Кто является уполномоченным представителем налогоплательщика. Уполномоченный представитель: правовые основы действий в интересах юридического лица

"Налоговый вестник", 2014, N 7

Представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица <1>. По смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Следовательно, действия, выполненные представителем по поручению представляемого лица за счет денежных средств представляемого лица, являются действиями самого представляемого лица.

<1> См. напр. Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О.

Предусмотренные правила представительства в налоговых отношениях в силу п. 4 ст. 26 НК РФ помимо самих налогоплательщиков распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Особый порядок оформления представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не распространяется на иных лиц, участвующих в налоговых отношениях. К примеру, этот порядок не распространяется на свидетелей (Письма ФНС России от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@).

Нормы о представительстве в налоговых правоотношениях носят императивный характер и подлежат точному соблюдению.

На основании п. 1 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Под упоминаемыми в данной норме "отношениями... регулируемыми законодательством о налогах и сборах", очевидно, понимаются, в том числе и отношения по взиманию налогов и сборов, а также по возврату излишне уплаченных налоговых платежей.

Нормы ст. 29 НК РФ применяются только к налоговым правоотношениям. По этой причине предусмотренный в ст. 29 НК РФ порядок не распространяется на случаи представления интересов налогоплательщика в судебных органах. Оформление полномочий представителя в этом случае производится с учетом специальных норм процессуального законодательства.

Не распространяются требования ст. 29 НК РФ и на получение почтовой корреспонденции, направленной налоговым органом. Такие правоотношения урегулированы гражданским законодательством с учетом норм о почтовой связи, поэтому доверенность на получение корреспонденции оформляется по общим правилам, установленным ГК РФ (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 по делу N А74-5298/2009).

Налогоплательщик вправе исполнять свои обязанности через уполномоченного представителя в тех случаях, когда законодательством о налогах и сборах не установлено требование исполнения этих обязанностей налогоплательщиком лично. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1380-О-О нормы НК РФ, дифференцирующие правила исполнения налоговой обязанности - лично налогоплательщиком, с участием представителя либо налогового агента, - сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

На основании п. 2 ст. 29 НК РФ не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика:

  • должностные лица налоговых органов;
  • должностные лица таможенных органов;
  • должностные лица органов внутренних дел;
  • судьи;
  • следователи;
  • прокуроры.

Для передачи налогоплательщиком полномочий своему представителю Налоговый кодекс, как правило, прямо требует оформления определенной доверенности.

Таким образом, в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в качестве уполномоченных представителей налогоплательщика вправе участвовать только при наличии соответствующей доверенности, в том числе:

  • заместители директора общества, на которых приказом возложено исполнение обязанностей директора общества в период его отсутствия;
  • руководитель обособленного подразделения;
  • бухгалтер;
  • представители организации, выдавшей заемные средства (например, для участия в отношениях по уплате налога на доходы с материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами).

В случае отсутствия документов, подтверждающих полномочия по представлению интересов, налоговый орган вправе оставить поступившие от имени налогоплательщика обращения без рассмотрения (Письмо Минфина России от 19.01.2011 N 03-11-11/08, Письмо ФНС России от 24.06.2013 N ЕД-4-3/11404@).

Нормой п. 4 ст. 185 ГК РФ с 1 сентября 2013 г. предусмотрена возможность наделения лица представительскими полномочиями решением собрания или заключенным договором. В налоговых отношениях применение этого правила почти не встречается.

О невозможности представительства в налоговых отношениях на основании договора судами указывалось и до момента вступления в силу нормы п. 4 ст. 185 ГК РФ. Так, к примеру, признавалось, что не является достаточным правовым основанием для представления исполнителем интересов налогоплательщика в сфере налогообложения:

Таким образом, если исполнитель по договору, с одной стороны, и заказчик, с другой, достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия исполнителя должны быть оформлены доверенностью с учетом требований ст. 29 НК РФ.

Определенное исключение из общего правила предусмотрены в п. 6 ст. 169 НК РФ, согласно которому полномочия на подписание счета-фактуры могут быть переданы иным лицам, уполномоченным на это не только выданной доверенностью, но и приказом (иным распорядительным документом) по организации.

Согласно Письму Минфина России от 27.02.2012 N 03-07-09/11 счета-фактуры, выставляемые организацией-принципалом покупателям товаров (работ, услуг) в рамках агентского договора, предусматривающего продажу товаров (работ, услуг) от имени принципала, могут подписываться третьими лицами, в том числе сотрудниками организации-агента, уполномоченными на то доверенностью от имени организации-принципала, выданной в порядке, установленном ст. 185 ГК РФ.

Нормативные требования ст. 29 НК РФ не являются специальными по отношению к ст. 1044 ГК РФ (Письмо Минфина России от 30.07.2008 N 03-06-06-01/2). Соответственно, товарищ, ведущий общие дела товарищества, вправе подавать в налоговые органы налоговые декларации за остальных участников простого товарищества, а также уплачивать налог от имени и за счет остальных участников товарищества как на основании доверенности, выданной ему остальными товарищами, так и на основании договора простого товарищества, совершенного в письменной форме.

Статья 29 НК РФ не содержит ограничения в максимальном количестве лиц, которые могут уполномочить одного представителя на представление их интересов в налоговых правоотношениях, в том числе если эти лица создали простое товарищество.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица в соответствии с требованием абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ осуществляет свои полномочия на основании:

  • нотариально удостоверенной доверенности;
  • доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо особых требований к порядку оформления полномочий представителя налогоплательщика, обладающего статусом индивидуального предпринимателя.

До недавнего времени в правоприменительной практике можно было встретить мнение, что, исходя из ст. 11 НК РФ, предусматривающей отдельное легальное определение понятия "индивидуальный предприниматель", такие лица признаются отдельной категорией налогоплательщиков, не относящихся ни к юридическим лицам, ни к физическим лицам. При этом в силу ст. 23 ГК РФ, приравнивающей индивидуального предпринимателя в правах к юридическому лицу, оформление доверенности уполномоченного представителя такого налогоплательщика должно происходить по тем же правилам, что и для уполномоченных представителей организации. Соответственно, положения ГК РФ не требуют в рамках осуществления предпринимательской деятельности наличия нотариально удостоверенной доверенности.

Подобное толкование к настоящему времени признано ошибочным. Содержащее данные рекомендации Письмо ФНС России от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@ признано утратившим силу Письмом ФНС России от 16.10.2013 N ЕД-4-3/18527@.

В связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 теперь признается, что исходя из существа регулируемых Налоговым кодексом правоотношений и системного толкования норм НК РФ понятие "индивидуальный предприниматель" охватывает понятие "физическое лицо". Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение правил о налогоплательщиках-организациях на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей. Правовой статус индивидуального предпринимателя в правоотношениях с налоговыми органами в НК РФ приравнен к статусу физических лиц. Соответственно, полномочия представителей индивидуальных предпринимателей оформляются по тем же правилам, что и для уполномоченных представителей физических лиц (см. Письмо Минфина России от 09.12.2013 N 03-11-06/53558).

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации, как это указано в абз. 1 п. 3 ст. 29 НК РФ, вправе осуществлять свои полномочия на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

Исключение из общего правила введено для случаев представления интересов:

  • участников консолидированной группы их ответственным участником;
  • налогоплательщика, применяющего систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

На основании п. 4 ст. 29 НК РФ ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона.

При этом следует учитывать, что согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 доверительному управляющему не требуется доверенность только на выполнение обязанностей, прямо возложенных на него положениями части второй НК РФ (ст. ст. 174.1, 214.1, 214.4, 275 и др.).

На основании п. 4 ст. 29 НК РФ независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в правоотношениях:

  1. связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;
  2. связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;
  3. связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;
  4. в иных случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Моментом передачи ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков полномочий на представительство является момент подписания соответствующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим иных интересов учредителя управления в сфере налогообложения (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены с учетом требований п. 3 ст. 29 НК РФ. Данные положения распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Автор предполагает, что данные разъяснения не утратили своей актуальности и с момента вступления в силу нормы п. 4 ст. 185 ГК РФ, допускающей возможность фиксации полномочий представителя в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом. Данное правило применимо только в случаях, если иное не установлено законом. Налоговый кодекс РФ как раз и устанавливает такое исключение.

Исходя из п. 5 ст. 29 НК РФ, ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков наделяется статусом уполномоченного представителя бессрочно и сохраняет свой статус, в том числе по окончании срока действия, при расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе на основании п. 6 ст. 29 НК РФ делегировать предоставленные ему полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Представительство налогоплательщика, применяющего систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, возможно оператором соглашения исключительно на основании нотариально удостоверенной доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 346.36 НК РФ).

В компетенцию уполномоченного представителя налогоплательщиком могут быть переданы, в том числе и обязанности по определению налоговой базы, а также исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога.

Вопрос о необходимости включения в текст доверенности обязательного указания о наделении представителя полномочиями на представление интересов в налоговых правоотношениях до настоящего времени остается дискуссионным.

В правоприменительной практике можно встретить судебные решения, из которых следует вывод, что ст. 185 ГК РФ не содержит требования об обязательном указании в доверенности полномочий на представление интересов в налоговых правоотношениях. Не требуется и оформление отдельной доверенности, перечисляющей конкретные полномочия представителя, в частности право на подачу им жалобы от имени налогоплательщика (см. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.2008 по делу N А29-261/2008, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008 N 17АП-3560/2008-АК по делу N А71-852/2008).

В доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика, достаточно указания общего полномочия на представление интересов в отношениях с государственными органами (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.02.2012 по делу N А32-11198/2011, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А33-1779/2011).

Данную позицию разделяли ранее и некоторые представители региональной налоговой службы. Например , в Письме УФНС России по г. Москве от 28.04.2008 N 09-17/041201 допускалась возможность оформления полномочий представителя налогоплательщика доверенностью со следующим содержанием: "...уполномочиваю... быть моим представителем во всех компетентных органах, учреждениях и организациях г. Москвы, в том числе в налоговых органах, в отделении Пенсионного фонда, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования, органах Госкомстата, в любых банках г. Москвы и в других, по всем вопросам, касающимся меня, для чего предоставляю ему (ей) право подавать от моего имени заявления, получать и представлять все необходимые справки и документы, в том числе декларации о доходах, а также расписываться за меня и совершать все необходимые действия, связанные с выполнением данного поручения".

Однако с таким толкованием многие судебные инстанции не согласны (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.04.2011 по делу N А42-1360/2010, Первого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 по делу N А43-16666/2010, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 по делу N А66-6566/2012). По их мнению, в доверенности должно быть оговорено полномочие представлять интересы налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами. Такого указания достаточно, и других требований в законодательстве по данному поводу не содержится. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит перечня действий, совершение которых требует наличия специально оговоренного в доверенности права. Доверенность, оформляемая в порядке ст. 29 НК РФ, уже предусматривает право на участие во всем объеме налоговых отношений.

При наличии доверенности, предусматривающей полномочия представлять интересы налогоплательщика в инспекциях ФНС России по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, для чего представителю предоставлено право совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения, полномочия представителя доверителем фактически не ограничены (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А33-1779/2011).

В частности, не требуется обязательного специального указания в подобных доверенностях полномочий:

  • на подписание поверенным счета-фактуры;
  • на получение документов в налоговом органе;
  • на право знакомиться с документами, принятыми налоговым органом;
  • на подписание заявлений в порядке ст. 78 НК РФ;
  • на участие в рассмотрении материалов проверки.

Вместе с тем, можно встретить и мнения, что в доверенности целесообразно точно определить полномочия лица в части взаимодействия с конкретной налоговой инспекцией. Так, согласно Письму Минфина России от 16.11.2006 N 03-02-07/1-326 доверенность уполномоченного представителя налогоплательщика должна быть оформлена надлежащим образом, в ней должны быть четко указаны объем и содержание полномочий представителя налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В том числе в доверенности должны быть отдельно отражены полномочия:

  • по подписанию корреспонденции, подготовке и направлению различного рода запросов, актов, писем представителем в налоговый орган (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 N 07АП-2101/2012 по делу N А27-12766/2011);
  • на право подписи налоговой декларации (расчета) и иных документов (см. Письмо Минфина России от 31.01.2011 N 03-02-07/1-28);
  • на представление им налоговой декларации (расчета) и (или) подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Так, согласно Письму Минфина России от 31.01.2011 N 03-02-07/1-28 при представлении в налоговый орган налоговой декларации (расчета) организации-налогоплательщика к ней следует прикладывать как документ, подтверждающий полномочия руководителя организации, осуществляющей ведение налогового и бухгалтерского учета организации-налогоплательщика, на подписание налоговой декларации (расчета), так и документ, подтверждающий соответствующие полномочия конкретного физического лица, подписавшего декларацию, которому передоверено право подписи налоговой декларации (расчета) организации-налогоплательщика. Кроме того, рекомендуется руководствоваться установленным порядком заполнения формы налоговых деклараций по конкретному налогу, в том числе предусматривающим положения о подтверждении достоверности и полноты сведений в налоговой декларации уполномоченным представителем налогоплательщика.

зам. руководителя по развитию

Российского юридического клуба

Понятие уполномоченного представителя налогоплательщика

Процедура уплаты налогов является достаточно длительной и состоит из нескольких этапов. Прежде всего, необходимо собрать отчетность, заполнить декларацию и посетить налоговую.

Не всегда руководители крупных компаний могут позволить себе тратить время на посещение налоговых органов. Сегодня оплатить сборы за любое юридическое лицо может уполномоченный представитель налогоплательщика.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается такое лицо (физическое или юридическое), которое может представлять интересы плательщика налогов в сделках с налоговыми органами, а также с другими участниками отношений по налогам и сборам.

Уполномоченный осуществляет свои действия на основании доверенности, которая выдается в соответствии с порядком, установленным Гражданским кодексом РФ.

Кто не может быть уполномоченным представителем налогоплательщика

Законодательство запрещает быть уполномоченными представителями следующим категориям:

  • работникам налоговых и таможенных органов;
  • специалистам органов внутренних дел правопорядка;
  • судьям следователям и прокурорам;
  • специалистам государственных внебюджетных фондов.

Данное правило закреплено в статье 29 Налогового кодекса РФ. Эта норма законодательства установлена по той причине, что указанные лица представляют интересы государства и не могут одновременно быть представителями налогоплательщика и стороны, осуществляющей контроль за уплатой налогов и сборов.

Ответственность уполномоченного представителя налогоплательщика

Уполномоченные представители налогоплательщика несут ответственность перед участниками налоговых правоотношений. Они ответственны за представление интересов в следующих случаях:

  • связанных с регистрацией компании в налоговых органах;
  • связанных с подачей декларации;
  • связанных с взысканием налогоплательщиков недоимки по налогам;
  • связанных с привлечением компании к ответственности за нарушения в области уплаты налогов и сборов, а также в других случаях если действие или бездействие налоговых органов затрагивает права организации.

Уполномоченное лицо несет ответственность за соблюдение сроков, подачу налоговой отчётности, правильность заполнения декларации по налогам, а также за правильность исчисления конечных сумм.

По этой причине уполномоченный налогоплательщика должен очень хорошо разбираться в современном налоговом законодательстве.

Доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика

Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свою деятельность на основании доверенности. Доверенность - это письменный договор между налогоплательщиком и третьим лицом о передаче и разделении прав. Согласно статье 185.1 ГК РФ срок действия доверенности составляет не более 3 лет.

Если договор не содержит сведений о сроках, то считается, что доверенность действует ровно год. При этом, если не указана дата открытия доверенности, то она считается недействительной.

Все действия, которые указаны в доверенности, уполномоченный представитель вправе совершать лично.

Он может передать свои полномочия третьим лицам, но только если это действительно необходимо.

При этом уполномоченный обязан уведомить своего доверителя и выдать доверенность третьему лицу. Такая доверенность должна быть обязательно нотариально заверенной.

Порядок выдачи доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика

Доверенность имеет определенный порядок выдачи, который установлен статьей 185.1 ГК РФ. При этом, на основании данного документа уполномоченный в праве совершать все юридические действия в том же объеме, что и доверитель.

По законодательству договор должен иметь унифицированную форму. Полномочия доверенного нотариально подтверждаются.

Доверенность обязательно выдается с подписью руководителя или лица, его заменяющего. Печать организации не обязательна. Данное правило закреплено пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ. Также, если уполномоченный сдает налоговые декларации, то он может предоставить письменное нотариальное заверение.

Основания прекращения действия доверенности

Статья 187 ГК РФ содержит основания для прекращения действия доверенности:

  • если кончился срок доверенности;
  • если доверенность отменена доверителем;
  • если доверенный сам отказался от полномочий;
  • если юридическое лицо прекратило свою деятельность в результате ликвидации или реорганизации;
  • если доверитель и доверенный признаны недееспособными или безвестно отсутствующими;
  • при смерти доверителя или доверенного;
  • если произведено введение в отношении организации процедуры банкротство, при которой доверитель теряет право выписывать доверенности.

Сроки отказа от доверенности не установлены ни для доверителя, ни для уполномоченного. Если доверитель изменяет или отменяет доверенность, он обязан оповестить об этом уполномоченного и налоговые органы.

Правопреемники налогоплательщика сохраняют свои права и обязанности, которые возникли в результате их действий после того, как стало известно о прекращении срока доверенности. Однако, правило не имеет силы, если налоговые органы были в курсе прекращения действия документа.

После того, как доверенность потеряла силу, уполномоченный либо правопреемник обязан вернуть документ налогоплательщику немедленно.

Данная обязанность носит двухсторонний характер.

Если этого не произошло, и организация не в силах вернуть бланк документа, то она должна в установленные сроки подать объявление о том, что доверенность считается недействительной. Это необходимо для предотвращения мошеннических действий, а именно для того, чтобы доверенностью компании больше никто не мог воспользоваться.

После публикации объявления, все действия по доверенности, произведенные в сроки, следующие за публикацией, считаются недействительными.

Доверенности, приравниваемые к нотариально удостоверенным

Доверенность для уполномоченного должна быть заверена, но существуют определенные обстоятельства, когда нотариальное заверение невозможно. Статья 185.1 ГК РФ устанавливает список доверенностей, которые приравниваются к нотариально заверенным:

  • документы, выдаваемые военнослужащим, которые проходят лечение в госпиталях. Должны быть удостоверены начальником медицинского учреждения или старшим врачом;
  • документы, выдаваемые военнослужащим, которые расположены в местах дислокации воинских штабов, где нет нотариальных контор;
  • доверенности осужденных, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены руководством исправительного учреждения;
  • доверенности совершеннолетних, находящихся в организациях социальной защиты, удостоверенные руководством таких организаций.

Правоотношения, в которых уполномоченный представитель консолидированной группы налогоплательщик представляет интересы других участников

Уполномоченный представитель консолидированной группы налогоплательщиков может представлять ее интересы в следующих правоотношениях:

  • связанных с регистрацией в налоговых органах документов о создании консолидированной группы, а также с внесением изменений в договор между участниками;
  • связанных с взысканием с консолидированной группы задолженности по налогу на прибыль;
  • связанных с ответом организации по налоговым нарушениям налогового законодательства;
  • в иных случаях, когда действия налоговых органов организации оказывают влияние на участников созданной группы.

Если договор между участниками консолидированной группы прекращается досрочно, то лицо, которое является ответственным участником, сохраняет свои полномочия.

Уполномоченный вправе передать свои обязательства третьим лицам, но только на основании доверенности по требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченный налогоплательщика значительно упрощает для организации процедуру уплаты налогов. При оформлении доверенности необходимо опираться на действующие нормы законодательства и следить за сроками выданных лицензий.

"Торговый эксперт", 2008, N 1
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Нередко во взаимоотношениях с другими организациями, налоговыми органами, судами, организация выступает через своих представителей - специально уполномоченных лиц. Этими представителями могут быть не только руководитель или иное лицо, уполномоченное учредительными документами, но и другие штатные работники, а в ряде случаев и приглашенные со стороны. Все зависит от задач, для решения которых привлекается представитель.
Статьи 182 - 189 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) дают общие положения о представителях и о том, как должны оформляться подобные полномочия представителей для совершения ими разного рода юридических действий (сделок), направленных на установление, изменение или прекращение имущественных и других гражданских прав и обязанностей.
Официально уполномоченное лицо
Под представителем юридического лица понимается лицо, уполномоченное совершать сделки от имени представляемой организации (юрлица) на основании закона или учредительных документов, а также на основании доверенности (ст. 182 ГК РФ).
Официально уполномоченными лицами юридических лиц на основании закона или учредительных документов выступают их исполнительные органы. Это единоличные органы - директор (генеральный директор), руководитель, президент; коллегиальные органы - правление, дирекция, совет директоров и глава коллегиального исполнительного органа (председатель, управляющий). В учредительных документах организации должно быть указано такое лицо (орган), а также определен круг его полномочий.
Для удостоверения полномочий официального (а по НК РФ - законного) представителя организации следует руководствоваться учредительными документами юридического лица (устав, учредительный договор, положение), а также документом, подтверждающим назначение (избрание) данного лица на соответствующую должность (решение, протокол, приказ и т.п.).
Временное исполнение обязанностей руководителя
Часто при заключении сделок или при совершении иных юридических действий от имени юридического лица выступает не исполнительный орган организации - директор, президент, избранный соответствующим органом управления, а временно исполняющий обязанности руководителя (так называемый ВРИО). Он назначается самим руководителем либо принимает исполнение данных обязанностей в силу наступления определенных юридических фактов (увольнение, болезнь руководителя и т.д.).
Примечание. Понятие "ВРИО" довольно условное, но оно означает оперативное замещение должности руководителя в связи с временной невозможностью осуществления им своих полномочий.
Следует заметить, что нынешнее законодательство не содержит специальных правовых норм, регулирующих отношения по исполнению обязанностей руководителя при его временном отсутствии. В то же время обычаи делового оборота предусматривают определенные правила по приравниванию ВРИО по объему полномочий к единоличному исполнительному органу организации - руководителю.
Для представления и защиты интересов организации в хозяйственных, административных, налоговых и иных правоотношениях ВРИО можно и не назначать. Достаточно выдать соответствующему работнику доверенность, содержание которой будет включать максимальный объем полномочий доверенного лица. Такие полномочия будут составлять лишь часть компетенции руководителя. Но бывают случаи, когда руководитель не смог оформить доверенность, например, внезапно тяжело заболел. Для обеспечения нормальной работы организации необходимо полное исполнение его обязанностей другим лицом. Назначить ВРИО вправе тогда тот орган управления, который назначает (избирает) самого руководителя. Например, в ООО это общее собрание участников. Но чаще всего это довольно сложная процедура, особенно по времени для созыва и проведения собрания. Поэтому в большинстве случаев назначение ВРИО оформляется приказом руководителя организации.
Справка. Вопрос о назначении ВРИО необходимо предусмотреть в учредительных документах организации (уставе).
Бывают ситуации, когда принятие исполнения обязанностей происходит автоматически, но это будет правомерным, если должностные инструкции, локальные акты организации прямо указывают, какое должностное лицо замещает должность руководителя при его временном отсутствии.
На практике нередки случаи, когда в организации требуется ВРИО при увольнении руководителя по собственной инициативе или заболевании, приведшем к невозможности дальнейшего продолжения им функций руководителя. Эти ситуации лучше всего предусмотреть в учредительных документах.
Остальные работники организации могут выступать в качестве ее уполномоченных представителей в конкретных правоотношениях лишь на основании доверенности, выданной им органом управления этой организации: директором, президентом и т.п.
Доверенность от имени организации (юридического лица) выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации.
Виды доверенностей
Доверенности бывают разные. Например, генеральная доверенность выдается руководителю филиала или отдельного подразделения организации. Чаще всего выдаются доверенности на совершение разового конкретного действия - заключить договор, получить зарплату и т.п.
Наиболее распространенными являются специальные доверенности, выдаваемые для совершения однородных сделок или каких-либо однородных юридических действий (например, для представления интересов организации в судебных органах, на управление транспортным средством).
Не следует в тексте доверенности использовать общие фразы, например, "и иные полномочия, связанные с доверенностью", так как это может вызвать разногласия по поводу полномочий представителя.
Какие полномочия нельзя передавать
Следует обратить внимание, что некоторые полномочия вообще нельзя передавать по доверенности. Например, в соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика может представлять интересы организации налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов) и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Но такой уполномоченный представитель не вправе сам платить за налогоплательщика налоги и сборы, так как это непосредственная обязанность плательщика.
Для оказания юридической помощи организациям, в отношении которых ведется дело об административных правонарушениях, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также по делам, рассматриваемых в арбитражных судах или судах общей юрисдикции, допустимо участие представителя - адвоката или иного лица.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, подтверждаются доверенностью (ст. 25.5 КоАП РФ и ст. 59 АПК РФ). Но, если представителем организации будет выступать сам руководитель организации, ему понадобятся устав, приказ (протокол) о назначении и паспорт.
Как составить доверенность
ГК РФ содержит ряд общих установок о том, как должны быть оформлены полномочия представителя:
- доверенность не может быть устной - только письменная (п. 1 ст. 185 ГК РФ);
- нотариальное удостоверение доверенности требуется, если на то есть специальное указание в законе. Например, если речь идет о передоверии (п. 3 ст. 187 ГК РФ) или согласно ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности;
- доверенность можно оформить на бланке организации, но это не обязательно. Главное, чтобы в доверенности было четко указано, что именно уполномочен сделать доверенное лицо (поверенный);
- на доверенности от имени организации должны быть печать и подпись руководителя (п. 5 ст. 185 ГК РФ).
При составлении доверенности руководствуются также следующим:
- даты и сроки в ней следует указывать не только цифрами, но и прописью. Согласно ст. 186 ГК РФ, если срок действия доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее оформления, т.е. даты выдачи указанной доверенности. Срок действия доверенности лучше указывать, так же как и указывать в обязательном порядке дату ее выдачи;
- наименование организации, фамилии, имена и отчества доверителей (т.е. тех, кто выдает доверенность) и представителей, а также иных лиц следует писать полностью.
И еще одна важная деталь оформления доверенности - указание паспортных данных представителя (поверенного). Это избавит представителя доказывать, что документ выдан именно ему.
Доверенность на получение материальных ценностей и денег
Согласно ст. 9 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", при оформлении документов на получение материальных ценностей организация обязана использовать утвержденные в установленном порядке унифицированные документы.
Документом, подтверждающим право представителя на получение товарно-материальных ценностей, является доверенность, оформляемая по типовым формам N М-2 или N М-2а, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Справка. Доверенности на получение товарно-материальных ценностей оформляются в соответствии с Указаниями, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, а также действующей ныне Инструкции о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности (утв. Письмом Минфина СССР от 14.01.1967 N 17).
Доверенность по форме N М-2а используют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдача таких доверенностей регистрируется в специально заводимом, пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
Доверенности по форме N М-2 применяют в тех случаях, когда получение ценностей производится нерегулярно, порой в разовом порядке. Для их учета не требуется ведение специального журнала, хотя они должны регистрироваться бухгалтерией или иным подразделением, уполномоченным приказом (распоряжением) дирекции, в книге доверенностей (номер доверенности определяется в книге доверенностей по корешку предыдущей доверенности).
Обе формы указанных доверенностей подписываются руководителем или иными уполномоченными на это лицами и главным (старшим) бухгалтером. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами с приложением печати этой организации. Поэтому подпись главного бухгалтера согласно ГК РФ необязательна. (Однако все-таки подписывать такие доверенности желательно и главбуху.) Право подписи доверенности лицами, уполномоченными на то руководителем и главным (старшим) бухгалтером, следует оформить приказом (распоряжением) руководителя организации.
А вот доверенности от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей согласно ст. 185 ГК РФ должны быть подписаны также главным (старшим) бухгалтером этой организации. Причем все подписи скрепляются печатью организации.
Срок действия таких доверенностей устанавливается в зависимости от возможности получения, вывоза соответствующих ценностей по наряду, счету, накладной или другому заменяющему их документу, на основании которого выдана доверенность, но, как правило, не более чем на 15 дней.
Доверенность на получение товарно-материальных ценностей, расчеты за которые производятся в порядке плановых платежей, допускается выдавать на календарный месяц. При лишении доверенного лица права на получение ценностей по доверенности, срок которой не истек, необходимо истребовать у этого лица доверенность, одновременно известив поставщиков (продавцов) об аннулировании такой доверенности.
В тех случаях, когда товары должны быть получены в одном месте (с одного склада), но по нескольким нарядам, счетам, заказам и другим заменяющим их документам, доверенному лицу может быть выдана одна доверенность с указанием в ней номеров и дат выдачи всех нарядов, счетов и других аналогичных документов. Если товарные ценности необходимо получать на нескольких складах, то может быть выдано несколько доверенностей.
В доверенности (соответствующих графах) приводится наименование товаров, подлежащих получению. Если же в документах на отпуск товаров (соглашении и т.п.) приведены наименование и количество товаров, то в таблице доверенности о материальных ценностях (на оборотной стороне формы) можно поставить прочерк.
В форме доверенности предусмотрен корешок, который остается в книжке доверенностей. В этом корешке доверенности заполняются все реквизиты, идентично данным, приведенным в основной части доверенности, выдаваемой доверенному лицу. Ответственность за правильность заполненных данных в корешке доверенности возлагается на должностное лицо, ответственное за выдачу доверенностей. Это следует предусмотреть в приказе организации о порядке выдачи доверенностей и их оформлении и подписании.
Примечание. После получения материальных ценностей в корешке указывается подтверждение этого по представленным уполномоченным лицом соответствующим документам (накладной, счету-фактуре и т.п.).
Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого получения товаров (независимо от того, получены они полностью или частично) представить в бухгалтерию организации документы о выполнении поручений и сдаче полученного товара соответствующему материально ответственному работнику. Неиспользованные доверенности также возвращаются на следующий день после истечения срока их действия. Об этом делается отметка в корешке книги доверенностей.
Лицам, которые не отчитались в использовании доверенностей, срок которых истек, новые доверенности не выдаются. И конечно, не допускается выдача доверенностей, полностью или частично не заполненных, и доверенностей без образцов подписи лиц, на имя которых они выданы.
И еще одна деталь. Доверенности, независимо от срока их действия, отбираются представителями поставщика-продавца при первом же отпуске товаров. В случае отпуска товаров частями на каждый частичный отпуск составляется накладная (приемно-сдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием на ней номера доверенности и даты ее выдачи. Один экземпляр накладной передается получателю товара, а другой подкладывается к оставшейся у поставщика (продавца) доверенности. Это используется для контроля за отпуском товаров по доверенности, а также предъявления счета покупателю. По окончании отпуска товаров доверенность сдается в бухгалтерию организации продавца вместе с документами на отпуск последней партии товаров по этой доверенности.
О печати, скрепляющей документы организации
Как уже отмечалось, доверенность на те или иные полномочия работника подписывается руководителем и скрепляется печатью организации. Особенно этот порядок касается при оформлении доверенностей на получение товарно-материальных ценностей.
В основополагающих правовых актах - Федеральных законах от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах " (п. 7 ст. 2); от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (п. 5 ст. 2); от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (п. 3 ст. 2) предусматривается, что названные юридические лица - организации не только должны иметь обязательно круглую печать, с указанием на ней обязательных реквизитов: полного фирменного наименования организации на русском языке и места ее нахождения. Кроме этого, печать может содержать дополнительные реквизиты, например, фирменное наименование не только на русском языке, но и на любом языке народов РФ или иностранном языке.
Обратите внимание! Помимо обязательных реквизитов организации по своему усмотрению могут указывать на своих печатях ИНН, КПП, ОГРН, товарный знак, логотип и т.д.
Региональные власти также могут устанавливать свои требования к наличию на печати тех или иных реквизитов. Так, органы исполнительной власти в Хабаровске, Екатеринбурге в их региональных положениях о разрешении изготовителя печатей предусмотрели обязательное наличие в реквизитах печати идентификационного номера (ИНН).
Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О государственном гербе Российской Федерации" размещать на печати герб Российской Федерации могут только:
- федеральные органы государственной власти;
- иные государственные органы;
- организации и учреждения;
- организации и учреждения независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями;
- органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.
В соответствии с ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведениями государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования" наряду с гербом указанные организации включают в текст гербовой печати:
- полное наименование юридического лица в именительном падеже, в скобках его краткое наименование (если оно имеется);
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Следует заметить, что любая организация может иметь несколько печатей, так как ограничения по их количеству не установлены.
Если имеется несколько печатей, то рекомендуется внутренними локальными документами установить порядок их использования.
Иногда организации заказывают себе печати с надписью "Для документов". Такой печатью не рекомендуется заверять официальные документы, договоры. Более правильным будет заверка таких документов основной печатью.
Право подписи доверенностей и финансовых документов
Как правило, во всех случаях доверенности на получение материальных ценностей и финансовые документы подписывает руководитель (первая подпись) и главный бухгалтер (вторая подпись). Право подписи доверенностей должностными лицами должно быть предоставлено приказом руководителя организации.
На финансовых документах, предоставляемых в банк, право первой подписи принадлежит руководителю, а право второй подписи - главному бухгалтеру. Иным лицам юридического лица право первой и второй подписи на таких документах должно быть предоставлено соответствующим приказом руководителя. Вместо приказа удостоверить передачу полномочий на право первой и второй подписи можно доверенностью, должностной инструкцией. В них должно быть прямо прописано, что работник наделяется правом первой или второй подписи.
Подобные документы дают право работнику только заключать различного рода договоры. Они не могут свидетельствовать о полномочиях работника на право подписи (первой и второй) на финансовых документах, т.е. распоряжаться денежными средствами организации. А значит, банк не примет карточку с образцами подписей ввиду неуполномоченности этих лиц (см. Письмо Банка России от 14.06.2007 N 31-1-6/1244 "О подтверждении полномочий лиц, наделенных правом подписи").
Что может сказать подпись
Говоря о праве подписи на документах организации, хотелось бы остановиться на их графологическом анализе. К такому анализу нередко прибегают в бизнесе с целью наблюдения за поведением и изменением характера сотрудников и выявления претендентов на повышение или увольнение, но, конечно, без афиширования этого наблюдения.
Что же могут сказать подписи тех или иных лиц с графологической точки зрения?
В первой букве подписи зашифрована самооценка личности. Чем буква выше остальных, тем более искривлена самооценка. Очень высокая первая буква трактуется как признак завышенного самомнения. Если же высота первой и последующих букв гармонически сочетаются, это говорит о самокритичности. Заглавная буква, написанная фигурно, показывает, что мысли и человека так же витиеваты и имеется склонность к романтике. Те, кто ставят точку после первой буквы подписи, явно педантичны и пунктуальны. Две заглавные буквы в подписи демонстрируют неординарную и амбициозную личность.
Высокая вторая буква (по отношению к первой) означает нереализованные амбиции. Подчиненным следует опасаться такого руководителя, а последнему - своих замов.
Подпись, "сходящая" в конце на нет, принадлежит человеку коварному, в планы которого никто никогда не посвящается. Такие личности обычно занимают высокие должности.
Черточки после подписи могут означать у мужчин наличие женских признаков в характере, у женщин - тягу к драгоценностям либо излишнюю чистоплотность.
С точки зрения графологов, если заглавная буква в подписи руководителя или его работника намного выше остальных, значит, оба они излишне горды, амбициозны и склонны к преувеличениям. Так что закорючки на подписях того или иного работника могут сказать многое о том, о чем они сами хотели бы умолчать.
Ю.Н.Болдырев
Юрист-консультант
Лиги предпринимателей торговли
г. Москвы
Подписано в печать
17.03.2008

От имени юридического или физического лица во взаимоотношениях с контрагентами, налоговыми, таможенными и иными органами вправе действовать его законный или уполномоченный представитель. Например, в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик (организация или физическое лицо) может участвовать лично либо через своего законного или уполномоченного представителя (подп. 6 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 26 НК РФ). Аналогично в отношениях, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах во внебюджетные фонды, интересы плательщика страховых взносов вправе представлять он сам либо его законный или уполномоченный представитель. Это указано в части 1 статьи 5.1 и пункте 4 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ).

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законный представитель без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки. Как правило, таким представителем является руководитель организации (ее директор, генеральный директор). Полномочия законного представителя организации подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители). Так, законные представители имеются у несовершеннолетних, недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности. Остальные физические лица, как правило, представляют свои интересы лично или через уполномоченного представителя. Информация о том, кто является законным представителем физических, а также юридических лиц различных организационно-правовых форм, приведена в таблице.

Уполномоченным представителем организации (физического лица) может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией (физическим лицом) соответствующими полномочиями. Основанием представительства является доверенность. Доверенность, выдаваемая уполномоченному представителю организации, должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Удостоверять такую доверенность у нотариуса не обязательно.

Доверенность уполномоченному представителю физического лица на представление его интересов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах или законодательством РФ о страховых взносах во внебюджетные фонды, должна быть удостоверена нотариально. Это указано в пункте 3 статьи 29 НК РФ и части 9 статьи 5.1 Закона № 212-ФЗ. Вместо нотариально удостоверенной доверенности полномочия представителя физического лица могут подтверждаться доверенностью, приравниваемой к нотариально удостоверенной согласно пункту 3 статьи 185 ГК РФ. Любая организация или физическое лицо вправе одновременно иметь несколько уполномоченных представителей, которым предоставлены одинаковые или разные полномочия.

Юридическое или физическое лицо, интересы которого представляются Законный представитель Основание представительства
Законные представители юридических лиц
Общество с ограниченной ответственностью Подпункт 1 пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Общество с дополнительной ответственностью Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) Подпункт 1 пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14 ФЗ и пункт 3 статьи 95 ГК РФ

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика — организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 29 НК РФ

Статья 29 НК РФ дает определение уполномоченного представителя налогоплательщика. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком (физическим лицом и (или) организацией) представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В силу указанного представительства одно лицо (представитель), обладающее соответствующими полномочиями (доверенностью), совершает действия (в налоговых правоотношениях, то есть для целей налогообложения) от имени другого лица (представляемого), в результате чего у последнего возникают, изменяются и прекращаются права и обязанности.

Представителем может быть любое правоспособное лицо, то есть физическое лицо (не имеющее статуса индивидуального предпринимателя — с момента возникновения им гражданской дееспособности, имеющее статус индивидуального предпринимателя — с момента регистрации в таком качестве) и юридическое лицо — с момента его возникновения в установленном порядке.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика:

должностные лица налоговых органов (руководители (их заместители) налоговых инспекций);

должностные лица таможенных органов;

должностные лица органов государственных внебюджетных фондов;

должностные лица органов внутренних дел;

следователи;

прокуроры.

Положения ст. 29 НК РФ не допускают возможности участия в налоговых правоотношениях в качестве уполномоченных представителей налогоплательщика указанных выше лиц в силу занимаемой ими должности и независимо от того, что свои служебные обязанности они исполняют в другом соответствующем органе или районе.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Доверенность выдается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно положениям ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу, которое вправе удостовериться в личности представляемого и сделать об этом отметку на документе, подтверждающем полномочия представителя.

Правила Гражданского кодекса РФ о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений.

В случае выдачи доверенности нескольким представителям каждый из них обладает полномочиями, указанными в доверенности, если в доверенности не предусмотрено, что представители осуществляют их совместно.

В соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

Распространение правил Гражданского кодекса РФ, регулирующих деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, на индивидуальных предпринимателей не означает признание индивидуальных предпринимателей юридическими лицами.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Налоговые правоотношения регулируются законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Абзацем 2 п. 3 ст. 29 НК РФ установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Указанное положение применяется и в отношении уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя.

Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации» разъяснено, что положения абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Вышеуказанные разъяснения были даны в Письме Минфина России от 24 марта 2014 г. N 03-02-08/12763.

Отметим, что в п. 2 ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ перечислены виды доверенностей, приравненные к нотариально удостоверенным.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии — старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, которые удостоверены администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Таким образом, представитель индивидуального предпринимателя вправе действовать либо на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо на основании доверенности, выданной в порядке ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ (Письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»).