Государственные нормативные требования по охране труда. Нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарии к ст. 211 ТК РФ


1. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти (порядок их принятия определен Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"), а также систему нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" установлено следующее. В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил, типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

2. В соответствии с установленным порядком межотраслевые правила по охране труда разрабатываются и утверждаются Минздравсоцразвития России. Отраслевые правила по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. Правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Государственные нормативные требования охраны труда, включаемые в указанные документы, не должны противоречить действующему законодательству по охране труда.

Правила по безопасности, инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации разрабатываются (пересматриваются) и вводятся в действие в соответствии с Приказом Госгортехнадзора России от 14 апреля 2005 г. N 219.

Перечень действующих СНиПов (приводится по Общероссийскому

строительному каталогу СК-1 "Нормативные и методические

документы по строительству")

СНиПы по вопросам проектирования, производства строительных

материалов и конструкций и организации строительства

документа Наименование документа Взамен чего введен

1.04.03-85 Нормы продолжительности

строительства и задела в

строительстве пред-

приятий, зданий и

сооружений (изд. 1991 г.

с изменениями)

1.05.03-87 Нормы задела в жилищном

строительстве с учетом

комплексной застройки СН 104-81

1.06.04-85 Положение о главном

инженере (главном

архитекторе) проекта Положение, утв.

Постановлением

Госстроя СССР от 30

декабря 1969 г. N 150

2.01.07-85 Нагрузки и воздействия

(изд. 2003 г. с

изменениями) Глава СНиП II-6-74

2.01.09-91 Здания и сооружения на

подрабатываемых

территориях и

просадочных грунтах Глава СНиП II-8-78

2.02.01-83 Основания зданий и

сооружений (изд. 1995

г. с изменением N 1) СНиП II-15-74, СН 475-75

2.02.02-85 Основания

гидротехнических сооруже-

ний (изд. 2004 г. с

изменением) СНиП II-16-76

2.02.03-85 Свайные фундаменты СНиП II-17-77

2.02.04-88 Основания и фундаменты

на вечномерзлых

грунтах СНиП II-18-76

2.02.05-87 Фундаменты машин с

2.03.02-86 Бетонные и железобетонные

конструкции из плотного

силикатного бетона СН 165-76

2.03.03-85 Армоцементные конструкции СН 366-77

2.03.04-84 Бетонные и железобетонные

конструкции,

предназначенные для

работы в условиях

воздействия повышенных и

высоких температур СН 482-76

2.03.06-85 Алюминиевые конструкции Глава СНиП II-24-74

2.03.09-85 Асбестоцементные

конструкции СН 265-77

2.03.11-85 Защита строительных

конструкций от коррозии СНиП II-28-73, СН 65-76

2.03.13-88 Полы СНиП II-В.8-71

2.04.01-85 Внутренний водопровод и

канализация зданий (изд.

1996 г. с изменениями 1 и

2) СНиП II-30-76 и СНиП II-

2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные

сети и сооружения (изд.

1996 г. с изменением 1) Глава СНиП II-31-74

2.04.03-85 Канализация. Наружные

сети и сооружения СНиП II-32-74

2.04.12-86 Расчет на прочность

стальных трубопроводов СН 373-67

2.05.02-85 Автомобильные дороги

(изд. 2004 г. с

изменениями) СНиП II-Д.5-72,

2.05.03-84 Мосты и трубы (изд. 1996

г. с изменением 1) СНиП II-Д.7-62, СН

200-62, СН 365-67

2.05.06-85 Магистральные

трубопроводы (изд. 1997

г. с изменениями 1,2 и 3) СНиП II-45-75

2.05.07-91 Промышленный

транспорт (изд. 1996

г. с изменением 1)

2.05.09-90 Трамвайные и

троллейбусные линии СНиП II-41-76

2.05.11-83 Внутрихозяйственные

автомобильные дороги в

колхозах, совхозах и

сельскохозяйственных

предприятиях и

организациях

2.05.13-90 Нефтепродуктопроводы,

прокладываемые на

территории городов и

других населенных пунктов СНиП 2.05.13-83

2.06.03-85 Мелиоративные системы и

сооружения СНиП II-52-74

2.06.04-82 Нагрузки и воздействия на

гидротехнические

сооружения (волновые,

ледовые и от судов) (изд.

1995 г. с изменениями 1 и

2) СНиП II-57-75

2.06.05-84 Плотины из грунтовых

материалов (изд. 1991 г.) СНиП II.4-73(II-53-73)

2.06.06-85 Плотины бетонные и

железобетонные СНиП II-54-77

2.06.07-87 Подпорные стены,

судоходные шлюзы,

рыбопропускные и

рыбозащитные сооружения СНиП II-55-79

2.06.08-87 Бетонные и железобетонные

конструкции

гидротехнических

сооружений СНиП II-56-77

2.06.09-84 Туннели гидротехнические СН 238-73

2.06.14-85 Защита горных выработок

от подземных и

поверхностных вод

2.06.15-85 Инженерная защита

территорий от затопления

и подтопления

2.07.01-89 Градостроительство.

Планировка и застройка

городских и сельских

поселений (изд. 1994 г.

с изменениями 1 и 2 и

дополнениями) СНиП II-60-75

2.08.02-89 Общественные здания и

сооружения (изд. 2003 г.

с изменениями) СНиП 2.08.02-85

2.09.03-85 Сооружения промышленных

предприятий СНиП II-91-77, СН

302-65, СН 471-75

2.09.04-87 Административные и

бытовые здания (изд. 2001

г. с изменениями) Глава СНиП II-92-76

2.10.02-84 Здания и помещения для

хранения и переработки

сельскохозяйственной

продукции СНиП II-98-77

2.10.03-84 Животноводческие,

птицеводческие и

звероводческие здания и

помещения

2.10.04-85 Теплицы и парники СНиП II-100-75

2.10.05-85 Предприятия, здания и

сооружения по хранению и

переработке зерна СН 261-77

2.11.02-87 Холодильники Глава СНиП II-105-74

2.11.03-93 Склады нефти и

нефтепродуктов. Про-

тивопожарные нормы СНиП II-106-79

3.01.03-84 Геодезические работы в

строительстве СНиП III-2-75

3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию

законченных

строительством объектов.

Основные положения СНиП III-3-81

3.02.01-87 Земляные сооружения,

основания и фундаменты СНиП 3.02.01-83, СНиП

III-8-76, СН 536-81

3.02.03-84 Подземные горные

выработки СНиП III-11-77

3.03.01-87 Несущие и ограждающие

конструкции СНиП III-15-76, СН 383-

67, СНиП III-16-80, СН

420-71, СНиП III-18-75,

СНиП III-17-78, СНиП

III-19-76, СН 393-78

3.04.01-87 Изоляционные и отделочные

покрытия Разделы СНиП III-20-74,

СНиП III-21-73, СНиП

III-B.14-72, ГОСТ 227-

53-77, ГОСТ 22844-77,

ГОСТ 23305-78

3.04.03-85 Защита строительных

конструкций и

сооружений от коррозии СНиП III-23-76

3.05.01-85 Внутренние санитарно-

технические системы

3.05.03-85 Тепловые сети

3.05.04-85 Наружные сети и

сооружения водоснабжения

и канализации (изд. 1995

г. с изменением 1)

3.05.05-84 Технологическое

оборудование и тех-

нологические трубопроводы

3.05.06-85 Электротехнические

устройства

3.05.07-85 Системы автоматизации СНиП III-34-74

3.06.03-85 Автомобильные дороги СНиП III-40-78

3.06.04-91 Мосты и трубы СНиП III-43-75,

ВСН 81-80, ВСН 98-

74, ВСН 109-64,

ВСН 163-69, ВСН

3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила

обследований и испытаний

3.07.01-85 Гидротехнические

сооружения речные

3.07.02-87 Гидротехнические морские

и речные транспортные

сооружения Разделы 1 и 3 СНиП III-

3.07.03-85 Мелиоративные системы и

сооружения (изд. 1995 г.

с изменением 1)

3.09.01-85 Производство сборных

железобетонных

конструкций и изделий СН 324-72, СН 488-76,

СНиП II-7-81 Строительство в

сейсмических районах

(изд. 2000 г. с

изменениями) Глава СНиП II-А.12-69

81 Каменные и армокаменные

конструкции (изд. 2004 г.

с изменениями) СНиП II-В.2-71

81 Стальные конструкции

(изд. 1995 г. с

изменениями) СНиП II-В.3-72, СНиП

II-И.9-62, СН 376-67

80 Деревянные конструкции Глава СНиП II-В.4-71

76 Кровли СН 394-74

76 Котельные установки СНиП II-Г.9-65, СН 350-

75 Электростанции тепловые СНиП II-И.8-62, СН 372-

80 Генеральные планы

промышленных предприятий

(изд. 1994 г. с измене-

ниями) СНиП II-М.1-71

80 Подземные горные

выработки СНиП II-М.4-65

76 Генеральные планы

сельскохозяйственных

предприятий СНиП II-97-76

СНиП II-108-

78 Склады сухих минеральных

удобрений и химических

средств защиты растений СНиП II-Н.6-67

СНиП III-10-

75 Благоустройство

территорий Глава СНиП III-К.2-67,

СНиП III-24-

75 Промышленные печи и

кирпичные трубы СНиП III-Г.12-62

СНиП III-39-

76 Трамвайные пути СНиП III-Д.4-62

СНиП III-41-

76 Контактные сети

электрифицированного

транспорта СНиП III-Д.9-62

СНиП III-42-

80 Магистральные

трубопроводы (изд. 1997

г. с изменениями

СНиП III-44-

77 Тоннели железнодорожные,

автодорожные и

гидротехнические.

Метрополитены СНиП III-Б.8-68, СНиП

96 Инженерные изыскания для

строительства. Основные

положения СНиП 1.02.07-87

2003 Инструкция о порядке

разработки, согласования,

экспертизы и утверждения

градостроительной

документации МДС II-7.2000

2001 Безопасность труда в

строительстве. Часть 1.

Общие требования СНиП 12-03-99

2002 Безопасность труда в

строительстве. Часть 2.

Строительное

производство СНиП III-4-80, ГОСТ

12.3.035-84, ГОСТ

12.3.038-85, ГОСТ

96 Основные положения

создания и ведения

государственного

градостроительного

кадастра Российской

Федерации

97 Пожарная безопасность

зданий и сооружений (изд.

2002 г. с изменениями) СНиП 2.01.02-85

99 Стоянки автомобилей

(изд. 2004 г. с

изменением)

95 Геофизика опасных

природных воздействий

99 Строительная

климатология (изд.

изменением) СНиП 2.01.01-82

95 Естественное и

искусственное освещение

(изд. 2003 г. с

изменением) СНиП II-4-79

97 Планировка и застройка

территорий садоводческих

(дачных) объединений

граждан, здания и

сооружения (изд. 2001 г.

с изменением) ВСН 43-85

2001 Производственные здания СНиП 2.09.02-85

2001 Складские здания СНиП 2.11.01-85

95 Железные дороги колеи

1520 мм СНиП II-39-76, СНиП

III-38-75, СН 468-74

96 Аэродромы СНиП 2.05.08-85, СНиП

97 Тоннели железнодорожные и

автодорожные СНиП II-44-78, СНиП

III-44-77 в части ж.д.

и автодор. тоннелей,

искл. приемку

99 Подземные хранилища

газа, нефти и продуктов

их переработки СНиП 2.11.04-85

2001 Доступность зданий и

сооружений для

маломобильных групп

населения ВСН 62-91, кроме треб.

к специализ. зданиям

2002 Газораспределительные

системы СНиП 2.04.08-87, СНиП

95 Разработка и применение

норм и нормативов расхода

материальных ресурсов в

строительстве. Основные

положения СНиП 5.01.18-86

95 Федеральные (типовые)

элементные нормы расхода

цемента при изготовлении

бетонных и железобетонных

изделий и конструкций СНиП 5.01.23-83

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) разрабатываются и вводятся в действие на основании документов Государственной системы стандартизации РФ, в частности:

ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения";

ГОСТ Р 1.2-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены";

ГОСТ Р 1.5-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения";

ГОСТ 12.0.001-82 "Система стандартов безопасности труда. Основные положения".

Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, направляются ими при необходимости в федеральные надзоры.

3. В соответствии со ст. 370 ТК представители профсоюзов имеют право принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ.

4. В настоящее время действуют следующие отраслевые правила по охране труда:

Правила по охране труда для полиграфических организаций и Типовые инструкции по охране труда для полиграфических организаций, утв. Приказом МПТР России от 4 декабря 2002 г. N 237;

Правила по охране труда при работах на радиорелейных линиях связи, утв. Приказом Минсвязи России от 25 декабря 2002 г. N 148;

Правила по охране труда в кондитерской промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 48;

Правила по охране труда в животноводстве, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 49;

Правила по охране труда при проведении мелиоративных работ, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 50;

Правила по охране труда в табачной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 51;

Правила по охране труда для организаций крахмалопаточной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 52;

Правила по охране труда в птицеводстве и птицепереработке, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 53;

Отраслевые правила по охране труда при работе с электрохимической бумагой типа ЭХБ в подразделениях полетной информации организаций гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от 20 марта 2003 г. N 26;

Отраслевые правила по охране труда при работе со спецжидкостями в организациях гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от 20 марта 2003 г. N 27;

Правила по охране труда при работах на линейных сооружениях кабельных линий передачи, утв. Приказом Минсвязи России от 10 апреля 2003 г. N 39;

Правила по охране труда на послеуборочной подработке и хранении семян сахарной свеклы, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 887;

Правила по охране труда в организациях по хранению и переработке зерна, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 888;

Правила по охране труда в растениеводстве, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 889;

Правила по охране труда в мясной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 890;

Правила по охране труда при эксплуатации объектов очистки сточных вод организаций, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 891;

Правила по охране труда при производстве спирта, водки, коньяка, вин, пива и соков, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 892;

Правила по охране труда в масложировой промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 893;

Правила по охране труда работников агропромышленного комплекса в условиях радиоактивного загрязнения территории, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 894;

Правила по охране труда при производстве хлебопекарных дрожжей, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 895;

Правила по охране труда в хлебопекарной и макаронной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 896;

Правила по охране труда в молочной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 897;

Правила по охране труда при хранении плодоовощной продукции, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 898;

Правила по охране труда работников АПК при использовании пестицидов и агрохимикатов, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 899;

Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 13 апреля 2007 г. N 269;

Правила по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утв. Приказом ФТС России от 15 апреля 2008 г. N 403.

В результате изучения этого раздела Вы будете знать:

Государственные нормативные требования охраны труда: общую классификацию (виды) нормативных правовых актов, их аббревиатуру, предназначение, кем они утверждаются;

Классификацию стандартов системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

Особенности применения в отечественной практике международных правовых норм. Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят 24 мая 1996 г. (с изменениями и дополнениями).

3. Кодекс Российской Федерацией об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 №1160. Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

5. Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ).

В Перечень видов нормативных правовых актов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1160 Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, вошли:

Наименование вида нормативного акта, Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ Полное Сокращенное

Межотраслевые правила по охране труда;

Межотраслевые типовые инструкции по охране труда; ПОТ Р М ТИ Р М - Минтрудсоцзащиты России.

Отраслевые правила по охране труда; Типовые инструкции по охране труда; ПОТ Р О ТИ; Р О - Федеральные органы исполнительной власти.

Правила безопасности; Правила устройства и безопасной эксплуатации; Инструкции по безопасности; ПБ,

ПУБЭ, ИБ - Ростехнадзор России, Госатомнадзор России.

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда, ГОСТР ССБТ - Госстандарт России,

Госстрой России.

Строительные нормы и правила Своды правил по проектированию и строительству - СНиП СП Госстрой России.

Государственные Санитарно эпидемиологические правила и нормативы, санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, СП, ГН, СанПин СН – Минздрав России.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

При проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;

Конструировании машин, механизмов и другого оборудования; разработке технологических процессов; организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 ТК РФ). Утверждаются государственные нормативные требования охраны труда сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Пересмотру, независимо от установленного срока их действия, государственные нормативные

требования охраны труда подлежат:

При изменении законодательства Российской федерации об охране труда;

При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

При внедрении новой техники и технологий;

По результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф.

Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня. Содержащиеся в них требования не должны быть ниже государственных требований охраны

труда. Для оперативного доведения всего объема нормативно-правовых документов по охране труда до

всех предприятий и организаций создана информационная система нормативно-правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности РИСОТ. Система представляет собой постоянно обновляемый централизованный банк специализированных данных. Стандарты безопасности труда - комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.

Структура обозначения стандартов ССБТ:

Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры - порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта. Примеры - ГОСТ 12.1.025-2012; ГОСТ 12.3.036-2012.

Классификация стандартов ССБТ Шифр группы. Наименование группы.

0 Организационно-методические стандарты

1 Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных

производственных факторов

2 Стандарты требований безопасности к производственным машинам и оборудованию

3 Стандарты требований безопасности к производственным процессам

4 Стандарты требований безопасности к средствам защиты

Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания. В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди как в

процессе производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности. Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.

Все СНиП делятся на 5 частей, каждая из которых подразделяется на группы. Часть 2 «Нормы проектирования» включает в себя 12 групп, часть 3 «Организация, производство и приемка работ»

включает в себя 9 групп и т.д. Шифр СНиП состоит из:

Аббревиатуры «СниП»,

Номера части (одна цифра),

Номера группы (две цифры),

Номера документа (две цифры, отделенные между собой точками),

Две последующие цифры (через тире) соответствуют году утверждения документа.

Локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права - нормативный акт, принятый работодателем, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:

С трудовым законодательством;

Иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; коллективными договорами; соглашениями.

Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.

Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями.

Например: локальные нормативные акты при утверждении которых необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, когда эти причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников;

Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены;

Привлечение в определенных случаях к сверхурочным работам;

Регулирование вопросов, связанных с разделением рабочего дня на части;

Определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочие и праздничные дни;

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни;

Порядок и условия предоставление дополнительных отпусков;

Утверждение графика предоставления оплачиваемых отпусков;

Определение конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время; принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений.

Не подлежат применению:

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;

Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК РФ).

Принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права. Установленный порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта.

1. Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

2. Выборный орган направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме не позднее 5 дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта.

3. Если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

Не содержит согласия с проектом, либо

Содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения.

4. При не достижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в государственную инспекцию труда или в суд.

5. Государственная инспекция, труда обязана провести в течение одного месяца со дня получения жалобы проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта (ст. 372 ТКРФ). Международные правовые нормы, акты Международной организации труда (МОТ) начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, то применяются правила международного договора (соглашения). МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации обязательны для соблюдения государством-членом МОТ. Рекомендации не ратифицируют. Государство может использовать их в национальном законодательстве. 50 конвенций были ратифицированы СССР и затем признаны Российской Федерацией. Не ратифицированы нашей страной до настоящего времени ряд важных конвенций МОТ. К ним относятся:

Конвенция № 127. О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся;

Конвенция № 131. Об установлении минимальной заработной платы и др. Основное содержание конвенций и рекомендаций МОТ излагается в сборнике Резюме международных трудовых норм.

Большое значение для безопасности, гигиены охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского сообщества (ЕС).

Комиссия ЕС разрабатывает и принимает Директивы по различным аспектам, включая:

Организацию охраны труда;

Требования для некоторых видов работ в промышленности, связанных с повышенным риском;

Соответствующее использование установок, оборудования и веществ; определение уязвимых категорий рабочих и т.д.

Принятые Директивы по вопросам охраны труда государства-члены ЕС должны учитывать в своих

национальных законодательствах.

Кроме того, благодаря работе этой Комиссии появилась возможность распространять и обмениваться информацией о результатах исследований и оказывать техническую помощь в области безопасности и гигиены труда всем государствам-членам Сообщества.

Каждый российский работодатель обязан обеспечивать соблюдение государственных нормативных требований охраны труда в рамках ведения хозяйственной деятельности. Однако также требования охраны труда обязательны для исполнения не только работодателями, но и непосредственно сотрудниками. Общие требования охраны труда на предприятии регулируются значительным количеством нормативных документов и актов, и обеспечивать соблюдение их основ должен каждый работодатель.

Общие требования охраны труда на предприятии

Спектр требований охраны труда в Российской Федерации крайне широк и регулирует большое количество аспектов трудовых взаимоотношений сотрудников и работодателей. При этом определенные права и обязанности возлагаются на каждую из сторон трудовых взаимоотношений. Более того, определенную немаловажную роль в вопросах обеспечения соблюдения наличествующих требований играет государство в следующих аспектах:

  • Законодательное регулирование. Наличествующее законодательство содержит большое количество нормативной документации, затрагивающей вопросы охраны труда. Означенные документы могут иметь как вид федеральных законов, так и отдельных приказов либо всяческих методических рекомендаций, созданных исполнительными властными органами, преимущественно – Министерством труда.
  • Контроль. Отдельные государственные органы, например – инспекция по труду либо же прокуратура, занимаются контролем исполнения нормативных требований охраны труда. В ряде ситуаций они также могут налагать на работодателей определенные санкции.
  • Обеспечение социальных гарантий. В случае, когда нарушение наличествующих законодательных требований влечет за собой наступление негативных последствий для работников, законодательство часто предусматривает определенные дополнительные социальные гарантии и меры поддержки для пострадавших сотрудников.
  • Посредничество в трудовых спорах. Если в рассматриваемом контексте между работодателями и трудящимися либо их представителями возникают различные разногласия, они могут урегулироваться при поддержке государства. Также, различные вопросы, связанные с нарушениями требований законодательства, решаются в судебном порядке при помощи государственных органов судебной власти.

Существуют не только государственные нормативные требования охраны труда. Определенные ограничения и предписания могут устанавливаться и международными документами. Либо же, напротив – локальными требованиями отдельных работодателей, если они не противоречат наличествующему законодательству и не ущемляют в своих положениях законные права сотрудников.

Общие требования охраны труда – обязанности работодателей

Как уже упомянуто ранее, общие требования охраны труда обязательны для исполнения как сотрудниками, так и работодателями. Однако основной спектр ответственности возлагается именно на субъекты хозяйствования, которые обеспечивают формирование рабочих мест. Так, к обязанностям работодателя в контексте общих требований охраны труда можно отнести:

Обязанности работников в соответствии с требованиями охраны труда

Перечень требований законодательства в отношении сотрудников является куда более мягким, однако игнорировать его работники не имеют права. Ведь за нарушение установленных государством или работодателем нормативов работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию вплоть до увольнения, если проступок повлек или мог повлечь за собой какие-либо тяжкие последствия. К означенным требованиям в отношении трудящихся можно отнести:

  • Необходимость соблюдения конкретных правил охраны труда и предписаний работодателя в области своей сферы деятельности.
  • Использование в соответствии с инструкцией предоставляемых средств индивидуальной защиты.
  • Прохождение обязательных инструктажей и медосмотров, если они предписываются законодательством или локальными нормативными актами.
  • Извещение работодателя или ответственных лиц за охрану труда на предприятии о происхождении каких-либо аварий или иных несчастных случаев на производстве, а также предупреждение о собственном плохом самочувствии или ином ухудшении состояния здоровья.

За несоблюдение требований охраны труда работником, он может быть подвергнут в виде замечания или выговора. Увольнение работника за несоблюдение требований охраны труда допускается только в двух случаях – если его действия имели угрозу наступления тяжких последствий, или же если это не единственное дисциплинарное взыскание в виде выговора или замечания, полученное трудящимся в течение календарного года.

Увольнение работника и применение к нему дисциплинарных взысканий за несоблюдение нормативов и требований охраны труда является правом работодателя, а не обязанностью. То есть – окончательное решение о применении взысканий принимает сам работодатель, как и о виде взыскания.

Правовое регулирование государственных нормативных требований охраны труда

Так как рассматриваемые требования распространяются на большое количество различных сфер и аспектов трудовой деятельности, их правовое регулирование является достаточно комплексным, а правовая база состоит из различных по характеру и степени необходимости применения нормативных актов. В целом, правовое регулирование данного вопроса обеспечивается:

Статья 209 (ТК РФ). Основные понятия

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Статья 211 (ТК РФ). Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда , содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности , в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов об охране труда, включающая:

межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минтрудом России;

отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Госгортехнадзором России и Госатомнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые Госстандартом России и Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), разрабатываемые и утверждаемые Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России.

Требования охраны труда содержатся в правилах и инструкциях по охране труда, утверждаемых по общему правилу работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ТК. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Проекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, должны направляться органами, разработавшими названные требования, для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

Утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты в месячный срок должны быть направлены Минздравсоцразвития России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут продлеваться, но не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока их действия либо досрочной отмене может быть принято органом, утвердившим эти требования, не позднее 9 месяцев до окончания срока их действия.

При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как и их разработка.

Федеральные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на 5 лет.

Правила по охране труда обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций (правил) по охране труда и в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, утверждаемыми работодателями, руководителями структурных подразделений предприятия, и утверждаются приказом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно .

Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК).

Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением инструкций по охране труда возложен на работодателя.

Непосредственный систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций.

Работники такой службы вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений - отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда. Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

обязаны соблюдать и работодатели, и работники. Как нормативка помогает сохранить здоровье и трудоспособность работающих, расскажем в нашей статье.

Госрегулирование охраны труда

Словосочетание «государственные нормативные требования охраны труда» знакомо каждому коммерсанту, использующему наемный труд. Государство относит вопросы сохранения жизни и здоровья людей при исполнении ими трудовых функций к разряду наиболее важных и существенных, поэтому считает необходимым осуществлять нормативное регулирование в данной сфере.

Государственные нормативные требования охраны труда представлены в российском законодательствесамыми разнообразными законами, указаниями, стандартами и правилами.

Важно! Государственная задача по сохранению труженикам их здоровья и способности осуществлять трудовые функции заключается в установлении специальных нормативов, правил и процедур.

Эта нормативная совокупность позволяет разумно сочетать желание бизнеса заработать прибыль любыми способами и необходимость уберечь работающее население от чрезмерных нагрузок, некачественных средств и предметов труда, невыносимых условий работы и др.

В исполнении государственных нормативных требований охраны труда в первую очередь должен быть заинтересован сам человек. Его здоровье в его руках и во многом зависит от разумности его действий.

Однако при выполнении трудовых функций работник вынужден подчиняться работодателю, поэтому процесс сохранения трудоспособности и здоровья всех членов трудового коллектива — это результат совместных действий всех заинтересованных лиц. А для того, чтобы не было перегибов и недоработок, государство и устанавливает ограничения в виде трудоохранных нормативных требований.

Важно! Правительство РФ — основной госрегулятор, утверждающий документы, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

При осуществлении этой функции оно обязательно должно учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 ТК РФ).

Государственные нормативные требования охраны труда охватывают весь спектр трудовых отношений с учетом специфики отраслей и производств, включая нюансы охраны труда отдельных категорий граждан (инвалидов, женщин, лиц до 18 лет и др.).

Нормативные акты по ОТ и ТБ для работодателей

Специфика любого производства индивидуальна, поэтому требования по охране труда и технике безопасности (ОТ и ТБ) для отдельных трудовых коллективов специфичны. При этом для государства одинаково важен процесс сохранения здоровья каждого трудящегося.

В связи с этим государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются в обобщенном виде, а уточняются уже отраслевыми и локальными нормами и требованиями.

Важно! Нормативные требования, изложенные в ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда», являются общими для всех трудящихся и работодателей.

Поскольку вопросами охраны здоровья работников в отдельно взятой компании занимаются специальные службы или специалисты, на государственном уровне устанавливаются нормативные требования и к ним. Например:

  • постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
  • постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»;
  • другими аналогичными нормативными актами.

На работодателя накладываются дополнительные обязанности по реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда. На государственном уровне регламентированы типовые перечни таких процедур (см., например, приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н).

О государственных нормативных требованиях охраны труда в отношении отдельных категорий работников расскажем в следующих разделах.

Государственные нормативные требования по охране труда женщин

Государство отдельно выделяет в вопросах охраны труда такую категорию трудящихся, как женщины. Им предоставляются специальные гарантии, и на страже сохранения их здоровья стоит целая армия нормативных актов и трудовых инспекторов.

Поскольку от того, насколько здорова женщина, зависит крепость нации и будущих поколений, государство посчитало необходимым запретить женский труд при выполнении работ, потенциально опасных и способных нанести урон их жизни и здоровью.

Важно! Постановлением от 25.02.2000 № 162 Правительство РФ утвердило специальный запретительный перечень для работающих женщин.

К примеру, нельзя использовать труд женщин в горячих цехах, на подземных, сварочных и иных видах работ. Нормативно ограничены и предельные нагрузки для трудящихся женщин.

Важно! Нормативы, ограничивающие чрезмерные для женского организма нагрузки по подъему и переносу тяжелых предметов вручную при исполнении трудовых функций, установлены в постановлении Совета министров и Правительства РФ от 06.02.1993 № 105.

Ограничения установлены с учетом научно-обоснованных данных и направлены на сохранение женского здоровья. К примеру, во время выполнения работы женщина без ущерба для своего здоровья в течение часа может поднимать груз не более 10 кг и не чаще 2 раз (в чередовании с другими трудовыми функциями).

В области гигиены условий женского труда государство установило нормативные требования в виде санитарных норм и правил (СанПиН 2.2.0.555-96, 2.2.2/2.4.1340-03).

Нормативка по охране труда для трудоспособных людей с ограниченными возможностями

Государственные нормативные требования охраны труда в отношении еще одной категории трудящихся, инвалидов, также представлены совокупностью ряда нормативных документов.

Пристальное внимание государства к данной категории трудящихся обусловлено тем, что инвалид уже лишен части своего здоровья, а функции его организма расстроены вследствие болезни или травм. Если инвалид, несмотря на свое состояние, продолжает трудиться, государство берет его под особую социальную защиту.

К примеру, положения Закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусматривают следующее:

  • создание условий труда для данной категории трудящихся в соответствии с носящими индивидуальный характер программами реабилитации (п. 5 ст. 20);
  • организацию специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22).

Указанные положения закона налагают на работодателя дополнительные обязанности организационного и технического характера.

Важно! Рабочее место работника с ограниченными возможностями с учетом особенностей его нарушенных функций должно оборудоваться в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 19.11.2013 № 685н.

Гигиена условий труда инвалидов также регламентирована на государственном уровне (СП 2.2.9.2510-09).

Нормативные требования к условиям труда подростков

Понимание важности народной мудрости о необходимости сохранения здоровья человека с молодости подталкивает государство принимать отдельные нормативные акты в сфере охраны труда подрастающего поколения.

Важно! Нормативные требования в части ограничения нагрузок для трудящихся подростков оформлены постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7.

В этом нормативном акте подробно описывается допустимый вес переносимых подростками тяжестей при выполнении трудовой функции. Причем ограничение варьируется в зависимости от пола подростка и его возраста. К примеру, постоянно за рабочую смену для юноши 15 лет переносимый вес ограничен 3 кг, а для девушки этот параметр снижен до 2 кг.

Важно! Подростков запрещено задействовать на работах, предусмотренных «подростковым» запретительным перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163.

Большое внимание уделяется государством и профилактике воздействия на подростков неблагоприятных производственных факторов. Выражается это в разработке и внедрении специальных нормативных актов, к примеру Методических указаний по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков (утверждены Министерством здравоохранения СССР 01.07.1981 № 2410-81).

Вопросы гигиены условий труда подростков выделены в отдельный нормативный комплект (СанПиН 2.4.6.664-97, 2.4.6.2553-09).

Как учитываются расходы, связанные с охраной труда, см. в статьях на нашем сайте:

Итоги

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в целом комплексе разнообразных федеральных, региональных, отраслевых и локальных нормативных актов.

Все они направлены на сохранение здоровья и трудоспособности работающего населения при выполнении трудовых функций.