Типовой контракт на водоснабжение по 44 фз. Как закупать коммунальные услуги: подробная инструкция

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) допускает изменение условий контракта в следующих случаях:

- при заключении контракта - в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона;

- при исполнении контракта - в соответствии с частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Статьей 70 Закона № 44-ФЗ установлен порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона № 44-ФЗ проект контракта составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе.

По результатам проведения электронного аукциона заказчик осуществляет расчет цены за единицу товара (работы, услуги), которую включает в проект контракта, направляемый победителю электронного аукциона.

При включении в проект контракта цены, предложенной участником электронного аукциона, цена за единицу товара (работы, услуги) должна быть снижена пропорционально коэффициенту снижения по результатам электронного аукциона. Сумма цен за единицу товаров (работ, услуг) должна соответствовать цене, предложенной победителем электронного аукциона и указанной в протоколе проведения электронного аукциона.

В соответствии с положениями части 4 статьи 70 Закона № 44-ФЗ допускается размещение победителем аукциона в единой информационной системе протокола разногласий не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона. При этом победитель аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Ограничений, связанных с количеством размещений данного протокола с учетом указанного срока, Законом № 44-ФЗ не предусмотрено.

Что делать заказчикам в случаях, когда итоговая сумма затрат по контрактам на поставку электроэнергии зависит от фактического объема потребления. Разбираемся вместе с Петром Воронцовым, экспертом по госзакупкам.

Судебная практика предусматривает различные подходы:

Первый. Одни суды исходят из того, что требование заказчиков включить в контракт условие о том, что цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта основано на применении ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и является правомерным. При этом они указывают, что включение в контракт условия о твердой цене не влияет на установленный порядок оплаты (исходя из показаний приборов учета) и не освобождает заказчика от обязанности оплатить фактически потребленный объем энергии (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 по делу № А05-6874/2014).

Второй. Существует и другая позиция, согласно которой применение ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ к услугам по водоснабжению и водоотведению противоречит ст. 544 ГК РФ, которая имеет более высокую юридическую силу. Исходя из этого, условие о твердой цене считается ограничивающим право исполнителя на получение стоимости фактически оказанных заказчику услуг (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.02.2015 № Ф04-14403/2014). Заказчик не может установить цену контракта с субъектом естественной монополии в виде ориентировочного значения либо формулы и максимального значения — закупка у субъектов естественных монополий не относится к случаям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 . Позиция Минэкономразвития России заключается в том, что заказчику при заключении контракта с субъектом естественных монополий следует указывать цену контракта, а также цену за единицу товара, работы, услуги (Письмо от 04.02.2015 № Д28и-150). Таким образом, заказчику рекомендуется в условии о цене контракта указать цену за единицу приобретаемого ресурса и предполагаемый объём его потребления. Объём может быть определен исходя из показателей фактического использования за истекший период и планируемых изменений (например, расширение штата сотрудников повлечет увеличение объема потребления). Пример формулировки условия: «Цена контракта определяется исходя из объема подачи холодной (питьевой) воды, цены за единицу объема (тариф за 1 куб. м) и составляет _________________________ руб. Общество обязуется подать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в объеме __________________________ куб. м. Тариф на холодную (питьевую) воду составляет _______________ руб./куб. м.». В случае исчерпания (недобора) предусмотренного контрактом объема поставляемого товара (работы, услуги) такой объем может быть увеличен (уменьшен) по предложению заказчика, но не более чем на 10% (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Закупка электроэнергии у единственного поставщика

Вопрос от слушателя: Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком на поставку электроэнергии (у естественной монополии) по п. 4 ч. 1 ст. 93 или обязательно по п. 1 ч. 1 ст. 93?

Ответ: С одной стороны, Закон № 44-ФЗ не ограничивает закупки по предмету контракта при закупке по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. С другой стороны, для закупки услуг по электроснабжению предусмотрено отдельное основание (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), что предусматривает необходимость размещения извещения в ЕИС. То есть дополнительное действие, которое по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не предусмотрено. На мой взгляд, закупить услуги электроснабжения возможно и по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако, есть мнение в экспертном сообществе, что такая закупка может нарушать требования ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

заказчик является муниципальным бюджетным учреждением по 44-ФЗ «О контрактной системе». Сформирован План-закупок, в позиции закупок с единственным поставщиком по п. 8 части 1 статьи 93 – холодное водоснабжение и водоотведение. План –график сформирован также в позиции закупок с единственным поставщиком по п. 8 части 1 статьи 93 – холодное водоснабжение и водоотведение.При заключении муниципального контракта на холодное водоснабжение и водоотведение, Поставщик представил два муниципальных контракта: один на холодное водоснабжение и второй на водоотведение. Какие действия заказчика при заключении и формировании сведений о заключении контракта.

Ответ

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Если заказчик сформировал позиции в плане закупок и плане графике одной строкой на холодное водоснабжение и водоотведение, провел такую закупку, то и контракт должен заключаться единый.

Таким образом заказчик не может заключить два контракта, т.к. один из контрактов (одну закупку) могут признать проведенной без размещения информации в плане-графике (риски по ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).

Заказчик может потребовать от поставщика предоставления Единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения (утвержденного Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 645).

В течение какого срока необходимо внести изменения в план-график закупок после внесения изменений в план закупок?

Планы-графики закупок формируются заказчиками в соответствии с планами закупок. В случае внесения изменения в план закупок, план-график подлежит изменению. Если заказчик внес изменения в план закупок, то отсутствие соответствующих изменений в плане графике закупок контролирующими органами может быть признано нарушением.

Срок внесения изменений в план график после внесения изменений в план закупок Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) не определен. Исходя из этого, заказчик самостоятельно определяет этот срок. Заказчику в своем порядке планирования следует указать в какие сроки вносятся соответствующие изменения в план график после внесения изменений в план закупок.

Важно, чтобы внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки было осуществлено не позднее чем за десять дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом (ч. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения

Унитарные предприятия в сфере водоснабжения и водоотведения могут быть выведены из-под действия контрактной системы, что позволит им закупать, как и прежде руководствуясь Федеральным законом 223. Такое предложение было внесено на этой неделе на рассмотрение в Госдуму РФ. Т94 поговорил с экспертами и выяснил, почему ГУПы не смогли работать по 44-ФЗ.

Если новые поправки к двум законам будут приняты, то ГУПы в сфере водоснабжения смогут проводить закупки по 223-ФЗ, руководствуясь собственными положениями, а не требованиями контрактной системы. Но не всегда - закупать по 223-ФЗ ГУПы смогут только при проведении закупок без привлечения бюджетных средств. Для этого все предприятия должны до 1 декабря утвердить соответствующие положения и планы закупки.

Ни купить, ни продать

Авторы законопроекта считают, что следование номам 44-ФЗ отрицательно сказывается на качестве работы ГУПов в сфере водоснабжения. Соглашается с этим Георгий Сухадольский , гендиректор некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок".

По его словам, очевидно, что бюджетные средства в любом случае должны расходоваться по 44-ФЗ. «В качестве ключевой причины возврата к 223-ФЗ является то, что перевод ГУПов под действие закона "О контрактной системе…" не дал положительного эффекта ни в вопросе обеспечения конкуренции, ни в реальной прозрачности закупок, ни в повышении экономического эффекта", - считает эксперт.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что распространение положений 44-ФЗ на все закупки унитарных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения, повлекло возникновение ряда проблем. Из-за неприемлемых условий контрактной системы стало невозможно провести неотложные дорогостоящие работы, которые по 223-ФЗ выполнялись за счет внебюджетных средств.

Совсем недавно поправки к 44-ФЗ и 223-ФЗ уже были приняты в отношении аптечных ГУПов и МУПов. При подготовке законопроекта отмечалось, что работа фармацевтических ГУПов в рамках контрактной системы ведет к снижению ассортимента лекарственных средств, конкурентоспособности и несостоятельности государственных и муниципальных аптечных организаций, в том числе по причине длительного срока проведения закупочных процедур, предусмотренных 44-ФЗ.

Эксперты Т94 неоднократно отмечали, что 60 дней, отведенных на закупки лекарств непростительно много, особенно если речь идет о человеческой жизни. Их услышали и вернули к "старым" правилам закупки за 7-10 дней.

Николай Баранов , замдиректора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при президенте РФ отметил в комментарии Т94, что не стоит переводить обратно, как говорится, по частям разные ГУПы и МУПы и ссылаться на то, что "это будет лучше для одних" и позволит "улучшить" все показатели.

"Здесь скорее надо принимать управленческие решения о приватизации, перевод в частные руки такого бизнеса, где работа по 44-ФЗ не эффективна", - пояснил эксперт, добавив, что контрактная система не виноват в том, что специалисты по закупкам просто не умеют пользоваться законом. Дальше возникнет вопрос: аптеки, водоканалы, кто следующий?

"Верните назад!"

В отделе закупок ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" Т94 сообщили, что с января ресурсоснабжающие унитарные предприятия испытывают серьезные ограничения по осуществлению закупочной деятельности. Так, например, при возникновении аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения возникает острая необходимость в закупке товаров и услуг для их своевременного устранения.

В связи с тем, что все закупки ГУПы и МУПы обязаны проводить в соответствии с нормами закона о контрактной системе, это ведет к увеличению сроков поставки товаров и как следствие - к затруднению выполнения аварийных работ. Такая ситуация складывается из-за отсутствия в 44-ФЗ возможности осуществления закупки у единственного поставщика с суммой более 100 тыс. руб.

Нормативным актом предусмотрены закупки у единственного поставщика определенных товаров, работ, услуг при аварии и иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, а аварии на объектах жизнеобеспечения не относятся к данному случаю.

Специалисты ГУП РО "УРСВ" предлагают пересмотреть норму закона об аварийных закупках у единственного поставщика. Необходимо, чтобы по пункту 44-ФЗ ресурсоснабжающие предприятия могли осуществлять закупки для устранения аварий на обслуживаемых объектах. Статус аварийной или чрезвычайной ситуаций при этом может быть установлен органом исполнительной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства или другими представителями власти.

Есть еще одна проблема. При установлении тарифов на будущий год региональная служба по тарифам требует от предприятий в текущем году документального подтверждения конкурсных процедур (это – планируемые затраты будущего года). Другими словами, в октябре–ноябре, ГУПы должны предоставить регулятору результаты конкурсов закупки, по которым работы пройдут в следующем году.

Чтобы это сделать конкурсные процедуры нужно провести в августе–сентябре текущего года. А фактические работы, к примеру, по капитальному ремонту объектов, должны пройти через 8-11 месяцев после завершения процедур, что противоречит основному принципу 44-ФЗ (равноправие конкуренции).

Пошло не по плану

Не маловажным фактором является планирование закупок материалов на текущий ремонт, когда предприятие должно спланировать и прописать перечень материалов, которые ему потребуются в следующем году. Допустим, крупное предприятие, а если небольшой водоканал, который планировал заменить задвижку диаметром 100 мм, а вышла из строя диаметром 200 мм? Аналогичная ситуация и с запасными частями на спецтехнику и др.

Еще сложнее обстоит дело с проведением конкурсов на приобретение горюче-смазочных материалов, так как цены на этот товар постоянно растут в течение года. Поставщики просто не выходят на такие конкурсы с фиксированным объемом и ценой, и торги объявляются не состоявшимися. В итоге, мы можем не подтвердить данные расходы перед регулятором, и он вправе будет исключить их из затрат предприятия на будущий год. При этом предприятие проводя конкурсы на затраты в августе – сентябре не знает сумму, которую ему утвердит в тарифе регулятор.

Вот пример, провели конкурс на 1 млн. руб., а регулятор утвердил по этому тарифу затраты 800 тыс. руб. Не выполнить конкурс предприятие не может, и в тоже время перед тарифной службой у предприятия будет перерасход, по данной статье который он снимет с предприятия.

"Предлагаем предусмотреть в законе проведение закупок за счет средств, полученных от ведения предпринимательской деятельности руководствуясь положениями 223-ФЗ. Эти средства мы получаем от приносящей доход деятельности, а не из платежей, которые нам поступают от населения и бюджета за оказываемые им услуги водоснабжения и водоотведения», - дополнили в отделе закупок ГУП РО "УРСВ".

Эксперты подчеркивают, что стабильная работа водоканалов – это полноценная жизнь граждан, а функционирование в рамках 44-ФЗ ведет не только к постоянным задержкам поставки товаров, но и возможности его отсутствия во время аварий. Большинство ГУПов в этой сфере предлагают пересмотреть законодательство и перевести все водоканалы, не смотря на форму собственности в правовое поле 223-ФЗ.


Алгоритм действий при заключении договора (или контракта?) на закупку коммунальных услуг (теплоснабжение, вода, канализация) у сторонней организации сог-но ФЗ44? Включаются ли такие договора в план-график? Уместна ли в этом случае ч.1,п.1, Ст93?

  • Вопрос: №451 от: 2014-02-24.

Алгоритм действий при заключении контракта сводится к следующему:

1) Вносится в план - график информация о планируемом заключении контракта с учетом рекомендаций Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н.

По смыслу п. 6 Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, можно трактовать фразу "не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки" как менее 10 дней, т.е. на следующей, к примеру, день после внесения изменений в план график, так и не ранее 10 дней, т.е. 10 и более дней до даты опубликования извещения.

Мое мнение, что в данном пункте содержится логическая ошибка в виде взаимоисключающих понятий, поэтому на усмотрение заказчика по срокам опубликования закупки.

2) Согласно ч. 4 Закона 44-ФЗ необходимо подготовить . Мое мнение, что необходимо использовать тарифный метод на основании тарифов поставщика с которым будет заключаться контракт. При отказе поставщика представить тарифы необходимо напрямую заключать контракт, однако в контракте все равно будут указаны расценки. При проверке контролирующих органов сослаться на указанные в контракте расценки, т.к., по существу, это и будут тарифы.

3) Выбрать необходимые пункты для заключения контракта в рамках ст. 93 Закона 44-ФЗ. Например:

1. осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

8. оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

29. заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

4) В силу ч. 2 ст. 93 Закона 44-ФЗ разместить на сайте извещение об осуществлении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона).

Исключение составляет п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, при заключении контракта отсутствует необходимость размещать на сайте извещение об осуществлении такой закупки.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.