Как составить техническое задание по 44 фз. Как правильно написать техническое задание

  1. установить четкие требования к продукции, работе или услуге;
  2. дать объективную оценку возможностей участников.
  3. исключить вероятность злоупотреблений со стороны победителя тендера;
В качестве источников следует рассматривать официальные акты. В числе таковых:
  1. государственные стандарты;
  2. условия;
  3. методические указания министерств;
  4. отраслевые нормативы.

Вопрос следующий, можно ли оказать на них какое-либо давление, указано ли это в каких то правовых документах?

Должен ли работник контрактной службы писать за них задание?

Ответы юристов (2)

Добрый день Сергей!

ТЗ не является обязательным по 44-ФЗ, но оно является необходимым, а одной из обязанностей КС является:

На нормативном уровне организации можно предусмотреть, что ТЗ готовит КС, а информацию для ТЗ подготавливает руководитель отдела!

Надеюсь, что мой ответ был полезен Вам, в случае необходимости - обращайтесь!

Утвердите приказом по организации Порядок взаимодействия структурных подразделений при осуществлении закупок. В нем опишите обязанности и сроки их выполнения подразделением-инициатором и контрактной службой.

Ищете ответ?

Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Заказчику это поможет подробно описать объект закупки и приобрести именно те товары (работы, услуги), которые нужны.

Участник с помощью технического задания сможет точно понять объект закупки и оценить свою возможность удовлетворить требования заказчика. Кто составляет Как составить (форма и структура) Техническое задание нужно составить отдельно для каждой конкретной закупки.

Правила составления технического задания по требованиям 44-ФЗ

При описании в документации о закупке заказчик должен руководствоваться следующими правилами, установленным 44-ФЗ: Техническое задание должно учитывать пожелания конечного потребителя и не вести к приобретению товаров роскоши.
Тендерный эксперт Олег Бируля расскажет, на что обратить внимание заказчику при составлении технического задания.

Смотрите отрывок из вебинара

« Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию»
.

Правила описания объекта закупки Разумеется, существует ряд требований, которым необходимо следовать заказчику при разработке технической части документации. В первую очередь это общие правила описания объекта закупки, установленные 44-ФЗ:

Как правильно составить техническое задание по 44-ФЗ

Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

Во-вторых, если это необходимо (а необходимо это бывает очень часто), заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного в итоге товара (либо произведенных работ).

Технические задания по 44-ФЗ

В ситуации обычного делового документооборота, – это неотъемлемое приложение к договору, без которого оно не является действительным. Существуют единые требования к составлению задания: 1.

ТЗ составляется в письменном виде и должно содержать подписи участников сделки (или их представителей).

Если участником является юридическое лицо, то в техническом задании должна быть поставлена печать учреждения.

Технические задания на закупку

Совет: стоит помнить, что излишние требования и конкретизация могут противоречить требованиям 44-ФЗ, поэтому всегда стоит следовать его нормам. В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении документов в соответствии с ТЗ заказчика или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Наиболее результативным подходом к правильному составлению технического задания будет внимательная сверка с буквой Закона о том, что можно, и что нельзя включать в описание объекта закупок. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Из статьи вы узнаете:

  • О единых требованиях к техническому заданию по 44-ФЗ ;
  • Что нельзя включать в ТЗ ни в коем случае;
  • Что можно и нужно указать в техническом задании.

Единые требования к техническому заданию

Итак, какими свойствами должно обладать (и, что важнее, какими не обладать) техническое задание для закупки? Согласно ст. 33 Закона №44-ФЗ, существует единый свод требований к составлению такого ТЗ, которым заказчик обязан следовать независимо от того, какой способ определения поставщика он в итоге выбрал.

Во-первых, при составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер . Под этим подразумевается, в частности, четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений (на случай уточнения отдельных моментов в закупочном процессе существует механизм подачи запросов на разъяснение).

Во-вторых, если это необходимо (а необходимо это бывает очень часто), заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного в итоге товара (либо произведенных работ).

В-третьих, при всем вышесказанном, техническое задание по 44-ФЗ должно быть нейтральным, в смысле не ставить заранее ограничений на количество потенциальных участников путем прописывания чрезмерных (выходящих за дозволенные законом рамки) требований к поставляемой продукции. Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).

При составлении закупочного ТЗ заказчик должен следить за полной безликостью описываемого объекта, то есть в нем не должно быть никаких требований и даже намеков на конкретные товарные знаки, производителей или даже страну происхождения товара.

Исключением, когда закупочная документация может содержать указание товарных знаков, является ситуация, если при выполнении работ необходимо использовать товары (например, оборудование), непосредственная поставка которых не являются предметом контракта.

Необходимо обратить внимание на обязательное условие для заказчика включать в описание объекта закупки слов «или эквивалент» (кроме случаев несовместимости товаров разного производства и закупок запчастей).

При составлении технического задания на аукцион, заказчик указывает минимальные и/или максимальные значения показателей, участники же указывают конкретное.

Нельзя также включать разнородную продукцию (не связанную между собой) в один лот, устанавливать заведомо невыполнимые сроки поставки, либо умышленно прописывать требования к объекту закупки, в реальности соответствующие только одному конкретному товарному знаку.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Составление технического задания

При составлении технического задания по 44-ФЗ не будет лишним указать параметры, которые в законе не прописаны, но в реальности имеют большое значение. Например, заказчик имеет право прописать в ТЗ, что продукция, которая ему будет поставлено, должна быть новой, не бывшей в употреблении и не ремонтировавшейся. Иначе не полностью законных основаниях он может получить требуемую продукцию, однако б/у.

Обращать особое внимание при составлении формы технического задания по , проверить их корректность и соответствие этим кодам поставляемой продукции. В случае пищевых продуктов большое значение имеют также ГОСТ и СанПиН.

Вложенные файлы

  • Техническое задание.doc

Федеральный закон № 44-ФЗ о контрактной системе устанавливает единые требования к описанию объекта закупок, которым заказчик обязан следовать при составлении документации о закупке, независимо от способа их осуществления (ст. 33 44-ФЗ). Рассмотрим, какими правилами должен руководствоваться заказчик при составлении технического задания.

Техническое задание: что из себя представляет

В техзадании заказчик описывает требования к закупаемым товарам, работам, услугам и чаще всего оно является приложением к договору, либо документом, в котором заказчик описывает объект закупки.

От того, насколько подробно будут описаны ожидания заказчика, зависит успех всего мероприятия. Другими словами, техническое задание — это инструкция для работников, которая позволяет сопоставить конечный результат с запланированным.

При описании в документации о закупке заказчик должен руководствоваться следующими правилами, установленным 44-ФЗ:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • в описании объекта закупки, при необходимости, указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки;
  • техническое задание должно быть нейтральным, то есть не ограничивать количество потенциальных участников путем установления чрезмерных требований к товарам, работам, услугам.

Техническое задание должно учитывать пожелания конечного потребителя и не вести к приобретению товаров роскоши.

Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Что запрещено включать в объект закупки

В описание объекта закупки не должны включаться: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя и т д.

Также заказчику запрещено устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33).

Указание ГОСТов и техрегламентов

Технические регламенты лучше указывать, но если не указаны, все равно применяются. ГОСТы в ТЗ можно указывать. Даже если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ — он становится обязательным для сторон договора.

Заказчик может несколько изменить условия по сравнению с техническим регламентом, ГОСТом или СанПиНом, но только в сторону улучшения характеристик.

Пример
1. В соответствии с СанПин 2.4.1.1249-03 площадь озеленения территории дошкольного образовательного учреждения должна составлять не менее 50%, заказчик может предусмотреть озеленение не менее 60% территории.

2. В восстановительные соки допускается добавление лимонной кислоты в дозировке не более 3 г/л (в соотв. с тех. регламентом). Заказчик может уточнить этот показатель, уменьшив ее содержание, например, до 2 г/л. Если заказчик ссылается на ГОСТ, который содержит в себе диапазонные значения, то лучше эти значения отдельно расписать, чтобы уже участник в своей заявке нам показал конкретное значение из этого диапазона ГОСТа.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Заказчик использует и обосновывает необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования.

В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов товар, для которого существует функционирующий рынок заказчик может сформировать описание на основании данных производителей, качественных показателей, которые необходимы заказчику, данных поставщиков о характеристиках товара по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки (Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745).

В случае если ГОСТы являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».

Характеристики ТРУ

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч. 1 ст. 33).

При описании характеристик товара заказчик указывает минимальные и (или максимальные) значения показателей. При этом участники в своих заявках должны указывать конкретное значение, присущее тому или иному товару. В заявках участников не допускается двусмысленное толкование значений, слова «или эквивалент», «от и до», «не более», «не менее», за исключением тех случаев, которые предусмотрены Государственными стандартами.

Как через техническое задание заказчик может ограничить конкуренцию?

  • Включение разнородной продукции,
  • Установление нереальных сроков поставок, выполнения работ, оказания услуг,
  • Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака.

Все эти приемы могут быть признаны незаконными и стать основанием для возбуждения дела об административном производстве.

Что запрещено включать в один лот?

Запрещено включать в один лот товары, работы и услуги, функционально и технологически не связанные между собой. Например, заказчику необходимо произвести ремонт в помещении. В документации заказчик прописывает перечень работ и перечень материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ. Такое объединение в один лот правомерно, так как поставка материалов для работ не является предметом контракта.

Например, заказчик объявил запрос котировок на поставку воды булированной для кулеров и в техническое задание включил требование об оказании сопутствующих услуг — обслуживание, чистку и замену фильтров кулеров, находящихся в пользовании заказчика на праве законного владения. Такое объединение поставки товара и оказание услуг в один лот неправомерно, и при рассмотрении жалобы контрольные органы выдадут предписание разукрупнить лот — разбить на два лота.

  1. При составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер. То есть четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений. Кроме того, для уточнения отдельных моментов поставщик может подать запрос на разъяснение.
  2. Заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного товара (произведенных работ).
  3. Техническое задание должно быть нейтральным, не ставить ограничений на количество потенциальных участников путем прописывания чрезмерных требований к поставляемой продукции. Нельзя «подгонять» описание только под один конкретный товар одного производителя. Это является ограничением конкуренции. Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).
  4. Заказчику рекомендуется указывать в техническом задании, что поставляемый товар должен быть новым (который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), иначе заказчик может получить товар, бывший в употреблении.

Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

67 043 просмотра

Нередко, из-за допуска ошибок, потенциальный участник лишается возможности участвовать в тендере еще на этапе формирования заявки. Чтобы этого не произошло, доверьте нам подготовку технического задания.

Этапы составления техзадания

Образец бланка ТЗ не утвержден на государственном уровне. Поэтому подготовка технического задания по 44 ФЗ проводится по общим рекомендациям делопроизводства. Документ включает следующие разделы:

  1. Сведения о заказчике. Это организационная форма, наименование компании и место ее нахождения. Здесь же прописывается тип тендера и участие независимого эксперта.
  2. Данные о закупке. Содержат источник финансирования, способ определения исполнителя, полное название объекта. В этом пункте также приводятся термины и аббревиатуры. Мы оформляем информацию в виде таблицы.
  3. Информация об объекте. Разъяснение показателей качества, количества и функциональности (приводятся минимальные и максимальные пороги). Определяются эксплуатационные характеристики, тара и безопасность.
  4. Сведения о поставщике. Подготовка технического задания подразумевает требования соответствия претендентов на заказ Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ и ГК РФ. Пункт состоит из правил предъявления допусков, разрешений, лицензий, перечня материально-технических критериев.

Что нельзя указывать в ТЗ

В ТЗ запрещено включать:

  • требования по товарным и фирменным знакам, наименованиям производителя и места происхождения продукта;
  • условия предоставления товаров, услуг, которые ограничивают количество участников, кроме случаев, если отсутствует другой способ дать точную характеристику объекта в техническом задании;
  • в один лот товары/услуги, которые различаются функционально и технологически.

При подготовке технического задания допускаются исключения относительно товарных знаков. Они действуют, если предполагается выполнение работ или оказание услуг с применением товаров, которые не считаются предметом контракта.

Использование нормативно-правовых актов

Основным нормативно-правовым актом для составления ТЗ выступает Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Еще есть технические регламенты, ГОСТы и СанПины. В техническом задании их лучше указать, но при отсутствии таковых они все равно должны быть использованы.

Положения п. 2 ч. 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ не принуждают заказчика руководствоваться ГОСТами, стандартами. Он может обосновать применение других показателей, терминов и требований, когда Законом РФ установлены техрегламенты, нацстандарты и иные нормативы.

Если нормативно-правовые акты отсутствуют для товара, его описание может формироваться на данных производителя, поставщиков, показателей качества (Письмо Минэкономразвития РФ № ОГ-Д28-9745 от 03.08.2016). При подготовке технического задания возможна ситуация, когда ГОСТ устарел. Мы используем существующий номер ГОСТа с новым индексом действующей редакции.

Помощь в подготовке ТЗ

Подготовка технического задания по 44 ФЗ – процесс, требующий опыта и знаний. Им занимается контрактная служба организаций или тендерные компании. Мы начинаем формирование технического задания с анализа информации заказчика. В результате исследований разрабатывается алгоритм выполнения задачи. Воспользовавшись нашими услугами, вы успешно пройдете все этапы подготовки к электронному аукциону.


Начиная с 01.01.2014 для совершения закупок все учреждения должны применять положения Закона № 44-ФЗ. Отметим, что в данном законе прямо не предусмотрена обязанность заказчика составлять техническое задание. Однако техническое задание является одним из первых документов, который необходимо составить при любом виде закупки, так как в нем прописаны действия или услуги, которые нужно будет выполнить исполнителю.

При составлении технического задания руководствуются ст. 33 «Правила описания объема закупки» Закона №  44-ФЗ .

В частности, необходимо указать в техническом задании:

  1. Общую информацию о закупке.
  2. Описание объекта закупки.
  3. Требования к объекту закупки.
  4. Условия закупки.
  5. Особенности отдельных видов закупки.
Отметим, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Общая информация о закупке. Этот раздел, как правило, включает в себя:

1. Общие сведения о заказчике (о наименовании, местонахождении, режиме работы).

2. Общие сведения о закупке (о способе определения поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона №  44-ФЗ , цели закупки согласно ст. 13 Закона №  44-ФЗ , источнике финансирования, нормативно-правовой базе, на основании которой производится закупка).

3. Дополнительные пояснительные сведения.

Описание объекта закупки. Здесь указываются следующие характеристики объекта закупки:

  1. Функциональные. Необходимо установить основное назначение объекта закупки и условия его использования по назначению. Функциональное назначение объекта характеризуется, например, такими свойствами, как пищевая ценность (энергетическая, биологическая), эстетические свойства (форма, цвет, запах, совершенство производственного исполнения) и др.
  2. Технические. Заказчик может детализировать описание объекта закупки, привести конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, описать регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг.
  3. Качественные. Указывается совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
  4. Эксплуатационные. Здесь можно прописать характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспе-чивающие его эффективную эксплуатацию, к которым относятся в том числе прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики. В качестве эксплуатационных характеристик товара можно указать стадию его жизненного цикла использования по назначению.
Отметим, что все вышеперечисленные характеристики объекта закупки являются критерием оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (ч. 1 ст. 32 Закона №  44-ФЗ ).

При описании объекта закупки необходимо использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. К ним относятся ГОСТы, СНиПы и другие нормативно-технические документы.

Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Заказчик при описании объекта может использовать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки согласно требованиям ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства согласно требованиям технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Требования к объекту закупки. Здесь необходимо учитывать следующие положения ст. 33 Закона №  44-ФЗ :

1. Заказчик может дать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия данных товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пп. 1 п. 1 ).

2. В случае, если содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт, заказчику необходимо привести изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение (пп. 4 п. 1 ).

3. Поставляемый товар должен быть новым товаром. Это значит, что он не был в употреблении, в ремонте, не был восстановлен, у него не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства, в случае, если иное не преду-смотрено описанием объекта закупки (пп. 7 п. 1 ).

Условия закупки. В этом разделе следует указывать:

1. Обязательные для исполнения требования. В названных требованиях к результату закупки необходимо учитывать все исходные данные, а также требования, которые предъявляются федеральными законами, стандартами и сводами правил, специальными техническими условиями и регламентами.

2. Сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Отметим, что согласно п. 2 ст. 42 Закона №  44-ФЗ обязательно нужно проставить сроки завершения работ. Кроме этого, здесь должны быть указаны промежуточные сроки завершения отдельных этапов работ или приведен график оказания услуг, который поможет распределить объем оказываемых услуг по периодам.

3. Информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если заказчик установил требования о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт (пп. 5 п. 1 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ).

4. Требования к поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Здесь можно прописать требования о наличии лицензии, допуска, разрешения и согласования (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона №  44-ФЗ ). Кроме того, в силу ч. 2 ст. 31 Закона №  44-ФЗ при закупке отдельных видов товаров (работ, услуг) Правительство РФ устанавливает дополнительные требования к участникам закупок, в том числе к наличию финансовых, материальных и трудовых ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта (ч. 2 ст. 31 Закона №  44-ФЗ ).

5. Показатели, которые позволят определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг, установленные заказчиком. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и значения показателей, которые не могут изменяться (п. 2 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ).

6. Требование к расходам на эксплуатацию товара (ч. 4 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ). Оно устанавливается для необходимости обосновать документально расходы, которые будут понесены заказчиком при эксплуатации закупленного товара. Величина расходов отражается в численной форме индивидуально для каждого товара с учетом нормальных эксплуатационных и нагрузочных условий работы. Данное требование является критерием оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (ч. 1 ст. 32 Закона №  44-ФЗ ).

7. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обу-чению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление этой гарантии осуществляется вместе с данным товаром (ч. 4 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ).

Какие требования может не содержать техническое задание?

1. Описание объекта закупки.Согласно пп. 1 п. 1 ст. 33 Закона №  44-ФЗ в описание не должны включаться требования или указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные на-именования, патенты, полезные модели либо указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что данные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

2. Требования к объекту закупки.Согласно п. 3 ст. 33 Закона №  44-ФЗ не допускается включение следующих требований:

  • о наличии опыта работы к участнику закупки;
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным законом. Это означает, что не допускается указывать требования, которые могут создать преимущественные условия участия для участников закупки (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ «О защите конкуренции» ).
Особенности отдельных видов закупки. Согласно ч. 5 ст. 33 Закона №  44-ФЗ для отдельных видов товаров, работ, услуг Правительством РФ могут быть установлены специальные правила описания закупок, например:

1. Закупка для нужд оборонного заказа. Особенности описания товаров, работ, услуг, входящих в состав государственного оборонного заказа для обеспечения федеральных нужд, могут быть установлены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №  275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ч. 6 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ).

2. Закупка лекарственных средств. При закупке лекарственных средств необходимо отражать следующую информацию (пп. 6 ч. 1 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ):

  • международные непатентованные наименования лекарственных средств или (при отсутствии таких наименований) химические, группировочные наименования;
  • при закупке лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов согласно п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона №  44-ФЗ разрешается указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Данный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством РФ;
  • предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или (при отсутствии данных наиме-нований) с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии этих наименований - с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
3. Закупка машин и оборудования. В силу ч. 4 ст. 33 Закона №  44-ФЗ при закупке машин и оборудования в техническом задании, которое включается в документацию о закупке, необходимо установить следующие требования, если они предусмотрены технической документацией на товар: к гарантийному сроку, к объ-ему предоставления гарантий качества товара, к гарантийному обслуживанию, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, к осуществлению монтажа и наладки товара. При закупке новых машин и оборудования в техническом задании нужно установить требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика и сроку ее действия. Следует учитывать, что такая гарантия предоставляется вместе с товаром.

В заключение отметим, что техническое задание является обязательным документом для осуществления закупок. В техническом задании прописываются все требования к выполняемым работам и оказываемым услугам. Кроме этого, в нем учитывается вся нормативно-правовая база, на основании которой производится закупка. На основании технического задания поставщики работ (услуг) могут разработать наилучшее предложение для нужд заказчика.