Как правильно сделать исполнение контрактов, где фактическая сумма меньше, чем при заключении договора? Если срок действия контракта истек а договор исполнен не полностью Дополнительное соглашение к договору об изменении цены.

Муниципальный контракт исполнен на меньшую сумму, чем заявлено, в связи с выполнением работ не в полном объеме. Действия заказчика в этой ситуации Проводился внутренний ремонт здания, в сметах были указаны завышенные показатели: квадратура стен, оклееваемых обоями, количество материалов и пр. По факту выполненных работ объем работ оказался меньше заявленного. Срок действия(исполнения) контракта истек 28.02.17

Ответ

В данной ситуации заключите соглашение о расторжении контракта. Если у заказчика пропала необходимость в товаре (работе, услуге), который по окончании срока действия контракта еще не поставили, то заказчик вправе расторгнуть контракт по соглашению сторон. В данной ситуации необходимо учесть следующее. Цена работы может быть определена через составление сметы (п. 3 ст. 709 ГК РФ). В случае, когда работу выполняют по смете, которую составил подрядчик, эта смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. По договору строительного подряда подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с технической документацией. В ней установлен объем, содержание работ и другие предъявляемые к строительству требования. Второй необходимый документ - смета, определяющая цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). Понятие «техническая документация» практически равнозначно понятию «проектная документация» (ст. 758 ГК РФ). Следовательно, смета должна быть приведена в соответствие. Из рекомендации Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Как расторгнуть контракт Соглашение сторон Расторгнуть контракт по соглашению сторон можно, если и заказчик, и поставщик (подрядчик, исполнитель) согласны на это (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Причинами могут быть, например: недофинансирование заказчика и, как следствие, его неспособность оплатить товар; невозможность контрагента исполнить контракт в установленный срок; у заказчика пропала необходимость в товаре (работе, услуге), который по окончании срока действия контракта еще не поставили* (письмо Минэкономразвития России от 1 декабря 2015 г. № Д28и-3552). Однако причина, из-за которой стороны решили расторгнуть контракт, как правило, значения не имеет (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 марта 2009 г. № А63-3745/2008-С2-26). Важно! В 2016 году нельзя будет из-за недофинансирования расторгать контракты, которые подлежат оплате в 2017 году. Этот запрет относится только к получателям средств федерального бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда (подп. 1 ч. 2 ст. 5 Закона от 30 сентября 2015 г. № 273-ФЗ). Совет: Заказчику лучше не злоупотреблять расторжением контрактов без объективной необходимости. Связано это с тем, что в рамках госзакупок контроль за исполнением контрактов носит строгий характер. И если заказчик часто расторгает контракты без причины (пусть даже и по соглашению сторон), это может быть расценено проверяющими как попытки заключить контракт со «своим» поставщиком, и будет признано нарушением. Расторжение контракта по взаимному согласию – самый безболезненный способ для сторон, так как: заказчик не вносит сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ); в дальнейшем стороны будут не вправе подать в суд требование о возмещении убытков, оспорить необоснованное расторжение контракта (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2008 г. № А56-3868/2008). Из справочника справочной системы «Госзаказ» Нарушения при организации и проведении ремонтных работ Нарушения Причины/Последствия Ответственность Нарушение порядка выбора способа определения подрядчика Причины: - Заключение контракта с единственным подрядчиком в отсутствие письменного отчета- обоснования целесообразности или невозможности заключения контракта конкурентными способами (если по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе)* - Искусственное дробление закупки на несколько "мелких" контрактов (например, оформление отдельными контрактами разных видов ремонтных работ, ремонтных работ разных помещений) в целях заключения контракта с единственным поставщиком* - Превышение "лимита", установленного п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе Административный штраф на должностных лиц в размере 50 000 руб. Заключение контракта на условиях, отличных от условий, изложенных в аукционной документации и заявке победителя Причины: некачественное планирование, некачественная подготовка аукционной документации, проекта контракта, дефектной ведомости, сметной документации* Административный штраф на: - должностных лиц в размере 1 % от НМЦК; - юридическое лицо – до 300 000 руб. Последствия: фактическая невозможность заключения контракта без изменения проекта контракта, что строго запрещено действующим законодательством.* Внесение изменений в заключенный контракт, в т.ч. в части объема выполняемых работ ("пересортица"), сроков выполнения работ, стоимости выполнения работ Причины: некачественное планирование, ненадлежащее составления дефектной ведомости, сметной документации Административный штраф на: - должностных лиц в размере 20 000 руб.; - на юридическое лицо – 200 000 руб. Последствия: фактическая невозможность исполнения контракта без внесения в контракт, которые существенно ограничены действующим законодательством Нарушение порядка определения подрядчика Причины: - Неразмещение, несвоевременное размещение в ЕИС информации, подлежащей размещению в соответствии с законодательством - Нарушение порядка определения подрядчика - Нарушение порядка оценки заявок - Нарушение порядка оформления процедур - Нарушение требований к порядку составления и утверждения аукционной документации * Административный штраф на должностных лиц в размере до 50 000 руб. за каждое нарушение Нарушение порядка осуществления закупок, которые могут быть квалифицированы по статье 293 Уголовного кодекса РФ "Халатность" - Завышение объемов выполненных работ при подписании актов - Оплата невыполненных работ - Оплата работ, не предусмотренных контрактом (в т.ч. в результате пересортицы) - Завышение стоимости работ в результате ненадлежащего обоснования цены контракта - Ненадлежащее ведение претензионно-исковой работы - Штраф в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы за период до одного года - Обязательные работы на срок до 360 часов - Исправительные работы на срок до 1 года - Арест на срок до 3 месяцев* Из статьи журнала «Госзаказ в вопросах и ответах», №8 август 2016 справочной системы «Госзаказ» Формирование документации на ремонт Бюджетное учреждение готовит закупку на ремонт и реконструкцию здания по Закону № 44-ФЗ. Некоторые виды работы по монтажу требуют наличия допусков СРО. Должен ли заказчик обязательно прикладывать проектно-сметную документацию на монтажные работы или достаточно технического задания на выполнение работ? Кратко Да, проектно-сметную документацию надо включить в состав технического задания. Детали По договору строительного подряда подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с технической документацией. В ней установлен объем, содержание работ и другие предъявляемые к строительству требования. Второй необходимый документ - смета, определяющая цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). Понятие «техническая документация» практически равнозначно понятию «проектная документация» (ст. 758 ГК РФ). Строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства следует проводить в том числе в соответствии с проектной документацией (ч. 6 ст. 52 грк рф). Она должна содержать материалы в текстовой форме и в виде карт (схем). Ее параметры определяют архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства.*

Одним из ключевых пунктов договора, заключенного в рамках 44-ФЗ, становится срок его действия. Такое условие определяет период, в течение которого обе стороны обязаны в полном объеме исполнить взятые на себя обязательства. Перед заключением контракта сторонам необходимо обязательно оценить свою возможность исполнить обязанности в установленное время. Особенности установления срока действия договора Законодательство напрямую не регламентирует правила, по которым определяется срок действия контракта. Поэтому заказчикам при составлении документа необходимо руководствоваться Гражданским и Бюджетным Кодексами РФ. Пункт 3 статьи 425 ГК предусматривает, что конец времени действия контракта означает прекращение договорных обязательств. При этом момент окончания действия контракта не равнозначен времени исполнения обязательств.

Срок действия договора истек, а операции не завершены. что делать?

Договор порождает обязательства (п. 2 ст. 307 ГК РФ), и по общему правилу, установленному ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. Согласно же п. 3 ст. 425 ГК РФ, при отсутствии в законе или договоре специального условия о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по нему, такой договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.К сожалению, последняя норма сформулирована таким образом, что допускает разные прочтения.

Оплата работ после истечения срока действия контракта

Важно

Уменьшение цены контракта с сохранением объема оказываемых услуг возможно только по соглашению сторон, иное ее изменение в ходе исполнения контракта допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом № 94-ФЗ (включая упомянутые выше), когда изменяется объем указанных услуг. Рассматриваемая ситуация ни к одному из таких случаев не относится.Таким образом, исполнитель, надлежаще выполнивший все обязательства по контракту, вправе рассчитывать на получение всей оговоренной суммы.Вместе с тем, по нашему мнению, это не означает обязательность уплаты полной цены контракта, если услуги оказаны в меньшем, чем предусмотрено контрактом, объеме. По смыслу норм гражданского законодательства, в частности положений п.


1 ст. 423, п. 1 ст. 779, ст. 781 ГК РФ, применение которых возможно в силу указаний ч. 1 ст.
Вопрос: Надо ли в 2016 году заключать допсоглашение или расторгать контракт на оказание услуг связи со сроком действия до 31.12.2015 г. при условии, что не выбрана вся сумма контакта? Ответ: Нет, заключать дополнительное соглашение о расторжении контракта или об изменении суммы контракта не надо. При закупке оказании услуг местной связи Вы установили начальную (максимальную) цену контракта исходя из лимита денежных средств отпущенных на эти цели. В соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 г.
N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) т.к.

Если срок действия контракта истек а договор исполнен не полностью

Расторгать договор, если он уже прекратил действие, бессмысленно — смотрите, например, постановление Третьего ААС от 26.11.2012 N 03АП-4355/12, постановление Девятого ААС от 09.11.2012 N 09АП-31697/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.09.2010 по делу N А33-910/2010, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.07.2009 по делу N А28-13776/2008-392/17, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.05.2010 N А63-18488/2009 (определением ВАС РФ от 01.10.2010 N ВАС-11358/10 отказано в передаче данного постановления для пересмотра в порядке надзора), постановление ФАС Уральского округа от 26.08.2008 N Ф09-6114/08-С5, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.2010 по делу N А75-6516/2009 (определением ВАС РФ от 12.07.2010 N ВАС-8771/10 в передаче в Президиум ВАС РФ данного дела для пересмотра в порядке надзора было отказано). К сожалению, п. 3 ст.
Отсюда следует, что договор подряда считается прекращенным по истечении предусмотренного в нем конечного срока выполнения работы (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 13.02.2002 № 7223/98, ФАС Уральского округа от 23.12.2010 № Ф09-10272/10-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.04.2001 № А19-12505/00-35-Ф02-814/01-С2, ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2010 по делу № А56-32219/2008 и от 28.08.2008 № А56-9516/2005 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 24.04.2009 № 15523/08; в передаче последнего дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано)).К этой точке зрения примыкает позиция, высказанная в п. 2 письма ВАС РФ от 10.08.1994 № С1-7/ОП-555, изданного еще до вступления в силу части первой ГК РФ.

Инфо

При этом ФАС Центрального округа в постановлении от 02.08.2012 N Ф10-2675/12 дополнительно отметил, что нормы Закона N 94-ФЗ также не предусматривают право государственного заказчика требовать от поставщика исполнения обязательств по государственному контракту в натуре после истечения срока действия договора. По нашему мнению вторая позиция представляется более обоснованной нормами закона. Однако, как видим, во-первых, практика по данному вопросу не единообразна.


Во-вторых, заметим, что в любом случае решение вопроса зависит от содержания договора — сочтет ли суд, что они требуют от поставщика исполнения обязанностей по поставке после окончания срока действия договора, или нет. Соответственно, решение по конкретному делу будет зависеть от позиции арбитражного суда и его оценки содержания конкретного контракта.

Внимание

Закона № 94-ФЗ, обязательственные правоотношения между заказчиком и исполнителем основываются на принципах возмездности, эквивалентности (установленной договором) суммы оплаты объему оказанных услуг. Поэтому, учитывая, что цена по контракту определяется за весь объем услуг, уплата полной цены за услуги, оказанные не в полном объеме, должна рассматриваться как неосновательное обогащение исполнителя (ст. 1102 ГК РФ).Соответственно, если услуги оказаны в меньшем объеме, чем определен контрактом, оплата должна быть произведена в размере, пропорциональном объему фактически оказанных услуг. Однако одновременно следует учитывать, что в соответствии с положениями п.


2 ст.
В нем говорится: если работа окончательно не выполнена подрядчиком в установленный договором срок, а заказчик не утратил интерес к ее выполнению данным подрядчиком, договор действует до окончательного выполнения всей работы. Если же интерес заказчика утрачен и он после истечения срока выполнения работы предъявляет подрядчику требование о возмещении понесенных им убытков, вызванных этим нарушением, то договор подряда следует считать прекращенным. Данная позиция принимается некоторыми арбитражными судами и в настоящее время (смотрите, например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2011 № А60-40968/2010).
На наш взгляд, эта позиция не противоречит п. 3 ст. 425 ГК РФ при ее толковании со второй точки зрения.
Также и ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Такое же мнение высказано и в письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 N Д28и-1331 «Об определении начальной (максимальной) цены контракта, если объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг определить невозможно и оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта».
Закона № 94-ФЗ.Таким образом, к контракту применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено самим Законом № 94-ФЗ.В связи с этим следует учитывать, что возможность расторжения договора, то есть прекращения обязательств, вытекающих из него (п. 2 ст. 453 ГК РФ), установлена только в отношении фактически действующего договора. Расторгать договор, если он уже прекратил действие, бессмысленно (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.2010 по делу № А75-6516/2009 (определением ВАС РФ от 12.07.2010 № ВАС-8771/10 в передаче в Президиум ВАС РФ данного дела для пересмотра в порядке надзора было отказано)).Поскольку Законом № 94-ФЗ никаких особых условий относительно срока действия контракта и вытекающих из него обязательств не установлено, необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ.Согласно п. 1 ст.

Вопрос:

Заключили договор по п. 4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд » на поставку продуктов питания на сумму 65 тыс. руб. Договор исполнен на сумму 63 тыс. руб., подписан акт приема передачи продуктов на сумму 63 тыс. руб. без претензий. Ревизор - сотрудник вышестоящего учреждения - указывает на отсутствие соглашения о расторжении договора.

Если договор исполнен на меньшую сумму заключенного договора, необходимо ли соглашение о расторжении договора или соглашение об изменении договора? Каким законом это предусмотрено?

Ответ:

Учитывая требования ст. 34 и 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), изменение (уменьшение) цены контракта осуществляется по соглашению сторон путем снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта или путем подписания сторонами контракта соглашения о его расторжении.

Обоснование:

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ , контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой , окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт , за исключением случаев, в которых, в соответствии с настоящим Федеральным законом, извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ прямо урегулировано, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта , а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и

Таким образом, изменение (увеличение или уменьшение) цены контракта в период его заключения или исполнения возможны только в случаях, прямо предусмотренных нормами ст. 34 и 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.

Обращаю Ваше внимание, что снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объемов выполнения работ или услуг и иных условий контракта, при условии что такая возможность была предусмотрена документацией о закупках и контрактом, установлена пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ .

Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ , расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РФ , другими законами или договором.

В соответствии ст. 453 Гражданского кодекса РФ , при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, при этом в расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения.

Суммируя изложенное, учитывая требования ст. 34 и 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, изменение (уменьшение) цены контракта осуществляется по соглашению сторон путем снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта или путем подписания сторонами контракта соглашения о его расторжении.

Эксперт проекта
«Государственные и муниципальные закупки»
Группы компаний «Браво Софт», г. Н. Новгород
Золотарев Максим Валерьевич

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 допускается изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг с приемкой после 01.01.2019, если увеличенный НДС не предусмотрен контрактом (ст. 112 данного Закона).

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

А) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

Б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

В) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;

8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой , утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" пунктом 47 части 1 статьи 93

подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджетное учреждение заключило контракт на поставку электрической энергии на сумму 81900,00 рублей в том числе за счет средств бюджета СО 56788,12 рублей (выплата произведена полностью), за счет средств полученных от приносящей доход деятельности 25111,88 рублей (выплата произведена в размере 16921,82) остаток денежных средств по состоянию на 18 декабря 2017 года составляет 25111,88 рублей. Среднемесячный акт выполненных работ составляет от 7-8 тысяч рублей. Исходя из вышесказанного получается, что выплаты предусмотренные государственным контрактом будут исполнены на меньшую сумму. Каким образом отразить в отчете по исполнению контракта, то что контракт исполнен не на всю запланированную контрактом сумму? Возможно ли неполное исполнение контракта по сумме?

Ответ

Да, возможно не полное исполнение контракта.

Если контракт исполнен на меньшую сумму, то заключите доп.соглашение об изменении цены контракта. Изменить цену контракта можно только в пределах 10%. Возможность изменения цены должна быть прописана в контракте.

Если цена изменяется более чем на 10%, то заключите соглашение о расторжении контракта. Так поступают, если у заказчика пропала необходимость в товаре (работе, услуге), который по окончании срока действия контракта еще не поставили (письмо Минэкономразвития России от 1 декабря 2015 № Д28и-3552)

При размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС укажите информацию о том, что контракт изменили или расторгли в ходе исполнения.

Обоснование

Нужно ли заключать дополнительное соглашение, когда меняете цену контракта. Фактические расходы по контракту оказалась меньше его первоначальной цены

Да, нужно. Когда меняете условия контракта, оформите допосоглашение в той же форме, что и сам контракт – письменно.*

Цена контракта по Закону № 44-ФЗ – всегда твердая. Заказчик меняет ее только в нескольких случаях. Читайте о них в таблице. Одно из таких исключений – заказчик снижает цену, а остальные условия, в частности количество товара, работы и услуги, остаются прежними. Чтобы так поступить, заказчик обязательно получает согласие поставщика. Такой порядок установлен частью 2 статьи 34, подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минэкономразвития России от 9 июня 2011 № Д28-64, Минфина России от 24 октября 2017 № 24-03-08/69599.

Итак, заказчик согласовал с поставщиком условие о новой цене – заключите дополнительное соглашение. Контракт – это гражданско-правовой договор. А Гражданский кодекс РФ указывает, что стороныменяют условия гражданско-правового договора допосглашением в той же форме, что и сам договор. Контракты по Закону № 44-ФЗ заключают в письменной форме. А значит и для допсоглашений форма – письменная.

Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 161, пункте 1 статьи 452, статьях 525–534 Гражданского кодекса РФ, пунктах 3, 8 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

Снизили затраты на оплату контракта – сэкономили средства учреждения. Для казенных – ЛБО, для бюджетных – плановые назначения. Расскажем, как поступить с этими деньгами.

Казенные учреждения экономию лимитов бюджетных обязательств расходуют так. Посмотрите бюджетную смету. Если детализация в смете по виду расходов в целом, самостоятельно перераспределите экономию для покрытия других затрат в пределах данного кода. Если же виды расходов в смете детализировали по конкретным направлениям, то расходуйте деньги после того, как измените бюджетную смету или в пределах допустимых показателей.

Такой вывод следует из статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, пункта 11 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н.

Бюджетные учреждения расходуют высвободившиеся деньги по плану ФХД. Как его изменить, читайте в рекомендации.

Как исполнить контракт, провести экспертизу и отчитаться об исполнении

Отчет об исполнении контракта

Поставщик исполнил контракт – разместите в ЕИС отчет. Исключение – только контракты с единственным поставщиком:

 до 100 000 и 400 000 руб.;

 на работы по сбору и обработке первичных статистических данных;

 на покупку библиотеками, научными и образовательными учреждениями доступа к специализированным базам данных;

 на товары, работы и услуги для оперативно-разыскной деятельности.

По этим контрактам отчет не составляйте.

Форма и порядок подготовки и размещения отчета утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 № 1093.

А когда размещать отчет по контракту, в котором выделены этапы? Делайте это после того, как поставщик исполнит каждый этап. Причем формируйте отчет о результатах исполнения отдельного этапа нарастающим итогом с начала года. Делайте это одним из двух способов:

 создавайте новый отчет при исполнении каждого этапа контракта;

 вносите изменения в ранее размещенный отчет, то есть редактируйте первый.

Бывает, что в условиях контракта этапы не предусмотрены, но приемка и оплата проходят ежемесячно, ежеквартально или с другой периодичностью. В этом случае проводите экспертизу и размещайтеотчет о том, что этап исполнили, тоже ежемесячно, ежеквартально и т. д. Для субъектов естественных монополий, поставщиков электроэнергии, тепло- и водоснабжения особенностей нет. Например, если вы оплачиваете водоснабжение ежемесячно на основании накладной, то и отчет об этом размещайте каждый месяц.

Об этом сказано в части 9 статьи 94 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ, пункте 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 № 1093, письмах Казначейства России от 30 мая 2014 № 42-5.7-09/5, Минэкономразвития России от 14 сентября 2016 № Д28и-2371, от 21 января 2016 № Д28и-92, от 31 августа 2015 № Д28и-2474, от 3 августа 2015 № Д28и-2286.

Разместите отчет в течение семи рабочих дней после того, как:

 заказчик оплатил свои обязательства и подписал документы о приемке;

 вступило в силу соглашение, решение заказчика или суда о том, что контракт расторгли.

В отчет включите информацию о том, что:

 контракт или этап контракта исполнили;

 промежуточные и окончательные сроки исполнения контракта не нарушили;

 поставщик или заказчик не исполнил контракт или исполнил ненадлежащим образом. Укажите допущенные нарушения и санкции, которые применили;

 изменили или расторгли контракт в ходе исполнения.*

К отчету приложите документы, которые подтверждают факт исполнения контракта или его этапа, – документы о приемке. А также приложите экспертное заключение. Но только если экспертизу поконтракту проводит сторонний эксперт или экспертная организация.

Прикладывать к отчету документы о том, что заказчик начислил неустойку по контракту, а поставщик – уплатил, не нужно. Однако в графе 6 раздела IV отчета укажите реквизиты этих документов.

Об этом сказано в частях 9, 10 статьи 94 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ, письме Минфина России от 7 июля 2014 № 02-02-06/32616.

Как расторгнуть контракт

Как расторгнуть контракт по соглашению сторон

Расторгнуть контракт по соглашению сторон можно, если и заказчик, и поставщик (подрядчик, исполнитель) согласны на это (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Причинами могут быть, например:*

 недофинансирование заказчика и, как следствие, его неспособность оплатить товар;

 невозможность контрагента исполнить контракт в установленный срок;

 у заказчика пропала необходимость в товаре (работе, услуге), который по окончании срока действия контракта еще не поставили (письмо Минэкономразвития России от 1 декабря 2015 № Д28и-3552)*.

Однако причина, из-за которой стороны решили расторгнуть контракт, как правило, значения не имеет (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 марта 2009 № А63-3745/2008-С2-26).

Совет: заказчику лучше не злоупотреблять расторжением контрактов без объективной необходимости. Ведь в рамках госзакупок контроль за исполнением контрактов носит строгий характер. И если заказчик часто расторгает контракты без причины (пусть даже и по соглашению сторон), это может быть расценено проверяющими как попытки заключить контракт со «своим» поставщиком, и будет признано нарушением.

Расторжение контракта по взаимному согласию – самый безболезненный способ для сторон, так как:

 заказчик не вносит сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ);

 в дальнейшем стороны будут не вправе подать в суд требование о возмещении убытков, оспорить необоснованное расторжение контракта (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2008 № А56-3868/2008).

В каком порядке расторгать контракт по соглашению сторон

Если вы хотите расторгнуть контракт по соглашению сторон, действуйте в следующем порядке.

1. Прежде всего уведомите об этом контрагента. Для этого направьте ему предложение о расторжении в письменной форме (например, заказным или ценным письмом). В дальнейшем это может пригодиться, если контрагент откажется от расторжения контракта или вообще не ответит на предложение. В таком случае для расторжения контракта заказчик сможет обратиться в суд (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

2. Если контрагент согласен расторгнуть контракт, составьте соглашение об этом (п. 1 ст. 452 ГК РФ). В нем пропишите порядок действия сторон, связанных с прекращением исполнения обязательств поконтракту. В частности, стоит включить в соглашение информацию:

 момент прекращения обязательств. Это нужно для того, чтобы контракт был расторгнут с определенной даты. Если условие не установлено, то моментом расторжения контракта будет считаться дата подписания соглашения (п. 3 ст. 453 ГК РФ);

 действия сторон по поставленному контрагентом товару (произведенной работе, исполненной услуге) и оплате, произведенной заказчиком до расторжения. По общему правилу стороны не вправе требовать возврата того, что было исполнено по договору до момента его расторжения (п. 4 ст. 453 ГК РФ). Поэтому, составляя соглашения, оцените, выгодно ли включать в них эти положения. Так, о возврате можно договориться, если товар был поставлен плохого качества, контрагент признает это и согласен забрать его и вернуть деньги.

Поставщик может не подписать соглашение о расторжении. Но в то же время своими действиями начнет выполнять указанные в нем условия (например, вернуть оплату на счет, прекратить оказание услуги и др.). В таком случае суд может признать контракт расторгнутым по соглашению сторон на основании пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ. Такую позицию подтверждает судебная практика, например постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2013 № 05АП-9458/2013 по делу № А24-768/2013, ФАС Уральского округа от 27 июля 2006 № Ф09-6540/06-С3 по делу № А60-25459/05-С4.

Если контрагент все-таки не подпишет соглашение о расторжении и будет выполнять обязательства по контракту дальше, то вы можете обратиться в суд или расторгнуть контракт в одностороннем порядке.