Декрет о труде. О честной плате за честный труд


[Извлечения]

1. Рабочим временем или числом рабочих часом в сутки считается то время, в течение которого, согласно договору найма (ст.ст. 48, 60, 90, 98 и 103 Уст. о Пром. Труде)*(1) , рабочий обязан находиться в промышленном предприятии, в распоряжении заведующего оным, для исполнения работ...
2. Рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятии (п.1 ст.103 Уст. о Пром. Труде - нормальное рабочее время), не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая сюда и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения...
3. Не более как через 6 часов от начала работ должен быть устанавливаем свободный перерыв в работе для отдыха и для принятия нищи. Перерыв сей не должен быть короче 1 часа...
4. Общая продолжительность всех перерывов в течение суток не должна превышать двух часов.
5. Ночным временем считается время от 9 часов вечера до 5 часов утра.
6. В ночное время воспрещается пользоваться трудом рабочих женского и мужского пола в возрасте до 16 лет.
7. Для предприятий, работающих двумя комплектами рабочих в две смены, ночное время считается от 9 часом вечера до 5 час. утра, причем свободные перерывы (ст.4) могут быть сокращены для каждой смены до получаса.
8. В тех же случаях, когда по желанию рабочих (например, в кирпичном деле) или по климатическим условиям желательно установление более значительной продолжительности полуденных свободных перерывов, Главным по фабричным и горно-заводским делам. Присутствием*(2) (или заменяющим его органом) могут быть разрешаемы соответствующие отступления от правил ст.ст. 4-6 и 8 сего закона.
9. При найме несовершеннолетних лиц (не достигших 18 лет), кроме изложенных выше, применяются следующие правила:
а) малолетние, не достигшие 14 лет, к работе по найму не допускаются, б) рабочее время не достигших 18 лет не может быть продолжительнее 6 часов в сутки...

14. В производствах и работах, особо вредных, в которых рабочие подвергаются действию особых неблагоприятных условий или опасности профессиональных отравлений (каковы, напр., работы в сушилках чрезвычайно высокой температуры, на ртутных и белильных заводах и т.п.), рабочее время, указанное в ст.ст. 3-5 и 8, подлежит дальнейшему сокращению...
15. К подземным работам женщины и подростки обоего пола в возрасте до 18 лет не допускаются...

17. Работа, производимая рабочим в такое время, когда по расписанию рабочего времени ему не полагается работать, считается сверхурочной. Сверхурочная работа допускается лишь при соблюдении условий, указанных в ст.ст. 19-22 сего закона*(3) , и оплачивается в двойном размере.
18. Все лица женского пола и лица мужского пола, не достигшие 18 лет, к сверхурочным работам не допускаются...

23. На ближайшее время, впредь до окончания военных действий, в предприятиях, работающих на оборону, постановления, ограничивающие продолжительность сверхурочных работ (ст.ст. 19-23), и о перерывах в работах (ст.ст. 4-6) могут не применяться по соглашению с рабочими и рабочими организациями.
24. Настоящий закон ввести в действие по телеграфу.
25. Настоящий закон распространить на нее предприятия и хозяйства, независимо от их размера и от того, кому они принадлежат, и на всех лиц, занятых работой по найму.
26. Виновные в нарушении настоящего закона караются по суду лишением свободы до одного года.

Распубликован в ь 2 "Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства" от 12 ноября (30 октября) 1917 г.
СУ РСФСР, 1927, ь 1, ст.10.

______________________________
*(1) Устам о промышленном труде был составлен в 1913 г. В него вошли содержавшиеся в Уставе горном и Уставе о промышленности (изд. 1893 г.) постановления о надзоре за промышленными предприятиями и об условиях труда в этих предприятиях.
Статьи 48, 60, 96 и 98 Устава о промышленном труде предписывали обязательную выдачу рабочим расчетных книжек, в которых должны указываться условия найма, и устанавливали порядок составления этих книжек. Статья 103 Устава была посвящена правилам внутреннего распорядка на предприятиях. Пункт 1 этой статьи указывал, что правила внутреннего распорядка должны включать расписание часов начала и окончания работ и продолжительность перерывов.
*(2) Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие - до Октябрьской революции орган Министерства торговли и промышленности, созданный "для высшего наблюдения за правильным применением законоположений, касающихся соблюдения на фабриках заводах и горных промыслах должного порядка и благоустройства" (ст.1. Устава о промышленном труде). Декрет о 8-часовом рабочем дне был издан спустя всего лишь 4 дня после победы Октябрьской революции, т.е. в то время, когда развернувшаяся ломка буржуазно-помещичьего госаппарата еще не была доведена до конца и некоторые вновь созданные наркоматы (в данном случае Наркомтруд) еще использовали отдельные части старого, сломанного в своей основе аппарата, обновив состав его сотрудников.
*(3) Статьи 19-22 декрета ограничивали определенными сроками продолжительность сверхурочных работ, устанавливали порядок регистрации этих работ и указывали те случаи, когда сверхурочные работы могли вводиться лишь по особому разрешению Наркомтруда или инспекции труда.

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ
от 31 января 1918 года
О БИРЖАХ ТРУДА
1) В целях: а) точного учета и планомерного распределения рабочих рук во всех отраслях народного хозяйства; б) упорядочения спроса и предложения труда; в) контроля безработных, получающих пособия согласно закона страхования от безработицы, - учреждаются местные и областные биржи труда.
Примечание. Безработные, не зарегистрированные в местных биржах труда, лишаются права пособий, установленных Законом страхования от безработицы.
2) Местные биржи труда учреждаются местными объединениями профессиональных союзов на указанных ниже основаниях при городских и земских самоуправлениях в поселениях с числом жителей не менее 20000.
В поселениях с числом жителей менее 20000 по указанию профессиональных союзов или, за отсутствием таковых, по указанию фабрично - заводских и иных рабочих комитетов, Советом Бирж Труда могут быть учреждаемы местные биржи труда.
3) Совет Бирж Труда устанавливает районы действия и срок открытия биржи труда.
Примечание. Впредь до образования Совета Бирж Труда, срок открытия биржи труда устанавливается Народным Комиссариатом Труда.
4) Для достижения указанных в ст. 1 целей местные биржи труда: а) регистрируют всех нуждающихся в заработке лиц и безработных данной местности; б) регистрируют все случаи спроса на труд; в) оказывают посреднические услуги по найму; г) ведут текущую статистику предложения и спроса на труд: д) собирают сведения о положении местного рынка труда; е) устраивают столовые и общежития; ж) издают бюллетени о состоянии рынка труда; з) открывают при помещении биржи труда библиотеку, читальню и т.п. и принимают иные меры, способствующие осуществлению указанных в ст. 1 целей.
5) Управление местной биржей труда возлагается на комитет биржи труда, состоящий из представителей профессиональных союзов, 2 представителей местного Совета Рабочих Депутатов и 2 представителей городского и земского самоуправления.
Примечание. За отсутствием профессиональных союзов, в состав комитета входят представители фабрично - заводских и иных рабочих комитетов.
6) Расходы по содержанию местных бирж труда несут городское и земское самоуправление с субсидией от государства, размер которой, в каждом отдельном случае, определяется Народным Комиссариатом Труда.
7) Для объединения и согласования деятельности местных бирж труда, Советом Бирж Труда учреждаются областные биржи труда при областных профессиональных объединениях.
8) Пользование услугами биржи труда бесплатно.
9) Местные и областные биржи труда приостанавливают свою посредническую деятельность в отношении работодателей тех предприятий, в которых происходят забастовки.
10) В целях согласования деятельности местных и областных бирж труда ежегодно созывается Всероссийский Съезд представителей местных и областных бирж труда, который образует руководящий орган - Совет Бирж Труда.
11) Совет Бирж Труда издает для местных и областных бирж труда правила, инструкции, разъяснения; устанавливает единообразные формы делопроизводства, отчетности и статистических обследований.
12) До образования Совета Бирж Труда исполнение положений, перечисленных в ст. ст. 2-й, 3-й, в примечаниях к 5-й, 7-й, 10-й и 11-й, возлагается на Народный Комиссариат Труда.
13) В отношении телеграфных, телефонных и почтовых сношений биржи труда пользуются правами правительственных учреждений.
14) Областные и местные биржи труда, учрежденные на основании сего положения, пользуются правами юридических лиц.
15) С введением в действие сего положения все частные конторы, бюро по найму и тому подобные учреждения, имеющие целью за плату или какое-либо иное вознаграждение служить посредниками по найму, подлежат закрытию.
16) Наем рабочих и служащих производится только через биржу труда.
17) Нарушение ст. 15-й влечет наказание до шести месяцев тюремного заключения.
Председатель Совета
Народных Комиссаров
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народные Комиссары
А.ШЛЯПНИКОВ
В.ТРУТОВСКИЙ
Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров
В.БОНЧ - БРУЕВИЧ

В прежних системах права России трудовое право не выделялось в особую отрасль, оно составляло краткую часть гражданского права. Теперь оно формируется как самостоятельная отрасль права. Вопросы трудовых отношений составляли важный раздел политэкономии марксизма и обсуждались в документах РСДРП с самого ее возникновения. Общие положения взглядов большевиков на трудовые отношения были отражены в декретах 1917-1918 гг. Присущие марксизму категории рабочей силы, труда, прибавочной стоимости и заработной платы были разработаны применительно к рыночной экономике Запада в ее чистом, даже абстрактном варианте. Они не отражали реальных трудовых отношений в России и воспринимались общественным сознанием существенно иначе, нежели в теории. На революционном этапе развития Советского государства это не имело большого значения, т.к. из марксизма были взяты, в основном, злободневные идеи равенства, справедливости и освобождения от эксплуатации человека человеком. Впоследствии расхождение между теорией марксизма и советской реальностью стало все больше и больше вредить здоровью советского общества. Трудовое право регулировало отношения, возникающие на основе всеобщей трудовой повинности на всех производствах, за исключением крестьянских хозяйств. Первым правовым актом о труде было постановление СНК от 29 октября 1917 г. "О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени". Советское государство было первым в мире, законодательно установившим 8-часовой рабочий день для всех лиц, занятых работой по найму. Продолжительность рабочей недели не должна была превышать 46 (а кто-то говорит, что 42, а госпожа Гаряева утверждает, что 40) часов. Был запрещен ночной труд женщин и подростков до 16 лет (это, кстати, вызвало акции протеста некоторых фабзавкомов). Женщины и подростки до 18 лет не допускались к подземным и сверхурочным работам. Рабочий день подростков до 18 лет был ограничен 6 часами. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере и т.д. Постановление это было передано на места по телеграфу и вступало в силу немедленно. 22 декабря 1917 г. декретом ВЦИК было введено страхование по болезни. 14 июня 1918 г. СНК ввел оплачиваемые двухнедельные отпуска рабочим и служащим.

"Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" ввела всеобщую трудовую повинность. Позднее это положение вошло в первую Конституцию РСФСР, которая объявила труд обязанностью всех граждан и провозгласила лозунг: «Не трудящийся да не ест».Декрет СНК от 5 октября 1918 года «О трудовых книжках для нетрудящихся». Согласно этому декрету производилась выдача продовольственных карточек.Декрет СНК от 29 октября 1918 года «Об отделах распределения рабочей силы». Согласно этому декрету государство сосредоточило в своих руках все сведения о наличии рабочих мест и безработных. Устройство на работу осуществлялось только через государственные органы учета и распределения рабочей силы. Свобода расторжения трудовых договоров было несколько ограничена.

9 декабря 1918 г. был издан кодекс законов о труде , закрепивший вслед за Конституцией всеобщую трудовую повинность, нормы условий труда и продолжительность рабочего времени. Однако в условиях войны нормы КЗоТа неизменно не выдерживались. Сверхурочные работы были повсеместным явлением, уход с работы по собственному желанию был затруднен. Методом осуществления трудовой повинности были трудовые мобилизации, практиковалась милитаризация производства, рабочие переводились на положение военнослужащих. С целью укрепления дисциплинарной ответственности Декретом СНК от 14 ноября 1919 г. были введены рабочие дисциплинарные суды. Несмотря на то, что в РСФСР была впервые осуществлена кодификация трудового права, оно не распространялось на подавляющую часть населения страны – крестьянство.

Борьба за красное знамя и за «право на труд»

В тот же день между буржуазным большинством Временного правительства и революционными рабочими Парижа возникли разногласия по вопросу о цвете государственного флага. Рабочие-демонстранты требовали признания красного флага - знамени революции и социальных преобразований. Против этого требования выступили буржуазные круги, которые в трехцветном знамени видели символ господства буржуазного строя. Временное правительство решило сохранить трехцветный флаг, но согласилось прикрепить к его древку красную розетку (впоследствии она была снята). В спорах по этому вопросу отразились противоречия между различными классами в понимании характера и задач февральской революции.

Почти одновременно возник другой конфликт. Депутация от рабочих потребовала немедленного издания декрета о «праве на труд». Наличие в Париже огромной массы безработных делало этот лозунг чрезвычайно популярным среди широких слоев трудящихся. После долгих возражений правительство по предложению Луи Блана приняло декрет, гласивший, что оно обязуется «гарантировать рабочему его существование трудом» и «обеспечить работу для всех граждан». Этот декрет носил чисто декларативный характер: при капиталистическом строе лозунг о «праве на труд» неосуществим.

28 февраля перед зданием, где заседало Временное правительство, состоялась массовая демонстрация рабочих со знаменами, на которых были вышиты требования: «Организация труда», «Министерство труда и прогресса», «Уничтожение эксплуатации человека человеком». Лозунг «Организация труда» широко пропагандировался в социалистической литературе предшествующих лет и означал по существу стремление к замене капиталистических производственных отношений иной организацией производства, основанной на социалистических началах. В результате длительных прений правительство приняло решение, носившее видимость компромисса, - создать комиссию по рабочему вопросу во главе с Луи Бланом и Альбером. Для заседаний этой комиссии, в которую вошли делегаты от рабочих, представители предпринимателей и несколько видных экономистов, был отведен Люксембургский дворец. Но Люксембургская комиссия не получила никакой реальной власти и никаких финансовых средств. Комиссия была использована буржуазией лишь для того, чтобы внушить массам иллюзии и, усыпив их бдительность, выиграть время для укрепления своих сил.

Луи Блан играл во всей этой затее самую неприглядную роль. Он призывал рабочих терпеливо ждать созыва Учредительного собрания, которое якобы решит все социальные проблемы. На заседанияж комиссии и вне ее он пропагандировал свой план производственных рабочих ассоциаций, субсидируемых государством. Деятельность Луи Блана вполне отвечала замыслам буржуазии, которая тем временем собирала свои силы для перехода в наступление на завоевания революции. Ленин писал о Луи Блане, что этот французский социалист «мнил себя вождем «трудовой демократии» или «социалистической демократии», а на деле Луи Блан был хвостом буржуазии, игрушкой в ее руках».(В. И. Ленин, «Великий отход», Соч., т. 25, стр. 44-45. ) Ленин по имени этого деятеля мелкобуржуазной демократии называл «луиблановщиной» тактику соглашательства и измены интересам пролетариата.

Право в 50-е годы.

При возвращении они могли требовать восстановления своих прав при соблюдении следующих условий:

* эвакуация должна быть документально оформлена;

* квартирная плата должна своевременно вносится;

* лица, проживающие ранее, должна быть выселены.

Массовая гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону. Указ от 14 марта 1945 года потребовал расширения, установил очередь наследования по закону, имел название "О наследниках по закону и по завещанию". Ввел новые категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, а также братьев и сестер наследодателя.

Были установлены следующие очереди:

* дети, супруг, лица, нетрудоспособные, находящиеся на иждивении наследовали в первую очередь,

* трудоспособные родители,

* братья и сестры.

Наследство должно делиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли. Каждый гражданин мог завещать свое имущество 1 или нескольким лицам, а также государственным и общественным органам.

При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу.

В послевоенные годы договор как средство правового оформления получает широкое распространение. Постановление совета министров СССР от 21 апреля 1949 года «О заключении хозяйственных договоров» подчеркивало, что договор, заключенный на основе плана является единственно правильной формой отношений между органами. К системе генеральных и локальных договоров добавлялись еще и прямые договоры, которые не во всех отраслях использовались. Велась борьба с бездоговорные поставки. Указ президиума Верховного совета СССР «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» от 26 августа 1948 года. Этим документом власть привлекала капиталы граждан к решению проблемы жилья, т.е. граждане в праве построить или купить в городе или вне его один жилой дом в один или два этажа с количеством комнат не более 5 штук, а общая площадь не должна превышать 60 кв. метров. Такая мера оказалась действенной и помогла и государству, и населению.

В прежних системах права России трудовое право не выделялось в особую отрасль, оно составляло краткую часть гражданского права. Теперь оно формируется как самостоятельная отрасль права. Вопросы трудовых отношений составляли важный раздел политэкономии марксизма и обсуждались в документах РСДРП с самого ее возникновения. Общие положения взглядов большевиков на трудовые отношения были отражены в декретах 1917-1918 гг. Присущие марксизму категории рабочей силы, труда, прибавочной стоимости и заработной платы были разработаны применительно к рыночной экономике Запада в ее чистом, даже абстрактном варианте. Они не отражали реальных трудовых отношений в России и воспринимались общественным сознанием существенно иначе, нежели в теории. На революционном этапе развития Советского государства это не имело большого значения, т.к. из марксизма были взяты, в основном, злободневные идеи равенства, справедливости и освобождения от эксплуатации человека человеком. Впоследствии расхождение между теорией марксизма и советской реальностью стало все больше и больше вредить здоровью советского общества. Трудовое право регулировало отношения, возникающие на основе всеобщей трудовой повинности на всех производствах, за исключением крестьянских хозяйств. Первым правовым актом о труде было постановление СНК от 29 октября 1917 г. "О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени". Советское государство было первым в мире, законодательно установившим 8-часовой рабочий день для всех лиц, занятых работой по найму. Продолжительность рабочей недели не должна была превышать 46 (а кто-то говорит, что 42, а госпожа Гаряева утверждает, что 40) часов. Был запрещен ночной труд женщин и подростков до 16 лет (это, кстати, вызвало акции протеста некоторых фабзавкомов). Женщины и подростки до 18 лет не допускались к подземным и сверхурочным работам. Рабочий день подростков до 18 лет был ограничен 6 часами. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере и т.д. Постановление это было передано на места по телеграфу и вступало в силу немедленно. 22 декабря 1917 г. декретом ВЦИК было введено страхование по болезни. 14 июня 1918 г. СНК ввел оплачиваемые двухнедельные отпуска рабочим и служащим.


"Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" ввела всеобщую трудовую повинность. Позднее это положение вошло в первую Конституцию РСФСР, которая объявила труд обязанностью всех граждан и провозгласила лозунг: «Не трудящийся да не ест». Декрет СНК от 5 октября 1918 года «О трудовых книжках для нетрудящихся». Согласно этому декрету производилась выдача продовольственных карточек. Декрет СНК от 29 октября 1918 года «Об отделах распределения рабочей силы». Согласно этому декрету государство сосредоточило в своих руках все сведения о наличии рабочих мест и безработных. Устройство на работу осуществлялось только через государственные органы учета и распределения рабочей силы. Свобода расторжения трудовых договоров было несколько ограничена.

9 декабря 1918 г. был издан кодекс законов о труде , закрепивший вслед за Конституцией всеобщую трудовую повинность, нормы условий труда и продолжительность рабочего времени. Однако в условиях войны нормы КЗоТа неизменно не выдерживались. Сверхурочные работы были повсеместным явлением, уход с работы по собственному желанию был затруднен. Методом осуществления трудовой повинности были трудовые мобилизации, практиковалась милитаризация производства, рабочие переводились на положение военнослужащих. С целью укрепления дисциплинарной ответственности Декретом СНК от 14 ноября 1919 г. были введены рабочие дисциплинарные суды. Несмотря на то, что в РСФСР была впервые осуществлена кодификация трудового права, оно не распространялось на подавляющую часть населения страны – крестьянство.