Предписание антимонопольного органа. Порядок обжалования предписаний антимонопольной службы

Неисполнение предписания ФАС — не лучшая тактика в позиции деятельности любой организации. Предписание ФАС является актом органа государственной власти, обязывающий совершить определенные действия.

В этой связи такое решение очевидно обязательно к исполнению. При этом, каждое решение антимонопольного органа всегда имеет установленный срок для его исполнения. Не соблюдение такого срока является достаточным основанием для наступления соответствующей ответственности.

В данном случае необходимо говорить о наличии состава административного правонарушения. Согласно положениям административного кодекса РФ санкция за рассматриваемое бездействие составляет до полумиллиона рублей, что зачастую существенно негативно влияет на работу особенно субъектов малого предпринимательства.

Именно обязательность предписания ФАС и наличие ответственность за его неисполнение обуславливает необходимость обжалования данного решения органа в суде, при несогласии с принятым решением. Наш адвокат Вам в этом будет профессиональным помощником от составления документов до представления ваших интересов в органе власти. Кроме того, с нашей помощью возможно и получение иной помощи в сфере действия Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

ПОЛЕЗНО : смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

Ответ на предписание ФАС

Послу получения предписания от антимонопольного органа помимо обжалования возможны следующие варианты действий:

  1. Разъяснение предписания . Поскольку предписание органа должно быть исполнено, оно также должно быть четким и понятным – лицо однозначно должно понимать какие действия необходимо произвести. Однако, не редки случаи, когда подобным требованиям решение антимонопольной службы не отвечает. Как раз для решения данных вопросов законом предусмотрена возможность обращения к органу, вынесшему предписание, с просьбой о разъяснении не понятных, неясных и двусмысленных формулировок предписания. К этой же ситуации относятся вопросы с арифметическими ошибками, описками (например, возможно предписание направлено одноименному лицу, но ОГРН у компаний другой). Все эти недостатки необходимо решать путем подачи письменного обращения в антимонопольную службу, которая со своей стороны обязана дать мотивированный ответ.
  2. Пересмотр предписания . При появлении новых доказательств, обстоятельств, а равно фальсификации ранее рассмотренных органом доказательств, возможен пересмотр решения антимонопольного органа по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам. Данная процедура производится тем же органом, которым было вынесено изначальное решение. Соответственно, заявление о пересмотре должно быть адресовано именно в такую антимонопольную структуру.
  3. Исполнение предписания ФАС . По итогам исполнения требований государственного органа необходимо направить в вынесший предписание антимонопольный орган соответствующее уведомление. Подобные действия выступают своего рода дополнительной безопасностью от возбуждения потенциальной процедуры привлечения к ответственности ввиду неисполнения предписания. Получив данное уведомление, государственный орган будет обладать достаточными сведениями об исполнении собственного предписания и соответственно отсутствии необходимости привлекать лиц к ответственности.

Помимо описания исполнения требований госструктуры немаловажно приложить документы, подтверждающие совершение всех необходимых действий.

Приостановление предписания ФАС

Выражением несогласия с решением антимонопольной службы является подача соответствующего обращения в судебные органы или в вышестоящую федеральную службу. В такой ситуации само предписание ФАС ставится под сомнение и естественно до окончания проверки его законности не может быть исполнено, поскольку итогом судебного разбирательства может являться полная отмена решения государственного органа.

В этой связи, на момент рассмотрения такого спора в суде действие обжалуемого предписания ФАС должно быть приостановлено. Однако, это не происходит автоматически после подачи заявления в суд. Для приостановления решения антимонопольной службы следует одновременно с жалобой на акт органа приложить соответствующее ходатайство о приостановлении действия спорного документа.

В такой ситуации при решении вопроса о возбуждении дела по поступившей жалобе на предписание ФАС судом будет вынесено определение о его приостановлении. Данное определение суда в полной мере обезопасит предпринимателя от возможной ответственности за неисполнение оспариваемого предписания ФАС.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео и узнаете как участвовать в тендерах правильно, задайте свой вопрос в комментариях ролика и получите бесплатный совет адвоката по госзакупкам уже сегодня

Как обжаловать предписание ФАС?

Порядок обжалования предписания антимонопольной службы зависит от органа, издавшего такой документ. Решение именно федеральной структуры подлежит обжалованию только в судебном порядке. Однако, чаще всего предписание выносится территориальной структурой. В таком случае обжалование решения может быть произведено следующими способами:

  1. Административный . Закон позволяет до обращения в суд воспользоваться правом поставить под сомнение решение территориального органа в вышестоящем органе – ФАС РФ. Применение данного способа зависит исключительно от желания самого лица и никак не влияет, и не лишает права дальнейшего судебного обжалования.

В рамках данного способа обжалования необходимо обратить внимание на трехмесячные сроки подачи обращения.

  1. Судебный . Использование административного порядка не является обязательными. Вполне возможно сразу обратиться с жалобой на предписание в суд. Однако, важно обратить внимание на сроки при использование административного порядка – обжаловать в суде в такой ситуации можно не позднее месячного срока со дня вынесения решения федеральным органом по жалобе (подробнее про по ссылке на основной части сайта).

Порядок обжалования предписания ФАС по 44-ФЗ

Подача жалобы в порядке подведомственности в вышестоящий антимонопольный орган производится путем непосредственной подачи жалобы в ФАС. При этом, к жалобе необходимо приложить все документы, которые явились причиной вынесения предписания территориальным органом, а также иные документы, на которые имеет место быть ссылка в самой жалобе.

Обжалование предписания ФАС в суд должно соответствовать установленным процессуальным порядкам для подобных обращений. Первоначально следует определиться с конкретным полномочным судом – заявление подается в арбитражный суд по территориальному месту нахождению антимонопольной структуры. Аналогично жалобе в ФАС к заявлению в суд должны быть приложены все документы по спорному документу.

Прежде чем подать заявление в суд на обжалование решения ФАС следует отправить идентичный пакет документов в адрес антимонопольного органа лично либо при помощи заказного письма. К заявлению в суд необходимо приложить подтверждение такой отправки.

Все хлопоты процедуры могут взять на себя наши адвокаты, ведь они не раз решали проблемы Доверителей в данном направлении, полученный опыт поможет разрешить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Кроме того, читайте про , а также по ссылке на основной части сайта.

Порядок возбуждения и рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе определен ст.36 ФЗ "О рекламе" (см. рис.3.2). Согласно указанной статье антимонопольный орган, возбуждая и рассматривая дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, вправе принимать по результатам рассмотрения таких дел решения и выдавать предписания, предусмотренные Федеральным законом "О рекламе".

Административное дело по признакам нарушения законодательства о рекламе возбуждается:

антимонопольным органом по собственной инициативе (в случаях обнаружения признаков нарушения в ходе проверки);

антимонопольным органом по представлению прокурора (это акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона. Вносится прокурором или его заместителем. Представление должно быть немедленно рассмотрено, и в течение месяца с момента вынесения его принимаются конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих);

ФАС по обращению органов государственной власти или органов местного самоуправления (это ненормативный акт, в котором содержится требование о принятии мер по недопущению распространения ненадлежащей рекламы);

ФАС по заявлению физических или юридических лиц, если они считают, что реклама нарушает их законные права и интересы (документ произвольной формы с указанием на факт и обстоятельства, а также аргументирующие сведения о правонарушении).

Дело возбуждается на основании служебной записки председателя Комиссии по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обосновывающей необходимость возбуждения дела руководителем антимонопольного органа или руководителем территориального управления.

Как подчеркивает М.А. Спиридонова, "решение антимонопольного органа является первичным документом по отношению к предписанию. Оно в случае установления факта совершения нарушения должно содержать сведения о выдаче предписания. То есть не может быть обвинительного решения без предписания (за исключением случаев добровольного устранения нарушения виновным). И, наоборот, вне решения не может быть вынесено предписание" Спиридонова М.А. Указ. соч..

Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдающееся на основании решения ФАС о признании рекламы ненадлежащей, должно содержать: дату и место выдачи предписания, наименование антимонопольного органа, выдавшего предписание, сведения о решении, на основании которого выдается предписание, наименование и место нахождения лица, в отношении которого выдается предписание, нарушенные нормы законодательства, требования, подлежащие выполнению, срок исполнения предписания (не менее пяти дней с момента получения), срок, в течение которого должен быть предоставлен отчет об исполнении, сведения о порядке обжалования.

Эти позиции составляют обязательное содержание предписания. Их отсутствие, по мнению Е.А. Мамоновой, может обессмыслить официальный документ Мамонова Е.А. Правовое регулирование рекламы. - М., 2008. - С. 55.. Таким образом, если в предписании нет требования о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, оно может быть расценено как предупреждение, предостережение, а потому дальнейшее ненадлежащее рекламирование после получения акта (собственно, что исполнять, в нем и не указано) не влечет ответственности за неисполнение распоряжения государственного органа.

Срок исполнения предписания - его обязательное условие. Оно дает виновному в совершении правонарушения возможность устранить допущенные им недочеты, а антимонопольному органу - судить об оперативности и законопослушности лица, привлеченного к ответственности. Срок исполнения зависит от объема работ, которые необходимо произвести в связи с предписанием, и устанавливается на усмотрение антимонопольного органа с соблюдением минимумов, указанных в Законе о рекламе. Если в предписании отсутствует указание на срок, как и требование о прекращении конкретного нарушения Закона о рекламе, ответственность за его несоблюдение не должна наступать.

Если установлено, что нарушение антимонопольного законодательства было действительно допущено, то субъект хозяйственной деятельности, в отношении которого выдано предписание, обязан прекратить нарушение и совершить другие предписанные требования. То есть после вступления в силу решения антимонопольного органа, получения лицом предписания и истечения срока исполнения предписания адресату запрещено совершать действия, которые по решению ФАС были признанны незаконными (демонстрировать ролик, привлекать к промо несовершеннолетних) или, наоборот, не выполнять законные обязанности (предупреждать о вреде пивосодержащих продуктов) вопреки предписанию. В противном случае лицо исполнит действия, которые составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 19.5 КоАП РФ.

Предписание об отмене или изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления выдается на основании решения антимонопольного органа о противоречии такого акта законодательству Российской Федерации о рекламе. В таком предписании должны быть указаны: наименование органа, которому выдается предписание, нормы законодательства, которым не соответствует принятый акт (его часть), изменения, которые следует внести в акт для приведения его в соответствие с законодательством Российской Федерации о рекламе, срок исполнения предписания, предоставления отчета, порядок обжалования.

Отсутствие в предписании формулировки или сути вносимых изменений лишает документ свойства исполнимости См.: Порошин Е.А. Принцип исполнимости в правотворчестве как необходимое условие качественного законодательства // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей: Сборник научных трудов: В 2 ч. / Под ред. проф. В.М. Баранова и доц. М.А. Пшеничнова. - Н. Новгород, 2004. - Вып. 10. - Ч. 2. - С. 71..

Предписание об отмене или изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта органа исполнительной власти или органа местного самоуправления подлежит исполнению в срок, который указан в предписании. Такой срок не может составлять менее чем месяц со дня получения предписания федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Как уже ранее было сказано, полномочия по предотвращению и пресечению нарушений законодательства ФАС реализует, в том числе путем выдачи обязательных для исполнения предписаний.

Сущность признака обязательности состоит в наложении административного взыскания за неисполнение распоряжения органа. Неисполнение в указанный срок предписаний антимонопольного органа, выданных на основании Закона "О рекламе", то есть продолжение распространения ненадлежащей рекламы по истечении даты устранения нарушения, влечет за собой административную ответственность. При этом, стоит отметить, что применение взыскания не освобождает лицо от обязанности устранить нарушение.

Следует отличать составы: неисполнение предписания и совершение нарушения, за которое предписание было выдано. В соответствии с информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 Закон предусматривает одинаковую ответственность за два различных нарушения, а не за совершение их в совокупности См.: п. 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.1998 № 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе".. Поэтому каждый факт пропуска срока по вновь выданному предписанию является новым нарушением и говорит о том, что антимонопольный орган может применять штраф за каждый случай неисполнения.

Дела, возбужденные по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассматриваются на основании обозначенных ранее Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

1. Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

2. Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.

3. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1. Согласно части 1 и 2 комментируемой нормы решение и предписание антимонопольного органа оспариваются в суде или арбитражном суде. Оспорено может быть решение, которым признается нарушение законодательства о рекламе, решение об отказе в возбуждении дела, решение о прекращении дела, решение об отмене или изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления.

Заявления об оспаривании решений и предписаний подаются в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. При этом подача заявления в суд не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.

Решения и предписания антимонопольного органа оспариваются в тех случаях, когда этими актами нарушаются права и законные интересы лиц (лица), участвующих в деле. В решении и предписании указываются сведения о порядке их обжалования.

Решение и предписание обжалуются в арбитражный суд в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В случае нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина, решение и предписание обжалуются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Как правило, решение и предписание обжалуются одновременно. Если оспаривалось только предписание антимонопольного органа, то установленная судом недействительность предписания не влечет недействительности решения, на основании которого оно вынесено. Однако признание судом недействительным решения антимонопольного органа влечет также недействительность и предписания, поскольку предписание обязывает субъекта рекламной деятельности прекратить нарушение законодательства о рекламе, которое было установлено решением антимонопольного органа.

2. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана лицом, в отношении которого вынесено постановление, защитником, а также потерпевшим в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Таким образом, в районный суд может быть обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, принятое в отношении физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

В соответствии со статьей 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Следует иметь в виду, что согласно статье 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое обжалуется в соответствии с правилами, установленными для обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. По ходатайству лица, подающего жалобу, пропущенный срок может быть восстановлен должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, и в двухмесячный срок со дня поступления жалобы со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается должностным лицом, судьей единолично.

Согласно статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышестоящее должностное лицо не связано доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Решение по жалобе на постановление оглашается немедленно после его вынесения.

В соответствии со статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2–30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следует особо подчеркнуть, что согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2 порядок рассмотрения судами общей юрисдикции жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях, регламентирован Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.