Правовое регулирование деятельности судебной власти в Российской Федерации. Понятие судебной власти

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006..

1. Судебная власть -- вид государственной власти. Она -- одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами -- судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд -- орган государственной власти, который создается и упраздняется только в соответствии с Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.

Он поднимает важные вопросы: что судье разрешено делать, что ему разрешено делать? Когда может действовать руководитель службы? Что является недопустимым вмешательством в судебную независимость? Карстен Шютц, директор Социального суда в Фульде, принадлежит к экспертной общественности, которая с самого начала была заинтересована в этом деле.

Судебная независимость - это альфа и омега в конституционном государстве, говорит Карстен Шютц. Важнейшим пунктом верховенства права является то, что это единственная форма правления, которая для меня известна, способная обеспечить индивидуальную свободу личности, а свободе угрожают многие субъекты, но и государство. И это всегда сильнее, чем человек, то есть если вы хотите обеспечить свободу, вам нужна независимая судебная система, которая, в частности, гарантирует свободу от насилия со стороны государства и вмешивается, так сказать.

Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти -- признак, тесно связанный с названным выше. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом (ст. 14 УПК РФ).

«На мой взгляд, государство является конституционным государством только в том случае, если оно по крайней мере иногда проигрывает в суде - и если граждане тоже это видят». Дополнен Фабиан Виттрек, профессор публичного права, юридической философии и правовой социологии в Мюнстерском университете.

Должно случиться, что обвиняемые оправданы, должно случиться так, что было установлено, что полиция действовала незаконно, и это можно определить только в том случае, если есть независимые судьи, которые готовы это сделать, и если граждане либо опасаются подозревая или даже зная, что судьи не являются независимыми, тогда суды бесполезны.

4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Конституция РФ запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118), в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения. Никоров Г. И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2005. № 3. С. 17-29.

Судебная независимость имеет ограничения

Несмотря на свою независимость, судьи подчиняются определенным правилам. Это будет конец верховенства права. Для верховенства закона означает, что государство подчиняется закону, а также разрешает эту связь контролироваться законом. Судебная независимость, говорит Фабиан Виттрек, также имеет свои пределы.

Судья не может полагаться на свою независимость в кафетерии, и он не может сказать, что он держит себя в своем халате, и, конечно, он может вмешаться, если судья вообще не работает слишком мало работает или ведет себя ненадлежащим образом к тем, кто участвует в этом процессе.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ст. 294 УК РФ). Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению и обязаны противостоять попыткам такого воздействия, должны обладать высокими нравственными качествами, хранить верность закону.

Это звучит просто, но это не так, как показывает судебная практика. Моника Нёре была председателем Апелляционного суда в течение 13 лет - до ее выхода на пенсию два года назад. Апелляционный суд является Высшим областным судом Берлина. Моника Нёре была ответственна за один из крупнейших судебных округов в Германии с более чем 1000 судьями. Если судья, очевидно, оставил свою работу, ей пришлось вмешаться.

В зависимости от случая, проблемы для судей различаются. Иногда нужна скорость, иногда речь идет о тщательности. Это абсолютные исключения, это редко, но вы все равно должны следить за этим. Бывший председатель Апелляционного суда только написал письменные надзорные меры в течение ее срока полномочий.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены. Взаимодействие судов с другими ветвями государственной власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей и выделившего суды в самостоятельную, обособленную систему.

Между тщательностью и произволом

«Но ни одна из этих мер не повлияла на темпы работы, поэтому давление завершения не сыграло никакой роли в этих мерах». Как это произошло в случае с Томасом Шульте-Келлингхаусом, которого предупредил его президент суда. Из многих точек зрения Лора Мария Пещель-Гутзейт знает о судебной деятельности. В течение многих лет она была судьей, в последнее время в качестве председателя сената семьи в Высшем областном суде в Гамбурге. Затем она была сенатором юстиции, дважды в Гамбурге и однажды в Берлине, сегодня она работает адвокатом.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе. Судопроизводство -- это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного -- разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; гражданского -- рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административного -- рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях; уголовного -- досудебного и судебного производства по уголовному делу. Разновидностью гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, является арбитражное судопроизводство -- разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

В свое время в качестве судьи-председателя у нее был судья-коллега, известный как «четверть рабочего». Входите - потянув за себя вещь и работая над ней. Ей было позволено делать это как председатель - не более того. Позже, как сенатор-сенатор из Гамбурга, Лора Мария Пещель-Гутзейт получила дело со специальным судьей, который вошел в историю правосудия в Гамбурге.

Вы не пойдете против этого. Такие крайние случаи встречаются редко. Но если даже такой человек был защищен судебной независимостью от надзорных мер, то задается вопросом, почему меры принимаются в гораздо более мягких случаях, например, судьи Шульте-Келлингхауза.

7. Процессуальный порядок деятельности -- еще один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (гл. 7, 8, ст. 43--83 и ряд статей разд. 3) гражданское, уголовное и арбитражное -- по правилам, установленным соответственно ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется КоАП РФ (разд. 4 и 5).

Контроль никогда не должен быть довольным

Судьям не следует рассказывать, как быстро или медленно они выполняют свою работу. «Новая ассоциация судей», которая выступает за прозрачное и демократическое принятие решений при отправлении правосудия, четко видит в надзоре за службой недопустимое вмешательство в независимость судебной власти. Питер Пфенниг, сам судья в административном суде, является представителем отдела разделения властей в «Новой судебной ассоциации».

Обращение к его судебной работе безотлагательно часто неправильно понимается, и, конечно, казнь, упомянутая там, не является исполнением дела, то есть доводит дело до конца, но судья обязан - и что может быть предупрежден - поставить его правое вещество, которое ему приписывается в его отделе, для решения и доведения до конца, то есть: это коррекция юридического характера обслуживания, конечно же, должна быть там, чтобы контроль мог наконец состояться. Но он никогда не должен быть довольным.

Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, -- важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений. Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006. - С. 134.

8. Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ, ч. I, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Верховенство права зависит от доверия населения в судебной системе

Как и в случае Шульте-Келлингхауза. Как и «Новая ассоциация судей», более консервативная «Ассоциация судей Германии» сделала независимость судебной власти одной из ее основных и текущих тем. Йоахим Люблингхофф является заместителем председателя Союза судей Германии.

Верховенство закона зависит от доверия населения в судебной системе, и все должны считаться с судимостью в случае сомнений, но представьте себе: вы сами являетесь ответчиком по уголовному делу и верьте, что судья, который решает вас, является независимым и только на самом деле делает это согласно закону и его совести.

Подзаконность судебной власти распространяется на правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т. д., а также на все без исключения органы, ее представляющие.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Это означает, что решения суда имеют властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории государства. Их неисполнение влечет ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ. Реализация судебных решений составляет функцию органов исполнительной власти, прежде всего Минюста России. Эти органы наделены правом применять принудительные меры (привод, наложение ареста на имущество, арест ценных бумаг и т. д.) с целью реализации судебных решений.

Йоахим Люблингхофф является председателем гражданского сената в Высшем областном суде Хамма. Он также испытал случаи, когда судьи сопротивлялись вмешательству в их независимость в суде магистрата. Это был судебный процесс присяжных, который был перегружен и, возможно, не прекратился достаточно, и в этом случае сам президент справился с этим и попытался назначить встречу с адвокатами, очевидно, что это невозможно В этом случае, разумеется, обзор был направлен против президента, которого, разумеется, спрашивали, был ли он и насколько он вмешивался в судебную независимость жюри и, в частности, председателя жюри.

Если иметь в виду, что ч. 5 ст. 32 Конституции РФ предусматривает право граждан участвовать в отправлении правосудия, то можно отметить и такое свойство судебной власти, как участие представителей народа в ее осуществлении. Участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить присяжные и арбитражные заседатели.

Критика разделения властей в Германии

Вопрос о разделении полномочий, к которому неизбежно относится независимость судебной власти, входит в повестку дня обеих ассоциаций судей. Питер Пфенниг из «Ассоциации новых судей». Разделение властей - это, если хотите, конституционное описание различных обязанностей в обществе, а частью этого общества является судебная система, которая обладает юрисдикционной властью, как ее называют в Основном законе, который имеет очень четкие обязанности, а именно: Контрольные функции двух других держав, особенно исполнительной власти, и, конечно, зависит от того, как этот контроль работает, является ли это влиятельным или независимым?

Судебная власть осуществляется специально учреждаемым государственным органом -- судом (ст. 1 Закона о судебной системе) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».. В юридическом значении суд -- это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) суд -- единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти -- правосудие.

В Федеративной Республике Германии этот контроль только на первый взгляд независим, говорит административный судья. Потому что министр юстиции и судебные администрации являются частью исполнительной власти. Пока они назначают судей, прецедентное право не является действительно независимым. Йоахим Люблингхофф также видит проблемы здесь.

«Да, мы далеки от независимости и от самоуправления». Это требует от «Юристанджа». Короче говоря, это было бы так: Германия сегодня попытается стать членом Европейского союза, теперь мы будем действующими положениями, только они тоже требует организационной независимости, не выполняет.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе в настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд РФ, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды (Схема 1).

Кроме того, арбитражи могут создаваться на самодеятельных началах, выбираться самими участниками спора; могут создаваться и третейские суды. Данный перечень носит исчерпывающий характер. Изменение его возможно только на основе изменения указанных актов. Общая теория права и государства. Учебник /под ред. В.В.Лазарева. - з-е изд., перераб и доп. - М.: Юрист, 2008. - С. 156.

Самоуправление судебной власти потребовало

«Немецкая ассоциация судей» как «Новая ассоциация судей» требует самоуправления судебных органов. «В принципе, речь идет о том, чтобы сделать судебную систему более независимой и самонадеянной: спрос, очень ясный: последовательное осуществление разделения властей посредством введения самоуправления».

Самой большой проблемой является иерархия в судебной системе

Это уже не министры юстиции, т.е. исполнительная власть, а группа судей, например судебный совет, который затем будет привлекать и продвигать судей. Однако профессор Джура Фабиан Виттрек сомневается, что это гарантирует независимость судебной власти. Виттрек считает, что судебная независимость угрожает прежде всего иерархией судебных органов в ее офисах по продвижению. Уничтожить их, назначить временные должности руководства и приравнять всех других судей - это его модель на будущее. Это было бы важным шагом, по крайней мере, для внутренней независимости судей, никто не хотел бы получать все более качественные должности.

Субъекты РФ могут создавать суды, но в пределах установленного федеральным законодателем перечня. Правила судопроизводства установлены федеральными законами и обязательны для всех судов. Равным образом обязательно для всех судов применение Конституции и законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Акты судов, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на всей территории РФ. Федеральное законодательство закрепляет единый статус для судей всех судов.

Томас Фишер, до недавнего времени председатель Федерального Верховного Суда, добавляет. «На самом деле нет причин, по которым судья окружного суда или судья районного суда должны зарабатывать меньше, чем судья в Высшем областном суде или в федеральном суде». Работа отличается, но ни усилия, ни квалификация не отличаются не лучший судья, потому что вы работаете в вышестоящем областном суде, а не в местном суде, но выполняете другую работу.

И для внешней независимости, то есть внешнего вмешательства, судьи и их работодатели всегда должны убедиться в том, что в конституционной системе «сдержек и противовесов» работает и что не работает. Например, председатели судов могут издавать инструкции, но только снаружи, говорит Томас Фишер.

Финансирование всех судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции РФ).

Перечисленными и рядом иных свойств суды отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Суд как орган государства представляет собой учреждение, где работают на профессиональной основе не один, а несколько судей. Правосудие по конкретным делам осуществляется не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. В судебный состав могут входить, как уже упоминалось, представители народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело, -- судьей единолично, коллегией из трех судей, судом присяжных, все они являются государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие, т. е. судом, и действуют не от своего имени, а от имени государства. Общая теория права и государства. Учебник /под ред. В.В.Лазарева. - з-е изд., перераб и доп. - М.: Юрист, 2008. - С. 157.

Вы можете приказать судье иногда останавливаться у суда, не сказать, что он не может управлять компьютером или отказываться читать файл с самого начала и подобных вещей. Во всяком случае, нельзя судить судье, что он должен делать больше сравнений, чтобы он принимал определенные решения в определенном направлении, чтобы он дважды подумал о том, хочет ли он еще что-то стать, если он продолжит делать то, что он делает сейчас делает.

Таким образом, все, что имеет даже отдаленное влияние на решение судей по существу, недопустимо. И ни один президент, независимо от того, насколько высоко, может сказать это любому судье. Определить, что это будет задача и повод подать предложение в суд магистрата.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд помимо этого проверяет обоснованность и законность решений районного суда. Кроме того, районные суды рассматривают в порядке апелляционного судопроизводства судебные решения, вынесенные мировыми судьями. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела; принять к своему производству гражданское или уголовное дело они не вправе.

Юрисдикция (совокупность правомочий) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует административно-территориальной единице (Костромской областной суд) или структурной сфере его деятельности (военный суд Северного флота). В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу. В соответствии со ст. 93 Конституции РФ высшие судебные инстанции дают заключение при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ; Верховным Судом РФ рассматриваются уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК РФ).

В системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением

В качестве вывода можно сказать, что принцип разделения властей -- фундаментальный принцип организации власти в правовом государстве, а судебная власть -- одна из трех основных ветвей государственной власти.

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции).
Термин "судебная власть" употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.
Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть - это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова "власть" истолковывается в основном значении и как "право, сила и воля над кем- либо, свобода действий и распоряжений, начальствования", "право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо", "могущество, господство, сила".
Закон "О судебной системе Российской Федерации", основываясь на Конституции Российской Федерации, указывает, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ст. 1).
Следует заметить, что УПК РФ не предусматривает возможность рассмотрения уголовного дела с участием народных заседателей. Федеральный Закон от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" утратил силу с 1 января 2004 г.
Из конституции российской федерации следует, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства - судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 10, 118 конституции). Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда путем установления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы личности, законность и справедливость решений суда.
Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия. "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом" (ст. 118 Конституции). Правосудие - исключительная компетенция судебной власти. Помимо осуществления правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и реализуемых ею полномочий.
В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным ветвям также принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами дознания и предварительного следствия; санкционирование проведения действий, связанных с ограничением прав граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 конституции; разъяснения по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и др.
Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.
Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.
Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:
1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, "власть толпы", власть общественного мнения, власть средств массовой информации - "четвертая власть"), судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. в состав суда помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в отправлении правосудия. но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе.
3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак, связанный с предыдущим. судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 конституции РФ, ст. 1 закона "о судебной системе) . ни законодательные, ни исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица, государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия. важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по конституции Российской Федерации принадлежит только суду. Так, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
4. Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.
Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.
Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.
5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти.
Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов.
Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам, производства в арбитражных судах регулируется развернутыми нормативными актами: гражданским процессуальным кодексом, уголовно-процессуальным кодексом, арбитражным процессуальным кодексом.
6. Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти, что определено ст. 118 Конституции Российской Федерации, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов (неопределенность в конституционности нормативного акта и соответствующее обращение в конституционный суд; спор, возникший из гражданских правоотношений, и обращение в суд за защитой права или охраняемого законом интереса; факт административного правонарушения и (обычно) протокол об административном правонарушении; обнаружение признаков преступления, подтверждаемых определенным законом источником; экономический спор, возникший в сфере управления, и обращение за защитой в арбитражный суд). Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. она может начинаться еще до вмешательства суда. например, расследование преступления следователем по терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства. но судопроизводство, о котором говорится в конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает конкретное дело и принимает решение на основе закона, формулируя его в установленном порядке, осуществляя правосудие.
7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции; ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).
Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов - необходимое условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское право исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно выражающие смысл закона. Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции). Эти разъяснения ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами являются подзаконными актами. Прежде высшим судебным органам предоставлялось право давать судам "руководящие указания", а затем "руководящие разъяснения" по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.