Основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (пожарная тактика) — пожарные ребята. Организация тушения пожаров Дом без пожаров, ребенок без ожогов

При пожаре возможно:

  • - панический испуг детей, неуправляемость или укрытие их в труднодоступных местах;
  • - наличие большого количества детей школьного возраста, способных самостоятельно передвигаться, но при этом им необходима помощь и контроль со стороны преподавательского состава.

Разведка и спасение детей. Тушение пожара в детских учреждениях.

При разведке пожара РТП определяет: количество и возраст детей, кратчайшие и наиболее безопасные пути эвакуации и угрозу от огня и дыма; началась ли эвакуация детей и как она проходит; сколько человек из обслуживающего персонала можно использовать для эвакуации.

В процессе разведки пожара РТП определяет состояние путей эвакуации и при необходимости вводит стволы от автоцистерны и внутренних пожарных кранов на их защиту. При этом особое внимание уделяют удалению дыма из помещений, коридоров и лестничных клеток путем вскрытия окон. Двери из задымленных лестничных клеток и коридоров, ведущие в классы, групповые и другие помещения, где находятся люди, необходимо плотно закрывать.

Эвакуацию детей осуществляют по заранее разработанным планам эвакуации. При возникновении пожара детей эвакуируют по классам под руководством преподавателей и обслуживающего персонала, проводящих занятия в классах. Поэтому по прибытии на пожар РТП должен немедленно оказать помощь педагогам и воспитателям в планомерной и быстрой эвакуации детей, в первую очередь детей младшего возраста. Основными путями эвакуации детей являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Из горящих и отрезанных дымом помещений детей пожарные спасают через окна по пожарным лестницам. При спасании детей по пожарным лестницам необходимо помнить, что детей младшего школьного возраста, пожарные должны выносить на руках или, закрепившись на пожарной лестнице, передавать их из рук в руки.

После эвакуации всех детей распределяют по группам, проверяют по спискам и размещают, особенно в зимний период, в ближайших теплых помещениях, которые предусматривают заранее и указывают в оперативных карточках и планах эвакуации.

При пожаре в школе, РТП обязан тщательно проверить, не остались ли дети в классах, игровых и других задымленных помещениях. При этом следует проверять, нет ли детей в шкафах, за шкафами и под столами, за занавесками и различной мебелью.

При ведении боевых действий необходимо:

  • - установить связь с обслуживающим персоналом учреждения;
  • - выяснить меры принятые персоналом по эвакуации детей из опасных помещений;
  • - назначить конкретное лицо, из обслуживающего персонала учреждения, ответственного за учет эвакуируемых детей;
  • - уточнить количество и возраст детей, места их вероятного нахождения;
  • - организовать совместно с педагогами, обслуживающим персоналом эвакуацию детей, в первую очередь младшего возраста, обеспечив защиту путей эвакуации;
  • - определить места сбора эвакуированных детей;
  • - проверить тщательно наличие детей в: классах и спортивных залах, подсобных помещениях, в шкафах, под столами, за занавесками и различной мебелью;
  • - потребовать после эвакуации, от руководителей учреждения, проверки наличия детей.

Порядок больше всего помогает ясному усвоению.

Цицерон

Тушение пожара - это действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара.

ФЗ от 18.10.2007 ОДЗО - ФЗ.

Организация тушения пожара - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидация пожара и проведение аварийно-спасательных работ».

С позиции пожарной тактики тушение пожара - это комплекс управленческих решений и оперативно-тактических действий (ОТД).

Таким образом, исходя из определения «тушение пожара» с точки зрения пожарной тактики, в него входят две главные компоненты: управление действиями, которые называются оперативно-тактическими действиями и направлены для обеспечения безопасности людей и ликвидации горения.

Обеспечив безопасность людей, необходимо сосредоточить все усилия на ликвидации горения или ограничении его распространения.

После возникновения пожара и его обнаружения сообщение поступает на ЦППС или другой пункт связи, который принимает и обрабатывает заявки.

С этого момента наступает первый временной отрезок, который назовем этапом с момента получения заявки и до прибытия подразделения к месту (объекту) пожара.

С момента получения заявки и до прибытия к месту вызова проводятся оперативно-тактические действия и принимаются управленческие решения.

Оперативно-тактические действия:

  • прием и обработка информации;
  • сбор и выезд по сигналу тревоги;
  • следование к месту вызова.

Управленческие решения:

  • сбор информации об оперативно-тактической обстановке на пожаре, условиях развития пожара. Эти сведения принимаются лицом, принимающим информацию о пожаре;
  • оценка обстановки по сведениям, поступившим от заявителя, и принятие решения на высылку сил и средств к месту пожара. Решение принимается лицом принимающим заявку о пожаре;

Выбор маршрута движения мобильных средств пожаротушения к месту пожара. Решение принимает старшее должностное лицо, следующее во главе караула (смены, отделения). Таким образом, в первом временном отрезке решения принимаются должностными лицами по своим штатным должностям.

Второй временной отрезок, который может длиться от нескольких минут до нескольких часов, а иногда и суток. Его начало - это прибытие первого подразделения к месту пожара и до ликвидации горения. Во втором временном отрезке (назовем его основным) управление тушением на месте возникновении пожара осуществляют создаваемые непосредственно на месте пожара нештатные органы управления: РТП, штаб пожаротушения, начальник штаба, начальник тыла, начальник участка (сектора) тушения пожара и другие, в соответствии с установленным порядком в гарнизоне пожарной охраны. Оперативно-тактические действия во втором временном интервале :

  • действия по сбору необходимой информации:
  • развертывание сил и средств для транспортирования и подачи огнетушащих веществ, ограничение (приостановление) распространение горения;
  • развертывание сил и средств для обеспечения безопасности людей и животных;
  • подача огнетушащих веществ на ликвидацию горения;
  • ограничение распространения горения;
  • организация спасательных работ;
  • выполнение специальных работ, таких как:
    • - организация пожарной связи (далее - связи);
    • - освещение места работы пожарных подразделений (пожара);
    • - вскрытие и разборка конструкций;
    • - подъем (спуск) на высоту;
    • - эвакуация материальных ценностей;
  • выполнение защитных мероприятий (борьба с опасными факторами пожара);
  • восстановление работоспособности технических средств и др. Управление тушением пожара во втором временном отрезке: сбор

информации для оценки обстановки и принятия решения по организации спасательных работ, развертывание сил и средств для подачи огнетушащих веществ (ограничение распространения горения), вызов дополнительных сил и средств, выполнение специальных работ, создание нештатных органов управления, соблюдение охраны труда и техники безопасности и другие управленческие действия.

Под воздействием правильно принятых управленческих решений, умелых и энергичных оперативно-тактических действий наступает третий временной промежуток (начинается с момента команды «отбой» и до постановки пожарной техники в расчет, т.е. до полной готовности к следующим действиям). В некоторых случаях часть подразделения с места пожара высылается на вновь возникший пожар. В этом случае все начинается сначала.

Управление на третьем временном отрезке :

проверка выполнения подразделениями поставленных задач;

  • прием докладов о готовности убытия подразделений с мест пожара;
  • принятие решения о составление оперативных служебных документов;
  • в пути следования поддерживается связь с ПСЧ или ЦППС;
  • по прибытии к месту постоянной дислокации - доклад о введении в расчет.

Оперативно-технические действия на третьем временном отрезке :

  • свертывание и уборка пожарного оборудования и инструмента;
  • проверка наличия личного состава, пожарного оборудования и инструмента;
  • заправка емкостей мобильных средств пожаротушения (при наличии возможности) огнетушащими веществами;
  • следование к месту постоянной дислокации;
  • приведение мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента в боевую готовность.

На этом и заканчивается процесс тушения пожара.

Кроме сказанного выше, весь процесс тушения пожара условно делится на две стадии.

Первая стадия - с момента получения заявки о пожаре и до момента «пожар локализован».

Вторая стадия - после момента «пожар локализован» и до постановки пожарной техники в расчет.

Для успешного тушения любого пожара необходимо знать закономерности его развития и характеристику сопровождающих его явлений, а также успешное тушение пожаров зависит и от тактико-технических возможностей пожарных подразделений.

Пожарная тактика - это совокупность способов и приемов тушения пожара, применяемых с учетом возможностей подразделений пожарной охраны и конкретной обстановки на пожаре .

Средства тушения пожаров (пожарная техника и огнетушащие средства) и люди, работающие с этими средствами, составляют материальную основу тушения пожара. Поэтому одним из важнейших вопросов, рассматриваемых пожарной тактикой, являются тактико-технические данные пожарной техники, свойства огнетушащих средств и правила их применения, а также способы прекращения горения .

Тушить пожар умело и быстро, целесообразно используя силы и средства, могут только подготовленные, хорошо обученные и натренированные подразделения пожарной охраны. Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны регламентируется приказом .

Задачами пожарной тактики являются: изучение сущности процессов развития и тушения пожаров, а также установление действующих в этих процессах закономерностей исследование тактических возможностей подразделений пожарной охраны, знание тактических возможностей подразделений, необходимо чтобы правильно использовать боевые расчеты в процессе тушения .

Не зная, например, возможностей пожарного отделения на автонасосе, нельзя решить таких вопросов его использования, как постановка задач в различной обстановке, необходимость его усиления дополнительными средствами, организация взаимодействия с другими подразделениями .

Знание процессов развития и тушения пожаров, а также знание тактических возможностей подразделений позволяет разработать наиболее целесообразные способы действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в той или иной обстановке .

При решении этой задачи исходят обычно из наиболее типичной обстановки на пожаре. Определив целесообразные способы действий подразделений в типичной обстановке, их уточняют с учетом особенностей конкретного пожара.

Способы действий подразделений разрабатывают, изучая и обобщая опыт тушения пожаров. Чтобы из всех способов действий выбрать наиболее целесообразные и эффективные, необходимо изучать и учитывать все изменения, происходящие в практике тушения пожаров и в техническом оснащении подразделений. Организация тушения пожаров и управление боевыми действиями при их тушении .

В организации тушения пожаров и управление боевыми действиями подразделений основную роль играет своевременное создание необходимых запасов огнетушащих средств, правильная организация и бесперебойная работа тыла на пожаре, медицинское обслуживание личного состава, обеспечение безопасных условий для личного состава при тушении пожара, охрана места пожара .

Успешное решение этой задачи обеспечивается четко налаженным взаимодействием подразделений пожарной охраны с городскими службами: водопроводной, медицинской, энергетической, полицейской и др.

Организация тактической подготовки подразделений с учетом выработки определенных боевых и моральных качеств личного состава .

Решение задач пожарной тактики во многом зависит от знаний личного состава подразделений и его подготовленности к работе в различных условиях обстановки на пожаре .

Поэтому следующей задачей тактики является организация и проведение пожарно-тактической подготовки личного состава подразделений.

Тактические занятия в системе боевой подготовки должны быть направлены на выработку необходимых морально-боевых качеств личного состава: мужества, решительности, находчивости, стойкости, профессионального мастерства и т. д.

Воспитать эти качества можно только в результате постоянной, кропотливой и целеустремленной работы всего состава подразделений пожарной охраны. Тушение пожаров, спасание людей, оказавшихся в опасности, наряду с профилактическими мероприятиями важнейшие задачи подразделений пожарной охраны.

Исследуя условия развития и тушения пожаров, разрабатывая наиболее целесообразные способы и приемы боевых действий подразделений, пожарная тактика вместе с тем не дает готовых решений для каждой конкретной обстановки, складывающейся на пожаре.

Она содержит главные, наиболее важные положения и правила, следуя которым руководитель тушения пожара (РТП) принимает обоснованное решение, соответствующее конкретным условиям.

Пожарная тактика зависит от уровня тактико-технических возможностей техники, внедрения новых средств тушения. Она находится в непрерывном развитии, обогащаясь новыми приемами и способами тушения пожаров по мере оснащения пожарных подразделений более совершенной техникой и огнетушащими средствами.

Например, широкое применение пены средней кратности позволило существенно изменить тактические приемы и способы тушения пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах, в кабельных помещениях и подвалах зданий, на судах морского и речного флота. Появление пожарных автомобилей газоводяного тушения в корне изменило весь процесс тушения пожаров мощных нефтяных и газовых фонтанов. Большое значение для тактики имеет организационная структура частей и гарнизонов пожарной охраны, а также метод управления боевыми действиями пожарных подразделений .

Научное их обоснование - одна из важных задач пожарной тактики.

В современных условиях пожарная тактика решает свои задачи исходя из наличия новых огнетушащих средств и возросшей необходимости тушения пожара в начальной стадии его развития. Это обусловлено тем, что укрупнение объектов, усложнение технологических процессов производств, применение синтетических материалов и т. д. создали условия для быстрого распространения пожаров на большие площади, что может привести к огромным материальным потерям .

Технологические процессы усложняются, растет площадь застройки объектов народного хозяйства. А вместе с этим - их пожарная опасность. Поэтому, большое внимание приходится уделять совершенствованию профессиональных навыков, повышающих уровень готовности личного состава. Все это позволяет обеспечить лучшую защиту для имущества и собственности людей.

Вводная информация

Всеми вопросами занимается Она включает теорию и практику подготовки и ведения действий подразделениями при выполнении обязанностей. Изучая ее, можно понять основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС, согласно которым действуют профессионалы. Базовым предметом изучения здесь является подготовка к ликвидации возгораний с использованием различных сил и средств. Это делается благодаря:

  1. Определению структуры пожарной охраны.
  2. Разработке и корректировке оперативных документов.
  3. Обоснованию численности и мест дислокации подразделений.
  4. Планированию тактической и психологической подготовки подразделения.
  5. Разработка мероприятий, обеспечивающих нужные условия для успешного осуществления деятельности в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства.

Но этим дело не ограничивается

Пожарная тактика еще и является совокупностью способов и приемов, что применяются с учетом существующих возможностей и конкретной обстановки. Необходимые средства - техника, специальный инструментарий, а также люди, использующие их - формируют материальные основы организации тушения пожаров. Общие требования, выдвигаемые в данной деятельности, относятся к техническим данным, свойствам используемых орудий, правилам их применения, а также способам, позволяющими обеспечить прекращение горения.

Важные моменты деятельности

Когда рассматриваются основы организации тушения пожаров, то порядок подготовки и действий при чрезвычайной ситуации играет решающую роль. Сюда же относится и план деятельности. Как негативный пример неудовлетворительной подготовки, можно привести недавно нашумевшие события в Кемерово, когда пожарные при организации своей деятельности больше озаботились о том, чтобы повесить портреты Путина и Медведева вместо того, чтобы спасать людей. Хотя это и мелочные действия, но они показывают общий уровень. И сколько таких моментов осталось сокрыто от наших взглядов! Но возвращаясь к основной теме - внимание уделяется и выполняемым действиям в процессе тушения, а также недопущению возгораний.

Какие задачи выполняются?

Говоря про основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС, нельзя обойти вниманием преследуемые цели. Следует отметить, что это дело в последние десятилетия эволюционирует из описательной дисциплины в научную. Она все больше концентрируется на исследованиях и выявлении закономерностей, как в деле недопущения возгораний, так и их тушения. Это оказывает существенное влияние на выполняемые пожарной тактикой задачи:

  1. Изучается сущность процессов развития и последующего тушения возгораний. Устанавливаются действующие для них закономерности.
  2. Исследуются тактические возможности, доступные подразделениям пожарной охраны.
  3. Разрабатываются способы действий личного состава.
  4. Организация тактической подготовки для выработки определенных моральных и боевых качеств личного состава.
  5. Руководство тушением пожаров и действиями при них.

Что влияет на обучение и последующее качество работы?

Если перечислять все факторы, которые влияют на выполнение поставленной задачи, то очень скоро окажется, что их очень много. Но если их объединить, то заметно, что выделяется два основных подхода к их обработке и изучению:

  1. Тщательный научный анализ и исследование процессов тушения пожаров. Предполагает изучение постоянно меняющихся условий, в которых приходится работать. Также обеспечивает осуществление учета всех изменений в используемых технических средствах. На этой основе устанавливаются общие положения, которые и раскрывают сущность процесса тушения.
  2. Проведение экспериментальных работ. Предполагает изучение процесса горения разных веществ в условиях пожара, как это происходит в сооружениях и зданиях, и как лучше всего их тушить.

Совершенствование применяемой тактики

Как уже ранее говорилось, мир постоянно усложняется. Поэтому, приходится изобретать что-то новое. Особенно это актуально, если проводятся аварийно-спасательные работы (АСР) в опасных условиях, причем не только для оказавшихся в незавидной ситуации людей, но и для пожарников. Наука переработала весь накопленный человечеством опыт и вобрала в себя самое лучшее. Она прошла большой путь в развитии, но этот процесс продолжается и по сей день. Наука про основы организации тушения пожаров и проведения АСР формировалась постепенно, обогащая себя, совершенствуя используемые технические средства и возможности. Например, ранее, когда населенные пункты в основном состояли из деревянных домов, укрываемых щепой и соломой, то возгорание, возникшее внутри помещения, быстро становилось наружным. Тактика поведения в этом случае сводилась исключительно к поливанию горящего строения водой из ведер.

Не очень эффективно. Как это исправить?

Поэтому часто использовалась тактика разбора горящего помещения, после чего отдельные конструкции поливали водой и тушили. Когда в семнадцатом веке приобрели популярность ручные насосы, то это существенно не повлияло на процесс. Это было связано с недостаточной эффективностью используемого инструментария и его ограниченным числом. В восемнадцатом и девятнадцатом веках в связи с увеличением размеров зданий, а также применения несгораемых материалов характер пожаров претерпел изменения. Все чаще они возникали именно внутри помещения и достигали огромного размера. Для борьбы со стихией необходимо было использовать новые средства и методы. Дополнительно, во второй половине девятнадцатого века в Российской империи развивается нефтедобывающая промышленность, а также другие сферы производства, которые предполагают работу с огнеопасными веществами. Возникающие на них пожары принимали поистине угрожающие размеры. Перед человечеством стояли вызовы поиска новых способов и средств борьбы с ними.

Результаты опыта и практики

Развивались основы организации тушения пожаров и их способы реализации. Благо, опираясь на новейшие достижения науки и технической мысли, располагая квалифицированными и грамотными кадрами, охрана общественной собственности и личного имущества от возгораний выполняется успешно. Причем изменения произошли как в методологических, так и технических аспектах. Пожарное дело превратилось в полноценную отрасль. И это не просто так. Опасные условия, в которых приходится действовать, требуют наличия существенных практических и теоретических знаний. Да и при активных действиях в реальных условиях персонал действует не абы как, а так, как велит принятая тактика. Чтобы освоить ее, создается обучающий методический план. Основы организации тушения пожаров требуют, чтобы каждый задействованный человек четко знал порядок действий, правила безопасности тушения и спасения людей и материальных ценностей. Если эти вопросы не изучить, то плата за такое пренебрежение - жизнь. Самые обобщающие основы изучаются в училищах. Но все нюансы, профессиональное мастерство, инициатива, способность выдерживать высокие физические нагрузки, моральные качества - все это можно проявить только в реальных условиях.

О нормативно-правовой документации

Основные исходные положения деятельности содержаться в Приказе МЧС РФ №156. В нем обобщен многолетний опыт работы подразделений тушения пожаров. Также там имеются отдельные положения, принципы, правила, что выведены на основе глубокого анализа имеющихся данных и всесторонней теоретической разработки возможных ситуаций. Так, в Приказе №156 есть руководящие указания по организации тушения, обеспечению общности взглядов начальствующего состава и много чего другого. Такая ситуация позволяет облегчить работу руководителю и способствует процессу выработки решений. Но здесь есть один важный момент! Его следует рассматривать только как руководство. Имеющиеся в нем положения не объясняют сути явлений, которые происходят в процессе тушения. В приказе есть только готовые выводы и обобщения, тогда как предпосылки не указываются. Но поскольку обстановка на пожаре может сложиться по-разному, то необходимо знать не только положения устава и применять его на практике, но и уметь думать головой и использовать обдуманные решения.

Что же нужно для успешного руководства тушением пожара?

Давайте взглянем на это с позиции начальствующего состава. Для успешного руководства следует знать не только положения устава, но и понимать сущность происходящих явлений. Для этого требуется качественная теоретическая подготовка. Ее получение связано с изучением информативных трудов, учебников, пособий и периодической литературы. Пожарно-тактическая подготовка и основы организации тушения пожаров требуют значительного выхода за рамки, установленные государственной бюрократией. Ну, и, конечно, опыт. Без него никуда.

Немного о практике деятельности и организационных изменениях

Несмотря на ограниченность, которую имеет Приказ №156, его выполнение является обязательным. Данное требование относится ко всему личному составу пожарной охраны, а также иных привлеченных сил. Но не об этом сейчас пойдет разговор. Во второй половине двадцатого века во многих странах создавались государственные службы спасения. Они были призваны оказывать помощь людям, что пострадали из-за стихийного бедствия. В качестве примера можно привести разрушительное землетрясение, произошедшее в Армении в 1988 году. Тогда стало очевидно, что Советский Союз не обладает службой, которая могла бы эффективно и оперативно оказывать помощь людям. А вот спасатели Швейцарии, Франции и ряда других стран смогли продемонстрировать профессионализм, способность разворачивать деятельность в зоне бедствия в автономном режиме и высокий уровень технической оснащенности. Поэтому, было принято решение про образование Российского корпуса спасателей в декабре 1990 года. В его задачи входило обеспечивать безопасность населения во время стихийных бедствий и различных техногенных катастроф. В 1994 году оно было преобразовано в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Все эти моменты находятся под его ведомством. Но для простоты, сокращенно оно называется просто МЧС - министерство чрезвычайных ситуаций.

Деятельность в специфических условиях

А что же представляют собой основы организации тушения пожаров в городах? Или в сельских поселениях? Если говорить о городских условиях, то очень часто здесь оказывается, что есть заблокированные люди, путь на улицу для которых отрезан. И возникает потребность в их эвакуации. Но вот только как? С помощью пожарной лестницы! Поэтому спецмашины, которые действуют в городских условиях, оснащаются длительными лестницами. А вот благодаря использованию бетона и кирпичей огонь распространяется не очень быстро (хотя утеплители, все более часто используемые в последнее время, могут ему поспособствовать). А вот на территории частной застройки более актуальным является использование машин с большим запасом гасящего вещества. Почему? Если сравнивать с городскими условиями, то там источник воды очень часто под рукой, да и условия для распространения огня не самые лучшие. Тогда как в небольших поселениях и деревушках с этим могут быть проблемы. Хорошо, если речушка в полусотни метров есть. Но, согласитесь, такое бывает редко. Да, и колодцы, и централизованное водоснабжение не слишком уж часто встречаются. А если еще вспомнить, что очень часто жилые здания строят из дерева, а если и нет, то вспомогательные постройки точно из него. Вот, и выходит, что необходимо много воды, а взять ее неоткуда.

Заключение

Вот, и рассмотрены основы тушения пожара. Следует помнить, что с огнем необходимо быть осторожным - он очень быстро поглощает человеческие постройки. Если где-то возникло возгорание, а его не удалось потушить в первые несколько (десятков) секунд, то необходимо срочно вызывать пожарных и продолжать проводить ликвидацию огня собственными силами. Но помните об чадном газе и опасности получения ожогов, особенно, если есть сильный ветер. Ведь знать, что собой являют основы организации тушения пожаров, порядок действий при возгораниях и умение бороться с огнем в реальности - это разные вещи.

Пожарная тактика – совокупность боевых действий по организации усилий подразделений пожарной охраны для успешной в тех размерах, который он принял к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию людей в случае угрозы для их жизни.

Задачи обучения:

  • приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения боевых действий при пожарах,
  • подготовка личного состава к умелым и отлаженным действиям в составе отделения, караула,
  • совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению боевыми действиями на пожаре.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:

  • на межрегиональном уровне – федеральными органами государственной власти;
  • на территориальном и местном уровнях – соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Организация тушения пожаров предусматривает организационные мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно отнести:

  • создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими веществами;
  • организация связи и взаимодействия между пожарными подразделениями и службами жизнедеятельности города (области).
  • разработка оперативных документов службы, подготовки и пожаротушения;
  • поддержание высокой боевой готовности подразделений;
  • материально-техническое обеспечение пожарных подразделений.

Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям, но и в результате осуществления мероприятий,

предусмотренных системой организации. Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора времени все больше возрастает. При создании подразделений учитывают размеры города, численность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пункта.

Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной ликвидации пожара (обеспечение водой, и сигнализации, сооружениям и водоисточникам, и разрывов и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также . Разрабатывая организационные мероприятия тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения требуется минимальные силы и средства. Время от момента обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития пожара (мин) можно определить по формуле:

где τобн – время с момента возникновения пожара до его обнаружения, мин; τсл –время следования на пожар, мин; τбр – время боевого развертывания, мин.

Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения пожаров, борьба за уменьшение каждого из них – повседневная задача подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10 минут с момента вызова.

Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до 40 км/ч.

Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных случаях, а в остальных – больше, поэтому более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.

Количество основных и специальных пожарных автомобилей в дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района (объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с установкой автоцистерн на водоисточник.

Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно прибыть согласно . В этом случае создаются отдельные посты (караулы), обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.

Особенности города, района или объекта регламентируют количество и вид специальных автомобилей. Например, пожарными и коленчатыми подъемниками снабжают части, в районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета, примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и республиканских центрах или пожароопасных объектах.

Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от категории пожарной опасности технологического процесса, .

Проведение аварийно спасательных работ

Проведение аварийно-спасательных работ – неотложные действия пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации имущества.

АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и предельным напряжением сил всего личного состава. Они проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до стабилизации положения. Это обеспечивается высокой готовностью подразделений, высокой выучкой и психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным управлением подчиненными подразделениями и приданными формированиями и всесторонним их обеспечением.

Что включает в себя АСР

  • поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных, задымленных и затопленных помещений или завалов, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.
  • вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных помещений и спасение находящихся в них людей;
  • вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей) транспортных средств и спасение находящихся в них людей;
  • подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения жизни находящихся там людей;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
  • организацию эвакуации материальных ценностей из опасной зоны;
  • укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению работ.

Место и способ проведения АСР, обеспечивающий наибольшую безопасность, должны определяться в каждом конкретном случае по данным разведки, в зависимости от состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние инженерного оборудования и коммуникаций, свойств обращающихся в них продуктов производства, а также состояния основных и запасных путей эвакуации и технической оснащенности объекта системами оповещения, аварийного освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных) подразделений.

АСР осуществляются по указанию РТП (РАСР).

Спасение людей организуется и проводится в том случае, если:

  • людям угрожает огонь, высокая температура, опасность взрыва или обрушения конструкций, либо помещения где они находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;
  • люди не могут самостоятельно покинуть опасные места при пожаре или другой ЧС;
  • имеется угроза распространения огня, дыма, АХОВ по путям эвакуации;
  • предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.

Основные способы спасения людей и имущества

  • перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;
  • защита их от воздействия и их вторичных проявлений.
  • Для спасения людей выбираются наиболее безопасные пути и способы. Такими путями могут быть:
  • основные входы и выходы;
  • запасные выходы;
  • оконные проемы и балконы с использованием технических средств;
  • люки если через них можно выйти в безопасную зону;
  • проемы проделываемые в строительных конструкциях зданий, (сооружений) и корпусах (кузовах, фюзеляжах) транспортных средств для перемещения пострадавших.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара или проведения АСР, а также состояния пострадавших посредством:

  • организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
  • вывода или выноса их из опасной зоны.

Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов пожара, аварии, катастроф и стихийных бедствий природного и техногенного характера осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения.

Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с применением средств защиты органов дыхания, посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

При спасении людей с верхних этажах зданий с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:

  • автолестницы, автоподъемники и другие машины;
  • стационарные и ручные пожарные лестницы;
  • спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы; индивидуальные спасательные устройства и т.д.);
  • средства защиты органов дыхания;
  • аварийно-спасательное оборудование и устройства;

В исключительных случаях для ведения спасательных работ допускается:

  • изготовление и установка подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов;
  • использование надувных и амортизирующих устройств.

Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими основными (главными) действиями.

Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасения людей, другие основные действия не ведутся или приостанавливаются.

Реализацию жизненно важных интересов в области защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера призвана осуществлять составная часть системы общественной безопасности России – Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

К силам РСЧС относятся

  • силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и ПСС, соединения и воинские части системы ГО;
  • аварийно-спасательные формирования(АСФ) министерств и ведомств РФ;
  • части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • специально подготовленные подразделения Вооруженных Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
  • учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).