Все, что нужно знать о заочном обучении в средней школе. В российской школе можно обучаться заочно

Экстернат в школе

У меня такой вопрос, уехали на постоянное место жительство в Европу в апреле 2015 года,

ребенок на тот момент закончил полностью 1 класс и 3 четверти 2-го класса.

В каких случаях возможно обучение в заочной и очно-заочной формах?

Статья 17 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанавливает, что в Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)

Чем заочная форма получения образования отличается от семейной формы и экстерната

Чем заочная форма получения образования отличается от семейной формы и экстерната согласно новому закону об образовании в РФ?

Правовое регулирование форм получения образования и форм обучения в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») фактически не изменилось.

Что такое экстернат

Сохранилась ли с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» такая форма обучения, как экстернат?

Задать свой вопрос и получить ответ

Популярные разъяснения

Актуальные материалы

Об usperm.ru

© Служба поддержки участников образовательного процесса

© Пермская региональная организация «Гражданское участие»

Проект «Школа и право» реализуется ПРОО «Гражданское участие» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов в период с июня 2018 по июнь 2019 года.

МОУ СОШ №11

ПОЛОЖЕНИЕ

о формах получения образования

1. Общие положения

  1. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Школы;
  2. Настоящее Положение регулирует деятельность Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 г. Твери, реализующей общеобразовательные программы (далее – Школа) по организации образовательного процесса в различных формах.
  1. Формы получения образования и формы обучения

1. Образование может быть получено:

  •  в образовательном учреждении: в очной, очно-заочной, заочной форме;
  •  вне образовательного учреждения: в форме семейного образования и самообразования.

2. Возможность освоения образовательных программ в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, семейного образования и самообразования предоставляются на всех уровнях общего образования в целях создания вариативной образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и развития обучающихся в соответствии с их интересами и способностями, и по согласованию с их родителями (законными представителями).

3. Допускается сочетание различных форм получения образования, а также организация образовательного процесса по индивидуальному учебному плану с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

4. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.

5. Школа несёт ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), органами управления образованием за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей и медицинским рекомендациям, качество образования, отвечающее федеральному государственному образовательному стандарту.

1. Обучение в различных формах получения образования организуется в соответствии с основной образовательной программой школы, Уставом школы, учебным планом, отражающим образовательную стратегию школы. Учебный план и основная образовательная программа школы содержат обязательный минимум содержания основных образовательных программ, который обязан освоить каждый обучающийся.

2. При освоении общеобразовательных программ в формах, предусмотренных настоящим Положением, совершеннолетний гражданин или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося должны быть ознакомлены с настоящим Положением, программами учебных предметов, критериями стандартного уровня их освоения, примерным перечнем базовых тем, нормами оценки знаний, умений и навыков обучающегося по каждому предмету, иными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в избранной форме.

3. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной, очно-заочной, заочной формах, в форме семейного образования или самообразования, по индивидуальному учебному плану, зачисляются в контингент учащихся школы.

В приказе школы и личном деле обучающегося отражается форма освоения общеобразовательных программ в соответствии с заявлением совершеннолетнего гражданина или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Все данные об обучающемся вносятся в журнал того класса, в котором он будет числиться, или оформляется журнал индивидуальных занятий.

4. Государственная итоговая аттестация обучающихся по различным формам получения образования проводится в полном соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования.

4 . Организация очно-заочной, заочной формы получения общего образования.

1. Очно-заочная, заочная форма обучения организуется в соответствии со ст. 17 п.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») с учетом потребностей и возможностей обучающихся, по заявлению совершеннолетнего гражданина и согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся при наличии необходимых условий в школе.

2. Обучение по очно-заочной, заочной форме осуществляется при обязательном выполнении государственных образовательных стандартов по всем предметам учебного плана конкретного класса школы.

3. При освоении общеобразовательных программ в очно-заочной, заочной форме Школа предоставляет обучающемуся:

  • адресные данные школы (телефоны, сайт Интернета, адрес электронной почты);
  • учебный план;
  • план учебной работы на полугодие или учебный год;
  • учебники;
  • перечень практических и лабораторных работ с рекомендациями по их подготовке;
  • контрольные работы с образцами их оформления;
  • перечень методических комплектов для выполнения заданий.

4. Образовательный процесс для очно-заочных, заочных групп может быть организован:

  • в течение всего учебного года;
  • в виде экзаменационных сессий.

5. Образовательный процесс для очно-заочной, заочной группы организуется из расчёта 504 часов в учебном году.

6. При организации образовательного процесса для заочной группы в течение всего учебного года указанные учебные часы равномерно распределяются на 2-3 учебных дня в неделю с учётом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении».

7. При сессионном режиме организации обучения для заочной группы объём учебных часов, предусмотренных на учебный год, не изменяется. Количество экзаменационных сессий, их продолжительность, сроки проведения определяются Школой.

8. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся по очно-заочной, заочной форме определяются Школой самостоятельно.

9. Годовые оценки обучающемуся данной группы выставляются с учётом результатов экзаменов и выполненных работ по предмету. Результаты аттестации фиксируются в классном журнале учебных занятий, дневнике учащегося в соответствии с графиком проведения промежуточной аттестации.

10. К сдаче экзаменов допускаются обучающиеся, успешно выполнившие предусмотренные практические, лабораторные, зачётные и контрольные работы.

11. Между экзаменационными сессиями могут быть организованы консультации преподавателей. График проведения консультаций утверждается директором школы и вывешивается на информационном стенде (сайте школы). Количество консультаций определяется возможностями Школы.

12. Для обучающихся организуется обучение из расчёта одного академического часа в неделю на каждого обучающегося.

13. Суммарное количество учебных часов равномерно распределяется на проведение промежуточной аттестации, практических, лабораторных, консультативных занятий. Право распределения часов предоставляется Школе.

14. Для организации очно-заочной, заочной формы обучения необходимо ведение следующей документации:

  • журналы учебных, консультативных и факультативных занятий;
  • учебные планы;
  • календарный учебный график;
  • расписание занятий;
  • расписание и протоколы экзаменов.

15. Документация очно-заочной, заочной формы обучения хранится в Школе в течение 3 лет.

5. Организация обучения в форме семейного образования, самообразования.

1. Право дать ребёнку образование в форме семейного образования, в форме самообразования предоставляется всем родителям. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района, на территории которого они проживают.

2. Перейти на семейную форму получения образования могут учащиеся на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего общего образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.

Учащиеся, получающие образование в семье, вправе на любом этапе обучения, по решению родителей (законных представителей), продолжить образование в Школе.

3. Освоение общеобразовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося освоение общеобразовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной итоговой аттестации в Школе.

4. Отношения между Школой и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося регулируются договором. В договоре указывается образовательная программа, по которой учащийся будет получать общее образование в семье, формы и сроки проведения промежуточной аттестации по предметам учебного плана, сроки выполнения практических и лабораторных работ.

5. Школа в соответствии с договором предоставляет учащемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке школы; обеспечивает учащемуся методическую и консультационную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ.

6. Для выполнения лабораторных и практических работ, получения консультативной и методической помощи, прохождения промежуточной аттестации учащийся приглашается на учебные, практические и иные занятия, соответствующие срокам выполнения лабораторных и практических работ, проведения промежуточной аттестации по очной форме по расписанию Школы.

7. Промежуточная аттестация учащегося по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования при обучении в форме семейного образования осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и графиком её проведения.

Результаты аттестации фиксируются в классном и электронном журналах и дневнике учащегося.

Вместе с тем дети, обучающиеся в форме самообразования или семейного образования, могут экстерном пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию.

Экстерны, в свою очередь, это лица, зачисленные в образовательную организацию для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

8. Перевод учащегося в следующий класс производится по решению педагогического совета школы по результатам промежуточной аттестации.

9. Родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося могут присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения учащимся общеобразовательных программ.

10. Школа вправе расторгнуть договор, если родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося не обеспечили:

  • освоение учащимся определённых договором общеобразовательных программ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в установленные сроки;
  • явку учащегося в Школу в определённые договором сроки для выполнения лабораторных и практических работ, прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

11. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в Школе, определяемых федеральными нормативами. Выплаты производятся из средств бюджета учредителя Школы в порядке, устанавливаемом учредителем в соответствии с законодательством.

12. Дополнительные расходы, произведенные семьей сверх выплаченных денежных средств, покрываются родителями (лицами, их заменяющими) самостоятельно.

6. Организация образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов (ИУП).

1. Обучение по ИУП вводится с целью создания условий для увеличения возможностей выбора обучающимися моделей своего дальнейшего образования, обеспечения индивидуализации обучения и более полного удовлетворения познавательных потребностей и интересов обучающихся, как правило, среднего общего образования. С учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося составляется индивидуальный учебный план.

2. Для организации обучения по индивидуальным учебным планам в школе необходимо наличие следующих условий: кадровых, содержательных, материальных, психологических (готовность старшеклассников к обучению по ИУП).

3. Обучение по ИУП может быть организовано для обучающихся:

  • с высокой степенью успешности в освоении программ (например, при организации профильного обучения);
  • с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению к условию образовательных программ в условиях большого детского коллектива;
  • получающих образование в форме семейного образования, самообразования, заочной форме;
  • по состоянию здоровья;
  • по другим основаниям.

4. На подготовительном этапе в содержательном аспекте образовательного процесса выделяются уровни дифференциации, которые являются основой для разработки индивидуального учебного плана.

5. Подготовительный этап завершается определением количества учебных групп (в зависимости от выбора учащихся), необходимых потребностей в кадрах, их расстановкой.

6. На организационном этапе составляется индивидуальное расписание, для чего в учебных группах, безотносительно к дням недели, выстраивается комбинация уроков, на которых задействовано наибольшее количество обучающихся.

Уроки, на которых присутствуют все учащиеся, распределяются на 3-е, 4-е, 5-е уроки; на которых присутствуют не все учащиеся – на 1-е, 2-е, 6-е уроки.

7. На этапе внедрения индивидуального учебного плана школы, с целью осуществления контроля и коррекции выполнения индивидуального учебного плана обучающегося, содержание каждого предмета разбивается на учебные модули, и их изучение завершается зачётной или контрольной работой.

Результаты зачётов и контрольных работ фиксируются ведомостях и протоколах.

8. На аналитическом этапе результаты работы по внедрению индивидуальных учебных планов обсуждаются на заседаниях педагогического совета, научно-методических объединений, родительских собраниях, собраниях учащихся. С учётом выводов проблемного анализа и результатов обсуждений проводится корректировка процесса организации работы по индивидуальным учебным планам и планирование работы на следующий учебный год.

www.school.tver.ru

Каким образом составляется учебный план заочной формы обучения в школе? Согласно каким нормативным документам составляется учебный план для учащихся по заочной форме обучения? Какие документы должны представить родители для заочного обучения?

В отсутствие норм, содержащихся во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования по регламентации процесса обучения в зависимости от соответствующей формы, образовательная организация вправе использовать полномочия, установленные для нее в 28 и 30 статьях закона об образовании в части разработки и утверждения ООП, установления режима занятий, средств и методов обучения, форм, порядка и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации.

Следовательно, учебный план заочной формы обучения в школе подразумевает составление индивидуального учебного плана в соответствии с ФГОС. Согласно ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  • индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
  • обучающимся предоставляется право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами ;
  • обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания педагога.

За основу берется учебный план основной образовательной программы школы, которую осваивает обучающийся. Вне зависимости от формы обучения основная образовательная программа должна быть освоена полностью (ч. 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ). Поэтому необходимо:

  1. Определить процентное соотношение занятий с учителем и самостоятельной работы обучающегося в зависимости от формы обучения при условии полной реализации количества учебных часов, установленных учебным планом в соответствии с ФГОС или федерального компонента.
  2. Обеспечить самостоятельную работу обучающегося методическими материалами и (или) электронными образовательными ресурсами (ЭОР) и (или) иными средствами обучения, образовательными технологиями.
  3. Разработка индивидуального учебного плана осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей личности. Соответственно разработка индивидуального учебного плана ускоренного обучения для одаренного ребенка будет отличаться от индивидуального учебного плана для ребенка с ОВЗ (с учетом рекомендаций ПМПК). Поэтому при разработке индивидуального учебного плана необходимо:
  1. определить форму обучения (если от родителей есть заявление о выборе формы обучения или о сочетании форм обучения и (или) получения образования).
  2. определить срок освоения основной образовательной программы (ускоренное обучение или, наоборот, увеличение срока обучения, предусмотренного по ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями). Например, срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, и для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год (п. 2 ФГОС СОО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
  3. определить периодичность и формы промежуточной аттестации с учетом планируемой даты итоговой аттестации.
  4. определить способы и формы контроля, как методического, так и административного за освоением основной образовательной программы по индивидуальному учебному плану.

Для смены формы обучения от родителей достаточно предоставления письменного заявления. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (п. 7 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 3 ст. 44, ч. 4 ст. 65 Закона № 273-ФЗ). Требований о предоставлении определенного перечня документов для выбора заочной формы обучения законодательством об образовании не установлено.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Как составляются учебные планы для очно-заочной и заочной форм обучения?

Вопрос-ответ по теме

Согласно ст. 17 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при разработке учебных планов для очно-заочной или заочной формы?

На законодательном уровне отсутствуют правовые акты, регламентирующие порядок разработки учебных планов по очно-заочной и заочной форме обучения.

Часть 2 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает следующие формы обучения: очная, очно-заочная или заочная формы. При этом согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Формы обучения в ОО различаются между собой по числу учебных часов, предусматривающих непосредственное взаимодействие обучающихся и педагогических работников в процессе освоения основной образовательной программы.

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

В отсутствие норм, содержащихся во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования по регламентации процесса обучения в зависимости от соответствующей формы, образовательная организация вправе использовать полномочия, установленные для нее в 28 и 30 статьях закона об образовании в части разработки и утверждения ООП, установления режима занятий, средств и методов обучения, форм, порядка и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации. Соответственно, данный вопрос рекомендуется определить в локальном акте.

В Системе Образование представлен примерный шаблон (для ознакомления перейдите по ссылке):

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Очно заочная форма обучения в школе по новому закону об образовании

Как удержать молодых учителей в школе?

Необходимо всячески стимулировать молодых учителей материально

Стоит закрепить за молодыми опытных наставников

Важно создать благоприятный психологический микроклимат в коллективе

Удерживать никого не надо

Текущий номер

Новая модель аттестации открывает перед педагогами неограниченные возможности профессионального роста

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«У нас сегодня очень много говорят об индивидуализации обучения, необходимости создания авторских программ, о том, что каждый ребенок – уникальная личность. А тут выясняется, что для учителей это всё слова, слова, слова. Подавляющее большинство педагогов считает, что у родителей вообще нет собственно образовательных запросов. » — из эксклюзивного интервью Владимира Собкина, доктора психологических наук, руководителя Центра социологии образования Института управления образованием РАО.

На дороге или лужайке лежит брошенная кем-то пластиковая бутылка или полиэтиленовый пакет. Что нужно сделать? Подобрать и выбросить в ближайшую урну. Действительно, решение многих проблем, если смотреть на них со стороны, кажется довольно очевидным. Но это только в общих чертах. А в частности? Ответ — в материале Вадима Мелешко.

Сегодня, когда во многих селах закрываются клубы и библиотеки, единственным очагом культуры остается школа. Дети сюда идут за знаниями, а взрослые — за общением и хорошим настроением. Поэтому, как считает директор Сосновской сельской школы Марина Макарова, нужно гордиться не тем, сколько сельских учеников поступили в вузы, а тем, как они повлияли на развитие села.

Наши приложения

Хотите учиться заочно? Школа не имеет права отказать!

«Заочники» и «очно-заочники» — полноправные ученики школы со всеми вытекающими последствиями

Это в теории. А на практике далеко не все школы готовы организовать у себя заочную или очно-заочную формы обучения. Почему? Потому что учредительные документы (устав, положения и другие локальные акты) большинства образовательных организаций не приведены в соответствие с новым законом и требованиями ФГОС. Почему руководство большинства школ не торопится вносить изменения? Потому что пока в этих школах нет желающих переводить детей на заочную или очно-заочную формы. Нет заявлений — не будет и изменений. В образовании действует рыночный принцип: спрос рождает предложение. Почему нет желающих, тоже понятно. Подавляющее большинство родителей не знает о новых формах обучения, даже не догадывается о них. Понятие «заочное» в сознании большинства россиян связано лишь с получением высшего образования. Средние образовательные учреждения не афишируют новые формы, тем более не рекламируют их на родительских собраниях. Тоже понятно почему. Если появится хотя бы одно заявление, придется менять привычную, годами устоявшуюся систему. Лишняя головная боль не нужна никому — у директора и его заместителей и так хлопот невпроворот.

Раньше детей, которые не хотят или по каким-то причинам не могут учиться очно, просто посылали в вечернюю (сменную) школу. У вечерних школ была особая лицензия — разрешение на обучение в заочной форме. Теперь же в приложении к лицензии указывается лишь уровень образования и ни слова нет о форме его получения. В большинстве регионов вечерние (сменные) школы вошли в состав средних общеобразовательных организаций, стали их структурными подразделениями. Именно эти объединенные школы (их теперь называют «центрами образования») были вынуждены первыми внести изменения в учредительные документы и начать работать по всем трем формам.

Привело ли изменение статуса вечерних (сменных) школ к положительным сдвигам? Далеко не везде.

Известно, что учебные планы вечерних школ всегда были укорочены, особенно на заочной форме обучения (на ней работают практически все школы в системе ФСИН), при этом коэффициент для финансирования составлял 0, 65 от норматива дневных школ. Когда же в соответствии с ФГОС в учебные планы включили предметы, которые раньше не велись: физкультуру, музыку, ИЗО, ОБЖ, — школам пришлось нанять новых специалистов либо увеличить нагрузку имеющимся, но норматив финансирования при этом остался прежним.

Логично предположить, что если сменная школа входит в состав общеобразовательной, то ее финансирование увеличивается. Но это в теории. На практике финансирование организуется по-разному в зависимости от бюджета того или иного региона.

Помимо центров образования внутришкольные документы привели в соответствие с новым законом и требованиями ФГОС некоторые сельские школы. По-видимому, их тоже подтолкнула к этому жизненная необходимость. Не секрет, что подвоз детей из отдаленных населенных пунктов нередко сопряжен с трудностями чисто технического порядка: время от времени школы сталкиваются с нехваткой горючего, болезнью водителя или технической неисправностью автобуса. И не только такими. Знаю немало случаев, когда школьный автобус с сопровождающим педагогом катит в 6-30 утра за единственным учеником в деревню, расположенную за 25-28 километров от школы. Одного ученика без сопровождения водитель везти не имеет права. Вот учителям и приходится в очередь вставать чуть свет, недосыпать, бросать утренние домашние дела ради подвоза одного ученика. Причем обязанность эта, распределенная между членами педколлектива сельской школы, чаще всего не оплачивается. Директор просто говорит: «А что делать, коллеги? Если не будем возить, потеряем одну душу и — соответственно - финансирование. Упадет численность». Поскольку почти все сельские школы стоят перед угрозой закрытия, а учителя - перед перспективой лишиться работы, то никто не возражает. Без особой радости педагоги покоряются необходимости. Для таких случаев очно-заочная форма обучения является спасением. Ребенка, живущего далеко, можно подвозить не каждый день, а допустим, раз в неделю - на консультации и проверочные работы и на общешкольные мероприятия.

Кроме того, есть дети, плохо переносящие дорогу, особенно если она неровная, с кочками и ямами (это в провинции, увы, не редкость). Привезут ребенка в школу полуживого, неспособного к учебе, к третьему уроку он понемногу придет в себя, а после четвертого ему снова терпеть ту же дорожную муку. У родителей сердце не каменное, они оставляют ребенка дома под любым предлогом. Для семей, столкнувшихся с такой проблемой, заочная форма - наиболее приемлемый выход. Дистанционное образование тоже стало бы выходом, но скорость интернета в российских деревнях, даже крупных, не позволяет пользоваться Скайпом не только обычным жителям, но даже руководству школ. Несомненно, за дистанционным образованием будущее, но для большинства сельских школ оно наступит нескоро.

Но вернемся к заявленной теме. В отличие от «семейников», о которых мы подробно писали в прошлой статье, «заочники» и «очно-заочники» являются полноправным учащимися школы со всеми вытекающими последствиями. Школа отвечает за их успеваемость, развитие, дает все необходимые консультации, обеспечивает учебным материалом, проводит диагностику и т. д. Каждый «заочник» имеет куратора и прикрепленных к нему педагогов. Как для «очников», так и для «заочников» действует государственный образовательный стандарт, обучение «заочников», так же, как и очников, финансируется учредителем. Разница лишь в том, что обучающи е ся в очно-заочной и заочной формах осваивают общеобразовательную программу по индивидуальному плану. Организация обучения в очно-заочной и заочной формах тоже имеет свои особенности, хотя она тоже регламентируется учебным планом, расписанием занятий, образовательными программами и рабочими программами педагогов.

Вот несколько пунктов положения об организации обучения в очной и очно-заочной форме:

» О бучающиеся, осваивающие образовательные программы в очно заочной или заочной форме, могут быть переведены на очную форму обучения по заявлению родителей ( з аконных представителей). Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение образовательных программ. М огут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств. При отсутствии документов уровень освоения общеобразовательных программ осуществляется школьной комиссией на основании распорядительного документа, в котором определяется порядок, перечень предметов, сроки и формы прохождения диагностической аттестации.

При приеме заявления о зачислении или переводе обучающихся на заочную или о чно – заочную форму обучения образовательное учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) обучающихся с порядком проведения аттестации (промежуточной и государственной (итоговой)) и образовательными программами учебных предметов.

Для освоения образовательных программ учебные часы распределяются в течение учебных дней с учетом потребностей и возможностей обучающегося на основе учебного плана. Контрольные работы и зачёты проводятся за счёт отведённых часов учебного плана. Количество контрольных работ определяет учитель по согласованию с администрацией образовательного учреждения. Формы проведения зачётов определяются учителем. Расписание занятий, контрольных работ и зачётов утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.

Школа открывает классы (группы) при наличии не менее 9 человек. При зачислении в класс (группу) менее 9 обучающихся освоение общеобразовательных программ осуществляется по индивидуальному плану, количество учебных часов в неделю устанавливается из расчета – 1 академический час на каждого обучающегося. П ри наличии в группе 16 и более человек дополнительно выделяются 72 учебных часа для проведения индивидуальных консультаций. Суммарное количество учебных часов равномерно распределяется на проведение промежуточной аттестации, практических, лабораторных, консультативных занятий.

При организации образовательного процесса в течение всего учебного года указанные учебные часы равномерно распределяются на 2-3 учебных дня в неделю с учетом действующих СанПиН.

Школа самостоятельна в выборе системы оценивания учащихся, порядка и периодичности промежуточных аттестаций обучающихся. Качество освоения программ основного общего образования, вынесенных на самостоятельное изучение обучающимися, проверяется с помощью различных видов контроля. Формы и сроки оценивания знаний учащегося определяются участниками образовательного процесса и фиксируются в учебном плане обучающегося.

Г осударственная (итоговая) аттестация обучающихся по предметам, изученным в очно-заочной и заочной формах, проводится в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений Российской Федерации.

Участники образовательного процесса вправ е к о рректировать формы организации обучения учащегося и выбирать наиболее удобные для успешного освоения обучающимся образовательной программы (дистанционные, групповые, индивидуальные).

Учащийся, получающий образование в очно-заочной форме, может получать в школе дополнительные образовательные услуги (в том числе и на договорной основе) за пределами основной образовательной программы с учётом интересов и индивидуальных особенностей обучающегося. Порядок освоения программ дополнительного образования и внеурочной занятости отражается в индивидуальном плане учащегося».

На бумаге все выглядит очень благостно. Все «по желанию родителей», «с учетом мнения ребенка», в соответствии с законом и требованиями ФГОС. Красиво - нет слов. Но кто оплачивает «банкет»? Учредитель. А значит приказ о переводе или зачислении ребенка на очно-заочную или заочную форму должен быть согласован с учредителем. Хорошо, если заявление будет написано родителями до начала учебного года, а если они решат перевести ребенка в середине четверти, после того, как бюджет образовательного учреждения утвержден? Откуда пойдет финансирование оплаты дополнительных часов? Из бюджета школы, скорее всего, деньги будут выкраиваться из фонда оплаты труда. Разве это выгодно школам? Нет, большинству школ это невыгодно. Гораздо выгоднее «заочников» «семейники», за которых школа ответственности не несет, по закону она обязана организовать только его аттестацию - промежуточную и итоговую. Согласитесь, что это совсем другие затраты.

Светлана Викторовна Савицкая, директор лицея №40, Петрозаводск:

— В нашем учреждении последние 10 лет обучались дети, которых родители переводили на семейную форму получения образования, а теперь на заочную. Но это всегда были особые, единичные случаи.
Думаю, что такая практика будет расширяться, и родители более смело станут выбирать для своих детей заочные формы получения образования. Самый частые аргументы против заочной формы и семейного образования – отсутствие возможностей для социализации ребенка, скудность его коммуникаций со сверстниками, — кажутся мне несостоятельными. Неужели родители, которые готовы взять всю ответственность за образование детей на себя, не смогут обеспечить своему ребенку адекватное общение с другими детьми? Сегодня возможностей для этого предостаточно. А вот то, что школа «не успевает» за современным развитием общества и технологий, далеко не всегда действительно выстраивает образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей КАЖДОГО ребенка, для меня не вызывает сомнения. А ведь именно это ждет каждый родитель от нас. Ответим на запрос – дети придут учиться в школу, не ответим – родители будут искать альтернативные варианты для обучения своих детей.

  • Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 июля 2015 г. № 346 “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о […]
  • Правительство России О применении риск-ориентированного подхода при федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения Постановление от 17 февраля 2018 года №172. Установлено, что риск-ориентированный […]
  • Законодательство Приказ КФ № 71 от 1 марта 2018 года Министерство здравоохранения Республики Казахстан Комитет фармации Приказ № 71 от 1 марта 2018 года Об отзыве регистрационного удостоверения лекарственного средства «Олисио, […]
  • 1. В Российской Федерации образование может быть получено:

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Комментарий к Ст. 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»

    Комментируемая статья называет формы получения образования и формы обучения. Следует, сказать, что отчасти положения комментируемой статьи 17 Закона Об образовании России не являются новыми, поскольку Закон N 3266-1 закрепил в своих положениях самостоятельную ст. 10, именуемую как "Формы получения образования". Между тем, отдельных положений о формах обучения ранее действующее законодательство не содержало.

    Комментируемой статьей вводятся формы получения образования и формы обучения.

    Форм получения образования две:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    Формы обучения разделяются по формам получения образования:

    в организациях осуществляющих образовательную деятельность - в очной, очно-заочной или заочной форме;

    вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность - в форме семейного образования и самообразования.

    При системном анализе норм Закона, однако, можно выделить также надомное обучение, как форму обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования ().

    Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания ( , ). Если речь идет о нахождении ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или организациях, осуществляющих социальное обслуживание, то получение им начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях обеспечивается в том случае, если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

    По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно) ().

    В Законе N 3266-1 формой обучения являлся и экстернат. С принятием Закона N 279-ФЗ он более перестал быть формой обучения и трансформировался в институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в аккредитованных образовательных организациях обучавшихся в форме семейного образования или самообразования, либо в неаккредитованных образовательных организациях.

    По-прежнему существует надомное обучение - для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В Законе оно нашло отражение, между тем как ранее, до его принятия, существовало только на уровне подзаконного регулирования. Соответствующие подзаконные акты и инструктивные письма сохранили свою значимость и сегодня: постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. N 861 (ред. от 04.09.2012 г.) "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях", письмо Минобразования РФ от 28.02.2003 г. N 27/2643-6, письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 г. N 29/1470-6, письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому".

    Указанные акты касаются вопросов функционирования школ надомного обучения.

    Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по-прежнему осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Выбор формы обучения предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки и обусловливается возможностью получения образования по такой специальности в очно-заочной или заочной форме.

    До момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 "Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается" и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 "Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается".

    Образовательная организация реализует образовательную программу в дозволенной форме, а выбор формы обучения осуществляется обучающимся (его родителями). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

    Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, то данные органы должны вести и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

    Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Итогом обучения в форме самообразования или семейного образования является итоговая аттестация в порядке экстерна в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Закон устанавливает бесплатность такой аттестации по школьным программам, поскольку государство в соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего образования. В форме самообразования возможно профессиональное обучение. Получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ребенком возможно в семье.

    Помимо права на итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся в форме самообразования и семейного образования вправе проходить и промежуточную аттестацию.

    Однако в соответствии со прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, ученик приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации.

    Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

    Порядок прохождения аттестации указанными обучающимися устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. По вопросу итоговой аттестации до момента принятия нового акта действует приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната", который определяет, что государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На данный момент взамен указанного уже действует Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 г. N 362.

    Экстерны пользуются теми же правами, что и лица, проходящие итоговую аттестацию в результате обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Это означает, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

    Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната" экстерн имеет право:

    получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

    брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

    посещать лабораторные и практические занятия;

    принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

    Законом предусматривается возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Сочетание может быть обусловлено образовательной программой, по которой обучается лицо, либо переходом с одной формы образования или обучения на другую, например, при непрохождении аттестации обучающимся и появлении, тем самым, академической задолженности.

    Формы получения образования и формы обучения по некоторым уровням образования определяются Законом. Так, Закон об образовании предусматривает, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Такое выделение среднего образования объясняется возрастом обучающихся, который уже позволяет осуществлять обучение самостоятельно, без родительского "вмешательства". До этого момента обучение вне образовательной организации осуществляется с родительским "участием" (семейное образование). Получение школьного образования возможно и на дому (см. комментарий к п. 1 данной статьи), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющей лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющей социальное обслуживание.

    Помимо этого формы образования и обучения определяются по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. При этом ориентиром до момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 "Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается" и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. N 1473 "Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается".

    Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. конкретизирует это положение, указывая, что профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).

    Как бы ни ругали новый закон об образовании, но он дал детям и родителям фантастические возможности в выборе форм обучения. Сейчас можно не посещать уроки учителей, которые не нравятся, или просто нелюбимые предметы. Далее ссылка на мое интервью порталу телеканала «МИР-24»

    http://mir24.tv/news/lifestyle/11125114

    И собственно, текст.

    Как грамотно выстроить отношения со школой и пользоваться всеми преимуществами нового закона рассказала корреспонденту «Мира 24» адепт семейного образования, автор некоммерческого проекта «Альтернативное обучение в Москве» Светлана Домрачева.

    Сейчас можно выбрать абсолютно любую удобную форму образования своего ребенка и меня очень удивляет то, что родители так мало об этом знают и так нерешительно используют свои возможности! - так начался наш разговор со Светланой, которая выбрала для своей дочери образование вне школы. Вот уже четвертый год они приходят туда только для того, чтобы сдать аттестацию.

    - Какие же возможности, не замеченные широкими массами, дал нам закон об образовании?

    В Федеральном законе об образовании, который вступил в силу еще в сентябре прошлого года, прописаны и очная, и очно-заочная, и дистанционная формы обучения. Это значит, что любой ребенок имеет право выбрать те предметы, которые он хочет посещать в школе. А остальные изучать дома. Для этого не надо никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей с формулировкой «прошу перевести моего ребенка на очно-заочную форму обучения».

    Раньше добиться от школы разрешения не присутствовать на отдельных уроках было очень сложно, сразу ставили ультиматум: либо ходишь на все, либо уходишь на семейное обучение, то есть, полностью учишься вне школы. Хотя некоторым удавалось частичное посещение, ведь возможность обучаться по индивидуальным учебным планам, в соответствии с личными особенностями и темпом, законом предоставлялась и раньше, другое дело, что администрация школ редко соглашалась с таким правом учеников.

    Сейчас существует такая практика, что дети, которые занимаются спортом, отказываются от посещения физкультуры, а дети, занимающиеся в музыкальной или в художественной школе - соответственно от посещения рисования и музыки в общеобразовательной школе. Но отказаться можно и от посещения любых других уроков. Конечно, на деле есть законы, а есть правоприменительная практика. Учеников, которые по решению родителей посещают занятия в школе только частично, в столице становится все больше, поскольку здесь эти формы активно стали применяться с сентября прошлого года и добиться этого стало гораздо проще. В других городах России пока таких семей совсем мало.

    В старом законе было прописано только две формы внешкольного обучения: экстернат и семейное образование. Теперь экстернат остался только как форма аттестации, а от семейного образования школы пытаются отговорить родителей всеми способами. В том числе, предоставив им широкий выбор форм и способов обучения.

    - Насколько легко школы идут на альтернативные формы обучения детей?

    Пока такой выбор родителей социально не одобряется, хотя по закону это решение ни в коем случае не отдается на усмотрение школы. Любая школа, если родитель напишет заявление о том, что он просит перевести его ребенка на семейную, заочную или очно-заочную форму обучения, обязана предоставить ему эту возможность. В уставе государственной школы она закреплена обязательно. Однако на практике школы реагируют на это сперва негативно. Чаще всего родителям, которые впервые обратились к администрации школы с такой просьбой, говорят: у нас такой формы нет.

    Как можно в этом случае добиться взаимопонимания со школой, или хотя бы соблюдения наших прав?

    После того, как вам отказали, не надо сдаваться. Прежде всего нужно потребовать у администрации школы письменный отказ принять ваше заявление. После этого в 99 % случаев школа идет на попятную. Письменный отказ вам, конечно, не дадут, но скажут: ну ладно, мы сделаем для вас исключение, вы будете у нас первым.

    Однако бывают случаи, что школа все же продолжает упираться. Например, не соглашается ни принять заявление, ни отказать вам письменно. В этом случае надо обращаться в районный Департамент образования. Обычно бывает достаточно телефонного звонка. В любом Управлении образования есть отдельный человек, который занимается теми детьми, которые обучаются альтернативными способами. Обычно достаточно донести до него информацию о том, что конкретная школа отказывается принять заявление родителей, чтобы этот вопрос был решен в вашу пользу.

    - А на практике это не выливается в травлю таких детей?

    В школах тоже есть адекватные люди, и их больше, чем принято думать. Ко мне стекается много информации об «альтернативщиках», но ни разу не попадались случаи, чтобы вопрос нельзя было решить путем переговоров. Мне неизвестны случаи, чтобы детям стали сознательно вредить. Да и как это сделать, если ребенок не ходит в школу, а с учителем общается только в присутствии родителей?

    А если это очно-заочная форма, то ты отказываешься от одного или двух предметов и с этими конкретными учителями ребенок больше не взаимодействует. Он с ними встречается только на аттестации, на которой имеет право присутствовать родитель.

    Кроме того, если учитель в принципе способен травить ребенка, стоит ли ему вообще ребенка доверять? Чему он может научить? Тогда, тем более, надо не уходить, а бежать от такого педагога.

    - Как проходит аттестация?

    Это на усмотрение родителей. Если руководствоваться законом, то есть промежуточные аттестации, а есть итоговые. То есть, де юре у нас обязательны только ГИА и ЕГЭ. Но де факто у нас родители и их дети все же предпочитают ежегодно или раз в полгода сдавать аттестации по тем предметам, которые не посещает ребенок. Во-первых, чтобы быть уверенными, что он благополучно осваивает программу, а во-вторых, чтобы иметь на руках документы, это подтверждающие.

    Есть ли опасность, что дети не сдадут аттестацию не потому, что не знают предмета, а по субъективным причинам, из-за принципиальной позиции учителя?

    Наткнуться на совсем уж неадекватное оценивание они не смогут, все-таки есть учебная программа. Другое дело, что у составителей тестов и контрольных работ для начальной школы случаются такие аберрации мышления, что объективная оценка в принципе не представляется возможной. Особенно в этом смысле я «люблю» тесты Московского Центра качества образования (МЦКО). В итоговой работе по чтению за третий класс, например, детям дали текст, где говорилось, что стилос – это тростниковая палочка. Далее следовал вопрос: «Что такое стилос?» Дочь ответила «Палочка» — так вот, этот ответ неверный. Следующий вопрос был таким: Из чего делали стилосы? Ее ответ: «Из тростника» был уже оценен как верный. До сих пор думаю, что же это такое из тростника, если не палочка? Не теряю надежды лично познакомиться с авторами этих тестов, у них на каждом шагу такие ляпы – может, узнаю, наконец, что же такое стилос.

    Были и случаи, когда детям задавали вопросы, скажем так, избыточные. Например, когда дочь и ее подруги сдавали физкультуру во втором классе, учительница их спрашивала, кто основал олимпийские игры. Действительно, информация о том, что это Пьер де Кубертен содержалась в учебнике по физкультуре. Но скажите, кто из второклашек, обучающихся очно, сможет ответить на такой вопрос? Да они вообще не имеют понятия о том, что такой учебник существует! Приходилось присутствовать на всех контрольных работах и аттестациях, где у меня были сомнения в объективности педагогов. Потом ребенок стал старше и сам решил, что моральная поддержка в лице мамы ему больше не нужна.

    - Кто решает, как именно сдавать аттестацию?

    Предусмотренных законом форм сдачи промежуточных аттестаций нет, и это администрация школы обычно решает по договоренности с родителями. Есть дети, теряющиеся при необходимости сдавать экзамен устно, им лучше предложить тесты. Есть такие, кто тесты наоборот не любит. Родители могут настаивать на какой-то форме. Есть, конечно, предметы, формы сдачи которых закреплены традицией. Например, русский язык, на котором обычно пишут диктант, контрольное списывание или изложение. Математика также требует контрольной работы, решения задач и примеров. А остальные предметы - на усмотрение родителей. Лучше письменно, прямо в заявлении, зафиксировать, что вы хотели бы сдавать такой-то предмет в таком-то виде. А также желаемые сроки его сдачи. Если готовых тестов по предмету нет, школа обязана их разработать. Это возможно, если ребенок обучается заочно. Нам, например, по некоторым предметам было удобно просто приходить в класс на все обязательные контрольные работы и писать их вместе со всеми ребятами.

    - А как обстоят дела с семейной формой обучения? Почему ее не любят школы?

    Те родители, дети которых до нового закона были на семейном обучении, в прошлом учебном году в большинстве своем выбрали заочную и очно-заочную формы, поскольку к ним намного лояльнее относятся школы. Так, например, специально для семейной формы были разработали тесты МЦКО, с множеством вопросов, не имеющих никакого отношения к госпрограмме. Причем, их сдача была рассчитана на несколько часов, что вообще противоречило нормам СанПина.

    Дело, как всегда, в финансировании. Семейная форма обучения предполагает, что родители таких детей получают небольшую ежемесячную денежную компенсацию, как и при оформлении семейного детского сада. Это было очень удобно, поскольку позволяло родителям, например, объединиться и на пять-шесть детей нанять учительницу или несколько предметников, которые занимались с их детьми всеми теми же уроками, но на выбранной родителями территории, в удобной для детей форме и в подходящее для них время.

    Сейчас, если заявить, что ты пришел на семейную форму обучения, администрация школы приложит максимум усилий, чтобы уговорить вас выбрать какую угодно другую форму. Чтобы не иметь проблем с Департаментом образования, где уверены, что школы, имеющие много детей на СО, не умеют работать с родителями. Ведь из хорошей школы родитель ребенка не заберет. А при заочной и очно-заочной форме обучения деньги за образование такого ребенка поступают в школу, а не в семью. И многие родители идут на это, чтобы создать ребенку комфортные условия для аттестаций.

    Таким образом, семейная форма образования постепенно вытесняется, как экономически невыгодная государству и школам.Родителей, которых в столице не смогли «выжать» с семейной формы обучения сейчас осталось немного, но даже они никаких компенсаций после принятия нового закона об образовании до сих пор не получили.

    Дело в том, что в ноябре прошлого года было отменено Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования», которым регулировался порядок выплат. Отменено вполне логично, поскольку нужен был новый порядок выплат, с учетом нового закона об образовании. И должно было быть принято новое постановление об этом. Но в Москве до сих пор оно не принято, то есть нет механизма выплат, предусмотренных действующими законами, как федеральным, так и региональным.

    Приостановка выплат «семейникам», тем не менее, не основана на законе, об этом не так давно говорил министр образования Дмитрий Ливанов. Рано или поздно, но правительству столицы придется озаботиться этим вопросом, поскольку выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Так что, надо либо этот закон отменить, либо разработать уже, наконец, схему выплат.

    С отказом от одного или всех предметов более-менее понятно, а как на практике можно отказаться от посещения первых, или, скажем, последних уроков?

    Это тоже возможно. У многих детей, серьезно занимающихся спортом, есть утренние тренировки. А другие занимаются в это время с репетитором по скайпу. Родители не обязаны оправдываться и аргументировать как-то свое решение. Они просто должны написать в заявлении, что их ребенок будет учиться по индивидуальному учебному плану. Это возможно и при очной форме обучения.

    Есть учителя, очень лояльные к этой форме. Но даже если школа пытается отказать вам, вы просто настаиваете на своем праве, предусмотренном законом. Сейчас много говорится о том, как важно дать детям возможность проходишь программу в соответствии со своим темпом. Есть дети, которые осваивают, скажем, математику быстрее, чем одноклассники, а освободившиеся часы им целесообразнее отвести на гуманитарные предметы, которые даются им, например, труднее.

    Индивидуальный план позволяет ребенку выборочно ходить на отдельные уроки, чтобы проверить свои знания или доучить тему, которую он не вполне понял при самостоятельном изучении. А на другие уроки он может не ходить, убедившись, что все знает. Право на индивидуальные учебные планы было прописано еще в старом законе об образовании, но этой формой очень мало пользовались и мало кто о ней вообще знал. А сейчас она начала использоваться гораздо шире в связи с новым законом. Во всяком случае, теперь возможностей учиться с пользой и интересом стало больше и это радует.

    Татьяна Рублева