Которые не разграничена и которые. Разграничение государственной собственности на землю: федеральный закон

Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть государственных земель.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов действующего земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на:

  • собственность Российской Федерации,
  • собственность субъектов Российской Федерации,
  • собственность муниципальных образований.
Право собственности (государственной, муниципальной) на земельные участки при разграничении собственности на землю возникает по основаниям, установленным гражданским кодексом РФ и федеральными законами, подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации и возникает непосредственно с момента государственной регистрации права собственности на данные земельные участки (ст. 25 ЗК РФ, ст. 8 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
На практике вопрос разграничения государственной собственностью на землю встает особенно остро в свете определения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками.
Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осуществляются на основании этого решения (например – заключение договора аренды), направлены на его реализацию или подготовку.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и муниципальных округов. Кроме того, распоряжение земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами или столицами субъектов Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из анализа норм земельного и гражданского законодательства, следует, что передача полномочий по распоряжению земельными участками, до разграничения государственной собственности на них, не есть передача функций собственника.
Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (не разграниченной собственности).
Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для распоряжения ими, что недопустимо в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (заключение договора купли-продажи, аренды и т.д.).
Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, – это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местного самоуправления одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие земельные участки и связанных с ним прав.

С 2002 года процесс разграничения государственной собственности на землю осуществлялся в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», определяющим критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».
За пять лет своего существования указанный закон практически не работал, так как процедура разграничения предполагала множественные и длительные действия.
Так, для отнесения земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации необходимо было подготовить перечень земельных участков и направить его для проверки и утверждения в Правительство Российской Федерации, которое проверяло их и принимало соответствующее распоряжение. Основанием для государственной регистрации права на землю являлись акты Правительства РФ. На каждый земельный участок, включаемый в перечень, формировалось дело, содержащее один или несколько документов, подтверждающих обоснованность внесения земельного участка в этот перечень. В соответствии с действующей практикой процедура подготовки одного перечня составляла от 7 до 9 месяцев.

Таким образом, процесс разграничения государственной собственности на землю зашел в тупик. Радикально изменить эту ситуацию были призваны принятые изменения законодательства.

17 апреля 2006 года был принят новый Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Закон вступил в действие с 1 июля 2006 года.
Он отменил Федеральный закон № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и установил упрощенные правила разграничения государственной собственности на землю, а также государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Законом уточнено общее правило ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», порядка подачи заявления на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, в том числе и при разграничении государственной собственности на землю:
Государственная регистрация права собственности РФ, субъектов РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.
Таким образом, согласно положениям нового Закона для регистрации права собственности на земельный участок достаточно подготовить пакет документов и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности.

Так например:

  • если основанием возникновения права является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего соответствующему субъекту, необходимо представить в регистрирующий орган правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке;
  • если основанием является предоставление земельных участков соответствующим органам (организациям) – правоустанавливающие документы на землю и кадастровый план земельного участка.
Необходимость предоставления каких-либо иных документов для государственной регистрации права собственности соответствующего субъекта на земельный участок при разграничении собственности на землю по указанным выше критериям Правительством РФ не установлена.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующими условиями отнесения являются:

  • нахождение на земельном участке зданий, строений, сооружений, являющихся собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования;
  • предоставление земельных участков органам государственной власти Российской Федерации, субъекта Федерации, их территориальным органам, органам местного самоуправления, а также казенным предприятиям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным соответственно федеральными органами государственной власти, органами власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления;
  • иные предусмотренные законодательством случаи.
В соответствии с п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ являются государственной собственностью земли промышленности и иного специального назначения, занятые:
  • федеральными энергетическими системами,
  • объектами использования атомной энергии,
  • федеральным транспортом, путями сообщения,
  • объектами федеральной информатики и связи,
  • объектами, обеспечивающими космическую деятельность,
  • объектами обороны и безопасности,
  • объектами оборонного производства,
  • объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ,
  • другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.
Так, право собственности РФ на земельный участок может быть зарегистрировано на основании:
  • ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» № 40–ФЗ от 03.04.1995 года (ст.22);
  • ФЗ «Об обороне» № 61–ФЗ от 31.05.1996 года (с изменениями и дополнениями от 30.12.1999, 30.06.2003, 11.11.2003, 22.06.2004, 22.08.2004, 29.12.2004, 07.03.2005, 04.04.2005, 26.12.2005, 03.07.2006, 06.07.2006);
  • ФЗ «О газоснабжении в РФ» № 69–ФЗ от 31.03.1999 года (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004, 23.12.2005, 02.02.2006, 18.12.2006).
В целом изменения, направленные на упрощение процедуры разграничения государственной собственности на землю, следует оценить положительно. Вместе с тем следует учитывать, что если ранее действовавший порядок предусматривал формы дополнительного контроля правильности составления перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, путем формирования их специальными уполномоченными органами исполнительной власти, то теперь основная нагрузка по проверке основания регистрации права собственности ложится на Федеральную регистрационную службу, что порождает дополнительные споры, связанные с разграничением государственной собственности на землю, в том числе связанные с распоряжением соответствующими земельными участками при отсутствии необходимых полномочий органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В соответствии с законодательством РФ, государственная собственность на землю может разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами. Каким образом осуществляется данная процедура? Какие законы регулируют правоотношения, которые ей соответствуют?

В чем заключается сущность разграничения государственной собственности на землю?

Такой процесс, как на землю, является традиционно одним из самых сложных не только с точки зрения формирования и применения норм правового регулирования, но и в плане влияния на социально-экономические процессы. Особенно остро те вопросы, которые характеризуют соответствующее разграничение, встают в случаях, когда речь идет о необходимости определения конкретных полномочий органов власти в части управления землями, а также определения компетенций иных субъектов права, например муниципалитетов, которые по закону должны осуществлять деятельность по управлению территориями независимо от государственной власти.

Что же это за процесс — разграничение государственной собственности на землю? Он представляет собой установленный законодательством РФ порядок передачи различных земель в собственность:

  • федеральных органов власти;
  • субъектов РФ;
  • местной власти.

Факт распределения территорий фиксируется в момент издания некоторым уполномоченным органом решения о предоставлении того или иного земельного участка в собственность какого-либо субъекта. На основании соответствующего решения могут оформляться различные например свидетельство о праве собственности.

Как правило, разграничение государственной собственности на землю осуществляется в том случае, если сведения о территории отражены в кадастре. Каким образом можно ознакомиться с данной информацией? Для этого используется такой ресурс? как публичная кадастровая карта. Изучим ее особенности подробнее.

Использование публичной кадастровой карты: нюансы

Рассматриваемый ресурс расположен на сайте Росреестра. Он был создан во многом по причине необходимости предоставления гражданам и организациям возможности получать актуальные сведения как раз-таки по землям, которые были разграничены в установленном законом порядке, или же по территориям, которые в рамках тех или иных правоотношений должны были распределяться.

Примечательно, что публичная кадастровая карта Росреестра не предоставляет сведений о собственниках тех или иных участков. Но она позволяет удостовериться в том, что участок зарегистрирован в государственном реестре в определенных границах, а также в том, что на нем разрешены те или иные виды деятельности.

Пользование рассматриваемой картой позволяет, прежде всего, экономить время, которое до появления соответствующего ресурса гражданам и организациями часто приходилось тратить на взаимодействие непосредственно с территориальным представительством Росреестра по вопросам определения границ и статуса различных участков.

Стоит отметить, что возможно осуществление правоотношений между органами власти и иными субъектами и в том случае, если права собственности не отражены в соответствующих реестрах. Возможно также распоряжение участками, которые не разграничены в установленном порядке. Изучим данный аспект подробнее.

Правоотношения при отсутствии разграничения государственной собственности на землю: нюансы

Итак, если разграничение государственной собственности на землю не осуществлено, то распоряжение соответствующими участками все же возможно. В общем случае оно осуществляется власти. Кроме того, в случае если располагаются в населенных пунктах, которые имеют статус административного центра либо столицы субъекта РФ, то распоряжение ими осуществляется муниципалитетами, если иное прямо не предписывается законодательством на уровне регионов. В свою очередь, в субъектах РФ могут приниматься законы, в соответствии с которыми неразграниченная государственная собственность на землю будет находиться в распоряжении исполнительных структур власти в регионах.

Как отмечают юристы, не всегда передача полномочий, связанных с распоряжением участками в данном случае, может сопровождаться передачей функций владельца тех или иных территорий. Таким образом, земельные участки, имеющие статус неразграниченной собственности, могут быть объектом правоотношений. Кроме того, даже в тех случаях, когда право собственности на соответствующие территории не зарегистрировано, то распоряжение ими тем не менее может быть осуществлено. Например, в контексте правоотношений купли-продажи или же аренды.

Также следует иметь в виду, что полномочия по управлению земельными участками, не имеющими статус разграниченных, могут выражаться в передаче тому или иному субъекту какой-либо управленческой функции, не всегда сопровождающейся приобретением данным субъектом права собственности на соответствующую территорию.

То, каким образом разграничиваются государственные земли, регулируют определенные нормы права. Изучим их особенности.

Разграничение собственности на землю: нормативное регулирование

В 2002 году российские власти приняли федеральный закон, в соответствии с которым были определены критерии классификации земельных участков на те, что относятся к собственности федеральных, региональных, а также муниципальных субъектов. Кроме того, было принято постановление правительства, в соответствии с которым утверждались правила подготовки, а также согласования перечней территорий, на которые у федеральных, региональных или муниципальных структур могло появляться предусмотренное законом право собственности.

Как отмечают юристы, данные правовые акты практически не функционировали, поскольку предусмотренные ими процедуры разграничения собственности на землю характеризовались сложностью, а также длительностью. В частности, субъектам, вступающим в земельные отношения, необходимо было прежде всего уделять значительное время подготовке перечня территорий. Данные документы впоследствии нужно было отправлять в правительство РФ, а затем дожидаться их проверки и последующего вынесения распоряжения со стороны властей. Регистрация собственности осуществлялась на основании такого источника права, как государственный акт на землю, издаваемый правительством РФ. При этом для каждого участка, включенного в перечень, создавалось дело, в котором присутствовали различные документы, удостоверяющие обоснованность внесения соответствующей территории в список. На практике данная процедура могла занимать порядка 7-9 месяцев.

Отмеченные недостатки законодательства, в соответствии с которым разграничивались федеральная государственная собственность на землю, региональная, а также муниципальная, была призвана устранить реформа, в рамках каковой был принят новый закон. Речь идет о нормативном акте, посредством которого законодатель внес определенные изменения в Земельный кодекс РФ, а также в законы, регулирующие государственную регистрацию недвижимости. Соответствующий источник права вступил в силу в 2006 году и отменил тот, что был принят в 2002-м.

В соответствии с новым законом земли, находящиеся в государственной собственности, стало возможно разграничивать в упрощенном порядке. Если говорить о поправках в действовавшие источники права, то можно отметить, что была прежде всего уточнена норма, отраженная в законе о регистрации прав на недвижимость, в соответствии с которым осуществлялось внесение сведений о разграничиваемом участке в государственные реестры.

Таким образом, основные источники права, регулирующие процесс, о котором идет речь, — Земельный кодекс РФ, а также основной нормативный акт, регулирующий государственную регистрацию прав на недвижимость и имеющий статус федерального закона.

Рассмотрим теперь ключевые положения данных источников права подробнее. Так, можно изучить то, какие документы используются в правоотношениях, в рамках которых разграничиваются те или иные виды государственной собственности на землю.

Регистрация прав собственности на участок: документы

Главный документ, на основании которого осуществляется распределение территорий между теми или иными субъектами, заявление, составляющееся исполнительным органом власти на том или ином уровне, муниципалитетом либо сторонним лицом, которое имеет на то полномочия, например в силу поручения. Данный источник должен отражать основание для возникновения права у федерального, регионального или муниципального органа власти на владение тем или иным земельным участком. Это фиксируется в документах, которыми нужно дополнять отмеченное заявление. Их перечень фигурирует в отдельном постановлении правительства.

Так, в случае если основание для оформления права собственности наличие на участке объекта недвижимости, который на законных основаниях принадлежит тому или иному субъекту, то в компетентный орган власти необходимо направить правоустанавливающие документы на здание. Также могут понадобиться результаты государственной кадастровой оценки земель, отраженные в специальном плане, который подтверждает факт расположения объекта недвижимости на определенной территории.

В общем случае законы РФ не подразумевают дополнения указанных источников какими-либо иными. Данные перечни — при условии комплектности документов - можно рассматривать как исчерпывающие.

Законы РФ, регулирующие распределение земельных участков на принадлежащие федеральным, региональным или муниципальным органам власти, определяют условия отнесения территорий к владениям того или иного субъекта. Рассмотрим данный нюанс подробнее.

Условия распределения земель

В соответствии с положениями Земельного кодекса России, условиями отнесения тех или иных участков к собственности федеральных, региональных или муниципальных субъектов могут быть:

  • расположение на соответствующих территориях зданий, которые принадлежат тем или иным структурам на праве собственности;
  • предоставление участков конкретным органам власти, государственным или муниципальным предприятиям, НКО.

Кроме того, законодательством могут быть определены иные условия осуществления правоотношений, о которых идет речь.

Следующий важнейший аспект реализации положений источников права, регулирующих то, как должна распределяться федеральная государственная собственность на землю, региональная или же муниципальная, — критерии отнесения территорий, собственно, к тем, что должны принадлежать к госструктурам, а также передающимся муниципалитетам.

Какие территории могут быть в федеральной собственности?

Высший уровень государственной власти в РФ — федеральный. В соответствии с положениями Земельного кодекса, к федеральным могут быть отнесены следующие виды государственной собственности на землю:

  • участки, занятые зданиями и сооружениями, что принадлежат федеральным структурам на праве собственности;
  • площади, что предоставлены государственным органам, их территориальным представительствам, госпредприятиям, а также НКО, которые образованы соответствующими структурами власти;
  • участки, находящиеся в постоянном пользовании Академиями наук, а также подчиненных им структур — в случае, если их передача была осуществлена до вступления в силу отдельных источников права, регулирующих статус данных научных учреждений;
  • территории, которые переданы в аренду предприятию «Российские автомобильные дороги» компетентным органом власти.

Следующий уровень власти в РФ — региональный. Соответствующие органы также могут получать земельные участки.

Какие территории могут быть в региональной собственности?

На уровне регионов государственной собственностью являются земли — в случае их передачи субъектам власти в установленном законом порядке - следующих категорий:

  • участки, здания и сооружения, которые принадлежат региональным властям на праве собственности;
  • территории, которые переданы государственным органам в субъектах РФ, предприятиям или НКО, образованным на региональном уровне;
  • участки, относящиеся к сельскохозяйственным землям, которые заняты дорогами, различными коммуникациями, насаждениями в целях защиты территорий от негативного воздействия, а также водными объектами — исключая участки соответствующего назначения, что принадлежат федеральным, муниципальным структурам, гражданам или организациям.

Можно отметить, что передача земель в собственность РФ осуществляется на основе применения норм, установленных как для федеральных, так и региональных органов власти: юрисдикция конкретных положений законодательства распространяется на территории, на которых расположены те или иные объекты в пределах площади городов федерального значения.

Следующий уровень власти в РФ — муниципальный. Структуры, которые ему соответствуют, также могут получать земельные участки.

Какие территории могут быть в

Итак, мы рассмотрели, в каких случаях государственной собственностью являются земли — при условии их разграничения в предусмотренном законом порядке на федеральном или региональном уровне. В свою очередь, муниципалитеты по закону функционируют независимо от госструктур.

При разграничении государственной собственности на землю в собственность местных органов власти могут быть переданы:

  • участки, которые заняты зданиями и сооружениями, принадлежащими муниципалитетам;
  • территории, которые предоставлены местным органам власти, муниципальным предприятиям или НКО, созданным на соответствующем уровне.

Передача земель и действие прежнего законодательства

Следует отметить, что Земельный кодекс отдельно регулирует то, каким образом государственная собственность разграничивается, если участники соответствующих правоотношений приобрели земли в соответствии с нормами права, действовавшими до 2006 года. В этом случае изданные ранее правительством РФ акты, удостоверяющие перечни участков, на которые у федеральных, региональных или муниципальных властей возникало право владения, следует рассматривать в качестве оснований для осуществления государственной регистрации права собственности на соответствующие территории.

Ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

5. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.

Ст. 3.3

1. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. 1.2.

Порядок образования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена

10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ »О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

SRG в СМИ

Регистрация права собственности производится согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю». Согласно данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель в РФ в 2014 г.

ЗК РФ, Статья

от 03.07.2018) (с изм.

и доп. вступ. в силу с 01.09.2018) ЗК РФ, Статья 39.14.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов 1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.07.2019 N 361-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 39.14 вносятся изменения.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность и в аренду на торгах

Земельные участки собственность на которые не разграничена

в этой связи появился термин «земельный участок, государственная собственность на который не разграничена».

а теперь смотрим Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (№ 137-ФЗ). пункт 10 статьи 3 говорит о том, что » Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками.

Федеральный закон от 17 апреля 2006 г

4147) следующие изменения: 1) в пункте 2 статьи 16 слова «Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» заменить словами «настоящим Кодексом и федеральными законами»; 2) пункт 2 статьи 17, пункт 2 статьи 18, пункты 2, 4 статьи 19 признать утратившими силу. Внести в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.

Есть два различных (но приблизительно равных по территории и содержанию) земельных участка – один находится в муниципальной собственности, а другой находится в не разграниченной государственной собственности?

Есть ли между ними какие-то различия с правовой точки зрения – или это фактически одно и то же? И вообще, каким именно образом происходит непосредственное разграничение государственной собственности на землю – как оно в принципе может быть осуществлено и что оно потом даёт, какие изменения? Если можно, распишите, пожалуйста, этот непонятный для меня процесс несколько более подробным образом.

Вас консультирует:


Юрист, стаж 5 лет

Практикующий юрист по гражданским делам. СамГУ, факультет юрисприденции. Стаж работы более 4х лет.

Всего ответов: 190 Рейтинг: 4,3

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности , не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальной собственностью понимаетсяимущество ,принадлежащее на правесобственности городским и сельским поселениям, а также другиммуниципальным образованиям.

Неразграниченная государственная собственность на землю - это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.

Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Опишите, пожалуйста, вашу ситуацию подробно ниже и получите бесплатную консультацию нашего юриста в течение 7 минут:

Кратко озаглавьте ваш запрос:

Город:

Ваше имя

Телефон

Email

Попал в неловкую ситуацию, помогите найти выход! Мой брат решил подарить моему сыну на день рождения долю в своем жилье, но проблема в том, что у него есть небольшие психические расстройства. Недееспо...