44 фз требования к участникам. Единые требования к участникам закупки

Глава 9. Требования к участникам закупки, составу и оформлению заявки на участие. Критерии допуска и критерии оценки

Участниками закупки могут быть:

  • любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
  • несколько таких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки,
  • любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель
  • несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
  • Участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ).
  • При осуществлении конкретной закупки требования к участникам должны содержаться в документации о закупке.
  • Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Все требования, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ).

9.1. Требования к участникам закупки

При закупке заказчик вправе установить следующие требования для участника закупки:

  1. требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметов закупки;
  2. непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и решения об открытии конкурсного производства;
  3. неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в процедурах закупки;
  4. отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленным требованиям в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в процедуре закупки не принято.

Также заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Закона №223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом №44-ФЗ (ч. 7 ст. 3 Закона о закупках).

Кроме того, заказчик может установить в документации о закупке требование к квалификации участника закупки (наличие опыта работы в данной области), включая наличие у такого участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, выполнения работы, оказания услуги поставка (выполнение, оказание) которого является предметом договора.

При этом в документации о закупке могут быть установлены четкие параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками указанными в документации ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника закупки установленным требованиям.

9.2. Требования к заявкам на участие в закупке

Порядок подачи и состав заявки на участие в закупке не урегулирован законом 223-ФЗ. Пункты 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ содержат положение о том, что в документации о закупке должны быть предусмотрены следующие требования:

  • к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • к описанию участниками закупки поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги.

Таким образом, при подготовке заявки необходимо руководствоваться требованиями и формами документов, предусмотренными документацией о закупке. Так, заказчик может сам разрабатывать необходимую и удобную ему форму заявки.

Участник закупки может подать заявку на участие в закупке как в письменной форме в запечатанном виде, не позволяющем просматривать содержимое заявки до вскрытия в установленном порядке, если процедура закупки проводится в «бумажной» форме, так и в виде электронного документа, если закупка проводится в электронной форме, либо если возможность подачи заявки в электронном виде была предусмотрена закупочной документацией.

В качестве примера можно предложить следующие сведения для внесения в заявку:

    • фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о местонахождении, почтовый адрес, номер контактного телефона, сведения о руководителе (единоличном, коллегиальном исполнительном органе) (для юридического лица);
    • фамилия, имя, отчество, данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), сведения о месте жительства, почтовый адрес, номер контактного телефона (для физического лица и индивидуального предпринимателя);
  1. идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  2. наименование и характеристики поставляемых товаров (работ, услуг), например поставка продуктов питания с подробным описанием ГОСТа, ТУ и т.д.;
  3. согласие участника закупки исполнить условия договора, указанные в извещении о проведении процедуры закупки;
  4. цена договора с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи);
  5. документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в документации о закупке (если такие требования установлены заказчиком). Например, заказчиком в документации о закупке было установлено требование о наличие на предприятии штатной единицы инженера-технолога, участник закупки прилагает ксерокопию диплома об образовании.

К заявке участник закупки по требованию заказчика может приложить следующие документы:

  • полученную не ранее чем за один месяц до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за один месяц до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц);
  • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании, либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности). В случае если от имени заявителя действует иное лицо, заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем заявителя (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, котировочная заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
  • копии учредительных документов заявителя (Устав и (или) учредительный договор) (для юридических лиц) в последней (действующей) редакции, соответствующие представленной в составе заявки выписке из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенной копии такой выписки;
  • копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Заказчик имеет право запросить дополнительные документы в зависимости от предмета закупки.

Если заявка на участие подается в письменной форме, все листы заявки на участие должны быть прошиты в единый том, содержать опись входящих в состав данного тома документов с указанием количества листов. Место прошивки должно быть заверено подписью участника закупки или лицом, уполномоченным таким участником и печатью участника закупки. Соблюдение участником закупки указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие, поданы от имени участника закупки, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие документов и сведений.

Рассмотрение заявок на участие осуществляется заказчиком на предмет соответствия заявок требованиям, установленным документацией о закупке, и соответствия участников закупки требованиям, установленным в документации о закупке.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие заказчиком принимается решение о допуске к участию участника закупки и о признании участника закупки, подавшего заявку на участие, участником или об отказе в допуске такого участника закупки к участию.

Участник закупки не допускается к участию в случае:

  1. непредставление сведений и документов, предусмотренных документацией, или предоставление недостоверных сведений;
  2. несоответствие сведений и документов, содержащихся в заявке на участие, требованиям документации;
  3. предложения цены договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, установленную в документации.

9.3. Оценка и сопоставление заявок

В зависимости от способа проведения закупки заказчик осуществляет оценку заявок, поданных участниками закупки. Оценка заявок на участие осуществляется в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями оценки, установленными документацией. Критерии оценки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие каждой заявке присваивается порядковый номер. Заявке на участие, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие, которая поступила ранее других заявок на участие, содержащих такие условия.

Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках, должны оцениваться и сопоставляться такие заявки по критериям, указанным в документации.

Основными критериями оценки заявок на участие могут быть:

  1. цена договора (один из существенных критериев);
  2. функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  3. качество работ, услуг и (или) квалификация участника при осуществлении закупки на выполнение работ, оказание услуг;
  4. расходы на эксплуатацию товара;
  5. расходы на техническое обслуживание товара;
  6. сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  7. срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  8. объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
  9. Результаты рассмотрения и оценки заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях договора, обо всех участниках размещения заказа, подавших заявки, об отклоненных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в процедуре закупки, предложение которого содержит лучшие условия по цене договора, следующие после предложенных победителем в проведении процедуры закупки условий. Протокол в день его подписания размещается заказчиком на официальном сайте.

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные требования к участникам процедур определения поставщиков, в т. ч. к наличию:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее -- Постановление № 99) заказчики устанавливают следующие дополнительные требования к участникам закупок:

· наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ не менее трех лет до даты подачи заявки на участие.

При этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20% НМЦ контракта, на право заключить который проводится закупка.

Для подтверждения соответствия указанному требованию участнику достаточно представить в составе заявки на участие в закупке копию контракта, акт выполненных работ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в Постановлении № 99).

Заявка на участие в закупке может содержать такие документы, как копии нескольких контрактов, акты выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Однако обязательным является наличие в составе заявки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.

Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является условием допуска к участию в соответствующей закупке.

Информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Срок применения заказчиками Постановления № 99 на данный момент составляет лишь полгода. Поэтому при рассмотрении контрольным органом жалоб, а также при проведении внеплановых проверок в действиях заказчиков нередко выявляются нарушения установленных ст. 31 Закона о контрактной системе требований.

В рамках изучения данной практики рассмотрим конкретные примеры допускаемых заказчиками нарушений.

В письме Минэкономразвития России от 21.05.2015 № Д28и-1287 указано, что закупка строительных работ, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД, с НМЦК свыше 10 млн руб. должна осуществляться путем проведения электронного аукциона с обязательным установлением дополнительного требования в соответствии с п. 2 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Вместе с тем нередко встречаются ситуации, когда заказчиком в аукционной документации на закупку строительных работ (если НМЦК превышает 10 млн руб.) не устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок, несмотря на прямое указание закона о том, что это обязанность, а не право заказчика.

При рассмотрении дела от 01.06.2015 № П-339/15 Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что согласно извещению об аукционе: код по ОКПД 45.23.11.190; НМЦК составляет 1 205 930 093,81 руб.

При этом в документации об аукционе заказчиком не были установлены дополнительные требования к его участникам в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, что нарушает требования законодательства.

Примером аналогичного нарушения также может послужить дело от 24.07.2015 № П-489/15, в рамках которого выявлено, что извещение об аукционе содержит следующие сведения: код по ОКПД -- 45.45.13.190; НМЦК -- 89 935 669,16 руб.

Вместе с тем в документации об аукционе заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Вышеуказанная позиция контролирующего органа нашла свое отражение в решении Ростовского УФАС России от 30.05.2015 по делу № 004823-15. Заявитель жалобы полагал, что положения Постановления № 99, в которых указывается на обязанность заказчиков устанавливать дополнительные требования к участникам закупки, должны применяться только при проведении закрытого аукциона.

Вместе с тем данный довод жалобы был признан основанным на неверном толковании норм Закона о контрактной системе. Так как в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Следовательно, дополнительные требования согласно приложению № 1 к Постановлению № 99 устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведения как закрытого аукциона, так и электронного аукциона.

Согласно требованию Закона о контрактной системе, а именно п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64, заказчик должен установить в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям п. 2 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Используются следующие группы строительных работ:

Пример 1: Примером ненадлежащего исполнения требований ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе может, в частности, служить решение по делу № П-43/15, согласно которому контрольным органом установлено следующее.

В соответствии с извещением о проведении аукциона код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.21.15.150 «Общестроительные работы по возведению прочих зданий, не включенные в другие группировки», при этом НМЦК по аукциону превышает 10 000 000 руб. и составляет 417 253 731 руб.

Согласно п. 1.9 раздела «Информационная карта» документации об аукционе к участникам аукциона установлены дополнительные требования относительно наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% НМЦК, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что документация об аукционе не содержит определения соответствующих строительных работ (не определена группа работ) в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с п. 2 приложения № 2 Постановления № 99».

Пример 2: Аналогичное нарушение было также выявлено в действиях заказчика при рассмотрении жалобы на положение документации о проведении аукциона по делу от 28.05.2015 № К-1023/15:

«В соответствии с извещением о проведении аукциона заказчиком, уполномоченным органом установлен код ОКПД 45.23.11.120 „Работы общестроительные по устройству оснований покрытий автомобильных дорог -V категорий“, при этом НМЦК по аукциону превышает 10 000 000 руб. и составляет 2 760 090 610 руб.

Согласно п. 17 ч. „Информационная карта электронного аукциона“ документации об аукционе установлено: „Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% НМЦК, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. аукцион контрагент закупка юридический

Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

  • · работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
  • · работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)“.

Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что документация об аукционе не содержит определения соответствующих строительных работ в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с п. 2 приложения № 2 Постановления № 99».

Пример 3: Решением от 06.08.2015 по делу № К-947/15 Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок в действиях заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении дополнительного требования к участнику аукциона в соответствии с постановлением Правительства № 99. А именно «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе.

Работы должны соответствовать коду ОКПД 45.24.12.120 «Работы общестроительные по строительству грунтовых плотин, дамб», что не предусмотрено требованиями Постановления № 99.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что надлежащим исполнением требований Закона о контрактной системе является установление заказчиком в документации об аукционе одной из двух групп строительных работ, указанных в Постановлении № 99.

Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о КС о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, исходя из п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам конкурса с ограниченным участием, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса с ограниченным участием в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 этого же закона, а также требование, предъявляемое к участникам конкурса с ограниченным участием в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, которая указана в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием.

Как следует из ч. 21 ст. 112 Закона о контрактной системе, в течение двух лет со дня вступления в силу Закона о контрактной системе заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.

То есть конкурсная документация должна содержать требования, предусмотренные п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, а также может содержать требование, указанное в ч. 21 ст. 112 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем согласно ч. 5 ст. 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной ст. 49 и 50 этого же закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о КС, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 этого же закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Для того чтобы принять участие в закупке, проводимой в рамках 44-ФЗ, поставщик должен соответствовать определенным требованиям. Все они установлены статьей 31 44-ФЗ. Читайте в статье, какие это требования и какие поставщики не имеют права участвовать в закупках.

Управление государственными и муниципальными закупками ( , , ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ , устанавливая регламент проведения процедур закупок, в том числе определяет систему требований к их участникам. Эти требования можно разделить на три категории: единые, дополнительные и, так называемые, иные требования.

Единые требования к участникам закупок

1. Участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства, предъявляемым к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Это значит, что заказчик должен проанализировать действующее законодательство на предмет устанавливаемых требований к определенным видам деятельности (требований к лицензированию, к членству в саморегулируемых организациях и пр.).

2. В отношении потенциального участника закупки не должна проводиться ликвидация. В соответствии со ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица, влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, а также по решению суда.

3. В отношении участника закупки должно отсутствовать решение арбитражного суда о признании несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п. 3 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru) заказчик может проверить соответствие участника этому условию.

4. Деятельность участника закупки на дату подачи заявки не была приостановлена в административном порядке (п. 4 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Понятие административного приостановления деятельности установлено ст. 3.12 КоАП РФ. Это вид административного наказания, который заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), или юридических лиц, оно может заключаться в прекращении как отдельного вида деятельности, деятельности обособленного или структурного подразделения юридического лица, так и эксплуатации определенных объектов.

5. Отсутствие недоимок по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (п. 5 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Учитываются недоимки, задолженности за прошедший календарный год, размер которых превышает четверть (25%) балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Следует иметь в виду, что если участнику закупки предоставлены отсрочка, рассрочка, кредит, которые были реструктурированы, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих денежных средств исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию, такие денежные суммы не учитываются при определении размера налоговой недоимки или задолженности. Кроме того, если даже налоговая задолженность имеется, более того превышает 25%, однако участник закупки в установленном порядке подал заявление об ее обжаловании и решение на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика не принято, такой участник закупки считается отвечающим рассматриваемому требованию.

6. Отсутствие у участника закупки — физического лица либо руководителя или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики и уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение или дачу взятки, а также посредничество во взяточничестве.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, в отношении участника закупки — физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки на момент ее проведения не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), связанной с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, которые являются объектом закупки и административное наказание в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ).

7. В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 31 44-ФЗ, к участникам закупки — юридическим лицам предъявляется требование о непривлечении в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

8. Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Данное требование универсально и в отличие от предыдущего, распространяется и на случаи, когда контракт заключается с физическим лицом, в том числе единственным поставщиком. По этому вопросу см. также письмо Минфина РФ от 24.07.2017 № 24-05-09/47126, Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 28.09.2016.

9. Участник закупки не должен являться офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н.

Заказчику необходимо помнить, что соответствие участника закупки требованию, установленному п.1 ч.1 ст. 31 44-ФЗ, в ряде случаев требует документального подтверждения, соответствие всем остальным пунктам ч.1 ст. 31 декларируется.

Дополнительные требования к участникам закупок

Такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 . В случае установления дополнительных требований, соответствующая информация должна быть указана в документации о закупке.

По вопросу применения дополнительных требований к участнику закупки рекомендуем ознакомиться с Обзором судебной практики, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, Письмом Минэкономразвития РФ от 28.08.2015 № 23275-ЕЕ/Д28и , ФАС России № АЦ/45739/15, Письмом Минэкономразвития РФ от 23.12.2016 № ОГ-Д28-14953.

Заказчику следует иметь в виду, что при закупке товаров, указанных в позициях 3 — 29 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 05.09.2017 № 1072 , дополнительным требованием к участникам закупки является использование при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов (плит древесно-стружечных и аналогичных плит из древесины или других одревесневших материалов; плит древесно-волокнистых из древесины или других одревесневших материалов), страной происхождения которых является Российская Федерация или государство — член Евразийского экономического союза.

Иные требования к участникам закупок

Заказчиком может быть установлено требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505). Если заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности, (за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства и другие), к участнику закупки устанавливаются требования исключительными правами на (п. 8 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). К этой же группе можно отнести требования, предусмотренные ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ. Так, к участникам закупки консультационных, аудиторских и сопутствующих аудиту услуг Правительство РФ вправе установить дополнительные требования.

Обратите внимание, что отстранение участника от участия в закупке или отказ от заключения контракта с победителем процедуры закупки может произойти в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по закупкам обнаружит, что участник не соответствует единым, дополнительным или иным требованиям, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

В случае с победителем, не позднее одного рабочего дня, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта. Протокол должен содержать информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.

Решение об отстранении участника от участия в закупке или отказ от заключения контракта с победителем закупки могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном Федеральным законом о контрактной системе порядке.

Это рассмотрение самых актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.

В части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны со своей стороны устанавливать такие дополнительные требования.

Изменения 2019 года

В 2019 году были введены новые дополнительные требования к участникам закупок. Изменения внесло Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 № 294. Новые требования действуют для участников конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, в том числе закрытых и открытых, и аукционов.

Если заказчик закупает работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта с НМЦК больше 10 млн руб., должны быть установлены такие требования:

  • в течение 3 лет до закупки участник имел опыт исполнения хотя бы одного подобного контракта;
  • стоимость такого контракта должна быть не меньше 50% от НМЦК в этой закупке, если НМЦК превышает 10 млн руб., 40% при НМЦК больше 100 млн руб., 30% при НМЦК 500 млн. руб. и 20% при начальной цене 1 млрд. руб. и более.

Кроме того, по новым правилам дополнительные требования устанавливаются при закупке работ по строительству некапитального строения, сооружения, а также по благоустройству территории при начальной цене выше 10 млн. руб. Участник должен подтвердить, что в течение последних трех лет до участия в этой закупке исполнил хотя бы один контракт по строительству или реконструкции линейного объекта или некапитального строения или по благоустройству территории. Стоимость такого контракта должна составлять не меньше 20% от НМЦК в проводящейся закупке.

Пять комплектов требований к участникам для всех способов закупки

В контрактной системе есть инструменты, которые помогают заказчику работать только с добросовестными поставщиками. Например, требования к участникам закупок. Но тут опасно перестараться и собственными руками подвести себя под предписание. Читайте, какие виды требований применять в разных способах закупки.
Из статьи вы узнаете:
☆ Какие виды требований устанавливают в закупках по общим правилам;
☆ Что застрахует вас от несостоявшихся процедур и недобросовестных поставщиков;
☆ Как способ закупки влияет на требования к участникам - умная таблица.

Еще одна категория закупок, для участия в которых нужно подтвердить соответствие доптребованиям, это работы по ремонту и содержанию автодорог с НМЦК больше 10 млн руб. Участник должен предоставить как минимум 1 контракт, исполненный за последние 3 года. Контракт может быть заключен на строительство или реконструкцию линейного объекта, на ремонт или содержание дорог. Его стоимость должна составлять не меньше 20% от НМЦК в проводящейся закупке.

В каждом из трех перечисленных случаев придется предоставить:

  • копию исполненного контракта;
  • копии актов о выполненных работах, в которых видна стоимость (акты должны быть подписаны в течение 3 последних лет);
  • копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Дополнительные требования к участникам закупок

Устанавливаются они в следующих закупках:

  • конкурс с ограниченным участием - открытый и закрытый;
  • двухэтапный конкурс - открытый и закрытый;
  • закрытый аукцион.

Требования могут касаться необходимых финресурсов, которые необходимы участнику для исполнения контракта. Также может потребоваться владение оборудование и прочими материальными ресурсами. Часто заказчики требуют опыт аналогичных закупок. Кроме того, иногда требования связаны с квалификацией и количеством специалистов.

Когда нельзя выдвигать дополнительные требования к участникам закупок? Если закупка не входит в список Правительства и доптребования могут быть расценены как ограничение конкуренции.

Когда заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупок

Случаи, при которых должны быть установлены дополнительные требования, определяет Правительство РФ. Если закупка входит в список, заказчик обязан прописать в документации доптребования. О дополнительных требованиях и случаях их применения говорится в Постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Например, для участия в закупке работ на объектах культурного наследия, работа по реставрации коллекций музеев и т.д. нужно иметь аналогичный опыт в течение последних 3 лет. Достаточно одного исполненного контракта с ценой не меньше 20% от НМЦК в этой закупке. Также потребуется подтвердить, что участник владеет необходимыми оборудованием и имуществом.

Чтобы участвовать в закупке транспортных услуг - воинских морских и речных перевозок, потребуется также подтвердить опыт за последние 3 года и наличие в собственности или на правах аренды судов, транспортных средств, оборудования и материальных ресурсов. На судно придется предоставить полный комплект документов.

Рассмотрим все пункты единых требований к участникам закупки по 44-ФЗ ч. 1 ст. 31. О том, что это за требования и как задекларировать участникам госзакупок все соответствие им, читайте в нашем материале.

Какие требования существуют и как их подтверждать

Участники закупки должны соответствовать требованиям с момента подачи ими заявок на участие в закупке и до момента выявления победителя. Если участник закупки соответствовал требованиям, когда подавал заявку, а во время выявления подведения итогов процедуры уже нет, значит, контракт заключать с ним нельзя. Ведь соблюдать требования участниками закупки необходимо на всем протяжении закупки.

Существует три вида требований: единые, факультативные и дополнительные.

Единые требования к участникам госзакупок

Итак, к единым требованиям к участникам закупки относят:

❶ Соответствие потенциального исполнителя госконтракта условиям, которые установлены законами и другими нормативными актами для лиц, поставляющих определенные работы, товары услуги. В данном случае к единым требованиям к участникам закупки относится наличие у него лицензий, допусков СРО на осуществление определенных видов деятельности. К п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ разъяснения дал Верховный суд РФ в п. 7 Обзора судебной практики от 28.06.2017. В соответствии с ними при установлении требования в виде наличия той или иной лицензии следует исходить из предмета госзакупки. Например, ?

Обязательное условие о наличии у участника закупки лицензии на деятельность по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности строения обосновано в том случае, если именно такие работы являются предметом закупки. В том случае, если монтаж такого оборудования не является самостоятельным предметов госзакупки, а входят, например, в перечень работ по капремонту здания, то отдельной лицензии на данный вид работ не требуется. Необходимо, чтобы у подрядчика был допуск СРО на строительно-монтажные работы. Таковы комментарии ВС РФ по п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44.

❷ Следующим составляющим в единые требование к участникам закупки по 44-ФЗ входит требование о полной дееспособности потенциального поставщика . Он не должен быть в процессе ликвидации или банкротства, его деятельность не должна быть приостановлена в порядке, установленном КоАП РФ.

❸ В единые требования к участникам закупки 44-ФЗ часть 1 статьи 31 также включается добросовестное исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов . Размер задолженности по обязательным платежам за последний год не должен быть выше 25% балансовой стоимости активов определенной по сведениям последней бухотчетности.

❹ В единые требования к участникам закупки 44-ФЗ включает отсутствие у физлица или руководящего состава юрлица – потенциального поставщика по госконтракту (директора, главбуха, членов совета директоров) непогашеной или неснятой судимости за экономические преступления (ст. ст. 289-291, 291.1 УК РФ). Кроме того к указанным физлицам не должно быть применено наказание в виде дисквалификации или лишении права заниматься определенным видом деятельности, который связан с поставкой работ, товаров, услуг. Само юрлицо в последние 2 года не должно быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП. Как проверить судимость участника закупки:

❺ В единые требования к участникам закупки входит требование о том, что потенциальный поставщик должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности , передаваемые при выполнении госконтракта. Исключение составляют госзакупки на создание произведений искусства или на прокат национального фильма.

Готовые формы для заявки участника, чтобы подтвердить соответствие требованиям

✔ Что подтвердит отсутствие судимости;
✔ Чем подтвердить, что вас не банкротят и не ликвидируют;
✔ Чем подтвердить, что у вас нет долгов перед бюджетом;
✔ Как составить декларацию, что вы не офшор;
✔ Как подтвердить статус СМП.

Скачать готовые формы

❻ Между потенциальным поставщиком и госзаказчиком должен отсутствовать конфликт интересов . Под этим понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.
Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества.

❼ Потенциальный исполнитель госконтракта не должен быть офшорной компанией .

❽ Были внесены изменения в ч. 1 ст. 31 ФЗ-44, которые расширили единые требования к участникам закупки-2018. С 01.07.2018 с потенциального поставщика по госконтракту должны отсутствовать ограничения для участия в госзакупках . В соответствии со ст. 30 44-ФЗ такие ограничения могут устанавливаться для участников конкурентных процедур, участниками которых могут быть только субъекты малого бизнеса или СОНО.

❾ В единые требования к участникам закупки 44-ФЗ часть 1.1 статьи 31 позволяет также включить условие о том, что потенциальный исполнитель госконтракта не включен в реестр недобросовестных поставщиков .

Отклонить ли заявку, если участник планирует привлечь субподрядчика из РНП?

Нет, заказчик не вправе отклонить заявку участника, который планирует привлечь субподрядчика из реестра недобросовестных поставщиков. Требование отсутствовать в РНП заказчик предъявляет только к участнику закупки, а также к учредителям, членам коллегиального исполнительного органа или лицу, которое исполняет функции единоличного исполнительного органа участника-юрлица. Об этом сказано в части 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Задайте свой вопрос экспертам