Изучение пожаров разбор пожаров. Методические рекомендации по проведению разбора пожаров в подразделениях фпс сибирского федерального округа

Изучение пожаров организуют и проводят в соответствии с Инструкцией по изучению пожаров. Такое изучение является важнейшим и необходимым условием повышения уровня ПТП начсостава, организации пожаротушения, боевой подготовки подразделений, а также качества пожарно-профилактической работы. Изучение пожара включает в себя следующие элементы: исследование пожара; составление документа по исследованию (описание пожара или карточки боевых действий); разбор пожара (анализ пожарно-профилактической работы и боевых действий пожарных подразделений); анализ боевых действий.

Исследованию подлежит любой пожар, независимо от его размеров, величины материальных потерь и количества использованных сил и средств. К исследованию привлекают наиболее подготовленных лиц среднего и старшего начсостава пожарной охраны, не участвовавших в тушении данного пожара и не обслуживающих объект, на котором имел место пожар, в профилактическом отношении. В некоторых случаях могут привлекаться специалисты научных учреждений и учебных заведений пожарной охраны МЧС и инженерно-технических работников объектов и служб города.

Исследование пожара фактически начинается с момента прибытия первого пожарного подразделения, принятия РТП и другими должностными лицами мер к сохранению и своевременному изъятию вещественных доказательств, получения сведений от работников объекта и других граждан, обнаруживших пожар, а также от участников других событий, имеющих отношение к пожару.

При исследовании пожара ставятся такие цели: проанализировать противопожарное состояние объекта и его соответствие действующим нормативным документам, установить причину пожара и оценить качество и действенность пожарно-профилактической работы на объекте; изучить процесс и параметры развития пожара, причины и условия, способствовавшие распространению огня и дыма, особенности поведения конструкций зданий, различных веществ, материалов и производственного оборудования в условиях пожара; проанализировать организацию тушения пожара, действия пожарных подразделений, администрации, ДПФ, рабочих и служащих при обнаружении и тушении пожара, спасании людей, эвакуации животных и имущества; установить причины несчастных случаев с людьми; изучить эффективность использования пожарной техники, огнетушащих веществ, средств связи, установок пожарной автоматики и систем противопожарного водоснабжения; подготовить мероприятия, направленные на улучшение деятельности аппарата и подразделений пожарной охраны по профилактическому обслуживанию объектов, организации тушения пожаров, обеспечению боевых действий подразделений, улучшению работы оперативного штаба и тыла.

Прежде чем приступить к подробному исследованию пожара, назначенное для этого лицо или группа лиц разрабатывает детальный рабочий план. В процессе его реализации организуются и проводятся: регистрация в хронологическом порядке всех событий, фактов и явлений, имевших место в процессе развития и тушения пожара; собеседования с лицами, обнаружившими пожар и сообщившими о нем в пожарную охрану, наблюдавшими те или другие явления в процессе развития и тушения пожара, участвовавшими в его тушении; детальный осмотр места пожара и проведение необходимых замеров, выполнение схем, фотосъемок и изъятие вещественных доказательств; изучение и анализ технологического процесса производства, строительных конструкций, состояния путей эвакуации, стационарных систем извещения и тушения, противопожарного водоснабжения, средств связи, а также проведение соответствующих аналитических и экспериментальных исследований; изучение оперативных документов, связанных с тушением пожара, и анализ выполнения их требований должностными лицами на пожаре; анализ предписаний Госпожнадзора, инструкций по пожарной безопасности на объекте, материалов инспекторских проверок деятельности пожарных подразделений; проведение экспериментов для оценки быстроты сбора достаточного количества сил и средств для тушения; анализ правильности действий РТП, оценка степени использования тактических возможностей пожарных подразделений, участвовавших в тушении.

Все факты, явления и действия, изучаемые в процессе исследования, по времени их свершения можно разделить на две группы: предшествующие возникновению пожара и происходившие в процессе развития пожара и его тушения.

Основные факты, явления и действия, предшествующие пожару, можно объединить в следующие группы:

    общие данные (адрес, наименование и ведомственная принадлежность объекта, дата постройки, соответствие проекту и требованиям противопожарных норм и правил, дата и время возникновения, обнаружения пожара и сообщения в пожарную охрану, а также причины пожара и лица, виновные в его возникновении);

    назначение объекта (здания или сооружения), характеристики производственного процесса, влияющие на возникновение, развитие и тушение пожара;

    конструктивные особенности объекта (здания, сооружения, помещения), влияющие на развитие, тушение и последствия пожара (этажность здания, конструктивный материал, степень огнестойкости, состояние путей эвакуации и др.);

    состояние электросетей и электроустановок (соответствие правилам устройства электроустановок и проектной документации, правильность их монтажа, состояние электрозащиты, молниезащиты и др.);

    состояние системы противопожарного водоснабжения (вид водоснабжения, диаметр водопроводных труб, напор в водопроводе, порядок его повышения, наличие подъездов к естественным и искусственным водоемам, запасы воды, наличие внутренних пожарных водопроводов и их эффективность и др.);

    наличие, вид и состояние автоматических установок обнаружения, извещения п тушения, эффективность их применения;

    наличие и соответствие нормам первичных средств пожаротушения, эффективность их применения;

    наличие, вид и состояние систем дымоудаления, их работа;

    характеристика средств связи и их роль в извещении о пожаре;

    характеристика местной пожарной охраны (вид пожарной охраны объекта, укомплектованность личным составом и техникой, уровень боевой готовности, знание начсоставом объекта, контроль за организацией службы, наличие и реальность оперативных документов, вид и численность сторожевой охраны и др.);

    противопожарное состояние объекта до пожара (роль администрации в обеспечении пожарной безопасности, наличие противопожарных формирований и их боеспособность, обслуживание объекта в противопожарном отношении должностными лицами Госпожнадзора);

    своевременность и качество пожарно-технических обследований, перечень предложенных мероприятий, степень их выполнения и влияние на возникновение, развитие и ход тушения пожара, случаи пожаров, происшедших ранее на объекте, использование прав Госпожнадзора и др.

Эти группы данных являются особенно важной частью исследования, так как они обусловливают причины возникновения, особенности развития пожара и боевой работы по его тушению. Перечисленные данные, как правило, получают путем тщательного изучения и анализа документов по противопожарному состоянию объекта, а также практической проверки несения службы и боеготовности подразделений, участвующих в тушении, противопожарного состояния объекта, в том числе его инженерных сооружений.

После изучения обстоятельств, предшествующих пожару, или одновременно с таким изучением рассматривают факты, явления и действия, происходившие в процессе развития и тушения пожара. Основными из них являются:

    данные о развитии пожара, поведение строительных конструкций и материалов в условиях пожара (особенности горения, пути и скорость распространения огня, влияние противопожарных преград, случаи взрывов, вспышек, вскипания и выбросов ГЖ, их причины и последствия, зоны задымления и их влияние на ход тушения, наличие вредных для дыхания и токсичных газов и другие явления, влияющие на развитие и тушение пожара);

    ход тушения и управление силами и средствами (обнаружение, способ и время сообщения о пожаре, правильность действий должностных лиц до прибытия пожарных подразделений, первые действия по тушению, организация встречи подразделений, действия дежурного диспетчера ЦППС или дежурного РОВД, время прибытия первого подразделения, действия первого РТП, время прибытия последующих подразделений и обстановка пожара к их прибытию и их действия, обстановка пожара на момент прибытия старшего РТП, принятие им решений и своевременность их выполнения, создание оперативного штаба, боевых участков и секторов и их работа по организации тушения, сведения о применении новых способов и приемов ведения боевых действий, перечень и степень использования подразделений на специальных пожарных машинах, количество и виды поданных на ликвидацию горения стволов и пеногенераторов, их эффективность, численность личного состава, участвовавшего в тушении и др.);

    оценка действий РТП, оперативного штаба и пожарных подразделений на пожаре (своевременность, правильность и полнота действий первого и последующих РТП по организации разведки пожара, оценке обстановки, вызову дополнительных сил и средств, их расстановке, организации спасательных и других работ, качество работы оперативного штаба по управлению силами и средствами, правильность использования сил и средств, степень подготовки личного состава подразделений к применению новых средств, способов и приемов ведения боевых действий, проявления отваги става, участвовавшего в тушении, и др.);

    обстоятельства, способствовавшие развитию пожара до крупных размеров (позднее обнаружение пожара, несвоевременность сообщения о пожаре, недостаток воды и других огнетушащих средств, несвоевременное прибытие сил и средств, неисправность пожарной техники, отсутствие ГДЗС, отсутствие или удаленность подразделений пожарной охраны, ошибки РТП и оперативного штаба в организации тушения и др.);

    последствия пожара (перечень всего, что сгорело и повреждено огнем и дымом, разрушено, вскрытых и разобранных при тушении конструкций зданий и сооружений, степень повреждения зданий и сооружений, оценка возможности их восстановления, данные о несчастных случаях с людьми и гибели животных, ущерб от пожара, степень влияния происшедшего пожара на процесс производства, количество спасенных людей, животных и материальных ценностей и др.).

После окончания исследования лица, выполнявшие его, на основании анализа разрабатывают выводы и предложения по принятию необходимых мер и ознакомляют с ними руководство аппарата, начальника гарнизона пожарной охраны и других должностных лиц в установленном порядке.

По результатам исследования составляют описание пожара или карточку боевых действий - в зависимости от величины материального ущерба от пожара, особенностей его развития и тушения, что предусмотрено требованиями действующих руководящих документов.

Описание пожара включает в себя такие разделы: сводные данные о пожаре; пояснительная записка; выводы, предложения и принятые меры. Оно, как правило, составляется по единой форме и строго в той последовательности, которая приведена в Инструкции по изучению пожаров.

В сводные данные о пожаре включают: общую часть (наименование объекта, его принадлежность, адрес, место возникновения и причина пожара, условия, способствующие распространению пожара, виновные лица, вид ответственности, вид пожарной охраны и др.); перечень последствий пожара (гибель людей, животных, ущерб от пожара, что повреждено, что спасено и др.); характеристику объекта (размеры зданий, площадь помещений, этажность, место возникновения и пути распространения огня и др.); дополнительные сведения (расстояние до пожарной части, эффективность противопожарных преград, причины несвоевременного и некачественного тушения, дата последнего обследования объекта, общее количество нарушений противопожарной безопасности и др.); данные о динамике развития и тушения пожара (время возникновения, обнаружения и сообщения о пожаре, время прибытия первого и последующих подразделений и т.д.); перечень задействованных сил и средств (по каждому подразделению: общее количество техники, участвовавшей в тушении, количество участников тушения и т.д.).

В пояснительной записке более подробно отражают: данные об объекте и его противопожарном состоянии до пожара; характеристику охраны объекта и результативность надзора пожарной охраны за его противопожарным состоянием; общую картину возникновения, развития и тушения пожара; положительные моменты и недостатки в организации тушения; основные огнетушащие вещества, примененные при тушении; неисправности пожарной техники; обстоятельства, места гибели и данные о погибших (травмированных) людях; круг лиц, проводивших расследование пожара; предварительные результаты расследования и др.

В разделе, посвященном выводам, предложениям и принятым мерам, указывают: основные причины возникновения и развития пожара; степень виновности работников пожарной охраны; предложения по предупреждению и успешному тушению подобных пожаров; перечень мероприятий, позволяющих исключить подобные пожары; упущения в организации пожарно-профилактической работы и в тушении пожара; меры, принятые для устранения допущенных недостатков, совершенствования организации и проведения профилактической работы и тушения пожаров.

К описанию пожаров прилагают: совмещенные графики изменения площади, периметра, фронта пожара, требуемого и фактического расходов огнетушащих средств; схемы тушения по этапам тушения пожара, а также фотоснимки и другие документы, раскрывающие особенности развития и тушения пожара.

Исследование каждого пожара заканчивается его разбором; результаты последнего отражают в конце описания пожара.

Утверждаю

Главный военный эксперт

генерал-полковник

П.В.ПЛАТ

1. Общие положения

1.1. Изучение пожаров является одним из основных условий совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров), совершенствования уровня готовности подразделений пожарной охраны и профессиональной подготовки их личного состава.

1.2. Изучение пожара включает в себя:

исследование пожара;

составление карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара или описания пожара;

разбор пожара.

1.3. Исследованию подлежит каждый пожар, подлежащий статистическому учету, независимо от количества работавших при тушении сил и средств и величины нанесенного ущерба.

1.4. Исследование пожаров поручается наиболее подготовленным должностным лицам территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и подразделений пожарной охраны.

1.5. При необходимости к изучению (исследованию) пожаров могут привлекаться специалисты научно-исследовательских и образовательных учреждений МЧС России.

1.6. Ответственность за своевременность, полноту и объективность изучения пожаров несут руководители территориальных органов МЧС России и подразделений пожарной охраны, силами которых проводилось изучение пожаров.

2. Исследование пожара

2.1. Исследование пожара начинается с момента возникновения пожара. Первый и последующие РТП, а также иные должностные лица, участвующие в тушении пожара, должны принимать меры постольку, поскольку это возможно, к сохранению и своевременному изъятию вещественных доказательств, получению сведений от очевидцев возникновения пожара и т.д.

2.2. Исследование пожара имеет цель:

установить место и причину возникновения пожара;

изучить процесс развития пожара, причины и условия, способствовавшие распространению опасных факторов пожара, особенности поведения конструктивных элементов здания (сооружения) и производственного оборудования, а также различных веществ и материалов в условиях пожара;

проанализировать причины, приведшие к гибели и травмированию людей, причинению материального ущерба;

оценить эффективность работы систем обнаружения и оповещения о пожаре, дымоудаления, а также установок пожаротушения;

оценку действий подразделений, участвовавших в тушении пожара, эффективности использования пожарной и аварийно-спасательной техники.

2.3. Работа по исследованию пожара осуществляется путем:

получения информации от лиц, обнаруживших пожар и сообщивших о нем в пожарную охрану, а также от участников тушения пожара;

изучения радио- и телефонных переговоров участников тушения пожаров и дежурно-диспетчерских служб сил и средств, задействованных в тушении пожаров;

детального осмотра места пожара с проведением необходимых замеров, фотосъемок, составлением планов-схем;

изучения на чертежах (схемах) и в реальной обстановке строительных конструкций, состояния путей эвакуации в пострадавшем от огня здании (сооружении), технологического процесса производства, состояния противопожарного водоснабжения, стационарных средств тушения, сигнализации, средств связи, подъездов и проездов, проведение аналитических и экспериментальных исследований.

3. Карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара

3.1. Карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара (далее - карточка) составляется по итогам исследования пожара, убыток от которого составил менее 3420 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ), в случае его соответствия одному или нескольким из следующих критериев, а именно:

на пожаре имели место случаи гибели людей (от 1 до 4 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны;

на пожаре имели место случаи травмирования людей (от 1 до 9 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны.

3.2. По решению начальника пожарного подразделения или начальника органа управления подразделениями пожарной охраны, карточки могут составляться на пожары, имеющие практический интерес для изучения и не соответствующие критериям, указанным в п. 3.1 настоящих методических рекомендаций.

3.3. Карточка составляется в срок не более 5 суток с момента ликвидации пожара, в срок не более 10 суток с момента составления изучается с личным составом всех подразделений пожарной охраны, привлекавшихся к тушению пожара.

3.4. Оформление и заполнение карточки осуществляется в соответствии с формой, указанной в приложении N 1. Ответы на поставленные в карточке вопросы должны быть достоверными, краткими и исчерпывающими.

3.5. К карточке прилагаются планы-схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны и на момент локализации пожара.

4. Описание пожара

4.1. Общие требования к составлению описания пожара

к тушению пожара привлекались силы и средства по повышенным номерам (рангам) вызова;

убыток от пожара составил 3420 МРОТ и более;

на пожаре погибло 5 и более человек, в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны;

на пожаре травмировано 10 и более человек, в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны.

4.1.2. Пожары, подпадающие под критерии, указанные в п. 4.1.1 настоящих методических рекомендаций (крупные пожары), изучаются руководителями и сотрудниками территориальных органов МЧС России.

4.1.3. По решению МЧС России или руководителя территориального органа МЧС России описание может составляться на любой пожар, исследование которого представляет практический или научный интерес.

4.1.4. Описание составляется в срок не более 30 суток с момента ликвидации пожара, подписывается лицами, исследовавшими пожар, и утверждается руководителем территориального органа МЧС России.

4.1.5. Описание изучается с начальствующим составом территориальных органов МЧС России и личным составом подразделений пожарной охраны в срок не позднее 90 суток с момента составления.

4.1.6. Описание составляется в необходимом количестве экземпляров, печатный и электронный экземпляры описания высылаются в соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и в МЧС России (через Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны).

4.1.7. Описание состоит из текстовой части и приложений.

4.2. Требования к составлению текстовой части описания пожара

4.2.1. При составлении текстовой части описания необходимо:

включать сведения о событиях, предшествующих пожару и произошедших в ходе тушения пожара, только после тщательной проверки их достоверности;

давать детальный анализ действий всех подразделений пожарной охраны и их руководителей, участвующих в тушении пожара, участников тушения пожара, а также условий, которые привели к развитию пожара до крупных размеров;

подробно освещать применение новых способов, методов и средств тушения, интенсивность подачи огнетушащих средств, поведение конструкций и др.;

отражать оперативно-тактическую характеристику организации (объекта);

выводы и предложения составлять таким образом, чтобы руководство органов управления пожарной охраны могло разработать мероприятия, обеспечивающие улучшение профилактической работы и организацию тушения пожаров;

таблицу основных показателей сосредоточения сил и средств развития и тушения пожаров, а также совмещенный график роста (во времени) площади пожара и суммарного расхода огнетушащих средств составлять после тщательного анализа и проверки цифровых данных.

4.2.2. В текстовой части описания должны быть отражены следующие сведения:

4.2.2.1. Общие данные:

адрес, наименование и принадлежность организации (объекта), на котором произошел пожар, дата его постройки, реконструкции;

назначение здания (сооружения, помещения), характер производственного процесса на момент возникновения пожара;

вещества и материалы, обращающиеся (хранящиеся) в данном производстве, их характеристика, количество и величина пожарной нагрузки на момент возникновения пожара;

характеристика и условия проводимых работ (мероприятий), которые могли явиться причиной возникновения пожара;

наличие признаков аварийных режимов работы аппаратов и оборудования на момент возникновения пожара.

4.2.2.2. Строительные и конструктивные особенности здания (сооружения, помещения), имеющие отношение к особенностям развития, тушения и последствиям пожара:

этажность, общая высота, размеры в плане, поэтажная планировка, наличие подвалов, чердака и технического этажа, их планировка, что в них находилось;

материал и конструкция наружных и внутренних капитальных стен, колонн, опор, перегородок; подвальных, междуэтажных и чердачных перекрытий; внутренних и наружных лестниц; ферм, стропил, прогонов, обрешетки покрытия, кровли; противопожарных зон (отсеков), стен и дверей;

наличие и состояние путей эвакуации, наружных и незадымляемых лестниц; системы отопления, освещения, вентиляции, их наличие, конструктивные особенности и техническое состояние;

наличие шахт, проемов, коммуникаций, подпольного пространства и других отверстий, связывающих этажи и помещения, их число, размеры в плане, влияние на ход развития и тушения пожара;

расстояние до соседних зданий (сооружений, установок), степень огнестойкости последних, влияние на ход развития и тушения пожара;

другие данные строительно-конструктивного характера, имеющие отношение к причине пожара, распространению огня и дыма, спасению людей, проведению работ по тушению пожара.

4.2.2.3. Состояние электросетей, электроустановок и газового хозяйства:

соответствие кабельных линий, электропроводок, электрических сетей и электрооборудования правилам устройства электроустановок;

правильность прокладки кабельных линий, монтажа электропроводок и электрических сетей, их техническое состояние;

наличие, вид и состояние молниезащитных устройств;

наличие, вид и состояние устройств защиты от статического электричества;

соответствие кабельных линий, электропроводок, электрических сетей, электроустановок нормативным требованиям пожарной безопасности;

наличие и состояние газового хозяйства, его соответствие требованиям норм пожарной безопасности;

наличие других установок и оборудования, оказавших влияние на ход развития и тушения пожара.

4.2.2.4. Состояние противопожарного водоснабжения:

наличие и вид противопожарного водоснабжения;

пожарные водоемы, их емкость, наличие подъездов, пирсов и устройств для забора воды из них;

водопровод, его вид (внутренний или наружный, кольцевой или тупиковый), диаметр;

ближайшие водоисточники, возможность их использования для целей пожаротушения, расстояние от них до места пожара;

состояние гидрантов и подъездов к ним до пожара, дата их последней проверки на водоотдачу;

давление в водопроводе и порядок его повышения при пожаре, практическая водоотдача водопроводных сетей (дата и результаты последней проверки);

наличие и укомплектованность внутренних пожарных кранов, эффективность их применения;

соответствие противопожарного водоснабжения нормативным требованиям пожарной безопасности.

4.2.2.5. Средства обнаружения, тушения, дымоудаления и оповещения о пожаре:

наличие, вид и состояние установок обнаружения и извещения о пожаре, тушения пожаров, средств оповещения людей о пожаре, их роль в своевременном извещении о пожаре;

наличие, вид и состояние систем дымоудаления, их работа в условиях пожара;

наличие первичных средств пожаротушения, их применение при пожаре.

4.2.2.6. Характеристика подразделений пожарной охраны:

сведения о подразделениях пожарной охраны, дислоцированных в населенном пункте (сельском районе);

существующий порядок организации работы подразделений пожарной охраны и их органов управления;

численность личного состава и укомплектованность дежурных караулов (смен) пожарных подразделений;

количество и вид основной и специальной пожарной техники, состоящей на вооружении пожарных подразделений, ее укомплектованность и исправность;

средства индивидуальной защиты органов дыхания, состоящие на вооружении пожарных подразделений;

вид пожарной охраны, охраняющей организацию (объект), населенный пункт, расстояние до места пожара;

состояние готовности пожарных подразделений к выполнению задач по предназначению, осуществление контроля за организацией службы;

сосредоточение сил и средств на месте пожара в соответствии с Расписанием выездов подразделений пожарной аварийно-спасательных работ и Планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

численность сил и средств, привлекаемых на тушение пожара в организации (объекте) по автоматическому номеру вызова;

общая численность сил и средств, привлекаемых на тушение пожара в организации (объекте) по максимальному номеру вызова;

наличие плана или карточки тушения пожара на организацию (объект), соответствие указанных в них данных реальной обстановке, периодичность их корректировки, степень использования и роль этих документов во время тушения пожара;

другие виды подразделений, выполняющих задачи по тушению пожаров, численность дежурных смен, их техническая оснащенность и качество несения службы;

случаи возникновения пожаров в организации (объекте) ранее, их причины и принимавшиеся по ним меры.

4.2.2.7. Ход тушения, руководство тушением пожара (все процессы, изменения и события, происходящие на пожаре, должны строго фиксироваться во времени):

дата, время возникновения, обнаружения пожара;

условия обнаружения пожара, способ и время сообщения о пожаре в пожарную охрану, организация встречи подразделений пожарной охраны;

действия лиц, обнаруживших пожар, а также принятые ими меры по спасению людей, имущества и тушению пожара, эффективность этих мер;

действия дежурных диспетчеров (радиотелефонистов) задействованных дежурно-диспетчерских служб, четкость их работы по приему сообщений о пожаре и высылке сил и средств на пожар в соответствии с Расписанием выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, Планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и инструкциями (соглашениями) о взаимодействии;

время прибытия первого пожарного подразделения, обстановка сложившаяся на пожаре к этому моменту (угроза людям, опасность взрыва, обрушения, отравления аварийно-химическими опасными веществами, площадь пожара, характер и особенности его развития);

действия первого и последующих РТП по оценке сложившейся обстановки, разведке пожара, выбору решающего направления тушения пожара, вызову дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и других участников тушения пожара, расстановке и сил и средств пожаротушения, осуществлению перегруппировки сил и средств в ходе тушения пожара (ее цели и необходимость проведения);

проведение спасательных и эвакуационных мероприятий, принцип выбора огнетушащих средств и способов их подачи для тушения пожара, использование специальной и вспомогательной техники, сбор сведений о пожаре и др.;

соответствие действий оперативного штаба пожаротушения руководящим документам МЧС России;

взаимодействие РТП и оперативного штаба пожаротушения со службами жизнеобеспечения организации (объекта), населенного пункта (района), привлечение к тушению пожара населения и т.д.;

правильность и эффективность использования сил и средств, участвующих в тушении пожара;

проявление смелости, отваги и самоотверженности при тушении пожара, спасании людей, материальных ценностей и имущества от огня сотрудниками (работниками) пожарной охраны, иными лицами;

меры по спасению людей, животных, оборудования и имущества, обстоятельства гибели людей и животных;

обстоятельства гибели и травмирования людей (животных);

сведения о применении новых приемов и способов спасания людей и тушения пожара, их эффективность;

численность участвовавшего в тушении пожара личного состава подразделений пожарной охраны и количество используемой ими техники, других участников тушения пожара. Реализация тактических возможностей сил и средств подразделений пожарной охраны.

4.2.2.8. Обстоятельства, способствовавшие развитию пожара:

позднее обнаружение пожара и несвоевременное сообщение о нем в пожарную охрану;

отсутствие водоисточников, недостаток воды и других огнетушащих средств;

неудовлетворительное противопожарное состояние организации (объекта) на момент возникновения пожара (по выявленным недостаткам);

несвоевременное прибытие подразделений пожарной охраны (поздний сбор и выезд по тревоге, незнание района выезда, маршрута следования и организации (объекта), плохое состояние дорог (дорожного покрытия) и загруженность их транспортом, неисправность пожарной техники, а также ее отсутствие в месте дислокации с объяснением причин отсутствия);

недостаточное количество основной и специальной пожарной автотехники, ее использование не на полную мощность, неудовлетворительное техническое состояние пожарной автотехники, ее не укомплектованность пожарно-техническим вооружением и оборудованием;

ошибки первого и последующего РТП, оперативного штаба в организации тушения пожара, управлении силами и средствами;

влияние метеорологических условий (высокие или низкие температуры, ветер, его направление и скорость и т.д.) и степень их воздействия на исход тушения пожара;

наличие легковоспламеняющихся, горючих, взрывопожароопасных, ядовитых и радиоактивных веществ;

отсутствие документов предварительного планирования действий по тушению пожаров или их не использование подразделениями пожарной охраны (администрацией, сотрудниками (работниками) организации (объекта));

невыполнение должностными лицами пожарной охраны (администрации организации (объекта)) требований нормативных правовых актов по организации тушения пожаров;

отсутствие или удаленность расположения подразделений пожарной охраны;

малочисленность подразделений пожарной охраны.

4.2.2.9. Последствия пожара:

сведения о людях, пострадавших на пожаре (гибель и травматизм) и погибших животных;

количество и площадь сгоревшего, поврежденного или испорченного огнем и дымом имущества, строений и т.д.;

количество (площадь) разрушенных, вскрытых и разобранных конструкций здания (сооружения) во время пожара;

степень повреждения здания (сооружения, транспортного средства) и возможность его последующего восстановления;

ущерб от пожара в целом и отдельно по зданиям (сооружениям), машинам и оборудованию, инвентарю, товарно-материальным ценностям, сырью и готовой продукции;

степень влияния происшедшего пожара на дальнейший процесс производства (работу организации, (объекта)) и выпуск продукции;

сведения о спасенных людях и животных, сохраненных зданиях и сооружениях, машинах, оборудовании, инвентаре, сырье, готовой продукции и других материальных ценностях;

причина пожара (если установлена или предполагаемая) и предполагаемые виновные лица;

сведения о погибших на пожаре (Ф.И.О., возраст).

4.2.2.10. Принятые меры по пожару:

возбуждение уголовного дела, его номер, по какой статье, кто привлекается к ответственности или проходит по делу в качестве подозреваемого;

наличие постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

4.2.2.11. Выводы и предложения по пожару:

основные причины, приведшие к возникновению и развитию пожара до крупных размеров;

перечень мероприятий, позволяющих в дальнейшем исключить возможность возникновения и развития подобных пожаров;

пути и способы устранения выявленных в ходе изучения (исследования) пожара недостатков в деятельности органов управления пожарной охраны;

другие предложения лиц, занимавшихся исследованием происшедшего пожара.

4.2.3. Придерживаясь рекомендуемой последовательности отражения вопросов, необходимо проявлять инициативу в сборе сведений, стремясь в полной мере использовать новейшие достижения науки, техники и криминалистических средств, для более глубоких и обоснованных выводов о причине, особенностях развития пожара и лицах, виновных в его возникновении.

4.3. Требования к составлению приложений к описанию пожара

4.3.1. Приложения к описанию состоят из:

карточки учета пожара, разработанной в соответствии с требованиями нормативных правовых документов МЧС России, определяющих требования к формированию электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий;

выписки из Расписания выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и Плана привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, состоящие из титульного листа и листа (листов) на котором указываются силы и средства, привлекаемые к тушению на исследуемом пожаре, в соответствии с установленными номерами (рангами) пожаров;

таблицы основных показателей сосредоточения сил и средств, развития и тушения пожара;

совмещенного графика изменения площади, требуемого и фактического расхода огнетушащих средств;

планов-схем расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения, на момент смены каждого РТП, на момент сосредоточения сил и средств согласно Расписания выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, Плана привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, на момент каждой перегруппировки сил и средств, локализации и ликвидации пожара;

фотоснимков (панорамных, ориентирующих, обзорных масштабных и др.);

копий других оперативных документов по исследуемому пожару, актов, решений, приказов и других документов, касающихся происшедшего пожара.

4.3.2. Количество планов-схем расстановки сил и средств на тушение пожара, чертежей отдельных конструкций и фотоснимков зависит от характера, размеров пожара и определяется в каждом отдельном случае, исходя из необходимости наиболее полного освещения особенностей данного пожара.

4.3.3. Схемы, чертежи и фотоснимки размещаются в конце описания в виде приложения. Размеры листов должны быть 20x30 см или 30x40 см. Фотоснимки выполняются размером 12x18 см, наклеиваются на листы бумаги и подписываются.

4.3.4. При составлении планов-схем и графиков применяются принятые условные обозначения.

На планах-схемах указываются:

место возникновения пожара - красным флажком;

пути распространения огня и дыма - красными и синими стрелками;

помещения (сооружения, территория), охваченные огнем, отмечаются штрихом красного цвета, задымленные - штрихом синего цвета.

Кроме этого, на планах-схемах в обязательном порядке указываются: расположение пожарных и других автомобилей, участвующих в тушении пожара; пути прокладки рукавных линий и исходные позиции стволов; место расположения штаба пожаротушения, контрольно-пропускного пункта (КПП) ГДЗС, тыла; позиции участков (секторов), а также расположения и места установки специальных агрегатов, приборов, резерва сил и средств и другие необходимые данные.

4.3.5. О наличии приложений делается запись в конце текстовой части описания.

5. Разбор пожаров

5.1. Изучение каждого конкретного пожара завершается разбором хода его тушения. Разбор производится в соответствии с требованиями документов МЧС России, определяющих требования к подготовке личного состава пожарных подразделений и органов управления подразделениями пожарной охраны.

6. Анализ действий подразделений пожарной охраны

6.1. Анализ действий подразделений пожарной охраны при тушении пожаров составляется ежеквартально (нарастающим итогом) во всех подразделениях пожарной охраны и не реже раза в полугодие в каждом территориальном органе МЧС России и органе управления пожарной охраны по охране объектов и муниципальных образований.

6.2. При разработке анализа основными источниками сведений о работе подразделений пожарной охраны при тушении пожаров являются материалы исследования пожаров, (карточки действий подразделений пожарной охраны при тушении пожаров, описания пожаров и акты о пожарах). На основе их составляется сводная таблица по тушению пожаров за отчетный период (приложение N 2).

6.3. На основании анализа материалов исследования пожаров и сводной таблицы, сравнения их с данными предыдущих анализов составляются краткие выводы, выявляются положительные стороны и недостатки в подготовке подразделений пожарной охраны, организации службы и тушения пожаров, разрабатываются мероприятия по повышению готовности подразделений пожарной охраны, улучшению организации тушения пожаров. Эти мероприятия в обязательном порядке включаются в документы, планирующие работу территориальных органов МЧС России, подразделений пожарной охраны.

6.4. Результаты анализа изучаются на служебных совещаниях, разборах пожаров и т.д., а также используются территориальными органами МЧС России и подразделениями пожарной охраны при разработке обзоров по вопросам организации тушения пожаров, службы и подготовки пожарных подразделений.

Приложение 1

N вызова _________________________________________________________

(по количеству сил и средств на момент локализации пожара)

КАРТОЧКА

действий ______________________________________________________________

(полное наименование подразделения, в районе выезда которого

произошел пожар)

по тушению пожара произошедшего ___________________

(число, месяц, год)

1. Наименование организации (объекта), ведомственная принадлежность (форма

собственности, адрес) _____________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Характеристика организации (объекта) ___________________________________

(размеры в плане, этажность,

___________________________________________________________________________

конструктивные особенности, степень огнестойкости,

___________________________________________________________________________

3. Кем охраняется организация (объект), кто обнаружил пожар _______________

___________________________________________________________________________

возникновения пожара ____________________ площадь _____________________

обнаружения пожара ______________________ площадь _____________________

сообщения о пожаре ______________________ площадь _____________________

выезда дежурного караула (смены) ______________________________________

прибытия на пожар _______________________ площадь _____________________

подачи первого ствола ___________________ площадь _____________________

вызова дополнительных сил _______________ площадь _____________________

локализация _____________________________ площадь _____________________

ликвидация ____________________________________________________________

возвращения в часть (место постоянной дислокации) _____________________

5. Водоснабжение: _________________________________________________________

(вид, характеристика водоснабжения,

___________________________________________________________________________

исправность, расстояние до места пожара)

___________________________________________________________________________

6. Способы подачи воды: от емкостей автоцистерн ___________________________

(количество стволов)

с установкой на водоисточник ______________________________________________

___________________________________________________________________________

вид используемой техники, расстояние до места пожара)

подвоз воды _______________________________________________________________

(количество, вид и расстояние до водоисточника, вид используемой

___________________________________________________________________________

подача воды в перекачку ___________________________________________________

(количество и вид водоисточников,

___________________________________________________________________________

вид используемой техники, длина магистральной линии)

7. Обстановка на пожаре ___________________________________________________

(что и где горело, ход развития и тушения

___________________________________________________________________________

пожара, действия формирований ДПО и населения до прибытия пожарных

___________________________________________________________________________

подразделений, действия пожарных подразделений)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

8. Оценка действий: _______________________________________________________

РТП-1 _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

РТП-2 _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

РТП-3 и последующих ___________________________________________________

___________________________________________________________________________

Начальников участков (секторов) тушения пожара ________________________

___________________________________________________________________________

Пожарных подразделений ________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

9. Особенности тушения пожара: ____________________________________________

___________________________________________________________________________

создание оперативного штаба на пожаре _____________________________________

___________________________________________________________________________

(время, состав штаба)

создание участков (секторов) тушения пожара _______________________________

___________________________________________________________________________

(время, задачи участков (секторов) тушения пожара)

10. Обстоятельства, способствующие развитию пожара: _______________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

усложняющие обстановку: ___________________________________________________

___________________________________________________________________________

(наличие АХОВ, взрывчатых, радиоактивных веществ и т.д.)

11. Кем (чем) потушен пожар: ______________________________________________

(Формированием ДТГО, подразделением пожарной

___________________________________________________________________________

охраны населением, совместно, первичными средствами,

___________________________________________________________________________

автоматикой)

11.1. С использованием техники организаций (объектов):

___________________________________________________________________________

(указать вид техники)

___________________________________________________________________________

11.2. С использованием сил и средств опорных пунктов тушения крупных

пожаров ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

11.3. С применением ГДЗС __________________________________________________

одно звено ___________________ два или более звеньев ______________________

(время работы) (время работы)

12. С какими службами было организовано взаимодействие: ___________________

___________________________________________________________________________

13. Не прибыли подразделения пожарной охраны и службы жизнеобеспечения,

предусмотренные Планом привлечения сил и средств подразделений пожарной

охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения

аварийно-спасательных работ, Расписанием выездов подразделений пожарной

охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения

аварийно-спасательных работ, затребованные РТП ____________________________

___________________________________________________________________________

(какие подразделения, причина неприбытия)

14. Неисправность в работе пожарной техники: ______________________________

___________________________________________________________________________

(марка автомобиля, номер подразделения, вид неисправности)

15. Причина и виновник пожара (установленный либо предполагаемый) _________

___________________________________________________________________________

16. Результаты пожара:

16.1. Спасено людей _______ чел., из них:

а) пожарными ____________________________

б) формированиями ДПО ___________________

в) населением ___________________________

16.2. Погибло при пожаре, причина гибели __________________________________

___________________________________________________________________________

16.3. Травмировано людей __________________________________________________

16.4. Уничтожено строений _________________________________________________

16.5. Погибло животных ____________________________________________________

16.6. Сумма ущерба, причиненного пожаром __________________________________

16.7. Общая стоимость спасенного имущества ________________________________

17. Израсходовано огнетушащих веществ _____________________________________

___________________________________________________________________________

(воды, пенообразователя, порошка и др.)

18. Случаи нарушения правил охраны труда и техники безопасности работниками

пожарной охраны ___________________________________________________________

(вид нарушения либо не отмечено)

при этом: погибло _____________________________________ чел.

травмировано __________________________________________ чел.

19. Выводы, предложения и принятые меры ___________________________________

___________________________________________________________________________

Приложения: планы, планы-схемы, фотоснимки и др.

Руководитель подразделения

пожарной охраны ____________________________________ (И.О.Фамилия)

(подпись)

"____" ___________ 20___ года.

Приложение 2

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

работы подразделений пожарной охраны по тушению пожаров

в городе, населенном пункте (районе)

за ________ кв. 20___ г.

1. Выезды дежурных караулов по тревоге.

Всего выездов _____________________________________________________________

В том числе на:

1.1. Пожары (в том числе в районы выезда других частей - указывается в

1.2. Аварии и несчастные случаи ___________________________________________

1.3. Пожары, не подлежащие учету __________________________________________

1.4. Лесные торфяные пожары _______________________________________________

(в числителе - лесные пожары, в знаменателе - торфяные)

1.5. Ложные (в том числе по ложному срабатыванию АПС - указывается в

знаменателе) ______________________________________________________________

1.6. Пожарно-тактические занятия и учения (в том числе в ночное время

Указывается в знаменателе) ______________________________________________

2. Пожары потушены:

2.1. ДПО, населением до прибытия пожарных подразделений (в том числе ДПО с

выездной пожарной техникой - указывается в знаменателе) ___________________

2.2. Автоматическими установками тушения пожара ___________________________

2.3. Силами одного караула ________________________________________________

2.4. Первым стволом (стволами) от емкости автоцистерны ____________________

с установкой пожарных автомобилей на водоисточники ________________________

2.5. От емкостей нескольких автоцистерн (без установки автомобилей на

водоисточники) ____________________________________________________________

2.6. С привлечением дополнительных сил и средств __________________________

3. При тушении пожаров использовались (используются данные только по

пожарам, указанным в п.п. 2.3 - 2.6):

3.1. 2 водяных ствола _____________________________________________________

3.2. 3 - 4 водяных стволов ________________________________________________

3.3. 5 - 7 водяных стволов ________________________________________________

3.4. 8 и более водяных стволов ____________________________________________

3.5. Воздушно-пенные стволы:

количество пожаров, потушенных с применением воздушно-пенных стволов __

в том числе: а) один ствол ____________________________________________

б) два и более стволов ___________________________________

израсходовано пенообразователя (литров) _______________________________

3.6. Смачиватели:

количество пожаров, потушенных с применением смачивателей _________________

израсходовано смачивателей (литров) _______________________________________

3.7. Огнетушащий порошок:

количество пожаров, потушенных с применением огнетушашего порошка _____

израсходовано огнетушашего порошка (кг.) ______________________________

3.8. Иные огнетушащие средства:

вид огнетушащего средства _____________________________________________

количество пожаров, потушенных с применением огнетушащего средства ____

израсходовано огнетушащего средства (килограмм, литров, штук и т.д.) __

3.9. Одно звено ГДЗС общее время работы _____ час.

3.10. Два и более звеньев ГДЗС _____ общее время работы _____ час.

3.11. Автолестница (автоподъемник) ________________________________________

3.12. Рукавный автомобиль _________________________________________________

в том числе опорных пунктов ___________________________________________

3.13. Насосная станция _________ в том числе опорных пунктов ______________

3.14. Автомобиль технический __________ в том числе опорных пунктов _______

3.15. Дымосос _________ в том числе опорных пунктов _______________________

3.16. Другие специальные автомобили _______________________________________

в том числе опорных пунктов ___________________________________________

3.17. Механизированный инструмент _________________________________________

4. Время следования к месту пожара (только в район выезда)

до 5 минут ____________________________________________________________

до 10 минут ___________________________________________________________

более 10 минут ________________________________________________________

5. Время с момента прибытия на пожар до ликвидации (в % отношении к общему

числу пожаров, указанных в п.п. 2.3, 2.4):

до 15 минут ___________________________________________________________

16 - 30 минут _________________________________________________________

31 минута - 1 час _____________________________________________________

61 минута - 2 часа ____________________________________________________

свыше 2 часов _________________________________________________________

6. Результаты пожаров:

6.1. Спасено людей: всего _________________________________________________

в т.ч. пожарными ______________________________________________________

6.2. Погибло при пожарах людей: всего _____________________________________

до прибытия пожарных подразделений ____________________________________

6.3. Травмировано людей ___________________________________________________

6.4. Уничтожено строений __________________________________________________

6.5. Сумма убытка, причиненного пожарами __________________________________

6.6. Общая стоимость спасенных материальных ценностей _____________________

6.7. Допущено дорожно-транспортных происшествий:

при следовании на пожар _______________________________________________

при следовании с места пожара _________________________________________

6.8. Допущены несчастные случаи с сотрудниками (работниками) пожарной

всего _________________________________________________________________

с летальным исходом ___________________________________________________

Начальник _________________________________________________________________

(наименование подразделения пожарной охраны)

___________________________ ___________________________________________

(звание) подпись (Ф.И.О.)

"____" _____________ 20___ год.

Примечания:

1. В зависимости от местных особенностей разделы таблицы могут быть

дополнены данными, необходимыми для анализа действий подразделений пожарной

2. При разработке анализа действий подразделений противопожарной

службы субъекта Российской Федерации таблица составляется как в целом по

субъекту Российской Федерации, так и раздельно по городам, населенным

пунктам (районам) охраняемым подразделениями противопожарной службы

субъектов Российской Федерации.

Приложение 3

СОВМЕЩЕННЫЙ ГРАФИК ИЗМЕНЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЖАРА, ТРЕБУЕМОГО И ФАКТИЧЕСКОГО РАСХОДА ОГНЕТУШАЩИХ ВЕЩЕСТВ ВО ВРЕМЕНИ

Пояснения к графику:

1. По оси ординат (вертикальная ось) откладывается:

слева - площадь пожара (в кв. м);

справа - расход огнетушащего вещества (в л/сек.).

2. По оси абсцисс (горизонтальная ось) откладывается время в минутах или в часах в зависимости от времени тушения.

3. Требуемый расход огнетушащего вещества определяется умножением значения площади пожара, на момент времени (выезда, прибытия на пожар, введения стволов), на требуемую для данного вида горящего вещества интенсивность, которая находится по таблицам учебных пособий по пожарной тактике.

4. Фактический расход огнетушащего вещества на определенный момент времени.

5. График требуемого расхода выполняется кривой линией, а фактического - ступенчатой.

Приложение к приказу

Сибирский региональный центр МЧС России

по проведению разбора пожаров в подразделениях ФПС

Красноярск – 2011

1. Общие положения.

1.1. Изучение и разбор пожаров производится в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций по проведению разборов пожаров» (письмо МЧС России от 01.01.2001 №), «Методических рекомендаций по изучению пожаров» (письмо МЧС России 13.03.2007 №), «Организационно-методических указаний по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России» 28.06.2007 № , письма Сибирского регионального центра МЧС России от 01.01.2001 г. № .

1.2. Изучение пожаров является одним из основных условий совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров), совершенствования уровня готовности подразделений и профессиональной подготовки личного состава пожарной охраны .

1.3. Разбор пожаров является одной из форм тактической подготовки начальствующего состава.

Разбор пожаров организуется и проводится с целью:

анализа действий по тушению пожара, уровня подготовки дежурных караулов (смен) пожарных подразделений;

анализа положительных сторон и недостатков в руководстве тушением пожара, новых приемов и способов тушения пожаров, использования огнетушащих веществ, пожарной техники и средств связи;


анализа оперативно-тактических особенностей объекта пожара, причин возникновения и особенностей развития пожара;

анализа случайных явлений и событий, происшедших при развитии и тушении пожара, причин происшедших случайностей, решения вопросов охраны труда ;

разработки мероприятий, направленных на устранение недостатков имевших место при тушении, обобщение и распространение положительного опыта.

2. Порядок изучения пожара

2.1. Изучение пожара включает: исследование пожара; составление карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара или описания пожара; разбор пожаров с личным составом подразделений пожарной охраны.

2.2. Исследованию подлежит каждый пожар, подлежащий статистическому учёту, независимо от его размеров, количества работавших при тушении сил и средств и величины нанесенного ущерба.

2.3. На каждый пожар, подлежащий статистическому учёту, убыток от которого составил менее 3420 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ), на котором имели место случаи гибели (от 1 до 2-х человек) и травмирования людей (от 1 до 4 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны, составляется карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара или, если тушение пожара представляет практический интерес - описание пожара.

Карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара составляются в срок не более 5 суток с момента ликвидации пожара, изучаются с личным составом всех подразделений пожарной охраны, привлекавшихся к тушению пожара, в срок не более 10 суток с момента составления карточки.

К карточке прилагаются схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны и на момент ликвидации пожара.

2.4. Пожары с убытком 3420 МРОТ и более, с групповой гибелью 3 и более человек, травмированием 5 и более человек, в том числе и сотрудников (работников) пожарной охраны (крупный пожар), в срок не более 20 суток с момента ликвидации пожара и направляются в адрес Сибирского регионального центра МЧС России через управление пожарно-спасательных сил и сил ГО в электронном виде, изучаются руководителями и сотрудниками структурных подразделений территориальных органов МЧС России с составлением описания пожара.

Также описание составляется на пожары, исследование которых представляет практический или научный интерес (по решению МЧС России либо руководителя территориального органа МЧС России).

При отсутствии в гарнизоне крупных и характерных пожаров, описания составлять на пожары, тушение которых представляет практический интерес не менее одного раза в месяц.

Описания пожаров в соответствии с п. п. 1.6 и 1.7 «Методических рекомендаций по изучению пожаров» от 01.01.2001 года (Пожары с убытком 3420 МРОТ и более, с групповой гибелью 5 и более человек, травмированием 10 и более человек, в том числе и сотрудников (работников) пожарной охраны (крупный пожар)) направляются в региональный центр через управление пожарно-спасательных сил и сил ГО Сибирского регионального центра МЧС России за 3 дня до отправки в ДПСС МЧС России. О направлении описания пожара в региональный центр необходимо доложить сотрудникам отдела организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ посредством телефонной связи. После устного согласования качества предоставленного описания пожара, данные документы направляются в адрес Департамента пожарно-спасательных сил МЧС России с сопроводительным письмом на бумажном носителе и в электронном виде.


2.6. Описание пожара (далее - описание) состоит из карточки исследования пожара, пояснительной записки и приложений. Описание составляется в срок не более 27 суток с момента ликвидации пожара, подписывается лицами, исследовавшими пожар, и утверждается руководителем территориального органа МЧС России.

Описание составляется в необходимом количестве экземпляров, один экземпляр высылается в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

3. Проведение разборов пожаров

3.1. Разбор пожаров проводится в 4 этапа:

1 этап: С личным составом дежурного караула, принимавшим участие в тушении пожара, разбор проводит начальник караула или лицо его замещающее при подготовке к смене в период подведения итогов несения службы за прошедшие сутки.;

2 этап: При проведении занятий по подготовке личного состава дежурных смен: с личным составом дежурного караула, принимавшего участие в тушении пожара, разбор проводит начальник караула или лицо его замещающее. С личным составом других караулов разбор проводит начальник подразделения ФПС или его заместитель. Все пожары, происшедшие в районе выезда подразделения ФПС, должны быть разобраны со всем личным составом дежурных караулов в течении 10 суток с момента ликвидации пожара.

3 этап: Ежемесячно с начальствующим составом подразделений ФПС, при проведении занятий по служебной подготовке, на основании карточки действия пожарного подразделения по тушению пожара и по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области (с отметкой в журнале учета занятий по служебной подготовке в соответствующем разделе);

4 этап: Разбор пожаров с начальствующим составом территориальных органов МЧС России и пожарных подразделений проводится в системе ШПОМ ежеквартально, по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области, а также по информационным письмам и обзорам, поступивших из Министерства или Регионального центра МЧС России (с отметкой в журнале учета занятий в ШПОМ в соответствующем разделе)

3.2. Разбор пожаров проводят лица, исследовавшие их под руководством старших начальников: подразделений ФПС, территориального органа МЧС России.

Разбор пожаров в подразделениях ФПС проводят в служебное время, в часы, отведенные на служебную и профессиональную подготовку, или в другие часы по решению начальника территориального органа МЧС России.

3.3. Для разбора пожаров необходимо:

разработать план проведения разбора (приложение 1), утвержденный начальником подразделения, в котором определить основную цель, содержание, время, наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, видеоматериалы, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т. д.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.

Аналогичным является порядок проведения подготовки руководителя к разбору характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или в субъектах Российской Федерации. При этом основным документом для подготовки является описание пожаров или информационные письма, поступившие в территориальные органы МЧС России от вышестоящего органа МЧС России.

3.4. Разбор пожара с начальствующим составом территориального органа МЧС России проводится в следующем порядке:

руководитель объявляет начальствующему составу цель и порядок разбора пожара, знакомит их с оперативно-тактическими особенностями объекта, на котором произошел пожар, его противопожарным состоянием и причиной возникновения пожара;

руководитель с помощью наглядных пособий восстанавливает первоначальную и последующую обстановку пожара;

в последовательности, как это было на пожаре, заслушиваются краткие доклады первого и последующего РТП, НШ, НТ, НУТП), которые делают сообщения о своих действиях на конкретный момент времени и обстановки, действия подразделений, должностных лиц, об использовании и работе пожарной техники, высказывают личные мнения, выводы и предложения;

выступает присутствующий на занятиях начальствующий состав, который высказывает свое мнение по ходу тушения пожара.

Руководитель занятия обобщает выступления участников разбора пожара и подводит итог правильности действий должностных лиц при тушении пожара. На основе предварительного анализа он характеризует положительные и отрицательные стороны в действиях должностных лиц, а также подразделений пожарной охраны, оценивает выступления участников разбора и делает окончательные выводы по ходу разбора пожара, ставит необходимые задачи перед начальствующим составом по улучшению организации тушения пожаров, повышению боеготовности подразделений и улучшению качества профилактической работы.

В целях улучшения динамичности разбора пожара он может проводиться без заслушивания доклада должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НУТ). В этом случае их действия на пожаре характеризует и анализирует руководитель занятия.

При разборе характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или субъектах Российской Федерации, пользуясь анализами, изложенными в соответствующих документах (описании пожаров, информационные письма), руководитель знакомит начальствующий состав с оперативно-тактическими особенностями и противопожарным состоянием объекта, причиной возникновения пожара и характером его развития. Далее по этапам сосредоточения сил и средств, используя наглядные пособия, рассматриваются действия должностных лиц и подразделений на пожаре.

В процессе изложения данных о пожаре и его тушении руководитель занятий ставит отдельные вопросы перед участниками разбора, чтобы они смогли их обсудить во время своих выступлений.

После этого предлагается начальствующему составу высказать свое мнение о действиях РТП и подразделений при тушении пожара.

Затем руководитель занятий делает обобщение, знакомит с выводами и предложениями, данными в описании пожара или информационном письме, ставит перед начальствующим составом задачи, которые вытекают из анализа разбираемого пожара.

Описание изучается с начальствующим составом территориальных органов МЧС России, подразделений пожарной охраны в течение одного квартала с момента составления.

4. Перечень документов, составляемых при изучении пожара.

4.1. По пожарам, указанным в п. 2.3. настоящего пособия:

4.1.1. Карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара;

4.1.2. Схема расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны;

4.1.3. Схема расстановки сил и средств на момент ликвидации пожара.

4.2. Описание пожаров включает в себя:

4.2.1. Карточка исследования пожара.

4.2.2. Пояснительная записка.

4.2.3. Расчет сил и средств.

4.2.4. Совмещенный график изменения площади, требуемого и фактического расхода огнетушащих средств.

4.2.5.Копия Плана привлечения сил и средств (расписания выездов) состоящей из титульного листа и листа (листов) на котором указываются силы и средства, привлекаемые к тушению на исследуемом пожаре, в соответствии с установленными номерами вызова.

4.2.6.Таблица основных показателей сосредоточения сил и средств, развития и тушения пожара;

4.2.7. Схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения, на момент смены каждого РТП, сосредоточения сил и средств, согласно расписания выезда (плана привлечения сил и средств), каждой перегруппировки сил и средств, локализации и ликвидации пожара.

4.2.8. Фотоснимки (панорамные, ориентирующие и т. д.)

Начальник управления

пожарно-спасательных сил и сил ГО

подполковник внутренней службы

Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ОФПС-5

подполковник вн. службы

«___» _______ 2011 г.

ПЛАН

проведения разбора пожара, произошедшего «__»_____20___ года

по адресу: ______________________

на объекте: _______________________

Наименование мероприятий

Ответственный

Доведение до руководящего и начальствующего состава подразделений ФПС даты и адреса, по которому произошел пожар и его последствий.

Ознакомление с оперативно-тактической характеристикой и особенностями объекта.

Доклад первого РТП об обстановке к моменту прибытия на пожар, принятых решениях и о ходе выполнения поставленных задач, положительные стороны в работе личного состава и недостатки.

Доклад последующих РТП об обстановке к моменту прибытия на пожар, принятых решениях и о ходе выполнения поставленных задач, положительные стороны в работе личного состава и недостатки.

Доклад начальников боевых участков об обстановке к моменту прибытия на пожар, принятых решениях и о ходе выполнения поставленных задач, положительные стороны в работе личного состава и недостатки.

Доклад начальника штаба о принятых решениях и ходе выполнения поставленных задач.

Оценка действий должностных лиц и личного состава подразделений ФПС по тушению пожара.

Общие выводы и оценка действий всех участников тушения пожара, выработка конкретных мер по совершенствованию пожарно-тактической подготовки и устранению недостатков, выявленных в ходе тушения пожара.

Приложения: схема разбора пожара, описание пожара, карточка боевых действий дежурного караула

Начальник ПЧ-2 ОФПС-5

майор вн. службы

Приложение к приказу

Сибирского регионального центра

Профессиональная подготовка личного состава ФПС

Наименование

Организация специального индивидуального обучения лиц, вновь принятых на службу в ФПС.

Организация подготовки личного состава дежурных караулов (одного подразделения ФПС и одного подразделения ПСС субъекта)

Организация специальной подготовки по должности рядового и младшего начальствующего состава и примеры разрабатываемых документов.

Организация стажировки.

Организация тактической подготовки начальствующего состава ФПС, (методический план проведения ПТУ и ПТЗ).

Организация повышения квалификации и переподготовки личного состава ФПС.

Организация самостоятельной учебы.

Организация физической подготовки.

Примечание: В региональный центр предоставляются документы выполненные в соответствии с «Программой подготовки личного состава…», «Организационно-методическими указаниями по тактической подготовке начальствующего состава ФПС МЧС России», «Методическими рекомендациями по подготовке личного состава газодымозащитной службы Федеральной противопожарной службы МЧС России» и данной методики, а именно приказы, тематические планы, расписания занятий , методические планы (по одному плану по каждому виду подготовки), заполнение разделов журналов учета успеваемости (один сканированный раздел журнала по каждому виду подготовки), билетов для проведения экзаменов, перечни вопросов с ответами (с указанием пунктов нормативных документов, на основании которых разработаны перечни вопросов и билеты), задачи по тактике тушения пожаров и их решение, а так же схемы расстановки сил и средств к ним.