Что обязательства по контракту. Договорные обязательства и их исполнение

28.12.2016

Постановлением Пленума Верховного суда РФ № от 22.11.2016 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса РФ об обязательствах и их исполнении» даны разъяснения применения норм гражданского законодательства, претерпевших в последнее время существенные изменения и дополнения. Положения постановления Пленума будут интересны как юридическим лица и индивидуальным предпринимателям, так и гражданам, вступающим в договорные отношения, не связанные с предпринимательской деятельностью.

О собое внимание в указанном документе уделено праву участников договорных правоотношений на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий.

Отказ или одностороннее изменение условий возможен, если он предусмотрен законом или договором. Правомерный отказ от договора (изменение условий ) считается совершенным с момента получения другой стороной надлежащего уведомления, если иное не следует из закона, договора, обычая либо практики, установившейся во взаимоотношениях сторон. В Постановлении сделана оговорка о том, что уведомление об одностороннем отказе считается доставленным по правилам ст.165.1 ГК РФ, т.е. когда адресат не получил или не ознакомился с корреспонденцией по причинам, зависящим от него самого.

Злоупотребление правом на отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий может повлечь отказ в судебной защите данного права полностью или частично, в том числе признания одностороннего отказа (изменения условий ) ничтожным. В качестве примера, в постановлении Пленума приведен пример отказа во взыскании процентов по банковскому в случае одностороннего непропорционального увеличения банком процентной ставки.

Включение в условия договора обязанность стороны, правомерно отказавшейся от исполнения обязательств (изменившей их условия ), уплатить определенную денежную сумму другой стороне возможно, только если императивной нормой не установлен запрет. В противном случае такое условие является . В качестве примера можно привести застройщиками в договоры участия в долевом строительстве штрафные санкции для дольщиков за одностороннее расторжение договора. В исключительном случае, когда несоответствие размера денежной компенсации при одностороннем отказе от исполнения обязательства (изменении его условий), а также заведомом недобросовестном осуществлении своего права требовать денежной суммы в таком размере будет доказано, суд может отказать полностью или в части в ее взыскании.

Об исполнении обязательств надлежащему лицу. Право должника требовать доказательств того, что он исполняет обязательство надлежащему лицу закреплено законом. Должник вправе требовать предоставления доказательств наличия соответствующих полномочий у лица, принимающего исполнение. В случае отказа предоставить такие доказательства (например, надлежащим образом оформленную доверенность ), должник вправе не исполнять обязательства до получения подтверждения того, что исполнение принимается надлежащим лицом. При этом он не считается просрочившим (однако, фиксировать свое требование предоставить указанные доказательства, иначе просрочка не будет признана в случае спора уважительной ). Обязательство, связанное с личностью должника также может быть исполнено третьим лицом, если оно просрочено.

Если кредитор знает или должен знать, что исполнение возложено должником на третье лицо, либо это третье лицо может утратить свое право на имущество должника, вследствие обращения взыскания на него, то в случае отказа принять исполнение за должника от указанного третьего лица при просрочке должником исполнения обязательства, то кредитор будет считаться просрочившим. В случае, когда исполнение обязательства было возложено на третье лицо, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства этим лицом несет должник.

Платежи в валюте, предусмотренные договором, осуществляются в соответствии с действующим законодательством в рублях. Постановление дает разъяснения о том, как следует осуществлять расчеты в различных ситуациях, связанных с установленной в договоре иностранной валютой платежа. В судебных актах по искам о взыскании денежных сумм, которые должны быть оплачены в рублях, но выражены в эквивалентной определенной сумме иностранной валюте, а также в условных единицах, в резолютивной части решения должно быть отражено в обязательном порядке: размер сумм в валюте и указание об оплате в рублях; процентная ставка и размер неустойки, начисляемых на указанную сумму; точный период в течение которого она начисляется; указание на момент, на который должен определяться курс и наименование органа, устанавливающего этот курс.

В отношении очередности погашения требований по денежным обязательствам, предусмотренной ст.319 ГК РФ, важное разъяснение дано о процентах: в указанной статье речь идет о процентах, которые являются платой за пользование денежными средствами ( , 809, 823 ГК РФ ), а не о процентах, являющихся мерой гражданско-правовой ответственности (ст.395 ГК РФ ) и потому погашающихся после основного долга. Изменить порядок очередности погашения требований можно соглашением сторон, однако исключительно те требования, о которых идет речь в ст.319 ГК РФ.

Очередность погашения однородных требований, предусмотренная ст.319.1 ГК РФ, соблюдается в отношении любых обязательств независимо от оснований их возникновения, возникшим как из одного договора, так и по нескольким договорам.

При наличии однородных обязательств с истекшим и не истекшим сроком без указания должником в счет какого из них осуществлено исполнение, исполненное будет засчитано в пользу требований, по которым срок давности не наступил, в порядке, установленном ч.2 и 3 ст. 319.1 ГК РФ.

Гапанович Анна Владимировна, начальник отдела договорной и претензионно-исковой работы ТюмГНГУ. Научная специализация - гражданское, предпринимательское право, система государственных закупок.

Родилась 10 июля 1982 г. В 2004 г. окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменской области "Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права".

Автор следующих трудов: "Сфера применения и пределы регулирования Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Право и экономика. 2009. N 8); "Особенности размещения заказа путем проведения запроса котировок" (Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2009. N 18); "Особенности определения эквивалентности товара при размещении заказов" (Государственные и муниципальные закупки-2009: Сборник докладов IV Всероссийской практической конференции-семинара. М., 2010); "Реализация принципа свободы договора в Законе о размещении заказов" (Наука и современность-2010: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: В 3-х ч. Новосибирск, 2010. Часть 3); "Злоупотребления со стороны участников размещения заказов при обжаловании результатов торгов (запросов котировок)" (Государственные и муниципальные закупки-2010: Сборник докладов V Всероссийской практической конференции-семинара. М., 2011); "Правовая природа института размещения заказов (Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2011. N 2).

В статье отражаются особенности исполнения обязательств, вытекающих из государственного (муниципального) контракта, заключенного по результатам проведения торгов (запросы котировок) с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Автор раскрывает основные элементы исполнения обязательств применительно к специфике контракта в соотношении норм Гражданского кодекса Российской Федерации с нормами Закона о размещении заказов. Особо автором исследуется возможность изменения условий контракта ввиду наличия обстоятельств непреодолимой силы.

Ключевые слова: государственный заказ, размещение заказов, государственный контракт, исполнение обязательств, обстоятельства непреодолимой силы.

Peculiarities of enforcing obligations of state (municipal) contract

The article defines the peculiarities of enforcing obligations, arising from the state (municipal) contract, made as a result of tenders (indications of price) complying with the requirements of Law of 21.07.2005 N 94-FZ "On placing of orders on delivery of goods, execution of work, rendering of services for state and municipal needs". The author discloses the main elements of enforcing obligations in respect to specific character of the contract in correlation of the Civil Code RF norms with the norms of the Law on placing of orders. The author specially analyzes the possibility for changing the contract provisions due to the presence of force majeure circumstances.

Key words: state order, placing of orders, state contract, enforcing obligations, force majeure circumstances.

Основными целями участия государства, его субъектов, муниципальных образований и иных получателей бюджетных средств в гражданско-правовых отношениях является обеспечение потребностей указанных структур в определенных товарах, работах, услугах для решения поставленных перед ними задач.

Учитывая специфику регулирования правоотношений по размещению заказов посредством специального Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), отметим, что государственному (муниципальному) контракту, гражданско-правовому договору бюджетного учреждения (далее - контракты) свойственна специфическая цель его заключения, которая носит двойственный характер: для контрагента по контракту (поставщик, подрядчик, исполнитель) целью является получение прибыли, в то время как для государственных (муниципальные, иные) заказчиков (далее - заказчики) в первую очередь имеет значение обеспечение потребностей соответствующих заказчиков, а в ряде случаев - удовлетворение социально-общественных потребностей. В силу указанной целевой направленности участия заказчиков в договорных отношениях сущность контракта заключается в его непредпринимательском характере.

В связи с этим для данных категорий субъектов важен конечный имущественный результат, который достигается исполнением соответствующего гражданско-правового обязательства.

Отметим, что гражданское законодательство не определяет термин "исполнение обязательств", а содержит лишь общие положения исполнения обязательств (гл. 22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)). В юридической литературе исполнение обязательств определяется как совершение его сторонами определенных действий, составляющих содержание их прав и обязанностей <1>. В то же время встречаются и иные трактовки термина "исполнение обязательств" .

<1> Подобным образом исполнение обязательств определяется М.В. Кротовым. Ученый понимает под исполнением обязательств реализацию должником и кредитором прав и обязанностей, составляющих содержание обязательства .

В ряде случаев ученые-правоведы дают определение термина "исполнение обязательств", а в ряде случаев - "исполнение обязанности".

Например , в юридической литературе упоминается об исполнении обязанности в обязательственном правоотношении и под данным термином понимается совершение должником действия, которого вправе требовать от него кредитор . Вместе с тем представляется достаточно дискуссионным отождествление терминов "исполнение обязательств" и "исполнение обязанности", так как исходя из буквального толкования ст. 307 ГК РФ обязательство фактически представляет собой гражданское правоотношение, состоящее из требования (права требования) и корреспондирующей с ней юридической обязанности совершить определенное действие.

В юридической литературе также встречается мнение о том, что исполнение обязательства является формой реализации права, при которой субъект совершает активные действия (или воздерживается от таковых) во исполнение возложенной на него юридической обязанности . При этом проводится параллель с принципом свободы договора как одним из основополагающих начал частного права. С точки зрения исполнения договорного обязательства предназначение свободы договора состоит в возможности сторон добровольно реализовать предусмотренное договорным обязательством право. Механизмом исполнения обязательства является взаимная заинтересованность сторон .

С указанной позицией следует согласиться, так как любой гражданско-правовой договор, заключаемый участниками имущественного оборота, представляет собой объективно обоснованный результат проявления ими воли на заключение именно данного вида договора и на условиях, предусмотренных в нем, т.е. результат реализации договорной свободы, присущей всем участникам гражданского оборота . В большей степени принцип свободы договора в контрактных обязательствах проявляется в действиях контрагента заказчика, так как именно он свободен в проявлении своего волеизъявления на заключение контракта, выражающегося в активных действиях по участию в процедурах торгов, проводимых заказчиком во исполнение Закона о размещении заказов, с соблюдением всех процедурных аспектов.

Для целей исполнения контракта только активные действия контрагента свидетельствуют о надлежащем исполнении им возложенных на него обязательств. Отметим, что характер совершаемых контрагентом действий во исполнение своих обязанностей зависит от вида обязательства и должен соответствовать условиям обязательства и требованиям закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям. Соблюдение должником данных требований свидетельствует о надлежащем исполнении им обязательства.

Для института исполнения обязательств характерны два основных принципа: принцип надлежащего исполнения и принцип реального исполнения. Соотношение данных принципов является предметом научных исследований и дискуссий среди ученых-правоведов. Так, отмечается, что сущность реального исполнения заключается в совершении определенного действия, а надлежащего исполнения - в качественной характеристике действия (воздержания от действия) .

Представляется, что оба принципа имеют самостоятельное юридическое значение, при этом они взаимосвязаны друг с другом и по смыслу вытекают один из другого: если обязательство не исполнено в натуре, достаточно сложно утверждать о надлежащем характере исполнения договорного обязательства.

Надлежащее исполнение обязательства по общему правилу предполагает исполнение обязательства надлежащим лицом и надлежащему лицу, надлежащим предметом, надлежащим способом, в надлежащем месте, в надлежащий срок. Указанные элементы в полной мере характерны для существа контракта, заключаемого в соответствии с Законом о размещении заказов.

В силу особого характера контракта субъектами исполнения являются стороны контракта, так как обязательство, вытекающее из контракта, создает обязанности именно для участвующих в нем лиц.

ГК РФ предусматривает возможность множественности лиц как на стороне кредитора, так и на стороне должника (солидарные обязательства - ст. 322 ГК РФ). Вместе с тем законодательство о размещении заказов не предполагает наличие множественности лиц в обязательстве; для рассматриваемой сферы характерна индивидуальность заключения и исполнения контрактов, что обусловлено существом потребности заказчика и тем самым спецификой контракта. Несмотря на то что Закон о размещении заказов, с одной стороны, предусматривает определенную юридическую возможность совместного участия двух или более заказчиков в размещении заказов (п. 6 ст. 10 Закона о размещении заказов), с другой стороны, в нем закреплена императивная норма, устанавливающая самостоятельность каждого заказчика, проводившего такие торги, в заключении контрактов с победителем. Данный подход законодателя обусловлен индивидуализацией прав, обязанностей и ответственностью обеих сторон контракта.

В то же время при исполнении условий контракта на стороне поставщика (подрядчик, исполнитель) возможны варианты участия лиц, не являющихся стороной контрактного обязательства. Подобная ситуация, в частности, имеет место в случае привлечения последним к исполнению своих обязательств третьих лиц (субподрядчики, соисполнители) в порядке, определенном ст. 706 ГК РФ. Тем не менее в силу п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ. Кроме того, юридическая конструкция "заказчик - подрядчик - субподрядчик" не предполагает изменения состава сторон основного обязательства по контракту: в любом случае лицом, обязанным совершить определенные действия, являющиеся предметом контракта, служит подрядчик.

По общему правилу, предусмотренному ст. 313 ГК РФ, гражданским законодательством допускается исполнение обязательства третьим лицом, а не должником, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. Однако п. 6.1 ст. 9 Закона о размещении заказов содержит императивную норму, запрещающую перемену поставщика (исполнитель, подрядчик), за исключением случаев правопреемства вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В ходе исполнения контракта возможны случаи частичной уступки контрагентом права (требования) по контракту, в частности, права требования от заказчика оплаты поставленных по контракту товаров (выполненные работы, оказываемые услуги). Фактически данная уступка не влечет замену лица (контрагента) в контрактном обязательстве в силу взаимного характера данного вида обязательства. Так, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной им в п. 6 информационного письма от 30 октября 2007 г. N 120 "Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации", уступка права (требования) по обязательству, в котором уступающий требование кредитор является одновременно и лицом, обязанным перед должником, не влечет перевод на цессионария соответствующих обязанностей цедента. Цедент не освобождается от исполнения продолжающих лежать на нем обязанностей.

Таким образом, в данном случае по договору цессии уступается не право исполнения контракта, а право требования оплаты за поставленный товар (выполненные работы, оказанные услуги). При этом поставщик (подрядчик, исполнитель) продолжает исполнять обязанности по контракту, в том числе гарантийные обязательства, нести ответственность в виде уплаты неустойки (штрафа, пени) за нарушение своих обязательств по контракту и т.д. Данный вывод также содержится в письме Министерства экономического развития РФ от 22 декабря 2009 г. N Д22-1625 и подтверждается материалами судебной практики <2>.

<2> См.: Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 декабря 2010 г. N А19-12020/10; ФАС Московского округа от 3 ноября 2010 г. N КГ-А41/11842-10; Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2010 г. N 17АП-2436/2010 и т.д.

Принцип реального исполнения в определенных договорных конструкциях проявляется в соблюдении сторонами условия о предмете исполнения обязательства - предмете договора (которое в силу ст. 432 ГК РФ является существенным условием любого договора), а именно в совершении конкретных юридических действий, составляющих существо обязательства, т.е. в исполнении обязательства в натуре. При этом с позиции принципа надлежащего исполнения товар, результат работ (услуг) должен соответствовать определенным качественным, количественным характеристикам.

Учитывая то обстоятельство, что передача и принятие предмета исполнения зачастую составляют цель заключенного контракта, для заказчиков важно, чтобы должник передал именно тот предмет исполнения, который предусмотрен контрактом.

Указанный тезис позволяет выделить три группы предмета исполнения по контракту (в понимании ст. 5 Закона о размещении заказов):

вещь(-и) (по договору поставки);

конкретный материальный результат работ (по договору подряда);

результат определенных действий (определенной деятельности) (по договору возмездного оказания услуг).

Предмет исполнения в силу ст. ст. 22, 34, 43 Закона о размещении заказов устанавливается заказчиком при подготовке документации о торгах (запрос котировок).

Гражданско-правовые обязательства должны исполняться надлежащим способом <3>. В юридической литературе это означает, что при исполнении обязательства должен соблюдаться установленный законом, иными правовыми актами или договором либо следующий из обычаев делового оборота или существа обязательства порядок действий сторон в процессе исполнения обязательства . При этом способы исполнения обязанности передать предмет определяются свойствами того, что передается, а также условиями договора и указаниями нормативных актов .

<3> В юридической литературе дореволюционного периода рассматривался "образ исполнения". При этом отмечалось, что "...должник обязан исполнить то именно действие, которое имелось в виду при установлении обязательства. Без согласия верителя должник не имеет права предлагать исполнение другого, хотя бы оно представляло и большую имущественную ценность. Исполнение всякого другого действия, кроме условленного, равносильно неисполнению обязательства и не лишает верителя его права требовать условленного исполнения" .

При этом в выделяется три стадии процесса принятия исполнения:

принятие во владение;

проверка предмета с качественной и количественной стороны;

признание обязанности исполненной.

В отношении обязательств по контракту особое значение имеет проверка предоставляемого предмета исполнения посредством процедуры приемки.

В силу ч. 12 ст. 9 Закона о размещении заказов условие контракта о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте, является его обязательным условием. В связи с этим заказчик вправе установить тот порядок приемки, который в большей степени защищает его от передачи некачественного предмета исполнения с соблюдением общих норм законодательства, регулирующего порядок приемки.

В большинстве случаев трудности в ходе приемки возникают при проверке качественной составляющей предмета исполнения, так как при обычном способе проверки установить действительные недостатки (особенно скрытые) предмета исполнения сложно. При этом даже особые способы приемки (в том числе с помощью испытаний) не всегда выявляют данные недостатки. В связи с этим контракт должен содержать четкие условия приемки предмета исполнения, а также последствия выявления его несоответствия условиям контракта.

Отметим, что обязательства по контракту характеризуются встречным исполнением, в силу которого исполнение обязательства одной из сторон в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной (п. 1 ст. 328 ГК РФ) (так, обязанность заказчика по оплате товара может быть обусловлена предварительной передачей поставщиком данного товара).

Встречное исполнение, предусмотренное контрактом, является своеобразной гарантией прав кредитора (заказчика), посредством которого последний может избежать возможных убытков, связанных с ненадлежащим исполнением контрагентом своих обязательств.

Одним из важных элементов принципа надлежащего исполнения обязательства также является место исполнения обязательства. В юридической доктрине местом исполнения обязательства признается "...место, в котором должник обязан исполнить, а веритель принять действие, составляющее объект обязательства" . Под местом исполнения обязательства также понимается географический пункт, в котором должник обязан исполнить обязательство .

Отметим, что в соответствии с ГК РФ место исполнения не относится к существенным условиям договора. Вместе с тем его определение имеет большое значение для порядка исполнения обязательства (п. 3 ст. 393 ГК РФ, ст. 510 ГК РФ, п. 4 ст. 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) и т.д.).

Место исполнения обязательств, вытекающих из контракта, в силу норм Закона о размещении заказов определяется заказчиком при подготовке конкурсной документации (документация об аукционе, запрос котировок) (ст. ст. 22, 34, 41.6, 43 Закона о размещении заказов). Ввиду этого обязательства по контракту должны исполняться контрагентом именно в том месте, которое определено заказчиком. В противном случае исполнение в любом другом месте будет считаться уклонением от исполнения обязательства либо просрочкой исполнения.

На практике возникают споры о законности указания заказчиком в документации в графе "Место оказания услуг" конкретного населенного пункта, так как, по мнению подателей жалоб, в данном случае наблюдаются признаки нарушения конкуренции, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Представляется, что нарушением законодательства о размещении заказов могут являться случаи определения места оказания услуг посредством указания конкретного населенного пункта, который взаимоувязывается с местом нахождения участника размещении заказа. В данном случае фактически число участников размещения заказов будет ограничиваться лишь теми, чьим местом нахождения в соответствии с учредительными документами будет являться указанный населенный пункт. В связи с этим данное обстоятельство может быть признано ограничением доступа к участию в торгах, запроса котировок и явиться основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (п. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

В остальных случаях признаки нарушения законодательства о размещении заказов отсутствуют, так как отсутствие у участника размещения заказа возможности оказания услуг в конкретном населенном пункте является результатом их экономической деятельности и не доказывает нарушения заказчиком прав этих лиц, а также ограничения заказчиком числа участников аукциона <4>.

<4> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 сентября 2010 г. по делу N А29-13750/2009.

Сроком исполнения обязательства считается наступление определенного момента - календарной даты, истечение периода, наступление определенного события, когда обязательство должно быть исполнено .

В ряде случаев момент возникновения обязательства и момент его исполнения совпадают. Однако в большинстве случаев возникновение обязательства и момент его исполнения разделены во временном промежутке. Последнее утверждение в полной мере относится к обязательствам по контрактам.

Срок исполнения обязательств по контрактам, как и место исполнения, определяются заказчиком в конкурсной документации (документация об аукционе, запрос котировок) (ст. ст. 22, 34, 41.6, 43 Закона о размещении заказов). Помимо этого, срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг является существенным условием любого гражданско-правового договора (ст. ст. 506, 708 ГК РФ).

Порядок определения сроков исполнения обязательств установлен ст. 314 ГК РФ, а также нормами ГК РФ в отношении конкретных договорных конструкций (например, п. 1 ст. 457, ст. 708 ГК РФ и др.).

Законом о размещении заказов императивной нормой установлено, что срок исполнения обязательств поставщиком (подрядчик, исполнитель) не подлежит изменению сторонами (п. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов). Изменение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика в соответствии с п. 2 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет применение административной ответственности.

Вместе с тем ГК РФ предусматривает случаи исключения гражданско-правовой ответственности за нарушение сроков при наступлении обстоятельств непреодолимой силы.

Легальное определение непреодолимой силы содержится в п. 3 ст. 401 ГК РФ, в соответствии с которым обстоятельства непреодолимой силы представляют собой чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Под чрезвычайностью понимается невозможность предвидения при данных условиях наступления соответствующих обстоятельств, под непредотвратимостью - невозможность их предотвращения имеющимися в распоряжении субъекта техническими и иными средствами. При этом действие непреодолимой силы должно быть органически связано с конкретными гражданско-правовыми обязательствами сторон и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или ненадлежащего исполнения <5>.

<5> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московской области от 3 февраля 2005 г. N КГ-А40/13350-04.

Признак чрезвычайности характеризуется наличием обязательного критерия - объективностью, т.е. обстоятельство нетипично, неординарно не потому, что таковым его считает данный субъект, а в силу объективного понимания чрезвычайности вообще, вне зависимости от субъективного отношения к данному обстоятельству. Следовательно, непреодолимая сила всегда объективно чрезвычайна .

Кроме указанных признаков в юридической литературе, а также на практике отмечаются и иные характерные признаки (условия), которые должны в обязательном порядке иметь место для целей определения конкретного обстоятельства в качестве непреодолимой силы: непредвиденность в момент заключения договора, их возникновение после заключения договора, их подконтрольность сторонам обязательства и их непосредственное влияние на исполнение обязательства сторонами, т.е. наличие причинно-следственной связи между обстоятельством непреодолимой силы и невозможностью исполнения обязательства .

Было обращено внимание на внешний характер события по отношению к деятельности ответственного лица: признак внешнего характера является обязательным для характеристики понятия непреодолимой силы, так как непреодолимая сила всегда, в отличие от случая, является обстоятельством внешним по отношению к деятельности ответственного лица .

Таким образом, можно констатировать, что узкое определение непреодолимой силы, содержащееся в ГК РФ, не в полной мере отражает все существо данной категории.

Проведя анализ существенных признаков непреодолимой силы, один из специалистов дал следующее определение непреодолимой силы, которое во многом охватывает большинство существенных признаков рассматриваемого понятия: "...под непреодолимой силой следует понимать обстоятельство, возникающее после заключения договора независимо от волевого поведения либо связанное с ним, характеризующееся при данных условиях чрезвычайностью, непредотвратимостью и внешним по отношению к деятельности должника характером и влекущее за собой нарушение договорного обязательства" .

ГК РФ, устанавливая лишь часть критериев, определяющих институт непреодолимой силы, не указывает прямо, какие именно события им охватываются, что порождает сложности для правоприменителей при квалификации событий в качестве обстоятельств непреодолимой силы.

В литературе проводится подразделение обстоятельств непреодолимой силы на стихийные природные явления и общественные события (обстоятельства общественной жизни) .

Анализ юридической литературы и материалов судебно-арбитражной практики позволяет в большей степени определить те факты, которые не могут относиться к обстоятельствам непреодолимой силы (в дополнение к событиям, указанным в п. 3 ст. 401 ГК РФ).

В частности, к указанным обстоятельствам не относятся следующие:

повышение погоды наружного воздуха в зимнее время, так как оно не относится к природным явлениям стихийного характера, а является прогнозируемым событием, поэтому не может рассматриваться в качестве обстоятельств непреодолимой силы <6>;

<6> См.: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 8 сентября 2008 г. N А43-8402/2007-23-174, от 27 ноября 2008 г. N А82-3214/2008-38; ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 января 2011 г. N А33-7951/2010.

хищение груза во время перевозки, так как оно не рассматривается как обстоятельство, избежать которого профессиональный перевозчик не мог и последствия которого не могли быть им предотвращены <7>;

<7> См.: Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18 мая 2005 г. N Ф08-1739/05; ФАС Московского округа от 9 декабря 2005 г. N КГ-А40/12191-05.

наложение ареста на дебиторскую задолженность, так как не представлены доказательства того, что ответчик принимал необходимые меры для надлежащего исполнения обязательств <8>;

отсутствие у должника необходимых денежных средств <9>;

финансово-экономический кризис в мировой экономике ввиду отсутствия такого квалифицирующего признака, как непредотвратимость <10>;

<10> См.: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25 ноября 2010 г. N А82-86/2010; от 8 апреля 2010 г. N А82-4506/2009; от 14 января 2010 г. N А82-15183/2008-22.

неблагоприятная экономическая конъюнктура ввиду недоказанности влияния социально-экономической ситуации в регионе на исполнение обязательств по договору <11>;

<11> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. N А32-13958/2009.

забастовки, если они законны, то лицо должно их предвидеть, и они не являются чрезвычайными ;

несвоевременное финансирование из бюджета работ, предусмотренных контрактом <12>, и т.д.

Бремя доказывания невозможности исполнения обязательства вследствие обстоятельств непреодолимой силы лежит на лице, на них ссылающемся (зачастую им является ответчик). В ряде случаев обстоятельства, относящиеся к категории общеизвестных, доказыванию не подлежат в силу норм п. 1 ст. 69 АПК РФ. Однако большинство обстоятельств подлежат доказыванию, особенно если они связаны с фактами общественной жизни.

В качестве доказательства подтверждения обстоятельств непреодолимой силы могут служить документы, выдаваемые профильными компетентными органами в зависимости от конкретных фактов. В то же время документ, выданный соответствующим компетентным органом, является достаточным подтверждением лишь наличия и продолжительности действия обстоятельств. Однако сам по себе он не может свидетельствовать о причинно-следственной связи между данными обстоятельствами и фактом неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом своих обязательств по договору.

Представляется, что в отношении исполнения обязательств по контракту применение института непреодолимой силы осуществляется на общих началах с соблюдением всех вышеперечисленных условий, но может быть выражено в еще более жесткой форме. Ведь зачастую для большинства контрактов характерны достаточно небольшие сроки их исполнения. С учетом особого характера правоотношений по контракту, а также его целевой направленности для сторон контракта можно с достаточной степенью определенности прогнозировать порядок и ход исполнения обязательства. Наступление обстоятельств, препятствующих исполнению контракта, должно носить экстраординарный характер и отвечать всем критериям непреодолимой силы.

Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы:

обязательствам по контрактам характерна специфическая цель, которая предопределяет требования к предмету и способу его исполнения;

все существенные, необходимые и важные для заказчика условия контракта определяются на стадии организации и проведения процедур торгов, запросов котировок. При этом установление данных условий является прерогативой заказчика;

Закон о размещении заказов практически не допускает возможности изменения сторонами контракта его условий, ввиду этого можно говорить о статичном, нединамичном характере контракта;

обязательства по контракту подлежат исполнению его сторонами, ввиду чего им несвойственна множественность лиц ни на стороне кредитора, ни на стороне должника;

исполнение обязательств по контракту всегда носит встречный характер и обусловлено предварительным исполнением обязанности одной из его сторон (чаще поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).

Список литературы

  1. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. Ч. 1.
  2. Егоров Н.Д., Елисеев И.В. и др. Гражданское право: Учебник: В 3-х т. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. Т. 1. С. 620.
  3. Сарбаш С.В. Общее учение об исполнении договорных обязательств: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
  4. Толстой В.С. Исполнение обязательств. М.: Юрид. лит., 1973.
  5. Доренкова Ю.М. Исполнение договорного обязательства в гражданском праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 12.
  6. Гапанович А.В. Реализация принципа свободы договора в Законе о размещении заказов // Наука и современность-2010: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: В 3-х ч. / Под ред. С.С. Чернова. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2010. Ч. 3. С. 303.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: общие положения. Изд. 3-е, стер. М.: Статут, 2008. С. 420.
  2. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Статут, 2005. Т. 2.
  3. Алексеев С.С. и др. Гражданское право в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. С.С. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Проспект; Институт частного права, 2009.
  4. Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. Гражданское право: Учебник / Под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева. 3-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Проспект.
  5. Захарова О.Н. Непреодолимая сила и гражданско-правовая ответственность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
  6. Муратова Д.Д. Форс-мажорные обстоятельства: отражение в договоре // Аудиторские ведомости. 2008. N 9.
  7. Коршунова Н.П. Совершенствование законодательства о непреодолимой силе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 2.
  8. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ // Справочно-поисковая система.

В тех случаях, когда государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно государственному заказчику либо указанным последним конкретным получателям (по отгрузочным разнарядкам государственного заказчика), отношения, складывающиеся между сторонами государственного контракта в процессе его исполнения, не отличаются спецификой и регулируются нормами о договоре поставки.
При поставке товаров покупателям, с которыми поставщиком (исполнителем) в соответствии с государственным контрактом заключены договоры поставки, особенность заключается в том, что по общему правилу обязанность оплаты поставленных товаров возлагается не на государственного заказчика, а на покупателя, получившего товары.
Гарантией прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить норма, согласно которой при оплате товаров по договору поставки товаров для государственных нужд покупателем государственный заказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя. Это означает, что в случае неоплаты товаров покупателем государственный заказчик будет отвечать перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров (ст. 532 ГК).
Определенными особенностями отличаются последствия неисполнения государственным заказчиком обязанности по возмещению поставщику (исполнителю) убытков, причиненных в связи с исполнением последним государственного заказа, принятие которого было для него обязательным. Такие убытки должны быть выплачены государственным заказчиком в срок не позднее 30 дней со дня передачи поставщиком (исполнителем) товаров, предусмотренных государственным контрактом.
Нарушение государственным заказчиком этой обязанности дает поставщику (исполнителю) право отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать от государственного заказчика возмещения дополнительных убытков, вызванных расторжением государственного контракта. В таких случаях поставщик (исполнитель) вправе также отказаться и от исполнения договоров поставки товаров для государственных нужд, заключенных на основании государственного контракта с конкретными покупателями. Причем убытки, причиненные покупателям таким отказом от исполнения договора, также подлежат возмещению государственным заказчиком (ст. 533 ГК).
Государственный заказчик вправе отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, лишь при условии возмещения причиненных этим убытков как поставщику-исполнителю, так и покупателям по договорам поставки, которые были изменены или расторгнуты в силу отказа государственного заказчика от соответствующих товаров.

Еще по теме 4. Исполнение обязательств по государственному контракту:

  1. Государственное учреждение проводит конкурс на право заключения государственного контракта. Может ли поставщик (участник конкурса) включить в проект контракта условие о своем праве отказаться от исполнения договора в связи с отсутствием материалов на складе?
  2. Между государственным учреждением и коммерческой организацией заключен государственный контракт на строительство мостов. Коммерческая организация, выступая в качестве генерального подрядчика, заключает договоры с субподрядчиками, но не выполняет обязательства по оплате их работ. Можно ли предусмотреть в государственном контракте условия, обязывающие генерального подрядчика своевременно рассчитываться с субподрядчиками?
  3. 4. Заключение, содержание и исполнение государственного контракта на выполнение подрядных работ
  4. 29. Исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Односторонний отказ от исполнения обязательства
  5. Вопрос_42. Исполнение обязательства: субъекты, способ, срок, место. Особенности исполнения солидарных обязательств

Контракт включает в себя обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете

29.11.2017

В соответствии с п. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

Обязательства по договору поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Если одна из сторон не выполняет условия договора, то к нарушителю применяются штрафные санкции.

Обратите внимание:

Штрафные санкции (штрафы и пени) за нарушение договорных обязательств, обусловленных контрактом, предусмотрены как для поставщика, так и для заказчика. Правила их расчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее - Правила № 1042).

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ДЛЯ ПОСТАВЩИКА.

В силу п. 2 Правил № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент от цены контракта или (в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения) как процент от этапа исполнения контракта. Так, если цена не превышает 3 млн руб., размер штрафа составит 10% от цены (п. 3 Правил № 1042).

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, с которыми заключены контракты, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (п. 4 Правил № 1042):

  • до 3 млн руб. - 3%;
  • от 3 млн руб. до 10 млн руб. (включительно) - 2%;
  • от 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) - 1%.

В случае если обязательство, предусмотренное контрактом, не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы (до 3 млн руб. сумма составляет 1 000 руб., от 3 млн руб. до 5 млн руб. - 5 000 руб. и др.) (п. 6 Правил № 1042).

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан провести самостоятельно без привлечения других лиц, штраф устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ (п. 7 Правил № 1042). В случае если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, данный штраф устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, предусмотренного контрактом (п. 8 Правил № 1042).

Рассмотрим пример расчета штрафных санкций.

Пример 1:

Учреждение здравоохранения заключило контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 1 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 млн руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 115 000 руб. (1 150 000 руб. x 10%).

Кроме штрафа, могут применяться санкции в виде пеней. В силу п. 10 Правил № 1042 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание:

Ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пеней (п. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

Пример 2:

Учреждение здравоохранения заключило государственный контракт на поставку лекарственных средств на сумму 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

Сумма пеней составит - 38 250 руб. (1/300 x 0,85 x (500 000 - 200 000) руб. х 45 дн.).

Следует отметить, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта (п. 11 Правил № 1042).

На практике часто возникает вопрос: подлежат штрафные санкции перечислению в бюджет или они являются собственными доходами учреждения? Ответ на поставленный вопрос зависит от статуса учреждения.

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЮДЖЕТНЫМ.

В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения как за счет средств субсидий, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, санкций (неустойки, пеней, сумм возмещения ущерба) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 13.07.2012 № 02-04-10/2732).

Пример 3:

Воспользуемся условиями примера 2. Сумма пеней равна 38 250 руб. Медицинская организация является бюджетным учреждением. Оплата поставки лекарственных препаратов осуществлялась за счет средств ОМС. Отразим ее в бухгалтерском учете.

В соответствии с Указаниями № 65н доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н ).

В силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. В силу п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.

При этом бюджетное учреждение вправе перечислить денежные средства в оплату обязательств в сумме, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафа), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора. Необходимо отметить, что аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений здравоохранения.

Сумма, руб.

Произведена оплата поставленных лекарственных средств с учетом встречного требования

(300 000 - 38 250) руб.

Отражено прекращение встречных требований зачетом

Пример 4:

Изменим условия примера 3. Поставщик перечислил на счет учреждения денежные средства в размере 30% от суммы контракта (150 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения договора. По условиям договора неустойка удерживается из суммы обеспечения, подлежащего возврату подрядчику.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, на лицевой счет учреждения

Поставлена часть лекарственных средств по госконтракту

Оплачен поступивший в учреждение товар

Начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика

Поставлена оставшаяся часть лекарственных средств по контракту

Произведена оплата подрядчику согласно договору

Погашена задолженность подрядчика по уплате неустойки из средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения договора

Возвращены подрядчику средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, за минусом суммы неустойки

(150 000 - 38 250) руб.

Восстановлены доходы на лицевом счете по коду вида деятельности 2 на сумму полученной неустойки

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ КАЗЕННЫМ.

В этом случае следует учитывать, что согласно положениям ст. 125 и 126 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами в таких обязательствах являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В силу ст. 41 БК РФ средства от принятия мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Государственными (муниципальными) заказчиками являются государственные (муниципальные) органы и учреждения, осуществляющие закупки от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. В частности, в эту категорию заказчиков относятся казенные учреждения. Таким образом, сумма неустойки, предъявленная поставщику (подрядчику, исполнителю) казенным учреждением, должна быть зачислена в бюджет.

При этом условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании ст. 313 ГК РФ, что оплата неустойки за поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком. То есть государственный (муниципальный) заказчик принимает к учету обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по оплате произведенной поставки (выполненных работ, оказанных услуг) и по уплате в доход бюджета неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту (письма Минфина РФ от 22.10.2015 № 02-08-10/60706, от 24.11.2015 № 02-04-10/68167).

Пример 5:

Изменим условия примера 3. Медицинская организация является казенным учреждением и наделена полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет. Оплата поставленного товара осуществляется за счет средств бюджета. Поставщик добровольно перечислил сумму пеней в доход бюджета.

В соответствии с Инструкцией № 162н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Начислена сумма дохода в виде штрафа, подлежащая взысканию с поставщика

Приняты к учету поступившие лекарственные средства

Произведена оплата по контракту поставщику

Начислено обязательство по перечислению в доход бюджета суммы штрафа

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Таким образом, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан уплатить правомерно и должным образом начисленные ему поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы неустоек (штрафов, пеней) (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 07.03.2017 № Д28и-1522).

Согласно п. 9 Правил № 1042 размер штрафа для заказчика устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
  • 5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);
  • 10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);
  • 100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

В соответствии с Указаниями № 65н применение штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств учреждению здравоохранения следует отразить по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Исключение - случаи, установленные п. 3 указанной статьи.

Частью 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что план закупок формируется государственным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ. Он утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 22.03.2017 № ОГ-Д28-3350).

* * *

Кратко сформируем основные выводы:

1. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (заказчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, к нарушителю применяются штрафные санкции, порядок исчисления которых установлен Правилами № 1042.

2. Если учреждение здравоохранения имеет статус казенного учреждения, то сумма штрафных санкций, перечисленных поставщиком за неисполнение (не надлежащее исполнение), подлежит перечислению в бюджет. У автономных и бюджетных учреждений указанные суммы являются собственными доходами учреждения.

3. Если нарушителем является заказчик - учреждение здравоохранения, то уплата штрафных санкций осуществляется по коду вида расходов 853 в увязке со статьей 290 КОСГУ.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Закона № 44-ФЗ в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (далее по тексту также — «ЕИС»), должны быть включены банковская гарантия, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, или, в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, банковская гарантия, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ должны быть включены в закрытый реестр банковских гарантий, который в ЕИС не размещается. Правила ведения и размещения в ЕИС реестра банковских гарантий, а также Правила формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий (далее по тексту также – «Правила») предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005.

Гарантийные обязательства по контракту

Как прописываются гарантийные обязательства Согласно ч. 6 ст. 34 44-ФЗ, в каждом контракте должны быть прописаны гарантийные обязательства (ГО) и ответственность поставщика за нарушение их исполнения. Однако в 44-ФЗ нет прямого указания на определение гарантийного срока (ГС). Регламент установления и применения ГС прописан в гражданском законодательстве.


ГК регулирует гарантию качества реализуемой продукции (ст. 470 ГК РФ), ГО по выполненным работам (ст. 722 ГК РФ) и гарантию на выполнение работ по строительству (ст. 755 ГК РФ). Срок гарантий зависит от характера поставляемых ТРУ. ГС на автомобили и прочий транспорт устанавливается на период от 2 лет, на бытовую технику - от 6 месяцев.
Для объектов строительства срок гарантии определяется не менее чем на 5 лет.

Как правильно прописать гарантийные обязательства в контракте

Закона № 44-ФЗ; — срок действия банковской гарантии; — копия банковской гарантии, за исключением банковской гарантии, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий в соответствии с ч. 8.1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ; — иные информация и документы, перечень которых установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005; Указанные в ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта. В течение одного рабочего дня после включения указанных в ч.


9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий. Отметим также, что на проверку банковской гарантии бенефициар в силу ч. 5 ст.

Обеспечение исполнения по контракту, гарантийный срок по 44 фз

Уменьшение суммы обеспечения исполнения контракта при сохранении того же способа (в виде независимой безотзывной банковской гарантии) обеспечения представляется возможным путем предоставления новой гарантии. Исполнитель в таком случае предоставляет заказчику новую банковскую гарантию, сумма которой по сравнению с ранее выданной гарантией должна быть уменьшена на размер исполненных обязательств по контракту. При этом для прекращения действия прежней гарантии гаранту, принципалу и бенефициару целесообразно рассмотреть вопрос о заключении соглашения о порядке замены обеспечения, которое бы имело условие об отказе заказчика от прав по ранее предоставленной гарантии при условии и с момента предоставления новой гарантии, удовлетворяющей требованиям, описанным нами выше (таким образом, фактически данное соглашение представляет собой сделку под отлагательным условием).

Срок гарантийного обязательства в договоре

Внимание

Исходя из абзаца четвертого перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005, следует, что обеспечение гарантийных обязательств является частью обеспечения исполнения контракта. Однако включение требования об обеспечении гарантийных обязательств в состав обеспечения исполнения контракта имеет некоторые правовые проблемы. В соответствии с положениями статей 470, 722 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – «ГК РФ») гарантия качества товара, результата работ — это письменные заверения исполнителя, что качество товара, результата работ, услуг будет соответствовать установленным к нему требованиям на протяжении гарантийного срока.

Если происходит задержка сроков исполнения контракта, должны ли мы продлить банковскую гарантию на срок задержки? Ответ. Да, в этом случае должно быть составлено дополнительное соглашение к договору, и банковская гарантия продлена на этот срок плюс 31 день. Вопрос. Из контракта и ТЗ: Договор действует до выполнения Сторонами принятых на себя обязательств.

Важно

Из Информационной карты: Срок действия обеспечения исполнения договора должен превышать срок исполнения обязательств по договору не менее чем на шестьдесят дней. Вопрос — банк просит обоснование срока предоставления гарантии. Ответ. Как правило, информации, указанной в информационной карте, банку достаточно для определения срока действия банковской гарантии.

Гарантийные обязательства по контракту сроки

Закона N 94-ФЗ заказчик в указанных в этих нормах случаях был обязан определить обязательства о предоставлении гарантий производителя и поставщика на товар, а также обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в указанном там же размере — от 2% до 10% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Безусловно, хотя Закон N 44-ФЗ не предусматривает предоставления обеспечения гарантийных обязательств, но он и не запрещает установление такого требования. При этом согласно принципу свободы договора, закрепленному в п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ стороны договора свободны в установлении любых не противоречащих закону условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
N Д28и-2865 Минэкономразвития России указывает, что Заказчик обязан вернуть денежные средства, представленные в качестве обеспечения исполнения контракта, после исполнения основного обязательства, если контрактом не предусмотрено, что указанные денежные средства возвращаются после окончания срока гарантийных обязательств. Исходя из того, что законодатель наделил исполнителя правом уменьшить размер обеспечения исполнения контракта в ходе исполнения контракта, считаем, что заказчик вправе требовать предоставления обеспечения исполнения гарантийных обязательств только в том случае, если это отдельно предусмотрено контрактом и в отдельно указанном размере.

Если тендерной документацией или проектом контракта не предусмотрено распространение срока действия банковской гарантии на гарантийный период, то данное требование заказчика неправомерно. Вопрос. В случае, если в контракте есть формулировка: «срок действия контракта — до 31.12.2014», а в части принятых обязательств «до полного их исполнения», в таком случае должна банковская гарантия покрывать гарантийные обязательства? Ответ. Такая формулировка действительно двусмысленна. Во избежание различных трактовок, перед подачей заявки на участие, нужно подать запрос на разъяснение требований документации с просьбой об уточнении срока действия гарантии.

По нашей практике, в подавляющем большинстве случаев, ответ на запрос не содержит требования о необходимости распространения срока действия обеспечения на гарантийные обязательства. Вопрос.
В контракте такое обслуживание прописывается наравне с ГС. В договорных условиях под ГО понимается выполнение поставщиком работ по устранению недостатков и дефектов, выявленных после приемки приобретенных заказчиком ТРУ в период установленного ГС. К нему можно также отнести техническое и иное обслуживание, технический осмотр, замену деталей и т.
д.(Письмо УФНС № 20-12/092926 от 03.10.2008). Гарантийные обязательства и обеспечение Госзаказчики вправе включать в контракт условие об обеспечении гарантийных обязательств по приобретаемым ТРУ. В положениях 44-ФЗ такое обеспечение не закреплено, поэтому, если поставщик не предоставляет обеспечение ГО, организация-заказчик не имеет права отказать ему в заключении контракта (Письмо Минфина России № 02-02-07/32132 от 02.07.2014).