Регистры провоцирующие ориентировочную реакцию. Ориентировочная реакция

Ориентир о вочная ре а кция (рефлекс "Что такое?", по И. П. Павлову), комплекс сдвигов в разных системах организма животного или человека, вызываемый любым неожиданным изменением ситуации и обусловленный особой активностью центральной нервной системы. Изменения в деятельности центральной и вегетативной нервной системы при О. р. направлены на мобилизацию анализаторных и двигательных систем организма, что способствует быстрой и точной оценке новой ситуации и выработке оптимального аппарата управления новым неавтоматизированным действием. Одновременно происходят угнетение предыдущей деятельности и поворот головы (ушей, глаз) в сторону раздражителя. О. р. сопровождается повышением в крови уровня адреналина, изменением электрического потенциала кожи (кожно-гальванический рефлекс), реакцией активации (в виде десинхронизации медленной электрической активности коры больших полушарий головного мозга) и рядом др. явлений, характеризующих подготовку организма к действиям в новой ситуации. Функции, не участвующие в таких действиях (например, пищеварение), затормаживаются. Если изменение ситуации сопровождается безусловным раздражением, т. е. подкрепляется им, то на основе О. р. может выработаться условный рефлекс; индифферентный раздражитель становится существенным, значимым для организма. Если новый раздражитель оказался для организма незначимым, повторное его применение ведёт к "привыканию" и О. р. угасает.

О. р. играет важную роль в организации высшей нервной деятельностиживотных и человека. По современным представлениям, в основе О. р. лежат активирующие влияния на высшие отделы центральной нервной системы со стороны ретикулярной формации. При этом существенно повышается уровень возбудимости соответствующих зон коры головного мозга, что создаёт благоприятные условия для образования условнорефлекторной цепи в коре. У человека О. р. участвует в актах различной степени сложности - от реакции на любой новый агент до сложнейшей умственной работы, когда, столкнувшись с неожиданным фактом или мыслью, человек сосредоточивается, мобилизуется для их осмысливания. В основе возникающего при этом внимания лежит О. р., предстающая, по В. М. Бехтереву, в виде "рефлекса сосредоточения". Роль О. р. в психической деятельности человека более полно раскрывается при её нарушении, например при шизофрении. Выпадение важного свойства О. р. - его угасания при повторении раздражений - значительно уменьшает возможность приспособления к новым условиям. В др. случаях наличие лишь тормозящего компонента О. р. при отсутствии её исследовательской формы парализует возможность анализа новой ситуации и адекватной реакции на неё

24 вопрос. психофизиология речевых процессов. Внутренняя речь. Не речевые коммуникации.

Что такое речь - психический процесс; язык - средство, инструмент, который помогает реализовывать речь. Она имеет разные формы - устная, письменная, внутренняя и внешняя

Речь - сложная форма псих деятельности, свойственная человеку, посредством которого происходит общение с использованием языка.

Центр речевых ф-ций находится там же где и слуховой - в височной доле.

Если отрезать, повредить лобные доли(лоботомия) - человек превращался в овощ. У него портился центр регуляции всех центров речи, мышления, восприятия, распознования.

Но за речь отвечают разные участки височных долей.

Центром речевой ф-ции является кора височных долей больших полушарий. В которой происходит 2 взаимосвязанных процесса - кодирование(формаирование речевого сообщения) и декодирование (понимание речевого сообщения). Именно в височной доле слух восприяние декодируется, и мы понимаем звуки, которые складываются в фонемы, слова в предложения, мы их можем обработать, закодировать и передать при помощи звуков.

И вот между ними есть обоюдные стрелочки, которые помогают увидеть, что сам процесс речи может идти в двух направлениях и переходить один в другой. А может быть с точностью до наооборот, принимаем уструю, или письменну, она идёт во внутреннюю речь, декодирование проходит и понимается.

И вот если есть незнакомый язык, которым мы не владеем, то процесс не пройдёт.

Если мы этим языком владеем плохо, то могут понадобиться дополнительные инструменты - жестикуляция, мимика, движения головы и т. д. (эмоциональная речь)

  • 1.4.5. Системный подход к решению психофизиологической проблемы
  • Глава 2. Методы психофизиологии
  • 2.1. Методы изучения работы головного мозга
  • 2.1.1. Электроэнцефалография
  • 2.1.2. Вызванные потенциалы головного мозга
  • 2.1.3. Топографическое картирование электрической активности мозга
  • 2.1.4. Компьютерная томография
  • 2.1.5. Нейронная активность
  • 2.1.6. Методы воздействия на мозг
  • 2.2. Электрическая активность кожи
  • 2.3. Показатели работы сердечно-сосудистой системы
  • 2.4. Показатели активности мышечной системы
  • 2.5. Показатели активности дыхательной системы (пневмография)
  • 2.6. Реакции глаз
  • 2.7. Детектор лжи
  • 2.8. Выбор методик и показателей
  • Заключение
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIi. Психофизиология функциональных состояний и эмоций Глава. 3. Психофизиология функциональных состояний
  • 3.1. Проблемы определения функциональных состояний
  • 3.1.1. Разные подходы к определению фс
  • 3.1.2. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования
  • Основные различия в эффектах активации ствола мозга и таламуса
  • 3.1.3. Методы диагностики функциональных состояний
  • Эффекты действия симпатической и парасимпатической систем
  • 3.2. Психофизиология сна
  • 3.2.1. Физиологические особенности сна
  • 3.2.2. Теории сна
  • 3.3. Психофизиология стресса
  • 3.3.1. Условия возникновения стресса
  • 3.3.2. Общий адаптационный синдром
  • 3.4. Боль и ее физиологические механизмы
  • 3.5. Обратная связь в регуляции функциональных состояний
  • 3.5.1. Виды искусственной обратной связи в психофизиологии
  • 3.5.2. Значение обратной связи в организации поведения
  • Глава 4. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
  • 4.1. Психофизиология потребностей
  • 4.1.1. Определение и классификация потребностей
  • 4.1.2. Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
  • 4.2. Мотивация как фактор организации поведения
  • 4.3. Психофизиология эмоций
  • 4.3.1. Морфофункциональный субстрат эмоций
  • 4.3.2. Теории эмоций
  • 4.3.3. Методы изучения и диагностики эмоций
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIii. Психофизиология познавательной сферы Глава 5. Психофизиология восприятия
  • 5.1. Кодирование информации в нервной системе
  • 5.2. Нейронные модели восприятия
  • 5.3. Электроэнцефалографические исследования восприятия
  • 5.4. Топографические аспекты восприятия
  • Различия между полушариями при зрительном восприятии (л.ИЛеушина и др., 1982)
  • Глава 6. Психофизиология внимания
  • 6.1. Ориентировочная реакция
  • 6.2. Нейрофизиологические механизмы внимания
  • 6.3. Методы изучения и диагностики внимания
  • Глава 7. Психофизиология памяти
  • 7.1. Классификация видов памяти
  • 7.1.1. Элементарные виды памяти и научения
  • 7.1.2. Специфические виды памяти
  • 7.1.3. Временная организация памяти
  • 7.1.4. Механизмы запечатления
  • 7.2. Физиологические теории памяти
  • 7.3. Биохимические исследования памяти
  • Глава 8. Психофизиология речевых процессов
  • 8.1. Неречевые формы коммуникации
  • 8.2. Речь как система сигналов
  • 8.3. Периферические системы обеспечения речи
  • 8.4. Мозговые центры речи
  • 8.5. Речь и межполушарная асимметрия
  • 8.6. Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе
  • 8.7. Электрофизиологические корреляты речевых процессов
  • Глава 9. Психофизиология мыслительной деятельности
  • 9.1. Электрофизиологические корреляты мышления
  • 9.1.1. Нейронные корреляты мышления
  • 9.1.2. Электроэнцефалографические корреляты мышления
  • 9.2. Психофизиологические аспекты принятия решения
  • 9.3. Психофизиологический подход к интеллекту
  • Глава 10. Сознание как психофизиологический феномен
  • 10.1. Психофизиологический подход к определению сознания
  • 10.2. Физиологические условия осознания раздражителей
  • 10.3. Мозговые центры и сознание
  • 10.4. Измененные состояния сознания
  • 10.5. Информационный подход к проблеме сознания
  • Глава 11. Психофизиология двигательной активности
  • 11.1. Строение двигательной системы
  • 11.2. Классификация движений
  • 11.3. Функциональная организация произвольного движения
  • 11.4. Электрофизиологические корреляты организации движения
  • 11.5. Комплекс потенциалов мозга, связанных с движениями
  • 11.6. Нейронная активность
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIy. Возрастная психофизиология Глава 12. Основные понятия, представления и проблемы
  • 12.1. Общее понятие о созревании
  • 12.1.1. Критерии созревания
  • 12.1.2. Возрастная норма
  • 12.1.3. Проблема периодизации развития
  • 12.1.4. Преемственность процессов созревания
  • 12.2. Пластичность и сензитивность цнс в онтогенезе
  • 12.2.1. Эффекты обогащения и обеднения среды
  • 12.2.2. Критические и сензитивные периоды развития
  • Глава13. Основные методы и направления исследований
  • 13.1. Оценка эффектов возраста
  • 13.2. Электрофизиологические методы исследования динамики психического развития
  • 13.2.1. Изменения электроэнцефалограммы в онтогенезе
  • 13.2.2. Возрастные изменения вызванных потенциалов
  • 13.3. Реакции глаз как метод изучения познавательной активности в раннем онтогенезе
  • 13.4. Основные типы эмпирических исследований в возрастной психофизиологии
  • Глава 14. Созревание головного мозга и психическое развитие
  • 14.1. Созревание нервной системы в эмбриогензе
  • 14.2. Созревание основных блоков головного мозга в постнаталыюм онтогенезе
  • 14.2.1.Эволюционный подход к анализу созревания головного мозга
  • 14.2.2. Кортиколизация функций в онтогенезе
  • 14.2.3. Латерализация функций в онтогенезе
  • 14.3. Созревание мозга как условие психического развития
  • Глава 15. Старение организма и психическая инволюция
  • 15.1. Биологический возраст и старение
  • 15.2. Изменение организма при старении
  • 15.3. Теории старения
  • 15.4. Витаукт
  • Рекомендуемая литература
  • Цитированная литература
  • Содержание
  • Различия между полушариями при зрительном восприятии (л.ИЛеушина и др., 1982)

    В целом, следует заключить, что правое «пространственное» и левое «временное» полушария обладают своими специфическими способностями, позволяющими им вносить важный вклад в большинство видов когнитивной деятельности. По-видимому, у левого больше возможностей во временной и слуховой сферах, а у правого в пространственной и зрительной. Эти особенности, вероятно, помогают левому полушарию лучше отмечать и обособлять детали, которые могут быть четко охарактеризованы и расположены во временной последовательности. В свою очередь единовременность восприятия пространственных форм и признаков правым полушарием, возможно, способствует поиску интегративных отношений и схватыванию общих конфигураций. Если такая интерпретация верна, то, по-видимому, каждое полушарие перерабатывает одни и те же сигналы по-своему и преобразует сенсорные стимулы в соответствии со специфичной для себя стратегией их представления.

    Глава 6. Психофизиология внимания

    В психологии внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивает более эффективное восприятие информации. В общем плане выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное (избирательное, селективное). Оба вида внимания имеют разные функции, по-разному формируются в онтогенезе, и в их основе лежат различные физиологические механизмы.

    6.1. Ориентировочная реакция

    Ориентировочная реакция (ОР) впервые была описана И.П. Павловым как двигательная реакция животного на новый внезапно появляющийся раздражитель. Она включала поворот головы и глаз в сторону раздражителя и обязательно сопровождалась торможением текущей условно-рефлекторной деятельности. Другая особенность ОР заключалась в угашении всех ее поведенческих проявлений при повторении стимула. Угасшая ОР легко восстанавливалась при малейшем изменении обстановки.

    Физиологические показатели ОР. Использование полиграфической регистрации показало, что ОР вызывает не только поведенческие проявления, но и целый спектр вегетативных изменений. Отражением этих генерализованных изменений являются различные компоненты ОР: двигательный (мышечный), сердечный, дыхательный, кожно-гальванический, сосудистый, зрачковый, сенсорный и электроэнцефалографический (см. главу 2). Как правило, при предъявлении нового стимула повышается мышечный тонус, изменяется частота дыхания, пульса, возрастает электрическая активность кожи, расширяются зрачки, снижаются сенсорные пороги. В электроэнцефалограмме в начале ориентировочной реакции возникает генерализованная активация, которая проявляется в блокаде (подавлении) альфа-ритма и смене его высокочастотной активностью. Одновременно с этим возникает возможность объединения и синхронной работы нервных клеток не по принципу их пространственной близости, а по функциональному принципу. Благодаря всем этим изменениям возникает особое состояние мобилизационной готовности организма.

    Чаще других в экспериментах, направленных на изучение ОР, используют показатели кожно-гальванической реакции (КГР). Она обладает особой чувствительностью к новизне стимула, модально неспецифична, т.е. не зависит от того, какой именно стимул вызывает ОР. Кроме того, КГР быстро угасает, даже если ОР вызвана болевым раздражителем. Однако КГР тесно связана с эмоциональной сферой, поэтому использование КГР при изучении ОР требует четкого разделения собственно ориентировочного и эмоционального компонентов реагирования на новый стимул.

    Нервная модель стимула. Механизм возникновения и угашения ОР получил толкование в концепции нервной модели стимула, предложенной Е.Н. Соколовым (1958). Согласно этой концепции в результате повторения стимула в нервной системе формируется «модель», определенная конфигурация следа, в которой фиксируются все параметры стимула. Ориентировочная реакция возникает в тех случаях, когда обнаруживается рассогласование между действующим стимулом и сформированным следом, т.е. «нервной моделью». Если действующий стимул и нервный след, оставленный предшествующим раздражителем, идентичны, то ОР не возникает. Если же они не совпадают, то ориентировочная реакция возникает и оказывается до известной степени тем сильнее, чем больше различаются предшествующий и новый раздражители. Поскольку ОР возникает в результате рассогласования афферентного раздражения с «нервной моделью» ожидаемого стимула, очевидно, что ОР будет длиться до тех пор, пока существует эта разница.

    В соответствии с этой концепцией ОР должна фиксироваться при любом сколько-нибудь ощутимом расхождении между двумя последовательно предъявляемыми стимулами. Имеются, однако, многочисленные факты, которые свидетельствуют о том, что ОР далеко не всегда обязательно возникает при изменении параметров стимула.

    Значимость стимула. Ориентировочный рефлекс связан с адаптацией организма к меняющимся условиям среды, поэтому для него справедлив «закон силы». Иначе говоря, чем больше изменяется стимул (например, его интенсивность или степень новизны), тем значительнее ответная реакция. Однако не меньшую, а нередко и большую реакцию могут вызвать ничтожные изменения ситуации, если они прямо адресованы к основным потребностям человека.

    Кажется, что более значимый и, следовательно, в чем-то уже знакомый человеку стимул должен при прочих равных условиях вызывать меньшую ОР, чем абсолютно новый. Факты, однако, говорят о другом. Значимость стимула нередко имеет решающее значение для возникновения ОР. Высоко значимый стимул может вызвать мощную ориентировочную реакцию, имея небольшую физическую интенсивность.

    По некоторым представлениям факторы, провоцирующие ОР, можно упорядочить, выделив 4 уровня или регистра: стимульный, регистр новизны, регистр интенсивности и регистр значимости. Первый уровень оценки проходят практически все стимулы, второй и третий регистры работают параллельно. Пройдя любой из этих двух регистров, стимул поступает в последний и там оценивается его значимость. Только после этого завершающего акта оценивания развивается весь комплекс ориентировочной реакции (Кочубей, 1990).

    Таким образом, ОР возникает не на любой новый стимул, а только на такой, который предварительно оценивается как биологически значимый. Иначе мы переживали бы ОР ежесекундно, так как новые раздражители действуют на нас постоянно. Оценивая ОР, следовательно, надо учитывать не формальное количество информации, содержащейся в стимуле, а количество семантической, значимой информации.

    Существенно и другое: восприятие значимого стимула нередко сопровождается формированием ответной адекватной реакции. Присутствие моторных компонентов свидетельствует о том, что ОР представляет собой единство воспринимающих и исполнительных механизмов. Таким образом, ОР, традиционно рассматриваемая как реакция на новый раздражитель, представляет частный случай ориентировочной деятельности, которая понимается как организация новых видов деятельности, формирование активности в изменившихся условиях среды.

    Вслед за И.П.Павловым ориентировочный рефлекс часто называют рефлексом «что такое?». Этот рефлекс представляет собой комплексную реакцию (на уровнях моторики, вегетатики и активности ЦНС) психики на стимулы, воспринимаемые как новые, неизвестные.

    Действительно, значимость неизвестного стимула потенциально может оказаться высокой, поэтому организму нужно «перестраховаться» и отнестись к незнакомому раздражителю с предельным вниманием.

    Согласно принятой модели, образ (параметры) вновь воспринятого стимула сравнивается (на всех уровнях высшей нервной деятельности) с имеющимся в психике «следом». В случае наличия рассогласования между стимулом и «следом», возникает ориентировочная реакция.

    На полиграмме такая реакция проявляется в изменении динамики всех основных параметров: КГР, плетизмограммы, дыхания.

    По мере «привыкания» организма к стимулу, ориентировочная реакция угасает. Важно, что новизна стимула является «фонозависимой»: стимул, воспринимаемый как знакомый, в новых условиях, на фоне новой ситуации, может вновь характеризоваться как новый.

    Ориентировочная реакция (точнее, ее начало – «настройка») является неспецифической: разные новые стимулы вызывают одни и те же изменения в организме, которые мы можем наблюдать на полиграмме. Затем разворачивается дифференцированный анализ стимула, связанный со специфичной активацией различных участков ЦНС.

    В тех случаях, когда стимул, с которым «познакомился» организм, оказывается значимым и отрицательно валентным, на смену ориентировочной реакции приходит реакция оборонительная (защитная), формирующаяся на основе безусловного оборонительного рефлекса.

    Безусловный оборонительный рефлекс также является многокомпонентной реакцией, и его проявления на полиграмме сходны с проявлениями ориентировочной реакции. Однако оборонительные условные реакции являются специфическими (вследствие специфичности стимулов, их провоцирующих), поэтому можно предположить, что у нас есть возможность различать ориентировочные и оборонительные реакции.

    Вернемся к рассмотрению . Напомним, что мы не осветили эксперименты, направленные на выяснение качественных различий в реакциях на различные стимулы.

    В первых опытах все стимулы сопровождаются ориентировочными (неспецифическими) реакциями. Через 10-20 предъявлений стимула ориентировочная реакция на него полностью угасает. Теперь, если один из стимулов (в эксперименте Лурия и Виноградовой – стимул «скрипка») будет подкрепляться ударом током, у испытуемого разовьется оборонительная (специфическая) реакция на него.

    О.С.Виноградовой и Е.Н.Соколовым было установлено, что ориентировочные и оборонительные реакции по-разному проявляются в реакциях сосудов руки и головы. Если сосуды руки в реакциях обоих видов сужаются, то сосуды головы сужаются в оборонительной реакции (на болевой стимул) и расширяются в ориентировочной.

    Указанное явление позволило Лурия и Виноградовой увидеть, что ядро значимого семантического поля «скрипка» вызывало именно оборонительные реакции; стимулы, входящие в периферию поля, стали сопровождаться ориентировочными реакциями; нейтральные стимулы реакциями не сопровождались.

    Продолжение опытов приводило к уже описанному явлению: значимое поле «сужалось», периферийные стимулы становились нейтральными, компоненты ядра – переходили на периферию поля. Соответственно изменялся и характер реакций на стимулы.

    Таким образом, наблюдая реакцию по типу оборонительной, мы можем предполагать высокую значимость вызывающих ее стимулов. С ориентировочной реакцией дело обстоит сложнее: она может быть вызвана как новизной стимула, так и новизной контекста (ситуации) в которой стимул предъявляется, и, кроме того, может свидетельствовать о некоторой средней (промежуточной между высокой и нулевой) значимости стимула.

    Заметим, что дрейф стимула из поля личностных смыслов в поле значений сознания испытуемого означает уменьшение значимости этого стимула. Вместе с тем, ускорение такого перемещения определяется значимостью стимула: угасание реакции на значимый стимул происходит медленнее. Следовательно, отслеживая миграцию стимула между областями сознания проверяемого посредством анализа соответствующих ей изменений интенсивности и характера реакций (ориентировочные или оборонительные), мы имеем возможность оценивать как «относительную», так и «абсолютную» ситуационную значимость стимулов теста. Изменяющийся от предъявления к предъявлению характер реакций на данный стимул, связываемый с понятием лабильности симптомокомплекса, определяется, по-видимому, преимущественно названной миграцией стимулов по оси значимости (близости к центру поля личностных смыслов).

    Для полиграфолога более комфортной ситуацией будет, пожалуй, та, в которой значимость стимула можно будет определять только лишь по интенсивности реакции (количественный показатель), а не по ее качеству. Возвращаясь к факторам развития реакций по типу ориентировочных (новизна стимула, новизна контекста, средний уровень значимости стимула), следует указать на пути купирования таких реакций.

    Очевидно, что ориентировочные реакции угасают со временем (с количеством предъявлений). Это, кстати говоря, еще один аргумент в пользу тезиса о необходимости изучать реакции испытуемого в динамике, на протяжении нескольких предъявлений одного и того же теста. Первые ориентировочные реакции в ответ на стимулы развиваются у проверяемого уже в предтестовой беседе. Обстоятельное обсуждение тематики вопросов и их конкретных формулировок до начала тестирования является одним из основных путей минимизации ориентировочных реакций во время записи полиграммы.

    Возможность купирования ориентировочных реакций предоставляется нам также через управление контекстом, в котором будут предъявляться стимулы. Здесь главными приемами являются использование общих контрольных вопросов (в нашей терминологии – контрольных релевантных) и служебных тестов, построенных вокруг таких вопросов (ТОКВ). Контрольные релевантные вопросы (например, «Вы намерены солгать, отвечая на вопросы этого теста?»), с одной стороны, принимают на себя первые ориентировочные реакции, и, с другой стороны, помещают следующие за ними стимулы в нужный контекст. При этом, кроме всего прочего, происходит дополнительная актуализация динамических личностных смыслов проверяемого, т.к. общий контрольный вопрос отсылает «правдивого» проверяемого к контрольным вопросам, а «виновного» – к релевантным. Это обеспечивается тем, что обращаясь даже к одному из стимулов семантического ряда (причем не обязательно к центральному), мы, тем самым, работаем со всем рядом как с единым целым.

    Еще один путь минимизации проявления ориентировочных реакций состоит в исключении из тестового ряда стимулов, которые тяготеют к периферийной области личностнозначимого семантического поля. Это – стимулы, которые, с одной стороны, не имеют непосредственного отношения к доминанте значимого поля, но, с другой стороны, не рассматриваются и как безоговорочно незначимые. (Примером таких стимулов могут быть вопросы, смысл которых не установлен четко: «Вы имеете какое-либо отношение к краже денег?» вместо «Вы совершили что-либо намеренно, чтобы деньги пропали?»).

    Если вы спокойно сидите в своей комнате, читая эту книгу, и вдруг проем окна чем-нибудь закроется, вы автоматически повернете голову, чтобы посмотреть, что произошло. В любом организме при встрече с новым или неожиданным раздражите­лем развивается ряд физиологических сдвигов, которые «насто­раживают» тело и подготавливают его к встрече с новой


    ситуацией (Lynn, 1966). Наиболее заметной и быстрой реакцией оказывается ориентация тела в направлении раздра­жителя. По этой причине ориентировочная реакция была названа рефлексом «что такое?» При этом понижаются сенсор­ные пороги, приостанавливается текущая физическая актив­ность и для подготовки к действию происходит усиление мы­шечного тонуса. Эту сложную реакцию сопровождает мно­жество физиологических изменений, в том числе увеличение частоты электрической активности мозга (ЭЭГ), сужение сосудов конечностей, различные изменения сердечного ритма (обычно урежение) и дыхания (обычно более глубокие, но более редкие вдохи), внезапная реакция потовых желез. Ориен­тировочный рефлекс был совершенно случайно открыт одним из учеников И. П. Павлова. Всякий раз, когда Павлов входил в комнату, чтобы понаблюдать за ходом текущего эксперимен­та со слюноотделением у собаки, животное всегда к нему пово­рачивалось, а слюноотделение при этом тормозилось (Lynn, 1966). Иными словами, у собаки была ориентировочная реак­ция. То, что поначалу выглядело как помеха, стало в свою очередь предметом изучения как важный феномен, интересный сам по себе. Механизмы ориентировочной реакции постепенно

    "стали ключевой темой русской психологии. По причинам исто­рического характера западные психологи начали изучать эту реакцию лишь сравнительно недавно.

    Соколов (цит. по Lynn, 1966) в своих исследованиях при­шел к выводу, что следует различать ориентировочную реакцию на новые раздражители и оборонительную реакцию на стимулы угрожающего характера. Американские психологи давно изу­чали реакцию, которая сходна с оборонительной и которую они называют реакцией «вздрагивания» (startle-reaction). Если над вашей головой выстрелит ружье, ваша реакция на это будет значительно более резкой, чем в случае, если за окном мелькнет тень. При реакции типа вздрагивания животное застывает, нападает или убегает. Физиологические реакции при этом обычно очень похожи на те, которые происходят при ориентировочной реакции (и в действительности оказываются их крайним выражением), но, по Соколову, их можно различать

    На основе характера кровотока в коже головы. Ориентиро­вочная реакция вызывает расширение артерий лба, тогда как оборонительная реакция сопровождается сужением этих со­судов (см. гл. 5).

    Если раздражитель повторяется много раз, ориентировоч­ная реакция на него постепенно ослабевает. Такое ослабление ответа называется привыканием. В случае оборонительной реакции также происходит привыкание, но более медленно. Предложен ряд моделей, описывающих физиологические изме-

    Глава 4

    Нения при привыкании (см Lynn, 1966; Groves, Thompson, 1970), но рассмотрение их не входит в задачи этой книги.

    В психофизиологических исследованиях скорость привы­кания часто используется как зависимый показатель. Испы­туемым предлагают, например, прослушивать серию тонов, которые подаются с правильными интервалами. Скорость привыкания будет измеряться числом тонов, которое надо подать, прежде чем исчезнет электрокожная реакция. С по­мощью этого метода было, в частности, показано, что у ши­зофреников привыкание происходит медленнее, чем у нормаль­ных людей (Zahn et al., 1968).

    В историческом плане интерес к ЭАК объясняется лег­костью ее измерения и демонстративностью ее проявления И в наши дни студент, попавший в психофизиологическую лабораторию, бывает так же поражен четкостью РПрК, как были поражены ее первые исследователи. Ведь перед нами реакция, которую мы видим невооруженным глазом и которая позволяет нам заглянуть в скрытый мир внутренних пережи­ваний.

    Мы видели, что ЭАК - это прежде всего результат актив­ности потовых желез, в основном тех, которые в первую оче­редь реагируют на психические раздражители. Далее, величина ЭАК примерно пропорциональна интенсивности внутреннего переживания. И наконец, разные показатели ЭАК дают раз­ные реакции в зависимости от характера раздражителя или внутреннего состояния испытуемого. УПрК и СРПрК не явля­ются взаимозаменяемыми показателями симпатической ак­тивации.

    Можно ожидать, что в ближайшие годы различия между этими показателями будут выяснены более точно. Не исключе­но, что мы, исходя из того, что эти различия имеют биологи­ческий смысл, сможем даже начать построение биологической классификации переживаний и форм поведения. Например, вместо того чтобы исходить из довольно расплывчатой кате­гории «эмоций» и задаваться вопросом, какой из показателей ЭАК отражает их появление, мы можем начать с того факта, что УПрК и СРПрК независимы, а затем составить каталог тех форм поведения и переживаний, которые вызывают изме­нения каждого из этих показателей. Когда будут выявлены различные ситуации, в которых возникают УПрК и СРПрК, мы сможем поставить вопрос: что общего между собой имеют эти ситуации? Таким путем мы приблизимся к созданию науки, которая будет действительно базироваться на понимании биологической природы человека.


    Сердечно-сосудистая система

    Если потовая железа может с первого взгляда показаться в биологическом отношении чем-то несущественным, то никому не придет в голову недооценивать важнейшую роль сердечно­сосудистой системы. Сердце в буквальном смысле поддержи­вает жизнь, обеспечивая непрерывную циркуляцию крови. Даже самые первые анатомы были уверены, что сердце - очень важный орган, они только не знали точно, что именно оно делает.

    История вопроса

    Древние египтяне считали, что сердце ответственно за эмоции. Даже во времена Аристотеля философы еще припи­сывали сердцу большую часть функций, которые, как мы теперь знаем, связаны с мозгом. Следы этого древнего убеждения до сих пор сохраняются в языке - например, мы говорим, что у кого-то «разбито сердце» или что человек делает что-нибудь «не от всего сердца».

    В средние века изучение сердца, как и всего остального, "приостановилось. Первый крупный шаг вперед по сравнению с античными знаниями был сделан в 1628 году, когда Уильям Гарвей пришел к убеждению, что кровь циркулирует по всему телу, причем в последовательных циклах кровообращения уча­ствует одна и та же кровь. Гарвей был так поражен своими наблюдениями, говорившими о сложности этой системы, что он попытался возродить представление древних о крови как вме­стилище души. Наука к этому не вернулась, однако искусные эксперименты и наблюдения Гарвея остаются впечатляющим примером научного метода.

    Спустя примерно 100 лет английский священник Стефен Хэйлс изобрел метод, позволявший измерять артериальное давление, т. е. силу, с которой сердце накачивает кровь. Ис­пользуя сложное устройство, сделанное из медных трубок и гусиной трахеи, он обнаружил, что у кобылы при перерезке артерии кровь бьет фонтаном высотой до восьми футов. Позже ученые вычислили, что при том же методе кровь челове­ка поднималась бы примерно на 5 футов. К счастью, впослед­ствии были придуманы другие, безвредные для организма спо­собы определения артериального давления.

    Глава 5


    Сердечно-сосудистая система

    Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо одним из пер­вых высказал мысль, что измерение артериального давления может оказаться полезным при изучении психических процессов. В частности, Лоброзо считал, что если у подозреваемого пре­ступника, которого допрашивает полиция, измерить давление крови, то можно будет определить, правду ли говорит этот человек (см. гл. 10).

    В практической медицине в настоящее время широко из­вестно, что стресс и напряжение усиливают сердечно-сосу­дистую функцию.

    С помощью портативных измерительных приборов было обнаружено, что во многих стрессовых ситуациях реальной жизни учащается ритм сердца (PC) и возрастает артериаль­ное давление (АД). Использование таких портативных прибо­ров часто имело решающее значение для диагностики сердеч­ного заболевания в случаях, когда оно не обнаруживалось при обследовании в спокойной обстановке врачебного кабине­та. Ганн и сотр. (Gunn et al., 1972) сообщают, например, об одном больном, у которого учащенный ритм сердца (точнее, пароксизмальная тахикардия предсердий) обнаруживался толь­ко во время игры в бридж, когда партнером была его жена. Несколько лет спустя этот больной умер от сердечного присту­па во время такой партии в бридж.

    Ежедневные измерения сердечного ритма у здорового человека на протяжении года показали, что пики частоты сокращений приходились на субботы и понедельники, что легко объяснить состоянием возбуждения. Усиление сердеч­но-сосудистой функции обнаруживалось, кроме того, при вождении машины, сдаче крови, беседе с психиатром, перед прыжком на лыжах с трамплина, при приземлении самолета на авианосец, а также при выполнении функций маклера в часы работы фондовой биржи (Gunn et al., 1972).

    Усиление сердечно-сосудистой функции наблюдается, конеч­но, и при мышечном напряжении во время физической работы. Один из более интересных примеров этого явления приводят Мастере и Джонсон (Masters, Johnson, 1966), изучавшие по­ловую активность: по-видимому, учащение ритма сердца, по крайней мере у женщин, коррелирует с интенсивностью ор­газма. Исследование половой активности указывает также на важность локальных изменений кровообращения. Эрекция в значительной степени определяется повышением притока крови к пенису и клитору. Покраснение кожи, часто наблюдаемое при половом возбуждении, тоже объясняется усиленным при­током крови к коже. Невинный румянец смущения - не что иное, как расширение артерий лица, ведущее к усилению кровотока и повышению температуры кожи.


    Эмоции и активация (arousal)

    В ранних психофизиологических исследованиях показатели работы сердечно-сосудистой системы часто использовались, так же как и показатели ЭАК, в качестве индикаторов уровня общей активации. Но если раздражители, на которые обнару­живается реакция ЭАК, были обычно довольно умеренными по силе (как, например, слово «проститутка»), то показатели сердечно-сосудистой системы изменяются только при более сильных стимулах.

    Например, в одной серии работ было показано, что непосредственно перед экзаменами у студентов выявляются большие величины PC и АД (Brown, Van Gelder, 1938). Ниссен (Nissen, 1928) обнаружил, что у двух больных, сидевших в зубоврачебных креслах, подъем АД происходил в момент появления в кабинете зубного врача. В одном из более «острых» исследований, зарегистрированных в истории психологии, Лэн-дис (Landis, 1926) исследовал троих своих коллег, которых он заставил пребывать без сна двое суток. После этого каж­дого испытуемого подвергали воздействию электрического тока такой силы, какую он только мог вынести, и столько вре­мени, сколько он мог терпеть. В числе физиологических реак­ций на ток были заметное выделение пота, одышка, рвота и повышение АД.

    Нет надобности говорить, что концепция общей активации сердечно-сосудистой системы, так же как и других физиологи­ческих систем организма,- это лишь первое разумное прибли­жение. Следующий шаг на этом пути - представление о различ­ных комплексах сердечно-сосудистых реакций при различных обстоятельствах.

    Альберт Экс в своей классической работе (Ах, 1953) прямо поставил вопрос о том, можно ли на основе физиологических реакций отличить одну эмоцию от другой (см. гл. 2). Он оце­нивал состояние сердечно-сосудистой, кожной, дыхательной и мышечной систем. Одна из основных проблем при изучении эмоций - очень большая трудность воспроизведения этих состояний в условиях лаборатории. Для того чтобы заставить своих испытуемых сначала рассердиться, а затем испугаться, Экс прибегал к сложным хитростям, и это позволяло ему воспроизводить ситуацию повторно.

    Якобы для изучения «гипертонии» отобрали 43 здоровых испытуемых. Человеку прикрепляли несколько электродов и объясняли, что от него требуется лишь одно - лежать спо­койно, в то время как медсестра будет один раз в минуту измерять у него давление. Между тем испытуемому как бы между прочим сообщалось, что сотрудник, обычно ведущий регистрацию показателей, заболел и что его заменяет человек.

    Глава 5


    Сердечно-сосудистая система

    Которого недавно выгнали за некомпетентность и дурной нрав. После короткого периода покоя, в течение которого реги­стрировались все показатели, этот подставной оператор кричал из соседней комнаты, что с записью что-то не ладится. Тогда они менялись местами с экспериментатором и подставной оператор начинал оправдывать свою репутацию несносного человека. Он критиковал медсестру, грубо толкал испытуемого, «проверяя контакты», саркастически замечал ему, что все не ладится из-за него, поскольку он опоздал на обследование. Всего за пять минут он успевал обвинить испытуемого в том, что тот не пытается способствовать успеху обследования, что он шевелится, когда надо лежать спокойно,- словом, во всем, в чем только мог. Затем возвращался экспериментатор и извинялся за грубость своего помощника. С помощью этой хитрости успешно вызывали ярость испытуемых. Некоторые из них говорили, что «этому типу следовало бы дать по физио­номии».

    Затем, после перерыва для отдыха, у испытуемых вызывали другую эмоцию - страх. (В том же исследовании у другой группы испытуемых порядок был обратным - сначала вызыва­ли страх, а потом ярость.) Теперь испытуемому на мизинец подавали удары электрического тока, силу которого постепенно повышали до появления жалоб. Экспериментатор инсцени­ровал тревогу, метался по комнате, предупреждал испытуемого, чтобы тот ради своей же безопасности лежал не шевелясь. Это представление продолжалось еще пять минут - в один из моментов экспериментатор даже нажимал кнопку, отчего по комнате сыпались искры. Нет надобности говорить, что угроза случайной гибели на электрическом стуле вызывала у испы­туемых страх. Один из них все время кричал: «Снимите, пожалуйста, провода! Помогите мне!» Другой молился, тогда как третий позже философски рассказывал: «Каждый из нас должен когда-то умереть. Я решил, что мой черед пришел».

    Сложность методических приемов этой работы показывает, почему изучение эмоций ведется не так широко. Возросшее внимание к этической стороне дела при обмане испытуемых могло бы в наши дни сделать такую работу невозможной. Как бы то ни было, когда люди переживали два вида эмоций, у них были зарегистрированы две разные по характеру физиоло­гические реакции. Картина реакции страха была, по-видимому, связана с действием гормона адреналина, а картина ярости - с действием норадреналина. Вертс и Роберте (Weerts, Roberts, 1976), недавно продолжившие это исследование, нашли сход­ную картину физиологических реакций в случаях, когда люди только представляли себя в ситуациях, вызывающих у них ярость или страх.


    Основным результатом изучения сердечно-сосудистой си­стемы был вывод, что повышение диастолического давления и замедление ритма сердца более характерны для чувства ярости, чем для страха. Среди других обнаруженных фактов было то, что общий уровень электропроводности кожи сильнее изменяется при ярости, тогда как спонтанные сдвиги этой величины чаще возникают при страхе. Учитывая данные Кил-патрика (Kilpatrick, 1972), можно думать, что в этой ситуации в чувстве ярости более выражен «интеллектуальный» компо­нент. Это говорит о том, что даже в таком тонком эксперименте "сохранение спокойной лежачей позы на протяжении всех собы­тий, возможно, изменило характер реакций по сравнению с тем, что было бы, если бы испытуемому действительно позволили дать «грубияну» по физиономии.

    Описанный эксперимент позволяет сделать важный вывод. по крайней мере некоторые эмоции можно различать по физио­логическим реакциям - сердечно-сосудистым и другим Мы еще раз видим, что ключом здесь является характерная структура (паттерн) физиологической реакции.

    Если вы спокойно сидите в своей комнате, читая эту книгу, и вдруг проем окна чем-нибудь закроется, вы автоматически повернете голову, чтобы посмотреть, что произошло. В любом организме при встрече с новым или неожиданным раздражите­лем развивается ряд физиологических сдвигов, которые «насто­раживают» тело и подготавливают его к встрече с новой


    ситуацией (Lynn, 1966). Наиболее заметной и быстрой реакцией оказывается ориентация тела в направлении раздра­жителя. По этой причине ориентировочная реакция была названа рефлексом «что такое?» При этом понижаются сенсор­ные пороги, приостанавливается текущая физическая актив­ность и для подготовки к действию происходит усиление мы­шечного тонуса. Эту сложную реакцию сопровождает мно­жество физиологических изменений, в том числе увеличение частоты электрической активности мозга (ЭЭГ), сужение сосудов конечностей, различные изменения сердечного ритма (обычно урежение) и дыхания (обычно более глубокие, но более редкие вдохи), внезапная реакция потовых желез. Ориен­тировочный рефлекс был совершенно случайно открыт одним из учеников И. П. Павлова. Всякий раз, когда Павлов входил в комнату, чтобы понаблюдать за ходом текущего эксперимен­та со слюноотделением у собаки, животное всегда к нему пово­рачивалось, а слюноотделение при этом тормозилось (Lynn, 1966). Иными словами, у собаки была ориентировочная реак­ция. То, что поначалу выглядело как помеха, стало в свою очередь предметом изучения как важный феномен, интересный сам по себе. Механизмы ориентировочной реакции постепенно

    "стали ключевой темой русской психологии. По причинам исто­рического характера западные психологи начали изучать эту реакцию лишь сравнительно недавно.

    Соколов (цит. по Lynn, 1966) в своих исследованиях при­шел к выводу, что следует различать ориентировочную реакцию на новые раздражители и оборонительную реакцию на стимулы угрожающего характера. Американские психологи давно изу­чали реакцию, которая сходна с оборонительной и которую они называют реакцией «вздрагивания» (startle-reaction). Если над вашей головой выстрелит ружье, ваша реакция на это будет значительно более резкой, чем в случае, если за окном мелькнет тень. При реакции типа вздрагивания животное застывает, нападает или убегает. Физиологические реакции при этом обычно очень похожи на те, которые происходят при ориентировочной реакции (и в действительности оказываются их крайним выражением), но, по Соколову, их можно различать



    На основе характера кровотока в коже головы. Ориентиро­вочная реакция вызывает расширение артерий лба, тогда как оборонительная реакция сопровождается сужением этих со­судов (см. гл. 5).

    Если раздражитель повторяется много раз, ориентировоч­ная реакция на него постепенно ослабевает. Такое ослабление ответа называется привыканием. В случае оборонительной реакции также происходит привыкание, но более медленно. Предложен ряд моделей, описывающих физиологические изме-

    Глава 4

    Нения при привыкании (см Lynn, 1966; Groves, Thompson, 1970), но рассмотрение их не входит в задачи этой книги.

    В психофизиологических исследованиях скорость привы­кания часто используется как зависимый показатель. Испы­туемым предлагают, например, прослушивать серию тонов, которые подаются с правильными интервалами. Скорость привыкания будет измеряться числом тонов, которое надо подать, прежде чем исчезнет электрокожная реакция. С по­мощью этого метода было, в частности, показано, что у ши­зофреников привыкание происходит медленнее, чем у нормаль­ных людей (Zahn et al., 1968).

    В историческом плане интерес к ЭАК объясняется лег­костью ее измерения и демонстративностью ее проявления И в наши дни студент, попавший в психофизиологическую лабораторию, бывает так же поражен четкостью РПрК, как были поражены ее первые исследователи. Ведь перед нами реакция, которую мы видим невооруженным глазом и которая позволяет нам заглянуть в скрытый мир внутренних пережи­ваний.

    Мы видели, что ЭАК - это прежде всего результат актив­ности потовых желез, в основном тех, которые в первую оче­редь реагируют на психические раздражители. Далее, величина ЭАК примерно пропорциональна интенсивности внутреннего переживания. И наконец, разные показатели ЭАК дают раз­ные реакции в зависимости от характера раздражителя или внутреннего состояния испытуемого. УПрК и СРПрК не явля­ются взаимозаменяемыми показателями симпатической ак­тивации.



    Можно ожидать, что в ближайшие годы различия между этими показателями будут выяснены более точно. Не исключе­но, что мы, исходя из того, что эти различия имеют биологи­ческий смысл, сможем даже начать построение биологической классификации переживаний и форм поведения. Например, вместо того чтобы исходить из довольно расплывчатой кате­гории «эмоций» и задаваться вопросом, какой из показателей ЭАК отражает их появление, мы можем начать с того факта, что УПрК и СРПрК независимы, а затем составить каталог тех форм поведения и переживаний, которые вызывают изме­нения каждого из этих показателей. Когда будут выявлены различные ситуации, в которых возникают УПрК и СРПрК, мы сможем поставить вопрос: что общего между собой имеют эти ситуации? Таким путем мы приблизимся к созданию науки, которая будет действительно базироваться на понимании биологической природы человека.


    Сердечно-сосудистая система

    Если потовая железа может с первого взгляда показаться в биологическом отношении чем-то несущественным, то никому не придет в голову недооценивать важнейшую роль сердечно­сосудистой системы. Сердце в буквальном смысле поддержи­вает жизнь, обеспечивая непрерывную циркуляцию крови. Даже самые первые анатомы были уверены, что сердце - очень важный орган, они только не знали точно, что именно оно делает.

    История вопроса

    Древние египтяне считали, что сердце ответственно за эмоции. Даже во времена Аристотеля философы еще припи­сывали сердцу большую часть функций, которые, как мы теперь знаем, связаны с мозгом. Следы этого древнего убеждения до сих пор сохраняются в языке - например, мы говорим, что у кого-то «разбито сердце» или что человек делает что-нибудь «не от всего сердца».

    В средние века изучение сердца, как и всего остального, "приостановилось. Первый крупный шаг вперед по сравнению с античными знаниями был сделан в 1628 году, когда Уильям Гарвей пришел к убеждению, что кровь циркулирует по всему телу, причем в последовательных циклах кровообращения уча­ствует одна и та же кровь. Гарвей был так поражен своими наблюдениями, говорившими о сложности этой системы, что он попытался возродить представление древних о крови как вме­стилище души. Наука к этому не вернулась, однако искусные эксперименты и наблюдения Гарвея остаются впечатляющим примером научного метода.

    Спустя примерно 100 лет английский священник Стефен Хэйлс изобрел метод, позволявший измерять артериальное давление, т. е. силу, с которой сердце накачивает кровь. Ис­пользуя сложное устройство, сделанное из медных трубок и гусиной трахеи, он обнаружил, что у кобылы при перерезке артерии кровь бьет фонтаном высотой до восьми футов. Позже ученые вычислили, что при том же методе кровь челове­ка поднималась бы примерно на 5 футов. К счастью, впослед­ствии были придуманы другие, безвредные для организма спо­собы определения артериального давления.

    Глава 5


    Сердечно-сосудистая система

    Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо одним из пер­вых высказал мысль, что измерение артериального давления может оказаться полезным при изучении психических процессов. В частности, Лоброзо считал, что если у подозреваемого пре­ступника, которого допрашивает полиция, измерить давление крови, то можно будет определить, правду ли говорит этот человек (см. гл. 10).

    В практической медицине в настоящее время широко из­вестно, что стресс и напряжение усиливают сердечно-сосу­дистую функцию.

    С помощью портативных измерительных приборов было обнаружено, что во многих стрессовых ситуациях реальной жизни учащается ритм сердца (PC) и возрастает артериаль­ное давление (АД). Использование таких портативных прибо­ров часто имело решающее значение для диагностики сердеч­ного заболевания в случаях, когда оно не обнаруживалось при обследовании в спокойной обстановке врачебного кабине­та. Ганн и сотр. (Gunn et al., 1972) сообщают, например, об одном больном, у которого учащенный ритм сердца (точнее, пароксизмальная тахикардия предсердий) обнаруживался толь­ко во время игры в бридж, когда партнером была его жена. Несколько лет спустя этот больной умер от сердечного присту­па во время такой партии в бридж.

    Ежедневные измерения сердечного ритма у здорового человека на протяжении года показали, что пики частоты сокращений приходились на субботы и понедельники, что легко объяснить состоянием возбуждения. Усиление сердеч­но-сосудистой функции обнаруживалось, кроме того, при вождении машины, сдаче крови, беседе с психиатром, перед прыжком на лыжах с трамплина, при приземлении самолета на авианосец, а также при выполнении функций маклера в часы работы фондовой биржи (Gunn et al., 1972).

    Усиление сердечно-сосудистой функции наблюдается, конеч­но, и при мышечном напряжении во время физической работы. Один из более интересных примеров этого явления приводят Мастере и Джонсон (Masters, Johnson, 1966), изучавшие по­ловую активность: по-видимому, учащение ритма сердца, по крайней мере у женщин, коррелирует с интенсивностью ор­газма. Исследование половой активности указывает также на важность локальных изменений кровообращения. Эрекция в значительной степени определяется повышением притока крови к пенису и клитору. Покраснение кожи, часто наблюдаемое при половом возбуждении, тоже объясняется усиленным при­током крови к коже. Невинный румянец смущения - не что иное, как расширение артерий лица, ведущее к усилению кровотока и повышению температуры кожи.


    Эмоции и активация (arousal)

    В ранних психофизиологических исследованиях показатели работы сердечно-сосудистой системы часто использовались, так же как и показатели ЭАК, в качестве индикаторов уровня общей активации. Но если раздражители, на которые обнару­живается реакция ЭАК, были обычно довольно умеренными по силе (как, например, слово «проститутка»), то показатели сердечно-сосудистой системы изменяются только при более сильных стимулах.

    Например, в одной серии работ было показано, что непосредственно перед экзаменами у студентов выявляются большие величины PC и АД (Brown, Van Gelder, 1938). Ниссен (Nissen, 1928) обнаружил, что у двух больных, сидевших в зубоврачебных креслах, подъем АД происходил в момент появления в кабинете зубного врача. В одном из более «острых» исследований, зарегистрированных в истории психологии, Лэн-дис (Landis, 1926) исследовал троих своих коллег, которых он заставил пребывать без сна двое суток. После этого каж­дого испытуемого подвергали воздействию электрического тока такой силы, какую он только мог вынести, и столько вре­мени, сколько он мог терпеть. В числе физиологических реак­ций на ток были заметное выделение пота, одышка, рвота и повышение АД.

    Нет надобности говорить, что концепция общей активации сердечно-сосудистой системы, так же как и других физиологи­ческих систем организма,- это лишь первое разумное прибли­жение. Следующий шаг на этом пути - представление о различ­ных комплексах сердечно-сосудистых реакций при различных обстоятельствах.

    Альберт Экс в своей классической работе (Ах, 1953) прямо поставил вопрос о том, можно ли на основе физиологических реакций отличить одну эмоцию от другой (см. гл. 2). Он оце­нивал состояние сердечно-сосудистой, кожной, дыхательной и мышечной систем. Одна из основных проблем при изучении эмоций - очень большая трудность воспроизведения этих состояний в условиях лаборатории. Для того чтобы заставить своих испытуемых сначала рассердиться, а затем испугаться, Экс прибегал к сложным хитростям, и это позволяло ему воспроизводить ситуацию повторно.

    Якобы для изучения «гипертонии» отобрали 43 здоровых испытуемых. Человеку прикрепляли несколько электродов и объясняли, что от него требуется лишь одно - лежать спо­койно, в то время как медсестра будет один раз в минуту измерять у него давление. Между тем испытуемому как бы между прочим сообщалось, что сотрудник, обычно ведущий регистрацию показателей, заболел и что его заменяет человек.

    Глава 5


    Сердечно-сосудистая система

    Которого недавно выгнали за некомпетентность и дурной нрав. После короткого периода покоя, в течение которого реги­стрировались все показатели, этот подставной оператор кричал из соседней комнаты, что с записью что-то не ладится. Тогда они менялись местами с экспериментатором и подставной оператор начинал оправдывать свою репутацию несносного человека. Он критиковал медсестру, грубо толкал испытуемого, «проверяя контакты», саркастически замечал ему, что все не ладится из-за него, поскольку он опоздал на обследование. Всего за пять минут он успевал обвинить испытуемого в том, что тот не пытается способствовать успеху обследования, что он шевелится, когда надо лежать спокойно,- словом, во всем, в чем только мог. Затем возвращался экспериментатор и извинялся за грубость своего помощника. С помощью этой хитрости успешно вызывали ярость испытуемых. Некоторые из них говорили, что «этому типу следовало бы дать по физио­номии».

    Затем, после перерыва для отдыха, у испытуемых вызывали другую эмоцию - страх. (В том же исследовании у другой группы испытуемых порядок был обратным - сначала вызыва­ли страх, а потом ярость.) Теперь испытуемому на мизинец подавали удары электрического тока, силу которого постепенно повышали до появления жалоб. Экспериментатор инсцени­ровал тревогу, метался по комнате, предупреждал испытуемого, чтобы тот ради своей же безопасности лежал не шевелясь. Это представление продолжалось еще пять минут - в один из моментов экспериментатор даже нажимал кнопку, отчего по комнате сыпались искры. Нет надобности говорить, что угроза случайной гибели на электрическом стуле вызывала у испы­туемых страх. Один из них все время кричал: «Снимите, пожалуйста, провода! Помогите мне!» Другой молился, тогда как третий позже философски рассказывал: «Каждый из нас должен когда-то умереть. Я решил, что мой черед пришел».

    Сложность методических приемов этой работы показывает, почему изучение эмоций ведется не так широко. Возросшее внимание к этической стороне дела при обмане испытуемых могло бы в наши дни сделать такую работу невозможной. Как бы то ни было, когда люди переживали два вида эмоций, у них были зарегистрированы две разные по характеру физиоло­гические реакции. Картина реакции страха была, по-видимому, связана с действием гормона адреналина, а картина ярости - с действием норадреналина. Вертс и Роберте (Weerts, Roberts, 1976), недавно продолжившие это исследование, нашли сход­ную картину физиологических реакций в случаях, когда люди только представляли себя в ситуациях, вызывающих у них ярость или страх.


    Основным результатом изучения сердечно-сосудистой си­стемы был вывод, что повышение диастолического давления и замедление ритма сердца более характерны для чувства ярости, чем для страха. Среди других обнаруженных фактов было то, что общий уровень электропроводности кожи сильнее изменяется при ярости, тогда как спонтанные сдвиги этой величины чаще возникают при страхе. Учитывая данные Кил-патрика (Kilpatrick, 1972), можно думать, что в этой ситуации в чувстве ярости более выражен «интеллектуальный» компо­нент. Это говорит о том, что даже в таком тонком эксперименте "сохранение спокойной лежачей позы на протяжении всех собы­тий, возможно, изменило характер реакций по сравнению с тем, что было бы, если бы испытуемому действительно позволили дать «грубияну» по физиономии.

    Описанный эксперимент позволяет сделать важный вывод. по крайней мере некоторые эмоции можно различать по физио­логическим реакциям - сердечно-сосудистым и другим Мы еще раз видим, что ключом здесь является характерная структура (паттерн) физиологической реакции.