Конституции рсфср, cccр, россии. справка. Ж) организация обороны ссср, руководство всеми вооруженными силами ссср, установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик. Обеспечивает единство законодательного регулирования на

В период предшествовавший образованию СССР в стране проходили два взаимосвязанных процесса. Во-первых, создавались и конституционно оформлялись советские республики как независимые социалистические государства. Во-вторых, шло становление самой России как федеративного государства.

В 1919 г. принимаются Конституции Белорусской и Украинской республик. В сентябре 1920 г. IX съезд Советов Туркестана утверждает Конституцию Туркестанской республики. В конце 1920 – начале 1921 гг. с помощью Красной Армии происходит установление Советской власти в Закавказье. В мае 1921 г. была принята Конституция Азербайджанской ССР, в начале 1922 г. – Армянской ССР и Грузинской ССР. В том же году происходит объединение Грузии, Армении и Азербайджана в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР). Её Конституция была принята I съездом Советов Закавказской Федерации в декабре 1922 г. Быстрое создание конституций советских республик в 1919 – 1922 гг. объяснялось тем, что при их составлении за основу была взята Конституция РСФСР.

Руководители партий контролировали правительство, контролируя, кто входил в Советы, и осуществлял различные формы мониторинга или пересмотрел то, что делали государственные министерства. Правительственные министры и их сотрудники должны обладать компетенцией для решения задач, за которые они несут ответственность, и быть эффективными в производстве. Это означало, что образование, как правило, техническое, в их соответствующих областях, но партийные лидеры часто делали карьеру через позиции партийной ответственности.

Для такого продвижения не требовалось технических знаний. Скорее, требовались политические критерии. Эти партийные чиновники осуществляли контроль, но часто им не хватало технических знаний, которые должны были сделать их более умелыми в своих задачах.

В послевоенные годы завершается процесс становления Российской Федерации. К концу 1922 г. автономию получают все крупные компактно живущие народы России. Образуются Дагестанская, Горская, Якутская автономные республики, восстанавливается на новой основе Крымская АССР. В 1921 г. были приняты Конституции Дагестанской и Крымской автономных республик. Возникают автономные области – Черкесская, Ойротская, Кабардино-Балкарская, Монголо-Бурятская, Чеченская и другие. В ноябре 1922 г. после окончательного разгрома интервентов и белогвардейцев Народное собрание Дальневосточной Республики провозгласило власть Советов и обратилось с просьбой в высшие органы Советской России включить территорию республики в состав РСФСР.

По-видимому, это означало то, что руководство Сталина означало под термином «бюрократизм». Хотя они считали это опасностью, как, впрочем, и всеми марксистами, они считали, что это не Они скорее думали, что ее можно преодолеть, изменив роль партии в социалистическом обществе. Концепция демократии, которую Сталин и его партизаны в партийном руководстве хотели открыть в Советском Союзе, неизбежно привела к качественному изменению социальной роли большевистской партии.

Сталин и сторонники продолжали эту борьбу, несмотря на оппозицию других элементов большевистской партии, решительно, но с неудовлетворительными шансами на успех, до того, как Сталин умер в марте. Коммунистическая партия упоминается в статье 126 как авангард рабочих в их борьбе за укрепление и развитие социалистической системы и является ведущим ядром всех рабочих организаций, как государственных, так и государственных. То есть партия должна возглавлять организации, но не законодательные или исполнительные органы государства.

Окончание интервенции и гражданской войны потребовало развития новых форм сотрудничества советских республик не только в военной сфере, но и в сфере дипломатии и внешней торговли.

В ноябре 1921 – мае 1922 гг. были подписаны межреспубликанские договоры, основу которых составило соглашение о военном и финансово-экономическом союзе республик. Создавались объединенные народные комиссариаты. Республики посылали своих уполномоченных в ЦИК РСФСР. В топливной, металлургической и некоторых других отраслях промышленности России, Украины, Азербайджана, Белоруссии организуются объединения, подчиненные ВСНХ РСФСР. Происходит объединение руководства транспортом и связью. Начинается совместное перспективное планирование народного хозяйства.

Ф) установление основ законодательства о труде

Сталин, по-видимому, считал, что после того, как партия больше не будет иметь прямого контроля над обществом, ее роль будет ограничена агитацией и пропагандой и участием в отборе кадров. это означало бы? Может быть, что-то вроде этого. Партия вернется к своей важной функции завоевания народа идеалами коммунизма, как они его понимают. В эти периоды членство в партии, по большей части, означало жертвы и тяжелую работу, часто среди беспартийных членов Многие из них были враждебны большевикам, что означало необходимость прочной базы среди масс.



В целях достижения согласованности действий по организации внешней торговли договоры РСФСР с Украиной, Белоруссией, Азербайджаном и другие акты предусматривали объединение органов внешней торговли республик. Устанавливалось, что республики будут проводить общую внешнеторговую политику на основе единого импортно-экспортного плана. В 1921 – 1922 гг. происходит ликвидация таможенных границ, а затем вводятся единые для всех советских республик ставки таможенных сборов при внешнеторговых операциях. Вместе с тем независимые советские республики могли выступать и как самостоятельные субъекты во внешнеторговых отношениях.

Д) утверждение изменений границ между союзными республиками

Сталин подчеркнул, что коммунисты должны быть рабочими, образованными людьми, способными внести реальный вклад в производство и создание коммунистического общества, сам Сталин был неутомимым рабочим. Подводя итог, все это говорит о том, что для Сталина новая избирательная система достигнет следующих целей.

Были выпущены сотни тысяч бывших кулаков, богатых фермеров, которые были главной целью коллективизации, и тех, кто был заключен в тюрьму или изгнан за сопротивление коллективизации. с правом голоса, составлял по меньшей мере несколько сотен тысяч человек, которые были правы, полагая, что государство и сторона относились к ним несправедливо.

Необходимость выступить «единым фронтом» в сфере дипломатии потребовалось перед Генуэзской конференцией по экономическим и финансовым вопросам. Предвидя серьезную борьбу с капиталистическими державами, независимые советские республики решили объединить свои силы. С этой целью в январе – феврале 1922 г. их полномочные представители при правительстве Советской России подписали протокол, доверявший делегации РСФСР на Генуэзской конференции защиту прав и интересов Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, Армении, Хорезма и Бухары, а также Дальневосточной Республики.

Первоначальное предложение Сталина о новой конституции не предусматривало множественных выборов, и он говорил об этом в своем интервью Рою Говарду 1 марта. Это предложение, похоже, встретилось с широко распространенной, хотя и молчаливой оппозицией региональных лидеров партии, Первые секретари, «Партократия», как их называет Жуков.

Из всего этого Жуков делает следующий вывод. Это могло означать только одно: не только «общие направления», но, по крайней мере, часть аппарата ЦК, Агитпропа, не принимали инновации Сталина. не согласился даже чисто формальным путем на многочисленные выборы, опасные для многих людей, которые, по словам Сталина и что «Лаврада» указала, прямо угрожали позициям и реальной силе первых секретарей - в Центральные комитеты национальных коммунистических партий, на региональном уровне, в области, в городах и отраслевых комитетах.

В протоколе подчеркивалось, что объединение дипломатических усилий советских республик не ограничивается проведением Генуэзской конференции. РСФСР поручалось широкое представительство интересов восьми республик в экономической и политической сфере по отношению к неограниченному кругу государств.

Развитие федеративных отношений между независимыми советскими республиками, создание ЗСФСР, завершение становления Российской Федерации подготовили образование Союза Советских Социалистических Ре6спублик.

Главные секретари партии занимали функции партии, которую они не могли проиграть победой на любых выборах в Советы, где они представились бы. Но огромная местная власть, которую они вывели, происходила главным образом из-за контроля, который партия осуществляла над всеми аспектами экономики и государственного аппарата - колхозом, фабрикой, образованием, армией. Новая избирательная система лишит первых секретарей их автоматических позиций в качестве депутатов Советов и их способности просто выбирать других делегатов.

Их поражение или «их» кандидатов на выборах в Советы, действительно, было бы референдумом об их работе. Первый секретарь, кандидаты которого были побеждены на выборах независимыми кандидатами, был бы разоблачен как слабо связанный с массами. Во время кампаний кандидаты от оппозиции, несомненно, проводили кампании по таким вопросам, как коррупция, авторитаризм или некомпетентность партийных чиновников.

Образование СССР было вызвано как внутренними, так и внешними факторами. Это исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами страны, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов республик.

Объединение было обусловлено одинаковым общественным и государственным устройством – все республики были советскими и социалистическими, у власти находились коммунистические партии.

Глава VII. Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик

Высшие правители партии, как правило, были членами партии на протяжении многих лет, ветераны действительно опасных дней царской эпохи, революции, гражданской войны и коллективизации, когда коммунист был опасен. Многие получали меньше образования, и, в отличие от Сталина, Кирова или Берии, большинство из них казалось не желающим или неспособным «оправиться» посредством личного обучения.

Глава VIII. Местные органы государственной власти

Они осуществили сложную коллективизацию крестьянства, в ходе которой сотни тысяч людей были изгнаны. Вероятно, они опасались, что многие будут голосовать против своих кандидатов или против любого большевистского кандидата. Если бы это было так, это означало, что они будут понижены или хуже. Они всегда получали какую-то партийную позицию, или, в худшем случае, работу.

Среди причин образования СССР важное место занимали факторы угрозы новой военной интервенции, экономической изоляции, дипломатического нажима империалистических государств на советские республики.

23 – 29 декабря 1922 г. состоялся Х Всероссийский съезд Советов. В нем принимали участие и делегаты от независимых республик. Обсудив вопрос об образовании Союза ССР, съезд признал такое решение своевременным и принял решение вхождении РСФСР в Союз в качестве равноправной республики.

Новая конституция «Сталин» гарантировала правильную работу для каждого советского гражданина, с медицинской помощью, пособиями на пенсию, образованием и т.д. Прозы, заговоры, репрессии. Планы на новую конституцию и выборы были подготовлены на пленарном заседании ЦК в июне. Делегаты единодушно одобрили проект Конституции. Но никто из них не поддержал их открыто. Это недоверие к предложению Сталина, безусловно, означало «скрытую оппозицию от ведущих сотрудников, демонстрацию отсутствия интереса».

В духе сталинского интервью с Говардом Молотов снова настаивал на благотворном влиянии партии на то, чтобы позволить кандидатам-некоммунистам появиться на выборах Советов. В рамках этой новой избирательной системы возможен выбор элементов противника. Но даже эта опасность, в конечном счете, должна нам помочь, поскольку она послужит стимулом для организаций, которые в ней нуждаются, и активистов, которые заснули.

Полномочные делегации РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР подписали Договор об образовании СССР. С юридической точки зрения этого было вполне достаточно для образования (учреждения) нового государства. Но было решено принять договор и на съезде Советов Союза.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза ССР. Он утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, разработанные комиссией ЦК РКП(б), и решил передать их на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик. Окончательные тексты Договора и Декларации должен был утвердить II съезд Советов Союза ССР.

Сам Сталин выражает это еще более ясно. Некоторые говорят, что это опасно, потому что элементы, враждебные Советской власти, могут занимать высшие позиции, как некоторые бывшие белогвардейцы, кулаки, священники и т.д. здесь и там есть враждебные силы, это будет означать, что наша пропагандистская работа плохо организована и что мы полностью заслужили это безобразие.

Еще раз, первые секретари продемонстрировали негласную враждебность. Но практически нет обсуждения первого пункта повестки дня - проекта Конституции. Но реальной дискуссии не было: вместо этого лидеры - партийные лидеры - привлекли внимание к угрозам врагов извне и внутри, а не к выступлениям. утверждая Конституцию, которая была основным предметом, докладчиками которой были Сталин, Молотов, Жданов, Литвинов и Вышинский, делегаты практически проигнорировали это. Была создана Комиссия для дальнейшего изучения проекта Конституции, не фиксируя ничего о выборах в плюрализм.

Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза. На первой сессии ЦИК СССР был поставлен вопрос о разработке актов, имеющих конституционное значение.

Е) утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик

Международная ситуация была действительно напряженной. Победа фашизма в гражданской войне в Испании была лишь вопросом времени. Советский Союз был окружен враждебными силами, и в том же месяце «Берлинско-Римская ось» была сформирована Гитлером и Муссолини.

В то время как Конгресс имел дело с новой Конституцией, советское руководство находилось между первыми двумя крупными московскими процессами, а Зиновьев и Каменев были привлечены к суду с некоторыми другими в августе. Открытие все большего числа групп, сговорившихся о свержении советского правительства, требовало полицейских действий. Но подготовка к действительно демократическим выборам со стороны правительства и совершенствование внутренней демократии партии - тема, неоднократно подчеркиваемая теми, кто был ближе всего к Сталину в Политбюро, - потребовал обратное: открытость к критике и самокритика, тайные выборы лидеров членами партийной базы и прекращение «кооптации»Первыми секретарями.

24 февраля 1923 г. комиссия по выработке проекта Конституции СССР создается ЦК РКП(б), а 27 апреля 1923 г. Президиум ЦИК образует Расширенную комиссию из представителей союзных республик. В конце июня – начале июля 1923 г. проект Конституции был в целом одобрен Пленумом ЦК РКП(б) и сессиями ЦИК союзных республик. 6 июля ЦИК СССР утвердил проект Конституции и немедленно ввел его в действие. Затем Основной закон Союза был ратифицирован съездами Советов союзных республик, а окончательное утверждение текста Конституции СССР произошло 31 января 1924 г. на II съезде Советов Союза ССР.

Глава XIII. Порядок изменения конституции

Доклад Ежова о продолжающихся расследованиях заговоров в стране был затмил Николай Бухарин, который в своих попытках исповедовать свои прошлые ошибки, пытаясь дистанцироваться от своих бывших соратников и убедить в своей лояльности настоящее, только преуспело в дальнейшем.

Три дня спустя Жданов говорил о необходимости большей демократии как в стране, так и в партии, ссылаясь на борьбу с бюрократией и необходимость более тесных связей с массами, являются ли они членами или нет. членов партии. «Новая избирательная система придаст импульс улучшению работы советских органов, ликвидации бюрократических органов, ликвидации бюрократических недостатков и сбоев в работе наших советских организаций». И эти недостатки, как вы знаете, очень существенны, наши партийные органы должны быть готовы к избирательной борьбе, и на выборах нам придется столкнуться с враждебными агитационными и враждебными кандидатами.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: 1) Декларация об образовании СССР; 2) Договор об образовании СССР. Она окончательно оформила и закрепила образование принципиально нового государства – Союза Советских Социалистических Республик.

В Декларации подчеркивалась противоположность национальной политики Советского государства политике угнетения в капиталистическом мире; указывались причины объединения советских республик в союзное государство, а также принципы их объединения: добровольность, равноправие, сохранение за каждой республикой суверенности и права свободного выхода из СССР.

Нет сомнения, что Жданов, выступая от имени руководства Сталина, предвидел настоящую избирательную борьбу с независимыми кандидатами, которые серьезно выступали бы против развития Советского Союза. Только этот факт полностью несовместим с интерпретациями Хрущева и холодной войны.

Жданов также подробно подчеркнул необходимость развития демократических норм в самой партии большевиков. Если мы хотим завоевать уважение партии и советских боевиков за наши законы и массы за советскую конституцию, то мы должны гарантировать преобразование работы партии на основе однозначного и полного осуществления основ внутренняя демократия партии, о которой говорится в Уставе нашей партии.

Договор об образовании СССР, который, в сущности, и являлся Конституцией, состоял из 11 глав: I – О предметах ведения верховных органов власти СССР; II – О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; III – О съезде Советов СССР; IV – О ЦИК СССР; V - О Президиуме ЦИК СССР; VI – О СНК СССР; VII – О Верховном Суде СССР; VIII – О народных комиссариатах СССР; IX – Об Объединенном Государственном Политическом управлении; X – О Союзных Республиках; XI – О гербе, флаге и столице СССР.

Основной Закон СССР признавал за союзными республиками право иметь свои конституции. Вместе с тем, они должны были теперь быть изменены в соответствии с фактом образования СССР и приведены в соответствии с Конституцией Союза.

Такая работа была проведена в ближайшие после образования СССР годы. В апреле 1925 г. был утвержден Основной Закон ЗСФСР, в мае 1925 г. – Конституция РСФСР, в 1927 г. – новая Конституция БССР, в 1929 г. – новая Конституция УССР.

После принятия Конституции СССР активизировался процесс национально-государственного размежевания в Средней Азии. Оно было вызвано стремлением руководящих кругов и населения Средней Азии к созданию своей национальной государственности.

В результате размежевания были созданы две новые республики: Узбекская ССР, которая объединила районы Туркестана, Бухары и Хорезма, населенные узбеками, и Туркменская ССР, объединившая туркменские районы этих республик. Кроме того, были образованы две автономные области: Каракиргизская в составе РСФСР и Каракалпакская в составе Киргизской АССР, также входившей в Российскую Федерацию.

В марте 1925 г. было объявлено об образовании Таджикской АССР. Первоначально она входила в состав Узбекистана. После победы над басмачами и окончательного установления Советской власти в октябре 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял решение о преобразовании его из автономной в союзную республику. Вхождение Таджикской ССР в состав Союза подтвердил в 1931 г. VI съезд Советов СССР.

В апреле 1925 г. Киргизская АССР была переименована в Казахскую республику. В 1926 г. Каракиргизская АО сначала переименовывается в Киргизскую АО, а затем преобразуется а в автономную республику.

Воссоединение народов в единых национальных государствах происходило и на западе страны. В 1924 и 1926 гг. по соглашению между РСФСР и БССР Белоруссии были переданы территории, населенные преимущественно белорусами. В 1924 г. в составе Украины образовалась Молдавская АССР, объединившая молдаван, живущих на левом берегу Днестра.

Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным аппаратом. Поскольку Советский Союз объединял уже сложившиеся республики, то необходимости создавать всю систему государственных органов снизу доверху не было. Органы власти и управления Союза строились с учетом опыта, накопленного республиками.

Согласно Конституции 1924 г. высшим органом власти Союза ССР являлся съезд Советов СССР, который выбирался от Советов городов по норме 1 депутат от 25 тыс. избирателей и от губернских съездов Советов – 1 депутат от 125 тыс. жителей. В республиках, не имевших губернского деления, делегаты избирались на республиканских съездах Советов. Таким образом, союзные республики были представлены пропорционально их населению. Очередные съезды первоначально созывались ежегодно, но IV съезд Советов СССР в 1927 г. определил, что впредь съезды будут собираться раз в два года. Конституция допускала также созыв чрезвычайных съездов.

В компетенцию Всесоюзного съезда Советов входили все без исключения вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведению Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР.

В период между съездами высшим органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет СССР. В отличие от ЦИК союзных республик он был двухпалатным. ЦИК СССР состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению в количестве 414 человек и Совета национальностей, который образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 депутатов от каждой независимо от численности населения и представителей автономных областей РСФСР по одному от каждой.

ЦИК являлся законодательным и исполнительным органом. В качестве верховного органа власти он обладал компетенцией, тождественной компетенции съезда Советов СССР, кроме вопросов, отнесенных к исключительному ведению съезда. Он должен был издавать кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединять работу по законодательству и управлению Союза ССР. ЦИК ССР имел право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК, а также съездов советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик и других органов власти на территории Союза. По Конституции ЦИК должен был созываться 3 раза в год, допускался и созыв чрезвычайных сессий.

Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Первоначально в Президиум входил 21 человек, но с образованием новых союзных республик число его членов возрастало. Президиум ЦИК ССР имел право приостанавливать и отменять постановления СНК СССР и отдельных союзных народных комиссариатов, а также ЦИК и СНК союзных республик. Президиум издавал декреты, постановления и распоряжения.

Правительством Союза ССР являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый ЦИК. Совнарком был исполнительным и распорядительным органом, но также обладал и законодательной функцией. В пределах предоставленных ему прав он мог издавать декреты и постановления. В его состав входили Председатель, заместители председателя и 10 наркомов СССР.

Отраслевое управление осуществляли наркоматы. Общесоюзных наркоматов было пять: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Также пять наркоматов имели статус объединенных с наркоматами республик: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции.

Общесоюзные наркоматы осуществляли управление через специальных уполномоченных в союзных республиках, объединенные - через одноименные наркоматы. Остальные отрасли государственного управления входили в компетенцию союзных республик, имевших наркоматы: внутренних дел, юстиции, земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и некоторые другие.

Структура органов государственного управления после принятия Конституции 1924 г. отражала поступательное движение государственного механизма к единой централизации. В целях успешного проведения целенаправленной классовой политики совершенствовалась и развивалась система карательных органов.

В декабре 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов принял решение в связи с окончанием гражданской войны о ликвидации Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Однако это решение не означало отказа от специфических государственных функций, выполнявшихся ВЧК 6 февраля 1922 г. Президиум ВЦИК в соответствии с указаниями съезда принял декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ) при Наркомате внутренних дел, возложив на него широкий спектр задач, связанных с предупреждением, раскрытием и пресечением деятельности враждебных элементов. Это раскрытие контрреволюционных и оппозиционных организаций и лиц, предупреждение и обезвреживание открытых выступлений против государства и его органов, охрана государственной тайны, контрразведка, борьба со шпионажем и терроризмом во всех их проявлениях, выявление враждебных действий империалистических государств и их спецслужб, а также эмигрантских организаций русского зарубежья, внешняя разведка и другие задачи.

ГПУ осуществляло оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, применение мер административной ответственности. Местные отделения создавались при исполкомах и имели двойное подчинение. Территориальная структура ГПУ наследовала существовавшую структуру органов ВЧК и их кадровый состав. В распоряжении ГПУ находились особые части войск.

В связи с образованием СССР 15 ноября 1923 г. ЦИК утвердил положение об Объединенном Государственном политическом управлении (ОГПУ). Система политического сыска получила свой высший контрольно-директивный орган, который ведал:

Руководством работы ГПУ союзных республик, а также транспортных органов ГПУ;

Непосредственным руководством особых отделов фронтов и армий;

Организацией охраны государственной границы Союза ССР;

Непосредственной оперативной работой в общесоюзном масштабе и за рубежом.

Надзор за законностью действий ОГПУ был возложен на прокурора Верховного суда Союза ССР.

Милиция с 1922 г. существовала как организационная структура Наркомата внутренних дел РСФСР на правах Главного управления. Главной функцией милиции являлась охрана общественного порядка, обеспечение претворения в жизнь законов, пресечение противоправных деяний. Уголовный розыск был выделен из органов милиции в отдельное управление НКВД.

В 1925 – 1926 гг. на милицию были возложены обязанности оказания содействия органам государственного управления в охране лесов, сборе налогов, исполнении решений судов по гражданским делам и другие несвойственные ее предназначению обязанности. Была создана ведомственная милиция, содержавшаяся за счет средств государственных предприятий и учреждений. Она охраняла объекты, обеспечивала общественный порядок и производила дознание на вверенной территории.

В 1932 г. было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР, а в 1934 г. в преддверии массовых политических репрессий органы охраны общественного порядка были объединены с органами государственной безопасности в единый НКВД.

Сочетание функций обеспечения общественного порядка и государственной безопасности к началу 40-х гг. уже не было необходимым, поскольку кульминация репрессий была пройдена. В феврале 1941 г. с целью разукрупнения НКВД Главное управление госбезопасности НКВД СССР было выделено в самостоятельный НГБ СССР.

С ноября 1922 г. на основе Положения о судоустройстве РСФСР проводилась судебная реформа. В ходе нее устанавливалась единая система судебных учреждений, включавшая народный суд, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Военные трибуналы и военно-транспортные трибуналы входили в общую судебную систему, подчиняясь Верховному Суду, в составе которого имелись военная и военно-транспортная коллегии.

В народном суде, учреждавшемся в уездах, рассматривалась основная масса уголовных и гражданских дел. Народный суд разбирал дела в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями.

Губернский суд имел компетенцию двоякого рода. Во-первых, он являлся первой инстанцией по некоторым важнейшим делам, в частности по тем, которые раньше разбирались в трибуналах. Во-вторых, он выступал как кассационная инстанция для народных судов, выполнял функции по руководству народными судами, заменив в этой области губернские отделы юстиции.

Высшей кассационной инстанцией был Верховный Суд. Он осуществлял функции надзора за всеми судами республики, судебный контроль над ними, мог в порядке надзора рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР, давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики. Состав судов избирался соответственно уездными, губернскими Советами и ВЦИК.

Районирование, начавшееся в конце 1922 г., привело к определенному изменению системы судебных органов. Были созданы народный суд в районе, окружной суд в округе, краевые и областные суды, главные суды в АССР.

С образованием СССР в 1924 г. было принято Положение о Верховном Суде СССР, который действовал в составе Пленума, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной коллегий. По делам исключительной важности Верховный Суд СССР выступал в качестве суда первой инстанции. Функции надзора за нижестоящими судами были ограничены. Верховный Суд не мог отменять приговоры и решения республиканских судов, а лишь ходатайствовал об этом перед ЦИК.

29 октября 1924 г. ЦИК утвердил «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик», в соответствии с которыми система судебных учреждений включала народные, губернские, главные и высшие суды автономных республик, Верховные Суды союзных республик, Верховный Суд СССР, военные трибуналы.

Система органов военной юстиции в 30-е годы неоднократно менялась. В соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР в нее вошли военный трибуналы округа или фронта, военные трибуналы корпусов и дивизионные отделы окружных трибуналов. Положением о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20 августа 1926 г. военная коллегия Верховного Суда СССР наделялась правом рассматривать кассационные жалобы и протесты на приговоры военных трибуналов. Военная коллегия стала единым руководящим центром для всех трибуналов Союза ССР.

В законодательных актах провозглашался принцип осуществления правосудия только судом. Однако на практике, особенно в 30-х годах, это положение не осуществлялось. Сохранялись внесудебные формы репрессий, применявшиеся административными и следственными органами. По закону от 1 декабря 1934 г. судебные функции выполняло Особое Совещание при НКВД СССР, на местах создавались специальные тройки, которым предоставлялось право вынесения приговоров. В них входили первый секретарь соответствующего обкома партии, начальник областного управления НКВД и областной прокурор. В 1937 г., в разгар массовых репрессий из «троек» исключили представителей партийных органов, получились «двойки». В середине 30-х гг. создавались также милицейские «тройки» для борьбы с мелкими правонарушителями и очистки городов от нежелательных элементов.

В целом судебная система СССР в 20 – 30 гг. отвечала задачам проведения классовой политики в условиях становления авторитарного режима.

С 1922 г. в РСФСР была восстановлена адвокатура, однако после революции она так и не поднялась до роли публично-правового института, а ограничивалась оказанием юридической помощи гражданам и защиты их интересов в суде.

Также с 1922 г. для разрешения споров между социалистическими организациями был учрежден государственный арбитраж.

До 1922 г. в советских республиках не было органа высшего надзора за законностью. Функции надзора с равным успехом выполняли Советы, наркоматы юстиции и госконтроля. 28 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре. Государственная прокуратура строилась как единая централизованная система, наделенная полномочиями:

Осуществлять надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц;

Возбуждать уголовное преследование при выявлении преступлений;

Наблюдать за деятельностью органов следствия и дознания;

Участвовать в распорядительных заседаниях судов;

Приносить кассационные протесты и протесты в порядке надзора;

Наблюдать за правильностью содержания заключенных под стражей.

Прокурором республики являлся нарком юстиции, назначаемый и отзываемый решением ВЦИК. Губернские, областные прокуроры и прокуроры автономных областей назначались, увольнялись, перемещались и отстранялись от должности Прокурором республики, в непосредственном подчинении которого они находились. В автономных республиках прокурор назначался и отзывался ЦИК республики.

При военных трибуналах состояли военные прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора республики.

Создание СССР потребовало объединения союзных прокуратур и учреждения общесоюзной прокуратуры. В 1924 г. была учреждена должность Прокурора Верховного Суда СССР.

Вооруженные Силы к концу гражданской войны имели в своих рядах 5,5 млн. военнослужащих. Содержание армии такой численности было не по силам Советской республике. Необходимо было существенно сократить численность личного состава, не ослабляя обороноспособности страны, не упуская из виду систему подготовки резервов.

Решение этой проблемы было найдено путем введения в 1924 г. территориально – милиционной системы комплектования Красной Армии. Эта система означала, что наряду с постоянными войсками в составе РККА имелись территориальные части, костяк которых составлял определенный контингент кадровых военнослужащих, но большая часть личного состава была переменной. Переменный состав проходил трехмесячную допризывную подготовку, а затем в течение четырех лет ежегодно вызывался на краткосрочные сборы в части, к которым приписывался. Территориальные части создавались в пределах того военного округа или даже губернии, где постоянно проживали призываемые в них граждане. Такая система позволила подготовить на случай войны максимальное количество бойцов при минимальных затратах.

По Закону СССР «Об обязательной военной службе», принятому в 1925 году, военная служба слагалась из: а) допризывной подготовки (с 19 лет), б) действительной военной службы (с 21 года), в) состояния в запасе (до 40 лет). Каждый мужчина, способный носить оружие, должен был последовательно пройти все эти этапы.

К 1925 г. численность армии была снижена в 10 раз и доведена до 562 тыс. человек при доле кадрового состава в 15 – 20%. Вооруженные Силы делились на сухопутные, морские, воздушные и войска специального назначения. Командный состав, ранее подразделявшийся на «красных командиров» (выходцев из красноармейцев) и «военспецов» (бывших офицеров старой армии) стал единым. В 1925 г. 90,5 % командных кадров имели военное образование. В том же году комиссары были освобождены от функции контроля за деятельностью командиров и переведены на должности заместителей командиров по политической части. Институт военных комиссаров вновь был введен в 1937 г. и существовал в течение 3-х лет.

С середины 30-х гг. в связи с ростом международной напряженности начался перевод Вооруженных Сил с территориально-милиционной на кадровую систему комплектования и к 1939 г. он был завершен.

Существенные изменения в организацию военной службы внес Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», принятый 1 сентября 1939 г. Призывной возраст был снижен с 21 до 19 лет, а для лиц со средним образованием – до 18 лет. Увеличивались сроки действительной военной службы.

В предвоенные годы шло широкое техническое оснащение и перевооружение армии и флота. Отмечался многократный рост числа танков, самолетов, орудий. Правда, современные типы военной техники только еще создавались. Массовое производство их началось перед самой войной.

Проведенные мероприятия позволяли существенно повысить обороноспособность страны. Однако репрессии второй половины 30-х гг. резко ухудшили боеготовность частей и соединений. Вооруженные Силы потеряли свыше 40 тыс. офицеров и генералов. К началу Великой Отечественной войны только 7 % командиров имели высшее образование. 75% лиц начальствующего состава занимали должности менее года.

Конституция 1936 г. и перестройка Советского госаппарата. Построение основ социализма, изменение классовой структуры общества требовали конституционного закрепления. С февраля 1935 г. по июнь 1936 г. проходила работа Конституционной комиссии под председательством И.В. Сталина, которой поручалось выработать текст Конституции для юридического закрепления сложившейся к середине 30-х гг. практики социальных отношений.

Разработка и принятие Конституции осуществлялось под контролем партийно-политического руководства страны. 1 июня 1936 г. Пленум ЦК ВКП(б) в основном одобрил проект Конституции СССР. 11 июня 1936 г. Президиум ЦИК СССР также одобрил проект, а 12 июня он был опубликован для всенародного обсуждения. С учетом выдвинутых предложений в текст Конституции было внесено 43 поправки, касавшиеся 36 из 146 статей. 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял постатейно и в целом текст Основного закона Союза ССР.

Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924 г. Ее структура состояла из 13 глав, в том числе 4-х новых:

Об общественном устройстве;

О суде и прокуратуре;

Об основных правах и обязанностях граждан;

Об избирательной системе.

Классовая природа Советского государства в период построения основ социализма была определена в Конституции как «социалистическое государство рабочих и крестьян», в котором вся власть принадлежит «трудящимся города и деревни в лице Советов», получивших наименование «Советы депутатов трудящихся». Таким образом, Конституция СССР фиксировала наличие только двух классов – рабочих и крестьян.

В Конституции было закреплено руководящее положение Коммунистической партии, поскольку она представляла руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных. Другие партии к тому времени прекратили свое существование, хотя их создание и существование законом не запрещалось, а ст. 126 Конституции разрешала объединение граждан и даже гарантировала право на создание общественных организаций.

В отличие от предшествующих советских конституций Конституция 1936 г. ясно и полно определила экономическую основу СССР. Ее составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности и уничтожения эксплуатации человека человеком. Было подчеркнуто, что социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности.

СССР провозглашался федерацией – союзным государством, образованным на основе добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Перечень предметов ведения Союза в лице его высших органов власти и органов государственного управления содержался в ст. 14 Конституции. Вне этих пределов союзные республики осуществляли государственную власть самостоятельно. Каждая из них должна была иметь свою Конституцию, учитывающую особенности республики, и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР. В случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным, действовал общесоюзный закон. За каждой советской республикой сохранялось право свободного выхода из Союза ССР.

В Конституцию была включена специальная глава «Основные права и обязанности граждан», в которой устанавливалось равноправие граждан СССР независимо от их национальности и расы, пола и вероисповедания во всех областях хозяйственной, государственной и общественно-политической жизни. Важнейшее значение имело закрепление в Конституции прав граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение, на образование, а также свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности и жилища, тайны переписи.

Одновременно в Конституции были сформулированы основные обязанности гражданина перед обществом и государством соблюдать Конституцию, исполнять законы, беречь и укреплять социалистическую собственность, защищать свое Отечество, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Труд в СССР являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина с соблюдением принципа «кто не работает, тот не ест».

С учетом расширения социальной базы Советов в Конституции 1936 г. был разработан новый порядок их формирования. Советы теперь должны избираться гражданами СССР, достигшими 16-летнего возраста, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В выборах могли участвовать все граждане СССР, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом к лишению избирательных прав. Таким образом, отпали прежняя многостепенность выборов и производственно-территориальный принцип их организации, неравенство городских и сельских избирателей.

После принятия Конституции была организована работа по приведению в соответствие с ее положениями союзного и республиканского законодательства. В республиканских конституциях были конкретизированы положения союзной с учетом исторических условий, детально разработаны нормы о местных органах государственной власти.

Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов были переименованы в Советы депутатов трудящихся. Согласно Конституции они декларировались как политическая основа СССР. Конституция не признавала принцип разделения властей, а лишь проводила более четкую грань между законодательной и исполнительно-распорядительной деятельностью. Громоздкие съезды были заменены постоянно действующими сессионными органами в лице союзного и республиканских Верховных Советов.

Высшим законодательным органом в СССР являлся Верховный Совет СССР, состоявший из 2-х палат – Совета Союза и Совета Национальностей.

Каждая палата пользовалась законодательной инициативой. Нормативные акты принимались большинством голосов каждой палаты. Высшими законодательными органами в республиках являлись Верховные Советы республик.

Президиум Верховного Совета СССР не был конституирован как высший орган государственной власти, избираемый Советом, однако обладал всеми полномочиями высшего органа государственной власти, кроме вопросов исключительной компетенции Верховного Совета: изменения Конституции, принятия основ законодательства, издания общесоюзных законов.

Президиум Верховного Совета имел полномочия проводить референдумы, объявления состояния войны, объявления общей и частичной мобилизации, ратификации международных договоров, объявления военного положения в различных районах. Президиум имел право издавать нормативные акты в виде указов, которые вступали в действие до их утверждения Верховным Советом СССР. Президиум занимался официальным разъяснением и толкованием правовых норм.

Верховный Совет СССР образовывал Совнарком СССР, который был конституирован как высший исполнительно-распорядительный орган, ответственный перед Верховным Советом и подотчетный ему. СНК не имел законодательных прав, а мог лишь издавать подзаконные акты в рамках действующих законов. В состав СНК входили: председатель, его заместители, народные комиссары, председатель Госплана, председатель Комиссии Советского Контроля, руководители некоторых общесоюзных комитетов.

Конституция СССР 1936 г. закрепила более демократическую избирательную систему и декларировала построение социалистического общества в стране. Изменился состав субъектов, составляющих федерацию. В тоже время продолжались дальнейшая бюрократизация управления, усиление личной власти и политических репрессий. Принятая Конституция так и осталась всеобщей декларацией и не была способна защитить население ни от нарастающего насилия, ни от авторитарного произвола.

Развитие права

Переход страны к мирному строительству вызвал необходимость правового закрепления и обеспечения социальных отношений, насаждаемых Советской властью. Требовалась четкая и логически стройная система правовых актов, построение которой могло быть достигнуто проведением кодификации.

Задача кодификации законодательства была поставлена на XI конференции РКП(б) в декабре 1921 г. В результате напряженной работы по выполнению решений конференции в 1922 – 1923 гг. были подготовлены и приняты 7 кодексов РСФСР: Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Земельный, Лесной и Кодекс законов о труде. В 1924 г. принимается Исправительно-трудовой кодекс, а в 1926 г. – новая редакция УК РСФСР и Кодекс законов о браке, семье и опеке. С учетом российского опыта велась кодификационная работа и в других советских республиках.

С образованием СССР развертывается систематизация законодательства в масштабе Союза. В 1924 г. были утверждены Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Одновременно были приняты и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В 1928 г. ЦИК СССР издал Общие начала землепользования и землеустройства.

  • Органы государственной власти и управления в XIX веке
  • Органы государственной власти и управления во второй половине XIX– начале XX века
  • Тема 5. Представительные органы власти Земский собор
  • Государственная дума
  • Тема 6. Центральные отраслевые органы управления
  • Тема 7. Местные органы власти
  • Органы местного управления
  • Земская реформа 1864 года
  • Структура земских органов
  • Городовая (городская) реформа 1870 года
  • Тема 8. Структура судебной власти
  • Тема 9. Правовое положение населения
  • Раздел II. История Русского права (IX век–1917 год)
  • Тема 11. Право собственности
  • Тема 12. Обязательственное право
  • Тема 13. Семейное право
  • Тема 14. Наследственное право
  • Тема 15. Уголовное право
  • Система преступлений:
  • Система наказаний:
  • Система преступлений:
  • Виды наказаний:
  • Виды преступлений:
  • Тема 16. Процессуальное право
  • Раздел III. Советское государство и право (1917–1991 годы)
  • Тема 17. История советского конституционного строительства
  • Тема 18. Высшие органы власти и управления
  • Органы государственной власти и управления рсфср по Конституции 1918 года
  • Органы государственной власти и управления ссср по Конституции 1924 года
  • Органы государственной власти и управления ссср по Конституции 1936 года
  • Органы государственной власти и управления ссср по Конституции 1977 года
  • Тема 19. Местные органы власти и управления
  • Тема 20. Судебная система
  • Тема 21. Гражданское право
  • Структура кодекса:
  • Тема 22. Брачно-семейное законодательство
  • Декреты:
  • Тема 23. Трудовое право
  • Тема 24. Уголовное право
  • Тема 25. Государство и право в 1985–1991 годах
  • Практические задания
  • Казусы по тексту Пространной редакции Русской правды
  • Словарь
  • Казусы по тексту Псковской судной грамоты
  • Словарь
  • Казусы по тексту Судебника 1497 года
  • Словарь
  • Казусы по тексту Судебника 1550 года
  • Словарь
  • Казусы по тексту Соборного уложения 1649 года
  • Словарь
  • Казусы по тексту Артикула воинского (1715 год, 26 апреля)
  • Словарь
  • Казусы по тексту Грамоты на права, вольности и преимущества благороднаго Российскаго дворянства (1785 год, 21 апреля)
  • Казусы по тексту Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (1861 год, 19 февраля)
  • Казусы по тексту Учреждения судебных установлений (1864 год, 20 ноября)
  • Казусы по тексту Устава уголовного судопроизводства (1864 год, 20 ноября)
  • Методические рекомендации по написанию курсовой работы
  • Тема 1. Теории происхождения Древнерусского государства
  • Тема 2. Титул главы государства, способы передачи власти, права верховной власти. IX–XVII век
  • Раздел 1. Изменение титула главы государства на протяжении IX–XVII веков: от Великого князя Киевского к царю Московскому
  • Раздел 2. Изменение способов передачи престола в русском государстве IX–XVII веков: от родового старшинства к старшинству семейному;
  • Раздел 3. Оформление и постепенное законодательное закрепление прав главы государства в IX–XVII веках
  • Тема 3. Титул главы государства, способы передачи власти, права верховной власти. XVIII век–1917 год
  • Раздел 1. Развитие титулярной формулы власти (XVIII век–1917 год). Правовое закрепление статуса императора
  • Раздел 2. Законодательное оформление способов передачи престола (завещательное преемство, мужское семейное первородство)
  • Раздел 3. Развитие и законодательное оформление прав главы государства
  • Тема 4. Особенности системы управления Новгородской земли
  • Раздел 1. Причины особенности государственного устройства и управления Новгородских земель: экономические, политические, социальные
  • Раздел 2. Высшие органы власти и управления Новгородской республики, своеобразие их роли по сравнению с другими русскими землями (вече, князь, посадник, тысяцкий)
  • Раздел 3. Своеобразие системы местного управления Новгородом и землями республики
  • Тема 5. Вече: происхождение, состав, способы созыва, права и роль на различных территориях русского государства
  • Раздел 1. Происхождение и этапы развития вече в истории русской государственности
  • Раздел 2. Анализ состава и способов созыва вече на различных русских землях в период Киевской Руси и феодальной раздробленности
  • Раздел 3. Права вече на различных русских землях в период Киевской Руси и феодальной раздробленности
  • Тема 6. Боярская Дума и ее роль в системе органов власти и управления
  • Раздел 1. Изменение состава Боярской Думы в XV–XVII веках и его причины. Местничество
  • Раздел 2. Полномочия Боярской Думы XV–XVII веках. Соотношение власти Государя и Боярской Думы
  • Раздел 3. Порядок работы Боярской Думы и думское делопроизводство
  • Тема 7. Земские соборы: история возникновения, состав, права и значение
  • Тема 8. Формирование приказной системы в России
  • Раздел 1. Причины возникновения приказов и этапы их формирования
  • Раздел 2. Структура и состав приказов, порядок работы, делопроизводство
  • Раздел 3. Группы приказов и их полномочия
  • Тема 9. Система местного самоуправления в России. XII–XVII век
  • Раздел 1. Развитие системы местного самоуправления в северо-западных землях Руси (новгородские и псковские вольности)
  • Раздел 2. Местное самоуправление в период создания и укрепления русского централизованного государства: губная и земская реформы Ивана Грозного
  • Раздел 3. Состав городского (посадского) населения в XVI–XVII веках. Особенности системы городского самоуправления
  • Тема 10. Система местного самоуправления в России. XVIII век
  • Раздел 1. Реформирование системы сословного самоуправления Петром I
  • Раздел 2. Преобразование местного самоуправления при Екатерине II
  • Раздел 3. Сравнительный анализ преобразований в сфере местного самоуправления в XVIII веке
  • Тема 11. Система местного самоуправления в России. XIX век
  • Раздел 1. Волостное самоуправление в первой половине XIX века и реформирование крестьянского самоуправления в результате отмены крепостного права (реформа 1861 года)
  • Раздел 2. Земская реформа 1864 года, ее основные направления и недостатки. Контрреформа 1889-1890 годов
  • Раздел 3. Городская реформа 1870 года, ее основные направления и недостатки. Контрреформа 1892 года
  • Тема 12. История российской прокуратуры (период до 1917 года)
  • Раздел 1. Причины возникновения надзорных органов в России. Фискалат и основные характерные черты его деятельности
  • Раздел 2. Изменение структуры и состава прокурорских органов на протяжении 1722–1917 годов
  • Раздел 3. Основные направления деятельности прокуратуры, динамика их развития
  • Тема 13. Реформа судебной системы во второй половине XIX века
  • Тема 14 . Становление и развитие обязательственного права. IX–XVII век
  • Раздел 1. Становление обязательственного права в Древнерусском государстве: виды договоров, условия их заключения и обеспечения
  • Раздел 2. Новые черты обязательственного права в псковско-новгородских землях: отличие от Киевского периода
  • Раздел 3. Развитие обязательственного права в XV–XVII веках и его характерные черты
  • Тема 15 . Происхождение и развитие права наследства. IX–XVII век
  • Раздел 1. Особенности наследственного права в Древнерусском государстве: техника наследования по закону и завещанию
  • Раздел 2. Изменение в наследственном праве в новгородско-псковских землях
  • Раздел 3. Развитие наследственного права в Московском царстве, особый порядок наследование недвижимости (земли)
  • Тема 16. Происхождение и развитие права наследства.
  • Раздел 1. Изменение наследственного законодательства в первой четверти XVIII века. Проявления активного вмешательства государства в практику наследования недвижимого имущества
  • Раздел 2. Наследственное право после смерти Петра I. Основные характеристики техники наследования по завещанию и по закону
  • Раздел 3. Наследственное законодательство по Своду законов Российской империи и его развитие в XIX–XX веков
  • Тема 17. Развитие понятия «преступление» в русском уголовном праве. IX– XVII век
  • Раздел 1. Особенности восприятия понятия «преступление» в Древнерусском государстве, виды преступлений
  • Раздел 2. Изменение понимания термина «преступление» в Новгородской и Псковской судных грамотах, усложнение системы преступлений
  • Раздел 3. Сущность и виды преступлений в Судебниках и Соборном уложении 1649 года
  • Тема 18. Развитие понятия «наказание» в русском уголовном праве. IX–XVII век
  • Раздел 1. Цели и особенности системы наказаний в Древнерусском государстве
  • Раздел 2. Расширение системы наказаний в период феодальной раздробленности. Татаро-монгольское влияние
  • Раздел 3. Изменение целей и ужесточение системы наказаний в Московском царстве
  • Тема 19. Развитие понятия «преступление» в русском уголовном праве. XVIII век–1917 год
  • Раздел 1. Появление термина «преступление» в русском уголовном праве XVIII века, его сущность и виды
  • Раздел 3. Сущность и виды преступлений по Уголовному уложению 1903 года
  • Тема 20. Развитие понятия «наказание» в русском уголовном праве. XVIII век–1917 год
  • Раздел 1. Изменение целей и ужесточение системы наказаний в эпоху Петра I. Противоречивость отношения к смертной казни во второй половине XVIII века
  • Раздел 2. Усложнение системы наказаний по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных и ее развитие в XIX веке
  • Раздел 3. Система наказаний в начале XX века
  • Тема 21. Изменение форм процесса. IX–XVIII век
  • Раздел 1. Основные характеристики состязательной формы процесса в русском государстве IX–XV веков;
  • Раздел 2. Изменение порядка судопроизводства в Московском царстве: возникновение розыскной формы процесса
  • Раздел 3. Противоречивость развития системы судопроизводства в XVIII веке
  • Тема 22. Система доказательств в русском процессуальном законодательстве. IX–XVIII век
  • Раздел 1. Становление и развитие системы доказательств в русском государстве IX–XV веков: свидетельские показания, поличное, ордалии, рота, поле и др.;
  • Раздел 2. Изменение системы доказательств в Московском царстве: доказательства по состязательному и розыскному процессам;
  • Раздел 3. Формальная система доказательств XVIII века и ее основные черты
  • Тема 23. Высшие органы власти и управления ссср
  • Раздел 1. Высшие органы государственной власти и управления по Конституции ссср 1924 года: статус, порядок формирования, компетенция
  • Раздел 2. Принципиальные изменения структуры высших органов власти и управления по Конституции ссср 1936 года
  • Раздел 3. Конституция ссср 1977 года о структуре, порядке формирования, компетенции высших органов власти и управления
  • Тема 24. Этапы становления и развития советской судебной системы (1917–1985 годы)
  • Раздел 2. Гк рсфср 1922 года и Конституция ссср 1936 года о праве собственности: изменения ее видов и их причины
  • Раздел 3. Гк рсфср 1964 года и регулирование права собственности, ее виды и их характеристика
  • Раздел 2. Основные тенденции развития наследственного права в конце 20-х – середине 50-х годов XX века
  • Тема 27 . Становление и развитие советского трудового законодательства (1917 – 1985 годы)
  • Раздел 1. Сравнительная характеристика положений кЗоТ рсфср 1918 и 1922 годов: общие черты и основные различия
  • Раздел 2. Развитие трудового законодательства в конце 20-х – середине 50-х годов XX века: причины и направления изменений трудового права
  • Раздел 3. КЗоТ рсфср 1971 года: закрепление демократических принципов и норм трудового права
  • Раздел 3. Отказ от антидемократических норм 30-х – 40-х годов XX века в Кодексе рсфср о браке и семье 1969 года
  • Раздел 1. Характерные особенности в восприятии понятия «преступление» в первые годы Советской власти (1917 – 1920)
  • Раздел 2. Ук рсфср 1922 и 1926 годов о преступлении, систематизация видов преступления
  • Раздел 3. Ук рсфср 1960 года и внесение принципиальных изменений в понятие «преступление»
  • Тема 30. Реорганизация системы высших органов власти и управления в период перестройки (1985 – 1991 годы)
  • Раздел 1. Восстановление роли Советов как высших органов власти ссср. Двухуровневая система представительных органов
  • Раздел 3. Изменение статуса и полномочий Совета министров ссср
  • Вопросы для подготовки к экзамену
  • Контрольный тест (примерный)
  • Тема 20. Судебная система

    Революция уничтожила старую судебную систему, а советские судебные органы начали возникать уже в период проведения Октябрьской революции. В качестве центрального органа судебного управления по Декрету II Всероссийского съезда Советов был создан Наркомат юстиции (НКЮ). Его задача заключалась, прежде всего, в организации местных органов судебного управления, самой системы судебных учреждений, в руководстве ею.

    Новые суды стали возникать еще в ходе революции. Рабочие по призыву большевиков самостоятельно, не дожидаясь директив сверху, стали распускать старые судебные учреждения. Взамен создавались свои пролетарские суды, судившие руководствуясь революционной совестью. Они носили самые разнообразные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд и т. п.

    С целью унифицировать подобную практику, а также стремясь приспособить вновь появляющуюся судебную систему к политической ситуации в стране, СНК в ноябре 1917 года издает знаменитый Декрет о суде №1. Этим правовым актом:

      упразднялась официально вся дореволюционная судебная система;

      отвергался институт присяжных заседателей (был введен институт народных заседателей), прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей;

      создавались местные суды, к ведению которых были отнесены гражданские дела с суммой иска до 3000 рублей и уголовные дела, если санкция по ним не превышала двух лет лишения свободы;

      закреплялись основные принципы советского суда: выборность судей и народных заседателей (фактически избирались Советами и были им подотчетны), судопроизводство на языке местного населения, гласность, право на защиту, независимость судей;

      определялась законодательная база действия судов: в своих решениях они имели право руководствоваться законами свергнутых правительств в той мере, в которой те не противоречили революционной совести, революционному правосознанию, программе партии;

      оформлялась кассационная инстанция, которой должны были стать съезды местных судей;

      создавались два вида судов: общие и специальные.

    Декрет о суде №1 положил начало практике зависимости судов от местных Советов, что не способствовало защите прав граждан и самостоятельной, независимой работе судебных органов.

    Дальнейшее становление советской судебной системы связано с Декретом о суде №2:

      подсудность местных судов по гражданским делам расширена: они рассматривают теперь и все дела об утверждении в правах наследования, усыновления, расторжения браков;

      введены окружные народные суды в уездах и городах для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов (созданы были не везде и практически не работали).

    Вопросы организации правосудия продолжались в годы гражданской войны. 30 ноября 1918 года было издано Положение о едином народном суде:

      вместо прежних, многочисленных судебных органов был создан единый народный суд, которому были подсудны все гражданские и уголовные дела, за исключением контрреволюционных;

      судом второй инстанции становится Совет народных судей, состоящий из народных судей судебного округа. Территория судебного округа совпадала с территорией губернии или иной административно-территориальной единицы;

      апелляция, как и ранее, не предусматривалась;

      народные судьи избирались Советом строго по классовому признаку, а народные заседатели утверждались исполкомом Советов по спискам, предоставленным рабочими организациями, волостными и сельскими советами;

    Для того периода времени новая система судов просуществовала достаточно долго, почти два года.

    Одновременно со становлением системы общего судоустройства возникает система специальных судебных органов для борьбы с контрреволюцией и для защиты революции. Это так называемые рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Первоначально круг рассматриваемых ими дел был ограничен: контрреволюционные выступления, мародерство, саботаж. И на практике, на местах, процесс образования трибуналов шел намного активнее, нежели народных судов.

    Четко просматривается три системы трибуналов: гражданские, военные, транспортные.

    Майский (1918 года) декрет ВЦИК расширил подсудность гражданских трибуналов за счет включения в нее дел о погромах, взяточничестве, подлоге, хулиганстве. Декрет содержал и примерный перечень наказаний, который мог применяться трибуналами. Обратим внимание на то, что смертная казнь среди них не предусматривалась. Но по мере расширения масштабов гражданской войны функция ревтрибуналов, изначально обличительная, все больше превращается в карательную. Постановление НКЮ летом 1918 года разрешает им применять смертную казнь.

    Постепенно система трибуналов становится более стройной. В конце мая 1918 года при ВЦИК создается Центральный революционный трибунал, который рассматривает наиболее важные дела, изъятые из подсудности местных судов.

    В октябре 1918 года при Реввоенсовете Республики был создан военно-революционный трибунал, объединивший деятельность фронтовых и армейских трибуналов в Красной Армии. В компетенцию революционных военных трибуналов входило рассмотрение дел:

      о контрреволюционных преступлениях и других особо тяжких преступлениях, совершенных военнослужащими и военнопленными;

      о любых действиях, направленных против Красной Армии.

    В 1920 году при Наркомате путей сообщения был создан Главный революционный железнодорожный трибунал, который объединил деятельность трибуналов на транспорте. Они создавались при управлениях железных дорог, на крупных железнодорожных узлах и были полномочны решать дела: о преступлениях работников железных дорог, связанных с нарушением работы транспорта; о преступлениях всех граждан, если они нарушали работу транспорта.

    Таким образом, при формировании советской судебной системы были нарушены все демократические принципы судопроизводства и судоустройства. Суд приобрел классовый характер, попав в зависимость от местных органов власти.

    Переход к мирному строительству и проведение в жизнь новой экономической политики (1921–1929 годы ) требовали изменения и судебной системы.

    В 1922 году НКЮ подготовил проект Положения о судоустройстве, намечавший коренные изменения всей судебной организации. Утвержденное в ноябре 1922 года Положение определило, что задачей советских судов является защита завоеваний революции, обеспечение интересов государства, прав трудящихся. Следовательно, еще раз была подчеркнута классовая сущность советской судебной системы.

    Была создана единая трехзвенная система судебных учреждений:

    Гражданские революционные трибуналы ликвидировались.

    Народный суд стал основной ячейкой судебной системы, судом первой инстанции для рассмотрения большей части уголовных и гражданских дел. Через него их проходило до 90 %.

    Новая система проводила принцип выборности судей и народных заседателей. Но народные судьи избирались губернскими исполкомами сроком на один год. Народные заседатели избирались на общих собраниях трудящихся.

    Губернский суд обладал тройной компетенцией:

    во-первых, являлся судом первой инстанции для наиболее опасных преступлений и сложных гражданских дел;

    во-вторых, служил кассационной инстанцией по делам, рассматриваемым народными судами;

    в-третьих, выполнял функции по общему управлению в отношении действующих на территории губернии народных судов, нотариальных контор, коллегий защитников.

    Верховный суд РСФСР был образован 31 октября 1922 года . Он являлся высшим звеном единой судебной системы и имел достаточно сложную компетенцию:

      выступал в качестве первой инстанции по наиболее важным делам, перечень которых должен был определяться специальным законом;

      служил кассационной инстанцией для губернского суда, военного и военно-транспортного трибуналов;

      осуществлял высший судебный надзор и руководил всей судебной практикой;

      осуществлял судебный контроль над всеми без исключения судебными органами РСФСР.

    Договор об образовании СССР предусмотрел учреждение при ЦИК СССР Верховного Суда Союза (ВС СССР).

    Компетенция этого суда была определена следующим образом:

      дача Верховным судам республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;

      рассмотрение и опротестование перед ЦИК СССР по указанию Прокурора Верховного суда постановлений, решений и приговоров Верховных судов союзных республик по соображению противоречий общесоюзному законодательству, или если ими затрагиваются интересы других республик;

      дача заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;

      разрешение судебных споров между союзными республиками;

      рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

    Появление ВС СССР предполагало размежевание компетенции союзных и республиканских судебных учреждений, согласование их структуры. Эти задачи были разрешены Основами судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятыми 29 октября 1924 года , которые, в свою очередь, должны были согласовываться с соответствующими республиканскими актами. В РСФСР этот пересмотр объяснялся и начавшейся реформой административно-территориального деления.

    В 1926 году , в ноябре, было принято Положение о судоустройстве РСФСР. Положение подтвердило единую трехзвенную судебную систему:

      народный суд;

      губернский суд;

      ВС РСФСР.

    В связи с окончанием гражданской войны была реорганизована система трибуналов. Первоначально в 1921 году все три системы трибуналов были объединены в одну и создан единый Верховный трибунал при ВЦИК. Во время судебной реформы 1922 года были упразднены сначала общие ревтрибуналы, а в конце 1923 года и военно-железнодорожные. Положение 1922 года предусматривало следующую систему специальных судов :

      военные трибуналы по делам о преступлениях, угрожающих крепости и мощи Красной Армии;

      особые трудовые сессии народных судов для рассмотрения дел, связанных с нарушением Кодекса законов о труде;

      центральные и местные арбитражные комиссии для рассмотрения имущественных споров между государственными органами.

    Положение 1926 года систему специальных судов сохранило, так как подтвердило необходимость специальных знаний и навыков для рассмотрения определенных дел. В специальные суды входили:

      военные трибуналы, создаваемые при военных округах, корпусах, дивизиях;

      земельные комиссии (по административно-территориальному принципу), создаваемые при исполкомах для рассмотрения земельных споров;

      Высшая арбитражная комиссия при экономическом совещании РСФСР;

      особые сессии народного суда по трудовым делам.

    В данный период была продолжена традиция подбора кадров для работы в судебной системе по классовому признаку. Зависимость суда от администрации также сохранялась.

    Период 1929–1953 годов наиболее противоречивая эпоха в развитии советской судебной системы. Конституция 1936 года впервые на таком уровне определила демократические принципы организации и деятельности советской судебной системы. В соответствии с Конституцией в 1938 году был принят и Закон о судоустройстве СССР и союзных республик. В этих документах появились новеллы, придающие нашей судебной системе демократический характер:

      осуществление правосудия только судами;

      провозглашение принципа выборности народных судов непосредственно населением;

      принцип независимости судей;

      общедемократические положения о едином, равном для всех граждан суде независимо от национальности, расовой принадлежности и т. п. на основе единого и обязательного для судов уголовного, гражданского и процессуального законодательства, с обеспечением права на защиту.

    По Закону судебная система состояла из двух групп судов:

    Первая группа – суды СССР, к которым относились ВС СССР и специальные суды: военные трибуналы, вновь образованные линейные суды железнодорожного транспорта и линейные суды водного транспорта.

    Вторая группа – суды, построенные в соответствии с политико-административным делением страны. В общем виде это были:

      народный суд в районах;

      областной, краевой суд;

      ВС союзной республики.

    Основным звеном судебной системы оставался народный суд, который образовывался во всех районах и городах. Он рассматривал до 90% всех гражданских и уголовных дел. Гражданские – иски об имуществе, уплате алиментов, наследстве, трудовые споры между работниками и администрацией предприятий. Уголовные – преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан, порядка управления, имущественные и служебные преступления.

    Относительно народных судов можно выделить принципиально новый момент. Судьи этого уровня и народные заседатели избирались сроком на 3 года на основе прямого, всеобщего, равного избирательного права. На этом демократический принцип выборности заканчивался. Судьи всех остальных звеньев по-прежнему избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет.

    Областные, краевые и отнесенные к этой категории суды рассматривали дела о контрреволюционных преступлениях, особо опасных преступлениях против государственного управления, особо сложные хозяйственные и должностные преступления. Данные суды являлись кассационной инстанцией для народных судов.

    Высшим судебным органом РСФСР являлся ВС РСФСР, который осуществлял:

      надзор за судебной деятельностью всех республиканских судов;

      рассмотрение жалоб и протестов на приговоры областных и приравненных к ним судов;

      рассмотрение по существу (суд первой инстанции) уголовных и гражданских дел, отнесенных законом к его ведению.

    Высшим судебным органом СССР был ВС СССР, на который возлагалось решение следующих вопросов:

      надзор за судебной деятельностью всех звеньев;

      дача руководящих указаний по вопросам судебной практики;

      рассмотрение особо важных дел;

      рассмотрение кассационных жалоб и протестов;

      отмена решений судов союзных республик.

    Таким образом, законодательно была закреплена стройная система демократического правосудия в СССР, но она носила формальный характер:

      существовал ряд внесудебных органов;

      отсутствовало закрепленное законом единство правосудия, так как по делам о террористических актах, диверсиях и вредительстве существовал их упрощенный порядок рассмотрения;

      значительная часть судебного корпуса не имела юридического образования и не могла осуществлять правосудие в точном соответствии с законом.

    Во время Великой Отечественной войны вновь усилилась роль военных трибуналов. Основное место в работе общих судов начали занимать дела о нарушении трудовой дисциплины.

    После войны судебная система была приведена в соответствие с законом.

    В 1958 году были приняты Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. В соответствии с этим документом срок полномочий народных судов увеличился с 3 до 5 лет, а возраст, по достижению которого можно стать судьей, до 25 лет. Выборы народных заседателей стали проводиться на общих собраниях трудящихся.

    В соответствии с Основами в 1960 году был принят Закон о судоустройстве РСФСР.

    Но следует отметить, что предусмотренная еще Положением 1938 года судебная система не претерпела каких-либо значительных изменений. По-прежнему действовали те же ее звенья.

    Конституция СССР 1977 года на высшем юридическом уровне закрепила действующую судебную систему, условно разделив суды на суды Союза ССР (общесоюзные) и суды республик.

    К общесоюзным относились: Верховный суд СССР и военные трибуналы (единственные специальные суды).

    Система судов союзных республик определялась республиканским Законом о судоустройстве и строилась в соответствии с административно-территориальным делением: народный суд – областной (краевой) суд – ВС республики.

    Конституция СССР 1977 года ввела понятие государственного арбитража как судебного органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями, организациями. Таким образом, Конституция положила начало формированию особой системы судебных органов – арбитражных судов.