В состав территории поселения входят земли находящиеся. Определение границ и территорий муниципальных образований

Все земли в земельном законодательстве РФ делятся по категориям. Это позволяет определить их ценность и виды разрешенного использования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что в 2020 году относится к землям поселений? Земельный Кодекс РФ содержит определение семи категорий земель, каждая из которых имеет определенные отличия.

На основании принадлежности земельного участка к определенной категории устанавливаются допустимые виды его использования. Что такое земли поселений в 2020 году?

Общие моменты

Действующие положения земельного законодательства базируются на делении земель по категориям.

В Государственном кадастре недвижимости для каждого зарегистрированного земельного участка указывается категория и .

Если земля используется с целью, отличной от дозволенного использования, имеет место нарушение закона.

Если говорить о земле, как имуществе физических лиц, то упомянуть нужно только категории с определенным видом использования.

Это земли, предназначенные для жилой застройки и сельскохозяйственного назначения. Такие участки располагаются, как правило, в местах проживания граждан. Соответственно, название их звучит земли поселений.

Определения

Для земель поселений характерны общие отличительные признаки. Земли поселений это земли, используемые для обслуживания городов и сельских поселений и расположенные внутри черты (городской, сельских поселений).

Черта выступает внешней границей населенного пункта и разграничивает земли разных категорий. Такая черта/граница может меняться согласно планам планировки и застройки населенных пунктов.

Нужно отметить, что границей охватывается не только застроенная земля, но и незанятые , предназначенные для обслуживания населения или находящиеся в частной собственности.

Граница не может проходить через отдельный участок, а только по его краю. Один надел не может относиться к двум разным категориям. Внешней чертой определяется общая территория конкретного населения.

Что касается внутренней организации земель, то таковая осуществляется местными органами самоуправления на основании утвержденных планов застройки и планировки.

Что входит в состав такой территории

Данная территория включает в себя:

  • зоны, предназначенные для общественных нужд;
  • промышленные зоны;
  • участки под постройку жилья;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • территории под военными объектами;
  • зоны для спецобъектов.

Для указанных территорий градостроительные нормы трактуются по-разному. Регламент затрагивает все процессы, касающиеся застройки каждой отдельной зоны.

Закон обязует каждого гражданина или соблюдать положения градостроительного регламента и порядка застройки.

Виды возводимых объектов должны соответствовать конкретной зоне. Однако нужно учитывать, что различные типы зон могут переплетаться между собой.

Это влияет на виды разрешенного использования. Потому перед использованием земельного участка желательно ознакомиться с картой территории поселения и утвержденным регламентом.

По некоторым признакам все участки, входящие в земли поселений, можно разделить на виды:

По признаку доступности к Большинство земель данной категории могут переводиться в частную собственность. Но некоторые участки приватизации не подлежат. Например, набережные, парки, городские водоемы, дороги и т.п.
По признаку разрешенного использования Переплетение различных зон ведет к совмещенному режиму их использования, но приоритет отдается более значимому. Например, участок входит в генплан градостроения, то есть относится к «красным линиям». Значит, такая земля может быть изъята под госнужды и застраивать ее нет смысла
По предназначению Распределение касается участков, предоставляемых частным лицам. В частности, это участки под ИЖС, садовые товарищества, ЛПХ

Нормативное регулирование

Основным нормативом, регламентирующим правовое положение земель поселений, является Земельный Кодекс РФ.

Всего в ЗК РФ содержится три специальные статьи касательно данной земельной категории. В приводится определение территории, относящейся к землям поселений.

По этой норме определяют статус территории органы местного самоуправления. Здесь же сказано о возможности изъятия участков из частной собственности при необходимости реализации градостроительных планов.

Так земли поселений являются единственной категорий земли, границы которой можно четко установить согласно закону.

Черта городских и населенных пунктов являет собой линию, разграничивающую земли поселений и иные категории земли.

Определение пограничной черты основывается на утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.

Использование земель поселений определяется согласно зонированию территорий. Вся территория населенного пункта делится на территориальные зоны.

Результаты разделения отображаются в документах зонирования, которые представляют собой часть правил застройки и землепользования.

Правилами застройки и землепользования именуются нормативы местных органов власти, которые определяют порядок градостроительной деятельности.

На основе этих Правил разрабатываются и утверждаются планы использования земель.

Согласно утвержденным Правилам для каждой территориальной зоны определяется отдельный градостроительный регламент.

Особенность использования земель поселений такова, что порядок использования устанавливается на основании генерального плана города либо плана застройки поселения.

Видео: категории земли и виды разрешенного использования. Земли населенных пунктов

Именно генплан выступает главным градостроительным документом, который определяет условия зонирования и развития территорий, формирования инфраструктуры, сохранения историко-культурного наследия, обеспечения санитарного и экологического благополучия.

Для ведения личного подсобного хозяйства

Вести личное подсобное хозяйство разрешается на землях ЛПХ, предназначенных для сельскохозяйственного использования.

Использовать данный вид земель под индивидуальное жилое строительство категорически запрещено.

Но и в состав земель поселений могут входить земли сельхозназначения, то есть относящиеся к категории . Именуется такой тип участков как «приусадебный земельный участок».

Данная территория может использоваться с сельскохозяйственными целями и в частности для ведения личного подсобного хозяйства. От полевых участков приусадебные отличаются возможностью возведения жилого дома.

С этой точки зрения участки ЛПХ, входящие в состав земель поселений, практически не отличаются от участков под . На построенный дом можно зарегистрировать право собственности и впоследствии прописаться в нем.

Можно ли строить дом

Само определение земель поселений, указывающее на развитие населенных пунктов, свидетельствует о возможности .

Тем не менее, самостоятельная застройка является нарушением закона, даже если дом выстроен на личном участке.

До начала строительства необходимо получить соответствующее разрешение от местной администрации.

Разрешение выдается после сверки предоставленного проекта будущего дома и плана городской застройки.

Предоставленный проект должен соответствовать требованиям градостроительного плана земельной территории в целом и участка в частности.

Кроме того должны быть соблюдены нормы жилищного строительства. Строительство дома без наличия разрешения или с несоблюдением утвержденного проекта не позволит зарегистрировать объект.

Регистрация осуществляется только после принятия здания в эксплуатацию комиссией, сформированной местной администрацией.

Незаконно выстроенный дом является самостроем и подлежит сносу без возмещения расходов владельца.

Земли под строительство дома выделяются местными органами управления на платной и бесплатной основе. Участок можно купить, взять в или получить в безвозмездное бессрочное пользование.

Размер выделяемых участков устанавливается исходя из обстоятельств фактического землепользования и градостроительных планов.

Построить дом можно только на участке с определенными границами и поставленном на . Обусловлено это тем, что установленные границы учитываются при составлении проекта застройки.

А регистрация в Кадастре позволяет определить стоимость участка, на основании который определяется выкупная цена земли, размер арендной платы и взимаемый впоследствии налог.

Как проводится их кадастровая оценка

Под понятием кадастровой оценки земель поселений понимается совокупность действий административного и технического плана касательно определения кадастровой цены.

Для оценки применяются такие методы, как доходный, сравнительный или затратный, а чаще сочетание методов. Применяемые методы оценки привязаны к сделкам, совершаемым на рынке недвижимости.

За основу кадастровой стоимости принимается среднерыночная цена по участков разного назначения.

Специфика определения стоимости земель поселений в том, что цена их на порядок выше участков иных категорий.

Однако в немалой степени зависит это от востребованности участков и уровня развития поселения. В настоящее время земель практически аналогична рыночной цене.

В чем разница с ИЖС

Отличие земель поселений от участков ИЖС в более обширном перечне видов разрешенного использования.

Земли поселений могут использоваться для разных целей, в том числе для строительства и сельскохозяйственных нужд.

Вместе с тем вид разрешенного использования периодически может меняться в случае изменения градостроительного плана.

Участок под можно приватизировать, хотя в разных случаях условия приватизации могут различаться.

Что касается земель поселений, то некоторые территориальные зоны являются сугубо общественными и передаче в частную собственность не подлежат.

Но самое главное отличие, которое часто не учитывается, это то, что ИЖС это не категория земли. Под ИЖС понимается вид разрешенного использования территории с категорией земли поселений.

То есть фактически индивидуальный жилой дом может располагаться и за пределами населенного пункта. Например, на землях, предназначенных для с/х нужд, для садоводства или дачного строительства.

Зарегистрировать право собственности можно только на дом, построенный на землях поселений. Во всех остальных случаях строение будет считаться временным сооружением.

1. Территория субъекта Федерации разграничивается между поселениями. При этом Закон устанавливает, что:

а) территории с низкой плотностью сельского населения (межселенные территории) могут не включаться в состав территорий поселений;

б) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

2. Установление границ сельского поселения (в состав которого входят два и более населенных пункта), а также муниципального района, как правило, с учетом пешеходной (транспортной) доступности.

Этот принцип означает, что границы, как правило, должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы жители соответствующего муниципального образования могли в течение рабочего дня добраться до административного центра своего муниципального образования и обратно в населенный пункт, где они проживают (для муниципального района границы устанавливаются с учетом транспортной доступности, а для соответствующего сельского поселения – пешеходной доступности).

3. Целостность территории муниципального образования.

Этот принцип предполагает, что:

а) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

б) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

в) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района. Это обусловлено двухуровневой организацией местного самоуправления в муниципальном районе. Что же касается городского округа, то его территория не может входить в состав территории муниципального района: данные муниципальные образования не объединены общей территорией;

4. Учет мнения населения при решении вопроса об установлении и изменении границ муниципальных образований.

Согласно Конституции РФ (ст. 131) изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Федеральный закон 2003 г., развивая данный принцип, предусматривает, что в одном случае изменение границ осуществляется с учетом мнения населения, а в другом – только с согласия населения (например, согласие населения требуется при изменении границ муниципального района, влекущем отнесение территорий отдельных населенных пунктов к территориям других муниципальных районов).

5. Учет исторических, местных традиций, необходимости создания условий для решения соответствующих вопросов местного значения, развития муниципального образования.

Этот принцип обусловлен, прежде всего, спецификой местного самоуправления как формы власти народа, посредством которой население самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

6. Установление и изменение границ муниципальных образований законами субъектов Федерации.

Федеральный закон 2003 г. достаточно подробно регулирует этот порядок (ст. 11-13.2). Поэтому субъекты Федерации, устанавливая и изменяя границы муниципальных образований, должны руководствоваться требованиями, предусмотренными данным Федеральным законом.

III. Принципы, определяющие состав территории муниципальных образований:

1. Обеспечение устойчивого и комплексного развития территории муниципального образования в целях эффективного решения вопросов местного значения, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения.

Реализация данного принципа обеспечивается следующими требованиями Федерального закона:

а) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

б) в состав территории поселений должны включаться не только земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, но и рекреационные земли, земли, необходимые для развития муниципального образования;

в) состав земель территории муниципального района, определяющих его границы, должен обеспечивать создание условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории муниципального района делегированных государственных полномочий;

2. Учет исторических и иных местных традиций при определении состава территории муниципального образования, установлении его границ.

Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ предусматривает включение в состав территории поселения исторически сложившихся земель населенных пунктов (ч. 1 п. 3 ст. 11). В состав территории поселения должны также входить земли традиционного природопользования населения соответствующего поселения.

3. Система муниципальных образований по действующему законодательству Российской Федерации. Муниципальные образования можно классифицировать по ряду оснований. Различия определяются в зависимости от географической зоны расположения, размеров территории, численности населения и других аналогичных обстоятельств, которые не оказывают какого-либо влияния на правовое положение данных субъектов муниципального права.

С другой стороны, существует классификация муниципальных образований в зависимости от их публично-правового статуса, которая обусловливает дифференциацию предметов ведения муниципальных образований, а также структуры, полномочий и функций соответствующих органов местного самоуправления.

По статусному критерию различают: внутригородские территории городов федерального значения, городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения.

В субъектах Федерации предусмотрено формирование следующих видов муниципальных образований:

Городские и сельские поселения , территория которых входит в состав территории другого вида муниципального образования – муниципального района.

Сельское поселение либо один сельский населенный пункт, либо несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов , в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Сельское поселение, объединяющее несколько сельских населенных пунктов, имеет административный центр – населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Федерации находится представительный орган сельского поселения.

Городское поселение как вид муниципального образования может представлять собой город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район. Муниципальный район как вид муниципального образования представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий (т. е. территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой осуществляется местное самоуправление населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Осуществление местного самоуправления в границах муниципального района имеет свои особенности: а) местное самоуправление в муниципальном районе осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера; б) в состав его территории входят территории других муниципальных образований городских и сельских поселений, расположенных в границах муниципального района; в) органы местного самоуправления муниципального района могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Городской округ как вид муниципального образования представляет собой городское поселение , которое не входит в состав муниципального района. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, которые установил Федеральный закон (ст. 16 и 16.1). Кроме того, органы местного самоуправления городского округа могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Федерации.

В состав территории городского округа может входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом – территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

Федеральный закон 2003 г. наделяет статусом городского округа закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и наукограды (ст. 80 и 81).

Внутригородские муниципальные образования городов федерального значения. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами данных субъектов Федерации местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления на внутригородских территориях. Внутригородская территория – часть территории города федерального значения, в границах которой осуществляется местное самоуправление. Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляется законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

Под муниципальным образованием следует понимать населенную территорию, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Обязательными признаками каждого муниципального образования являются:

а) наличие собственной территории, границы которой установлены законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона 2003 г.;

б) наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно установленные вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления;

в) наличие собственной экономической основы, которую составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований;

г) наличие собственных выборных и иных органов местного самоуправления;

д) наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов, составляющих в совокупности систему муниципальных правовых актов муниципального образования;

е) право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

Муниципальные образования могут иметь статус муниципального района, городского округа, городского, сельского поселения либо внутригородского муниципального образования города федерального значения. Возможность создавать иные муниципальные образования в границах каких-либо других территориальных единиц Федеральный закон 2003 г. не предусматривает.

В соответствии с принципами территориального деления местного самоуправления территорию Российской Федерации можно изобразить схематично следующим образом
(см. схему 2).


Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2005 г. №350 «О ведении Государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» утверждены Правила ведения Государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации и установлено, что Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение Государственного реестра муниципальных образований.

В целях организации работы по ведению данного реестра приказом Министерства юстиции от 24 августа 2005 г. № 139 утверждено Положение о порядке ведения Государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него. Устав, представленный на государственную регистрацию с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и прошедший проверку в установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» порядке, включается в Государственный реестр.

Государственный реестр является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы и состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

В Белгородской области формирование муниципальных образований основывается помимо федерального законодательства на следующих региональных нормативно-правовых актах: на законе Белгородской области от 30 марта 2005 г № 177 «Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области», законе Белгородской области от 15 декабря 2008 г № 248 «Об административно-территориальном устройстве Белгородской области» и др.

4. Границы и состав территории муниципального образования. Преобразование муниципальных образований. Границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.

Субъекты Российской Федерации, устанавливая границы муниципальных образований, принимают законы, в которых определяют состав и границы территорий муниципальных образований, а также административные центры муниципальных районов, сельских поселений. Границы и состав территории муниципальных образований определяются путем утверждения их картографического описания и карт-схем (они прилагаются к соответствующим законам субъектов Федерации). Так, закон Белгородской области от 20 декабря 2004 г. № 159 «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района», устанавливает границы муниципальных образований и наделяет соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа и муниципального района с конкретным картографическим описанием.

Федеральный закон 2003 г. установил следующий общий порядок измененияграниц муниципальных образований.

Субъектами, имеющими право выступать с инициативой об изменении границ, являются:

а) население;

б) органы местного самоуправления;

в) органы государственной власти субъекта Федерации;

г) федеральные органы государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в том же порядке, который установлен для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Этот порядок определяется федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации.

Инициатива органов местного самоуправления, соответствующих органов государственной власти об изменении границ муниципальных образований оформляется решениями указанных органов власти.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Федерации.

Федеральный закон 2003 г. устанавливает, что в одних случаях изменение границ муниципального образования должно осуществляться с согласия населения, а в других – с учетом мнения населения.

1. Согласие населения при изменении границ муниципального образования необходимо в следующих случаях (п. 2, 2.1, 3, ст. 12 ФЗ № 131-ФЗ):

а) изменяются границы муниципальных районов, что влечет отнесение отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов. Согласие населения выражается путем голосования в порядке, предусмотренном законом, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов. В целях получения согласия населения представительный орган соответствующего муниципального образования назначает голосование по вопросам изменения границ муниципального образования. Голосование проводится в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума, с учетом особенностей: в проведении агитации могут участвовать государственные и муниципальные органы, а также лица, замещающие государственные или муниципальные должности; положения федерального закона, определяющие юридическую силу решения, принятого на местном референдуме, не применяются к итогам голосования об изменении границ.

Согласие населения на изменение границ считается полученным, если за изменение границ проголосовало более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума;

б) изменяются границы поселений, что влечет отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений.

2. С учетом мнения населения, выраженного представительными органами муниципальных районов и поселений, границы муниципального образования изменяются в случае, когда данные изменения не влекут отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений (п. 4 ст. 12 ФЗ № 131-ФЗ).

В особом порядке устанавливаются и изменяются границы закрытого административно-территориального образования. Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов Федерации и районов, входящих в их состав.

Закрытое административно-территориальное образование в соответствии с Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам, расположенным на его территории. Решения по данным вопросам принимаются Правительством РФ.

Изменение границ закрытого административно-территориального образования производится в том же порядке, что и их установление.

Территорию сельского, городского поселения составляют: исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

На территории сельского поселения может находиться один населенный пункт или несколько сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).

Таким образом, сельское поселение используется Законом № 131-ФЗ не в значении какого-либо населенного пункта, а как определенная населенная территория, на которой расположены один или несколько населенных пунктов.

В состав территории городского поселения (в том числе городского округа), которое не входит в состав муниципального района, могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения – территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к соответствующим территориальным зонам. Градостроительный кодекс выделяет следующие виды и состав территориальных зон:

а) жилые зоны, в их состав входят зоны жилой застройки разных видов;

б) общественно-деловые зоны , предназначенные для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан;

в) производственные зоны , зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

г) зоны сельскохозяйственного использования , занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства и т. п.;

д) зоны рекреационного назначения – могут включать в свой состав земли, занятые городскими лесами, скверами, парками, прудами, водохранилищами, пляжами, а также земли, предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом;

е) зоны особо охраняемых территорий , в состав которых могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное и иное особо ценное значение;

ж) зоны специального назначения – в их состав могут включаться земли, занятые кладбищами, крематориями и др.;

з) зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.

Кроме того, органом местного самоуправления могут быть установлены и иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Границы муниципального района, объединяющего в своем составе несколько поселений или поселений и межселенных территорий, устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также делегированных отдельных государственных полномочий.

Состав земель муниципального района характеризует карта (схема), содержащаяся в схеме территориального планирования муниципального района, на которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ отображаются:

а) существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района;

б) границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий;

в) границы территории объектов культурного наследия;

г) границы зон с особыми условиями использования территорий;

д) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципального района, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;

е) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства на межселенных территориях.

Границы и состав территории муниципального образования, утверждаемые законами субъектов Федерации, указываются в его уставе.

Стадии создания и упразднения муниципальных образований представляют собой юридические формы появления новых субъектов публичного права и прекращения их существования.

Порядок преобразования муниципальных образований регулируется ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ. Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

В этой же статье Закона 2003 г. № 131-ФЗ установлены общие требования, предъявляемые к решению вопросов преобразования муниципальных образований:

– преобразование муниципальных образований осуществляется законом субъекта Федерации;

– с инициативой о преобразовании муниципального образования могут выступить: население; органы местного самоуправления; органы государственной власти субъектов Федерации; федеральные органы государственной власти;

– инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума;

– инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Преобразование муниципальных образований осуществляется с согласия населения в следующих случаях:

а) объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования либо на сходах граждан;

б) разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования либо на сходах граждан;

в) изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа требует согласия населения соответствующего городского поселения, а также согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения по данному вопросу выявляется путем голосования, проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории соответствующего муниципального района. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Преобразование муниципального образования осуществляется с учетом мнения населения в следующих случаях:

а) объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов;

б) разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Контрольные вопросы

1. Перечислите обязательные признаки муниципального образования.

2. Какие характеристики учитываются при создании муниципальных образований?

3. Какую структуру имеет территориальная организация местного самоуправления?

4. Сформулируйте определение территориальных основ местного самоуправления.

5. Сформулируйте определение принципов территориальной организации местного самоуправления.

6. По каким основаниям классифицируются принципы территориальной организации местного самоуправления?

7. В соответствии с действующим законодательством перечислите и охарактеризуйте виды муниципальных образований.

8. Сформулируйте определение муниципального образования.

9. Кто и на основании чего устанавливает границы муниципальных образований?

10. Охарактеризуйте порядок изменения границ муниципальных образований.

1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);

(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

6.1) законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) утратил силу. - Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ;

10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

(п. 11 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

(п. 13 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

(п. 16 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

1.1. Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, положениям настоящей статьи, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований в соответствии с положениями пункта 5 части 1 настоящей статьи.

(часть первая.1 введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

2. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных статьей 16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 настоящего Федерального закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.

(абзац введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

3. К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

4. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

  • Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
    • Глава 2. Принципы территориальной организации местного самоуправления
      • Статья 11. Границы муниципальных образований

Установление территории и границ - необходимый этап процесса образования и преобразования муниципальных образований. Он может быть составным элементом процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований, поскольку последние в собственных уставах описывают свои границы и раскрывают состав своей территории. При регистрации устава муниципального образования регистрирующий орган проверяет законность и этого фрагмента устава. Однако регистрирующий орган не вникает в вопросы целесообразности и не способен в рамках процедуры регистрации выверить правильность документального закрепления границ муниципального образования. Тем более на этом этапе сложно согласовать интересы сопредельных муниципальных образований в вопросе о территориальном размежевании между ними. Поэтому субъекты Федерации должны еще законодательно закреплять установление и изменение территории и границ муниципальных образований при образовании, преобразовании (объединении, разделении, присоединении, выделении, приобретении (утрате) части населенной территории), упразднении муниципальных образований, а также при приобретении либо утрате ими части ненаселенной территории. Идеальный вариант - законодательное установление территории и границ муниципального образования до акта регистрации его устава.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских населенных пунктов, поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория муниципального образования должна быть единой и не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей. При определении территории муниципального образования желательно сохранять целостность земельного участка, принадлежащего одному землепользователю. Установление и изменение территории муниципального образования производятся с учетом исторических и иных местных традиций.

Муниципальная территория - это всегда и избирательная территория, и территория проведения местных референдумов, собраний, сходов. Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований. В то же время земли муниципального образования могут находиться и за пределами его территории. Муниципальная территория - объект публичного (конституционного, уставного) права, а муниципальные земли - объект гражданского и земельного права.

Закрепление границ муниципальных образований удобнее проводить опорой на три основных правила:

  • 1) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией административно-территориальной единицы (населенного пункта), его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы (населенного пункта);
  • 2) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц (населенных пунктов);
  • 3) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по границам административно-территориальных единиц (населенных пунктов) в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке, и естественным границам (линиям рельефа, ясно видимым ориентирам, иным характерным точкам: дороги, просеки, опушки леса, мосты, линии электропередачи, трубопроводы, здания, сооружения, капитальные ограждения и т.п.) в части, в которой границы муниципального образования не совпадают с границами административно-территориальных единиц (населенных пунктов).

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

  • 1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений;
  • 2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
  • 3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
  • 4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
  • 5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
  • 6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);
  • 7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;
  • 8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
  • 9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;
  • 10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
  • 11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
  • 12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
  • 13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
  • 14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
  • 15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • 16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Границы территорий муницяпальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, или изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений или) населенных пунктов. Согласие населения выявляется путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона 2003 г., либо сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона 2003 г., либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Таким образом, не одно муниципальное образование не мыслимо без определенно установленной границы и территории, закрепление которых установлено на законодательном уровне.

В соответствии с требованиями пункта 3 ст. 11 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию муниципального образования составляют следующие виды земель:

Исторически сложившиеся земли населенных пунктов;

Прилегающие к ним земли общего пользования;

Территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения;

Рекреационные земли;

Земли для развития поселения.

Виды и статус земель, составляющих территорию муниципального образования, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.

1. Согласно статье 83 указанного Закона землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Порядок использования таких земель определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки.

В состав земель поселений (ст. 85) могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: - жилым; общественно-деловым;

Производственным;

Инженерных и транспортных инфраструктур;

Рекреационным;

Сельскохозяйственного использования;

Специального назначения;

Военных объектов;

Иным территориальным зонам.

2. Земельные участки общего пользования занимаются площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.



3. В соответствии с Земельным кодексом (ст. 97) территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения образуются для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни:

а) коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

б) коренными малочисленными народами Российской Федерации.

Указанные группы территорий не следует отождествлять, поскольку к первой относятся особо охраняемые природные территории, которые создаются в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»1, а вторая образует территории, которые таким статусом не обладают.

Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации могут быть особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального или местного значения, которые вправе образовывать соответственно Правительство России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Формы собственности на указанные особо охраняемые природные территории федеральными законами не определяются. Что касается прав на земельные участки в границах этих территорий, то они установлены только для лиц, относящихся к указанным народам и их общинам. Таким правом названо право безвозмездного пользования.

4. Земли рекреационного назначения согласно статье 98 ЗК РФ являются отдельным видом земель особо охраняемых природных территорий. Эти земли предназначены для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. К землям рекреационного назначения относятся не все земли, которые используются для отдыха, а только те, которые расположены в рекреационных зонах и па иных специально выделенных территориях. Указанными землями также признаются земельные участки (земли), предоставленные санаториям, домам отдыха и иным объектам для организации отдыха населения, а также земли пригородных зеленых зон.

Рекреационные зоны выделяются и в составе земель поселений. Однако такие земли не входят в состав земель особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 2 ст. 94 ЗК РФ.

В рекреационные зоны включаются парки, сады, городские леса, лесопарки, скверы, пляжи, пруды, озера, водохранилища и другие объекты. В этих зонах не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

5. Земли, предназначенные для развития поселения, согласно статье 86 ЗК РФ входят в состав пригородных зон. По общему правилу в их состав могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами.

Согласно статье 50 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» земельные участки могут находиться в муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.

Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 9) закрепляет возможность нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, которые признаются и защищаются равным образом. В соответствии со статьей 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

Которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

Земель особо охраняемых природных территорий местного значения; земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами;

Земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения;

Земель сельскохозяйственного назначения;

Земель населенных пунктов;

Земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения;

Земель запаса в границах муниципальных образований, если На них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.