Служба безопасности малого предприятия. обеспечение личной безопасности предпринимателя, общие правила

Введение.

Деятельность предприятий в современных условиях хозяйствования в России является весьма сложной. И это связано не только с общим кризисным состоянием российской экономики, сохраняющейся инфляцией, низким курсом рубля и прочими макроэкономическими деформациями, но и с рядом специфических факторов, усиливающих активизацию угроз экономической безопасности предприятий.

Деятельность предприятия, по своей сути, является весьма разносторонней. Она связана с решением организационных вопросов, правовыми и экономическими проблемами, техническими аспектами, кадровыми и т.д.

В любом случае каждое предприятие представляет собой систему, включающую основные элементы и связи между ними. Как раз по линиям внутренних и внешних связей системы и могут реализоваться угрозы ее экономической безопасности.

Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние субъекта в текущем и перспективном периоде. Именно от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объект защиты является сложным, многоаспектным, то эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов, и все элементы управляемой системы рассматриваются только в совокупности, целостности, единстве. Таким образом, необходимо создание комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности.

1.Организация службы экономической безопасности.

Среди субъектов, обеспечивающих защиту экономической безопасности предприятия, наибольшее значение имеет служба собственной экономической безопасности (конечно, при наличии соответствующего размера субъекта предприятия и финансовых средств). Создание службы собственной экономической безопасности представляет на практике наибольшую трудность, поскольку каждый субъект сугубо индивидуален, поскольку специфична его деятельность. Однако можно выделить ряд этапов, рекомендуемых предприятиям при создании службы безопасности.

1.1. Принятие решения о необходимости создания службы экономической безопасности (СЭБ).

Вопрос о создании службы безопасности должен возникать в момент принятия решения об организации предприятия, в зависимости от выбираемого вида деятельности, объема предполагаемой к производству продукции, размера годового оборота и прибыли, использованию секретов производства, количества работников и т.п. Учредители должны заранее предусмотреть необходимость создания службы безопасности.

После государственной регистрации руководителями принимается окончательное решение о создании СЭБ. В случае положительного решения вопроса определяется ответственное лицо (группа лиц) которое будет непосредственно заниматься организацией службы экономической безопасности.

Задачи СЭБ – предупреждение угроз, реагирование на возникшие угрозы и определение конкретных объектов защиты. (Персонал, информация, компьютерные системы, здания и помещения).

Разработка положения о СЭБ, определение структуры, и утверждение штатов. Наличие соответствующей законодательной базы позволяет создать легальную службу безопасности.

1.2. Набор кадров.

Работниками службы экономической безопасности могут быть люди, специально и постоянно занимающиеся данной деятельностью как основной и привлеченные специалисты (например, главный бухгалтер, юрист и пр.).

При подборе постоянных работников в качестве важнейшего требования выступает профессиональная подготовка. В связи с этим предпочтение следует отдавать бывшим работникам правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой полиции) с соответствующим опытом работы и подходящим по умственным и морально-деловым качествам для данной деятельности. Для службы физической защиты целесообразнее приглашать лиц, проходивших службу в спецназе, СОБРе, ОМОНе., которые обладают профессиональными навыками владения оружием и рукопашного боя.

1.3. Непосредственная организация и функционирование службы экономической безопасности.

Для создания собственной службы безопасности предприятие (фирма) представляет в органы внутренних дел, по месту своего нахождения следующие документы:

Заявление о согласовании Устава службы безопасности;

Устав службы безопасности;

Лицензии руководителя и персонала службы безопасности на право осуществления охранно-сыскной деятельности;

О характере и направлениях деятельности службы безопасности, о составе и предполагаемой численности персонала, наличии специальных, технических и иных средств, потребности в оружии.

Собственное подразделение безопасности предприятия имеет право открытия текущих и расчетных счетов. Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

В процессе функционирования значительную роль играет умелая расстановка кадров службы безопасности руководителем, распределение прав, полномочий и степени ответственности, что позволяет обеспечить эффективную работу подразделения. Важным фактором повышения эффективности деятельности СЭБ является гибкая система стимулирования работников службы в зависимости от итогов работы.

Особое внимание следует уделять постоянному взаимодействию службы экономической безопасности с правоохранительными органами.

Финансирование службы экономической безопасности осуществляется из прибыли. Важнейшим фактором поощрения работников службы является быстрое и качественное выполнение всех поставленных задач. Экономия на СЭБ, как правило, оборачивается гораздо более крупными потерями.

1.4. Контроль за деятельностью СЭБ.

В целях поддержания высокого уровня профессионализма работников СЭБ, дисциплины всего персонала и обеспечения эффективной работы службы безопасности в целом, необходимо осуществление постоянного контроля и анализа результатов деятельности СЭБ. Для этого используются:

Регулярные текущие отчеты СЭБ перед руководством фирмы;

Отчеты по защите от конкретных угроз и принятых мерах;

Анализ отчетов и вывод руководства фирмы об эффективности работы СЭБ.

Важным элементом поддержания высокого профессионального уровня работников СЭБ является совершенствование своих деловых навыков, расширение знаний, что достигается постоянным повышением квалификации и переподготовкой на соответствующих курсах и изучением специальной литературы.

1.5.Взаимодействие службы безопасности с органами правопорядка.

Особое внимание в процессе повседневной деятельности следует уделять постоянному взаимодействию службы экономической безопасности с правоохранительными органами.

Взаимодействие СЭБ и правоохранительных может осуществляться по следующим направлениям:

    Кадры – проверка правоохранительными органами кандидатов на работу, сообщения предпринимателей о нарушениях конкретными лицами, подготовка с помощью правоохранительных органов работников служб безопасности.

    Информация – обмен взаимной информацией о способах совершения противоправных действий, потенциально опасных лицах, лицах, находящихся в розыске и пр.

    Организационное взаимодействие – создание системы совместного противодействия незаконной деятельности со стороны физических и юридических лиц (организация охраны, установка сигнализации, системы быстрого оповещения правоохранительных органов).

Особо важное значение для минимизации негативных последствий возникших угроз играет своевременное и оперативное информирование правоохранительных органов об обнаружении правонарушений вообще и преступлений в частности.

Работники службы безопасности должны знать, что правонарушения, которое они обнаружили со стороны других лиц, может повлечь наступление ответственности носящей одновременно как гражданско-правовой, так и уголовный характер.

При обнаружении правонарушения лицо, имеющее соответствующие полномочия, обращается в правоохранительные органы с заявлением. При наличии признаков состава преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса РФ, возбуждается уголовное дело. Если в ходе его расследования будет установлено, что действиями обвиняемого был причинен ущерб, то следователем решается вопрос о признании лица, права которого были нарушены, гражданским истцом (подробнее см.: - Уголовный процессуальный кодекс РФ, ст. 29). При наличии доказательств ущерба суд признает права гражданского истца на возмещение его ущерба с виновной стороны.

2. Структура службы экономической безопасности.

Структура службы экономической безопасности, является специфичной для различных субъектов предприятий. Она зависит от размера фирмы, количества заняты на ней, характера деятельности, роли конфиденциальной информации (коммерческой тайны) и т.п.

Служба экономической безопасности является важнейшим элементом комплексной системы экономической безопасности субъекта. Если предприятие (фирма) небольшое – целесообразнее не создавать собственную службу безопасности, а использовать услуги соответствующих охранных и детективных агентств. В том же случае если предприятие крупное и использует в своей деятельности значительные массивы конфиденциальной информации, то объективно необходимо создание своей службы безопасности.

Примерная структура службы экономической безопасности предприятия (фирмы). Выделенные блоки непосредственно входят в службу экономической безопасности, а остальные – только в пределах вопросов, находящихся в компетенции СЭБ.

Структура службы безопасности

Особое положение в структуре СЭБ занимает группа чрезвычайных итуаций. Предварительно следует сказать, что фирма, а значит и СЭБ, могут работать в двух режимах – обычном и чрезвычайном. При обычном режиме не возникает серьезных угроз экономической безопасности фирмы, идет профилактическая работа по их предупреждению и деятельность всех подразделений проходит в повседневном ритме. Возникающие проблемы и угрозы носят локальный характер и преодолеваются текущей работой подразделений фирмы, в том числе службой безопасности. При чрезвычайном режиме возникают неожиданные угрозы с высокой или значительной тяжестью последствий. В этом случае руководитель службы безопасности или руководитель фирмы собирает группу чрезвычайных ситуаций (кризисную группу), включающую наиболее квалифицированных в данной проблеме специалистов фирмы, для ее решения. Эта группа работает не постоянно, а лишь по мере необходимости.

Данная структура предусматривает организацию подразделений, занимающихся непосредственной защитой основных объектов угроз и, одновременно, взаимодействие с другими структурными подразделениями фирмы, от деятельности которых в той или иной степени зависит обеспечение экономической безопасности. Конечно, такая структура не является всеобъемлющей, однако, она может быть использована в качестве основы при создании более развернутой системы экономической (и общей) безопасности.

3.Технология защиты от угроз экономической безопасности.

Практическая деятельность службы экономической безопасности должна основываться на использовании типовых схем, процедур и действий. Прежде всего, следует сказать об общем алгоритме действий, на котором основана работа службы безопасности. Он включает следующую последовательность операций:


В должностные обязанности специалиста службы безопасности входит:

Обеспечение правовой и организационной защиты компании и коммерческой тайны;
- обеспечение соблюдения стандартов безопасности компании, контрольно-пропускного и внутриобъектового режима;
- организация видеонаблюдения, патрулирования территории;
- обеспечение сохранности ТМЦ, предотвращение хищений;
- проверка соискателей, проверка подлинности предоставленных документов, подготовка заключений, оформление документов о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну;
- взаимодействие с правоохранительными, контрольно-ревизионными органами, частными охранными структурами;
- участие в служебных расследованиях фактов хищений и нарушений режима безопасности, подготовка материалов для передачи в правоохранительные органы.

Заработная плата и требования работодателей

Средняя заработная плата специалиста службы безопасности в Москве составляет 50 000 руб., в Санкт-Петербурге - 40 000 руб., в Волгограде - 24 000 руб., в Воронеже - 25 000 руб., в Екатеринбурге - 32 000 руб., в Казани - 25 000 руб., в Красноярске - 29 000 руб., в Нижнем Новгороде - 28 000 руб., в Новосибирске - 32 000 руб., в Омске - 25 000 руб., в Перми - 29 000 руб., в Ростове-на-Дону - 29 000 руб., в Самаре - 29 000 руб., в Уфе - 25 000 руб., в Челябинске - 29 000 руб.

Должность специалиста службы безопасности открыта соискателям с образованием не ниже среднего специального. Кандидатам необходимо знать законодательство о безопасности и частной охранной деятельности, основные характеристики технических средств охраны и видеонаблюдения, владеть компьютером. Конкурентным преимуществом обладают соискатели, отслужившие в армии и МВД, с опытом работы в охранных структурах. Зарплатные предложения для специалистов без опыта работы на данной позиции в Москве начинаются от 35 000 руб., в Санкт-Петербурге - от 25 000 руб.

Вход в следующий зарплатный диапазон открыт соискателям с высшим образованием и опытом работы специалистом службы безопасности от 1 года. Работодатели предупреждают кандидатов о возможных командировках и разъездном характере работы: большинство компаний подбирают сотрудников с личным автомобилем. Зарплатные предложения для соискателей, соответствующих указанным требованиям, составляют от 40 000 до 50 000 руб. в Москве, от 32 000 до 40 000 руб. в городе на Неве.

Третий зарплатный диапазон - для специалистов службы безопасности с опытом работы от 3 лет. Работодатели отдают предпочтение кандидатам с высшим юридическим образованием. Обязателен опыт работы в компаниях по профилю работодателя, опыт проведения служебных расследований. Приветствуется опыт работы в правоохранительных органах. Зарплатные предложения в этом диапазоне в Москве достигают 67 000 руб., в Северной столице - 50 000 руб.

На максимальный заработок могут рассчитывать специалисты службы безопасности со стажем работы более 5 лет. Обязателен опыт работы в правоохранительных органах, опыт представления интересов компании в суде. Зарплатный максимум для специалиста службы безопасности в Москве - 100 000 руб., в Санкт-Петербурге - 80 000 руб.

Регион Диапазон I Диапазон II Диапазон III Диапазон IV Медиана
(без опыта работы специалистом службы безопасности) (с опытом работы от 1-го года) (с опытом работы от 3-х лет) (с опытом работы от 5-ти лет) (средняя заработная плата)
Москва 35 000-40 000 40 000-50 000 50 000-67 000 67 000-100 000 50 000
Санкт-Петербург 25 000-32 000 32 000-40 000 40 000-50 000 50 000-80 000 40 000
Волгоград 15 000-20 000 20 000-24 000 24 000-32 000 32 000-50 000 24 000
Воронеж 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-33 000 33 000-50 000 25 000
Екатеринбург 20 000-25 000 25 000-32 000 32 000-42 000 42 000-65 000 32 000
Казань 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-35 000 35 000-50 000 25 000
Красноярск 20 000-24 000 24 000-30 000 30 000-40 000 40 000-55 000 29 000
Нижний Новгород 20 000-22 000 22 000-28 000 28 000-36 000 36 000-55 000 28 000
Новосибирск 20 000-25 000 25 000-32 000 32 000-42 000 42 000-65 000 32 000
Омск 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-33 000 33 000-50 000 25 000
Пермь 20 000-24 000 24 000-30 000 30 000-40 000 40 000-60 000 29 000
Ростов-на-Дону 20 000-23 000 23 000-30 000 30 000-40 000 40 000-60 000 29 000
Самара 20 000-23 000 23 000-28 000 28 000-38 000 38 000-60 000 29 000
Уфа 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-35 000 35 000-50 000 25 000
Челябинск 20 000-23 000 23 000-30 000 30 000-38 000 38 000-60 000 29 000

Портрет соискателя

Сфера безопасности традиционно мужская: сильный пол составляет большинство кандидатов (97%). Молодежи до 30 лет среди претендентов - 15%, специалистов от 30 до 40 лет - 38%, от 40 до 50 лет - 34%, старше 50 лет - 13%. 81% соискателей имеет диплом вуза. 62% специалистов службы безопасности имеют водительские права категории «В».

класс твитнуть

Код для вставки в блог

Специалист службы безопасности на предприятии

Исследовательский центр портала Superjob в октябре 2015 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Специалист службы безопасности на предприятии» в 15 городах России. Подробнее...

      Глубоко заблуждается тот, кто считает, что безопасность бизнеса — эдакое «отдельно стоящее пугало» — зависит только от наличия крепких мускулистых парней и высоких заборов. Настоящая безопасность не должна быть очевидной. Здесь совершенно неуместны разовые меры или кавалерийские наскоки, дающие сиюминутный результат. Эффективная безопасность подразумевает целую систему мер при общей заинтересованности каждого сотрудника в пользовании ею.

Безопасность — фундамент бизнеса
Оперативная обстановка в компании, непосредственно влияющая на состояние ее дел, если она занимается металлоторговлей, и вытекающие из этого задачи службы безопасности — фундамент, на котором строится защита бизнеса. По понятным причинам уровень требований к прочности такого фундамента весьма высок.
Прежде всего, хотелось бы обозначить видение проблемы, без понимания которой нецелесообразно не только организовывать службу безопасности, но даже и обсуждать эту тему. Речь идет об устойчивых заблуждениях руководителей некоторых компаний насчет истинной роли безопасности. Неверные представления приводят к ситуации, когда руководитель превращает систему защиты либо в пугало, либо в подразделение типа «чего изволите?». И то и другое бесперспективно — примеров множество, в том числе и в мировой истории. Когда усилия безопасности были направлены на ложный путь, бесследно исчезали не только фирмы и медиагруппы, но и целые государства с хорошо обученной армией с высоким боевым духом.
Средств обеспечения безопасности работы компании много. Рекомендации по их применению тоже встречаются часто — выбор есть. Дело за малым: что именно взять на вооружение? Перед тем как принять решение, руководителю нужно, во-первых, максимально четко обозначить конкретные задачи подразделения безопасности, а затем доверить организацию этой работы профессионально подготовленному специалисту. Уважающий себя профессионал не возьмется за создание системы безопасности, если ее задачи размыты или неконкретны. Во-вторых, если специалист взялся за их выполнение, то теперь уже руководитель фирмы должен проявить терпение. Особенно если решение о создании службы безопасности принято не одновременно с основанием фирмы, а на пятом, шестом и т. д. году ее существования.

Если появляются недовольные, значит, вы на правильном пути
От руководителя службы безопасности невозможно ждать сиюминутных результатов, какие бы меры он ни принимал.

      Настоящая безопасность достигается не столько за счет отдельных мер, сколько за счет внедрения их системы. А чтобы эта система заработала, нужно время.

В первую очередь, к требованиям безопасности должен адаптироваться персонал компании, особенно если ранее такое подразделение на предприятии отсутствовало. Что особенно важно в период становления подобной службы?
1. Задача службы безопасности — вырабатывать, координировать и совершенствовать меры безопасности. Но свою причастность к обеспечению безопасности должны усвоить все сотрудники без исключения.
2. Не старайтесь понравиться всем. Главное внимание уделяйте своим задачам и их профессиональному выполнению. Не стоит бояться недовольных вашей работой: если таковые появляются — скорее всего, вы на правильном пути.
3. Объективно оценивайте оперативную обстановку. Для максимально полной оценки ситуации учитывайте информацию разного «калибра»: от финансово-экономического состояния конкурентов, криминальных структур, проявляющих интерес к предприятиям, работающим на рынке металлоторговли), до социально-психологического климата в коллективе, стиля работы руководителей, их планов, видения перспектив, наличия в компании «неформальных лидеров», их роли и т. д.
А теперь главное: какой должна быть система мер по обеспечению безопасности предприятия (см. рис. 1).

Предлагаемая схема довольно проста, но требует некоторых комментариев. Подразделения безопасности, подчиненные руководителю службы, создаются с учетом каждого конкретного предприятия. Они могут формироваться по линейному принципу (например, «организация работы по предотвращению хищений на объектах компании») или по объектовому («комплекс мер по обеспечению безопасности цеха пластмасс»). Если бизнес компании имеет специфические особенности, можно использовать смешанный принцип.
На большинстве предприятий подразделения безопасности формируются по следующим направлениям: экономическая безопасность, внутренняя безопасность, информационная безопасность, информационно-аналитическая работа... Перечисленные направления организационно входят в обозначенный на схеме блок «Подразделения безопасности». Смысл функционирования системы заключается в следующем.
Наряду с выполнением своих прямых должностных обязанностей руководитель подразделения безопасности опосредованно влияет на действия персонала компании, используя утвержденные генеральным директором нормативные документы компании (приказы, указания, инструкции и т. п.). При их подготовке руководитель службы безопасности органично вписывает в регламентирующие документы задачи безопасности или какую-то их часть.
Для качественной организации работы предлагается схема управления и контроля эффективности функционирования системы, представленная на рис. 2.

Все без исключения сотрудники службы безопасности от начальника до дежурного на пропускном пункте обязаны четко усвоить содержание нормативных документов. Руководителям подразделений следует периодически проводить проверку усвоения материалов путем инструктажа или принятия зачетов.
Положения, изложенные на этапах 1-3, должны быть обязательно отражены в плане работы службы безопасности. Запланированные мероприятия должны удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать уровню поставленных задач, содержащихся в приказах и должностных инструкциях;
  • иметь практическую преломляемость;
  • предусматривать конкретные сроки выполнения;
  • обеспечивать возможность проверки результата.
    В отчете кратко излагаются результаты выполнения запланированных, а также непредвиденных задач (возникших в связи с изменениями в оперативной обстановке, под влиянием неожиданных ситуаций и т. п.). В случае неисполнения некоторых плановых позиций указываются причины.
    С помощью анализа определяются:
  • оценка эффективности выполнения поставленных задач;
  • пути совершенствования деятельности службы безопасности и компании в целом.

    Анализируй и совершенствуй
    Результаты аналитической работы должны привносить качественные изменения в задачи, нормативные документы, должностные инструкции и т. д. в целях обновления фундаментальной базы безопасности путем ее подъема на более высокий и качественный уровень.
    Каждое направление блока имеет свою систему организационной деятельности. В качестве примера можно детализировать и представить схематически работу по направлению «экономическая безопасность» (рис. 3).
    В свою очередь каждый из вышеперечисленных элементов экономической безопасности также может быть конкретизирован, снабжен соответствующей нормативной базой. Для примера возьмем такое направление, как «возврат просроченной дебиторской задолженности», и изобразим схематично, как можно организовать подобную работу (рис. 4).
    Каждое направление блока имеет свою систему организационной деятельности. По аналогии с разделом «экономическая безопасность» организуется работа и по другим направлениям. Возникает своеобразная цепная реакция. Контроль службы безопасности присутствует практически во всех звеньях компании. Из рис. 4 видно, как вовлекается в обеспечение безопасности персонал компании.

        Существенный элемент системы — аналитическая работа подразделения, постоянные интеллектуальные усилия всех и каждого по выработке основного аналитического продукта, отвечающего на вопрос: что делать компании завтра?

    Составными частями данного продукта являются:

  • объективная оценка исследуемого направления в деятельности фирмы;
  • основные причины, повлиявшие на положительные или отрицательные результаты работы;
  • прогноз развития обстановки по основным составляющим предпринимательской деятельности;
  • конкретные меры по совершенствованию управления компанией (уточнение нормативной базы, стратегия и тактика кадровой политики и т. п.)
    Этот продукт должен быть качественным, так как он обеспечивает ту самую обратную связь между генеральным директором и руководителем службы безопасности, на основании которой руководитель компании убеждается, что не зря выделяет средства на службу безопасности. А если система защитных мер станет осью совершенствования работы компании, то применение известной формулы «деньги-товар-деньги» должно, на наш взгляд, положительно сказаться на росте заработной платы подразделения.

    Защищая бизнес, мы приумножаем доходы от него
    Главный признак стабильного бизнеса — наличие команды. Ее основные характеристики знакомы всем: общая нацеленность на результат, взаимозаменяемость, единая система вознаграждения. Важно, чтобы работали все организационные принципы команды. Баланс интересов обязателен. В противном случае, особенно если баланс нарушается довольно часто, команда превращается в группу со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и для фирмы.

    Подведем итог
    Меры безопасности должны не только действовать в каждом звене компании, но и вплетаться во все виды коммерческой, хозяйственной и иной деятельности. Поскольку важнейшим показателем эффективности работы коммерческой структуры является прибыль, умело выстроенная система мер обязана стать активом в достижении этой цели.
    Став равноправными членами команды, обеспечивая стабильность, сотрудники службы безопасности завоюют репутацию не только надежных защитников бизнеса, но и активных его участников.

  • – подразделение предприятия, специально созданное для защиты его законных прав и интересов от криминальной конкуренции со стороны социальных организаций и физических лиц, и функционирующее в соответствии с законом РФ от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

    Служба безопасности малого предприятия – неотъемлемая часть хозяйственной и иной предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной экономикой. Затра­ты зарубежных фирм только на охрану коммерческой тайны достигают 25 % от всех расходов на производство. В Западной Европе ассигнования на мероприя­тия, связанные с обеспечением безопасности, составляют от 15 до 20% стоимо­сти охраняемых ценностей. В России эти цифры не превышают одного про­цента. Вместе с тем отказ предприятий от необходимых мер защиты, экономия на защитных мероприятиях, по сути, способствуют развитию преступности.

    Необходимость службы безопасности определяется следующими причинами. Правоохрани­тельные органы обеспечивают безопасность граждан, общества и государст­ва, занимаются вопросами предупреждения и пресечения преступлений и уголовного преследования нарушителей закона. Но нарушениями закона не исчерпывается перечень причин, по которым страдает безопасность эконо­мических субъектов. Назовем хотя бы нарушение деловой этики служащими предприятия, а также организациями-партнерами. Последствия этих наруше­ний зачастую весьма серьезны. Предприятия же, заботясь о своем имидже, не всегда заинтересованы обнародовать факты о мошенничестве своих работни­ков, сведения о потерях от криминальной конкуренции, а потому сами про­водят служебное расследование, пытаются устранить негативные последст­вия собственными силами. Образуется своего рода пробел между компетенцией государственных правоохранительных органов и потребно­стями предприятий в защите своей безопасности. Этот пробел в значитель­ной степени и восполняют службы безопасности. Вместе с тем, нарушение государственной монополии в правоохранительной сфере не допускается. Основные задачи по борьбе с преступностью, включая оперативно-розыскные, следственные, су­дебные, сохраняются за государственными правоохранительными органами. Службы безопасности на предприятиях решают задачи превентивного характера, предупрежде­ния преступлении, затрагивающих интересы этих предприятий.

    Руководитель предприятия, определяя характер службы безопасности, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности предприятия, объектов, под­лежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по безопасности. Все подразделения службы безопасности в полном объеме создаются лишь крупнейшими экономическими субъекта­ми. Небольшие предприятия ограничиваются группами внутренней безопас­ности, состоящими из охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств защиты.

    В некоторых случаях создавать службу безопасности на предприятии не следует. В таком случае для защиты от криминальной конкуренции можно использовать технические средства. На основной персонал предприятия возлагаются соответствующие дополнительные функции. К проектированию системы защиты, опирающейся в основном на технические средства, целесообразно привлечь специализированные консультативные фирмы.

    Мероприятия по обеспечению безопасности можно проводить в разовом порядке или периодически. В этом случае необходимо обращаться в правоох­ранительные органы, частные специализированные организации, оказывающие услуги в области сыска, охраны, установки и ремонта технических средств, информационного бизнеса, а также в союзы предпринимателей. Можно огра­ничиться оборудованием помещений охранной и противопожарной сигнализа­цией. Для разовой перевозки материальных ценностей, обеспечения личной безопасности руководителей – использовать услуги охранных фирм. При на­личии потребности в проверке физических и юридических лиц – обратиться в специализированные организации, оказывающие информационные услуги.

    Вместе с тем в случае обращения руководства предприятия по вопросам безопасности к негосударственным организациям, специализирующимся в области сыска, охраны, предоставления технических средств защиты следует иметь в виду следующее. Сотрудничество с такими организациями требует больших финансовых затрат; неизбежен доступ к информации предприятия, иногда весьма конфиденциальной, что может привести к ее утечке. Нередко предприятие, оказывающее охранные услуги, не имеет государственной ли­цензии на частную охранную деятельность. В таком случае вероятнее всего, что «телохранители» причинят не меньше неприятностей, чем предполагае­мые злоумышленники. Такого рода услуги могут оказаться по существу ор­ганизационной формой легального рэкета.

    Практика показывает, что руководство предприятий все более ориентирует­ся на создание собственных служб безопасности. Об этом говорят результаты социологического исследования, проведенного Всероссийским научно-исследовательским инсти­тутом МВД. Сотрудники банковских учреждений, в том числе и их, руководи­ли, заполняли анкету по вопросам экономической защищенности банков и физической безопасности их сотрудников. Две трети опрошенных считают создание собственных служб безопасности делом либо абсолютно необходимым, либо жела­тельным. Ни один из руководителей банков не отказался от этой идеи на том основании, что имеются законные возможности обращаться за помощью в правоохранительные органы.

    Цель создания и деятельности службы безопасности малого предприятия – обеспечение для предприятия условий защищенности от криминальной конкуренции. Службы безопасности призваны оградить предприятия от применения по отношению к ним методов криминальной конкуренции и иной деятельности, наносящей ущерб вследствие нарушения законодательства или деловой этики.

    Важнейшие направления деятельности службы безопасности малого предприятия заключаются в следующем:: обеспечение физической безопасности руководителей и сотрудников предприятия; защита коллектива от проникновения лиц с криминальным прошлым, от разрушения благоприятного психологического климата; исключение несанкционированного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну; обеспечение сохранности материальных ценностей и финансовых средств предприятия; предотвращение возможного ущерба имиджу предприятия; создание условий, способствующих сохранению руководством предприятия контроля над делом; противодействие возможным попыткам со стороны конкурентов по­дучить соответствующие рычаги управления. Подразделения службы безопасности выполняют охранные, информационно-аналитические, организаторские, воспита-тельные, директивные и контрольные функции.

    Службы безопасности малых предприятий могут включать следующие основные подразделения: режимное; сыскное; охранное: техническое; информационное; аналитическое.

    Режимное подразделение создается, когда предприятие располагает коммерческой тайной или в его деятельности большое значение имеет иная информация конфиденциального характера.

    Сыскное подразделение создается при значительном объеме работ, свя­занных с выполнением функций сыска, когда имеются основания полагать, что предприятие может стать объектом промышленного шпионажа.

    Охранное подразделение создается в случаях, когда необходимо ограничить или исключить посещение предприятия посторонними лицами, если в помещениях имеются материальные ценности (оборудование, вычислительная, множительная техника) или финансовые средства, проводятся работы закрытого характера, хранится секретная информация или предметы, содержащие коммерческую тайну.

    Техническое подразделение необходимо, когда имеются основания предполагать, что в отношении объектов предприятия будут использоваться технические средства разведки, когда безопасность предприятия обеспечивается преимущественно с помощью технических средств – охранной и противопожарной сигнализации, средств видеонаблюдения и т. п.

    Информационное подразделение создается при существенном объеме данных, имеющих значение для защиты предприятия и сложных процедурах их обработки в течение ограниченного времени.

    Аналитическое подразделение необходимо при наличии сложной обстановки, многоплановых угроз безопасности предприятия, множественности возможных субъектов криминальной конкуренции.

    Кроме создания службы безопасности на малом предприятии, о назначение которой сказано выше, необходимо решать и задачу обеспечения личной безопасности самого предпринимателя.

    В силу своей природы рынок таит много опасностей для добросовестного предпринимателя, действующего в зоне повышенного риска и прямых угроз со стороны конкурентов и криминальных структур. В то же время надо отдавать себе отчет в том, что предпринима­тель – главное действующее лицо рынка и стержень любой эко­номической системы. Поэтому проблема защиты его интере­сов от противоправных посягательств, обеспечения безопас­ности личности приобретает особую остроту и значимость не только в личностном, но и экономическом плане.

    Защиту личности и обеспечение безопасности предприни­мателя в современных сложных условиях наиболее целесооб­разно рассматривать с системной позиции на основе комплекс­ного подхода.

    Концептуальная модель безопасности личности охватыва­ет следующие основные блоки: объекты угроз личности; угрозы; посягательства; места пребывания; время; методы защиты; направления защиты; средства защиты.

    Соблюдение, рассмотрение и реализация сути и содержа­ния каждого блока и составит комплекс мероприятий по обес­печения безопасности личности.

    Как известно, невозможно дать рекомендации на все слу­чаи жизни, особенно если это касается таких ситуаций, когда одна из сторон, имеющая злонамеренные замыслы, старается действовать скрытно, незаметно. Процесс подготовки преступ­ления против личности диалектически включает в себя взаи­мосвязанные части: защиту и нападение. Наличие высокого уровня защиты, готовность к выявлению и отражению попы­ток совершения преступления нейтрализуют действия зло­умышленников. Поэтому проблему личной безопасности мож­но изучить, если будут определены условия, без которых пре­ступление невозможно.

    Личная безопасность в определяющей степени зависит от самого человека, соблюдения им соответствующих правил пре­досторожности, норм поведения, физической и психологичес­кой готовности к отражению угроз. Заботящийся о себе обя­зан служить самому себе.

    Важнейшим элементом личной безопасности является в первую очередь информационная защита, которая включает:

    Сокрытие предпринимателем, членами его семьи, ближай­шим окружением информации, которая в случае ее использования преступником, может нанести ущерб предприни­мателю;

    Четкие инструкции родственником ближайшего окружения о том, какие сведения о предпринимателе им следует хра­нить в тайне;

    Своевременное информирование предпринимателя родствен­никами и близкими (обратная связь) о всех фактах подо­зрительного, необоснованного интереса к нему, указываю­щего на возможный сбор сведений о нем.

    Предприниматель сам должен не только ана­лизировать и изучать степень своей безопасности, но обяза­тельно вести учет всех сведений и фактов, являющихся, по его мнению, подозрительными. Это необходимо для последующе­го использования следственными органами в целях предотвраще­ния преступных действий или розыска и задержания преступ­ников.

    Одним из активных способов защиты личности является личная охрана, в том числе и самоохрана, которая должна вклю­чать в себя охрану предпринимателя в рабочее и нерабочее время, при проведении мероприятий, сопровождение и охрану членов семьи.

    Должен быть создан единый комплекс мероприятий по обес­печению безопасности предпринимателя.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, мы рассмотрели в лекции вопросы экономической безопасности малого предприятия торговли, основные составляющие внутрифирменной экономической безопасности, а также внутренние и внешние угрозы безопасности малого предприятия торговли. Кроме этого, рассмотрели вопросы о службе безопасности малого предприятия, обеспечении личной безопасности предпринимателя и общих правилах безопасности.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Бузанова Я.В., Ярочкин В.И. Корпоративная разведка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 304 с.

    2. Бузанова Я.В., Ярочкин В.И. Системы защиты предпринимательства: защита от недобросовестной конкуренции. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 256 с. – (Технологии безопасности)

    3. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 768 с.

    4. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 384 с. – (Серия «Учебник для вузов»)

    Введение

    Функции службы безопасности предприятия и ее структура

    Заключение

    Библиографический список используемой литературы


    ВВЕДЕНИЕ

    В условиях нестабильной экономической ситуации процесс успешного функционирования и экономического развития российских компаний во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности предприятия. На текущий момент не все руководители предприятий готовы в полной мере оценить необходимость создания надежной системы экономической безопасности. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов. Однако в сознании большинства граждан все еще сильны стереотипы, согласно которым данная область относится многими к сфере компетенции государства и специальных органов. Хотя предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая на свой «страх» и «риск», т.е. в первую очередь владелец бизнеса должен взглянуть на свое предприятие и определить те жизненно важные интересы, которые необходимо защищать в первую очередь. И защищать эти интересы нужно компании самой, а не надеяться на помощь государства. Одним из инструментов по обеспечению защиты безопасности предприятия может стать создание на его базе собственной службы безопасности.

    В своей работе я хотела бы остановиться на целях и структуре службы безопасности предприятия, а также на основных ее функциях.

    ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА

    Прежде чем, перейти к непосредственному изучению целей, структуры и функциям службы безопасности нужно определить перечень объектов, которые нуждаются в защите на предприятие.

    Во-первых, к ним относятся:

    Территория предприятия;

    Расположенные на территории предприятия объекты (здания, сооружения);

    Носители конфиденциальной информации (документы, изделия);

    Материальные ценности (грузы).

    Во-вторых, к особым объектам охраны относятся руководство предприятия, персонал, допущенный к конфиденциальной информации. Организация охраны руководства и персонала предприятия регулируются отдельным положением (инструкцией), которое утверждается руководителем предприятия, и, в необходимых случаях согласовывается с территориальными органами внутренних дел и органами безопасности.

    Основные цели охраны руководства и персонала предприятия - обеспечение их личной безопасности в повседневных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций, предотвращение возможных попыток завладения злоумышленниками защищаемой информацией путем физического и иного насильственного воздействия на этих лиц, выработка рекомендаций охраняемым лицам по особенностям поведения в различных ситуациях.

    К другим важным целям относятся также:

    Предотвращение попыток проникновения посторонних лиц (злоумышленников) на территорию (объекты) предприятия;

    Своевременное обнаружение и задержание лиц, противоправно проникших (пытающихся проникнуть) на охраняемую территорию;

    Обеспечение сохранности находящихся на охраняемой территории носителей конфиденциальной информации и материальных средств и исключение, таким образом, нанесения ущерба предприятию;

    Предупреждение происшествий на охраняемом объекте и ликвидация их последствий. К основным задачам охраны перечисленных объектов относятся следующие:

    Контроль объекта и охраняемой территории, в том числе территории с особым режимом пропуска, в целях обнаружения и предотвращения попыток несанкционированного проникновения на них посторонних лиц (злоумышленников);

    Обеспечение конфиденциальности и сохранения в тайне фактов проведения закрытых мероприятий на предприятии (его объектах), обсуждаемых или рассматриваемых на них вопросов;

    Сопровождение и охрана носителей конфиденциальной информации, в том числе служебных документов предприятия, материальных ценностей и грузов при их транспортировке и перевозке (доставке);

    Защита объектов и территорий с особым режимом пропуска от насильственных действий и вооруженных нападений, которые могут нанести ущерб предприятию;

    Выполнение в необходимых случаях специальных задач по обеспечению личной охраны руководства предприятия и персонала предприятия, допущенного к конфиденциальной информации;

    Участие в обеспечении пропускного режима для посетителей, транспортных средств и грузов на охраняемой территории (объектах предприятия) в целях установления личности и учета посетителей, контроля за ввозом, вывозом носителей конфиденциальной информации, грузов, материальных ценностей, предотвращения их несанкционированного перемещения, а также фиксации следов скрытых и открытых попыток хищения иного имущества предприятия;

    Систематический анализ эффективности системы охраны, принимаемых должностными лицами мер по охране объектов предприятия и обеспечению сохранности носителей конфиденциальной информации, материальных ценностей и грузов, и выработка предложений по совершенствованию системы охраны. Для реализации главных целей и основных задач охраны предприятия (его объектов) создается система охраны.

    Она включает личный состав подразделений охраны (караулов); технические средства охраны; места размещения личного состава, выполняющего задачи охраны, и используемых технических средств; методы охраны объектов. В качестве мест размещения личного состава охраны может быть использован один из основных элементов системы организации пропускного режима - контрольно-пропускные пункты.

    Используемые при охране предприятий технические средства охраны делятся на две группы:

    Средства обнаружения (пожарная и охранная сигнализация, «тревожное» оповещение, охранное телевидение, охранное освещение, аппаратура проверки почтовой корреспонденции, радиосвязь, прямая внутренняя связь, прямая телефонная связь с милицией и др.);

    Средства обнаружения и ликвидации (средства пожаротушения, средства индивидуальной защиты, газовые ловушки, автотранспорт, оружие, инженерно-технические средства и др.).

    В зависимости от масштабов и мощности организации деятельность по обеспечению безопасности предприятия и защиты информации может быть реализована от абонентного обслуживания силами специальных центров безопасности до полномасштабной службы самой компании с развитой штатной численностью.

    Если предприятие создает свои собственные штатные подразделения охраны, то они организационно могут быть объединены в службу охраны. Служба охраны включает посты охраны, группы (подразделения) сотрудников охраны (в том числе подразделение личной охраны руководства и персонала), группу охраны и сопровождения материальных ценностей и грузов, «тревожную» группу (группу быстрого реагирования), а также подразделения сторожевых собак (при необходимости). Однако наиболее часто подразделения охраны наряду с другими подразделениями, решающими задачи по различным направлениям защиты информации, объединяются в службу безопасности предприятия. Если предприятие создает свою собственную службу безопасности, то она как правила становиться самостоятельной организационной единицей, подчиняющейся непосредственно руководителю предприятия. Возглавляет службу безопасности начальник службы в должности, как правило, заместителя руководителя предприятия по безопасности.

    Совершенно очевидно, что если персонал службы безопасности по количеству большой, неизбежно встает вопрос о заместителях начальника службы безопасности. Их также должно быть не менее трех (по количеству подразделений службы безопасности), в крайнем случае, двух, если существует единая детективная служба.

    Как правило, заместитель начальника службы безопасности является одновременно руководителем одного из подразделений и, в свою очередь, также имеет одного или нескольких заместителей. Не вызывает сомнений целесообразность создания таких подразделений, как канцелярия и бухгалтерия (в случае, если службу безопасности не обслуживает единая бухгалтерия предприятия-учредителя).

    В крупных службах безопасности возможно введение должностей помощников (референтов) начальника.

    Как уже ранее было отмечено, структура, численность и состав службы безопасности предприятия (фирмы, компании и т.д.) определяются реальными потребностями предприятия и степенью конфиденциальности ее информации. Поэтому представить универсальную структуру службы безопасности невозможно, однако можно выделить основные структурные подразделения, которые должны присутствовать в большинстве случаев при организации службы безопасности на крупных промышленных государственных, акционерных предприятиях, в промышленно-финансовых группах, холдингах и т. п.

    Организационно служба безопасности должна состоять из следующих структурных единиц:

    Отдел режима и охраны, в составе сектора режима и сектора охраны;

    Отдел защиты информации;

    Инженерно-техническая группа;

    Группа безопасности внешней деятельности.

    Отдел режима и охраны

    Отдел режима и охраны является самостоятельным структурным подразделением службы безопасности и подчиняется начальнику службы безопасности. В его задачи входит:

    1) определение перечня сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну, организация и осуществление мер по обеспечению их безопасности;

    2) разработка системы предотвращения несанкционированного допуска и доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, и разработка соответствующих инструкций;

    3) организация и поддержание пропускного режима, организация прохода сотрудников и посетителей в различные зоны доступа;

    4) организация охраны аттестованных конфиденциальных помещений;

    5) организация личной охраны руководителей и ведущих сотрудников, обеспечение безопасности транспортировки грузов и документов;