевшим при исполнении обязанностей военной службы приведен в ч.2. ст.37 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ. Другие основания законом не предусмотрены.

А поскольку, согласно ст.249 ГПК РФ, бремя доказывания лежит на гос. органе, следовательно он и должен предоставить доказательства того, что в момент гибели или получения заболевания, военнослужащий самовольного находился вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, добровольно привел себя в состояние опьянения или совершил деяние, признанное в установленном порядке общественно опасным.

Как логически следует из вышесказанного, решение суда будет в пользу заявителя, поскольку вряд ли гос. орган располагает доказательствами подобного рода.

Вопрос № 1 Исполнение обязанностей военной службы. Права военнослужащих. Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих. Обязанности солдата, обязанности командира отделения и взвода. Виды ответственности военнослужащих с учетом их правового положения.

Введение

Обеспечение

Текст лекции. Презентация.

Сегодня мы приступаем к изучению положений уставов ВС РФ. И начнем это изучение с основ. Таких как:

Права и обязанности военнослужащих, ответственность за соблюдение положений и требований устава;

Построение отношений между военнослужащими;

Размещение военнослужащих и соблюдение распорядка дня.

Эти положения подробно описаны в «Уставе внутренней службы ВС РФ».

В течение 2-х часового практического занятия мы ознакомимся только с основными положениями. Так как этот вопрос является фундаментальным для последующего обучения на военной кафедре, то необходимо самостоятельно продолжать его изучение во время отведенное для самостоятельной подготовки.


Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах.

В соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы или нет.

Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов. Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа (приказания) или распоряжения, отданного командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня (регламентом) служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;



ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемых без введения чрезвычайного положения;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

При необходимости военнослужащий по приказу командира (начальника) обязан приступить к исполнению обязанностей военной службы в любое время.

Военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

Самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" настоящей статьи;

Добровольного приведения себя в состояние опьянения;

Совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.