Статья по теме преступления экстремистской направленности. Юридический анализ составов преступлений экстремистской направленности

Отечественное уголовное законодательство о преступлениях экстремистской направленности имеет очень богатую историю, изучение которой способствует дальнейшему его развитию.

Термин «преступления экстремистской направленности» возник относительно недавно, однако те явления и деяния, которые вкладываются в это понятие, существовали задолго до происхождения нашего государства.

Обращаясь к истории Государства Российского, зачатки данных преступлений можно проследить во времена зарождения и становления древнерусского государства. Всплеск экстремизма на данном этапе обусловлен борьбой за власть между отдельными феодалами, которая привела к окончательному распаду древнерусского государства и неспособности противостоять внешним врагам.

Но не стоит забывать о появлении зачатков религиозного экстремизма, выражавшегося в преследовании язычников, продолжавшегося на протяжении всего периода средневековой Руси, а также восстаниях, руководимых лидерами язычников, после крещения в 988 году.

На данном этапе развития государства не существовало правовых актов, способных эффективно противостоять преступлениям экстремистской направленности. Первыми кодифицированными правовыми актами, устанавливающим ответственность за преступления экстремистской направленности, были Судебник 1497 года и Судебник 1550 года, по сути являющиеся, инструментами в борьбе с антигосударственными проявлениями. Преступления против государства и порядка управления признавались наиболее тяжкими, а к виновным всегда применялась смертная казнь. Зачастую перед лишением жизни подсудимый подвергался пыткам.

С принятием Соборного уложения 1648 года так же устанавливало ответственность за преступления экстремистской направленности. Преступления против государства отодвигаются на второе место после преступлений против церкви, из чего следует, что церковь становится институтом (наряду с государством) против которого будут направлены преступные посягательства, которые в свою очередь можно рассматривать как преступления экстремистской направленности, гак влияние церкви в рассматриваемый период распространялось на все стороны жизнедеятельности общества. Данный свод законов предусматривал единственный вид наказания - смертная казнь.

Анализируя правовые памятники эпохи Российской империи, можно обозначить ужесточение ответственности за преступления экстремистской направленности, в первую очередь за преступления, посягающие на государственный строй и порядок управления. Пришедший на смену Соборному уложению военно-уголовный закон - «Артикул воинский» прямое этому подтверждение. К примеру, подвергались наказанию и все, кто даже частично располагали информацией и готовящемся бунте и не доложившие о нем. Наказанием служили телесные истязания, зачастую приводящие к смерти, а гак же подвергались битью кнутом, розгами и ссылке на каторгу родственники преступников. В случае сопротивления (Упрямства) преступника, органы правопорядка были вправе совершать наказание на месте. Применение крайних репрессивных мер к бунтовщикам, заговорщикам и т.д. свидетельствует о серьезных намерениях государства бороться с преступлениями экстремистской направленности, зачастую прибегаю к бесчеловечным видам наказания. Особое внимание уделялось деяниям, вызывающим религиозную вражду, которые, безусловно, носят экстремистский характер. За публичное оскорбление бога, жреца, за срыв религиозного обряда предусматривался единственный вид наказания - смертная казнь «...хотя сие впиянстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык роскаленым железом прожжен, и потом отсечена глава да будет» .

Все более возрастающие волнения в обществе, вызванные борьбой за освобождение крестьян от крепостного права, вынуждали законодателя разрабатывать более эффективные методы борьбы с политическими акциям, организованными многочисленными тайными обществами. В принятом 1 мая 1846 Уложении о наказаниях уголовных и исправительных первостепенно значение отводится преступлениям экстремистской направленности, направленных, в первую очередь, против неприкосновенности верховной власти. Новеллой данного правового акта было введение статей, посвященных ответственности за распространение антигосударственной информации, путем создания и раздачи типстрафной продукции, содержащей в себе призывы к бунту и неповиновению властям.

Последним правовым памятником, созданным в дореволюционной России, устанавливающим ответственность за преступления экстремистской направленности, было Уголовное уложение 1903 года, в котором появляется отдельный раздел, посвященный мятежу против Верховной власти и преступлениям против особы Императора и членов Императорского двора. Причиной выделения в отдельную главу данную категорию преступлений экстремистской направленности являлось увеличение террористических акций всевозможными народовольческими и революционными движениями. Закреплялась ответственность за участие и организацию сообщества, целью которого было изменение существующего государственного строя. Стоит отмстить и подписание Российской империей международного соглашения по борьбе с революционными движениями в 1904 году, что означает признание международным сообществом преступлений экстремистской направленности одними из самых опасных, требующих особого внимания со стороны всех государств. Однако, после Октябрьской социалистической революции, все международные отношения в области противодействия революционным движениями прекратились, в связи с непризнанием большинством стран коммунистических идей.

Пофуженная в пучину фажданской войной страна, вспыхивающие все новые восстания уже против большевистского режима, появления сомнительных авантюристов, терзающих Россию при поддержке западных держав, полная отмена действия дореволюционных законодательных актов, всё это говорило о необходимости в кратчайшие сроки создать нормативную базу по борьбе с преступлениями экстремистской направленности. До вступления в силу уголовного кодекса РСФСР в 1922 году, действовали всевозможные Декреты, обращения и постановления Советов, целью которых была борьба с контрреволюционными выступлениями. Одним из ярких примеров является Постановление ВЦИК от 5 января 1918 года «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти», в котором подробно описывались деяния, относящиеся к контрреволюционным действиям.

Первым советским уголовным законом стал принятый в 1922 году Уголовный кодекс РСФСР, в котором преступление признавалось, как «всякое общественно опасное действие или бездействие, уфожаютцее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому сфою период времени» . На первом месте стояли деяния, содержащие в себе контрреволюционные признаки. Всего к таковым, в том числе экстремистского характера, относилось 16 составов (ст. 57-73 УК РСФСР 1922 г.). Великая отечественная война оказала большое влияние на уголовное законодательство в отношении преступлений экстремистской направленности. Для борьбы с коллаборационистами, паникерами и вражескими агентами вводилось новое понятие в уголовный кодекс «фашистские преступники и их пособники», наказание для которых предусматривалось одно - смертная казнь.

Принятый в 1960 году Уголовный кодекс РСФСР гак же предусматривал ответственность за преступления экстремистской направленности. Такие деяния признавались особо опасными государственными преступлениями. К преступлениям экстремистской направленности, по данному закону, можно отнести гак же отнести деяние, закрепленное в статье 7 Уголовного кодекса, где устанавливается ответственность за публичные призыв к свержению или изменению государственного строя или к насильственному изменению границ СССР. С началом перестройки, направленной на демократизацию общества, были удалены из уголовного законодательства статьи, предусматривающие ответственность за антисоветскую пропаганду и агитацию, которые носили, на тог период, экстремистский характер.

Подводя итоги, можно отметить, что на каждом периоде развития уголовного законодательства России, предавалось большое значение борьбе с преступлениями экстремистской направленности, выраженной, прежде всего, в борьбе с деяниями, посягающими на существующий государственный строй и порядок управления, а так же на неприкосновенность монарха. Особое внимание, уделяемое преступлениям экстремистской направленности не только со стороны государства, но и со стороны международных сообществ, свидетельствует о большой опасности, которую они из себя представляют. И в современный период времени, в связи с актуальность гемы экстремизма, изучения правовых памятников уголовного законодательства будет способствовать более эффективной борьбе с преступлениями экстремистской направленности.

Лазарев И.В.

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Научный руководитель: к.ю.н., доцент Е.В. Пономаренко

  • См. Российское законодательство Х-ХХ вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периодастановления абсолютизма. Отв. ред. А.Г.Маньков. М., Юридическая литература,1986. С 329
  • Постановление ВЦИК от 1 июня 1922 года «О введении в действие Уголовногокодекса Р. С. Ф. С. Р.». С.6
  • См.: Петрякин А.В. Противодействие преступлениям экстремистской направленности: уголовно-правовой и криминологический аспекты. - М., 2014.-С.37.

В настоящее время экстремистская деятельность представляет собой одну из наиболее опасных угроз конституционному строю и безопасности государства. Несмотря на принятие в 2002 г. Закона «О противодействии экстремистской деятельности» и концентрацию внимания правоохранительных органов на данной проблеме, деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации социально - политической ситуации в Российской Федерации . Поэтому, вполне закономерен тот факт, что Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определено, что Россия при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма и экстремизма наряду с другими преступными посягательствами. Говоря о криминологической характеристике преступлений экстремистской направленности, стоит отметить, что она делится на элементные блоки.

Одним из основных элементов криминологической характеристики является личность экстремиста.

По итогам проведенных исследований учеными - криминологами было выяснено, что в большинстве своем преступниками по делам об экстремизме являются мужчины. Женщины в структуре совершения преступлений экстремистской направленности составляют минимальное количество, в процентном соотношении 92 на 8 по отношению мужчин к женщинам.

Большинство субъектов данных преступлений составляют молодые люди, в возрасте от 14 до 18 лет, которые не имеют постоянного места работы. Данным лицам свойственно объединяться в агрессивно настроенные преступные группы, чаще всего называя себя скинхэдами или национал - социалистами, при этом слабо имеющих понятие о данных идеологий.

Мотивы совершения преступлений экстремистской направленности бывают различными. Это могут быть мотивы ненависти либо вражды с целью причинения вреда здоровью различной степени тяжести, проявления акта хулиганства, совершения акта вандализма, терроризма, надругательства над местами захоронений .

Основными причинами, по мнению ученых - юристов, возникновения преступлений на почве ненависти либо вражды к определенным социальным группам являются:

  1. Конформистское поведение
  2. Преобладание время досуга над временем рабочей деятельности
  3. Криминогенная сфера общения
  4. Нигилизм по отношению к воспитательной деятельности
  5. Неверное истолкование информации, преподносимой средствами массовой информации
  6. Нетолерантное отношение к социальным группам, отличающимся по приверженности к идеологии

Экстремизм среди молодых людей имеет свое начало в пренебрежительном отношении к нормам права и морали в современном обществе, либо в полном отрицании.

Организаторами экстремистской группы являются люди среднего класса, возраста 35 - 45 лет. Существует практика, при которой организатор такой группы передает свои полномочия по управлению группой одному из своих приверженцев или учеников, которые в течение определенного времени занимают место идейного лидера, а организатор, передавший свою роль ученику, становится идеологическим символом.

В психо - эмоциональной сфере у экстремиста присутствуют жестокость, дерзость, жадность, импульсивность, страх, злоба, гнев, эгоизм, замкнутость, максимализм, низкая правовая культура и правосознание, нигилизм общечеловеческих ценностей.

Таким образом, поведение следует рассматривать в качестве особого необходимого элемента при криминологической характеристике экстремизма. В данном блоке характеристики, следует выделить проблему низкого уровня правосознания и правовой культуры граждан. В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримости к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, которую именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей борьбы являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 - ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями) включает в себя несколько видов и способов совершения преступлений экстремистской направленности. К таким способам относятся:

  1. Действия организаций и объединений, осуществляющих религиозную деятельность
  2. Информирование средствами массовой информации (СМИ) о возможности осуществления насильственных действий на фоне ненависти или вражды
  3. Действия физических лиц, направленных на насильственное покушение на конституционные основы Российской Федерации
  4. Нарушение целостного строя России физическими лицами
  5. Насильственный захват власти
  6. Создание незаконных вооруженных формирований для осуществления противоправных деяний на почве ненависти либо вражды к другим социальным группам
  7. Осуществление акта терроризма
  8. Возбуждение ненависти либо вражды по расовой, национальной, религиозной или этнической принадлежности
  9. Возбуждение социальной розни, мотивирование других людей к осуществлению насилия
  10. Хулиганство и вандализм с возбуждением экстремистских настроений
  11. Проведение массовых беспорядков с призывами к насилию
  12. Пропаганда превосходства и индивидуальности над другими социальными группами
  13. Призывы к осуществлению насильственных действий над неполноценными социальными группами
  14. Финансирование экстремистских организаций

Такой признак как публичность, законодатель поясняет как открытый и принятый во внимание большим числом людей. В данном случае не уместно анализировать данный признак с арифметической точки зрения. Каждый определенный случай, квалифицируется правоприменителем в зависимости от способа, обстановки, времени, места совершенного деяния.

Обстановка совершения преступления в некоторых случаях значительно повышает общественную опасность совершаемого преступления. Примером такой обстановки может послужить совершение общественно - опасных деяний во время военной обстановки. Данный признак является одним из обязательных в квалификации объективной стороны. Статья 282 Уголовного кодекса Российской Федерации «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» в части 1 закрепляет следующие действия: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой - либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет"» .

Конкретных способов совершения данного преступления законодатель не раскрывает, но исходя из диспозиции данной статьи можно сделать выводы о том, что главной обстановкой совершения этого преступления является публичность. Публичность можно отнести к обстановке, поскольку данная характеристика обладает рядом особенных признаков.

Обстановка преступления экстремистской направленности в условиях коллективность также имеет повышенную общественную опасность, поскольку существует возможность привлечения большого количества людей, способных совершать преступления, сопряженные с применением насилия по отношению к другим гражданам и организациям на почве ненависти либо вражды.

Для правильной квалификации преступлений экстремистской направленности, эффективной работы сотрудников правоохранительной деятельности не будут достаточными знания уголовного права. Для комплексного исследования совершенного преступления необходимо понимание сущности экстремизма, знания криминалистики, криминологии и применения законодательной практики.

Для квалификации преступлений экстремистской направленности важен факт определения того, кого конкретно можно рассматривать в качестве потерпевшего, какой вид вреда здоровью был причинен, какие конкретно последствия преступного посягательства на жизнь и здоровье человека наступили.

Соответственно, можно сделать следующие выводы. Для определения жертвы преступлений экстремистской направленности необходимо выяснить следующие вопросы:

  1. Против кого были направлены эти преступления?
  2. Какое было количество потерпевших?
  3. Фамилия, имя, отчество, имущественное положение, социальное положение, расовая, национальная, религиозная принадлежность потерпевшего.
  4. Какова самоидентификация потерпевшего?
  5. Являлся ли потерпевший объектом посягательства на почве ненависти либо вражды ранее?
  6. Каким образом, и при каких обстоятельствах потерпевший оказался на месте преступления?
  7. Как воспринял потерпевший деяния, направленные на его права и свободы?

Во время изучения обстоятельств, определяющих характер произошедшего экстремистским, правоприменитель исследует следующие ситуации:

  1. Преступления экстремистской направленности сопровождались угрозами и проявлением неуважения к лицам, принадлежащим к определенным социальным группам, расам, национальностям, этническим принадлежностям, религии.
  2. Данные преступления сопровождались распространением печатных или электронных носителей информации, содержащую экстремистские лозунги или призывы.
  3. Преступления экстремистской направленности совершались во время массовых мероприятий

При определении целей и мотивов совершаемых преступлений на почве ненависти либо вражды ученые логично определяют в одну целостную группу, исходя из чего, можно сделать вывод о том, что цель и мотив являются определяющими признаками преступлений экстремистской направленности, подлежащих доказыванию. Формирование отношения, которое определяет психическое отношение к совершаемому преступлению лицом, является своеобразным рычагом для органов следствия для определения обстоятельств дела.

В современной ситуации большую проблему в выявлении преступлений экстремистского характера вызывает то обстоятельство, что субъективная сторона данного преступления характеризуется не только виной в виде прямого умысла, но и дополнительными признаками - специальными мотивами, уяснение которых является предметом доказывания при расследовании и судебном рассмотрении дел об экстремизме. Правоохранительные органы ведут постоянную работу по внедрению новых криминалистических средств, способствующих своевременному раскрытию и расследованию преступлений и формированию доказательственной базы по уголовным делам, связанным с экстремизмом. Одним из наиболее действенных средств в этой борьбе является применение биометрических идентификационных технологий, а также психофизиологические исследования с применением полиграфа.

Список литературы

1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 25. – Ст. 2954.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3031.

3. Сарычева И. В. Криминологическая характеристика преступлений экстремистской направленности. //

Общество и право. – 2014. – № 3 (49). – С. 223–227.

4. Ахъядов Э. С. Криминологическая характеристика личности молодежного экстремиста // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 255–271.

Определение преступлений экстремистской направленности дано непосредственно в тексте Уголовного кодекса РФ (прим. 2 к ст. 282¹).

Следует отметить, что термин «преступления экстремистской направленности» был введен в Уголовный кодекс РФ в 2002 г. в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Однако общего определения преступлений экстремистской направленности законодатель не дал, вместо него в первоначальной редакции ч. 1 ст. 282 1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества» был закреплен лишь перечень деяний, которые являлись преступлениями экстремистской направленности. К ним первоначально были отнесены деяния, предусмотренные ст. 148, 149, ч. 1 и 2 ст. 213, ст. 214, 243, 244, 280 и 282 УК РФ, если они были совершены по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой- либо социальной группы. Таким образом, законодатель использовал единственный, общий для всех преступлений экстремистской направленности признак, - экстремистский мотив, который мог быть выражен в одном из вышеперечисленных видов ненависти или вражды.

Сразу после внесения указанных изменений в Уголовный кодекс РФ возникла проблема, связанная с тем, что некоторые из основных преступлений были преступлениями небольшой тяжести (ст. 148, ч. 1 ст. 213, ст. 214, ч. 1 ст. 243), а создание экстремистского сообщества для совершения данных преступлений (по существу приготовление) - средней тяжести (ч. 1 ст. 282 1) или даже тяжким (ч. 3 ст. 282 1). Таким образом, российский законодатель не только признал подготовительную преступную деятельность оконченным преступлением и создал возможность привлекать к уголовной ответственности за приготовление к преступлениям небольшой тяжести вопреки положениям ч. 2 ст. 30 УК РФ, но и фактически признал подготовительные действия более опасными, чем сами преступления, что не могло не вызвать обоснованную критику. Помимо этого, собственно определения преступлений экстремистской направленности дано не было.

В 2007 г. ст. 282 1 УК РФ претерпела изменения: из диспозиции ч. 1 был исключен перечень статей уголовного закона. В то же время указанная статья была дополнена примечанием 2, в котором законодатель определил понятие преступлений экстремистской направленности: таковыми следовало считать преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ и п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ.

Как мы видим, законодатель не предложил каких-либо иных критериев для определения преступлений экстремистской направленности, кроме мотива: экстремистский мотив так и остался главным и единственным признаком для всех преступлений экстремистской направленности. Понятия ненависти и вражды как оценочные признаки были сохранены. Одновременно был расширен круг преступлений, относимых к данной группе.

Таким образом, на данный момент мотив - это единственный критерий, позволяющий отнести то или иное преступление к группе преступлений экстремистской направленности. Но в Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за экстремистские преступления, которые могут совершаться по иным мотивам. Это статьи, содержащиеся в главе 29 Кодекса - ст. 280, 282, 282 1 и 282 2 . В настоящее время к этой группе относятся и деяния, предусмотренные ст. 280 1 и ст. 282 3 УК РФ.

Важно отметить, что термином «преступления экстремистской направленности» законодатель оперирует только для определения экстремистского сообщества, которым, в соответствии со ст. 282 1 УК РФ является организованная группа лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности.

Как мы видим, круг деяний, относящихся к экстремистской деятельности, значительно шире круга деяний, являющихся преступлениями экстремистской направленности. Кроме того, далеко не все деяния, относящиеся к экстремистской деятельности, являются уголовно-наказуемыми, а некоторые из них на данный момент вообще не являются наказуемыми.

На данном этапе исследования условно выделим два вида экстремистской деятельности: это уголовно-наказуемая экстремистская деятельность и иная экстремистская деятельность.

Термин «экстремистская деятельность», как уже отмечалось, используется в ст. 280 и 282 2 УК РФ. Данные нормы являются бланкетными, поскольку в рамках Уголовного кодекса РФ термин «экстремистская деятельность» не раскрывается и необходимо обращение к иному законодательству. Термин «преступления экстремистской направленности», как уже отмечалось, был введен в Кодекс, несмотря на наличие термина «экстремистская деятельность». В настоящее время в Уголовном кодексе РФ используются оба этих термина. Для чего же был введен термин «преступления экстремистской направленности» и почему законодатель при создании ст. 282 1 УК РФ, вместо введения нового термина, не обратился к уже существующему термину «экстремистской деятельности», как сделал это в ст. 282 2 УК РФ?

Выделение новой для уголовного права группы преступлений экстремистской направленности представляется нам положительным шагом в развитии норм, призванных противодействовать экстремизму, однако хотелось бы обратить внимание на несовершенство определения преступлений экстремистской направленности.

Итак, необходимо различать две группы преступлений, представляющих собой общественно опасные проявления экстремизма: 1) собственно экстремистские преступления, основным объектом которых являются основы конституционного строя и безопасность государства (государственные преступления) и 2) преступления экстремистской направленности, посягающие на иные основные объекты, но совершаемые по экстремистскому мотиву. При этом для преступлений второй группы экстремистский мотив может выступать конструктивным или квалифицирующим признаком, либо отягчающим обстоятельством, учитываемым судом при назначении наказания (п. «е» ст. 63 УК РФ).

Владимир Кашепов, заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В последние годы в общественной жизни России возникло и получило распространение такое антиобщественное явление, содержащее угрозу национальной безопасности, как экстремизм. Его адепты не ограничиваются консолидацией системы общественно опасных взглядов и пропагандой антиконституционных теорий в целях их внедрения в общественное сознание. Многообразие теоретических антиобщественных взглядов выстраивается ими в своеобразную идеологию, находящую свое внешнее отражение в формировании различных организационных структур, ставящих своей целью осуществление экстремистской деятельности, вовлечение в нее представителей молодежи.

Активизация деятельности по созданию молодежных объединений экстремистской направленности не прошла мимо внимания политических партий, общественных объединений и основных органов печати <1>. В них описывалась деятельность "скинхедов", "Российского национального единства", Национал-большевистской партии, "Актива красной молодежи", различных религиозных сект. Все эти организации или по крайней мере многие из них стремятся расширить свое влияние, создают свои местные структуры и ячейки в регионах Российской Федерации.

<1> Грызлов Б. Экстремизм как угроза суверенной демократии // Российская газета. 2006. 15 декабря; Обращение членов Общественной палаты Российской Федерации к палатам Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу необходимости совершенствования законодательства в сфере противодействия экстремизму // Российская газета. 2006. 7 июня.

Стремление внедриться в политическую жизнь страны, с тем чтобы оказывать противоправное влияние на ее развитие, представляет угрозу национальной безопасности России. Актуальность противодействия экстремистской деятельности во всех ее проявлениях требует, по нашему мнению, более пристального внимания со стороны законодательной власти, активизации правоприменительной наступательности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Требуется высококвалифицированное обобщение и анализ судебной практики отправления правосудия по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности в связи с многообразными фактами явно снисходительной оценки судами некоторых преступных деяний этой категории, вызвавших недоумение общественности. Основной вектор усилий идеологов этих организаций направлен на то, чтобы распространить свои взгляды и привлечь к своей деятельности морально неустойчивых представителей молодежи, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, склонных к своему жизнеутверждению не в созидательной, а в разрушительной деятельности <2>.

<2> Колонтаевская И.Ф. Психологические проблемы профилактики молодежного экстремизма // Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних: Сб. Ч. 1. Вологда, 2006. С. 66.

Экстремизм как идеология нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе выражается в совершении публичных противоправных действий. Он несовместим с утверждаемыми Конституцией РФ основами государственной и общественной жизни.

Общественная опасность экстремизма и таких его разновидностей, как ксенофобия в любых проявлениях, а прежде всего - в форме открытого насилия, представляет собой угрозу не только национальной безопасности России, но и международной стабильности.

Проявлениями экстремизма (по сути дела - агрессивной нетерпимости) являются этносепаратистские конфликты и дискриминация национальных меньшинств, насильственные конфликты между представителями разных культур и вероисповеданий, между различными политическими движениями, а в целом между несовпадающими системами идеологических убеждений. Экстремистская нетерпимость отрицает этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, подрывает принципы суверенной демократии, ведет к нарушению прав человека, угрожает стабильному сосуществованию наций и социальных групп в российском обществе, препятствует достижению гражданского согласия, утверждению и развитию демократических ценностей.

Опасность экстремизма для национальной безопасности России и необходимость активного противодействия его проявлениям со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации, институтов гражданского общества требуют пристального внимания к состоянию законодательства и эффективности деятельности правоохранительных органов. Следует признать, что эта опасность оценивается не всегда адекватно не только средствами массовой информации, общественным сознанием, но и судебной практикой, отдельными представителями науки уголовного права. Одной из причин такого положения является отсутствие четкого законодательного определения понятий "экстремизм", "экстремистская деятельность", что в свою очередь негативно сказывается на активности и эффективности работы правоохранительных органов.

В настоящее время явно недостаточно проведения ими эпизодической предупредительной работы, а по сути весьма снисходительного отношения к фактам экстремистского поведения молодых людей, рассматриваемым как проявления простого хулиганства, вандализма и других деяний незначительной общественной опасности. При этом не учитываются характер внешних форм объективной стороны этих деяний и побудительных мотивов их совершения. Утверждению такой позиции сотрудников милиции и некоторых судей благоприятствуют, по нашему мнению, определенные издержки проведенной в начале века либерализации уголовной ответственности несовершеннолетних в части назначения наказаний (ч. 6 - 6.2 ст. 88 УК РФ) при декриминализации ряда составов (ч. 1 ст. 213, ст. 265 УК РФ), создания льготных условий при назначении условного осуждения (ч. 6.2 ст. 88 УК РФ) и условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (ст. 93 УК РФ).

Противодействию преступлениям экстремистской направленности призвано содействовать установление уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) и организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ).

Криминализация перечисленных деяний вызвала разные отклики. Большинство специалистов уголовного права восприняли эти новеллы положительно, рассматривая их как первый шаг в направлении активизации уголовно-правового противодействия реально существующему экстремизму, но были высказаны и иные суждения. Так, профессор В.В. Лунеев, фактически отрицая факт роста в стране опасности экстремизма, считает включение в УК РФ ст. 282, 282.1, 282.2 искусственной криминализацией политической и социальной мотивации, обусловленной лишь политическими соображениями и коррупционным лоббизмом. Этими статьями, по мнению В.В. Лунеева, политизируются хулиганство, вандализм, повреждение памятников "в целях нагнетания обстановки якобы растущего в стране экстремизма (чего не было даже в сталинские времена)". Противопоставляя рассматриваемые нормы УК РФ законодательной практике стран ЕС, где "не культивируется фашизм (?)", а внимание обращается на "обеспечение неприкаянной молодежи и подростков работой и учебой", названный нами автор фактически отрицает значение применения мер уголовно-правового воздействия для пресечения проявлений экстремизма <3>. Поддержать приведенную позицию представляется весьма сложным.

<3> Десять лет Уголовному кодексу Российской Федерации: достоинства и недостатки (научно-практическая конференция) // Государство и право. 2006. N 9. С. 108.

Конституция РФ обязывает государство гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19). Она не допускает пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещает пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). Совокупность ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ представляет уголовно-правовое сопровождение утверждаемого Конституцией РФ национального, расового и религиозного равноправия всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации под защитой ее законов.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" признает таковой: а) деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; осуществление террористической деятельности; создание незаконных вооруженных формирований; возбуждение национальной или религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно вражды в отношении какой-либо социальной группы; б) публичное демонстрирование нацистской атрибутики, а также финансирование указанных видов деятельности либо иное содействие их совершению.

В этом достаточно обширном перечне правонарушений административная ответственность предусмотрена лишь за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (ст. 20.3 КоАП РФ). Остальные экстремистские действия преследуются в уголовно-правовом порядке.

Направленность перечисленных деяний свидетельствует об их цели нарушить общественную безопасность в стране или регионе Российской Федерации путем возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды. Закон не указывает, в чем конкретно выражаются эти действия и в какой форме они осуществляются. Поэтому установление цели и мотива совершения представляется необходимым условием признания этих действий экстремистскими.

Неординарность устанавливаемого законодателем соединения преступных деяний, имеющих различные объекты посягательств, определяет особенности применения этих составов, сложности квалификации названных в них деяний. Они могут совершаться как по отдельности, так и в сочетании, вызывая проблемы определения характера совокупности преступлений (ст. 17 УК РФ). Сама структура размещения этих статей, последовательность их изложения в гл. 29 УК РФ представляется недостаточно обоснованной. Так, не определив содержания понятия экстремистской деятельности, в отсутствие легальной дефиниции экстремизма УК РФ устанавливает уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ в ред. от 09.07.1999 и 25.07.2002). Объектами данного преступления являются конституционный строй РФ и общественная безопасность. Его объективная сторона выражается в активных подстрекательских действиях, совершаемых в устной или письменной форме, направленных на совершение преступлений против государственной власти и носящих публичный характер.

Публичность означает открытый характер призывов, обращенных к неопределенному кругу лиц с целью побудить массы людей совершить экстремистские действия или осуществлять экстремистскую деятельность. Преступление считается оконченным с момента провозглашения призывов в устной форме или с момента их распространения в письменной или изобразительной форме. При этом не обязательно, чтобы призывы были восприняты и реализованы.

Экстремистским сообществом УК РФ (ст. 282.1) признает организованную группу, создаваемую для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений экстремистской направленности, которые предусмотрены ст. 148, 149, ч. 1, 2 ст. 213, ст. 214, 243, 244, 280 и 282 УК РФ.

Анализ диспозиции ч. 1 ст. 282.1 УК РФ показывает, что в ней определяется цель организации экстремистского сообщества, расширяется круг мотивов совершения экстремистских преступлений путем включения в их перечень политической, идеологической ненависти. В отличие от положений ч. 4 ст. 35 и ст. 210 УК РФ создание экстремистского сообщества предполагает цель совершения не только тяжких и особо тяжких преступлений, но и преступлений средней и небольшой тяжести. В этой норме конкретизируется цель создания объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества, которая предполагает разработку планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Однако при совершении преступления экстремистской направленности в форме хулиганства при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ) или вандализма подлежит уголовной ответственности виновное лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

Субъективная сторона этого состава характеризуется прямым умыслом, т.е. виновный должен сознавать, что своими действиями унижает национальное достоинство или религиозные чувства людей или желает возбудить национальную, расовую или религиозную вражду. Вместе с тем особое значение при квалификации рассматриваемых деяний и установлении содержания субъективной стороны состава приобретает определение мотива этого деяния. При квалификации деяния как преступления экстремистской направленности необходимо установление одного из мотивов, указанных в ч. 1 ст. 282.1 УК РФ. В этих случаях мотив утрачивает свой обычный факультативный характер и становится обязательным элементом субъективной стороны состава, подлежащим непременному доказыванию. Это означает, что основным отличительным признаком состава преступления экстремистской направленности закон признает наличие специального мотива или их совокупности, перечень которых определяется ч. 1 ст. 282.1 УК РФ.

В связи со сказанным мы не можем согласиться с позицией авторов комментария к УК РФ, утверждающих, что мотив преступления не влияет на квалификацию преступления по ч. 1 ст. 282 УК РФ и может учитываться только при назначении наказания <4>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт, 2004 (издание третье, дополненное и исправленное).

<4> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М.: Норма, 2002. С. 702.

Действительно, совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды признается законом обстоятельством, отягчающим наказание (п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ) при совершении и иных преступлений. Более того, наличие этого мотива выступает в качестве квалифицирующего обстоятельства при совершении преступлений, предусмотренных п. "л" ч. 2 ст. 105 и п. "е" ч. 2 ст. 111 УК РФ. Причинение вреда жизни или здоровью даже одного лица при совершении насильственных действий, указанных в ч. 2 ст. 282 УК РФ, требует квалификации этих деяний по совокупности.

Вместе с тем перечень этих мотивов, их содержание имеют иной смысл при квалификации деяния по ч. 1 ст. 282 УК РФ и нуждаются в ином к себе отношении. Экстремистский характер мотива совершения общественно опасного деяния необходимо устанавливать при расследовании преступления, в том числе с привлечением соответствующих специалистов. Характер мотива следует доказывать с использованием всех средств, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Наличие экстремистского умысла при совершении части вошедших в совокупность преступлений деяний не должно игнорироваться правоприменителем, не может перекрываться прямым умыслом более тяжких преступлений, сложившихся в совокупность.

Экстремистское сообщество рассматривается как особый вид специального преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), так как составляющая его организованная группа (организация) не отвечает всем указанным в ч. 4 ст. 35 УК РФ признакам.

Организация экстремистского сообщества является многообъектным преступлением и посягает на внутреннюю безопасность государства, его конституционный строй, права и свободы граждан, их национальные и религиозные интересы. Организация такого сообщества является формальным составом преступления. Данное деяние считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.

Введение уголовной ответственности за создание названных объединений означает признание подготовительной преступной деятельности оконченным преступлением. Вступление в экстремистское сообщество рассматривается в ч. 2 ст. 282.1 УК РФ как участие в таком сообществе. Примечанием к названной статье, имеющим предупредительное значение, предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно прекратившего участие в таком сообществе, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Квалифицированным видом рассматриваемого преступления является создание экстремистского сообщества, руководство им или участие в нем лица с использованием служебного положения.

Помимо организации преступного сообщества, уголовный закон предусматривает ответственность за организацию его деятельности, когда судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ). Так, в конце 2004 г. в подмосковном городе Химки были задержаны двое таджиков, пытавшихся сбыть 14 кг тротила "братьям по вере". По данным правоохранительных органов, оба являлись членами экстремистской группировки "Хиб-ут-тахрир аль Ислами" ("Партия исламского освобождения"). Эта законспирированная организация экстремистского толка, ставящая целью устранение неисламских правительств и установление исламского правления путем создания "Всемирного исламского халифата", была основана в 1953 г. и первоначально ставила целью освобождение Палестины от израильтян. В дальнейшем ее руководство объявило джихад всем неверным. По данным правоохранительных органов, ее члены действуют с помощью воинствующей пропаганды, сочетаемой с нетерпимостью к другим религиям и целенаправленной работой по внесению раскола в общество. В феврале 2003 г. Верховный Суд РФ признал "Хиб-ут-тахрир аль Ислами" террористической организацией и запретил ее деятельность на территории России. В Самаре сотрудниками областного УФСБ были задержаны двое граждан Киргизии и гражданин России. Все они были членами указанной организации. При проведении обыска у них были обнаружены граната, около 200 книг и брошюр, более 700 листовок на русском, узбекском и арабском языках, руководство по вербовке агентов. Как установило следствие, в состав группировки входили 15 человек. Они вели отчет о проделанной работе и поддерживали связь с членами организации в других странах, в том числе и через Интернет. По этому факту было возбуждено дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 282 УК РФ <5>.

Уголовная ответственность за организацию деятельности экстремистской организации или участие в ней после вступления в законную силу решения суда о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности наступает за неисполнение указанного решения суда. Таким образом, объектом названного преступного деяния выступает также установленный законом порядок исполнения судебных решений.

Изложенный краткий обзор особенностей содержания и правоприменения законодательства об ответственности за совершение экстремистских преступлений позволяет сделать вывод о неполноте законодательства в сфере уголовно-правового противодействия таковой. Необходимость его дополнения вызывается тем, что имеющийся в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" перечень признаков экстремизма уже не в полной мере соответствует новым угрозам и вызовам, которые возникают перед Российским государством и обществом в настоящее время.

Определенным шагом в этом направлении явился Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", которые касаются таких ее признаков, как воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, применение насилия в отношении представителей государственной власти, совершение действий, направленных на нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, национальной принадлежностью, вероисповеданием и др.

В связи с этим депутаты Государственной Думы РФ предлагают внести определенные изменения в УК РФ, расширив в нем перечень видов экстремистской деятельности и отнесения к ним, в частности, массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, национальной или религиозной ненависти или вражды. Как проявления экстремизма предлагается рассматривать (помимо ранее названных) пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной принадлежности. Экстремизмом предлагается также признать создание печатных, аудио- и визуальных материалов для публичного использования, если в них содержится хотя бы один признак экстремистской деятельности. Автор данных материалов должен признаваться виновным в осуществлении экстремистской деятельности. Установление уголовной и административной ответственности за названные правонарушения потребует соответствующих изменений и дополнений норм УК РФ и КоАП РФ, что позволит усовершенствовать технико-юридическую форму и ранее принятых норм о противодействии экстремизму <6>.

Современное состояние и динамика преступлений экстремистской направленности в России

Уголовно-правовое противодействие деяниям экстремистской направленности, подкрепленное криминологическими средствами, имеет принципиально важное значение, поскольку создает надежную преграду криминальным формам проявления экстремизма. В этой связи возникает необходимость в формировании систематизированного блока взаимосвязанных и принципиально новых научных знаний, которые должны стать частью уже сложившейся системы, составляющей содержание криминологической науки. Эти знания, образуя круг важных положений, выводов и предложений, существенно дополнят ее арсенал. Поэтому представляется целесообразным восполнить существующий пробел и, основываясь в том числе на соответствующих эмпирических данных, дать общую характеристику состояния экстремистской преступности и определить ее основные причины.

Отметим, что в период с 2008 по 2015 г. количество деяний экстремистской направленности, нашедших свое отражение в уголовно-правовой статистике, росло темпами, непосредственно опережающими рост преступности в целом. При этом общее же количество преступлений в России за этот период характеризуется плавным снижением. Так, если в 2003 г. было зарегистрировано всего 157 деяний исследуемой группы, то в 2015 г., по данным статистической отчетности МВД России, их было 1308. И это самый высокий показатель за весь исследуемый период. На этом фоне количество преступлений экстремистской направленности увеличилось более чем в 7 раз (см. диаграмму 1).

Сравнительно невысокие показатели преступлений экстремистской направленности в начале формирования статистической отчетности исследуемой группы деяний обусловлены внесенными в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской

Диаграмма 1. Данные о количестве зарегистрированных преступлений экстремистской направленности за 2003-2015гг . 1

Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”» новеллами. Криминализация новых, ранее не известных правоприменителю деяний, закрепленных в ст. 282" и 282 УК РФ, а также определение исчерпывающего перечня преступлений экстремистской направленности, нашедших свое закрепление в диспозиции ст. 282 1 УК РФ, указывают на то, что судебно-следственная практика по делам рассматриваемой категории преступлений в указанный период лишь только начинала формироваться. Проблемы, возникающие при применении этих норм, в частности, отсутствие общего понимания криминообразующих признаков данных составов преступлений, безусловно, искажали данные статистики, что, в свою очередь, препятствовало объективному отражению масштабности экстремизма и выработке мер по противодействию деяниям экстремистской направленности.

Необходимо отметить, что и в науке в этот момент также не сформировалось единого мнения по квалификации вновь криминализированных составов, о чем свидетельствуют многочисленные комментарии, учебники и монографии . Это еще больше усложняло и без того непростую ситуацию по оценке противоправных признаков экстремизма.

Особое внимание необходимо также обратить и на стабильность ежегодного прироста преступлений экстремистской направленности - в среднем 20%, при условии стабильного снижения преступности в целом за последние пять лет (см. диаграмму 2).


Диаграмма 2. Данные о состоянии преступности в России за 2008-2015 гг . 1

По мнению большинства проинтервьюированных респондентов (68%), доминирующей причиной такого роста является укрепление позиций экстремистских организаций, влекущее за собой их повышенную криминальную активность. Однако другая группа респондентов (23%) связывает данный факт с качеством работы правоохранительных органов, выражающейся в выработке новых, более эффективных подходов по правовой оценке различных экстремистских проявлений. Значительная роль в данном вопросе принадлежит Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», в рамках которого даны практические рекомендации по применению норм, регламентирующих ответственность за преступления экстремистской направленности, определены особенности этих деяний, отличающие их от смежных составов преступлений, что, безусловно, способствовало повышению эффективности правоприменительной деятельности в рассматриваемой области.

На опасность криминальных форм экстремистских проявлений указывает и увеличение удельного веса преступлений экстремистской направленности начиная с 2003 г. Хотя на этом же этапе наблюдается резкое снижение случаев совершения террористических актов как наиболее радикальной формы проявления экстремизма (см. диаграмму 3).

Наибольшее количество террористических актов в рассматриваемом периоде было зарегистрировано в 2003 г. (561 преступление). Тогда наблюдался резкий всплеск террористической активности. Наименьшее количество было зафиксировано в 2015 г. (8 преступлений). Такая тенденция не свидетельствует об уменьшении общественной опасности экстремизма. Считаем, что это указывает лишь на то, что применение таких радикальных форм экстремистской деятельности стало менее эффективным, не принося желаемого результата. В этом случае экстремизм можно отождествлять с вирусом, который постоянно мутирует, приобретая при этом новые формы, эффективные инструменты борьбы с которым в праве еще не сформированы.

Определяя особое значение в области противодействия экстремизму деятельности правоохранительных органов, полагаем, что о качестве их работы могут также свидетельствовать данные о раскрытых преступлениях (см. диаграмму 4).


Диаграмма 3. Данные о количестве зарегистрированных преступлений, предусмотренных cm. 205 УК РФ, за 2003-2015 гг."


Диаграмма 4. Данные о количестве раскрытых преступлений экстремистской направленности за 2003-2015гг. 2

Они указывают на то, что доказывание по делам о преступлениях экстремистской направленности на протяжении всего исследуемого периода представляло сложность. Это говорит не только о потребности в повышении квалификации соответствующей категории работников правоохранительных органов, но и о совершенствовании рекомендаций, даваемых Верховным Судом Российской Федерации, а также норм уголовного закона.

Проведенное нами исследование показало высокий уровень латентности преступлений экстремистской направленности, что свидетельствует о несоответствии

приведенных выше статистических данных реальному объему криминального экстремизма. По мнению ряда ученых, настоящий уровень рассматриваемой группы деяний может в разы превышать цифры, заявленные в официальной статистике 1 . Эта озабоченность также высказывается и представителями правоохранительных структур .

Обозначенное выше подтверждается результатами проведенного нами интервьюирования респондентов . При этом лишь малая их часть (18%) не сталкивалась, с их точки зрения, с какими-либо проявлениями экстремизма.

Несомненно, особую опасность латентности преступлений экстремистской направленности придает деятельность правоохранительных органов, «зацикленных» на выполнении и соблюдении показателей, положенных в основу оценки качества их работы. По этой причине в ряде случаев встречается практика умышленно ошибочной квалификации деяний, когда преступление экстремистской направленности перестает быть таковым и плавно «перетекает» в принципиально иное деяние. Эту позицию подтверждают 44% опрошенных представителей правоохранительных органов.

Вышеизложенное еще раз указывает на очевидность высочайшего уровня латентности преступлений экстремистской направленности. По этой причине фактические темпы роста исследуемой группы преступлений значительно превышают динамику их выявления.

Исследовав проблемы практики применения норм уголовного закона, регламентирующих ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности, мы пришли к выводу, что основными причинами такого высокого уровня латентности являются следующие факторы и обстоятельства:

  • - пробельность и противоречивость современного антиэкстремистского законодательства (мы выделяем это в качестве главной причины) ;
  • - низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов , влекущий за собой как ошибки, так и умышленные действия, искажающие правовую оценку различных форм экстремистских проявлений;
  • - правовой нигилизм основной массы современного российского общества;
  • - широкомасштабная, неконтролируемая миграция.

Проведенный нами анализ статистических данных, а также опрос представителей правоохранительных органов показал, что наиболее распространенными преступлениями экстремистской направленности и соответственно наиболее проблемными с точки зрения практики применения (из ранее предложенного нами перечня) являются деяния, закрепленные в ст. 280, 282, 282" и 282 2 УК РФ.

Ярким примером могут служить статистические данные о вышеназванных преступлениях как на территории Российской Федерации в целом, так и на территории Приволжского федерального округа и Нижегородской области (см. табл. 1, 2).

Таблица I

Сведения о зарегистрированных преступлениях, предусмотренных ст. 280, 280 1 , 282 , 282 1 , 282 2 УК РФ, за 2008-2015 гг. 1 на территории Российской Федерации

^татья^Е??.

Таблица 2

Сведения о зарегистрированных преступлениях, предусмотренных ст. 280, 280 1 , 282 , 282 1 , 282 2 УК РФ, за 2008-2015 гг. 2 на территориях федеральных округов Российской Федерации

Статья C2J.

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

  • 1 Статистические данные ГИАЦ МВД России за 2008-2015 гг.
  • 2 Там же.

Окончание табл. 2

Статья-CSS.

Северо-Западный федеральный округ

Зальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский Федеральный округ

Северо-Кавказский

)едеральньш округ

Представленные результаты показывают, что наиболее часто встречающимися являются преступления, предусмотренные ст. 280 и 282 УК РФ. Причем исследуемая группа деяний наиболее распространена на территориях Центрального и Приволжского федеральных округов, характеризующихся многонациональным, многоконфессиональным обществом, в том числе максимально насыщенных мигрантами. Полагаем, что это и объясняет высокую активность экстремистов.

При этом любое начало преступной деятельности, предполагающее придание ей повышенного общественного резонанса, основанного на экстремистской мотивации, обязательно включает в себя активную противоправную агитацию и пропаганду. По мнению Р. М. Узденова, именно это и является обязательным предшествующим этапом последующих насильственных акций экстремизма, что соответствует идеологии экстремистов 1 .

Схожая картина наблюдается и на территории Нижегородской области.

Таблица 3

Сведения о зарегистрированных преступлениях, предусмотренных ст. 280, 280 1 , 282 , 282 1 , 282 2 УК РФ, за 2008-2015 гг. 2 на территории Нижегородской области

^татья^-?^-

Стабильность ежегодного роста исследуемой группы преступлений предопределяет актуальность рассмотрения вопроса о перспективах динамики ее развития. Осознавая объективную невозможность предоставления достоверных данных, отражающих ее, считаем допустимым предложить авторское видение развития исследуемой группы деяний с учетом существующего сегодня и прогнозируемого уровня экстремистского противостояния.

Полагаем, что в ближайшие несколько лет количество преступлений, предусмотренных ст. 280,282, 282" и 282 УК РФ, а также недавно криминализируемых деяний в ст. 280 1 , 282 3 и 354" УК РФ, будет отличаться ежегодным ростом. Например, по ст. 280* УК РФ «Публичные призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации», вступившей в действие 9 мая 2014 г., за неполный год и в целом при отсутствии практики ее применения уже было возбуждено и находится в производстве восемь уголовных дел. О возможном росте могут свидетельствовать ряд как объективных, так и субъективных факторов. В частности, это подтверждается не только несовершенством антиэкстремист- ского законодательства, но и наметившейся тенденцией обострения национально-религиозных отношений и на территории России, и во всем мире, а также количественным ростом экстремистских организаций, в связи с чем логично предположить, что увеличится и число совершаемых ими деяний. Основная часть проинтервьюированных респондентов, среди которых были как обычные граждане, так и представители правоохранительных структур, в общей своей массе (72%) высказали озабоченность последующим ростом различных форм проявлений экстремизма, в том числе и криминальной. При этом основную боязнь у респондентов вызывают последствия экстремистских акций, влекущие за собой не только причинение реального ущерба, но и, в первую очередь, утрату авторитета власти и доверия к государственному аппарату у населения. Осознанность данного обстоятельства есть и у представителей государственных структур. В частности, ярким примером могут служить ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В своих выступлениях В. В. Путин неоднократно акцентировал свое внимание на необходимости сохранения национальной и духовной идентичности. По его мнению, «ближайшие годы будут решающими и, может быть, даже переломными, и не только для нас, а практически для всего мира, который вступает в эпоху кардинальных перемен, а может быть, даже и потрясений. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера» 1 .

Исходя из анализа статистических показателей рассматриваемой группы преступлений, можно выделить, в частности, следующие тенденции развития преступлений экстремистской направленности: а) дальнейшее увеличение количества исследуемых преступлений; б) повышение степени их обшественной опасности вследствие появления новых форм экстремистских проявлений; в) сохранение высокого уровня латентности.

Учитывая столь неоптимистические прогнозы, хотелось бы отметить возможные последствия преступлений экстремистской направленности и их особенности.

Во-первых, мы полагаем усиление националистического и религиозного противостояния в России.

Во-вторых, активное проникновение экстремизма в ранее не подверженные его влиянию сферы государственной и общественной деятельности. Например, ранее мы уже констатировали проникновение экстремистских проявлений в современную науку.

В-третьих, увеличение геополитических конфликтов, основанных на экстремистской мотивации и влекущих значительное количество неповинных жертв.

В-пятых, утрата общечеловеческих и обшеправовых ценностей.

Все вышеизложенное указывает на необходимость выработки более эффективных мер по противодействию экстремизму, чем существующие сегодня. При этом деятельность правоохранительных органов в области предупреждения преступлений экстремистской направленности должна быть научно обоснована и направлена на выявление обстоятельств, способствующих их совершению .

Полагаем, что эффективность такого противодействия в первую очередь зависит от универсальности применяемых механизмов, которые могут найти свое выражение в следующих правовых и организационных мерах: а) унификация антиэкстремистского законодательства; б) создание межведомственных комиссий по противодействию экстремизму с участием общественности и представителей всех религиозных и этнических конфессий; в) постоянный мониторинг общественного мнения по вопросам терпимости в обществе; г) воспитание молодого поколения, основанное на принципе толерантности.

Можно с уверенностью сказать, что размеры и последствия преступлений экстремистской направленности стали и будут реальной угрозой для национальной безопасности государства. Такой вывод неоднократно делался и в многочисленных выступлениях руководства МВД России 1 .

Безусловно, национальная безопасность государства во многом зависит от социально-экономического благосостояния социума, от способности государственных структур регулировать складывающиеся в обществе отношения, устанавливать приемлемые и общие для всех правила поведения, направленные на его сплочение. В современных условиях экстремизм, основной задачей которого является раскол общества, нарушает баланс интересов общества и государства и создает благоприятные условия для его развития, что, безусловно, отрицательно сказывается на стабильности российской государственности в целом.