Интерпретационные акты и правоприменительные акты. Интерпретационные акты: понятие, виды, юридическая природа

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Основные свойства актов нормативного и казуального толкования. Содержание действующих норм в процессе правотворчества. Создание новых законов. Установление организационно-вспомогательных правил понимания и применения действующего законодательства.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2014

    Правовая природа судебных актов. Принцип разделения властей. Нормативное толкование и конкретизация закона. Нарушения трудовых обязанностей, за которые возможно увольнение. Акты официального нормативного толкования.

    реферат , добавлен 18.09.2006

    Толкование Конституции как вид правовой деятельности. Лингвистические аспекты конституционного толкования. Влияние официального и судебного толкования Конституции РФ на развитие правовой системы в России. Сущность казуального и нормативного толкования.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

    Систематический способ толкования права. Разъяснение смысла и целей правовых норм, осуществляемое компетентными органами. Толкование и конкретизация правовых норм. Целостность системы актов официального толкования. Внутреннее содержание казуальных актов.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2015

    Понятие и цели толкования норм права. Виды толкования норм права по субъектам. Способы и объем толкования правовых норм. Понятие актов толкования права. Конкретизация юридических норм как элемент их правильного, единообразного и эффективного применения.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2015

    Проблема толкования законов. Понятие и значение толкования норм права. Виды толкования норм права по субъектам. Официальное и неофициальное толкования и их разновидности. Способы толкования норм права. Понятие и разновидности актов толкования.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Юридическая природа нормативного акта, его признаки. Нормативный акт как источник права, его отличия от поднормативного. Иерархия нормативных актов, их классификация и характеристика основных видов. Признаки подзаконных нормативных актов, их виды.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Понятие и цели толкования норм права. Виды толкования права по субъектам. Официальное толкование правовых норм по признаку юридических последствий. Особенности актов толкования, их функциональное назначение. Правила языкового и логического толкования.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2014

Интерпретационные акты (акты толкования)

Любое официальное толкование (казуальные и нормативное) фиксируется в документах. Таким образом толкование получает обязательный характер и формальное закрепление. Достигается это с помощью интерпретационных актов (актов толкования). Интерпретационный акт - это правовой акт компетентного государственного органа, в котором закрепляются результаты официального толкования. Такие акты являются правовыми. Они имеют обязательный характер, формально закреплены, и реализация их обеспечивается государством.

Интерпретационные акты делятся на две группы в зависимости от того, какой вид официального толкования применяется - нормативный или казуальный: 1) интерпретационные акты правотворчества - нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования; 2) интерпретационные акты правоприменения - правовые акты, содержащие правила применения норм права. Интерпретационные акты нормативного характера являются общеобязательными для всех субъектов общественных отношений. Акты казуального толкования имеют обязательный характер только для конкретной ситуации. Казуальные акты имеют различную юридическую силу, определяется юридической силой субъектов правоприменения.

Юридические свойства интерпретационных актов: 1) формальная обязательность (общая или индивидуальная); 2) закрепление норм понимание права; 3) обратная (как правило) действие во времени; 4) вспомогательный характер; 5) устная или письменная форма выражения. Интерпретационные акты отличаются от нормативно-правовых актов. Последние состоят из норм права, а интерпретационные только толкуют эти акты. Не имея норм права, интерпретационный акт неотделим от нормативно- правового акта, который толкуется.

Интерпретационные акты имеют определенную форму и публикуются в официальных источниках. Эти акты являются способом внешнего выражения государственно-властного понимание содержания определенных юридических норм. Они являются вспомогательными правовыми актами, которые направлены на понимание содержания норм права при их применении. Такие акты действуют только до тех пор, пока действует нормативно-правовой акт. Но они могут самостоятельно меняться и отменяться и без изменения нормативно-правового акта.

Виды интерпретационных актов: I) по отраслевому признаку; 2) по структурным элементам норм права, которая толкуется (гипотеза, диспозиция, санкция) 3) по сфере действия - нормативные и казуальные; 4) по отношению субъекта к норме, которая толкуется, - аутентичные и легальные; 5) по субъектам - акты органов законодательной власти; акты органов исполнительной власти; акты судебных органов; акты контрольных органов; 6) по форме внешнего выражения (устные, письменные) 7) по юридической форме выражения (постановления, разъяснения, решения, выводы и т.п.).

Понятие и формы реализации права

Право имеет ценность для личности и общества только тогда, когда оно используется. Назначение норм права состоит в том, что они реально регулируют общественные отношения, определяют содержание прав и обязанностей субъектов и позволяют реализовать их. Реализация юридических норм - это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей. В процессе реализации права участвуют не только непосредственные участники правовых отношений, но и государство через свои органы. В результате реализации права завершается механизм правового регулирования. Реализация права означает, что правовые предписания переводятся в фактическое поведение участников общественных отношений. Результатом реализации может быть правомерное поведение. Реализация права осуществляется через различные механизмы, их содержание зависит от особенностей правовой системы той или иной страны.

В государствах романо-германской правовой семьи процесс реализации права состоит из следующих этапов: 1) введение естественного права в закон (позитивное право) и предоставления ему нормативной формы. Естественные права составляют права человека, которые происходят из природы человека и общества; 2) конкретизация закона в подзаконных нормативно-правовых актах, в локальных актах, разъяснения закона в актах официального толкования, в актах применения норм права; 3) превращение права из возможности в действительность - происходит путем волеизъявления носителя права; то есть от субъекта права зависит, будет ли это право реализовано, когда и в каких пределах. В англо-саксонской прецедентной правовой системе процесс реализации права традиционно обстоит иначе. Суд рассматривает конкретную юридическую дело, анализирует фактические обстоятельства, определяет права и обязанности и решает конфликты. Эта форма правовой реализации не нуждается попередньго закрепления.

В современных исследованиях применения права рассматривается как логический процесс , который состоит из 4 "шагов": установления фактических отношений, поиск соответствующей нормы (норм) права, соотношение с масштабом общего правопорядка, изложение правовых последствий.

Формы реализации права зависят от способов правового регулирования (разрешительный, императивный, поощрительный, автономный). Формами реализации права являются: соблюдение; выполнения; использования; применения.

Соблюдение - это форма реализации запретительных и охранительных норм, которая заключается в пассивной поведении участников общественных отношений, в воздержании от активных действий, чтобы не нарушить запретительные нормы права. Так реализуется юридическая обязанность. Соблюдение осуществляется добровольно. Если же указанные нормы нарушаются, реализация осуществляется через государственное принуждение путем применения норм права.

Выполнение заключается в активной поведении субъектов. Субъект должен выполнить юридические обязанности, предусмотренные нормами права. Так реализуются обязательственные нормы, предусматривающие положительные обязанности (уплата налогов).

Использование заключается в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных нормами, которые уполномочивают. Это преимущественно активная поведение, осуществляется добровольно (договоры дарения, купли-продажи и т.д.). В такой форме реализуются, как правило, нормы, в которых установлены субъективные права. Субъективное право предполагает активное или пассивное поведение. Поведение субъекта пассивная, если он отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть использовано (осуществлен) путем фактических действий уполномоченного.

Названные три формы называют непосредственными формами реализации права, так как субъекты сами реализуют свои субъективные права и обязанности.

Существует точка зрения, что субъективные права и юридические обязанности могут быть реализованы или через правоотношения , или вне правоотношений. Вне правоотношений реализуются абсолютные права и обязанности (права, которыми определенные субъекты права пользуются относительно всех других субъектов, а последние обязаны не препятствовать их осуществлению). Другая точка зрения состоит в том, что реализация права рассматривается как процесс, который протекает только в пределах или относительных или абсолютных правоотношений. Сторонники признания абсолютных правоотношений считают, что необходимо изучать не только конкретные правовые связи, в которых четко определены по крайней мере два субъекта, но и те связи, где можно говорить о наличии одного конкретного субъекта, а второй суб " объект - все и каждый.

Интерпретационные акты – правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результаты официального толкования.

Интерпретационный акт Нормативно-правовой акт Носят правовой характер: принимаются компетентными органами, носят общий характер, имеют обязательный характер (формально закреплены, реализация обеспечивается государственными органами). Толкуют нормы права. Содержат нормы права. При утрате юридической силы нормативно-правовым актом, утрачивается значение интерпретационного акта.

Правоприменительный акт связан с решением конкретного дела, а интерпретационный акт имеет общий характер.

Виды интерпретационных актов.

1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ (публикуются в «Бюллетене Верховного Суда РФ»);

2. Постановление Конституционного Суда РФ (публикуются в «Вестнике Конституционного Суда РФ», Российской газете);

3. Разъяснение Центральной избирательной комиссии РФ (публикуются в «Вестнике ЦИК РФ», в Российской газете).

Судебные органы РФ не обладают законодательной компетенцией..

Решение проблемы: предписания общего характера, содержащиеся в актах официального характера, надо считать не нормой права, а правоположениями, которые имеют юридическое значение. Но они, не будучи юридическими нормами, не могут составлять основу правоприменяемых решений, поэтому правотворческие органы должны следить за правоприменительной практикой и вносить изменения в законы, сформулированные на основе правоположений.

Россия и судебный прецедент

Преимущества прецедентов:

прецедент - это результат логики и здравого смысла. Правоприменитель руководствуется своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, житейским опытом;

больший динамизм, нежели у других источников права, так как правоприменитель способен принять решение с учетом изменений, произошедших в стране, мире.

есть возможность произвола.

В Советском государстве в силу разных причин прецедентная форма права не признавалась. Официальная доктрина стояла на позиции, в соответствии с которой при режиме социалистической законности судебные и административные органы должны применять право, а не творить его.

И в настоящее время многие правоведы стоят на позиции непризнания прецедента. Их позиция при этом сводится к следующему:

суды призваны применять право, а не творить его;

придание судам правотворческих функций противоречит принципу разделения властей.

Однако следует отметить, что в российской правовой системе в той или иной форме прецедент существовал и существует.

Так, применение аналогии есть не что иное, как элемент прецедентного регулирования.


Постановления (разъяснения) Пленума Верховного Суда РФ также можно отнести к прецедентному регулированию.

Следует отметить, что юридическая природа постановлений (разъяснений) Пленума Верховного Суда СССР по отдельным категориям дел, которые выносились на основе обобщений судебной практики, десятилетиями дискутировалась в советской юридической пауке. Эти дискуссии не обошли стороной и юридическую природу постановлений (разъяснений) Пленума Верховного Суда Российской Федерации. При этом существуют такие подходы:

другие, наоборот, признают нормативную природу данных документов и предлагают считать их ведомственными нормативными актами;

существует и точка зрения, в соответствии с которой предлагается разделять собственно судебный прецедент и прецедент толкования.

В последнем случае прецедент толкования играет по отношению к закону подчиненную роль и может использоваться судьями для обоснования своих решений постольку, поскольку они с ними согласны. Решения такого авторитетного органа, как Верховный Суд РФ, помогают судейскому корпусу принять справедливое и законное решение по делу. Данная точка зрения, на наш взгляд, является обоснованной и убедительной.

В связи с появлением и российской правовой системе Конституционного Суда РФ, естественно, встал вопрос о юридической природе его постановлений. В соответствии с законодательством РФ:

решения Конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения;

они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами;

юридическая сила постановлений о признании актов неконституционными «не может быть преодолена повторным принятием этого же акта»;

решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, «не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях»;

неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Таким образом, по сути, постановления Конституционного Суда РФ по вопросам толкования Конституции РФ или признания положений законов противоречащими Конституции РФ являются источником права или примером фактического применения судебного прецедента в России.

Интерпретационный акт может рассматриваться как особая разновидность результата юридически значимых действий, выраженная в установленной форме, издаваемая властным органом в предусмотренном законом порядке, содержащая правила поведения общего или индивидуального характера.

Интерпретационный акт является одним из видов правовых актов.

К общим признакам правового акта и интерпретационного акта относятся способность воздействовать на правовые отношения, выражать правила общего или индивидуального характера, обусловливаться волей субъекта права, объективироваться в особой правовой форме.

В юридической литературе в качестве специфических признаков интерпретационных актов выделяют следующие:

во-первых, они не создают новых норм права;

во-вторых, не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с толкуемыми нормативно-правовыми актами;

в-третьих, разделяют юридическую судьбу толкуемых актов (точнее, толкуемых норм).

При разграничении интерпретационных актов на виды следует исхо­дить из наиболее общих их признаков, имея при этом в виду, что любая клас­сификация представляет собой теоретическую абстракцию, условное деление, хотя и базируемое на объективных свойствах и закономерностях классифици­руемых явлений.

Научно обоснованная классификация интерпретационных актов по­зволяет более четко определить их место в системе права (и законодательства), уяснить их предна­значение и функции. Она имеет значение для совершенство­вания правоприменительной и правотворческой деятельности, так как способ­ствует более правильному восприятию и уяснению действительного смысла и содержания законов.

Важное значение для правильной классификации имеют основания клас­сификации, т.е. наиболее существенные признаки, определяющие характери­стику всех остальных объектов в данном разряде. Проблема критериев классификации интерпретационных актов в юридической литературе не получила широкого обсуждения.

Вместе с тем, разнообразие форм деятельности по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, множество субъектов, осуществляющих процесс толкования, различная юридическая сила актов официального толкования предопределяют множественность актов толкования, их разнообразие.

В юридической литературе основания классификации актов толкования, как правило, заимствуют из достаточно разработанных теорий либо правовых актов, либо толкования права.

Представляется, что признание научного и практического значения за классификациями интерпретационных актов в зависимости от признака нормативности, формы, наименования, юридической силы, сферы действия, времени действия, предмета правового регулирования вполне обосновано.

Рассмотрим названные классификации.

В зависимости от признака нормативности интерпретационные акты делятся на нормативные и казуальные.

В зависимости от формы актов официального толкования различают­ся письменные акты (акты-документы) и устные акты.

Акты-документы представляют собой источники, содержащие результат процесса толкования, объективированные вовне в форме письменных доку­ментов. Это юридические документы, которые издаются специально уполномо­ченными на это органами и влекут за собой юридические последствия. Что каса­ется таких письменных документов, как мемуары, частные письма, научная литература, то, несмотря на наличие в их содержании элементов толкования, они не являются юридическими документами, а, следовательно, не могут быть отнесены к категории актов официального толкования.

Устные акты толкования выражается обычно в форме рекомен­даций, ответов на вопросы представителями органов государственной власти, суда, прокуратуры, общественных объединений и т.д. К числу актов офици­ального толкования относятся только те устные акты, которые исходят от уполномоченных на дачу официального толкования должностных лиц и вле­кущие за собой определенные юридические последствия для лиц, к которым обращено разъяснение смысла правовых норм.

Многообразие письменных актов-документов влечет за собой необходи­мость их классификации по наименованию.

В настоящий момент в практике представительных и исполнительных органов государственной власти имеют место такие акты официального тол­кования, как указы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, письма; в судебной практике актами толкования являются приговоры, реше­ния, постановления, определения и т.д.

Классификация актов официального толкования по юридической силе может быть рассмотрена, в нескольких аспектах.

Во-первых, правовая система Российской Федерации характеризуется иерархичностью, соподчиненностью и внутренней согласованностью право­вых актов. В соответствии с Конституцией РФ ее составляют следующие виды правовых актов:

Конституция РФ;

Международные договоры Российской Федерации и иные акты, содер­жащие общепризнанные нормы международного права;

Федеральные конституционные законы;

Федеральные законы;

Подзаконные нормативные акты федеральных органов (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные подзаконные акты);

Законы и подзаконные нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

Локальные нормативные правовые акты.

Законодательство Российской Федерации признает в правовой системе вер­ховенство Конституции РФ и ее высшую юридическую силу (ст. 15 Конститу­ции РФ), а также устанавливает верховенство законов над всеми подзаконны­ми актами.

Будучи вспомогательными правовыми актами, акты официального тол­кования разделяют судьбу толкуемых норм и располагаются в той же иерархи­ческой последовательности, что и нормативные акты, образуя систему актов официального толкования. Эту систему возглавляют акты толкования Кон­ституции РФ (постановления Конституционного Суда РФ), затем следуют акты тол­кования федеральных конституционных законов, за ними акты толкования те­кущих федеральных законов и затем подзаконных нормативных правовых ак­тов. Что касается актов толкования международных договоров РФ и иных ак­тов, содержащих нормы международного права, то им отводится особое поло­жение в связи с тем, что Конституция РФ закрепляет приоритет норм между­народного права. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем преду­смотренные законом, то применяются правила международного договора».

Во-вторых, с учетом структуры правовой системы РФ, а она характери­зуется наличием четырех подсистем: федеральная правовая подсистема, правовая подсистема субъектов Федерации, правовые подсистемы местного самоуправления и локального нормотворчества с присущими двум последним элементами саморегулирования. Нормативные правовые акты, составляющие каждую из подсистем, различаются по своей юридической силе. Так, нормативные правовые акты федеральных органов об­ладают большей юридической силой по сравнению с нормативными право­выми актами органов субъектов Федерации (за исключением предмета исключительного ведения субъектов РФ) и местного самоуправления. Ана­логичная иерархичность характеризует соответствующие им акты официаль­ного толкования, среди которых наибольшей юридической силой обладают акты официального толкования нормативных правовых актов федеральных органов, за ними следуют акты толкования нормативных правовых актов орга­нов субъектов Федерации и акты толкования нормативных правовых актов ор­ганов местного самоуправления и локальных нормативных актов.

В-третьих, классификация актов толкования в соответст­вии с их юридической силой совпадает с делением официальных разъяснений в зависимости от субъектов толкования. Наибольшей юридической силой об­ладают акты нормативного толкования представительных органов власти, за­тем органов судебной, исполнительной власти, прокуратуры и т. д. Степень обязательности этих актов различна. Что касается актов казуального толкова­ния, то они не должны противоречить разъяснениям общего характера, содер­жащимся в актах нормативного толкования.

По сфере действия акты толкования делятся на: а) разъ­яснения федерального значения, действие которых распространяется на всю территорию государства; б) акты толкования регионального характера, дейст­вующие в пределах территории того или иного субъекта РФ; в) акты толкова­ния локального (местного) применения. К числу первых относятся акты толко­вания центральных федеральных органов государственной власти (законода­тельной, исполнительной, судебной). Акты толкования органов субъектов Фе­дерации распространяют свое действие только на территории данных субъектов, акты толкования органов местного самоуправления имеют локальную сферу применения.

По времени действия акты официального толкования различаются в зависимости от времени действия разъясняемых ими норм. Если срок действия толкуемой нормы или группы норм предусмотрен в самом нормативном акте, то с его истечением прекращается действие и соответствующего акта офици­ального толкования. И напротив, акты толкования норм, рассчитанных на не­определенный срок, сохраняют силу весь период их действия.

По предмету правового регулирования акты толкования подразделяются отраслевые (разъяснения в области гражданского, уголовного, административного, трудового и т.д. права), межотраслевые (имеющие значение для двух и более отраслей права), общеправовые (применимые в любой сфере общественных отношений).

Акты официального толкования норм права (интерпретационные акты) - акты-документы, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение юридических норм.

Специфика их такова:

  • 1) Акт толкования не устанавливает новых норм права, не отменяет и не изменяет действующих юридических норм.
  • 2) Акты толкования - это разновидность правовых актов.
  • 3) Акт толкования имеет практическое значение лишь в связи с разъясняемой нормой права. Без разъясняемых норм акты толкования применяться не могут. Они имеют обязательную силу и значение только в течение срока действия.
  • 4) Акты толкования носят вспомогательный характер.
  • 5) Акты толкования - всегда подзаконные акты, ибо их содержание не может выходить за рамки толкуемой нормы.
  • 6) Акты толкования издаются специально уполномоченными субъектами.
  • 7) Акты толкования не должны браться в качестве единственной юридической основы решения дел. Субъект, решающий дело, прежде всего, обязан ссылаться на правовую норму.
  • 8) Акты толкования содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие нормы. Акты толкования содержат конкретизацию обстоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой правовой нормы.
  • 9) Акты официального толкования правовых норм обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов контрольно-надзорных полномочий.
  • 10) Акты официального толкования специально адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.
  • 11) Акты толкования имеют внешнюю форму выражения.

Правоприменительные акты играют подчиненную по отношению к актам толкования роль. Акты В правоприменительной деятельности приходится руководствоваться в том числе и актами толкования права. Различие между этими актами состоит в том, что акты применения осуществляют индивидуальное регулирование, а акты толкования призваны лишь объяснять, разъяснять содержание, характер и направленность требований нормативного акта.

Юридическая природа актов толкования высших судебных инстанций. Действующее законодательство наделяет Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации правом на основе обобщения судебной практики дачи обязательных для нижестоящих судов разъяснений. Подобные разъяснения обладают государственной обязательностью, авторитетом высшего судебного органа и оказывают непосредственное регулирующее воздействие на всю судебную практику. Их несоблюдение влечет отмену судебных актов, вынесенных без учета положений, содержащихся в разъяснениях. Они оказывают существенное воздействие на совершенствование всей системы законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства.

Вырабатываемые Пленумом Верховного Суда в его разъяснениях правила понимания и применения права в науке права именуются правоположениями . Это особые формы выражения правосознания, находящегося на стыке теории права и практики. Следователи, судьи и другие правоприменители в своей работе всегда учитывают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также пленумов судов республик в составе РФ по вопросам применения норм материального и процессуального права. Это помогает правильному решению юридического дела. Однако такие акты источником права не являются.