Система федеральных органов исполнительной власти утверждена декан. Какие органы, структуры входят в систему федеральных органов исполнительной власти РФ? Что не входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ? исследовать систему и структур

В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти. К иным федераль-ным органам исполнительной власти относятся:

государственные комитеты РФ» федеральные ко-миссии России, федеральные службы России, рос-сийские агентства, федеральные надзоры России, а также некоторые органы Президента РФ.

Министерство Российской Федерации- феде-ральный орган исполнительной власти, проводя-щий государственную политику и осуществляю-щий управление в установленной сфере деятель-ности, а также координирующий в этой сфере работу других федеральных органов исполнитель-ной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).

Государственный комитет Российской Федера-ции, федеральная комиссия России -это феде-ральные органы исполнительной власти, осуществ-ляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их веде-нию, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государствен-ный комитет РФ, федеральную комиссию России возглавляют соответственно председатель государ-ственного комитета РФ, председатель федеральной комиссии России. Эти руководители не входят в состав Правительства РФ.

Федеральная служба России, российское агент-ство, федеральный надзор России являются федеральными органами исполнительной власти, осуще-ствляющими специальные (исполнительные, конт-рольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Феде-ральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - началь-ник федерального надзора России. Эти руководите-ли также не входят в состав Правительства РФ.

Как уже отмечалось выше, федеральные орга-ны исполнительной власти для осуществления их полномочий могут создавать территориальные органы федеральных органов исполнительной вла-сти, которые осуществляют свою деятельность в субъектах Федерации, а также на территориях нескольких субъектов РФ.

Высшим органом исполнительной власти в Рос-сийской Федерации является % РФ. Правовой статус Правительства,РФ определен Конституцией РФ и. Федеральным конституцион-ным законом «О Правительстве Российской Федерации». Правительство РФ является коллегиальным органом, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ состоит из членов Правитель-ства - Председателя Правительства РФ, замести-телей Председателя Правительства РФ (включая первых) и федеральных министров. В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязаннос-ти Президента РФ. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его. заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязан-ностей.

Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ. Осво-бождение от должности Председателя Правитель-ства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ. Однако в случае освобождения от должности Председателя Правительства РФ" Президент РФ вправе до назначения нового Пред-седателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Предсе-дателя Правительства РФ на срок до двух месяцев. Заместители Председателя Правительства РФ ц федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президен-том РФ. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ и по своей иници-ативе, а также и в предусмотренных Конституци-ей РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа Го-сударственной Думы в доверии Правительству РФ.

Правительство РФ руководит работой федераль-ных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их дея-тельность, они же, в свою очередь, подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство РФ утверждает положения о федеральные органах исполнительной власти (за исключением тех из. них, руководство которыми входит в компетенцию Президента РФ). Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности: замести-телей федеральных министров, руководителей фе-деральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, них заме-стителей (за исключением тех органов, руковод-ство которыми входит в компетенцию Президента РФ), а также руководителей органов и организа-ций, созданных при Правительстве, и должност-ных лиц своих территориальных органов.

Правительство РФ издает постановления и рас-поряжения и обеспечивает их исполнение. Поста-новления и распоряжения Правительства РФ под-писываются Председателем Правительства РФ и обязательны к исполнению на всей территории страны. Постановления Правительства РФ, за ис-ключением постановлений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну, под-лежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимос-ти немедленного широкого обнародования они до-водятся до всеобщего сведения через средства мас-совой информации безотлагательно. Постановле-ния и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам "и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Правительство РФ вправе при-нимать также обращения заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председа-теля Правительства РФ и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозмож-ности участия в заседании они информируют об этом Председателя Правительства РФ. На заседа-ниях Правительства РФ имеет право председатель-ствовать Президент РФ. Представители палат Фе-дерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суде

РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной пала-ты РФ, Центрального банка РФ, иные лица впра-ве участвовать в заседаниях Правительства РФ в соответствии с установленным порядком

Следует различать понятия «система » и «структура » органов исполнительной власти. Так, система органов исполнительной власти - это совокупность органов и взаимосвязь между ними; структура органов исполнительной власти - их внутреннее устройство, внутренняя организация структурных подразделений и должностей.

Система федеральных органов исполнительной власти создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой области между РФ и ее субъектами. К исключительному ведению РФ относятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Система федеральных органов исполнительной власти, с одной стороны, характеризуется стабильностью (в плане организационно-правовых форм и функций), с другой - отличается динамизмом (в зависимости от стоящих перед государством в данное время задач формируются новые органы, упраздняются те, которые уже исчерпали свое предназначение, происходит реорганизация органов и т.п.). Так, после вхождения Крыма в состав РФ в целях выполнения функций по разработке проектов государственных программ по развитию Крымского федерального округа, координации деятельности по реализации этих программ и контролю за осуществлением органами государственной власти Республики Крым и г. Севастополя полномочий РФ, передаваемых им в соответствии с законодательством РФ, было создано Министерство РФ по делам Крыма.

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Она строится на основе четкого разграничения управленческих функций органов исполнительной власти.

В настоящее время в систему федеральных органов исполнительной власти входят :

  1. федеральные министерства:
  2. федеральные службы;
  3. федеральные агентства.

Федеральное министерство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленнойактами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Возглавляется министром РФ (федеральным министром), входящим в состав Правительства РФ. Функции федерального министерства:

  • выработка государственной политики в установленной сфере деятельности (образовании, сельское хозяйство, культура и т. п.);
  • правовое регулирование в установленной сфере деятельности (функции по принятию нормативных правовых актов) - издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;
  • координация и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;
  • координация деятельности государственных внебюджетных фондов.

Примеры федеральных министерств: Министерство внутренних дел РФ. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство обороны РФ; Министерство здравоохранения РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство финансов РФ и т. д.

Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Возглавляется руководителем (директором) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Функции федеральной службы:

  • по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов);
  • издание индивидуальных правовых актов в пределах своих полномочий;
  • специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности (Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ и др.). Примеры федеральных служб: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Федеральное агентство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Возглавляется руководителем (директором) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Функции федерального агентства:

  • по оказанию государственных услуг (предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами);
  • по управлению государственным имуществом (осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ);
  • правоприменительные функции (издание индивидуальных правовых актов в пределах своей компетенции).

Примеры федеральных агентств: Федеральное агентство по туризму; Федеральное агентство по делам молодежи; Федеральное агентство связи; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Федеральные органы исполнительной власти могут находиться в непосредственном ведении Президента РФ, Правительства РФ. а федеральные службы и агентства также в ведении соответствующих федеральных министерств.

Действующие в административно-публичной сфере, осуществляющие административные функции и наделенные административными полномочиями.

Все указанные административные органы в зависимости от пределов осуществления ими административно-публичной деятельности можно подразделить на две большие группы;

  • административные органы, действующие внутри государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений или системы таких органов и учреждений и осуществляющие только внутреннюю административно-публичную деятельность (к ним относятся, в частности, руководители соответствующих органов и учреждений, коллегиальные органы управления , действующие в названных органах и учреждениях, например, председатели палат Федерального собрания , Председатель Верховного Суда РФ, ректор и ученый совет высшего учебного заведения, администрация учреждения исполнения наказания , командующий армией и военный совет армии и т.п.);
  • административные органы, осуществляющие административно-публичную деятельность за пределами соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и системы этих органов и учреждений в отношении не подчиненных им организационно физических и юридических лиц . Административные органы, осуществляющие внешнюю адми-нистративно-публичную деятельность, по существу, выполняют функции, аналогичные тем, которые реализуют органы исполнительной власти , и при этом наделяются аналогичными административными полномочиями.

3. Центральный банк РФ и его территориальные органы в субъектах РФ. В соответствии с положениями Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ осуществляет как нормативное, так и индивидуальное правовое регулирование отношений, возникающих в сфере функционирования денежной и банковской системы России. В целях осуществления такого регулирования он издает соответствующие нормативные правовые акты: устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации и правила проведения банковских операций , осуществляет разрешительные, регулирующие и надзорные функции в отношении не подчиненных ему организационно физических и юридических лиц, в том числе коммерческих банков и иных кредитных организаций . Центральному банку РФ предоставлено право лицензирования деятельности кредитных организаций, осуществления надзора за соблюдением этими организациями банковского законодательства, применения к ним мер административного принуждения , в частности таких, как выдача обязательных для исполнения предписаний, взыскание штрафов, отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

По своему содержанию, формам и методам осуществления деятельность этих органов идентична административно-регулятивной деятельности органов исполнительной власти. Различие между административно-публичной деятельностью органов исполнительной власти и административно-публичной деятельностью исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований состоит лишь в том, что последние осуществляют эту деятельность на ограниченной территории муниципальных образований и главным образом по вопросам местного значения. Однако в то же время в соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» они вправе в соответствии с федеральными законами или законами субъектов РФ осуществлять на территории соответствующих муни-ципальных образований отдельные государственные полномочия, т.е. действовать от имени государства. Это еще раз свидетельствует об условности отграничения государственных органов исполнительной власти от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований.

Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) -- это совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Система ФОИВ основана на принципе федерализма и административно-территориального деления, и в пределах ведения и полномочий Российской Федерации и по предметам их совместного ведения с субъектами Российской Федерации представляет собой единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти оперативно и повседневно реализует по предметам ведения и в объеме своих полномочий наибольший объем функций и задач государственного управления.

В систему федеральных органов исполнительной власти, утвержденную указом Президента РФ № 1274 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. в редакции 24.09.2007 СЗ РФ 01.10.2007. № 40. Ст. 4717 г., входят: министерства Российской Федерации; федеральные службы; федеральные агентства.

Министерство РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность, находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует (с 1.01.2005 г.) деятельность государственных внебюджетных фондов. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управление имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента РФ. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр России (федеральный министр).

Федеральная служба (ФС) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.

В объеме компетенции полномочно издавать индивидуальные правовые акты; выдавать лицензии; регистрировать акты, документы, права и объекты; вести реестры, регистры и кадастры; осуществлять правоприменительные функции.

В сфере своей деятельности ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, если в его ведении. Не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказывать государственные платные услуги.

Федеральное агентство (ФА), являясь ФОИВ в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию государственных платных услуг, за исключение функций контроля и надзора. ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры, регистры и кадастры, федеральное агентство не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев установленных правовыми актами Президента и Правительства России.

Структура ФОИВ состоит как бы из двух «блоков». Первый «блок» -- федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (5 федеральных министерств -- МВД России, МЧС России, МИД России, Минобороны России, Минюст России; 5 федеральных служб и 2 федеральных агентства -- Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ).

Второй «блок» ФОИВ находится в ведении Правительства РФ. Такие федеральные министерства (здравоохранения и социального развития; культуры и массовых коммуникаций; образования и науки; природных ресурсов; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; транспорта; финансов; экономического развития и торговли); два министерства (регионального развития и информационных технологий и связи). В подчинении Правительства России находятся два государственных комитета, 10 федеральных служб и два федеральных агентства.

Создание ФОИВ, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом России по предложению Председателя Правительства России. Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, утверждаются указом Президента РФ, а положение о других ФОИВ утверждается постановлением Правительства России.

Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов ФОИВ утверждаются Правительством РФ. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности указом Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ, если иное не установлено федеральными конституционными законами и федеральными законами. Руководители ФОИВ, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Система органов исполнительной власти основана на принципе федерализма и административно-территориального деления, что нашло отражение в Конституции РФ, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ.

В соответствии с этим принципом система органов исполнительной власти включает два уровня (подсистемы) по вертикали:

  • · федеральные органы исполнительной власти РФ;
  • · органы исполнительной власти субъектов РФ (республик в составе России, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

Являясь единой системой исполнительной власти в РФ, эти органы призваны, в пределах своих полномочий, решать основные социально-экономические задачи, защищать основные права и свободы граждан, обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан.

Особое положение у нас занимает институт президентства, что, в конечном счете, существенно отражается на разрешении многих социально-экономических и организационно-правовых проблем не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Четвериков В.С «Административное право». М.: «Форум». 2009. С. 95 - 98

Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) – совокупность организационно‑правовых форм государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Система ФОИВ основана на принципе федерализма и административно‑территориального деления и в пределах ведения и полномочий РФ и по предметам их совместного ведения с субъектами РФ представляет собой единую систему исполнительной власти в РФ.

Исполнительная власть как одна из форм государственной власти оперативно и повседневно реализует по предметам ведения и в объеме своих полномочий наибольший объем функций и задач государственного управления.

Федеральные органы исполнительной власти (Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314): 1. Министерство РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует с 12.05.2008 г № 724 деятельность государственных внебюджетных фондов. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр.

2. федеральная служба (фС) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.

В объеме компетенции ФС полномочна: издавать индивидуальные правовые акты; выдавать лицензии; регистрировать акты, документы, права и объекты; вести реестры, регистры и кадастры; осуществлять правоприменительные функции.

ФС не вправе осуществлять нормативно‑правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, осуществлять управление государственным имуществом и оказывать государственные платные услуги.

3. федеральное агентство (фА), являясь ФОИВ в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию государственных платных услуг, за исключением функций контроля и надзора, осуществляет управление государственным имуществом. ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры, регистры и кадастры. Федеральное агентство не вправе осуществлять функции нормативно‑правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.